Научная статья на тему 'АКМЕОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА'

АКМЕОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
умения профессиональной самореализации / акмеологическая поддержка / профессиональная самореализация / skills of professional self-realization / acmeological support / professional self-realization

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рудакова Ольга Александровна

В статье изучен вопрос организации акмеологической поддержки студентов педагогического вуза с целью формирования умений профессиональной самореализации. Рассмотрены личностно-профессиональные умения самореализации во взаимосвязи с умениями самостоятельной работы и творческими умениями. Акмеологическая поддержка определена как система интегрированых действий педагога и студента, которая направлена на расскрытие акмеологического потенциала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рудакова Ольга Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article examines the issue of organizing acmeological support for students of a pedagogical university in order to form skills of professional self-realization. Personal and professional skills of self-realization are considered in connection with the skills of independent work and creative skills. Acmeological support is defined as a system of integrated actions of a teacher and a student, which is aimed at revealing the acmeological potential.

Текст научной работы на тему «АКМЕОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА»

УДК 371

АКМЕОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

старший преподаватель кафедры психологии Рудакова Ольга Александровна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного

учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имениВ.И. Вернадского» (г. Ялта)

Постановка проблемы. Целью современной высшей школы является создание надлежащих условий для профессиональной самореализации будущих педагогов. Профессиональное самоопределение возможно при условии реализации потребности в профессиональной самореализации и от поддержки, которую студент может и должен получить от педагога и от учебного заведения. Целесообразность исследования обусловлена тем, что в педагогической теории есть наделки по поддержке детей в современной школе, но в практике высших учебных заведений еще недостаточно обращается внимание на организацию акмеологической поддержки студентов художественного училища, которая является примером компетентностного подхода к профессиональной подготовке будущих специалистов.

Изложение основного материала исследования. Вопросы самореализации студентов изучались в таких направлениях как творческая самореализация студентов в профессиональной деятельности, самореализация педагога в образовательном процессе, самореализация будущего педагога в процессе профессиональной подготовки, формирование умений самореализации в учебной деятельности студентов высших учебных заведений [1].

В психолого-педагогической литературе приводится обобщенное содержание понятия «профессиональная самореализация». Отдельного внимания заслуживают исследования, посвященные изучению феномена самореализации студенческой молодежи. О.В. Москаленко, Г.В. Миронова, рассматривая проблему неудовлетворенности молодежи высшим профессиональным образованием [4], делают вывод о ее психологической неготовности к самореализации. В основе данной проблемы авторы видят несогласованность взаимосвязи профессиональной самореализации с процессами и уровнями самоопределения, самоактуализации, самоэффективности.

Как свидетельствует анализ психолого-педагогической литературы, самореализация личности определяется как: стремление к самопознанию, самопроявлению, самоудовлетворению, реализации собственного потенциала в творческой деятельности; психологический рост, проявление творческих возможностей; самосовершенствование, переживание и осознание себя как синтезирующего духовного центра; осуществление возможностей развития «Я» посредством собственных усилий, сотворчества с социумом и миром в целом; осознание личностью потенциальных возможностей, направленное на свободный выбор путей личностного роста; целенаправленные изменения личности в плане духовно-нравственного и деятельностно-практического самообогащения, самостоятельного построения себя для продуктивной самореализации в переменных условиях и успешного осуществления своего потенциального назначения и др.

Самореализация личности проявляется как в функциональном аспекте (стремление, актуализация, раскрытие, изменения), так и в личностном (качества, свойства, способности).

По нашему мнению, умение профессиональной самореализации студентов педагогического вуза можно конкретизировать как собственное личностно-профессиональное умение, которое направлено на раскрытие внутреннего потенциала; как умение самостоятельной работы; как творческое умение и др. Таким образом, ведущим признаком профессиональной самореализации студентов является сформированность умений познавать собственный потенциал, раскрывать собственные профессиональные способности, реализовывать их в практической деятельности, самостоятельно выявлять цель профессиональной самореализации, находить способы, пути ее достижения, отбирать и реализовывать эффективные способы самореализации и представлять перспективу самораскрытия, реализовывать творческие умения в процессе самореализации и др.

На наш взгляд, акмеологическая поддержка способствует формированию умений профессиональной самореализации студентов. В акмеологической, психолого-педагогической литературе нет определения понятия «акмеологическая поддержка». В словаре В. Даля слово «поддержка» определяется как действие по значению глагола «поддержать», «поддерживать» - служить подпоркой, надеждой, убежищем; подставкой всему, что поддерживает бремя, всему что придает прочность, силу [3].

Поддерживающее обучение (анг. maintainance learning) - процесс обучения, направленный на поддержание и воспроизведение существующей культуры, социального опыта, социальной системы. Такой тип обучения (соответственно, образования) обеспечивает преемственность социокультурного опыта и присущ школьному и вузовскому обучению [5, С. 50].

Одними из ведущих трудов в изучении проблемы педагогической поддержки являются труды О. Газмана, который выявил функцию педагогического процесса - педагогическую помощь и поддержку ребенка в индивидуальном развитии, то есть в содействии его саморазвитию, самореализации [2]. По его мнению, предметом педагогической поддержки является процесс совместного с ребенком определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий, которые мешают сохранить ему человеческое достоинство. В современных гуманистических концепциях воспитания определяются понятия педагогическая защита, педагогическая поддержка в понимании педагогического явления, которое ориентировано на гармонизацию взаимоотношений педагога с детьми. Педагогическая поддержка и защита, в трудах ведущих ученых данной проблематики, представляются как вид деятельности педагога, который направлен на диагностику, выявление проблем и интересов детей, целей, возможностей и путей преодоления препятствий, которые мешают их адаптации и реабилитации в поликультурном образовательном пространстве.

К способам педагогической поддержки ученые, практики относят свободу выбора, формирование эмоционально-комфортного климата в коллективе, гуманизацию взаимоотношений в коллективе, уважение к правам ребенка, понимание и учет его потребностей, формирование стремления к самоанализу, саморазвитию и самосовершенствованию, доверительное отношение к обучающемуся, развитие духовно-эмоциональной сферы личности.

Акмеологическая поддержка нами понимается как система педагогических действий, которая включает два аспекта: готовность педагогического коллектива и конкретно каждого педагога к организации акмеологической поддержки и

готовность студентов получать помощь и обучаться самим ее оказывать. Готовность педагога к поддержке является интегрированным, социально-педагогическим образованием личности, которое характеризуется наставлением на сотрудничество, ответственным отношением к обучающемуся и проявляется в умениях - аналитико-прогностических, конструктивных, коммуникативных,творческих [1]. По нашему мнению, готовность педагога к акмеологической поддержке студентов является субъектным его самовыражением, целенаправленным проявлением желания совместно со студентами находить и воплощать творческие замыслы в профессиональной деятельности, то есть является продолжением идеи самосовершенствования, самосовершенствования в совместном труде, которая принесет пользу обществу. Готовность студентов воспринимать и оказывать акмеологическую поддержку другим людям заключается в открытости творческого опыта, получении удовлетворения от результатов профессиональной самореализации, устранении различных препятствий и др.

Выводы. Акмеологическая поддержка - система интегрированных действий педагога и студента с целью формирования акмеологической компетентности в процессе профессиональной подготовки. Дальнейшим исследованием в этом направлении исследования является изучение взаимосвязи акмеологической поддержки с творчеством.

Аннотация. В статье изучен вопрос организации акмеологической поддержки студентов педагогического вуза с целью формирования умений профессиональной самореализации. Рассмотрены личностно-профессиональные умения самореализации во взаимосвязи с умениями самостоятельной работы и творческими умениями. Акмеологическая поддержка определена как система интегрированых действий педагога и студента, которая направлена на расскрытие акмеологического потенциала.

Ключевые слова: умения профессиональной самореализации, акмеологическая поддержка, профессиональная самореализация.

Annotation. The article examines the issue of organizing acmeological support for students of a pedagogical university in order to form skills of professional self-realization. Personal and professional skills of self-realization are considered in connection with the skills of independent work and creative skills. Acmeological support is defined as a system of integrated actions of a teacher and a student, which is aimed at revealing the acmeological potential.

Keywords: skills of professional self-realization, acmeological support, professional self-realization.

Литература:

1. Акмеология: учеб. пособ. / А. Деркач. - М.: РАГС, 2002. - 650 с.

2. Газман, О.С. Педагогическая поддержка детей в образовании как инновационная проблема / О.С. Газман // Новые ценности в образовании. Десять концепций и эссе. - М., 1995. - Вып. 3. - С. 59.

3. Даль, В.И. (1801-1872). Толковый словарь живого великорусского языка: избр. ст. / В.И. Даль; совмещ. ред. изд. В.И. Даля и И.А. Бодуэна де Куртенэ. - Москва: Олма-Пресс: Крас, пролетарий, 2004. - 700 с.

4. Москаленко, О.В. Взаимосвязь профессиональной самореализации молодежи с процессами ее самоактуализации, самоопределения и самоэффективности / О.В. Москаленко, Г. Миронова // Мир психологии. - 2011. - No 1 (65). -С. 193-200

5. Шестак, Н.В. Высшая школа: технология обучения / Н.В. Шестак. - М.: Вузовская книга, 2000. - С. 50.

УДК 377.1

ВОЗМОЖНОСТИ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ХУДОЖЕСТВЕННО-ГРАФИЧЕСКИХ ФАКУЛЬТЕТОВ

ассистент кафедры живописи Слюсарева Анастасия Евгеньевна Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования «Московский государственный педагогический университет» (г.Москва)

Постановка проблемы. Современный мир не стоит на месте. Это активная, непрерывно развивающаяся гибкая система, нахождение в которой требует адаптации и развития. Направленность к самообучению - это одна из тенденций современного образования, в которой есть спрос и предложение. В современном медиа-пространстве представлено большим количеством курсов, направленных как на формирование знаний, умений и навыков, так и создание, и разработку полноценных программ доя улучшения профессиональных навыков [1].

Адаптация к данным тенденциям - это важный этап социализации современного человека, его включения в социум, взаимосвязанный с образованием и профессиональными навыками. Объем получаемой и создаваемой человечеством информации каждый год увеличивается в сотни раз и усвоить этот объем, с психофизиологической точки зрения, достаточно сложно. Важно формировать умение оперировать большими объёмами данных, взаимодействовать с информацией, выбирая важное и отсекая второстепенное. К этим же навыкам можно отнести и формирование критического мышления, умение анализировать полученные данные, использовать более одного источника, соблюдать в своей профессиональной деятельности научные принципы (прежде всего, доказательность). Важно отметить и поддержать потребность в саморазвитии и самосовершенствование.

Данные тенденции напрямую влияют на образовательный процесс. Важно поддержать желание учащегося саморазвиваться, обучаться и творчески подходить к решению задачи, сформировать умение планировать свой образовательный маршрут, а также получить знания, умения и навыки, которые можно применить на практике, после завершения обучения.

Изложение основного материала исследования. В образовательном процессе высших учебных заведениях самостоятельная работа студентов играет особую роль.

В словаре профессионального образования, в котором рассмотрены ключевые понятия, термины, актуальная лексика, самостоятельная работа рассматривается, с двух сторон [3]:

- во-первых, как упражнения, характерные для периода производственного обучения, когда деятельность учащихся носит в значительной степени самостоятельный, независимый от мастера характер, при этом основной целью является формирование профессиональной самостоятельности учащихся;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.