Научная статья на тему 'Особенности акмеологической оценки качества профессиональной деятельности государственных гражданских служащих'

Особенности акмеологической оценки качества профессиональной деятельности государственных гражданских служащих Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
71
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Акмеология
Область наук
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / АКМЕОЛОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА / КАЧЕСТВО / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГРАЖДАНСКИЙ СЛУЖАЩИЙ / CAREER / ACMEOLOGIC SCORE / QUALITY OF / PUBLIC CIVIL SERVANT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бекасов Илья Дмитриевич

Рассмотрена акмеологическая оценка качества профессиональной деятельности государственных гражданских служащих как интегративная совокупность социальных, социально-психологических, педагогических, политологических, управленческих методов и методик диагностики личностно-профессиональных качеств субъекта профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The features of acmeology quality assessment of professional public civil servants

Reviewed by acmeologic quality assessment of professional civil servants. This integrative set of social deficit, socio-psychological, pedagogical, political management, management methods and techniques for the diagnosis of personality the subject's professional competencies

Текст научной работы на тему «Особенности акмеологической оценки качества профессиональной деятельности государственных гражданских служащих»

МЭСИ практически не отличается от значений, полученных по данному показателю у студентов РПИ, относящихся к среднему уровню выраженности измеряемого свойства. Таким образом, из полученных результатов видно, что студентам СПМО «Рать» свойственно нести ответственность за происходящие в их жизни события и за всю свою жизни в целом. Это может характеризовать их как людей волевых, обязательных, целенаправленных.

Таким образом, опираясь на полученные в ходе исследования результаты, можно выявить характерные черты студентов СПМО «Рать», отличающие их от двух других диагностируемых молодежных групп. Необходимо отметить, что молодые люди, занимающиеся в СПМО «Рать», не только считают свою жизнь осмысленной, но также творчески влияют на события, происходящие с ними, т.е. включены в процесс жизнетворчества. Жизнь представляется им значимой и интересной, и они в большей степени, чем респонденты других групп, готовы нести ответственность за происходящее с ними, выбирая активную жизненную позицию.

Литература

[1]. Габуния Г.Г. Организация изучения этнопсихологии народов Востока в Московском городском психолого-педагогическом университете // Электронный журнал «Психологическая наука и образование» PSYEDU.ru. 2010, №5.

[2]. Скуднова О.Ю. Культура и личность: процессы социализации и инкультурации. Москва: Макс Пресс, 2006.

[3]. Государственный служащий: профессия, духовность, культура / О.Ю. Скуднова. -Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2001.

[4]. Маркин В.Н. Мотивационный менеджмент: Учебное пособие. - М.: Изд-во РАГС, 2005.

[5]. Соловьева Н.В. Условия и факторы развития подростка // Мир психологии. 2007. №4.

[6]. Фанталова Е.Б. Методика «Уровень соотношения «ценности» и «доступности». М. 2008.

Бекасов И.Д.

ОСОБЕННОСТИ АКМЕОЛОГИЧЕСКОЙ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ

Сложность определения понятию «оценка» заключается в том, что оно используется многими науками, научными системами и направлениями, а также является не только важным теоретическим, но и значимым практикоориентированным феноменом.

Так, по мнению Ю.Д. Гранина, оценка это «соотнесение объекта с принятым критерием, образцом или нормой» [4].

Следуя приведённому определению, можно сделать вывод о том, что главным содержательным компонентом оценки является соотнесение двух объектов друг с другом.

Однако, рядом исследователей оценка трактуется как результат сравнения познанного с другим сопоставимым знанием или имеющимся у субъекта представ-

лением о том, каким должно быть желательное положение. В данном определении акцентируется результат сравнения объекта.

В настоящее время в спектре гуманитарных и общественных наук не существует также и единого определения понятию «оценка персонала», которое важно для рассмотрения в данном исследовании.

Стоит отметить, что ни одно из направлений кадровой работы, в полной мере не может быть реализовано без процедуры оценки персонала. Она применяется при подборе, отборе и расстановке кадров, задействована в системе профессионального развития и повышения мотивации деятельности сотрудника. Оценка используется при увольнении, ротации и выдвижении работника на более высокую должность.

Традиционно выделяют три направления, по которым может производиться оценка деятельности работающих. Это прямая оценка, состоящая в учёте результатов труда; косвенная оценка, содержащая в себе анализ деловых и личностных качеств сотрудника, влияющих на его результативность; а также смешанная оценка, включающая в себя первое и второе направление.

Разнообразие применяемых за рубежом методов оценки сотрудников обусловлено историческими и экономическими особенностями развития государств, культурой, менталитетом и т.д. В практике современных российских организаций достаточно активно практикуются все вышеперечисленные подходы, в больше степени с элементами их синтеза и подстройки под особенности нашего государственного и общественного устройства.

Рассмотрим более подробно проблематику методов оценки персонала. М.Р.Феофанова предлагает классификацию методов оценки персонала с её разделением на четыре основных группы.

Акмеологическая оценка является не только констатацией факта соответствия и демонстрации отношения, но и проекцией на будущее. На основании такой комплексности содержания акмеологической оценки, имеется возможность эффективного построения системы кадровой работы - влияния на мотивацию, интересы и склонности работника, для наиболее полной реализации его профессионального потенциала.

При использовании акмеологического подхода в оценке кадров, субъект оценки определяется не в качестве абсолютно объективного эксперта, а в качестве лица, постоянно стремящегося быть таковым. Акмеологический подход предполагает также развитие необходимой компетенции в соответствующей профессиональной деятельности, позволяющей осуществлять её наиболее качественной и эффективно.

Применение акмеологического подхода в оценке государственных гражданских служащих, позволяет решить проблему оценки профессиональных «акме» работников на каждой ступени профессионального и карьерного развития.

Результаты, полученные в ходе акмеологической оценки могут использоваться в обосновании функциональных психолого-профессиональных требований к личности сотрудников, разработке критериев, показателей и уровней профессиональной деятельности государственных служащих, а также ротации служащих.

Рассмотрев научно-практическую проблематику оценки в психологии и социально-гуманитарных науках, и акмеологическую оценку в частности, обратимся к сущностному анализу понятий: деятельность, профессиональная деятельность, качество, качество деятельности, качество профессиональной деятельности.

Толковый словарь С.И. Ожегова трактует деятельность как занятия, труд.

Большой энциклопедический словарь даёт следующее определение: деятельность — специфическая человеческая форма отношения к окружающему миру, со-

держание которой составляет его целесообразное изменение в интересах людей; условие существования общества. Деятельность включает в себя цель, средства, результат и сам процесс.

В философии, деятельность — один из важнейших атрибутов бытия человека, связанный с целенаправленным изменением внешнего мира, самого человека. Именно через деятельность раскрывается сущность человека. В широком понимании, в психологической науке, деятельность трактуется как система различных форм реализации отношений человека к миру, в результате которых отдельные объекты этого мира выделяются субъектом как предметы его направленной активности, изменяются или преобразовываются им и отражаются на смысловом уровне

А.А. Деркач сформулировал определение деятельности в рамках акмеологии. Деятельность, согласно акмеологической науке - это общественно-организованный способ реализации, социальной и личностной активности, ведущей к удовлетворению жизненных и творческих потребностей. Базовыми характеристиками деятельности при этом является предметность и субъектность. Предметность свойственна только человеческой деятельности [1].

Наиболее важным видом деятельности взрослого человека является профессиональная. Данная деятельность в значительной мере формирует личностную активность, позволяет человеку удовлетворять весь спектр своих потребностей, реа-лизовывать свои способности, а также осуществить успешную социализацию.

Согласно деятельностному подходу (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн), существует единство между личностью и выполняемой ею деятельностью. Посредством целенаправленной человеческой деятельности, структура личности может претерпевать изменения. Также и личность, целенаправленно выбирает для себя приемлемые формы собственной деятельности, удовлетворяющие её потребностям.

Стоит отметить, что в именно процессе целенаправленной деятельности может повышаться её качество, это относится и в частности и к профессиональной деятельности.

В связи с этим обратимся к характеристике понятия качество.

Согласно философскому словарю, качество - это сущностная определённость предмета, в силу которой он является данным, а не иным предметом и отличается от других предметов. Качество предмета, как правило, не сводится к отдельным его свойствам. Оно связано с предметом как целым, охватывает его полностью и неотделимо от него. Предмет не может, оставаясь сам собой, потерять своё качество. В отношениях какого либо предмета с другими проявляются различные его свойства или группы свойств. В этом смысле можно говорить о многокачественности предметов и явлений.

В настоящее время проблеме качества деятельности, качества производственных и образовательных процессов, а также управлению качеством деятельности, посвящено большое количество исследований современных ученых в сфере педагогики, психологии, экономики, медицины и др.

На основе теоретического анализа проблематики акмеологической оценки и качества профессиональной деятельности государственных гражданских служащих, сформулировано определение акмеологической оценки качества профессиональной деятельности.

Акмеологическая оценка качества профессиональной деятельности государственных гражданских служащих - это интегративная совокупность социальных, социально-психологических, педагогических, политологических, управленческих методов и методик диагностики личностно-профессиональных качеств субъекта

профессиональной деятельности на государственной службе, позволяющая выявить результативность процесса реализации им своих должностных функций.

Литература

[1]. Акмеологический словарь / Под ред. Деркача А.А. - М., 2004.

[2]. Барышников Ю.Б. Модели управления персоналом: зарубежный опыт и возможность его использования в России. - М., 1998.

[3]. Галенко В.П. Управление персоналом и стратегия предприятия. - СПб: СШУЭФ, 1994.-268

[4]. Гранин Ю.Д. О гносеологическом содержании понятия «оценка»// Вопросы философии. - 1987 - №6 - С. 58-72.

[5]. Шадриков В.Д. Психологический анализ деятельности: системогенетический подход. Учебное пособие. — Ярославль, 1976.

Беспалов Д.Е.

РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА РУКОВОДИТЕЛЯ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Развитие профессионализма руководителей здравоохранения можно определить как процесс их индивидных, личностных, субъектных, деятельностных и социокультурных изменений, который происходит под влиянием профессионального образования и самосовершенствования и в рамках которого руководители здравоохранения формируются как профессионалы, ориентированные на высокие достижения и творческую самореализацию, открытые для жизненного и социального опыта, умеющие воспринимать жизнь во всем ее многообразии, способные к самоуправлению в профессиональной деятельности, взаимодействиях, саморазвитии и к стратегическому планированию своего жизненного пути.

Теоретический анализ показал, что с позиции акмеологии процесс развития профессионализма руководителя здравоохранения характеризуется закономерностями, связанными с саморазвитием и самоопределением личности. В соответствии с этим, задачи профессионального образования руководителя здравоохранения не могут быть решены без стимулирования способностей к самопознанию и самосовершенствованию, без раскрытия внутренних, часто скрытых, резервов личности, без закрепления стойкой мотивации к профессиональному росту. Личностно-ориентированный подход в процессе переподготовки и повышения квалификации руководителей здравоохранения предполагает: целостное отражение в содержании непрерывного профессионального образования целей развития личности руководителя, его профессионально-управленческой компетенции, способности к управлению в условиях опережающего социально-экономического развития страны; научную и практическую значимость содержания образования, соответствие социально-демократическим изменениям в обществе, уровню современного научного знания; гуманистическую направленность и современные подходы к содержанию образования, учет личных потребностей руководителей в формировании профессионально-управленческой компетенции; деятельностный характер содержания образования; соответствие образовательной программы требованиям к ней как средству управления содержанием образования (аналитичность, прогностичность, концептуальный подход, мотивационно-целевое регулирование, мониторинг качества образования, организация ресурсов).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.