профессиональной деятельности на государственной службе, позволяющая выявить результативность процесса реализации им своих должностных функций.
Литература
[1]. Акмеологический словарь / Под ред. Деркача А.А. - М., 2004.
[2]. Барышников Ю.Б. Модели управления персоналом: зарубежный опыт и возможность его использования в России. - М., 1998.
[3]. Галенко В.П. Управление персоналом и стратегия предприятия. - СПб: СШУЭФ, 1994.-268
[4]. Гранин Ю.Д. О гносеологическом содержании понятия «оценка»// Вопросы философии. - 1987 - №6 - С. 58-72.
[5]. Шадриков В.Д. Психологический анализ деятельности: системогенетический подход. Учебное пособие. — Ярославль, 1976.
Беспалов Д.Е.
РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА РУКОВОДИТЕЛЯ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Развитие профессионализма руководителей здравоохранения можно определить как процесс их индивидных, личностных, субъектных, деятельностных и социокультурных изменений, который происходит под влиянием профессионального образования и самосовершенствования и в рамках которого руководители здравоохранения формируются как профессионалы, ориентированные на высокие достижения и творческую самореализацию, открытые для жизненного и социального опыта, умеющие воспринимать жизнь во всем ее многообразии, способные к самоуправлению в профессиональной деятельности, взаимодействиях, саморазвитии и к стратегическому планированию своего жизненного пути.
Теоретический анализ показал, что с позиции акмеологии процесс развития профессионализма руководителя здравоохранения характеризуется закономерностями, связанными с саморазвитием и самоопределением личности. В соответствии с этим, задачи профессионального образования руководителя здравоохранения не могут быть решены без стимулирования способностей к самопознанию и самосовершенствованию, без раскрытия внутренних, часто скрытых, резервов личности, без закрепления стойкой мотивации к профессиональному росту. Личностно-ориентированный подход в процессе переподготовки и повышения квалификации руководителей здравоохранения предполагает: целостное отражение в содержании непрерывного профессионального образования целей развития личности руководителя, его профессионально-управленческой компетенции, способности к управлению в условиях опережающего социально-экономического развития страны; научную и практическую значимость содержания образования, соответствие социально-демократическим изменениям в обществе, уровню современного научного знания; гуманистическую направленность и современные подходы к содержанию образования, учет личных потребностей руководителей в формировании профессионально-управленческой компетенции; деятельностный характер содержания образования; соответствие образовательной программы требованиям к ней как средству управления содержанием образования (аналитичность, прогностичность, концептуальный подход, мотивационно-целевое регулирование, мониторинг качества образования, организация ресурсов).
Переподготовка и повышение квалификации руководителей здравоохранения должна осуществляться на основе идей компетентностного и личностно-ориентированного подходов, применения модульно-компетентностных технологий, которые позволяют разрабатывать содержание программ обучения с учетом индивидуализации обучения для каждого слушателя, исходя из уровня его знаний, умений и предыдущей профессиональной подготовки (или трудового опыта) путем комбинирования необходимых модулей и отдельных единиц модулей, оптимизируя методы обучения, учитывая преемственность и интеграцию стандартов высшего профессионального образования с целью создания целостной, оптимально действующей системы переподготовки и повышения квалификации руководителей здравоохранения.
Сущностно-содержательный анализ показал, что, опираясь на акмеориентированный подход, можно создать комплексную систему подготовки и совершенствования профессионализма руководителя здравоохранения, динамично реагирующую на потребности практики и включающую в себя: постоянное исследование профессиональной деятельности, ситуаций, в которых она протекает, возникающих в ней проблем; разработку методов и способов их решения; постоянный поиск и внедрение новых эффективных методов обучения будущих руководителей. Выявлено, что в вузе будущие руководители здравоохранения решают по преимуществу класс не столько профессиональных задач, сколько задач, призванных обеспечивать полноценное функционирование их учебно-познавательной деятельности. Следовательно, активизировать и интенсифицировать личностно-профессиональное становление можно, переподчинив первоначально самоценные учебно-познавательные задачи стратегической цели овладения будущей профессиональной деятельностью и достижения профессионального акме: полнота исследования феномена личностно-профессионального становления в условиях высшего профессионального образования, как акмеологической задачи, может быть достигнута в том случае, если рассматривать его как форму проявления самоорганизации человека как целостной психологической системы.
Нами определено содержание развития профессионализма руководителя здравоохранения в системе непрерывного образования - интегративный комплекс, включающий интеллектуальную, ценностную, информационно-
коммуникационную, технологическую, рефлексивную составляющие. В этой связи выделены акмеологические критерии и показатели личностно-профессионального развития будущего руководителя здравоохранения. В качестве интегративного акмеологического критерия выделена эффективность процесса развития его профессионализма в системе непрерывного образования. Интегративный акмеологический критерий представлен как система специальных критериев, которая позволяет оценивать уровень сформированности компонентов личностно-профессионального развития будущих специалистов опосредованно, через объективные содержательные и динамические показатели их образовательной и профессиональной деятельности, а также через субъективное отражение этих показателей в их самосознании. Выделены три уровня личностно-профессионального развития будущих специалистов: высокий, средний и низкий.
Разработана интегративная акмеологическая модель развития профессионализма руководителя здравоохранения в системе непрерывного образования, включающая следующие составляющие: базовый и проектируемый уровни развития профессионализма будущего руководителя здравоохранения; форму непрерывного образования (вуз, аспирантура, дополнительное
профессиональное образование-повышение квалификации, профессиональная переподготовка); пути оптимизации развития профессионализма руководителя здравоохранения (использование акмеологических технологий, формирование акмеологической среды развития профессионала в системе непрерывного образования); развиваемые параметры профессионализма руководителя здравоохранения (интеллектуальная компетенция: знание и анализ политики модернизации системы здравоохранения на уровне государства и региона; знание и анализ теории управления в здравоохранении и новых механизмов управления; способность к профессиональному решению управленческих задач в изменяющихся условиях в соответствии с потребностями региона; управленческая компетенция: умение диагностировать потребности и возможности здравоохранения пространства региона; способность проектировать развитие систем с учетом регионально-муниципальных особенностей здравоохранения и потребностей личности; способность взаимодействовать с субъектами регионально-муниципального пространства; информационно-коммуникационная компетенция: умение использовать информационные технологии в поиске новых знаний, обеспечивающих инновационное управление развитием здравоохранения; способность реализовывать информационно-коммуникационные технологии в управлении процессами развития здравоохранения; рефлексивная компетенция самоанализ и самооценка своих действий относительно реальной сложившейся ситуации в образовательной системе с позиций гуманистических и профессиональных ценностей; мотивация управленческих действий (своих и управляемых субъектов) к инновационному развитию здравоохранения на основе ценностно-смысловых ориентиров профессиональной деятельности; способность к самоуправлению и управлению инновационным развитием в аспекте потребностей регионально-муниципального образовательного пространства).
Акмеологическими технологиями организации образовательного процесса, формирующего профессионализм руководителя здравоохранения в системе непрерывного профессионального образования, являются: диагностирование уровней развития компонентов профессионализма с целью прогнозирования их эффективного развития с ориентацией на потребности инновационных изменений в региональном и муниципальном пространстве здравоохранения; целеполагание как процесс постановки тактических целей функционирования образовательного процесса, обеспечивающего развитие компонентов интегративного комплекса профессионализма; проектирование инновационного образовательного процесса; организация и реализация акмеологических условий и факторов функционирования инновационного образовательного процесса; контроль и анализ результатов становления и развития профессионализма руководителя здравоохранения.
Технологическими особенностями процесса развития профессионально-личностных качеств руководителя здравоохранения в условиях инновационной системы непрерывного образования являются: расширение поливариативного содержания знаний (профессиональных, управленческих, психолого-акмеологических) и создание на этой основе модели профессионализма руководителя здравоохранения в системе непрерывного образования; актуализация содержания методологических концептуально-ценностных оснований профессиональной деятельности руководителя здравоохранения в приоритетной ориентации на личностно-ориентированные профессиональные ценности отечественной медицины; технологичность процесса освоения руководителем профессиональных компетенций в системе непрерывного образования на уровне самосознания в процессе субъектной личностно-ориентированной творческой
учебно-познавательной деятельности в условиях регионально-муниципального образовательного пространства; расширение условий в системе непрерывного образования для стимулирования обучаемых к самоопределению, самообразованию, самовоспитанию, самореализации в профессиональной деятельности.
Индивидуализация личностно-профессионального развития руководителя здравоохранения представляет собой динамический, интериоризированный личностью процесс акмеологического взаимодействия, который адекватен как индивидуально-образовательному потенциалуобучаемого, так и системе социальных ценностей, требований и целей, и обеспечивает овладение способами познания мира, профессии и себя для самореализации в жизни и профессиональной деятельности.
Акмеологическая среда профессионального и личностного руководителя здравоохранения включает внешние средовые факторы - социокультурную среду, регионально-муниципальное пространство здравоохранения и образовательный процесс и внутренние средовые факторы - субъектная профессиональная деятельность и саморазвитие. Социокультурная среда, как компонент акмеологичесокй среды, является эффективной движущей силой процесса развития профессионализма руководителя здравоохранения, так как она способна выполнять функции проводника и координатора происходящих изменений в сфере здравоохранения страны и непосредственно в регионе.
Литература
[1]. Деркач А.А. Акмеологические основы развития профессионала. - М.: Изд-во МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЕК», 2004.
[2]. Деркач А.А. Личностно-ориентированный подход к развитию и саморазвитию госслужащих. - М.: РАГС, 2002. - С. 3-40.
[3]. Деркач А.А. Формирование образовательной акмеологической среды для достижения профессионального успеха - М.: Изд-во РАГС, 2007.
[4]. Деркач А.А. Акмеологическая система руководства качеством непрерывного образования. Монография. М.: Изд-ва МААН, 2009.
[5]. Зеер Э.Ф., Павлова A.M., Сыманюк Э.Э. Модернизация профессионального образования: ком-петентностньй подход. - М., 2005.
[6]. Князев А.М. Психолого-акмеологическое обеспечение в системе высшего образования: Учебное пособие / Под общ. ред. А.А. Деркача. - М.: Изд-во РАГС, 2007.
[7]. Компетентностный подход к формированию содержания образования: монография / Ермаков Д.С., Иванова Е.О., Осмоловская И.М., Рязанова Д.В., Шалыгина И.В. - Под ред. И.М.Осмоловской - М., 2007 - 210 с.
[8]. Психолого-акмеологическое обоснование саморазвития личности в системе непрерывного образования. - М.: Изд-во РАГС, 2002.
Бехтер А.А.
РЕФЛЕКСИВНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ ТРУДНЫХ ЖИЗНЕННЫХ СИТУАЦИЙ В ВЫБОРЕ КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ БУДУЩИМИ СПЕЦИАЛИСТАМИ
Жизнь человека в современном обществе предполагает его существование и развитие в условиях крайней неопределенности. Нестабильность экономических, политических и социальных условий приводит к проблемам ориентировки в окру-
114