Научная статья на тему 'Акмеологические условия продуктивного формирования отношений личности обучаемого к себе'

Акмеологические условия продуктивного формирования отношений личности обучаемого к себе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
104
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Акмеология
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Маркин Владимир Николаевич

Статья посвящена рассмотрению вопросов о месте самоотношения в системе такого образования, как личность, его функциях в процессе ее жизнедеятельности; акмеологических условиях продуктивного формирования отношения личности к себе; формах учебной работы, способствующих оптимизации самоотношения личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Acmeological conditions of productive formation of attitudes of the student to himself

The article is devoted to consideration of the problem of role of self-attitude in the system of such formation as individual; its vital functions; acmeological conditions of productive formation of the individual’s self-attitude; the forms of educational work promoting optimization of the self-attitude of the individual.

Текст научной работы на тему «Акмеологические условия продуктивного формирования отношений личности обучаемого к себе»

I ВОСПИТАНИЕ

В. Н. Маркин

АКМЕОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРОДУКТИВНОГО ФОРМИРОВАНИЯ ОТНОШЕНИЙ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЕМОГО К СЕБЕ

обозначенной теме выкристаллизовываются три блока проблемных вопросов:

- место самоотношения в системе такого образования, как личность, его функции в процессе ее жизнедеятельности;

- условия, в нашем случае акмеологические условия, продуктивного формирования отношения личности к себе;

- формы учебной работы, способствующие оптимизации самоотношения личности.

Попробуем рассмотреть обозначенные проблемные вопросы по порядку.

Проблема самоотношения в психологии рассматривается в контексте изучения личности через самосознание и систему ее Я. Между личностью и реальностью находится фильтр сознания и самосознания: прежде всего, это «картина (образ) мира» и представление о себе (образ Я). Любые представления личности о себе сопровождаются тем или иным самоотношением — самооценкой своих особенностей и интерпретацией их проявлений и в конечном счете общей оценкой своего Я как обобщенной ценности.

Самоотношение предстает перед нами как:

- самопознавательная (субъективно-личностная) активность;

- самооценка (эмоционально-оценочный акт);

- кристаллизованный результат — личностное новообразование: устойчивое отношение к себе (самоотношение).

Самоотношение, таким образом, выступает как процесс — состояние — свойство. Самоотношение как свойство личности центрирует ее субъективное (внутреннее) пространство, выступает основанием субъективного ядра личности, включающего:

- систему Я (в совокупности Я-конструктов, которые венчает Я-концепция);

- смысловую систему личности (смысл жизни; концепция жизни; базовые жизненные ценности, включающие ценность для личности собственной жизни; образ Я — без самоотношения нет образа Я, а значит, вся система Я провисает);

- смысловую вертикаль личности: направленность, экзистенциальная высота (уровень) ее жизненного и профессионального самоопределения в расширяющемся пространстве, в совокупности социальных и профессиональных групп. Данное самоопределение, несущее в себе самоотношение как интенцию, может реализоваться как по вектору направленности со знаком плюс (+), так и по вектору со знаком минус (-).

Самоотношение (через базовые жизненные ценности) связано с самыми интимными личностными свойствами — механизмами, регулирующими поведение: честь, достоинство, совесть, самоуважение.

И аспект этот — вопрос о ценностных основаниях самоотношения личности — далеко не прост. В частности, В.А. Лефевр в книге «Алгебра совести» пишет о двух этических системах. Одна основывается на принципе «компромисс между добром и злом есть зло», вторая — на принципе «компромисс между добром и злом есть добро» [2, с. 35, 57—58]. Мы выходим здесь на очень серьезный аспект рассматриваемой проблемы. Это вопрос экскурса акмеологии в сферу социального психоанализа. И мы не будем его сейчас углублять, просто зафиксируем.

Абстрактные вечные категории «живут» в поведении людей в виде ценностных жизненных формул: «жизнь ради труда», «труд ради жизни» и др. В процессе перевода «вечного» в «наличное» происходят его различные интерпретации, складываются особенности социальных групп, этносов, народов; отличия «социальных характеров», «менталитетов», «архетипов» и т. д. В этом переплетении не до конца проясненной мысли закодирована, на мой взгляд, идея огромной разъясняющей мощи. Сейчас же зафиксируем мысль о том, что на основе базовых мировоззренческих принципов, предельных ценностных обобщений складывается «сущностный ценностный код» жизненных отношений личности (по К.А. Абульхановой — «мостов в жизнь»).

Сущностный ценностный код личности, с одной стороны, постоянно проходит проверку жизнью (познанием, деятельностью, обобщением, взаимодействием с другими ценностными системами),

а с другой — выступает основанием постоянной внутренней духовной работы личности — работы самоотношения: самовопрошания, самополагания, самооценивания, самоапперцепции и т. д. В этом процессе и происходит переживание своей самости, своего места и предназначения в существующем миропорядке, скрытых и открываемых в себе личностных сил. Индивид ощущает (чувствует) себя в качестве носителя некоторого наличного опыта личностной (субъектной) саморегуляции своей жизнедеятельности, своего места среди людей, в отношениях «Я — МЫ — ТЫ». Все это интерпретируется и оценивается в итоге как присущее мне, как Я, как самоотношение (процесс, состояние переходят в свойство).

Самоотношение — это смысловой конструкт, который определяет содержание и интерпретацию образа Я и придает энергетический импульс Я-концепции личности.

Свойство самоотношения можно характеризовать по ряду признаков:

- по содержанию: позитивное (самоуважение, аутосимпатия); негативное (самоуничижение);

- по направленности: гражданственность, альтруизм, нарциссизм, эгоизм;

- по устойчивости: устойчивое, неустойчивое, находящееся в процессе становления, перестройки;

- по уровню развития: завышенное, заниженное, адекватное;

- по проявлениям в реальных жизненных ситуациях, в процессе решения жизненных и профессиональных задач: продуктивное — непродуктивное, достойное — недостойное1.

Высокий уровень самоотношения проявляется в виде устойчивого интереса к собственному Я; как объективность и адекватность восприятия самого себя (доверие к себе); как устойчивость проявления интегральной позитивной самооценки.

Концепцию формирования самоотношения личности обучаемого (аспиранта, слушателя, студента) можно представить как педагогически управляемое взаимодействие между:

- общесоциальными факторами, воздействующими на становление личности (макроусловия);

- организованными педагогическими влияниями: общей обстановкой в учебно-педагогическом коллективе и целевым педагогическим воздействием (мезоусловия);

- собственной активностью личности (микроусловия).

Макроусловия — уровень социума в целом. Акмеологический смысл положительного влияния макроусловий заключается, на мой взгляд, в российской (русской) мечте. Российская мечта в данной трактовке подразумевает следующее. Общественная детерминация, безусловно, преломляется через внутреннее («внешнее действует через внутреннее...», по С.Л. Рубинштейну). Но как важно, чтобы общественно-внешнее и личностно-внутреннее действовали в едином смысловом направлении. Если хотите, это базовое акмеологическое условие оптимальной жизнедеятельности личности, процесса становления ее самоотношения.

Это вопрос статуса общественных институтов, норм, принципов, провозглашенных официально и признаваемых общественным мнением, и соотношения законодательно проложенных «дорог» и «дорожек», по которым реально ходят люди: статус образования; профессионализма; содержательной и честной работы; гражданственности, порядочности, духовности и т. д. и т. п. Необходимо ответить на вопрос: выступают ли эти «дороги» как векторы-ориентиры жизненного успеха, стимулы-мотиваторы массового сознания в процессе жизнестроительства; являются ли они точками отсчета для самоуважения, самооценки, самоотношения?

Самоотношение личности как задача организованного педагогического влияния и собственной активности личности тесно взаимосвязаны. Практически это единый взаимообусловленный процесс.

Мезоусловия — это условия рабочей группы, кафедры, коллектива преподавателей и их обучаемых. Кафедра должна выступать как акмеологическая общность, акмеологический субъект, акмео-логическое пространство (развивающая среда; аура, исходящая от преподавателей).

Важнейшее акмеологическое условие: развитие у коллектива преподавателей объемного педагогического сознания. Объемное сознание и многомерное мышление — это способность (и умение) одновременно отслеживать и осознавать два-три и более плана учебного взаимодействия. Это в итоге видение учебного процесса как функционального (передача знаний, навыков, умений) и одновременно как человековедческого, акмеологического — через траекторию личностного и профессионального роста обучаемого и реализация этого видения в адекватных формах учебной работы.

Следует отметить, что самоотношение не самоцель, не изолированное личностное образование. Оно включено в систему взаимосвязанных жизнепроявлений личности: самоактуализация

1 В литературе существуют и комплексные характеристики — показатели самоотношения личности: продуктивно-достойное самоотношение, непродуктивно-достойное самоотношение; непродуктивно-достойное самоотношение, непродуктивно-недостойное самоотношение (см.: Емузова Н.Г. Педагогические основы формирования отношения личности учащегося к себе (самоотношения): Автореф. дисс... докт. пед. наук. СПб., 2002).

(пробуждение и развитие потребности в саморазвитии) — накапливаемый творческий потенциал

- самореализация (предъявление миру своего Я в силовом поле деятельности). Самоотношение — интенция этого процесса.

Краеугольным камнем образования выступает индивидуализация (принцип уникальности личности):

- в широком смысле — индивидуальная стратегия обучения, помощь в формировании своего стиля учебной, а затем и профессиональной деятельности;

- в узком смысле — как индивидуализация учебных заданий, самостоятельной работы (в соответствии со способностями личности, ее учебными возможностями).

Индивидуализация невозможна без оперативной диагностики личностного и профессионального развития — без мониторинга. Благодаря мониторингу возникает возможность создания карт психолого-акмеологического изучения слушателей по периодам обучения. На их основе вырабатываются индивидуальные программы самосовершенствования (зоны ближайшего развития каждого слушателя). Важно сохранять такую атмосферу мониторинга, чтобы слушатели видели в нем способ самопознания, выявление своих личностных и профессиональных резервов, обучения самодиагностики.

С позиций личностно-ориентированного подхода необходимо психолого-акмеологическое проектирование следующих групповых форм учебной работы:

- тренингов, развивающих игр, нацеленных на самопознание, введение в эти занятия особых рефлексивных приемов на самоотношение. В процессе проигрывания ролей высвобождаются скрытые, зажатые, нереализованные в обыденной жизни особенности (резервы) личности;

- создание тест-тренажерных систем: исследование специально отобранных тестов и как средств обучения, в том числе и самооценки личностных свойств;

- модельное описание занятий через язык ключевых задач. Необходимо использовать при этом прием самоотнесенности, после каждого блока задач давать домашнее задание на «примери-вание» данного класса задач к своей личности, к уровню своего профессионализма. Важно возвращаться к этим заданиям на зачете, в системе индивидуального консультирования;

- система индивидуального консультирования важна и в рамках своеобразной конфликтологической помощи (в идеале — кафедральной конфликтологической службы). Это помощь в продуктивном разрешении внутриличностных конфликтов — конфликтов самоотношения. На развитие самоотношения направлен и весь спектр самостоятельной работы, в том числе

самоаналитическая работа (опыт Я-переживания). Самоаналитическая работа может проходить в следующих формах: психологический дневник; человековедческое эссе; сочинения на самоанализ; составление собственного психологического портрета; система упражнений на самооценку, само-проектирование (например, в рамках тренинга личностного роста) и т. д.

В процессе формирования опыта самоисследования важно проследить корреляцию когнитивных (познавательных) и оценочных моментов самоанализа. Самоописание может быть чисто фактуальным (функциональным, плоскостным) или оценочным (духовно-нравственным, объемным). Важна связь самооценки с нравственно-психологическим складом, ценностным кодом личности.

Оценочному анализу слушателей нужно учить, в том числе и на книгах Марка Аврелия, Аврелия Августина, Николая Бердяева, Льва Толстого, Валентина Катаева и др. Важно формировать умение включать самоанализ в решение профессиональных задач. В данном случае мы следуем акмеоло-гической закономерности: оптимальное развитие индивидуального или группового субъекта через анализ своего жизненного и профессионального пути (ошибок и достижений).

Следует отметить еще один аспект духовного самостроительства, самоаналитической работы. Наиболее подготовленные слушатели выходят в итоге на диалог со своей «тенью» (архетипом «тень», по К.Г. Юнгу). «Смысловая вертикаль» самоотношения у духовно развитого человека «врастает» не только в жизненный мир, но и в глубины личностного внутреннего мира — в бессознательное. Бессознательное, как известно, это не только вытесненные комплексы. Это путь в коллективное бессознательное, неведомые нам информационно-архетипические системы, миросмысловые тексты.

Чрезвычайно перспективна здесь диалоговая модель обучения, диалог как средство формирования у слушателей умений самоанализа, жизненного выбора, самоотношения. Не случайно М. Бахтин определял диалог как самобытие человека, а не просто как форму коммуникации [1].

Итогом всего комплекса обозначенной выше работы должна стать специальная акмеологическая технология формирования позитивного самоотношения и система подготовки личности к работе в логике ее осуществления. Необходима и акмеологическая поддержка. В частности, важно, чтобы слушатель не попал в объятия трикстера [3]. Трикстер — самый сложный теневой архетип: обманщик, плут, мошенник, шептун (опасность субъективного самооправдания, самообмана, самозаблуждения). Акмеологическим условием формирования адекватного самоотношения слушателя, таким об-

разом, может выступить любое учебное взаимодействие, если они имеют гуманистическую направленность и осуществляются в интересах личности, ее акме. В то же время существуют и собственно акмеологические условия, прямо направленные на развитие профессионализма слушателей, на оптимизацию такого базового личностного свойства, как самоотношение.

Литепатупа_________________________________________________________________________________________

1. Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского. — М., 1963.

2. Лефевр В. А. Алгебра совести: Пер. с англ. — М., 2003.

3. Юнг К. Душа и миф. Шесть архетипов. — Киев, 1996.

© Маркин В. Н., 2003

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.