Научная статья на тему 'Акмеологические технологии развития профессионализма руководителя в системе непрерывного профессионального образования'

Акмеологические технологии развития профессионализма руководителя в системе непрерывного профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
55
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Акмеология
Область наук
Ключевые слова
АКМЕОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПРОФЕССИОНАЛИЗМ / РАЗВИТИЕ / НЕПРЕРЫВНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ACMEOLOGICAL TECHNOLOGY / PROFESSIONALISM / DEVELOPMENT / CONTINUING PROFESSIONAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Беспалов Денис Евгеньевич

Раскрываются особенности использования акмеологических технологий развития профессионализма руководителя в системе непрерывного профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Acmeological technology development manager's professionalism in continuing professional education

Peculiarities of using acmeological technology development manager's professionalism in continuing professional education.

Текст научной работы на тему «Акмеологические технологии развития профессионализма руководителя в системе непрерывного профессионального образования»

МОЛОДЫЕ ИМЕНА

Беспалов Д.Е.

АКМЕОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА РУКОВОДИТЕЛЯ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Акмеологическими технологиями организации образовательного процесса, формирующего профессионализм руководителя здравоохранения в системе непрерывного профессионального образования, являются: диагностирование уровней развития компонентов профессионализма с целью прогнозирования их эффективного развития с ориентацией на потребности инновационных изменений в региональном и муниципальном пространстве здравоохранения; целеполагание как процесс постановки тактических целей функционирования образовательного процесса, обеспечивающего развитие компонентов интегративного комплекса профессионализма; проектирование инновационного образовательного процесса; организация и реализация акмеологических условий и факторов функционирования инновационного образовательного процесса; контроль и анализ результатов становления и развития профессионализма руководителя здравоохранения.

Технологическими особенностями процесса развития профессионально-личностных качеств руководителя здравоохранения в условиях инновационной системы непрерывного образования являются: расширение поливариативного содержания знаний (профессиональных, управленческих, психолого-акмеологических) и создание на этой основе модели профессионализма руководителя здравоохранения в системе непрерывного образования; актуализация содержания методологических концептуально-ценностных оснований профессиональной деятельности руководителя здравоохранения в приоритетной ориентации на личностно-ориентированные профессиональные ценности отечественной медицины; технологичность процесса освоения руководителем профессиональных компетенций в системе непрерывного образования на уровне самосознания в процессе субъектной личностно-ориентированной творческой учебно-познавательной деятельности в условиях регионально-муниципального образовательного пространства; расширение условий в системе непрерывного образования для стимулирования обучаемых к самоопределению, самообразованию, самовоспитанию, самореализации в профессиональной деятельности.

Показано, что индивидуализация личностно-профессионального развития руководителя здравоохранения представляет собой динамический, интериоризиро-ванный личностью процесс акмеологического взаимодействия, который адекватен как индивидуально-образовательному потенциалу обучаемого, так и системе социальных ценностей, требований и целей, и обеспечивает овладение способами по-

93

знания мира, профессии и себя для самореализации в жизни и профессиональной деятельности.

Особенностями индивидуализации профессиональной подготовки и личност-но-профессионального развития будущего специалиста в вузе являются: осознание студентом себя происходит через глубокое освоение ценностей и опыта; внутренняя основа индивидуализации, обусловливающая целостный характер индивидуального бытия, заключается в умении подчинить свои силы единой цели, т.е. целенаправленность, как важное качество студента; потребность в индивидуальной позиции предполагает собственный способ существования, в свою очередь, собственный способ существования в профессии предполагает наличие индивидуального стиля учебной деятельности; индивидуализация, определяемая как процесс становления индивидуальности, способствует приобретению студентом все большей самостоятельности и относительной автономности, которая проявляется в способности к самоопределению и саморегулированию; индивидуализация представляет собой единство самореализации и самоотдачи; процесс профессиональной подготовки глубоко индивидуален: студент внешнее делает внутренним, своим, делает сознательно и самостоятельно.

Анализ процессов, происходящих в мировом и отечественном медицинском образовании, позволил выявить ряд тенденций, способствующих успеху профессиональной подготовки будущих руководителей здравоохранения: вариативность обеспечивает внешнюю индивидуализацию и характеризуется совокупностью положений, определяющих способность системы здравоохранения предоставлять студентам многообразие полноценных, привлекательных вариантов образовательных траекторий, учитывающих интересы студентов и специфику будущей специальности; реализация идей рефлексии обеспечивает внутреннюю индивидуализацию и проявляется в стимулировании, развитии, обогащении личностно-профессиональных качеств будущего специалиста.

Интегративно-дифференцированная технология личностно-

ориентированного образования включает в себя последовательную систему действий преподавателя, обеспечивающую решение общих и профессиональных задач путем реализации специальной программы. Она, в свою очередь, направлена на развитие руководителей здравоохранения как личностей и профессионалов, их ин-тегративных характеристик, выполняющих объединяющую и разделяющую функции в организации личностно-ориентированного образования.

Характеристикой личностно-ориентированного образования является учебная ситуация, которая актуализирует личностные функции руководителей здравоохранения на основе использования трех базовых технологий: представление элементов содержания образования в виде разноуровневых личностно-ориентированных задач; усвоение содержания в условиях диалога как особой ди-дактико-коммуникативной среды, обеспечивающей субъектно-смысловое обучение, рефлексию, самореализацию; имитация социально-ролевых и пространственно-временных условий.

Акмеологическими требованиями к технологической подготовке руководителей здравоохранения являются: развитие потенциальных возможностей руководителей здравоохранения, опора на зону ближайшего развития и направленность на личностный и профессиональный рост, учет возрастных и индивидуальных особенностей руководителей здравоохранения, особенностей приобретаемой ими специальности, профессиональной компетентности преподавателя. Эффективность решения профессиональной задачи определяется качеством процесса самоанализа подготовленности специалиста к ее решению. В связи с этим, самоанализ становит-

ся способом самопознания, на основе результатов которого специалист строит свою профессиональную деятельность. Опыт самоанализа есть совокупность результатов самопознания, результат осуществления деятельности самоанализа, представляющий собой целостность следующих компонентов: отношения к самоанализу как одному из процессов, определяющих успешность личностно-профессионального развития; знаний о самоанализе; умений включения самоанализа в решение профессиональных задач. Показателем опыта самоанализа руководителя здравоохранения как условия его личностно-профессионального развития будет готовность специалиста к самостоятельному решению профессиональных задач, характеризующаяся: наличием целостности компонентов опыта самоанализа (отношения, знаний и умений); использованием самоаналитического опыта в процессе решения профессиональных задач; результативностью решения профессиональных задач.

Выделены этапы акмеологической технологии формирования опыта самоанализа, содействующей личностно-профессиональному развитию руководителей здравоохранения: диагностика и самодиагностика определения слушателем особенностей имеющегося у него опыта самоанализа; обогащение и самообогащение самоаналитического опыта слушателя, заключающийся в преобразовании целостности его компонентов; использование слушателем опыта самоанализа в процессе решения профессиональных задач; оценка и самооценка готовности слушателя к самостоятельному решению профессиональных задач.\

Анализ научных исследований по проблеме формирования прогностических умений руководителей здравоохранения в системе непрерывного образования позволил выявить противоречия между необходимым и реальным уровнем владения специалистом прогностическими умениями, наличием ресурсов для формирования прогностических умений в процессе непрерывного профессионального образования и невостребованностью имеющихся в нем возможностей, между необходимостью совершенствования образовательного процесса на основе использования ак-меологических технологий и стереотипными подходами к его организации. Акмео-логическая технология развития прогностических умений у руководителей здравоохранения рассматривается в нашем исследовании как совокупность действий и операций, обеспечивающих прогнозируемый результат в постоянно изменяющихся условиях процесса профессиональной деятельности.

Психолого-педагогический механизм включения руководителей здравоохранения в активную познавательную деятельность был задействован за счет диалоговой формы обучения, репродуктивные методы работы уступали место продуктивным методам. Было организовано активное включение обучаемых в осмысление профессиональных задач инновационной деятельности в их учреждении, в процесс самоопределения и творчества собственной профессиональной деятельности в условиях инновации. В этих целях использовалась методика парадигматизации понятий, их анализ в практической деятельности, которая направлена на построение критериально-обоснованного представления исследуемых понятий, теоретико-деятельностного их «видения» и сведения в систему на уровне инструментария. Для этого организуется проблематизация первичных представлений об исследуемых понятиях и их последующая рефлексия, результатом которых является согласование у обучаемых исходных представлений о ключевых понятиях и концептах проблемы исследования, а также осмысление недостаточности в их представлениях для введения предполагаемых инноваций. В результате у обучаемых формируются мотивы к более глубокому изучению и пониманию сущности исследуемых в образовании процессов, что актуализирует процессы самообразования, самопознания и

самовоспитания в профессионально-акмеологической деятельности по управлению развитием систем здравоохранения.

Акмеологическая среда профессионального и личностного руководителя здравоохранения включает внешние средовые факторы - социокультурную среду, регионально-муниципальное пространство здравоохранения и образовательный процесс; внутренние средовые факторы - субъектная профессиональная деятельность и саморазвитие. Социокультурная среда, как компонент акмеологической среды, является эффективной движущей силой процесса развития профессионализма руководителя здравоохранения, так как она способна выполнять функции проводника и координатора происходящих изменений в сфере здравоохранения страны и непосредственно в регионе. Регионально-муниципальное пространство здравоохранения выдвигает следующие требования к его способностям в профессиональной деятельности: готовность к анализу изменяющегося пространства региона, прогнозированию, проектированию и внедрению инноваций; способность целесообразно и системно управлять развитием здравоохранения с учетом особенностей и возможностей региона и муниципалитета; готовность к продуктивному решению профессиональных проблем в управленческой деятельности. Образовательный процесс, организуемый в системе непрерывного образования на вузовском и поствузовском этапах его развития, как внешний средовой акмеологический фактор, обеспечивает целенаправленный процесс развития профессионализма руководителя при четком определении профессиональных потребностей руководителей здравоохранения в знаниях и умениях эффективного управления системами здравоохранения, его развития и новых технологиях проектирования управленческой деятельности, инновационных методах оценки качества здравоохранения и коррекции ее результатов; недостающей научно-акмеологической информации, включающей теоретические обоснования достижения стратегических и тактических целей модернизации здравоохранения и др. Субъектная профессиональная деятельность и саморазвитие является внутренним средовым акмеологическим фактором, обеспечивающим направленность личности на прогрессивное развитие в профессионально-образовательном пространстве.

Литература

[1] Деркач А.А. Акмеологические основы развития профессионала. - М.: Изд-во МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЕК», 2004.

[2] Деркач А.А. Личностно-ориентированный подход к развитию и саморазвитию госслужащих. - М.: РАГС, 2002. - С. 3-40.

[3] Деркач А.А. Формирование образовательной акмеологической среды для достижения профессионального успеха - М.: Изд-во РАГС, 2007.

[4] Деркач А.А. Акмеологическая система руководства качеством непрерывного образования. Монография. М.: Изд-ва МААН, 2009.

[5] Зеер Э.Ф., Павлова A.M., Сыманюк Э.Э. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход. - М., 2005.

[6] Князев А.М. Психолого-акмеологическое обеспечение в системе высшего образования: Учебное пособие / Под общ. ред. А.А. Деркача. - М.: Изд-во РАГС, 2007.

[7] Компетентностный подход к формированию содержания образования: монография / Ермаков Д.С., Иванова Е.О., Осмоловская И.М., Рязанова Д.В., Шалыгина И.В. - Под ред. И.М. Осмоловской - М., 2007 - 210 с.

[8] Психолого-акмеологическое обоснование саморазвития личности в системе непрерывного образования. - М.: Изд-во РАГС, 2002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.