Научная статья на тему 'Акмеологическая экспертиза в профессиональной деятельности государственных служащих'

Акмеологическая экспертиза в профессиональной деятельности государственных служащих Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
146
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Акмеология
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коротаева Марика Валерьевна

В статье рассматриваются два направления развития акмеологической экспертизы в профессиональной деятельности государственного служащего: экспертиза инновационных проектов в рамках проводимых реформ и национальных проектов и экспертиза в ходе проведения процедур аттестации, квалификационного экзамена государственных служащих. Выделены виды экспертиз в инновационной деятельности государственного служащего. Выделяются функции экспертизы: гуманистическая, социальная, прогностическая, коррекционная, мотивационная, исследовательская, оценочная, нормативная, развивающая, а также консультационная и обучающе-поддерживающая.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Акмеологическая экспертиза в профессиональной деятельности государственных служащих»

Акмеология, № 1, 2007

5. Климов Е.А. Психология профессионала. М.; Воронеж, ] 996.

6. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. М., 2004.

7. Никифоров Г.С., Дмитриева М.А., Корнеева Л.Н. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности. СПб., 1991.

8. Прыгин Г.С., Степанский В.И., Фарютин В.П. Влияние особенностей саморегуляции деятельности на профессиональное самоопределение старшеклассников // Вопросы психологии. 1987. № 4. С. 23-37.

9. Психология: Словарь / Под общ. ред. A.B. Петровского, М.Г. Ярошевского. М., 1990.

10. Сагайдак С.С. Профессиональная надежность в чрезвычайных космических ситуациях: психофизиологический, когнитивный и социально-психологический аспекты // Материалы 2-го белорусского космического конгресса, Минск, 25-27 октября 2005 г. - Мн., 2005. С. 391-392.

11. Теплое Б.М. Избранные труды: В 2-х т. М., 1985.

12. Толочек В.А. «Социализация в квадрате»: локализация феномена «акме» и его вероятные детерминанты // Мир психологии. 2005. № 4. С. 50-65.

О Сагайдак С.С., 2007

М.В. Коротаева

АКМЕОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ

Экспертиза в профессиональной деятельности государственного служащего является междисциплинарным многофункциональным диагностическим методом изучения явлений и процессов с точки зрения обнаружения в них потенциала развития. Экспертиза рассматривается как метод исследования, с помощью которого можно осуществить прогноз, смоделировать ситуацию или процесс, осуществить проверку и оценку.

Как процедура экспертиза имеет свое методологическое, функциональное и технологическое обеспечение, алгоритм действий субъектов экспертизы, осуществляющих деятельность оценивания на квалиметрической или другой основе с ориентацией на некую форму (оценочный лист, ранг, уровень, критерий). В ряде работ отмечается, что современная экспертиза -система организационных, логических и математико-статистических процедур, направленных на получение информации и ее анализ с целью выработки оптимального решения [1, 6, 8, 9].

Экспертиза в профессиональной деятельности государственного служащего рассматривает продукты профессиональной деятельности, саму деятельность и субъектов, осуществляющих ее. Основными методами экспертизы являются анализ, синтез, сравнение, оценивание, интерпретация. Средствами для осуществления экспертизы в профессиональной деятельности государственного служащего служат наряду с разработанными в квалиметрии и интуитивные подходы. Осуществляться экспертиза профессиональной деятельности может в различных формах: аудит, конкурс, организационно-деятельностная игра (ОДИ).

Важными направлениями развития акмеологической экспертизы в профессиональной деятельности государственного служащего являются экспертиза инновационных проектов в рамках проводимых реформ и национальных проектов и экспертиза в ходе проведения процедур аттестации, квалификационного экзамена государственных служащих.

Рассмотрим первый вариант экспертизы подробнее.

Экспертиза практической инновационной деятельности включает наблюдение за ходом и процессом (объектом, предметом, деятельностью), а в определенных ситуациях требует моделирования или эксперимента. Экспертизу инновационной деятельности в государственной

службе, так же как и ность и точность.

Можно выделить ненного служащего.

Экспертиза иннов . -геенной службы, не, деятельности в госуда стзенное учреждение леятельности и т.д.); I -:етрия, социометрия, сгшения.

Экспертиза инное

- :-ваций в государс технологической, эрг< влечения специалисте ¿гностика и вынесенк ;ти положительные и

- гномическим и техн1

Экспертиза инное -ета экспертизы могу декларируемых I. гтодических принци ¿пользования управ. : гганизации; затраты Инновационная д ляций и норм, сущес служащих. Продуман ~г2вило, описывается наследств и и для оф -:й экспертной оцеш чституализации). Ис т>:з, феноменов и пре границами» слож! Одной из возмож _~.ъного признания и г-ззличного рода и ур : "носятся конкурсы V -:ч уровнях.

В системе госуда ~:добных профессио ; ••некий конкурс «Л; ~сводит конкурс срс ,;:шленности и фин искусства. Однако да ему стимулирование _:-'.х с помощью конк В организационн *ендами и Ассоциаг г;грующих вопросы р Чслример, в системе _ ативных образоват ¿ногих региональны Гсормирована групп "■эщадками. При ¥ 1.-:алитический центр :уемых на средства з;

Акмеология, № 1, 2007

2004.

:тическое обеспечение

гтей саморегуляции дея-:в Вопросы психоло-

:еаского. М., 1990. гсмических ситуациях: аспекты // Материалы 2005 г. - Мн., 2005. С.

вкме» и его вероятные

М.В. Коротаева

LI3A В

НОСТИ

ЦПХ

:т: служащего является методом изучения яв-вта развития. Эксперти-:- : осуществить прогноз,

: -альное и технологиче-. ~в_тяющих деятельность - -:екую форму (оценоч-: временная экспертиза -г::-.гдур, направленных ": решения [1, 6, 8, 9].

вашего рассматрива-. Гъектов, осуществляю-:г2внение, оценивание, . : нальной деятельности :етрии и интуитивные может в различных

; "гэфессиональной дея-_ гнных проектов в рам-:г проведения процедур

-i-людение за ходом и г-ациях требует моде-гти в государственной

службе, так же как и экспертизу в других сферах, характеризуют объективность, доказатель-- ;сть и точность.

Можно выделить следующие виды экспертиз в инновационной деятельности государственного служащего.

Экспертиза инноваций в государственной службе (изменения и реформирование государ-:-ленной службы, национальные проекты и т.д.). Данный вид экспертизы инновационной стельности в государственной службе отличается: объектом рассмотрения (регион, государственное учреждение различного уровня, проект, организационно-управленческие процессы деятельности и т.д.); методами сбора и обработки данных в исследовании (статистика, квали-tетрия, социометрия, экспертная оценка и т.д.), обеспечивающими принятие управленческого течения.

Экспертиза инноваций, реализуемых в сфере материально-технического обеспечения ин-■:-:лций в государственной службе. Данная экспертиза включает оценку ^технико--±хяологической, эргономической и социальной составляющих, оборудования и требует приучения специалистов из других сфер деятельности. Основная цель данной экспертизы - ди-_ .-:;<стика и вынесение заключения по вопросу возможных нововведений, позволяющих внести положительные изменения в процесс управления, соответствуя при этом социальным, эр-~:номическим и технико-технологическим требованиям.

Экспертиза инноваций, осуществляемых в управленческих технологиях. В качестве предмета экспертизы могут выступать следующие аспекты управленческих технологий: соответст-i .е декларируемых целей реальному содержанию управления; степень реализации научно-методических принципов управленческой технологии в предлагаемой методике; возможности использования управленческой технологии для управления в конкретном регионе, отрасли, :ттанизации; затраты на внедрение управленческой технологии.

Инновационная деятельность - это деятельность, выходящая за рамки общепринятых гра-тнций и норм, существующих в практике профессиональной деятельности государственных служащих. Продуманная (осмысленная или планируемая) инновационная деятельность, как -гавило, описывается и представляется в виде инновационных проектов и программ, которые 'последствии для официального внедрения в практику должны подлежать квалифицирован--:й экспертной оценке, которая выступает как способ (элемент) «нормирования» (признания, внетатуализации). Исходя из этого, функция экспертизы - проявление и поддержание инициатив, феноменов и прецедентов развития практики государственного управления, возникающих тв границами» сложившейся, устоявшейся системы управления.

Одной из возможностей «нормирования» инновационной деятельности, то есть ее официального признания и поддержки, является публичное представление и экспертирование на тазличного рода и уровня мероприятиях, имеющих правовую основу. К таким мероприятиям :тносятся конкурсы и смотры, проводимые на международном, общероссийском и.региональном уровнях.

В системе государственной службы пока не сформирована целостная система проведения зедобных профессионального мастерства. В 90-х годах XX века начал проводиться Всероссийский конкурс «Лучший мэр России», газета «Литературная Россия» в течение ряда лет проводит конкурс среди руководителей субъектов Российской Федерации, организаторов промышленности и финансистов, внесших заметный вклад в развитие культуры, литературы и искусства. Однако данный опыт имеет инициативный характер и не включен в целостную систему стимулирования развития инновационного профессионализма государственных служа-Z1HX с помощью конкурсов инновационных проектов в сфере государственной службы.

В организационно-правовом плане подобные конкурсы должны проводиться различными Фондами и Ассоциациями под эгидой Администрации Президента РФ или Министерств, ку-тнрующих вопросы реализации административной реформы в сфере государственной службы. Например, в системе образования в 90-е годы XX века разрабатывалось большое число ини-_иативных образовательных проектов и одновременно накапливался опыт их экспертизы. При многих региональных органах управления образованием были созданы экспертные советы. Сформирована группа экспертов Совета по управлению федеральными экспериментальными площадками. При Национальном фонде подготовки кадров был организован Экспертно-аналитический центр, который проводит экспертизу проектов федерального значения, реализуемых на средства займов Всемирного банка [6].

В ходе исследования мы анализировали также зарубежный опыт экспертного оценивания эффективности профессиональной деятельности государственного служащего. В Европе и Северной Америке оценки результатов деятельности в государственной сфере можно сгруппировать в основном вокруг четырех сегментов [7]: оценки личностного профиля; система оценки поведенческого плана; оценки на основе анализа какого-либо сегмента результатов деятельности; оценки, опирающиеся на анализ служебных обязанностей, где сравниваются результаты такого анализа и подлинный результат деятельности [2].

При первом типе оценки выделяют группы определенных качеств, которые могут быть важными, например, самостоятельность, способность принимать решения, видеть суть дела, пунктуальность, надежность, любовь к порядку и т.п. Эти или подобные им качества располагаются в таблице горизонтально, а вертикально проставляются цифры, от единицы до пятерки или семерки. После этого указанные качества или способности оцениваются заданными баллами, причем оговаривается, что в одной группе качестр может выставляться один, два, максимум три балла, во избежание оценочной девальвации. Полученные таким образом баллы соединяются в виде графика, и получается так называемый личностный профиль. Таким образом, отбор или служебное повышение происходит не на основе количества баллов, а согласно способностям [2].

Второй, основанный на поведении, метод оценки, подразделяется на два типа.

1. BARS-метод (Behaviourally Anchored Rating Scales) предполагает подбор образцов поведения для выбранного аспекта результатов. Эти образцы распределяют по элементам шкалы, которые будут считаться критическими на данной точке шкалы. Так формируется ориентир для последующей оценки поведения.

2. BOS-метод (Behavioral Observation Scale) - это шкала наблюдения за поведением, которая определяет характерные состояния для того или иного аспекта поведения и анализирует частоту их появления у оцениваемого сотрудника [2].

В рамках третьего метода оцениваются конкретные задачи, конкретные результаты в их цифровом выражении. Оценка служащему выставляется по среднему показателю.

В системе государственной службы РФ инновационные проекты целесообразно реализо-вывать в рамках реформ и национальных проектов. На предварительном этапе необходимо очертить круг тем, выявляющих и поддерживающих инициативы в приоритетных направлениях развития государственной гражданской службы.

С учетом опыта применения экспертной оценки инновационных проектов в образовании в системе государственной службы процедура экспертизы инновационных инициатив с присвоением статуса федеральной экспериментальной площадки должна состоять трех этапов: экспертиза заявки, экспертиза проекта, экспертиза модели.

Результатом деятельности экспертов является оценка эффективности тех вложений, которые могут быть сделаны для реализации того или иного проекта. Или, как отмечает А.И. Адамский, экспертная деятельность - это прежде всего оценка возможных инвестиций по методу издержки выгоды и предоставлении инвестору по возможности объективных данных об эффективности вложения средств [1].

В ходе экспертизы также необходимо оценить содействуют ли представленные работы:

• повышению качества государственного управления (в регионе, в системе отрасли, Министерства, Федерального агентства, службы);

• повышению доверия населения и общества к проводимым реформам и инновационным проектам;

• распространению эффективного опыта управления (в регионе, в системе отрасли, Министерства, Федерального агентства);

• развитию федерального, регионального, муниципального управления;

• повышению авторитета государственной службы в обществе;

• поддержке творчески работающих коллективов государственных органов власти;

• персональной поддержке государственных служащих, имеющих высокие результаты профессиональной деятельности;

• выявлению наиболее эффективных подходов в системе федерального, регионального и муниципального управления.

На основе тщательного изучения различных подходов к понятию «экспертиза» и анализа имеющегося опыта проведения экспертиз в профессиональной деятельности государственных

служащих мы пришли к следующему определению: акмеологическая экспертиза в профессиональной деятельности государственного служащего - это оценка уровня профессиональных знаний, умений и навыков государственного служащего, а также его потенциала и способности к самосовершенствованию в профессиональной сфере.

Данный вид экспертизы предусматривает акмеологическую оценку, осуществляемую в кадровом обеспечении, в ходе которой оценивается профессиональная деятельность государственного служащего, его саморазвитие, самоорганизация профессиональной и творческой деятельности. Данный вид оценки, как говорилось выше, проводится, как правило, в рамках процедур аттестации и квалификационного экзамена. В целом экспертиза в профессиональной деятельности государственного служащего - это совокупность процедур, необходимых для исследования и оценки всех составляющих государственного управления с целью получения профессионального заключения о возможности и прогнозе эффективной организации профессиональной деятельности государственного служащего.

В профессиональной деятельности государственного служащего экспертиза применяется в рамках проведения процедур замещения на вакантную должность, аттестации, квалификационного экзамена, формирования кадрового резерва. Рассмотрим существующие научные подходы к проведению экспертного оценивания в профессиональной деятельности государственного служащего.

Важным теоретическим аспектом является разработка системы критериев и показателей для экспертного оценивания эффективности профессиональной деятельности в государственной службе [2, 3, 4, 5]. Понятие критерия является необходимым элементом моделирования оптимальных систем и обозначает эталонный признак, на основании которого производится оценивание реального процесса. Показатель выступает по отношению к критерию как частное к общему, поэтому каждому критерию соответствует несколько показателей. Критерий отражает сущностные признаки изучаемого процесса, имеет уровневую структуру. Выделяются интегративные и частные, объективные и субъективные, общие, особенные, единичные критерии.

Критерии и показатели оценки эффективности деятельности государственных служащих выражают основные признаки ее проявления через восприятие, понимание и оценивание. Наиболее общая оценка дается с помощью интегративного критерия, который свидетельствует о высокой готовности и способности государственного служащего к профессиональной самореализации, умении использовать внутренний и внешний резерв в профессиональной деятельности.

Разработка критериев и показателей является элементом новой концепции управления по результатам [11]. Критерии и система показателей составляют один их инструментов контро-линга в сфере государственного управления. Этот инструмент позволяет вести систематическое наблюдение за деятельностью как организационных единиц, так и отдельных сотрудников, собирать данные о результативности административных процессов. Цель управления по результатам состоит в том, чтобы создать возможность комплексного планирования и регулирования административных процессов.

В частности, проведенный нами анализ методических разработок различных министерств и ведомств позволил выделить следующие группы показателей эффективности и результативности деятельности государственных служащих: 1.Качество деятельности - результаты профессиональной деятельности. 2. Соответствие требованиям подготовки документов - полнота и логичность в изложении материала; точность и недопущение ошибок. 3. Своевременность решения поставленных задач - организация труда; производительность (объем выполненной работы за расчетный период); результативность (мера достижения поставленных задач/целей); соблюдение дисциплины (отсутствие прогулов, опозданий и т.п.). 4.Мотивация - заинтересованность в выполняемой работе; использование творческого подхода при решении поставленных задач. 5. Профессионализм - соответствие требованиям, предъявляемым к должности. 6. Знание смежных сфер, использование системного подхода в работе, широта профессиональных знаний.

Критериально-оценочная база в профессиональной деятельности государственного служащего формируется на основе профессиографических исследований, результатом которых является ориентировочная профессиограмма государственного служащего и система профессиональных компетенций [3].

В ходе экспертизы, как правило, особую трудность составляет оценка личностно-профессиональных характеристик участников, их фиксация и уход от субъективизма. Объективность экспертной оценки профессиональной компетентности государственного служащего повышается при профессиональном тестировании и непосредственном наблюдении за претендентами, их поведением, реакцией, построением коммуникаций в ходе реальных и специально спроектированных ситуаций.

В целом экспертиза в системе государственной службы выполняет следующие функции: гуманистическую, социальную, прогностическую, коррекционную, мотивационную, исследовательскую, оценочную, нормативную, развивающую, а также консультационную и обучаю-ще-поддерживающую.

Социальная функция экспертизы позволяет выявить значимость инновационного опыта для сообщества различного уровня (страны, региона, муниципального образования, органа государственной власти, органа муниципального самоуправления), определить профессиональный статус и расширить сферу профессионального общения.

Прогностическая функция экспертизы позволяет оценить альтернативы и выделить наиболее предпочтительных варианты, определить возможность (или невозможность) интеграции инновации в административно-управленческое пространство страны, региона, муниципального образования, органа власти или самоуправления).

Коррекционная функция экспертизы позволяет выработать рекомендации по трансформации или сохранению управленческих ориентиров при руководстве инновационной деятельностью.

Мотивационная функция экспертизы позволяет определить условия для развития инициативы, творчества, стремления к повышению профессионального и культурного уровня.

Обучающая функция экспертизы заключается в приобщение государственных и муниципальных служащих к профессиональному сообществу инноваторов, включение их в исследовательскую деятельность и формирование у них профессионально-значимых умений (самодиагностики, самоанализа, рефлексии, концептуализации деятельности) в процессе совместного экспертного анализа.

Литература

1. Адамский A.M. Экспертиза культурно-образовательной инициативы и образовательная экспертиза / Экспертиза инновационных процессов в образовании: Подходы к проблеме экспертизы в образовании: В 2-х кн. Кн. 1. Томск, 1999.

2. Акмеологическая оценка профессиональной компетентности государственных служащих: Учебное пособие / Под общ. ред. A.A. Деркача. М., 2006.

3. Деркач A.A. Развитие акмеологии: достижения, проблемы, перспективы //Акмеология: личностное и профессиональное развитие: Материалы Международной научной конференции 7-8 октября 2004 г. Пленарное заседание. М., 2004. С.39-49.

4. Деркач A.A., Селезнева Е.В. Акмеологическая культура личности: содержание, закономерности, механизмы развития. М.; Воронеж, 2006.

5. Деркач A.A., Маркова А.К. Профессиограмма государственного служащего. М., 1999.

6. Лебедев O.E. Цели экспертизы инновационной деятельности / Экспертиза и консультационная поддержка инноваций в системе образования. М., 2004.

7. Майор Л. Методы оценки результатов административной деятельности // Эффективность органов власти. Реферативный бюллетень. 2004. №6.

8. Сиделъников Ю.В. Теория и организация экспертного прогнозирования. М., 1990.

9. Смирнов С.А. Экспертная оценка персонала организации. М., 2003.

10. Стачева Е.М. Обоснование нормативов экспертной деятельности / Экспертиза: теория, практика. Новокузнецк, 1998. С. 45-49.

11. Шоманн М, Дессель Ш.А. Управление по результатам //Управление знаниями: концептуальные подходы. Реферативный бюллетень. 2003 №4.

О Коротаева М.В., 2007

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.