I ВОСПИТАНИЕ
В. Н. Маркин
АКМЕОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРОДУКТИВНОГО ФОРМИРОВАНИЯ ОТНОШЕНИЙ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЕМОГО К СЕБЕ
обозначенной теме выкристаллизовываются три блока проблемных вопросов:
- место самоотношения в системе такого образования, как личность, его функции в процессе ее жизнедеятельности;
- условия, в нашем случае акмеологические условия, продуктивного формирования отношения личности к себе;
- формы учебной работы, способствующие оптимизации самоотношения личности.
Попробуем рассмотреть обозначенные проблемные вопросы по порядку.
Проблема самоотношения в психологии рассматривается в контексте изучения личности через самосознание и систему ее Я. Между личностью и реальностью находится фильтр сознания и самосознания: прежде всего, это «картина (образ) мира» и представление о себе (образ Я). Любые представления личности о себе сопровождаются тем или иным самоотношением — самооценкой своих особенностей и интерпретацией их проявлений и в конечном счете общей оценкой своего Я как обобщенной ценности.
Самоотношение предстает перед нами как:
- самопознавательная (субъективно-личностная) активность;
- самооценка (эмоционально-оценочный акт);
- кристаллизованный результат — личностное новообразование: устойчивое отношение к себе (самоотношение).
Самоотношение, таким образом, выступает как процесс — состояние — свойство. Самоотношение как свойство личности центрирует ее субъективное (внутреннее) пространство, выступает основанием субъективного ядра личности, включающего:
- систему Я (в совокупности Я-конструктов, которые венчает Я-концепция);
- смысловую систему личности (смысл жизни; концепция жизни; базовые жизненные ценности, включающие ценность для личности собственной жизни; образ Я — без самоотношения нет образа Я, а значит, вся система Я провисает);
- смысловую вертикаль личности: направленность, экзистенциальная высота (уровень) ее жизненного и профессионального самоопределения в расширяющемся пространстве, в совокупности социальных и профессиональных групп. Данное самоопределение, несущее в себе самоотношение как интенцию, может реализоваться как по вектору направленности со знаком плюс (+), так и по вектору со знаком минус (-).
Самоотношение (через базовые жизненные ценности) связано с самыми интимными личностными свойствами — механизмами, регулирующими поведение: честь, достоинство, совесть, самоуважение.
И аспект этот — вопрос о ценностных основаниях самоотношения личности — далеко не прост. В частности, В.А. Лефевр в книге «Алгебра совести» пишет о двух этических системах. Одна основывается на принципе «компромисс между добром и злом есть зло», вторая — на принципе «компромисс между добром и злом есть добро» [2, с. 35, 57—58]. Мы выходим здесь на очень серьезный аспект рассматриваемой проблемы. Это вопрос экскурса акмеологии в сферу социального психоанализа. И мы не будем его сейчас углублять, просто зафиксируем.
Абстрактные вечные категории «живут» в поведении людей в виде ценностных жизненных формул: «жизнь ради труда», «труд ради жизни» и др. В процессе перевода «вечного» в «наличное» происходят его различные интерпретации, складываются особенности социальных групп, этносов, народов; отличия «социальных характеров», «менталитетов», «архетипов» и т. д. В этом переплетении не до конца проясненной мысли закодирована, на мой взгляд, идея огромной разъясняющей мощи. Сейчас же зафиксируем мысль о том, что на основе базовых мировоззренческих принципов, предельных ценностных обобщений складывается «сущностный ценностный код» жизненных отношений личности (по К.А. Абульхановой — «мостов в жизнь»).
Сущностный ценностный код личности, с одной стороны, постоянно проходит проверку жизнью (познанием, деятельностью, обобщением, взаимодействием с другими ценностными системами),
а с другой — выступает основанием постоянной внутренней духовной работы личности — работы самоотношения: самовопрошания, самополагания, самооценивания, самоапперцепции и т. д. В этом процессе и происходит переживание своей самости, своего места и предназначения в существующем миропорядке, скрытых и открываемых в себе личностных сил. Индивид ощущает (чувствует) себя в качестве носителя некоторого наличного опыта личностной (субъектной) саморегуляции своей жизнедеятельности, своего места среди людей, в отношениях «Я — МЫ — ТЫ». Все это интерпретируется и оценивается в итоге как присущее мне, как Я, как самоотношение (процесс, состояние переходят в свойство).
Самоотношение — это смысловой конструкт, который определяет содержание и интерпретацию образа Я и придает энергетический импульс Я-концепции личности.
Свойство самоотношения можно характеризовать по ряду признаков:
- по содержанию: позитивное (самоуважение, аутосимпатия); негативное (самоуничижение);
- по направленности: гражданственность, альтруизм, нарциссизм, эгоизм;
- по устойчивости: устойчивое, неустойчивое, находящееся в процессе становления, перестройки;
- по уровню развития: завышенное, заниженное, адекватное;
- по проявлениям в реальных жизненных ситуациях, в процессе решения жизненных и профессиональных задач: продуктивное — непродуктивное, достойное — недостойное1.
Высокий уровень самоотношения проявляется в виде устойчивого интереса к собственному Я; как объективность и адекватность восприятия самого себя (доверие к себе); как устойчивость проявления интегральной позитивной самооценки.
Концепцию формирования самоотношения личности обучаемого (аспиранта, слушателя, студента) можно представить как педагогически управляемое взаимодействие между:
- общесоциальными факторами, воздействующими на становление личности (макроусловия);
- организованными педагогическими влияниями: общей обстановкой в учебно-педагогическом коллективе и целевым педагогическим воздействием (мезоусловия);
- собственной активностью личности (микроусловия).
Макроусловия — уровень социума в целом. Акмеологический смысл положительного влияния макроусловий заключается, на мой взгляд, в российской (русской) мечте. Российская мечта в данной трактовке подразумевает следующее. Общественная детерминация, безусловно, преломляется через внутреннее («внешнее действует через внутреннее...», по С.Л. Рубинштейну). Но как важно, чтобы общественно-внешнее и личностно-внутреннее действовали в едином смысловом направлении. Если хотите, это базовое акмеологическое условие оптимальной жизнедеятельности личности, процесса становления ее самоотношения.
Это вопрос статуса общественных институтов, норм, принципов, провозглашенных официально и признаваемых общественным мнением, и соотношения законодательно проложенных «дорог» и «дорожек», по которым реально ходят люди: статус образования; профессионализма; содержательной и честной работы; гражданственности, порядочности, духовности и т. д. и т. п. Необходимо ответить на вопрос: выступают ли эти «дороги» как векторы-ориентиры жизненного успеха, стимулы-мотиваторы массового сознания в процессе жизнестроительства; являются ли они точками отсчета для самоуважения, самооценки, самоотношения?
Самоотношение личности как задача организованного педагогического влияния и собственной активности личности тесно взаимосвязаны. Практически это единый взаимообусловленный процесс.
Мезоусловия — это условия рабочей группы, кафедры, коллектива преподавателей и их обучаемых. Кафедра должна выступать как акмеологическая общность, акмеологический субъект, акмео-логическое пространство (развивающая среда; аура, исходящая от преподавателей).
Важнейшее акмеологическое условие: развитие у коллектива преподавателей объемного педагогического сознания. Объемное сознание и многомерное мышление — это способность (и умение) одновременно отслеживать и осознавать два-три и более плана учебного взаимодействия. Это в итоге видение учебного процесса как функционального (передача знаний, навыков, умений) и одновременно как человековедческого, акмеологического — через траекторию личностного и профессионального роста обучаемого и реализация этого видения в адекватных формах учебной работы.
Следует отметить, что самоотношение не самоцель, не изолированное личностное образование. Оно включено в систему взаимосвязанных жизнепроявлений личности: самоактуализация
1 В литературе существуют и комплексные характеристики — показатели самоотношения личности: продуктивно-достойное самоотношение, непродуктивно-достойное самоотношение; непродуктивно-достойное самоотношение, непродуктивно-недостойное самоотношение (см.: Емузова Н.Г. Педагогические основы формирования отношения личности учащегося к себе (самоотношения): Автореф. дисс... докт. пед. наук. СПб., 2002).
(пробуждение и развитие потребности в саморазвитии) — накапливаемый творческий потенциал
- самореализация (предъявление миру своего Я в силовом поле деятельности). Самоотношение — интенция этого процесса.
Краеугольным камнем образования выступает индивидуализация (принцип уникальности личности):
- в широком смысле — индивидуальная стратегия обучения, помощь в формировании своего стиля учебной, а затем и профессиональной деятельности;
- в узком смысле — как индивидуализация учебных заданий, самостоятельной работы (в соответствии со способностями личности, ее учебными возможностями).
Индивидуализация невозможна без оперативной диагностики личностного и профессионального развития — без мониторинга. Благодаря мониторингу возникает возможность создания карт психолого-акмеологического изучения слушателей по периодам обучения. На их основе вырабатываются индивидуальные программы самосовершенствования (зоны ближайшего развития каждого слушателя). Важно сохранять такую атмосферу мониторинга, чтобы слушатели видели в нем способ самопознания, выявление своих личностных и профессиональных резервов, обучения самодиагностики.
С позиций личностно-ориентированного подхода необходимо психолого-акмеологическое проектирование следующих групповых форм учебной работы:
- тренингов, развивающих игр, нацеленных на самопознание, введение в эти занятия особых рефлексивных приемов на самоотношение. В процессе проигрывания ролей высвобождаются скрытые, зажатые, нереализованные в обыденной жизни особенности (резервы) личности;
- создание тест-тренажерных систем: исследование специально отобранных тестов и как средств обучения, в том числе и самооценки личностных свойств;
- модельное описание занятий через язык ключевых задач. Необходимо использовать при этом прием самоотнесенности, после каждого блока задач давать домашнее задание на «примери-вание» данного класса задач к своей личности, к уровню своего профессионализма. Важно возвращаться к этим заданиям на зачете, в системе индивидуального консультирования;
- система индивидуального консультирования важна и в рамках своеобразной конфликтологической помощи (в идеале — кафедральной конфликтологической службы). Это помощь в продуктивном разрешении внутриличностных конфликтов — конфликтов самоотношения. На развитие самоотношения направлен и весь спектр самостоятельной работы, в том числе
самоаналитическая работа (опыт Я-переживания). Самоаналитическая работа может проходить в следующих формах: психологический дневник; человековедческое эссе; сочинения на самоанализ; составление собственного психологического портрета; система упражнений на самооценку, само-проектирование (например, в рамках тренинга личностного роста) и т. д.
В процессе формирования опыта самоисследования важно проследить корреляцию когнитивных (познавательных) и оценочных моментов самоанализа. Самоописание может быть чисто фактуальным (функциональным, плоскостным) или оценочным (духовно-нравственным, объемным). Важна связь самооценки с нравственно-психологическим складом, ценностным кодом личности.
Оценочному анализу слушателей нужно учить, в том числе и на книгах Марка Аврелия, Аврелия Августина, Николая Бердяева, Льва Толстого, Валентина Катаева и др. Важно формировать умение включать самоанализ в решение профессиональных задач. В данном случае мы следуем акмеоло-гической закономерности: оптимальное развитие индивидуального или группового субъекта через анализ своего жизненного и профессионального пути (ошибок и достижений).
Следует отметить еще один аспект духовного самостроительства, самоаналитической работы. Наиболее подготовленные слушатели выходят в итоге на диалог со своей «тенью» (архетипом «тень», по К.Г. Юнгу). «Смысловая вертикаль» самоотношения у духовно развитого человека «врастает» не только в жизненный мир, но и в глубины личностного внутреннего мира — в бессознательное. Бессознательное, как известно, это не только вытесненные комплексы. Это путь в коллективное бессознательное, неведомые нам информационно-архетипические системы, миросмысловые тексты.
Чрезвычайно перспективна здесь диалоговая модель обучения, диалог как средство формирования у слушателей умений самоанализа, жизненного выбора, самоотношения. Не случайно М. Бахтин определял диалог как самобытие человека, а не просто как форму коммуникации [1].
Итогом всего комплекса обозначенной выше работы должна стать специальная акмеологическая технология формирования позитивного самоотношения и система подготовки личности к работе в логике ее осуществления. Необходима и акмеологическая поддержка. В частности, важно, чтобы слушатель не попал в объятия трикстера [3]. Трикстер — самый сложный теневой архетип: обманщик, плут, мошенник, шептун (опасность субъективного самооправдания, самообмана, самозаблуждения). Акмеологическим условием формирования адекватного самоотношения слушателя, таким об-
разом, может выступить любое учебное взаимодействие, если они имеют гуманистическую направленность и осуществляются в интересах личности, ее акме. В то же время существуют и собственно акмеологические условия, прямо направленные на развитие профессионализма слушателей, на оптимизацию такого базового личностного свойства, как самоотношение.
Литепатупа_________________________________________________________________________________________
1. Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского. — М., 1963.
2. Лефевр В. А. Алгебра совести: Пер. с англ. — М., 2003.
3. Юнг К. Душа и миф. Шесть архетипов. — Киев, 1996.
© Маркин В. Н., 2003