деятельности. Овладение руководителем процессами самопознания, самоконтроля, саморазвития, самореализации - непременное условие развития аутопсихологической компетентности. Применение игрового моделирования в процессе переподготовки слушателей по анализу собственной деятельности позволило им скорректировать свои управленческие действия, изучить опыт коллег по эффективному планированию собственной деятельности, расширить диапазон компетенций по обработке информации, оптимизировать временные затраты на управленческие действия.
Литература
1. Деркач А.А. Развитие аутопсихологической компетентности государственных служащих. -М., 2003. - 272 с.
2. Дубинко Н.А. Психология профессиональной деятельности руководителя. - Минск: Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2008 - 226 с.
3. Дубинко Н.А. Психолого-акмеологические особенности определения профессионально важных качеств руководителя // Акмеология. - 2007. - № 3 (23). - С. 92
4. Ивашкин А.Г. Закономерности и социально-психологические детерминанты профессиональной успешности личности муниципального руководителя. Вестник У ниверситета РАО. - М., 2007. - № 3. - С. 34—42
5. Управление организацией. Под научн. ред. М.В.Петровича. — Минск: Дикта, 2008. — 864 с.
6. Машков В.Н. Практика психологического обеспечения руководства, управления, менеджмента. — СПб : Речь, 2005. —304 с .
7. Amabile Т.М., DeJong W., Lepper M.R. Effects of externally imposed dead lines on subsequent intrinsic motivation // J. Pers. Soc. Psychol. — 1976. — V. 34.
8. Sigelman C.K., Shaffer D.R. Lifespan human development. — Grove, 1989.
Я.В.Жуков
АКМЕОЛОГИЧЕСКАЯ СРЕДА КАК ИНТЕГРАТИВНАЯ СИСТЕМА, ОБЕСПЕЧИВАЮЩАЯ ПОДГОТОВКУ КАДРОВ УПРАВЛЕНИЯ
Понятие «интегративное» происходит от термина «интеграция». Согласно лексикографической представленности, интеграция - это (лат. integratio - восстановление, восполнение, от integer - целый): 1) состояние связанности отдельных дифференцированных частей и функций системы в целое, а также процесс, ведущий к такому состоянию; 2) процесс сближения и связи наук, происходящий наряду с процессами их дифференциации (А.В. Шумакова).
Аналогичное определение понятия «интеграции» содержится в логическом словаре-справочнике: «Объединение в целое, в единство каких-либо элементов, восстановление какого-либо единства». Характеристика данного понятия подтверждает, что интеграция обладает синтетическим потенциалом и является основой объединительных процессов, осуществляемых в действительности. Интегративные структуры, образуемые в процессе объединения, соединения ранее разрозненных элементов в единое целое, отличаются повышением упорядоченности и степени единства частей, усилением их взаимосвязи, появлением новых системных качеств.
И.Д. Зверев и В.Н. Максимова предлагают следующее педагогическое определение понятия «интеграция»: «Интеграция есть процесс и результат создания непрерывного связного, единого, цельного». Таким образом, можно заключить, что смысл дефиниции «интегративность» в акмеологии предполагает рассмотрение акмеологической среды как целостного явления, в котором наблюдается единство процессуальных и результативных сторон. Анализируя опыт развития интеграционных процессов, можно определить интеграцию как процесс взаимопроникновения, уплотнения, унификации явлений, проявляющийся через их единство с противоположным ему процессом расчленения, размежевания, дифференциации. Отсюда можно вывести положение, которое помогает рассмотреть сущность понятия «интегративный»: любая интегративная система внутренне дифференцирована, и повышение степени интеграции закономерно вызывает усиление ее внутренней дифференциации.
Более широкую трактовку понятия интеграции дают В.Г. Онушкин и Е.И. Огарев: «Интеграция - процесс и результат взаимодействия обособленных структурных элементов какой-либо совокупности, приводящий к оптимизации связей между ними и к их объединению в одно целое, т.е. - в единую систему, обладающую новым качеством и новыми потенциальными возможностями». Такое определение соответствует нашему видению интеграции, но мы вносим добавление, констатируя, что такое объединение в одно целое сопровождается восполнением его недостающих компонентов. Согласно исследованию С.В. Щенниковой, такое восполнение происходит как взаимотрансформация кооперируемых частей не за счет друг друга, а в пользу друг друга, где изменение одного из составляющих ведет к изменению других не пропорционально, а по более сложному закону, - где идея первичности целого органически сочетается с идеей полицентризма. Совокупность педагогических явлений становится интегративной при условии, если она не сводится к сумме своих составляющих, а ведет к образованию интегрируемого объекта - образовательного пространства педагогического вуза. Восполнение недостающих элементов образовательного процесса обусловливает общее качественное изменение структуры образовательного пространства вуза. В связи с этим результатом «интегративности» образовательного учреждения вы ступает новое качественное его состояние, характеризующееся более высоким уровнем упорядоченности и функционирования элементов образовательного пространства вуза в их системной целостности и высокой степени организованности (А.В. Шумакова).
В генезисе исследования проблемы формирования акмеологической среды, обеспечивающей подготовку кадров управления, выделено философское, психологопедагогическое, акмеологическое, науковедческое, управленческое направления. Уточнено понятие «акмеологическая среда». Показано, что акмеологическая среда - это высокоорганизованная научно-профессиональная система, обеспечивающая формирование профессионала высокого уровня. Основными компонентами образовательной и профессиональной среды, которые позволяют рассматривать ее как акмеологическую, являются: условия для развития и саморазвития субъектов образовательного и профессионального процессов; формы взаимодействия субъектов образовательного и профессионального процессов; психологический климат в коллективе; свобода выбора для субъектов образовательного и профессионального процессов; профессиональная позиция преподавателя, руководителя. Образовательную и профессиональную среду можно определить как акмеологическую в том случае, если в результате целенаправленного взаимодействия всех ее элементов у участников образовательного и профессионального процесса возникают объективные возможности для актуализации потребности в саморазвитии, реализации своего творческого потенциала и осознания себя как субъектов акме -ориентированных самоизменений. Потенциал акмеологической среды может развиваться по трем типам: 1) актуализирующийся по изначально заложенной программе, изменяющейся лишь в соответствии с объективными условиями; 2) частично самоактуализирующийся, поддающийся целена -правленному совершенствованию в определенных границах в соответствии с поставленными задачами; 3) полностью актуализирующийся в результате целенаправленной психолого-педагогической деятельности по развитию кадров управления.
Акмеологическая среда определена как интегративная система, обеспечивающая подготовку кадров управления. Показано, что смысл дефиниции «интегративность» в акмеологии предполагает рассмотрение акмеологической среды как целостного явления, в котором наблюдается единство процессуальных и результативных сторон. Анализируя опыт развития интеграционных процессов, можно определить интеграцию как процесс взаимопроникновения, уплотнения, унификации явлений, проявляющийся через их единство с противоположным ему процессом расчленения, размежевания, дифференциации.
В ходе проведенного исследования были выделены интегративные акмеологические качества управленца как результат его обучения и профессионального развития в условиях акмеологической среды, которые могут выступать как критерии оценки: интеллектуальная зре -лость; ресурсность, межличностные компетенции; профессионализм в сфере государственного управления.
При проектировании модели акмеологической среды вуза в системе обеспечения качества профессиональной подготовки кадров управления были определены соответствующие функции проектирования акмеологической среды вуза: по отношению к региону; по отношению к
учреждениям, входящим в его структуру; по отношению к профессорско-преподавательскому составу учебных заведений; по отношению к будущим руководителям. Акмеологическое проектирование обобщенной базовой модели строится на идее развития, предполагающей, что в ходе исследования будет осуществляться переход акмеологической среды вуза из объекта инновационных преобразований в позицию субъекта инновационной управленческой деятельности. Обобщенная базовая модель акмеологической среды вуза представлена соответствующими метакомпонентами: структурно-содержательный; коммуникационный;
деятельностный; управленческий, пространственно-семантический.
Разработано психолого-акмеологическое сопровождение мониторинга интегративности акмеологической среды, обеспечивающей подготовку кадров управления, которое включает содержательные направления развития: социально-психологическое, психологическое,
педагогическое, дидактическое. Целенаправленная работа по формированию профессионального развития управленцев средствами психолого-акмеологического воздействия строилась на обобщении результатов диагностического исследования, вследствие чего была разработана и апробирована целевая программа формирования профессионального развития при применении комплекса психолого-акмеологических технологий. Технологический комплекс позволяет грамотно транслировать их как на коллектив, группу, так и на конкретного студента при реализации специально выделенных акмеологических механизмов профессионального развития. При этом было установлено, что, когда речь идет о стимулах, необходимой предпосылкой их применения является четко выраженная направленность на управленцев, его потребности и интересы. Отсюда следует важность и необходимость персонализации процесса акмеологического воздействия в зависимости от личностных характеристик вступивших во взаимодействие субъектов.
Выявлены условия (внешние и внутренние) и факторы (общие акмеологические и социально- психологические) оптимизации акмеологической среды, обеспечивающие
профессиональное развитие кадров управления. Факторы оптимизации акмеологической среды, обеспечивающей продуктивное профессиональное развитие кадров управления, являются активными детерминантами и инициаторами процесса профессионального становления. Их воздействие может оказывать на позитивное, так и негативное влияние на профессиональное развитие. Вектор развития в данном случае будет определяться системой значимых условий, которые создают фон для действия факторов. Аналогично некоторые внешние факторы (общество, группа, система межличностных связей) также могут либо способствовать, либо препятствовать процессу профессионального развития.
Литература
1. Акмеологическая оценка профессиональной компетентности государственных служащих. Под общей редакцией А.А.Деркача.- М.Издательство РАГС , 2007- 60с.
2. Андреева Ю.В. Педагогическая система ориентации профессионального обучения на саморазвитие конкурентоспособности студентов-журналистов. Диссертация на соискание уч. степени доктора педагогич. наук - Казань, 2006.- 407 с.
3. Анисимов О.С., Деркач А.А. Основы общей и управленческой акмеологии: Учебное пособие. -М.-Новгород: СЕГ, 1995. - 272 с.
4. Антикризисное управление /Общ. ред. Э.М.Короткова. - М.: ИНФРА-М, 2000. - 431 с.
5. Государственная конкурентная политика и стимулирование конкуренции в Российской Федерации // Материалы Всероссийской научно-практической конференции (Москва,10 апреля 2007 г.). М.: Научный эксперт, 2007 - 344с.
6. Государственная служба Российской Федерации: основы управления персоналом / Общ. ред. В.П.Иванова. - М.: Известия, 2003. - 410 с.
7. Деркач А.А. Акмеологические стратегии развития. М. : РАГС, 2006 - 184 с.
8. Зазыкин В.Г. Акмеографический подход в развитии профессионализма государственных служащих. - М.: РАГС, 1999. - 87 с.
9. Степнова Л.А. Психолого-акмеологическое обеспечение профессионального развития государственных служащих. // Социология власти. 2007, №4 - С. 5-14.