p<0,001). Возможно, это обусловлено тем, что их работа не столь престижна, не так сильно ценится, как, например, работа врача.
С возрастанием стажа врачи, в отличие от среднего медицинского персонала, меньше готовы проявлять к себе интерес, интересоваться своими чувствами (r=-0,41, p<0,05). Это может быть следствием профессиональных изменений, связанных с особенностями этой профессии, предполагающей, что врачи со временем начинают больше интересоваться состоянием других людей, пациентов, нежели своим собственным внутренним состоянием.
Аналогичные изменения происходят с возрастом. Отдельно можно отметить, нами было выявлено, что с возрастом медицинские работники несколько меньше готовы принимать себя такими, какие они есть (r=-0,25, p<0,05). Возможно, это связано с общей удовлетворенностью собой, с ощущением постепенно уходящей жизни и с ощущением потерянных или нереализованных возможностей в жизни.
Исследование особенностей личности во взаимосвязи с копинг-стратегиями и защитными механизмами медицинских работников позволят делать прогнозы их реагирования при возникновении стрессовых ситуаций. Это сделает возможным оптимизировать работу медицинских работников, при адекватной помощи психолога, предотвратить их неадекватные реакции и развить более адекватные создавшейся ситуации стратегии преодоления. Данную помощь можно проводить как в индивидуальной психологической работе с медицинскими работниками, так и в групповой.
Литература
[1] ВодопьяноваН.Е. Психодиагностика стресса. - СПб.: Питер, 2009.
[2] ЛазарусР. Стресс, оценка и копинг. - М.: Медицина, 1984.
[3] Романова Е.С. Механизмы психологической защиты. Генезис. Функционирование.
Диагностика. - Мытищи: Изд-во «Талант», 1990.
[4] Сирота Н.А. Копинг-поведение в подростковом возрасте. - СПб.: Изд-во СПбГУ,
1994.
Бекасов И.Д.
АКМЕОЛОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ: РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
В ходе обобщения теоретического анализа литературы и действующего законодательства Российской Федерации по проблеме государственной гражданской службы, сформулировано определение результата профессиональной деятельности государственного гражданского служащего. Результатом профессиональной деятельности государственного гражданского служащего являются качественно выполненные им должностные обязанности, в ходе осуществления которых, обратившийся к служащему гражданин смог эффективно и успешно реализовать свои права на производство материального или духовного продукта, а также на получение от государственных органов необходимой ему услуги.
На основе теоретического анализа проблематики акмеологической оценки и качества профессиональной деятельности государственных гражданских служащих, сформулировано следующее определение:
Акмеологическая оценка качества профессиональной деятельности государственных гражданских служащих - это интегративная совокупность социальных, социально-психологических, педагогических, политологических, управленческих методов и методик диагностики личностно-профессиональных качеств субъекта профессиональной деятельности на государственной службе, позволяющая выявить результативность процесса реализации им своих должностных функций.
Выявлено, что процедурами акмеологической оценки являются: конкурс на замещение вакантных должностей, аттестация, формирование кадрового резерва, испытательный срок.
В качестве методов акмеологической оценки качества профессиональной деятельности государственных гражданских служащих определены: психологическое тестирование и экспертное оценивание в виде метода «360 градусов».
На основе проведённого теоретического исследования сформулированы критерии, показатели и уровни акмеологической оценки качества профессиональной деятельности государственных граждански служащих: критерий «Характеристика профессиональной биографии», показатели по критерию «Характеристика профессиональной биографии»: характеристика профессионального образования, характеристика стажа работы на государственной гражданской службе и государственной службе других видов, характеристика стажа работы по специальности; критерий «Значимые личностно-профессиональные характеристики служащего», показатели по критерию «Значимые личностно-профессиональные характеристики служащего»: профессиональные знания и умения, профессионально важные компетентности, профессиональный опыт, творческий потенциал, волевой потенциал, мотивационный потенциал, лидерский потенциал; критерий «Качество выполнения должностных обязанностей», показатели по критерию «Выполнение должностных обязанностей»: качество выполнения должностных обязанностей в соответствии с административным регламентом государственного органа, качество выполнения должностных обязанностей в соответствии с задачами и функциями структурного подразделения, качество выполнения должностных обязанностей в соответствии с функциональными особенностями замещаемой должности; критерий «Качество принятия решений», показатели по критерию «Качество принятия решений»: качество самостоятельного принятия управленческих и иных решений, качество участия в совместном принятии управленческих и иных решений; критерий «Качество соблюдения процедур и порядков выполнения должностных обязанностей», показатели по критерию «Качество соблюдения процедур и порядков выполнения должностных обязанностей»: качество выполнения сроков и процедур подготовки документов, качество выполнения процедуры рассмотрения документов, качество выполнения порядка согласования документов; критерий «Качество служебного взаимодействия», показатели по критерию «Качество служебного взаимодействия»: качество взаимодействия с коллегами по органу государственной службы, качество взаимодействия с сотрудниками других государственных органов, качество взаимодействия с гражданами, качество взаимодействия с представителями негосударственных организаций.
Уровни акмеологической оценки качества профессиональной деятельности государственных гражданских служащих: очень высокий уровень, высокий уровень, средний уровень, низкий уровень, очень низкий уровень.
Характеристика каждого из уровней выражается в баллах: очень низкий уровень - 0 баллов, низкий уровень - 1 балл, средний уровень - 2 балла, высокий уровень - 3 балла, очень высокий уровень - 4 балла.
На основе методов, критериев, показателей и уровней акмеологической оценки качества профессиональной деятельности государственных гражданских служащих нами было проведено эмпирическое исследование.
Разработана анкета оценки качества профессиональной деятельности государственных гражданских служащих, позволяющая выявить интересующие характеристики респондентов с помощью применения экспертного оценивания в форме метода «360 градусов».
Кроме того, была сформирована батарея психодиагностических тестов, являющаяся важным диагностическим инструментом проведения экспериментального исследования.
С помощью вышеуказанных экспертных и психодиагностических методик проведено экспериментальное исследование, респондентами которого стали 124 государственных гражданских служащих города Москвы.
Из них 68 человек - мужчины, 56 человек женщины. 47 респондентов в возрасте до 35 лет, 77 - в возрасте от 35 до 58 лет.
70% респондентов замещают должности главных специалистов, 25% являются заместителями начальников отделов, 5% - начальники отделов.
Должности участников экспериментального исследования относятся к категориям «специалисты» и «советники», а также к группам ведущих и главных должностей государственной гражданской службы.
Результаты экспериментального исследования был подвергнуты статистической обработке с помощью непараметрического критерия корреляции Спирмена и О-критерия знаков.
Обобщив статистические выводы эмпирического исследования нами сформулирован ряд общих выводов: характеристики респондентов, развитие которых оказывает положительное влияние на качество их профессиональной деятельности, продиагностированные с помощью метода экспертных оценок, тестовой батареи и сравнённые на уровень взаимосвязи, имеют между собой значимые положительные взаимосвязи, в связи с этим, можно сделать вывод об эффективности и научно-практической объективности сформированного инструментария экспериментального исследования акмеологической оценки качества профессиональной деятельности государственных гражданских служащих.
В свою очередь, характеристики респондентов, имеющие отрицательную направленность на развитие качества профессиональной деятельности, имеют значимые отрицательные взаимосвязи с критериями и показателями исследования, определяющие положительное развитие указанных характеристик.
Результаты эмпирического исследования и проведённый статистический анализ показывают, что общий уровень результатов респондентов является значимо положительным.
Наибольшее количество высоких оценок, были получены респондентами по критериям «Качество выполнения должностных обязанностей» и «Качество служебного взаимодействия». Данные критерии определяют развитие специфических, значимых и характерных преимущественно для сферы государственной гражданской службы характеристик респондентов, развитие которых, способствует их профессиональному и карьерному развитию, отсутствие, напротив, блокирует дальнейшее развитие. В связи с этим респонденты показали значимый положительный
уровень оценки качества профессиональной деятельности по указанным критериям.
Самое большое количество средних оценок, было получено респондентами по критерию «Характеристика профессиональной биографии». Таким образом, можно сделать вывод о том, что служащие имеют образовательный уровень, а также уровень стажа работы по специальности и на государственной службе, соответствующий функциям замещаемой должности. Считаем, что данный факт связан с действием законодательства о государственной гражданской службе, строго регламентирующим уровень образования и стажа, который служащие должны иметь для работы на определённой должности государственной гражданской службы. Стоит отметить, что большое количество положительных оценок по критерию также связано с тем, что в системе государственной гражданской службы развито профессиональное обучение и переобучение, которое служащие обязаны проходить в соответствии с законодательством в периодическом режиме.
Наименьшее количество высоких оценок и наибольшее количество низких оценок было получено служащими по критерию «Качество принятия решений». По нашему предположению, это связано с тем, что умение принимать качественные и результативные решения является одним из наиболее сложных как в личностном, так и в профессиональном аспекте.
На основе проведённого теоретического и экспериментального исследования нами сформирована теоретическая модель акмеологической оценки качества профессиональной деятельности государственных граждански служащих
Теоретическая модель акмеологической оценки качества профессиональной деятельности государственных гражданских служащих содержит в себе критерии, показатели, уровни, алгоритм акмеологической оценки качества профессиональной деятельности государственных гражданских служащих, а также условия и факторы, обеспечивающие продуктивную акмеологическую оценку изучаемых свойств.
На основе проведённого исследования, нами сформирован алгоритм продуктивной акмеологической оценки качества профессиональной деятельности государственных гражданских служащих, состоящий из нескольких этапов: подготовительный диагностический, реализационный, оптимизирующий.
Условиями и факторами, обеспечивающими оптимизацию акмеологической оценки качества профессиональной деятельности государственных гражданских служащих представлены: акмеологический мониторинг, акмеологическое консультирование, акмеологический тренинг.
Литература
[1] Акмеологический словарь// Под ред. Деркача А.А. - М., 2004.
[2] Барышников Ю.Б. Модели управления персоналом: зарубежный опыт и возможность его использования в России. - М., 1998.
[3] Галенко В.П. Управление персоналом и стратегия предприятия. - СПб: СШУЭФ, 1994.
[4] Гранин Ю.Д. О гносеологическом содержании понятия «оценка»// Вопросы философии. - 1987 - №6 - С.58-72.
[5] Шадриков В.Д. Психологический анализ деятельности: системогенетический подход. Учебное пособие. — Ярославль, 1976.