МОЛОДЫЕ ИМЕНА
Беспалов Д.Е.
АКМЕОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА РУКОВОДИТЕЛЯ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Акмеологическими технологиями организации образовательного процесса, формирующего профессионализм руководителя здравоохранения в системе непрерывного профессионального образования, являются: диагностирование уровней развития компонентов профессионализма с целью прогнозирования их эффективного развития с ориентацией на потребности инновационных изменений в региональном и муниципальном пространстве здравоохранения; целеполагание как процесс постановки тактических целей функционирования образовательного процесса, обеспечивающего развитие компонентов интегративного комплекса профессионализма; проектирование инновационного образовательного процесса; организация и реализация акмеологических условий и факторов функционирования инновационного образовательного процесса; контроль и анализ результатов становления и развития профессионализма руководителя здравоохранения.
Технологическими особенностями процесса развития профессионально-личностных качеств руководителя здравоохранения в условиях инновационной системы непрерывного образования являются: расширение поливариативного содержания знаний (профессиональных, управленческих, психолого-акмеологических) и создание на этой основе модели профессионализма руководителя здравоохранения в системе непрерывного образования; актуализация содержания методологических концептуально-ценностных оснований профессиональной деятельности руководителя здравоохранения в приоритетной ориентации на личностно-ориентированные профессиональные ценности отечественной медицины; технологичность процесса освоения руководителем профессиональных компетенций в системе непрерывного образования на уровне самосознания в процессе субъектной личностно-ориентированной творческой учебно-познавательной деятельности в условиях регионально-муниципального образовательного пространства; расширение условий в системе непрерывного образования для стимулирования обучаемых к самоопределению, самообразованию, самовоспитанию, самореализации в профессиональной деятельности.
Показано, что индивидуализация личностно-профессионального развития руководителя здравоохранения представляет собой динамический, интериоризиро-ванный личностью процесс акмеологического взаимодействия, который адекватен как индивидуально-образовательному потенциалу обучаемого, так и системе социальных ценностей, требований и целей, и обеспечивает овладение способами по-
93
знания мира, профессии и себя для самореализации в жизни и профессиональной деятельности.
Особенностями индивидуализации профессиональной подготовки и личност-но-профессионального развития будущего специалиста в вузе являются: осознание студентом себя происходит через глубокое освоение ценностей и опыта; внутренняя основа индивидуализации, обусловливающая целостный характер индивидуального бытия, заключается в умении подчинить свои силы единой цели, т.е. целенаправленность, как важное качество студента; потребность в индивидуальной позиции предполагает собственный способ существования, в свою очередь, собственный способ существования в профессии предполагает наличие индивидуального стиля учебной деятельности; индивидуализация, определяемая как процесс становления индивидуальности, способствует приобретению студентом все большей самостоятельности и относительной автономности, которая проявляется в способности к самоопределению и саморегулированию; индивидуализация представляет собой единство самореализации и самоотдачи; процесс профессиональной подготовки глубоко индивидуален: студент внешнее делает внутренним, своим, делает сознательно и самостоятельно.
Анализ процессов, происходящих в мировом и отечественном медицинском образовании, позволил выявить ряд тенденций, способствующих успеху профессиональной подготовки будущих руководителей здравоохранения: вариативность обеспечивает внешнюю индивидуализацию и характеризуется совокупностью положений, определяющих способность системы здравоохранения предоставлять студентам многообразие полноценных, привлекательных вариантов образовательных траекторий, учитывающих интересы студентов и специфику будущей специальности; реализация идей рефлексии обеспечивает внутреннюю индивидуализацию и проявляется в стимулировании, развитии, обогащении личностно-профессиональных качеств будущего специалиста.
Интегративно-дифференцированная технология личностно-
ориентированного образования включает в себя последовательную систему действий преподавателя, обеспечивающую решение общих и профессиональных задач путем реализации специальной программы. Она, в свою очередь, направлена на развитие руководителей здравоохранения как личностей и профессионалов, их ин-тегративных характеристик, выполняющих объединяющую и разделяющую функции в организации личностно-ориентированного образования.
Характеристикой личностно-ориентированного образования является учебная ситуация, которая актуализирует личностные функции руководителей здравоохранения на основе использования трех базовых технологий: представление элементов содержания образования в виде разноуровневых личностно-ориентированных задач; усвоение содержания в условиях диалога как особой ди-дактико-коммуникативной среды, обеспечивающей субъектно-смысловое обучение, рефлексию, самореализацию; имитация социально-ролевых и пространственно-временных условий.
Акмеологическими требованиями к технологической подготовке руководителей здравоохранения являются: развитие потенциальных возможностей руководителей здравоохранения, опора на зону ближайшего развития и направленность на личностный и профессиональный рост, учет возрастных и индивидуальных особенностей руководителей здравоохранения, особенностей приобретаемой ими специальности, профессиональной компетентности преподавателя. Эффективность решения профессиональной задачи определяется качеством процесса самоанализа подготовленности специалиста к ее решению. В связи с этим, самоанализ становит-
ся способом самопознания, на основе результатов которого специалист строит свою профессиональную деятельность. Опыт самоанализа есть совокупность результатов самопознания, результат осуществления деятельности самоанализа, представляющий собой целостность следующих компонентов: отношения к самоанализу как одному из процессов, определяющих успешность личностно-профессионального развития; знаний о самоанализе; умений включения самоанализа в решение профессиональных задач. Показателем опыта самоанализа руководителя здравоохранения как условия его личностно-профессионального развития будет готовность специалиста к самостоятельному решению профессиональных задач, характеризующаяся: наличием целостности компонентов опыта самоанализа (отношения, знаний и умений); использованием самоаналитического опыта в процессе решения профессиональных задач; результативностью решения профессиональных задач.
Выделены этапы акмеологической технологии формирования опыта самоанализа, содействующей личностно-профессиональному развитию руководителей здравоохранения: диагностика и самодиагностика определения слушателем особенностей имеющегося у него опыта самоанализа; обогащение и самообогащение самоаналитического опыта слушателя, заключающийся в преобразовании целостности его компонентов; использование слушателем опыта самоанализа в процессе решения профессиональных задач; оценка и самооценка готовности слушателя к самостоятельному решению профессиональных задач.\
Анализ научных исследований по проблеме формирования прогностических умений руководителей здравоохранения в системе непрерывного образования позволил выявить противоречия между необходимым и реальным уровнем владения специалистом прогностическими умениями, наличием ресурсов для формирования прогностических умений в процессе непрерывного профессионального образования и невостребованностью имеющихся в нем возможностей, между необходимостью совершенствования образовательного процесса на основе использования ак-меологических технологий и стереотипными подходами к его организации. Акмео-логическая технология развития прогностических умений у руководителей здравоохранения рассматривается в нашем исследовании как совокупность действий и операций, обеспечивающих прогнозируемый результат в постоянно изменяющихся условиях процесса профессиональной деятельности.
Психолого-педагогический механизм включения руководителей здравоохранения в активную познавательную деятельность был задействован за счет диалоговой формы обучения, репродуктивные методы работы уступали место продуктивным методам. Было организовано активное включение обучаемых в осмысление профессиональных задач инновационной деятельности в их учреждении, в процесс самоопределения и творчества собственной профессиональной деятельности в условиях инновации. В этих целях использовалась методика парадигматизации понятий, их анализ в практической деятельности, которая направлена на построение критериально-обоснованного представления исследуемых понятий, теоретико-деятельностного их «видения» и сведения в систему на уровне инструментария. Для этого организуется проблематизация первичных представлений об исследуемых понятиях и их последующая рефлексия, результатом которых является согласование у обучаемых исходных представлений о ключевых понятиях и концептах проблемы исследования, а также осмысление недостаточности в их представлениях для введения предполагаемых инноваций. В результате у обучаемых формируются мотивы к более глубокому изучению и пониманию сущности исследуемых в образовании процессов, что актуализирует процессы самообразования, самопознания и
самовоспитания в профессионально-акмеологической деятельности по управлению развитием систем здравоохранения.
Акмеологическая среда профессионального и личностного руководителя здравоохранения включает внешние средовые факторы - социокультурную среду, регионально-муниципальное пространство здравоохранения и образовательный процесс; внутренние средовые факторы - субъектная профессиональная деятельность и саморазвитие. Социокультурная среда, как компонент акмеологической среды, является эффективной движущей силой процесса развития профессионализма руководителя здравоохранения, так как она способна выполнять функции проводника и координатора происходящих изменений в сфере здравоохранения страны и непосредственно в регионе. Регионально-муниципальное пространство здравоохранения выдвигает следующие требования к его способностям в профессиональной деятельности: готовность к анализу изменяющегося пространства региона, прогнозированию, проектированию и внедрению инноваций; способность целесообразно и системно управлять развитием здравоохранения с учетом особенностей и возможностей региона и муниципалитета; готовность к продуктивному решению профессиональных проблем в управленческой деятельности. Образовательный процесс, организуемый в системе непрерывного образования на вузовском и поствузовском этапах его развития, как внешний средовой акмеологический фактор, обеспечивает целенаправленный процесс развития профессионализма руководителя при четком определении профессиональных потребностей руководителей здравоохранения в знаниях и умениях эффективного управления системами здравоохранения, его развития и новых технологиях проектирования управленческой деятельности, инновационных методах оценки качества здравоохранения и коррекции ее результатов; недостающей научно-акмеологической информации, включающей теоретические обоснования достижения стратегических и тактических целей модернизации здравоохранения и др. Субъектная профессиональная деятельность и саморазвитие является внутренним средовым акмеологическим фактором, обеспечивающим направленность личности на прогрессивное развитие в профессионально-образовательном пространстве.
Литература
[1] Деркач А.А. Акмеологические основы развития профессионала. - М.: Изд-во МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЕК», 2004.
[2] Деркач А.А. Личностно-ориентированный подход к развитию и саморазвитию госслужащих. - М.: РАГС, 2002. - С. 3-40.
[3] Деркач А.А. Формирование образовательной акмеологической среды для достижения профессионального успеха - М.: Изд-во РАГС, 2007.
[4] Деркач А.А. Акмеологическая система руководства качеством непрерывного образования. Монография. М.: Изд-ва МААН, 2009.
[5] Зеер Э.Ф., Павлова A.M., Сыманюк Э.Э. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход. - М., 2005.
[6] Князев А.М. Психолого-акмеологическое обеспечение в системе высшего образования: Учебное пособие / Под общ. ред. А.А. Деркача. - М.: Изд-во РАГС, 2007.
[7] Компетентностный подход к формированию содержания образования: монография / Ермаков Д.С., Иванова Е.О., Осмоловская И.М., Рязанова Д.В., Шалыгина И.В. - Под ред. И.М. Осмоловской - М., 2007 - 210 с.
[8] Психолого-акмеологическое обоснование саморазвития личности в системе непрерывного образования. - М.: Изд-во РАГС, 2002.