Научная статья на тему 'Трансформация параметров самоотношения студентовюристов на различных этапах обучения в вузе'

Трансформация параметров самоотношения студентовюристов на различных этапах обучения в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
72
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАРАМЕТРЫ / ЛИЧНОСТЬ / СТУДЕНТ-ЮРИСТ / ПРОФЕССИОНАЛ / ОБУЧЕНИЕ / PARAMETERS / PERSONALITY / LEGAL STUDENT / PROFESSIONAL / TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жигулин Андрей Алексеевич, Кручинин Владимир Николаевич

Статья посвящена характеристике и специфике влияния организации вузовского образования на развитие личности и, в частности, системы самоотношения будущего высококвалифицированного специалиста на различных этапах обучения в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRANSFORMATION OF THE PARAMETERS OF SELF-ATTITUDES OF LAW STUDENTS AT VARIOUS STAGES OF EDUCATION IN THE UNIVERSITY

The article is devoted to the characterization and specificity of the influence of the organization of higher education on the development of the personality and in particular, the system of self-relation of the future highly qualified specialist at various stages of education in the university.

Текст научной работы на тему «Трансформация параметров самоотношения студентовюристов на различных этапах обучения в вузе»

УДК 37.013.77

ТРАНСФОРМАЦИЯ ПАРАМЕТРОВ САМООТНОШЕНИЯ

СТУДЕНТОВ-ЮРИСТОВ НА РАЗЛИЧНЫХ ЭТАПАХ

ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ

Жигулин Андрей Алексеевич, кандидат психологических наук, доцент, Воронежский филиал ФГБОУ ВО «Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова».

Кручинин Владимир Николаевич, кандидат юридических наук, доцент, Воронежский филиал ФГБОУ ВО «Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова».

Аннотация. Статья посвящена характеристике и специфике влияния организации вузовского образования на развитие личности и, в частности, системы самоотношения будущего высококвалифицированного специалиста на различных этапах обучения в вузе.

Ключевые слова: параметры, личность, студент-юрист, профессионал, обучение.

TRANSFORMATION OF THE PARAMETERS OF SELF-ATTITUDES OF LAW STUDENTS AT VARIOUS STAGES OF EDUCATION IN THE UNIVERSITY

Zhigulin Andrey Alekseevich, candidate of psychological sciences, associate professor, Voronezh branch «state University of marine and river fleet named after admiral S.O.

Makarova»

Kruchinin Vladimir Nikolaevich, candidate of law, associate professor, head, department of public law, Voronezh branch of the state University of maritime and river fleet named after admiral S.O. Makarov»

Abstract. The article is devoted to the characterization and specificity of the influence of the organization of higher education on the development of the personality and in particular, the system of self-relation of the future highly qualified specialist at various stages of education in the university.

Keywords: parameters, personality, legal student, professional, training.

В настоящее время все более острыми становятся вопросы подготовки специалистов в системе высшего образования. В условиях повышающихся требований к качеству подготовки профессионалов все большую значимость приобретают проблемы не только формирования у студентов-юристов профессиональных компетенций, но и развития социально-значимых личностных качеств, таких как: само-

обладание, толерантность, самоуважение, самооценка, профессиональная идентичность, а также стремление к самообучению, саморазвитию и самовоспитанию.

Важными задачами вузовского образования является развитие у выпускника-юриста общечеловеческих ценностей и убеждений, создание условий для личностного роста, развития самосознания и социальной зрелости, формирования системы самоотношения. Решение этих задач является фундаментом развития личности и гарантом стабильности общества. Однако в современных условиях не у всех студентов-юристов возникает желание и стремление к саморазвитию. Тем более, что образовательный процесс, будучи преимущественно направленным на решение задач обучения, не всегда ориентирован на реализацию целостной образовательной функции, не затрагивает в полной мере процессы воспитания и развития обучающихся [4].

В этой связи возникает проблема изучения влияния содержания и форм организации вузовского образования на развитие личности и, в частности, системы самоотношения будущего высококвалифицированного специалиста-юриста.

Есть основания утверждать, что несформированность позитивного самоотношения у выпускников-юристов вуза приводит к трудностям в формировании профессиональной идентичности, а это затрудняет как полноценное вхождение человека в профессию, так и дальнейшее саморазвитие профессионала. Поэтому ориентация вузовского образования на высокий уровень подготовки выпускников-юристов требует детального понимания как процесса формирования самоотношения студентов, так и трансформации структурных компонентов (или параметров) самоотношения на протяжении всего обучения и воспитания. Важнейшей задачей подготовки специалистов-юристов в вузе в рассматриваемом контексте должно являться создание специально организованных психолого-педагогических условий для формирования позитивного самоотношения выпускников.

Существуют различные точки зрения на определение феномена самоотношения личности. Самоотношение понимается авторами как «отношение», «установка», «социальная установка», «чувство», «личностный смысл», «своеобразная устойчивая личностная черта», «система установок, направленных на себя» и т.д. Кроме того, самоотношение рассматривается как акмеологический феномен и определяется как полимодальная эмоционально-ценностная система, которая выражает особенности отношения человека к самому себе и обеспечивает центрирование его внутреннего пространства, формирование смыслового вектора жизненного пути, активность и продуктивность жизнедеятельности.

Самоотношение рассматривается как системное динамичное свойство личности, основанное на интеграции оценок других людей. Самоотношение выступает рефлексивным компонентом системы отношений человека и определяется характером взаимодействия человека, как открытой психологической системы с миром.

В структуре самоотношения выделяют вариативные и инвариантные параметры. Инвариантные параметры самоотношения занимают ведущее место в общем строении самоотношения и определяют устойчивое отношение субъекта к самому себе. Вариативные параметры входят в структуру самоотношения в иерархической соподчи-ненности. Главная роль самоотношения - поддержание целостности личности, обеспечение процессов адаптации и самореализации [2].

Студенчество рассматривается как стадия жизненного цикла субъекта, связанная с самопознанием, самоопределением и самоактуализацией. Самоотношение в студенческом возрасте имеет двойственный характер. С одной стороны, оно определяется внутренними критериями собственной ценности, уникальности, способности вызывать интерес и положительные чувства окружающих. С другой стороны, это самооценка по внешним критериям и эталонам, которые еще недостаточно интериоризированы, и, в этом смысле, в определенной степени навязаны социумом в лице значимых взрослых, от которых исходят требования социальной приспособленности и успешности. В студенческом возрасте происходит становление нового уровня самосознания, наблюдается упрочение отдельных проявлений отношения к себе, их интеграция и оформление в виде устойчивой структуры самоотношения.

Формирование самоотношения представляет собой длительный процесс, находящийся в зависимости от особенностей организации образовательного процесса в вузе. На материале анализа ФГОС для направления подготовки «Юриспруденция» и реального процесса подготовки студентов в вузе, устанавливается положение о том, что формирование определенных стандартом компетенций требует развития системы самоотношения студентов-юристов.

Инвариантные параметры составляют ядро самоотношения, служат процессам интеграции и гармонизации личности, принятия и понимания себя как целостной личности. Инвариантные компоненты самоотношения отличается большей стабильностью, их характеризует независимость от внешних воздействий, направленность на поддержание стабильности, целостность и обобщенность структуры самоотношения. Вариативные параметры определяют индивидуальность, изменчивость личности студента-юриста, возможности рас-

крытия творческого потенциала студента. Вариативным компонентам самоотношения свойственна гибкость, динамика внутренних процессов, зависимость от внешних условий, изменчивость.

Единство вариативных и инвариантных параметров самоотношения связано с этапами обучения студентов. У студентов-юристов младших курсов структура самоотношения определяется развитием таких параметров, как самоинтерес, самопринятие, самообвинение, отражающих развитие саморефлексии и самопознания. В середине обучения у многих студентов-юристов наблюдается неудовлетворенность выбором профессии, страх перед будущим, что определяет кризис середины обучения и изменение параметра самоуважения. На старших курсах выявлена тенденция к снижению показателей ауто-симпатии, сближению значений аутосимпатии и самоуважения. Важную роль в этот период обучения играет «выбор будущей профессии», что ведет к трансформации параметров самоотношения, в первую очередь, через снижение самоуважения.

Отмечается, что наиболее значимым условием позитивных изменений самоотношения студентов-юристов являются использование в образовательном процессе активных социально-психологических методов обучения (тренингов), способствующих развитию рефлексии обучающихся.

Самоотношение студентов-юристов представляет собой сложное системное динамическое образование, выступающее рефлексивным компонентом системы отношений человека, определяемое характером взаимодействия человека, как открытой психологической системы с миром, и выражающей особенности отношения человека к самому себе. Самоотношение, как системное динамичное свойство личности, возникающее изнутри человека, основано на интеграции оценок других людей. Самоотношение задает целостность личности и определяет характер связи субъекта с внешним миром, обеспечивает процессы адаптации и самореализации личности.

Структура самоотношения личности проявляется в единстве инвариантных и вариативных компонентов. Инвариантные параметры составляют ядро самоотношения, обеспечивают процессы интеграции и гармонизации личности, принятия и понимания себя как целостной личности. Вариативные параметры определяют индивидуальность, изменчивость личности, возможности раскрытия творческого потенциала. Инвариантными выступают такие параметры самоотношения, как самоинтерес, аутосимпатия, самопринятие. Вариативными параметрами в структуре самоотношения являются такие параметры, как саморуководство, самообвинение, самопонимание

[3].

Развитие самоотношения личности находится в зависимости от процессов обучения и воспитания и, в частности, связано с этапами обучения студентов-юристов в вузе. Инвариантные параметры самоотношения на протяжении вузовского обучения не претерпевают количественных и качественных изменений. Вариативные параметры самоотношения характеризуются качественным своеобразием и трансформацией в процессе вузовского обучения.

Трансформация параметров самоотношения у студентов-юристов с первого по четвертый курс определяется социальной ситуацией развития, обусловленной единством процессов обучения и воспитания. Для студентов первого курса характерно самоотношение, выстраиваемое по внешним критериям, на основании оценок других людей. На втором курсе обучения самоотношение носит противоречивый характер, характеризуется высоким уровнем самообвинения. На третьем курсе самоотношение студентов гармонично, ориентировано на внутренние критерии, высокий уровень саморуководства и низкий уровень самообвинения. Самоотношение студентов-юристов выпускного курса конфликтно, «оторвано» от процессов самоактуализации личности, ориентировано на оценки других людей.

Трансформация параметров самоотношения, наблюдаемая при переходе от младших курсов к старшим, связана с изменениями показателей смысложизненных ориентаций и самоактуализации личности студентов-юристов. Студенты-юристов первого курса показывают высокие показатели самоактуализации, целостное восприятие мира и других людей. На втором курсе происходит нарастание самообвинения, критичного отношения к себе, снижение контактности, гибкости поведения, самоуважения, самопринятия. У студентов актуализируется неуверенность, низкая способность контролировать ход своей жизни. На третьем курсе обучения происходит повышение показателей самоактуализации, что проявляется в гибкости поведения, легкости адаптации, высоком уровне самоуважения, принятия себя, ориентации на собственные цели, принципы и установки в деятельности. Студенты-юристов выпускного курса демонстрируют принятие собственных негативных эмоций, что проявляется в снижении адаптационного потенциала, ориентации на оценки других людей [1].

Развитие самоотношения студентов-юристов в условиях современного высшего образования должно осуществляться на основе принципов активности, мотивации, самостоятельной работы, рефлексии. Значимыми психолого-педагогическими условиями для развития позитивного самоотношения студентов являются: обеспечение благоприятной атмосферы, проявляющейся в полноценных субъект-субъ-

ектных отношениях студентов-юристов и преподавателей, что возможно осуществить путем повышения психологической культуры студентов-юристов и преподавателей посредством участия в совместных мероприятиях; использование в образовательном процессе активных социально-психологических методов обучения, наиболее эффективных для развития самоотношения, а именно тренингов, научно-практических семинаров, конференций, индивидуальных консультаций.

Таким образом, демонстрируется развивающий потенциал образовательной среды высшего учебного заведения, позволяющий повысить готовность выпускников вуза к полноценному вхождению в реальную профессиональную деятельность и дальнейшему саморазвитию в профессии юриста.

Библиографический указатель:

1. Жигулин, А.А. Социально-профессиональное самоопределение личности // Территория науки: Мультидисциплинарный научно -практический журнал Воронежского экономико-правового института / Под общей ред. С.Л. Иголкина. - Воронеж: ВЭПИ. - 2013. - № 1. -С. 47.

2. Зеер, Э.Ф. Профессионально-образовательное пространство личности. - Екатеринбург, 2017. - С. 98.

3. Карандашев, В.Н. Юрист: введение в профессию. - М.: Смысл, 2016. - С. 170.

4. Хьелл, Л. Теории личности юриста. - 5-е изд. - СПб.: Питер, 2016. - С. 312.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.