учебно-познавательной деятельности в условиях регионально-муниципального образовательного пространства; расширение условий в системе непрерывного образования для стимулирования обучаемых к самоопределению, самообразованию, самовоспитанию, самореализации в профессиональной деятельности.
Индивидуализация личностно-профессионального развития руководителя здравоохранения представляет собой динамический, интериоризированный личностью процесс акмеологического взаимодействия, который адекватен как индивидуально-образовательному потенциалуобучаемого, так и системе социальных ценностей, требований и целей, и обеспечивает овладение способами познания мира, профессии и себя для самореализации в жизни и профессиональной деятельности.
Акмеологическая среда профессионального и личностного руководителя здравоохранения включает внешние средовые факторы - социокультурную среду, регионально-муниципальное пространство здравоохранения и образовательный процесс и внутренние средовые факторы - субъектная профессиональная деятельность и саморазвитие. Социокультурная среда, как компонент акмеологичесокй среды, является эффективной движущей силой процесса развития профессионализма руководителя здравоохранения, так как она способна выполнять функции проводника и координатора происходящих изменений в сфере здравоохранения страны и непосредственно в регионе.
Литература
[1]. Деркач А.А. Акмеологические основы развития профессионала. - М.: Изд-во МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЕК», 2004.
[2]. Деркач А.А. Личностно-ориентированный подход к развитию и саморазвитию госслужащих. - М.: РАГС, 2002. - С. 3-40.
[3]. Деркач А.А. Формирование образовательной акмеологической среды для достижения профессионального успеха - М.: Изд-во РАГС, 2007.
[4]. Деркач А.А. Акмеологическая система руководства качеством непрерывного образования. Монография. М.: Изд-ва МААН, 2009.
[5]. Зеер Э.Ф., Павлова A.M., Сыманюк Э.Э. Модернизация профессионального образования: ком-петентностньй подход. - М., 2005.
[6]. Князев А.М. Психолого-акмеологическое обеспечение в системе высшего образования: Учебное пособие / Под общ. ред. А.А. Деркача. - М.: Изд-во РАГС, 2007.
[7]. Компетентностный подход к формированию содержания образования: монография / Ермаков Д.С., Иванова Е.О., Осмоловская И.М., Рязанова Д.В., Шалыгина И.В. - Под ред. И.М.Осмоловской - М., 2007 - 210 с.
[8]. Психолого-акмеологическое обоснование саморазвития личности в системе непрерывного образования. - М.: Изд-во РАГС, 2002.
Бехтер А.А.
РЕФЛЕКСИВНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ ТРУДНЫХ ЖИЗНЕННЫХ СИТУАЦИЙ В ВЫБОРЕ КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ БУДУЩИМИ СПЕЦИАЛИСТАМИ
Жизнь человека в современном обществе предполагает его существование и развитие в условиях крайней неопределенности. Нестабильность экономических, политических и социальных условий приводит к проблемам ориентировки в окру-
114
жающей действительности. В связи с этим особую актуальность приобретают вопросы, связанные с функционированием, адаптацией и выработкой личностью эффективных стратегий преодоления ситуаций, связанных с неопределенностью и стрессом. Преодоление человеком трудных ситуаций получило название копинг-поведения, как готовность индивида решать жизненные проблемы.
Студенческий период является наиболее благоприятным периодом для формирования копинг-поведения личности, поскольку это может способствовать повышению физического и психического здоровья молодежи при преодолении кризисов и реализации себя как специалиста в будущей профессиональной деятельности. Таким образом, существует объективная необходимость в изучении содержания преодолевающего поведения студентов во взаимосвязи рефлексией как личностным ресурсом.
Обучаясь на психологическом факультете, студент развивает в себе собственную траекторию самоактуализации, поскольку психологическое знание и ситуация обучения запускает механизмы внутренних противоречий, рефлексивного самопознания, саморазвития внутренних способностей и ресурсов. Это способствует конструированию себя как профессионала и реализации «себя-возможного» [5, с. 52].
В своем исследовании мы опирались на теории копинг-поведения Р.Лазаруса, С. Фолкмана, Л.Н.Анцыферовой Муздыбаева К., С.К.Нартовой-Бочавер, Т.Л. Крюковой и др., а также на современные работы, посвященные изучению копинга у студентов разных специальностей (диссертации М.В.Логиновой, Л.Ю.Субботиной, Е.Ю.Кожевниковой и др.). Исследования последних лет посвящены поиску связей копинг-стратегий с личностными особенностями, уровнем жизнестойкости, локу-сом-контроля и другими параметрами, которые были обозначены Р.Лазарусом как «копинг-ресурсы», то есть те свойства и качества индивида, позволяющие ему успешно справляться с трудностями.
В целом, копинг-поведение можно определить как набор определенных, соответствующих индивидуально-личностным характеристикам и эмоционально-динамическим свойствам индивида вариантов поведения реагирования в стрессовых ситуациях [4]. Психологическое предназначение копинга состоит в том, чтобы как можно лучше адаптировать человека к требованиям ситуации.
Исследование рефлексии в структуре копинга мало изучено, в работах исследователей это выглядит скорее как «когнитивное оценивание ситуации» (модель Р.Лазаруса, работы Л.И.Анцыферовой), рефлексивное обеспечение принятия решения (Фестингер, А.В.Карпов, С.Ю.Степанов), уровень понимания ситуации как сложной и проблемной (Нартова-Бочавер, Анцыферова и др.). Исследование рефлексии в профессиональной деятельности психолога отражают работы М.Ю.Арутюнян, А.А.Бодалева, С.Г.Вершловского, С.В.Кондратьевой, Ю.Н.Кулюткиной, Г.С.Сухобской и других.
Деятельность самого психолога по своей природе рефлексивна, пронизана рефлексивными процессами. Среди множества определений рефлексии, наиболее близким нам является определение Д.Шона: «практическая рефлексия - способность профессионала интегрировать собственный опыт, имеющиеся теоретические знания с целью поиска оптимального решения неоднозначных практических задач и проблем» [5, с.43].
Рассмотрение рефлексии в контексте преодолевающего поведения выбрано нами не случайно. Рефлексия, как профессионально значимое качество психолога, дает возможность взглянуть на себя со стороны, осознать свои раннее неосознаваемые привычки, особенности поведения, а также осуществлять процесс самопозна-
ния в различных ситуациях, в том числе и проблемных, трудных. Мы допускаем, что рефлексивное оценивание трудной жизненной ситуации может быть основой для выбора той или иной копинг-стратегии и влиять на преодолевающее поведение личности в целом.
Целью нашего пилотажного исследования было определить взаимосвязь уровня рефлексии с выбором конкретных копинг-стратегий у студентов-психологов. Эмпирические методы исследования включали в себя: тест «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях» (С. Норман, Д.Ф. Эндлер, Д.А. Джеймс, М.И. Паркер) в адаптации Т.А. Крюковой; копинг-тест Хейма; методика определения уровня развития рефлексивности А.В. Карпова; методика самооценки онтогенетической рефлексии Н.П.Фетискина, методика «Индекс жизненного стиля» Р.Плутчика, Х.Келлермана в адаптации В.М. Бехтерева и Л.И.Вассермана. Так же студентам было предложено эссе на тему «Как я преодолеваю трудные жизненные ситуации».
Пилотажное исследование проводилось на базе Института Психологии и Управления, ДВГГУ Хабаровска. Эмпирическое обследование 60 студентов вуза по специальности «Педагог-психолог» и «Психолог» проводилось с сентября по декабрь 2011 года. В эксперименте участвовали студенты 3,4 и 5 курсов. Выборка составила 60 человек, включала студентов очного и заочного отделения.
Данные проведенного эмпирического исследования по вышеперечисленным методикам были проанализированы с точки зрения нормальности распределения, посчитаны средние арифметические значения основных параметров. Результаты первичной диагностики были проанализированы с помощью методов качественной и количественной обработки данных (критерии Пирсона, критерий Крускала-Уоллиса). Для описания результатов применялся качественный анализ.
Исследование рефлексии (по методике А.В.Карпова) позволило разделить по следующим уровням у студентов: высокий - 4%; средний — 80%; низкий -16%. Таким образом, больше половины студентов-психологов имеют средний уровень развития рефлексивности. Сравнение показателей рефлексии по трем выборкам (3,4, и 5 курсов) с целью определения возрастания уровня рефлексии с помощью непараметрического критерия Крускала-Уоллиса показало положительную слабую связь, то есть уровень рефлексии незначительно возрастает от третьего к пятому курсу обучения.
Психологическое содержание преодолевающего поведения студентов-психологов представлено стратегией как «планирование решение проблемы» (у половины опрошенных), остальные стратегии — «избегание», «эмоциональный контроль», «социальная поддержка» — выражены незначительно. При этом стратегия «Планирование решения проблемы» значимо коррелирует со средним уровнем рефлексивности (вычисление корреляционного коэффициента Пирсона подтверждает положительную корреляцию этих двух показателей — 0,66 для Р <0,05 ). Данной группы студентов при выборе копинг-стратегии «планирование решение проблемы» имеет уровень рефлексии средний или немного выше среднего.
Высокий уровень рефлексивности сочетается и имеет слабую корреляционную связь со стратегией «избегания». Опираясь на исследование А.В.Карпова, данный факт можно объяснить следующим образом: чем выше уровень рефлексии, тем больше индивид склонен сомневаться и «тянуть время», прорабатывая различные варианты и не решаясь на какие-либо действия. Таким образом, студент находится в подвешенном состоянии, испытывая эмоциональное и интеллектуальное напряжение, и скорее предпочтет избежать данной ситуации.
Низкий уровень рефлексии сочетается со стратегиями, ориентированными на эмоциональный копинг - «эмоциональный самоконтроль», в редких случаях - «избегания». Обращает внимание на себя тот факт, что стратегия «социальной поддержки», то есть обращения за помощью к другим лицам, не проявляется в репертуаре копинг-поведения у студентов- психологов в данных группах.
Результаты эссе на заданную тему («Как я преодолеваю трудности») позволили не только подкрепить данные о содержании копинга студентов (подтверждая результаты тестов), но и рассмотреть феномен рефлексии при выборе стратегий. Оказалось, что студенты с высоким и средним уровнями рефлексии при столкновении с ситуацией напряжения часто обращаются к прошлому опыту и своим ошибкам, переживаниям и опыту, что вполне закономерно. Более того, анализируя ответы в трех формах копинга (когнитивный, эмоциональный, поведенческий) мы обнаружены разные формы рефлексии, такие как интеллектуальная, коммуникативная и саногенная. Но последние результаты являются неоднозначными, и будет продолжено дальнейшее их изучение. Студенты с низким уровнем рефлексии имеют низкий показатель по рефлексии прошлого опыта, что вполне закономерно.
Таким образом, рефлексирование выступает на разных этапах копинга и как состояние и как способность, как механизм и как ресурс. Уровень развития рефлексии будущих психологов в целом влияет на оценивание трудных ситуаций, а также может являться основой для выбора типа копинга, но не всегда конструктивного и активного. Средний уровень рефлексии обуславливает выбор копинг-стратегий в типах «планирования решения проблемы», низкий - «эмоциональный контроль и избегание», высокий - «избегание».
Следующим шагом в нашем исследовании, основываясь на полученные данных, будет разработан курс тренингов и занятий по развитию профессиональной компетентности для психологов, педагогов и других специалистов круга «помогающих» профессии. Моделирование трудных ситуаций позволит оценить реальные проявления копинга, выявить виды рефлексии, обеспечивающие принятие решения в копинге и позволяющее индивиду действовать активно и конструктивно.
Высшее учебное заведение как социальный институт является пространством для саморазвития профессионала со всей его системой взаимоотношений и взаимодействий. Умение преодолевать трудные ситуации, в первую очередь стрессы и ситуации напряжения - одно из важных и профессионально значимых качеств будущего психолога.
Литература
[1]. Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психологический журнал. 1994. Т. 15. № 1.
[2]. Карпов А.В. Психология рефлексивных механизмов деятельности. М.: ИП РАН, 2004.
[3]. Леонтьев Д.А. Аверина А.Ж. Феномен рефлексии в контексте проблемы саморегуляции [Электронный ресурс] // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2011. N 2(16). URL: http://psystudy.ru
[4]. Нартова-Бочавер С.К. «Coping-behavior» в системе понятий психологии личности // Психологический журнал. 1997. Т.18. № 5.
[5]. Рыбакова Т.Т. Рефлексия как механизм развития компетентного специалиста: монография / Т.Т. Рыбакова. - Хабаровск: Изд-во ДВГГУ, 2006.