В. Н. Маркин АКМЕОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПСИХОЛОГА
уществует известное понятие «психологическое воздействие» и новое, но быстро утверждающееся понятие «акмеологическое воздействие». Между этими понятиями и находится тема (предмет) моего сообщения. Именно акмеологическая компетентность, на мой взгляд, выступает основанием взаимодействия двух этих воздействий. И именно акмеологическая компетентность позволяет придать традиционному (а, может быть, лучше сказать, классическому) психологу своей деятельности человековедческую направленность.
Психологическое воздействие позволяет изменить состояние человека, протекание его психических процессов и даже свойств личности. Психологическое воздействие прямо не включает в себя ограничивающих ценностных оснований (не случайно в одной узко специализированной аудитории однажды возникла шутливая, но в целом достаточно серьезная дискуссия: может ли практический психолог служить дьяволу..). Все зависит от личности субъекта психологического воздействия.
Отсюда психологическое воздействие (и стоящие за ним психологические технологии) достаточно часто используется в манипулятивных целях (политическая и коммерческая реклама, предвыборные кампании, а часто и повседневное управление).
Акмеологическое воздействие (и стоящие за ним акмеологические технологии) близко к психологическому только лишь с формальной точки зрения. Они имеют принципиальное отличие, связанное с их направленностью, сущностным ценностным кодом.
Акмеологическое воздействие — это интегративное влияние, имеющее гуманистическое содержание и направленное прежде всего на оптимизацию личностного и профессионального развития человека, его самореализацию.
Этот гуманистический, акме-направленный ценностный код акмеологического воздействия заложен в методологических принципах акмеологии как науки и составляет базовое содержание акмеологической компетентности. Если хотите, это миссия акмеологии как науки, ее кредо.
Следует отметить в тоже время, что акмеологическим потенциалом может быть наполнено любое психологическое воздействие, если оно строится по акмеологическим закономерностям. Но человекомерность, человековедческое гуманистическое содержание функциональных, в том числе и психологических процессов, — это не механический, а сознательный акт, сознательная личностная и профессиональная задача, которая может быть решена лишь на основе определенной компетентности. В нашем случае — на акмеологической.
Психолог-аналитик и организационный психолог в современных условиях (движения страны к демократии, к гражданскому консенсусу, к постиндустриализму, включения психологии в работу по формированию общего и специализированного человеческого капитала и т.д.) должны, на мой взгляд, даже имея фундаментальную психологическую подготовку, быть и акмеологами. Для этого необходимо хорошо представлять специфику акмеологии, ее предмет, что подразумевает и обратное: акмеолог должен быть хорошим психологом.
Вдумаемся в одну из базовых акмеологических матриц. В частности, акмеологию, как известно, интересует не столько уровневое строение субъекта и его естественные характеристики (это знание нарабатывается в общей и дифференциальной психологии, психологии развития). Акмеологию интересует трансформация способа организации и функционирования субъекта от наличного к более оптимальному уровню.
Желательное (оптимальное) целевое состояние, качество проектируется, то есть строится модель согласно теоретическим, методологическим, гуманистическим принципам и одновременно практически заданным критериям.
Применяются при этом методы диагностики, проектирования, моделирования, акмеологических технологий и др.
В итоге возникает акмеологический интеграл:
- наличного состояния (результат диагностики);
- оптимального («вершинного») качества — путь к акме (продукт проектирования, моделирования);
- становления (то есть способа достижения «вершинного» качества (алгоритм, технологии).
На основе данного интеграла определяется стратегия необходимой акмеологической поддержки субъекта в процессе его личностного и профессионального роста на уровнях:
- операционально-внешнем;
- рефлексивно-внутреннем.
Практически это программа совместной работы акмеологов и организационных психологов, акмеологических и социально-психологических служб. Совместными усилиями любую форму жизнедеятельности, любой общественный (производственный) процесс, любой норматив и т. д. они могут рассмотреть (проанализировать) через функциональный и одновременно через личностно-формирующий эффект, а организацию одновременно как функциональную и как психолого-акмеологическую систему (сгусток культуры). Сделать максимально возможное для органического синтеза двух обозначенных аспектов общественной жизнедеятельности, для трансформации последней в целевой личностно-формирущий процесс.
Психологическое знание взаимодействует (на оптимальной основе) через акмеологию как науку и практику с философской антропологией, а также со всей совокупностью наук, изучающих человека (акмеология «строит» банк человеческих знаний, отобранных и адаптированных к акме-ориентированному развитию и саморазвитию человека).
В итоге именно акмеологическая культуродигма (С.Ю. Степанов) позволяет практическим психологам преодолеть манипулятивное искушение и включиться недвусмысленно и однозначно в гуманистически просчитанные общественные преобразования.
А это и есть сверхзадача акмеологического знания, акмеологической компетентности в пространстве как обществознания и человекознания, так и психологической науки и практики.
Для акмеологии, хочу повторить, обозначенный синтез с человекознанием, с гуманистической культуродигмой не желательный, а необходимый, закономерный процесс; через акмеологию обозначенная закономерность «входит» и в психологическую теорию и практику.
© Маркин В. Н., 2003