фессиональных задач и продуктивными способами ее осуществления. Следовательно, акмеологическое сопровождение с целью развития личностью своей профессиональной компетентности может обеспечить необходимый положительный результат в достижении высокого уровня и ее профессионализма в целом.
Литература_
1. Акмеология: Учебник / Под общ. ред. A.A. Деркача. М., 2002.
2. Акмеология / Под ред. E.H. Богданова, В.Г. Зазыкина. Калуга, 2003.
3. Ситников А.П. Акмеологический тренинг: Теория. Методика. Психотехнология. М., 1996.
© Крюкова Т.В., 2008
Г.И. Успенская
АКМЕОЛОГИЧЕСКАЯ ЭСПЕРТИЗА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО
Профессия государственного служащего, пожалуй, как никакая другая, требует от работника высокой квалификации, включающей экспертную компетентность в области своей профессиональной деятельности. Традиционно экспертиза рассматривается в качестве особого вида профессиональной деятельности, цель которой - дать компетентное заключение по какому-либо важному вопросу.
На практике государственному служащему в процессе своей профессиональной деятельности приходится нередко выступать в роли эксперта. Во-первых, это может происходить при оценке работы предприятий, организаций и учреждений, кадров управления, при создании и осуществлении социальных, экономических и культурных проектов и во многих других случаях. Во-вторых, профессиональная компетентность государственного служащего должна позволять ему осуществлять экспертизу собственной работы. Такую экспертизу можно отнести к самоконтролю. В-третьих, развитие демократии в обществе требует создания института общественной экспертизы. И в этом вопросе от государственного служащего многое зависит. При принятии управленческих решений кадрам государственной службы необходимо учитывать оценку самого главного эксперта — общественное мнение. Проведение государственными служащими подобного рода сложнейших экспертиз по различным направлениям работы на высоком качественном уровне можно с полным основанием отнести к акмеологической экспертной деятельности.
Экспертная составляющая является неотъемлемой частью профессиональной деятельности государственного служащего. С целью изучения реального участия кадров государственной службы в экспертной деятельности в 2007 году в Москве нами было проведено пилотажное исследование. Было опрошено 254 жителя столицы по анкете массового опроса и 43 эксперта заполнили бланк-интервью. В качестве экспертов выступили ученые, государственные служащие с большим опытом работы, консультанты министерств и ведомств.
44,8 % жителей заявили, что они свободно могут высказываться по любому вопросу, но при этом более половины из них отметили, что к их мнению никто не прислушивается. На основании Конституции РФ наиболее важные проблемы должны выноситься для обсуждения на референдум. Логично было бы кадрам государственной службы какие-либо наиболее острые социальные проблемы перед принятием оптимального управленческого решения выносить на обсуждение населения. Например, обсуждение проблемы «монетизации» льгот и учет общественного мнения перед принятием управленческого решения по этому вопросу могли бы в значительной мере снизить остроту собственно перехода на «монетизацию» льгот.
Но государственному служащему для того, чтобы осуществить экспертизу общественного мнения по какой-либо проблеме для принятия оптимального управ-
ленческого решения, необходимо хотеть и уметь провести нужную экспертизу, Более того, еще не отработан сам механизм экспертизы общественного мнения. Поэтому в настоящее время проведение экспертизы общественного мнения и его учет в профессиональной деятельности со стороны государственного служащего представляется во многом инициативной акцией.
На основании материалов экспертного опроса можно сказать, что основным препятствием к проведению профессиональных экспертиз государственным служащим является его психологическая неготовность к их осуществлению. Во-первых, по мнению экспертов, сейчас не сформирована мотивационная сфера для проведения кадрами государственной службы разного рода экспертиз. Более того, государственный служащий чаще всего не заинтересован в реальной оценке результатов своей деятельности и деятельности своих коллег. Во-вторых, эксперты не просто констатировали отсутствие механизма успешной экспертной деятельности государственного служащего, но предложили рациональные технологии проведения экспертиз в современных условиях.
В-третьих, и это один из самых основных выводов в материалах проведенного исследования, многие государственные служащие недостаточно компетентны в вопросах организации и проведении профессиональных экспертиз.
На развитие экспертной психологической компетентности кадров государственной службы и был направлен тренинг, проведенный по результатам проведенного исследования. Тренинг предваряли приватные беседы с государственными служащими. В начале бесед только каждый третий собеседник считал развитие экспертной психологической компетентности кадров государственной службы важной проблемой, а признал актуальной ее для себя и согласился принять участие в тренинге только каждый десятый.
В ходе 30-ти часового тренинга удалось достичь определенного прогресса в направлении развития экспертной психологической компетентности респондентов. Несколько участников преодолели психологические барьеры, связанные с неумением работать на компьютере, что не позволяло им эффективно выполнять экспертные функции; большинство участников тренинга овладело рациональными технологиями и плодотворными алгоритмами проведения экспертиз, приобрело опыт составления заключений по анализируемым проблемам и проведения итоговых консультаций.
Проведенное исследование показало, что проблема развития экспертной психологической компетентности кадров государственной службы не может быть решена только проведением тренингов. Нужен целый комплекс мер для того, чтобы экспертную психологическую компетентность кадров государственной службы вывести на акмеологический уровень. В качестве направлений дальнейших исследований проблемы развития экспертной психологической компетентности кадров государственной службы можно назвать: анализ психологических особенностей проведения государственными служащими экспертиз разных типов, определение условий использования самооценок профессиональной деятельности для развития личностно-профессиональных качеств; разработку требований к проведению экспертиз государственными служащими на акмеологическом уровне.
Литература_
1. Анисимов С.А., Деркач A.A., Конюхов Н.И. Методы акмеологических исследований. М., 2001.
2. Захарова В.И. Технология проведения общественной экспертизы // Труд и социальные отношения. 2005. № 3. - С. 10-14.
3. Кондратьева Е.П. Экспертиза и консультирование проектной деятельности молодежных организаций // Общественность и молодежь: проектные намерения. Вып. 2. — Владивосток, 1996. С. 8-11.
4. Конюхов Н.И., Шаккум М.Л. Акмеология и тестология. М., 1996.
5. Ситников А.П., Деркач A.A., Елшина ИВ. Аутопсихологическая компетентность руководителей: прикладные психотехнолоши. М., 1994.
© Успенская Г.И., 2008