АКМЕОЛОГИЯ И ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТНОПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
Деркач А.А.
ПСИХОЛОГО-АКМЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ И СРЕДСТВА ОПТИМИЗАЦИИ ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОГО СПЕЦИАЛИСТА
Качественные преобразования в современном обществе и информационный взрыв, происходящий во всем цивилизованном мире, обусловливают изменения в системе высшего профессионального образования. Важными аспектами жизни современного человека являются быстрое усложнение социального мира и динамизация социокультурных изменений. В условиях, когда фундаментальные изменения в обществе отражаются в ценностях актуальной культуры, в смене парадигм познания, перед профессиональным образованием встает важная задача — формирование готовности студентов к жизни в усложняющемся, быстро меняющемся социальном мире. Поэтому актуальной становится проблема подготовки социально активных, творчески и инициативно мыслящих, профессионально мобильных, готовых к саморазвитию специалистов, обладающих умением проектировать возможные пути развития профессионального будущего.
Проблема личностно-профессионального развития представляется актуальной в связи с социальными изменениями, происходящими в России. На протяжении последних десятилетий идея личностно-профессионального развития претерпела множество редукций, обусловленных ее адаптацией к нуждам традиционной образовательной практики. Первоначально идея «развития» была подменена идеей «формирования», личностнопрофессиональный рост стал интерпретироваться как управляемый извне, что противоречит сути развития человека как его самодвижения. Далее процесс личностнопрофессионального формирования был сведен к интериоризации социальных и предметных норм, а затем личностно-профессиональное развитие стало трактоваться как усвоение суммы знаний, умений, навыков и моральных норм.
Акмеологический подход позволяет рассмотреть понятие «личностнопрофессиональное развитие» под новым углом зрения. Тенденция гуманизации общественной жизни привела к тому, что главной целью образовательных институтов признано становление человека, глубоко знающего себя, владеющего собой, саморазвивающегося и самореализующегося в гармонии с собой и обществом. Данные характеристики определяют в настоящее время перспективную линию личностно-профессионального развития будущих специалистов.
Становление качественно нового личностно-развивающего образования в нашей стране предполагает развитие личности и ее индивидуальных возможностей, способностей и интересов (А.Г.Асмолов, В.В.Давыдов, А.М.Матюшкин, Л.М.Митина, В.В.Рубцов, Д.И.Фельдштейн, Н.И.Чуприкова, Д.Б.Эльконин, И.С.Якиманская). Индивидуализация образования обусловливает необходимость создания новых моделей обучения и воспитания, обеспечивающих решение задач личностно-профессионального развития для разных групп студентов.
Это означает необходимость разработки новых подходов к образованию, адекватных индивидному, личностному и субъектному своеобразию каждого обучающегося. Создание целостных систем личностно-профессионального развития будущих специалистов, основанных на таких подходах, является важнейшим шагом в решении проблемы повышения профессионализма во всех экономических и социальных отраслях.
Акмеологическая характеристика личностно-профессионального развития будущих специалистов
Профессия как система задач, форм и видов деятельности, которые обеспечивают удовлетворение потребностей общества в достижении значимого результата, требует специалистов, обладающих определенной суммой знаний, навыков и умений, имеющих соответствующие профессионально важные качества и способных эффективно решать профессиональные задачи. В то же время человек как субъект деятельности требует от профессии возможности не просто «получать взамен затраченного труда необходимые средства его существования и развития»1, а как можно полнее раскрывать свой творческий потенциал и самореализовываться.
Результатом взаимосогласования требований профессии и личности в процессе профессионализации является профессиональное развитие и становление профессионализма субъекта деятельности (С.Д. Артемов, Т.Л. Бадоев, В.А. Бодров, Е.М. Борисова,
A.А. Деркач, В.Г. Зазыкин, Э.Ф. Зеер, Р. Золле, А.И. Каптерев, Е.А. Климов, Т.В. Кудрявцев, Е.С. Кузьмин, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, Т.Л. Миронова, Г.С. Никифоров, О.Г. Носкова, А.В. Петровский, К.К. Платонов, Д. Сьюпер, В.А. Цвык,
B.А. Ядов и др.).
При этом, как показывают результаты многочисленных исследований становление профессионализма: опирается на общее психическое развитие человека, осуществляется на его фоне и последовательно вслед за ним; сопровождается появлением новых качеств в психике человека, отсутствовавших ранее или существовавших в другом виде; тесно взаимосвязано с личностным развитием; проходит ряд уровней, этапов, ступеней; зависит от внешних по отношению к человеку условий и от внутренних (субъективных) факторов; происходит всегда в той или иной профессиональной среде с ее предметной и социальной подсистемами; осуществляется всегда по индивидуальной траектории.
Достижение профессионализма в акмеологическом понимании связано не только с достижением профессионального мастерства, но и с развитием важнейших личностнопрофессиональных качеств, черт характера, интеллектуальных качеств, раскрытием творческого потенциала личности и ее нравственным совершенствованием2. Поэтому, отмечают авторы, становление настоящего профессионала всегда связано с его личностнопрофессиональным развитием3.
Проблемы личностно-профессионального развития являются предметом активных психолого-педагогических и акмеологических исследований (А.В. Аверин,
Л.Н. Антилогова, Л.И. Анцыферова, А.И. Артюхина, АА. Бодалев, Л.И. Божович, М.О. Будзяк, А.С. Гусева, А.А. Деркач, М.Ю. Диканова, В.М. Дьячков, Е.С. Дьячкова, В.Г. Зазыкин, Е.А. Климов, И.М. Кондаков, Н.И. Конюхов, Т.В. Кудрявцев, Н.В. Кузьмина, Л.Г. Лаптев, А.К. Маркова, Л.М. Митина, В.Г. Михайловский, О.В. Москаленко, А.Ю. Панасюк, Н.А. Познина, В.А. Полянская, Н.А. Ручкова, А.В. Сухарев, Л.В. Темнова, И.Ш. Шавалиева и др.). В этих исследованиях рассматриваются проблемы профессиональной адаптации личности, влияния различных социально-педагогических и психолого-акмеологических условий и факторов на личностно-профессиональное развитие, а также его содержание и особенности, обусловленные профессиональной спецификой или характером профессионального образования.
Личностно-профессиональное развитие рассматривается как: развернутый во времени процесс овладения профессией (Е.М. Борисова); целостный непрерывный процесс, который детерминируется разрешением противоречий в триаде «модус жизнедеятельности - форма психологической регуляции деятельности - уровень осуществления деятельности» (А.Р. Фонарев); процесс актуализации потенциала личности и достижения высших форм профессионализма (Л.И. Анциферова, А.А. Деркач, В.Г. Зазыкин и др.); процесс формирования мотивационно-смыслового компонента деятельности (А.Н. Леонтьев, Б.А. Сосновский и др.); процесс развития профессиональной Я-концепции (С.Т. Джанерьян); процесс преобразования субъекта деятельности (В.А. Машин); движение личности в развивающемся профессиональном пространстве (Э.Ф. Зеер, Э.Э. Сыманюк и др.); процесс структурнодинамического развития субъекта профессионального пути (Ю.П. Поваренков); процесс освоения индивидом основных структурных образующих деятельности: смысла, цели, задач, способов преобразования объективного мира (В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев); процесс
1 Маркова А.К. Психология профессионализма. - М.: Знание, 1996. - 308 с., с. 15.
2 См.: Деркач А.А., Селезнева Е.В. Акмеология в вопросах и ответах. Учебное пособие. - М.:
Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО
«МОДЭК», 2007. - 248 с.
3 См.: Деркач А.А., Селезнева Е.В. Акмеология в вопросах и ответах.
проформирования психологической системы деятельности (В.Д. Шадриков); процесс профессиональной самореализации личности (Л.А. Коростылева); процесс становления и развития профессионализма (Л.В. Абдалина, С.А. Дружилов, В.Г. Зазыкин, Н.В. Кузьмина, А.С. Огнев и др.).
Следует отметить, что при определении понятия «личностно-профессиональное развитие» чаще всего акцент делается на его процессуальном аспекте. Так, Е.С. Дьячкова рассматривает личностно-профессиональное развитие как непрерывный процесс индивидных, личностных, деятельностных и социокультурных изменений, происходящих под влиянием соответствующих обучения, воспитания, социализации и самосовершенствования4.
В то же время в данном понятии фиксируется и результативный аспект. Это, в частности, отражено в определении личностно-профессионального развития как формирования личности, ориентированной на высокие профессиональные достижения, и ее профессионализма в ходе саморазвития, профессиональной деятельности и профессиональных взаимо-действий5.
Наиболее активно личностно-профессиональное развитие на разных этапах профессионализации изучается в рамках акмеологии. В итоге обобщения результатов многочисленных исследований сформулирован акмеологический закон личностно-профессионального развития и умножения личностного потенциала, который устанавливает взаимозависимость между процессом становления профессионализма и формированием личностной целостности6.
С позиций акмеологии взаимосвязанными сторонами единого процесса личностнопрофессионального развития являются социализация и индивидуализация: личность все более овладевает общественным опытом, но одновременно приобретает самостоятельность и автономность7.
Личностно-профессиональное развитие рассматривается в акмеологии как непрерывный процесс, в рамках которого человек приобретает способность управлять текущими событиями, формировать конструктивные и позитивные межличностные взаимоотношения, интеллектуальные, организаторские способности, воспринимать жизнь во всем ее многообразии, быть открытым для жизненного и социального опыта и т.д.8
При этом источником личностно-профессионального развития выступает профессиональное самоопределение, которое обусловлено ориентацией личности на свои возможности, притязания, мотивы и т.д. и развитие в профессиональной деятельности на основе наиболее полного использования своих способностей и индивидуально-психофизиологических возможностей9. Процесс профессионального самоопределения охватывает существенную часть жизненного пути человека: весь период активной трудовой деятельности. На каждой стадии профессионального самоопределения человек осознает и формирует определенные цели и задачи, которые соотносятся с общественно выработанными требованиями, нормативами и реализуются в соответствии с ними и собственными ресурсами, интересами, потребностями и ценностными ориентациями.
Движущей силой личностно-профессионального развития выступают противоречия, основным среди которых является противоречие между способностями, одаренностью личности, мотивацией достижений и требованиями конкретной профессиональной деятельности, нормативностью поведения человека10. Возникающие противоречия между целями, задачами и наличными средствами их достижения, между стремлениями и возможностями их удовлетворения, между тенденциями изменчивости и стремлением к стабильности и другие субъект личностно-профессионального развития разрешает, овладевая алгоритмами продуктивной деятельности и решения профессиональных задач, построения индивидуальных траекторий личностно-профессионального роста11.
В соответствии с психолого-акмеологической моделью, разработанной нами совместно с В.Г.Зазыкиным, В.М.Дьячковым и А.А.Мироедовым, в личностно-профессиональном развитии выделяют две подструктуры - «развитие профессионализма личности» и «развитие профессионализма деятельности».
4 См.: Дьячкова Е.С. Субъектные и средовые детерминанты личностно-профессионального развития студентов: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. Тамбов, 2007. 24 с.
5 См.: Деркач А.А., Селезнева Е.В. Акмеология в вопросах и ответах.
6 См.: Деркач А.А. Методолого-прикладные основы акмеологических исследований. Монография. -М.: Изд-во РАГС, 1999. - 391 с.
7 См. там же.
8 См. там же.
9 См. там же.
10 См.: Деркач А.А. Методолого-прикладные основы акмеологических исследований.
11 См. там же.
В подструктуру «развитие профессионализма личности» входят: освоение новых технологий и алгоритмов решения профессиональных задач (анализа, прогноза и принятия решений), совершенствование стиля деятельности, формирование акмеологических инвариант профессионализма, развитие профессионально важных и личностно-деловых качеств, изменение системы мотивов и ценностей.
В подструктуру «развитие профессионализма деятельности» входят: расширение системы профессиональных знаний, совершенствование системы профессиональных уме-ний12.
В результате личностно-профессионального развития: происходит расширение субъектного пространства личности, профессиональное и нравственное обогащение личности, включающее повышение ответственности, чувства долга, совести и чести, отход от неадекватных личностных установок и стандартов; изменяется направленность личности (расширяется круг интересов, изменяется система потребностей, актуализируются мотивы достижения, возрастает потребность в саморазвитии, повышается креативность личности); развиваются сложные частные способности, профессионально важные и личностно-деловые качества (организованность, исполнительность, инициативность, дисциплинированность, нормативность поведения); формируются акмеологические инварианты профессионализма (антиципация, саморегуляция, образная сфера, умение принимать решения и др.); раскрывается личностный потенциал, изменяется система мотивов и ценностей и главенствующие места в ее иерархии занимают мотивация на саморазвитие и профессиональные достижения; формируется продуктивная профессиональная Я-концепция; вырабатывается система профессиональной нормативности деятельности и поведения; повышается психологическая готовность к деятельности в различных, в том числе осложненных, ситуациях; приобретается опыт и повышается квалификация (формируется профессиональная компетентность, повышается креативность, совершенствуется индивидуальный стиль деятельности)13.
Психологическими факторами, которые препятствуют личностно-профессиональному развитию, являются: природой обусловленные ограничения, «размытость», нечеткость целей и мотивов достижений, негативный морально-психологический климат в коллективе.
В то же время оптимизировать процесс личностно-профессионального развития можно, учитывая ряд психолого-акмеологических условий и факторов, в том числе: повышение престижа конкретного вида деятельности, повышение социального статуса и правовой защищенности личности (К.А.Абульханова, В.И.Виноградов, Р.Л.Кричевский, Е.А.Яблокова); совершенствование системы повышения квалификации и переподготовки профессионалов (различные формы, применение интенсивных методов, создание индивидуальных и авторских программ развития); развитие личностно-профессиональных качеств; совершенствование индивидуального стиля деятельности14 и т.д.
Анализ научной литературы и психолого-акмеологических исследований показывает, что процесс личностно-профессионального развития сложно детерминирован.
С внешней стороны личностно-профессиональное развитие обусловлено спецификой профессиональной деятельности, которой задается, во-первых, структура профессионально значимых качеств и компетенций, необходимых для эффективного решения профессиональных задач и проблем, а во-вторых, содержание и формы профессионального образования, обеспечивающих развитие у будущих специалистов соответствующих профессионально важных качеств и формирование компетенций.
В то же время анализ профессиограмм, разработанных для представителей различных специальностей, позволяет выделить общие требования к их личностно-профессиональному развитию.
Обобщение профессиограмм позволило нам построить теоретическую модель личностно-профессионального развития будущих специалистов. При построении данной модели мы исходили из конкретных методологических принципов акмеологии: субъекта деятельности, субъекта жизни и жизнедеятельности, потенциального и актуального, оптимизации, моделирования, обратной связи и операционально-технологического. Кроме того, мы опирались на разработанное в акмеологии представление о профессионализме как суперсистеме, включающей взаимосвязанные подсистемы профессионализма деятельности, профессионализма личности, нормативности деятельности и поведения и продуктивной Я-концепции.
В модели зафиксировано единство динамической и результативной стороны личностно-профессионального развития. Четыре динамических компонента обеспечивают дости-
12 См. там же.
13 См.: Деркач А.А., Селезнева Е.В. Акмеология в вопросах и ответах.
14 См.: Деркач А.А. Методолого-прикладные основы акмеологических исследований.
жение определенных результатов в развитии профессионализма деятельности, профессионализма личности, нормативности деятельности и поведения и продуктивной ^-концепции.
Когнитивный компонент личностно-профессионального развития обеспечивает овладение знаниями в профессиональной области и нравственной регуляции профессиональной деятельности, а также формирование навыков самопознания. Ценностный компонент обеспечивает формирование совокупности побуждений и внутренних условий, которые детерминируют, направляют и регулируют процесс становления профессионализма. Деятельностный компонент обеспечивает формирование системы профессиональных технологий и технологий в области саморазвития. Рефлексивный компонент направлен на изучение и осознание будущим специалистом своих индивидуально-психологических особенностей, уровня профессионализма и др.
С внутренней стороны личностно-профессиональное развитие обусловлено: исходным уровнем психолого-акмеологических ресурсов человека, в структуру которых входят задатки и способности, определяющие его профессиональные возможности, и мотивация, активизирующая и направляющая развитие данных задатков и способностей до уровня профессиональных компетенций; сензитивностью периода развития личности для формирования соответствующих профессионально важных качеств и компетенций.
Наиболее сензитивным периодом для личностно-профессионального развития является период обучения в высшем учебном заведении.
По мнению ряда авторов личностно-профессиональное развитие студента связано с совершенствованием умственных и физических возможностей, формированием способностей и психических структур, которые позволяют студенту осуществлять усложняющиеся виды деятельности, определяемые избранной профессией (А.А. Бодалёв, Л.В.Темнова, И.Ш. Шавалиева).
Как показывают исследования, в период обучения в вузе: формируется профессиональная направленность и развиваются необходимые способности; профессионализируются и совершенствуются психические процессы и состояния; вырабатывается жизненная позиция и конкретизируются жизненные планы; повышается степень самостоятельности и ответственности; растет уровень притязаний в области будущей профессии; происходит этическое, эстетическое и духовное развитие; повышается удельный вес самовоспитания и саморазвития в формировании качеств, необходимых в будущей деятельности; возрастает степень инициативы и творчества при решении задач; формируется психологическая готовность к профессиональной деятельности.
Анализ психолого-акмеологической литературы показывает, что личностнопрофессиональное развитие студента в вузе отражает, с одной стороны, процессы его целенаправленного формирования в системе высшего образования, с другой стороны, - процессы самосозидания личностно-профессиональных свойств, способов общения и взаимодействия будущего профессионала 5.
Можно выделить следующие общие и акмеологические признаки личностнопрофессионального развития будущих специалистов, обусловливающие его эффективность: открытость для освоения нового знания; способность к объективной самооценке; гибкость в принятии решений; вариативность выбора; самоанализ в процессе труда, потребность в поиске, овладении инновационными подходами; социально-ценностный комплекс идей служения и гражданского долга; способность актуализироваться и рефлексировать в профессиональной деятельности и др. 6
Если с динамической стороны личностно-профессиональное развитие предстает как процесс становления профессионализма будущих специалистов, то с результативной стороны оно выражается в формировании личностно-профессиональной позиции, а также готовности к профессиональной деятельности и непрерывному личностно-профессиональному самосовершенствованию.
Опираясь на разработанную нами теоретическую модель личностнопрофессионального развития будущих специалистов, мы выделили акмеологические критерии и показатели их личностно-профессионального развития.
15См.: Темнова Л.В. Личностно-профессиональное развитие психолога в системе высшего
образования: Автореф. дис....докт. психол. наук. М., 2001. 323 с.
16 См.: Деркач А.А Демин М.В. Проблемы теории деятельности. - М.: МГУ, 1997.-123 с.; Завалишина Д.Н. Профессиональная деятельность как смысл жизни // Мат. симпоз. Психолого-педагогические и философские аспекты проблемы Смысла Жизни -М., 1997.-С.72-82.; Селезнева Н.Т. Закономерности и факторы психологической культуры руководителя системы образования: Дис...докт. психол. наук.-М., 1997. 570 с.; Темнова Л.В. Личностно-профессиональное развитие психолога в системе высшего образования
В качестве интегративного акмеологического критерия личностнопрофессионального развития будущего специалиста выделена эффективность процесса становления его профессионализма.
Интегративный акмеологический критерий представлен как система специальных критериев, которая позволяет оценивать уровень сформированности компонентов личностно-профессионального развития будущих специалистов опосредованно, через объективные содержательные и динамические показатели их образовательной и профессиональной деятельности, а также через субъективное отражение этих показателей в их самосознании.
Было выделено три объективных критерия.
Мотивационный критерий позволяет оценивать сформированность личностнопрофессиональной позиции будущего специалиста и раскрывается через следующие показатели: осознание социальной значимости и гуманистической сущности профессии; ориентация на высокие профессиональные стандарты при принятии профессиональных решений; ценностное отношение к профессии как к пространству и способу творческой самореализации.
Технологический критерий позволяет оценивать сформированность готовности к профессиональной деятельности и раскрывается через: владение технологиями и алгоритмами решения профессиональных задач; высокий уровень сформированности акмеологических инвариантов профессионализма; высокий уровень специальной и коммуникативной компетентности.
Аналитико-прогностический критерий позволяет оценивать сформированность готовности к непрерывному личностно-профессиональному самосовершенствованию и раскрывается через: высокий уровень рефлексивной компетентности; высокий уровень аутопсихологической компетентности; высокий уровень способности к целеполаганию.
В качестве субъективного критерия мы рассматриваем продуктивность профессиональной Я-концепции будущих специалистов. Данный субъективный критерий раскрывается через сформированный образ «Я - профессионал», позитивное самоотношение при ведущей позиции саморуководства и самоценности, адекватную профессиональную самооценку.
Опираясь на перечисленные критерии и показатели, мы выделили три уровня личностно-профессионального развития будущих специалистов: высокий, средний и низкий.
У будущих специалистов с высоким уровнем личностно-профессионального развития:
- полностью сформирована личностно-профессиональная позиция: преобладает мотивация сознательного выбора профессии; студенты осознают социальную значимость и гуманистическую сущность профессии; социально значимые ценности профессии трансформируются в личностные и реализуются в учебной и профессиональной деятельности; при решении учебных и профессиональных задач студенты ориентируются на высокие профессиональные стандарты; у них сформировано ценностное отношение к профессии как к пространству и способу самореализации, что проявляется в творческом подходе к решению задач в области профессиональной деятельности, взаимодействий и саморазвития и высоком уровне удовлетворенности своим профессиональным выбором;
- высокий уровень готовности к профессиональной деятельности проявляется в способности выбирать наиболее эффективные технологии и алгоритмы решения профессиональных задач; высоком уровне антиципации, саморегуляции, социального мышления; сформированности специальной, коммуникативной и аутопсихологической компетентности, которые обеспечивают эффективность соответственно профессиональной деятельности, взаимодействий и процесса саморазвития;
- высокий уровень готовности к непрерывному личностно-профессиональному самосовершенствованию проявляется в сформированное™ акмеологической компетентности; умении осуществлять личностную и профессиональную рефлексию; сформированности образа «Я - профессионал», позитивном самоотношении при ведущей позиции саморуко-водства и самоценности, адекватной профессиональной самооценке, способности соотносить образы «Я - профессионал» и «Профессионал высокого класса»; опираясь на результаты самоанализа, выстраивать четкую траекторию личностно-профессионального развития.
У будущих специалистов со средним уровнем личностно-профессионального развития:
- в достаточной степени сформирована личностно-профессиональная позиция: студенты осознают социальную значимость и гуманистическую сущность профессии; мотивация сознательного выбора профессии способствует тому, что социально значимые ценности профессии постепенно трансформируются в личностные; при решении учебных и профессиональных задач студенты ориентируются на высокие профессиональные стандарты; у них сформировано ценностное отношение к профессии как к пространству и способу самореализации, хотя они не всегда могут найти творческое решение возникающих задач в области профессиональной деятельности, взаимодействий и саморазвития;
- студенты не всегда выбирают оптимальные технологии и алгоритмы решения профессиональных задач; недостаточно сформированы отдельные акмеологические инварианты профессионализма, а также компоненты профессиональной компетентности, что приводит к возникновению затруднений при решении задач в области профессиональной деятельности, взаимодействий и саморазвития;
- сформирован образ «Я - профессионал»; преобладает позитивное самоотношение и адекватная профессиональная самооценка; в достаточной степени развито умение осуществлять личностную и профессиональную рефлексию, а также способность соотносить образы «Я - профессионал» и «Профессионал высокого класса»; в целом выработано представление о направлении личностно-профессионального развития.
У будущих специалистов с низким уровнем личностно-профессионального развития:
- не сформирована личностно-профессиональная позиция: студенты не осознают социальную значимость и гуманистическую сущность профессии; отсутствует мотивация сознательного выбора профессии; при решении учебных и профессиональных задач студенты не ориентируются на профессиональные стандарты; не сформировано ценностное отношение к профессии;
- студенты не умеют выбирать эффективные технологии и алгоритмы решения профессиональных задач; у них не сформированы компоненты профессиональной компетентности, что приводит к постоянным затруднениям при решении задач в области профессиональной деятельности, взаимодействий и саморазвития;
- не сформирован образ «Я - профессионал»; ведущую позицию в самоотношении занимают самопривязанность и отраженное самоотношение, профессиональная самооценка неадекватна; несформированность акмеологической компетентности, а также умения осуществлять личностную и профессиональную рефлексию и способности соотносить образы «Я - профессионал» и «Профессионал высокого класса» приводят к тому, что студенты не имеют представления о направлении своего личностно-профессионального развития.
Таким образом, в целом личностно-профессиональное развитие будущих специалистов можно определить как процесс их индивидных, личностных, субъектных, деятельностных и социокультурных изменений, который происходит под влиянием профессионального образования и самосовершенствования и в рамках которого будущие специалисты формируются как профессионалы, ориентированные на высокие достижения и творческую самореализацию, открытые для жизненного и социального опыта, умеющие воспринимать жизнь во всем ее многообразии, способные к самоуправлению в профессиональной деятельности, взаимодействиях и саморазвитии и к стратегическому планированию своего жизненного пути.
Продолжение следует
Марасанов Г.И.
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПЕРИОДИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
Модели периодизации. Теоретически наиболее разработанными на сегодняшний день являются, несомненно, модели периодизации профессионального развития, предложенные Е.А. Климовым (1996). Профессиональное развитие автор разделяет на фазы. Каждая фаза имеет своё название. В порядке возрастания профессионализма, по Е.А. Климову, субъект профессиональной деятельности переживает состояние «оптанта», «адепта», «адаптанта», «интернала», «мастера», «авторитета», «наставника». Здесь последовательно описываются возрастающие профессиональные возможности человека и сюжеты их применения. Смена фаз происходит, по Е.А. Климову, на основе двух критериев. Это критерии времени и роста профессиональных навыков, умений, знаний. Вся периодизация по существу отражает динамику развития именно и только профессионализма деятельности. Проблемы профессионализма личности здесь не отражены. Вероятно, поэтому Е.А.Климов не уделяет специального внимания профессиональным кризисам. Кроме того, типология профессионального развития, построенная Е.А. Климовым, может быть применена к любой профессиональной деятельности, если только о ней сложились устойчивые представления в социуме, если эта деятельность прочно вошла в социальный контекст.
Работа психолога не определена окончательно по критериям оценки её качества, по уровням профессиональной компетентности, по признакам социальной включённости в