Научная статья на тему 'ВОЗМОЖНОСТИ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ХУДОЖЕСТВЕННО-ГРАФИЧЕСКИХ ФАКУЛЬТЕТОВ'

ВОЗМОЖНОСТИ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ХУДОЖЕСТВЕННО-ГРАФИЧЕСКИХ ФАКУЛЬТЕТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
самостоятельная работа студентов / преподавание / компьютерные технологии / электронная образовательная среда / живопись / independent work of students / teaching / computer technologies / electronic educational environment / painting

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Слюсарева Анастасия Евгеньевна

Актуальность выбранной проблемы обусловлена развитием электронной образовательной среды и возможностью применения электронных ресурсов для организации и улучшения качества образовательного процесса. В работе рассмотрена самостоятельная работа студентов как важная форма учебной деятельности в вузе. Выделены два вида самостоятельной работы студентов: аудиторная и внеаудиторная. В статье акцент сделан на внеаудиторной самостоятельной работе студентов. Исследованы возможности использования электронной образовательной среды. Выделены и описаны информационные компьютерные технологии, используемые в электронной информационной образовательной среде. Рассмотрены преимущества и ограничения использования данных технологий при организации самостоятельной работы студентов по дисциплине «Живопись».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Слюсарева Анастасия Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The relevance of the chosen problem is due to the development of the electronic educational environment and the possibility of using electronic resources to organize and improve the quality of the educational process. The paper considers the independent work of students as an important form of educational activity at the university. There are two types of independent work of students: classroom and extracurricular. The article focuses on the extracurricular independent work of students. The possibilities of using the electronic educational environment are investigated. The information computer technologies used in the electronic information educational environment are identified and described. The advantages and limitations of using these technologies in the organization of independent work of students in the discipline "Painting" are considered.

Текст научной работы на тему «ВОЗМОЖНОСТИ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ХУДОЖЕСТВЕННО-ГРАФИЧЕСКИХ ФАКУЛЬТЕТОВ»

готовность студентов получать помощь и обучаться самим ее оказывать. Готовность педагога к поддержке является интегрированным, социально-педагогическим образованием личности, которое характеризуется наставлением на сотрудничество, ответственным отношением к обучающемуся и проявляется в умениях - аналитико-прогностических, конструктивных, коммуникативных,творческих [1]. По нашему мнению, готовность педагога к акмеологической поддержке студентов является субъектным его самовыражением, целенаправленным проявлением желания совместно со студентами находить и воплощать творческие замыслы в профессиональной деятельности, то есть является продолжением идеи самосовершенствования, самосовершенствования в совместном труде, которая принесет пользу обществу. Готовность студентов воспринимать и оказывать акмеологическую поддержку другим людям заключается в открытости творческого опыта, получении удовлетворения от результатов профессиональной самореализации, устранении различных препятствий и др.

Выводы. Акмеологическая поддержка - система интегрированных действий педагога и студента с целью формирования акмеологической компетентности в процессе профессиональной подготовки. Дальнейшим исследованием в этом направлении исследования является изучение взаимосвязи акмеологической поддержки с творчеством.

Аннотация. В статье изучен вопрос организации акмеологической поддержки студентов педагогического вуза с целью формирования умений профессиональной самореализации. Рассмотрены личностно-профессиональные умения самореализации во взаимосвязи с умениями самостоятельной работы и творческими умениями. Акмеологическая поддержка определена как система интегрированых действий педагога и студента, которая направлена на расскрытие акмеологического потенциала.

Ключевые слова: умения профессиональной самореализации, акмеологическая поддержка, профессиональная самореализация.

Annotation. The article examines the issue of organizing acmeological support for students of a pedagogical university in order to form skills of professional self-realization. Personal and professional skills of self-realization are considered in connection with the skills of independent work and creative skills. Acmeological support is defined as a system of integrated actions of a teacher and a student, which is aimed at revealing the acmeological potential.

Keywords: skills of professional self-realization, acmeological support, professional self-realization.

Литература:

1. Акмеология: учеб. пособ. / А. Деркач. - М.: РАГС, 2002. - 650 с.

2. Газман, О.С. Педагогическая поддержка детей в образовании как инновационная проблема / О.С. Газман // Новые ценности в образовании. Десять концепций и эссе. - М., 1995. - Вып. 3. - С. 59.

3. Даль, В.И. (1801-1872). Толковый словарь живого великорусского языка: избр. ст. / В.И. Даль; совмещ. ред. изд. В.И. Даля и И.А. Бодуэна де Куртенэ. - Москва: Олма-Пресс: Крас, пролетарий, 2004. - 700 с.

4. Москаленко, О.В. Взаимосвязь профессиональной самореализации молодежи с процессами ее самоактуализации, самоопределения и самоэффективности / О.В. Москаленко, Г. Миронова // Мир психологии. - 2011. - No 1 (65). -С. 193-200

5. Шестак, Н.В. Высшая школа: технология обучения / Н.В. Шестак. - М.: Вузовская книга, 2000. - С. 50.

УДК 377.1

ВОЗМОЖНОСТИ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ХУДОЖЕСТВЕННО-ГРАФИЧЕСКИХ ФАКУЛЬТЕТОВ

ассистент кафедры живописи Слюсарева Анастасия Евгеньевна Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования «Московский государственный педагогический университет» (г.Москва)

Постановка проблемы. Современный мир не стоит на месте. Это активная, непрерывно развивающаяся гибкая система, нахождение в которой требует адаптации и развития. Направленность к самообучению - это одна из тенденций современного образования, в которой есть спрос и предложение. В современном медиа-пространстве представлено большим количеством курсов, направленных как на формирование знаний, умений и навыков, так и создание, и разработку полноценных программ доя улучшения профессиональных навыков [1].

Адаптация к данным тенденциям - это важный этап социализации современного человека, его включения в социум, взаимосвязанный с образованием и профессиональными навыками. Объем получаемой и создаваемой человечеством информации каждый год увеличивается в сотни раз и усвоить этот объем, с психофизиологической точки зрения, достаточно сложно. Важно формировать умение оперировать большими объёмами данных, взаимодействовать с информацией, выбирая важное и отсекая второстепенное. К этим же навыкам можно отнести и формирование критического мышления, умение анализировать полученные данные, использовать более одного источника, соблюдать в своей профессиональной деятельности научные принципы (прежде всего, доказательность). Важно отметить и поддержать потребность в саморазвитии и самосовершенствование.

Данные тенденции напрямую влияют на образовательный процесс. Важно поддержать желание учащегося саморазвиваться, обучаться и творчески подходить к решению задачи, сформировать умение планировать свой образовательный маршрут, а также получить знания, умения и навыки, которые можно применить на практике, после завершения обучения.

Изложение основного материала исследования. В образовательном процессе высших учебных заведениях самостоятельная работа студентов играет особую роль.

В словаре профессионального образования, в котором рассмотрены ключевые понятия, термины, актуальная лексика, самостоятельная работа рассматривается, с двух сторон [3]:

- во-первых, как упражнения, характерные для периода производственного обучения, когда деятельность учащихся носит в значительной степени самостоятельный, независимый от мастера характер, при этом основной целью является формирование профессиональной самостоятельности учащихся;

- во-вторых, как форма организации теоретического обучения, сущность которой заключается в самостоятельной познавательной деятельности. И в этом случае она является одним из важнейших средств подготовки учащихся к активной самообразовательной работе и может осуществляется как в ходе урочных занятий, так и во внеурочное время.

Таким образом, термин «самостоятельная работа» неотделим от учебной деятельности, и подразумевает, непосредственно, детальность обучающихся без прямого взаимодействия с педагогом или минимальное его вмешательство в процесс обучения. Самостоятельная работа рассматривается как познавательно-практическая учебная деятельность, когда последовательность умственных и практических операций и действий зависит и определяется самим студентом.

Вышерассмотренные определения позволяют сделать обобщение о том, что самостоятельная работа учащихся, включаемая в процессе обучения, - это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия педагога, но по его заданию в специально предоставленное для этого время. При этом учащиеся сознательно стремятся достигнуть поставленной в задании цели, применяя свои усилия и выражая в той или иной форме результат умственных или физических действий

Самостоятельная работа студентов - это планируемая познавательная, организационно и методически направляемая их деятельность, осуществляемая без прямой помощи преподавателя, для достижения конкретного результата. Составная часть самостоятельной работы - та работа, которая выполняется студентом под руководством и контролем преподавателя за счет сокращения обязательных аудиторных (лекционных и т.д.) занятий.

В контексте обучения изобразительному искусству, самостоятельная работа - это уникальный ресурс, неразрывно связанный с образовательным процессом. Рассматривая данный компонент образовательного процесса в контексте изучения дисциплины «Живопись» стоит разделить самостоятельную работу студентов на два типа: аудиторная самостоятельная работа, выполняемая студентами во время занятия под руководством педагога с его непосредственным вмешательством в процесс (студент рисует самостоятельно, но педагог корректирует и рекомендует внести правки) и внеаудиторная самостоятельная работа (чаще всего, к ней относятся домашние работы, выполнение этюдов и длительных живописных постановок) [2].

Исследованием теоретических и методологических основ организации учебной деятельности, в том числе, самостоятельной работы студентов художественно-графических факультетов занимались следующие исследователи: В.В. Боос, С.Е. Игнатьев, А.И. Иконников, С.П. Ломов, И.Ю. Руднев, Н.С. Савкина, A.A. Унковский и др.

Результаты данных исследований позволяют развивать уже имеющие педагогические системы, а также рассматривать их с точки зрения инновационных подходов в образовании. В частности, нам бы хотелось обратить внимание на электронные образовательные ресурсы и графические программы, которые могут улучшить сопровождение образовательного процесса, показать практическое применение этих программ.

Базой исследования выступает Московский педагогический государственный университет, его электронная инфраструктура, в частности, электронное пространство Инфода Moodle, конференции в BigBlueButton и MS Teams.

Говоря об электронном пространстве Moodle хочется отметить его интерактивность, возможность разбивать пространство на блоки, организовывать содержательную часть курса под потребности педагога, рассмотреть которые нам бы хотелось подробнее, именно в контексте дисциплины «Живопись»: интерактивные лекции; видео-уроки; задания, с возможностью загрузки различных файлов (pptx, PDF, word,jpegH пр.); интерактивный контент H5S; словарь; тестирование; работа со сторонними внешними приложениями.

Рассмотрим более подробно каждый из этих элементов и их возможности в организации самостоятельной работы студентов.

Лекции в электронном пространстве можно подать с помощью нескольких инструментариев. Самый простой вариант: загрузка текстовой составляющей курса в формате Word или PDF, с которой могут ознакомиться студенты. Лекция - это важная составляющая курса, представляющая собой повторение тех теоретических основ, которые студенты слушали во время аудиторных занятий, к которым у учащихся есть доступ в любое время, а также возможность использовать зрительный анализатор для освоения материала. Наличие лекционного материала соответствует двум основным дидактическим принципам: наглядности и связи теории с практикой. Также, наличие лекционного материала дает возможность педагогу в ходе проверки и оценивания заданий апеллировать к теоретическому материалу, изложенному в

Более сложный, с технической точки зрения, вариант организации лекций - это отдельный инструментарий, позволяющий разбить лекцию на блоки, между которыми добавляется задание-опросник, позволяющий студенту проверить полученные знания, ответив на вопрос. Подобная система позволяет отойти от традиционной «линейной» подачи материала, а, в зависимости от ответа на вопрос, переадресовать учащегося к актуальному для него блоку. В то же время стоит отметить, что разработка и организация подобной нелинейной системы требует большего вклада и времени со стороны организатора электронного курса.

Другой вариант подачи информации - это видео-уроки, которые также можно загрузить в курс Инфода. Видео-лекции могут как дублировать текст лекций, сопровождая его большим количеством наглядного материала, так и служить дополнением к нему. Например, по дисциплине живопись можно предложить студентам ряд мастер-классов по работе с живописными материалами, упражнениями, сравнить разницу между пигментами и их свойствами на различных поверхностях.

Инструмент «задание» позволяет также предложить студентам сопроводительный материал (мини-лекцию), с иллюстративным сопровождением, прочитав который и выполнив необходимые упражнения учащийся может загрузить необходимый ответ на задание. Несмотря на возможность проверки домашних заданий во время очных встреч, использование фотохроники может отследить прогресс учащегося, развивать культуру подачи собственных работ, умение работать с электронными ресурсами (оформление живописных полотен для онлайн-выставок), а также, с помощью графических редакторов дать советы в режиме «онлайн», не корректируя напрямую работу учащегося, но наглядно демонстрируя рекомендации.

Интерактивный контент Н5Р позволяет не только разнообразить спектр дополнительных заданий, но и сделать их более интегративными, включать учащегося в процесс, использовать игровые формы для организации самостоятельной работы, может способствовать знакомству с профессиональной терминологией, развитию насмотренности, пространственного мышления и композиционного чутья. Рассмотрим несколько инструментов: игра на запоминание, «филворды», интерактивные картинки и видео.

Игра на запоминание позволяет в игровой форме познакомить учащихся с различными картинами, подходящими под задание. Соответственно, изображения для игры выбирает сам педагог: это могут быть фото натюрмортов из мастерских, репродукции известных картин, примеры определенной временной эпохи и пр. Подобная игра не требует от педагога больших временных затрат, но служит отличным дополнением к образовательному процессу.

Филворды - это игра с целью поиска указанных слов в поле, заполненном буквами. Мы считаем, что знакомство с профессиональной терминологией актуально для обучающихся первого курса и возможность сделать подобное в игровой форме также помогает разнообразить процесс освоения знаний, умений и навыков. В частности, если предложить для поиска профессиональную терминологию, актуальную возрасту и курсу учащихся (например, колорит, целостность, пестрота и т.п.), то в процессе поисков этих терминов учащийся уже осознает свою потребность в обращении к словарю для заполнения пробелов. Данный инструмент также прост в использовании, требует небольших временных затрат, но может сопровождать любое задание, позволяя повторить теорию, актуальную для решения живописных задач.

Создание и разработка интерактивных изображений требуют от педагога дополнительных временных затрат, однако мы хотим отметить, что этот инструмент может быть использован как важное интерактивное учебное пособие, позволяющее студентам разрабатывать ритм и тон изображений, анализировать их в режиме реального времени. По сути, это инструмент позволяет расположить цветовые (тоновые) пятна на плоскости. Это упражнение можно использовать для анализа живописных полотен или для разработки эскиза, к конкретному натюрморту. С помощью различных моделей, размеров и масштаба, учащиеся могут повторять и закреплять понятие соразмерности, центра композиции, тоновой разницы и пр.

Говоря о профессиональной терминологии, хочется отметить наличие такого инструмента как словарь, позволяющего собрать необходимый глоссарий в курсе, к которому учащиеся могут обращаться в ходе своей работы.

Тестирование в обучении живописи позволяет акцентировать внимание учащихся на теоретических вопросах, которые актуальны для их уровня обучения. Также тестирование позволяет оценить уровень усвоения материала, а также потребности обучающихся в информации.

Помимо широкого спектра имеющихся приложений, в Инфода Moodle есть возможность обращения к сторонним источникам, обращение к сайтам музеев и интерактивным выставкам.

Рассмотренными нами информационные компьютерные технологии позволяют существенно расширить инструментарий педагога, творчески подойти к организации курса, поддерживая познавательную активность учащихся.

Отдельно рассмотрим организацию дистанционных конференций по дисциплине «Живопись». Подобные конференции мало подходят для практических занятий, поскольку предполагают прямое взаимодействие человек-человек, однако организация лекционных занятий с демонстрацией презентаций возможна и удобна. Вводная лекция в дистанционном формате требует затраты меньших технических ресурсов учебного заведения (не нужна аудитория на необходимое количество посадочных мест, требуется лишь компьютер и доступ к сети Интернет). Студенты могут подключиться к лекции с любого устройства, включая собственные смартфоны, а записанная лекция может быть также представлена на курсе как дополнительный ознакомительный материал. Подобные встречи удобны для студентов заочной формы обучения, а также, для организации внеучебных лекций.

Выводы. Современная образовательная среда университетов позволяет существенно расширить организацию самостоятельной работы студентов, насытить ее не только текстовым сопровождением (в отличие от учебников и учебных пособий), но добавить игровую деятельность, использовать задания для развития памяти и насмотренности студентов. Интерактивные изображения могут служить альтернативой динамическим наглядным пособиям, позволяя более широко раскрыть весь спектр возможностей. Также, использование электронных информационных ресурсов позволяет выполнять подобные задания в свободное время: по пути на учебу или на перемене. Игровой формат упражнений способствует обращению к ним после занятий, что соответствует психофизиологическим особенностям человеческого восприятия, где для выполнения сложных задач требуется больше волевых усилий.

Аннотация. Актуальность выбранной проблемы обусловлена развитием электронной образовательной среды и возможностью применения электронных ресурсов для организации и улучшения качества образовательного процесса. В работе рассмотрена самостоятельная работа студентов как важная форма учебной деятельности в вузе. Выделены два вида самостоятельной работы студентов: аудиторная и внеаудиторная. В статье акцент сделан на внеаудиторной самостоятельной работе студентов. Исследованы возможности использования электронной образовательной среды. Выделены и описаны информационные компьютерные технологии, используемые в электронной информационной образовательной среде. Рассмотрены преимущества и ограничения использования данных технологий при организации самостоятельной работы студентов по дисциплине «Живопись».

Ключевые слова: самостоятельная работа студентов, преподавание, компьютерные технологии, электронная образовательная среда, живопись.

Annotation. The relevance of the chosen problem is due to the development of the electronic educational environment and the possibility of using electronic resources to organize and improve the quality of the educational process. The paper considers the independent work of students as an important form of educational activity at the university. There are two types of independent work of students: classroom and extracurricular. The article focuses on the extracurricular independent work of students. The possibilities of using the electronic educational environment are investigated. The information computer technologies used in the electronic information educational environment are identified and described. The advantages and limitations of using these technologies in the organization of independent work of students in the discipline "Painting" are considered.

Key words: independent work of students, teaching, computer technologies, electronic educational environment, painting.

Литература:

1. Гордеева, E.B. Цифровизация в образовании / Е.В. Гордеева, Ш.Г. Мурадян, A.C. Жажоян // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2021. - №4-1. - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/tsifrovizatsiya-v-obrazovanii (дата обращения: 04.08.2023)

2. Пискунова, Е.В. Подготовка учителя к обеспечению современного качества образования для всех: опыт России: Рекомендации по результатам научных исследований / Под ред. акад. Г.А. Бордовского. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2007. - 79 с.

3. Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. - М.: НМЦ СПО. -1999.-538 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.