Научная статья на тему 'Акмеологическая компетентность психолога'

Акмеологическая компетентность психолога Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
155
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Акмеология

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Маркин Владимир Николаевич

В статье рассматривается соотношение понятий «психологическое воздействие» и «акмеологическое воздействие». Выявлено, что основанием взаимодействия этих двух понятий является акмеологическая компетентность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Acmeological competence of psychologist

The article examines correlation of such concepts as «psychological influence» and «acmeological influence». It is revealed, that the basis of interaction of these two concepts is acmeological competence.

Текст научной работы на тему «Акмеологическая компетентность психолога»

В. Н. Маркин АКМЕОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПСИХОЛОГА

уществует известное понятие «психологическое воздействие» и новое, но быстро утверждающееся понятие «акмеологическое воздействие». Между этими понятиями и находится тема (предмет) моего сообщения. Именно акмеологическая компетентность, на мой взгляд, выступает основанием взаимодействия двух этих воздействий. И именно акмеологическая компетентность позволяет придать традиционному (а, может быть, лучше сказать, классическому) психологу своей деятельности человековедческую направленность.

Психологическое воздействие позволяет изменить состояние человека, протекание его психических процессов и даже свойств личности. Психологическое воздействие прямо не включает в себя ограничивающих ценностных оснований (не случайно в одной узко специализированной аудитории однажды возникла шутливая, но в целом достаточно серьезная дискуссия: может ли практический психолог служить дьяволу..). Все зависит от личности субъекта психологического воздействия.

Отсюда психологическое воздействие (и стоящие за ним психологические технологии) достаточно часто используется в манипулятивных целях (политическая и коммерческая реклама, предвыборные кампании, а часто и повседневное управление).

Акмеологическое воздействие (и стоящие за ним акмеологические технологии) близко к психологическому только лишь с формальной точки зрения. Они имеют принципиальное отличие, связанное с их направленностью, сущностным ценностным кодом.

Акмеологическое воздействие — это интегративное влияние, имеющее гуманистическое содержание и направленное прежде всего на оптимизацию личностного и профессионального развития человека, его самореализацию.

Этот гуманистический, акме-направленный ценностный код акмеологического воздействия заложен в методологических принципах акмеологии как науки и составляет базовое содержание акмеологической компетентности. Если хотите, это миссия акмеологии как науки, ее кредо.

Следует отметить в тоже время, что акмеологическим потенциалом может быть наполнено любое психологическое воздействие, если оно строится по акмеологическим закономерностям. Но человекомерность, человековедческое гуманистическое содержание функциональных, в том числе и психологических процессов, — это не механический, а сознательный акт, сознательная личностная и профессиональная задача, которая может быть решена лишь на основе определенной компетентности. В нашем случае — на акмеологической.

Психолог-аналитик и организационный психолог в современных условиях (движения страны к демократии, к гражданскому консенсусу, к постиндустриализму, включения психологии в работу по формированию общего и специализированного человеческого капитала и т.д.) должны, на мой взгляд, даже имея фундаментальную психологическую подготовку, быть и акмеологами. Для этого необходимо хорошо представлять специфику акмеологии, ее предмет, что подразумевает и обратное: акмеолог должен быть хорошим психологом.

Вдумаемся в одну из базовых акмеологических матриц. В частности, акмеологию, как известно, интересует не столько уровневое строение субъекта и его естественные характеристики (это знание нарабатывается в общей и дифференциальной психологии, психологии развития). Акмеологию интересует трансформация способа организации и функционирования субъекта от наличного к более оптимальному уровню.

Желательное (оптимальное) целевое состояние, качество проектируется, то есть строится модель согласно теоретическим, методологическим, гуманистическим принципам и одновременно практически заданным критериям.

Применяются при этом методы диагностики, проектирования, моделирования, акмеологических технологий и др.

В итоге возникает акмеологический интеграл:

- наличного состояния (результат диагностики);

- оптимального («вершинного») качества — путь к акме (продукт проектирования, моделирования);

- становления (то есть способа достижения «вершинного» качества (алгоритм, технологии).

На основе данного интеграла определяется стратегия необходимой акмеологической поддержки субъекта в процессе его личностного и профессионального роста на уровнях:

- операционально-внешнем;

- рефлексивно-внутреннем.

Практически это программа совместной работы акмеологов и организационных психологов, акмеологических и социально-психологических служб. Совместными усилиями любую форму жизнедеятельности, любой общественный (производственный) процесс, любой норматив и т. д. они могут рассмотреть (проанализировать) через функциональный и одновременно через личностно-формирующий эффект, а организацию одновременно как функциональную и как психолого-акмеологическую систему (сгусток культуры). Сделать максимально возможное для органического синтеза двух обозначенных аспектов общественной жизнедеятельности, для трансформации последней в целевой личностно-формирущий процесс.

Психологическое знание взаимодействует (на оптимальной основе) через акмеологию как науку и практику с философской антропологией, а также со всей совокупностью наук, изучающих человека (акмеология «строит» банк человеческих знаний, отобранных и адаптированных к акме-ориентированному развитию и саморазвитию человека).

В итоге именно акмеологическая культуродигма (С.Ю. Степанов) позволяет практическим психологам преодолеть манипулятивное искушение и включиться недвусмысленно и однозначно в гуманистически просчитанные общественные преобразования.

А это и есть сверхзадача акмеологического знания, акмеологической компетентности в пространстве как обществознания и человекознания, так и психологической науки и практики.

Для акмеологии, хочу повторить, обозначенный синтез с человекознанием, с гуманистической культуродигмой не желательный, а необходимый, закономерный процесс; через акмеологию обозначенная закономерность «входит» и в психологическую теорию и практику.

© Маркин В. Н., 2003

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.