Научная статья на тему 'Акмеологические механизмы духовно-нравственного наставничества'

Акмеологические механизмы духовно-нравственного наставничества Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
54
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Акмеология
Ключевые слова
УХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ / НАСТАВНИЧЕСТВО / АКМЕОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ / ОПТИМИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ / SPIRITUAL-MORAL DEVELOPMENT / COACHING / ACMEOLOGIC MECHANISMS / OPTIMIZATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Баранова Светлана Васильевна

Анализируются основные механизмы и психолого-акмеологические функции духовнонравственного наставничества как одного из перспективных направлений оптимизации личностно-профессионального и общего духовного развития личности в современных условиях

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Akmeological mehanisms of moral couching

Analysis of the basic mechanisms and psychological-acmeological functions of spiritualmoral guidance. This is one of the perspective directions of optimization of the personalprofessional and spiritual development of the individual.

Текст научной работы на тему «Акмеологические механизмы духовно-нравственного наставничества»

МОЛОДЫЕ ИМЕНА

Баранова С.В.

АКМЕОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО НАСТАВНИЧЕСТВА

Одним из важных направлений акмеологического развития личности является наставничество во всем многообразии его форм и функций, начиная с родительского наставничества, учительского, влияния системы ценностно-нравственных установлений конкретно-социальной и среды и духовного влияния общечеловеческих ценностей.

Наставничество, как правило, широко используется в практике современного бизнеса, ему придается большое значение, поскольку оно направлено не только на долговременное приобретение и применение навыков в процессе развития карьеры, но и важно для приобщения корпоративной культуре организации, осуществляясь в форме консультирования и предоставления совета.

В наставничестве (руководстве, учительстве) важна функциональная составляющая, функции духовности включают: адаптивную, смыслообразующую, интерактивную, воспитательную, ценностно-ориентационную, регулятивную, эго-защитную, психотерапевтическую, гуманистическую.

Акмеологическое понимание духовности дано О. Ю. Скудновой как процесса непрерывного духовного самосовершенствования и стремления личности к духовному «акме». Духовное «акме» рассматривается как наивысший, идеальный уровень развития духовности личности. Стремление личности к достижению духовного «акме» характеризуется тем, что в каждый данный момент времени в личности сочетается непрерывное духовное самосовершенствование и её способность эксте-риоризировать свой духовный опыт, что позволяет добиваться наилучшего результата на каждом этапе развития [2].

Г. Г. Габуния описывает духовный облик учителя набором взаимодополняемых черт: преданность идеалам отечества; эта преданность основана на осознанном понимании целей и задач развития общества, на единстве личных и общественных интересов; высокое чувство общественного долга, лежащее в основе культурнонравственного поведения и всех видов деятельности личности; мировоззрение как сердцевина духовного облика человека; оно цементирует все элементы духовного мира личности, способствует определённости и направленности её действий; постоянное стремление к повышению общеобразовательных и профессиональных знаний, к творчеству; чувство ответственности перед обществом, непримиримость к несправедливости, забота о соблюдении общественного порядка; постоянное проявление духовно-творческого отношения к труду, к труду учителя и к труду учени-

ка; высокая социальная ответственность в осуществлении профессиональных учительских целей и задач [1, с. 5].

В психологии развития выявлено несколько основных механизмов развития -интериоризация, идентификация, конформизм, которые направляют и наполняют содержанием процесс становления психики, в том числе и ту его сторону, которая связана с саморазвёртыванием индивидуальных задатков. В работе этих механизмов развития всегда присутствует эмоциональный компонент, который регулирует деятельность и придаёт ей личностный смысл. Наиболее ценным в плане духовнонравственного развития личности является механизм внутреннего личностного принятия духовного воздействия. Однако в ходе целенаправленного формирования личности через наставничество важно использовать и механизм вынужденного личностного принятия под влиянием авторитета группы, наставника, руководителя, при задаче адаптации, принятия корпоративных норм поведения.

Кроме механизмов развития, учеными были выделены и механизмы психологической защиты, помогающие процессу развития и оптимизирующие его течение, предотвращая (по возможности) отклонения на этом пути: компенсация, уход в себя, агрессия, вытеснение, сублимация, проекция, с которыми также возможна работа.

В организованном формирующем эксперименте с двумя группами студентов были определены основные возможности и направления духовно-нравственного влияния наставничества. В качестве экспериментальной выступила группа «Рать», с членами которой была реализована обширная программа учебно-образовательной и воспитательной работы с активным участием в общественно полезных мероприятиях и помощи ряду лиц, нуждающихся в помощи. В качестве контрольной выступила группа студентов МЭСИ.

В итоге проведенной достаточно длительной по времени работы в экспериментальной группе произошли следующие основные изменения.

— изменения в индивидуально-личностных характеристиках молодых людей за время занятий по предлагаемым программам обучения (интервал между диагностическими процедурами составил 6 месяцев);

— появилось ощущение ответственности за происходящее «здесь и теперь», а также за отдаленные последствия, т. е. социальную зрелость и самостоятельность (на основе опросника «Уровень субъективного контроля» (УСК) Е. Ф. Бажина, Е. А. Голынкиной, А. М. Эткинда), где в качестве основной диагностической единицы использовался интегральный показатель «Интернальность общая (Ио)»;

— выявлены отношения испытуемых к собственному «Я» по методике исследования самоотношения (МИС) С. Р. Пантилеева.

По итогам обучающего эксперимента получены следующие результаты:

1) у занимающихся в СПМО «Рать»:

— достоверно уменьшилась внутренняя конфликтность (высокие значения по данной шкале свидетельствуют о наличии внутренних конфликтов, сомнений, несогласии с собой, тревожно-депрессивных состояний, сопровождаемых переживанием чувства вины);

— очень близкими к достоверным получились различия (шкала «саморуко-водство» — значения увеличились); высокий балл по шкале свидетельствует, что человек отчетливо переживает собственное « Я» как внутренний стержень, интегрирующий и организующий его личность, поведение и общение. Считает, что его судьба находится в собственных руках. Чувствует обоснованность и последовательность своих внутренних побуждений и целей, уверен в своей способности эф-

фективно управлять и справляться с эмоциями и переживаниями по поводу самого себя;

— шкала «самоуверенность» — значения увеличились. Шкала задаёт представления испытуемого о себе как самостоятельном, волевом, энергичном, надежном человеке, которому есть за что себя уважать. Высокие значения шкалы соответствуют социальной смелости и приспособляемости, что говорит об отсутствии внутренней напряженности, депрессии и аутичности.

— шкала «внутренняя честность» — показатели понизились, что означает повышение честности.

Утверждения этой шкалы содержат качества, в первую очередь негативные с точки зрения обыденной морали. Такие качества в определённой степени присущи каждому человеку, но требуют достаточно высокой рефлексии и обладания внутренней честностью для их признания. Выступает в роли своеобразного «детектора лжи» и выявляет проявление конформизма — склонности к социальному одобрению своих мнений, мыслей и поведения, представлению себя в наиболее выгодном положении в глазах окружающих.

Низкие значения шкалы говорят о глубокой осознанности Я, повышенной рефлексивности и критичности, способности не скрывать от себя и других даже неприятную информацию, несмотря на ее значимость.

2) у студентов-психологов МЭСИ:

— достоверные различия наблюдаются по шкале «самопривязанность» — значения уменьшились (шкала показывает наличие желания изменяться или оставить всё как есть на данный период времени. Низкие значения свидетельствуют о желании что-то в себе изменить, соответствовать идеальному представлению о себе. Могут быть связаны с глубокой неудовлетворённостью собой).

Методика «Уровень соотношения «Ценности» и «Доступности» в различных жизненных сферах» (УСЦД) Е.Б.Фанталовой выявила ценностные приоритеты молодых людей, а также определила интегральный показатель (Я), свидетельствующий о глубине не всегда осознаваемого состояния вовлеченности в собственные внутренние конфликты и степени внутренней неудовлетворенности.

После статистической обработки результатов по методике СЖО Д.А. Леонтьева были получены достоверные различия по шкале «осмысленность жизни» между студентами СПМО «Рать» и МЭСИ, а также между СПМО «Рать» и обучающимися в РПИ. При этом средние показатели по группам, характеризующие степень осмысленности жизни молодых людей, соответствуют следующим значениям: ср. знач. (ОЖ) студентов СПМО «Рать» = 115 баллов ; ср.знач. (ОЖ) студентов МЭСИ = 105 баллов ; ср.знач. (ОЖ) студентов РПИ = 98 баллов.

Статистическая обработка результатов по методике «Уровень соотношения «Ценности» и «Доступности» в различных жизненных сферах» Е.Б.Фанталовой дала возможность увидеть достоверные различия показателя (Я), определяющего степень рассогласования в ценностно-смысловой сфере, у занимающихся в СПМО «Рать» и студентов МЭСИ (средние значения Я=43,7(МЭСИ) и Я=34(СПМО «Рать»). Полученные значения показателей свидетельствуют о низкой степени диссоциации между «ценным» и «доступным» в основных жизненных сферах у молодых людей, занимающихся в СПМО «Рать».

Значения интегрального показателя рассогласования в ценностно-смысловой сфере R у занимающихся в СПМО РАТЬ и студентов МЭСИ различаются. Показатель R у занимающихся в СПМО РАТЬ ниже, чем у студентов МЭСИ. Достоверное различие по критерию Манна-Уитни составляет и(Ио) = 93 при р = 0,0048 (рис. 1).

Общая диаграмма ценностей

I в 1 6

ш д =

I ^

а.

и О

1 2 3 4 5 6 7 В Э 10 11 12

ценности

□ МЭСИ ■ РПИ □ СПМО

Рис. 1. Общая диаграмма ценностей

Рис. 1 дает возможность увидеть наиболее приоритетные ценности, обозначенные молодыми людьми каждой группы. Чаще всего выбираемые и, соответственно, наиболее привлекательные ценности для всей выборки студентов можно условно объединить в группы по общей направленности. Так, наибольшее предпочтение уделяется ценностям, связанным с интимно-личностным общением, включающим в себя такие понятия, как «Любовь» (духовная и физическая близость с любимым человеком), «Счастливая семейная жизнь», «Наличие хороших и верных друзей».

Следующее место по значимости занимают ценности, дающие возможность ощущать состояние свободы - это «Уверенность в себе» (свобода от внутренних противоречий, сомнений) и «Свобода как независимость в поступках и действиях». Также общей и достаточно важной является для студентов ценность «Здоровье» (физическое и психическое). Рассмотренные ценности могут выступать как значимые смысловые образования, присущие данному возрастному этапу, независящие от влияния социальных факторов.

Необходимо также заметить наличие значительных расхождений по ряду ценностей, появление которых может быть вызвано воздействием на молодых людей культуры определенной референтной группы, частью которой они являются. Наиболее значимыми для студентов МЭСИ являются ценности социального порядка: «Интересная работа», «Материально обеспеченная жизнь», в то же время данные ценности не привлекательны для молодых людей, занимающихся в СПМО «Рать». Их предпочтения наиболее ярко проявляются в области «Активной деятельной жизни» и «Творчестве», а также больше чем в двух других группах уделяется внимание ценности «Красота природы и искусства».

Для шкалы «Общей интернальности (Ио)» установлены достоверные различия между учащимися СПМО «Рать» и студентами МЭСИ, а также между СПМО «Рать» и РПИ. При этом средние значения (Ио) студентов, принадлежащих к СПМО «Рать», соответствуют достаточно высокому показателю. (Ио) студентов

МЭСИ практически не отличается от значений, полученных по данному показателю у студентов РПИ, относящихся к среднему уровню выраженности измеряемого свойства. Таким образом, из полученных результатов видно, что студентам СПМО «Рать» свойственно нести ответственность за происходящие в их жизни события и за всю свою жизни в целом. Это может характеризовать их как людей волевых, обязательных, целенаправленных.

Таким образом, опираясь на полученные в ходе исследования результаты, можно выявить характерные черты студентов СПМО «Рать», отличающие их от двух других диагностируемых молодежных групп. Необходимо отметить, что молодые люди, занимающиеся в СПМО «Рать», не только считают свою жизнь осмысленной, но также творчески влияют на события, происходящие с ними, т.е. включены в процесс жизнетворчества. Жизнь представляется им значимой и интересной, и они в большей степени, чем респонденты других групп, готовы нести ответственность за происходящее с ними, выбирая активную жизненную позицию.

Литература

[1]. Габуния Г.Г. Организация изучения этнопсихологии народов Востока в Московском городском психолого-педагогическом университете // Электронный журнал «Психологическая наука и образование» PSYEDU.ru. 2010, №5.

[2]. Скуднова О.Ю. Культура и личность: процессы социализации и инкультурации. Москва: Макс Пресс, 2006.

[3]. Государственный служащий: профессия, духовность, культура / О.Ю. Скуднова. -Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2001.

[4]. Маркин В.Н. Мотивационный менеджмент: Учебное пособие. - М.: Изд-во РАГС, 2005.

[5]. Соловьева Н.В. Условия и факторы развития подростка // Мир психологии. 2007. №4.

[6]. Фанталова Е.Б. Методика «Уровень соотношения «ценности» и «доступности». М. 2008.

Бекасов И.Д.

ОСОБЕННОСТИ АКМЕОЛОГИЧЕСКОЙ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ

Сложность определения понятию «оценка» заключается в том, что оно используется многими науками, научными системами и направлениями, а также является не только важным теоретическим, но и значимым практикоориентированным феноменом.

Так, по мнению Ю.Д. Гранина, оценка это «соотнесение объекта с принятым критерием, образцом или нормой» [4].

Следуя приведённому определению, можно сделать вывод о том, что главным содержательным компонентом оценки является соотнесение двух объектов друг с другом.

Однако, рядом исследователей оценка трактуется как результат сравнения познанного с другим сопоставимым знанием или имеющимся у субъекта представ-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.