Научная статья на тему 'Исследование духовности в аспекте профессиональной культуры государственных служащих'

Исследование духовности в аспекте профессиональной культуры государственных служащих Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
187
169
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Акмеология
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Скуднова Ольга Юрьевна

В статье рассматриваются актуальные проблемы развития духовного компонента профессиональной культуры государственных служащих через изучение их духовных и профессиональных ценностей и целей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследование духовности в аспекте профессиональной культуры государственных служащих»

активной деловой коммуникации, постоянному изменению ситуаций общения и т. д. Однако характер образования не влияет на развитие гипоманиакальных акцентуаций (9-я шкала ММР1).

Профилактическая и коррекционная работа в рамках системы психолого-акмеологического сопровождения служебной деятельности таможенных служащих позволяет компенсировать и нивелировать нежелательный уровень профессиональных акцентуаций, существенно улучшает объективные показатели профессиональной деятельности, оптимизирует субъективное состояние и повышает удовлетворенность работой. Наиболее эффективными методами являются мониторинговые исследования в рамках системы аттестации и профессиональный тренинг.

В ходе профессионального тренинга значительно возрастает когнитивный компонент коммуникативных способностей, являющийся необходимым условием достижения акме таможенного служащего, снижается уровень напряженности, нервно-психического напряжения и проблемности, возрастают тенденции, связанные с социальной кооперацией, адаптивностью к социальному окружению, коммуникативный потенциал.

Предпринятое нами исследование устойчивых индивидуально-типологических характеристик личности, процессов развития профессиональных акцентуаций имеет прогностическое значение в отношении профессиональной деятельности сотрудников таможенной службы.

Безусловно, раскрытие сущности развития профессиональных акцентуаций как психологического феномена достаточно сложная проблема. Вместе с тем продвижение в направлении решений этой общей проблемы, в частности, через призму таможенной деятельности, профессионализма таможенных служащих, открывает возможности для решения задач дальнейшего совершенствования акмеологических исследований.

ЛИТЕРАТУРА

1. Березин Ф.Б., Мирошников М.П., Соколова Е.Д. Методика многостороннего исследования личности. М., 1994.

2. Ганнушкин П.Б. Клиника психопатий, их статистика, динамика, систематика. М., 2000.

3. Епифанцев С.Н. Психологические особенности руководителей с чертами паранойяльной акцентуации. М., 1996.

4. Зазыкин В.Г. Основы психологии проницательности. М., 1997.

5. Конюхов Н.И. Словарь-справочник по психологии, М., 1996.

6. ЛеонгардК. Акцентуированные личности. Ростов-н/Д., 1997.

7. ЛичкоА.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Л., 1983.

^ 8. Реан А.А., Лукин С.Е. Методическое руководство по исследованию типов ^ акцентуаций. СПб., 1993.

9. Собчик Л.Н. Введение в психологию индивидуальности: Теория и практика Й5Н психодиагностики М., 1998.

Д Ю. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов-н/Д., 1996. (-ц

Ч О И

М

<

О.Ю. Скуднова

ИССЛЕДОВАНИЕ ДУХОВНОСТИ В АСПЕКТЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ

туальность исследования проблем духовного развития личности, духовных

спектов профессиональной деятельности государственных служащих обусловлена,

одной стороны, потребностями развития общества, в котором государственная служба выступает в качестве посредника между государством и его гражданами, а с другой стороны - потребностями развития самой государственной службы, нуждающейся в высоконравственных и высокопрофессиональных кадрах.

В то же время указанные проблемы достаточно сложны и неоднозначны, не имеют точных алгоритмов решения, а анализ проблемы духовности как важного компонента системы профессиональной культуры государственных служащих сопряжен с определенными трудностями.

Речь идет о духовной культуре такой профессиональной страты, которая в общественном сознании зачастую представлена как бездуховная, коррумпированная, работающая на собственное благополучие и нередко представляющая интересы криминальных структур.

Человеческий фактор на государственной службе важен как нигде, так как именно здесь профессионализм и духовно-нравственные позиции являются основой л гарантией честного служения государству и отражаются на жизни регионов и страны в целом.

В данной статье представлены некоторые результаты проведенного нами исследования, отражающие проявление духовных качеств государственных служащих в процессе их профессиональной деятельности. Критерием для решения столь непростой задачи мы посчитали меру реализации духовности в профессиональной деятельности.

В качестве показателей выступили проявление духовности в процессе профессиональной деятельности (на какие ценности опирается государственный служащий), а также отражение духовности в результате профессиональной деятельности (на достижение каких целей ориентирован государственный служащий).

Любая деятельность может оцениваться и регулироваться двояко: со стороны ее успешности в достижении тех или иных целей и со стороны ее нравственной оценки. Последняя не может быть осуществлена "изнутри" самой текущей деятельности. Нравственная оценка подразумевает иную, надситуативную опору. Этой опорой становятся личностные ценности, задающие плоскость отношений между конкретными мотивами и целями деятельности, общие принципы их соотнесения. На основе этих принципов появляется возможность оценки и регуляции деятельности не только с ее целесообразной стороны (успешности или неуспешности, полноты достигнутых результатов и т. п.), но и стороны нравственной, смысловой, т. е. со стороны того, насколько правомерны с точки зрения этих принципов реально сложившиеся в данной деятельности отношения между мотивами и целями, целями и средствами их достижения.

Как отмечает Б.С. Братусь, "в самых общих словах специфика этой формы регуляции такова: если в плане достижения успеха цели определяют и диктуют подбор соответствующих средств и, по сути, все средства хороши, лишь бы вели к успеху, то в плане нравственном главным становятся не цели, а нравственная оценка этих целей, не успехи, а средства, которые были выбраны для их достижения. Говоря образно, если в первом случае

победителей не судят, а побежденных не оправдывают, то во втором - победителей можно судить, а побежденных оправдывать; если в первом случае цели оправдывают средства, то во втором - средства полномочны оправдать или дискредитировать цели. Речь идет о такой плоскости общечеловеческого бытия, где люди выступают как равные, вне зависимости от их социальных ролей и достигнутых на сегодня успехов, равные в своих возможностях нравственного развития, в праве на свою, соотносимую с нравственными принципами оценку себя и других людей. Именно через развитие в нравственно-ценностной плоскости происходит реальное единение людей, приобщение к той, по словам А.Н. Леонтьева, не всегда видимой индивидом подлинной человеческой действительности, которая не обосабливает человека, а сливает его с жизнью других людей, их благом" [1, с. 53]. Нравственные ценности побуждают задуматься, во имя чего совершается деятельность. Они являются последним, аксиоматическим (для данной личности) основанием выбора целей и средств деятельности.

Привнесение духовного компонента личности в исследование ее профессиональной деятельности позволяет рассматривать эту деятельность с точки зрения успешности (эффективности), нравственной оценки ее целей, а также включить вектор направленности личности на духовное и профессиональное самосовершенствование, на достижение высоких социально начимых результатов в профессиональной деятельности, на проявление в этой деятельности своих духовных качеств.

Духовность в профессиональной сфере отражает способность работника эффективно осуществлять свою профессиональную деятельность на основе устойчивых нравственных ценностей, а также стремление специалиста к непрерывному духовному и профессиональному самосовершенствованию и максимальное раскрытие духовных сил личности.

Духовные силы представляют собой способность личности проявить и реализовать свои духовные качества в практической деятельности, способность влиять на ход этой деятельности.

Мера развития духовного компонента профессиональной культуры отражается в результатах профессиональной деятельности. Основным результатом профессиональной деятельности государственного служащего в идеале является оптимальное соединение интересов государства и отдельного человека. При этом ценностью профессиональной деятельности становится сам человек, а все остальное без исключения превращается в средство, которое само по себе не имеет никакого значения.

Ценности профессиональной деятельности трансформируются в цели. Когда обозначена цель, каждый в соответствии со своими ценностями решает, как ее достичь. И в выборе средств достижения профессиональные ценности проявляются даже в большей степени, нежели в целях. Цели могут быть декларативными, общепринятыми, не до конца осознанными. А средства достижения целей выражаются в действиях, которые выявляют действительные ценности.

Полученные нами результаты свидетельствуют о том, что у государственных служащих преобладает ориентированность главным образом на себя и конкретные ценности, тогда как абстрактные мало значимы. Это показывает, что развитие духовности и профессиональной культуры в сфере государственного управления будет во многом зависеть от изменения приоритета существующих ценностей.

Явное предпочтение Государственные служащие отдали следующим ценностям: активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность); здоровье (физическое и психологическое); материально обеспеченная жизнь; интересная работа; образованность; воспитанность; аккуратность.

Развитие же собственных духовных качеств, как показывают наши данные, не является достаточно важной проблемой для государственных служащих. Духовные ценности, такие, как развитие, познание, творчество, счастье других, ответственность, терпимость, честность, являются малозначимыми.

Следовательно, особую важность приобретает проблема актуализации потребностей государственных служащих в духовном развитии.

Профессиональное развитие, как следует из полученных данных, входит в число значимых ценностей государственных служащих. Потребность в повышении своей квалификации испытывают 89% опрошенных (не испытывают такой потребности в основном специалисты 46 - 60 лет и старше). При этом 55,8% опрошенных считают, что у них есть реальные перспективы профессионального роста в сфере государственной службы.

Отражение духовного компонента профессиональной культуры в результатах деятельности прослеживается в понимании государственными служащими своих профессиональных целей и задач, решаемых для их достижения. Выявлено, что государственные служащие недостаточно четко осознают, что основной целью и принципом их работы является реализация государственных интересов, служение гражданам и обществу.

На эту основную декларируемую цель деятельности указывали менее 18% опрошенных государственных служащих, тогда как почти 30% респондентов не смогли ответить на данный вопрос.

На цели служения интересам общества или интересам своей области указывают государственные служащие в возрасте 45 - 60 лет (37,5%), имеющие стаж работы более 5 лет (62,9%), тогда как молодые государственные служащие более ориентированы на получение профессионального опыта (28,5%).

38% государственных служащих в возрасте до 30 лет вообще затруднились назвать цели своей профессиональной деятельности. На служение обществу также более ориентированы мужчины (24,1%), нежели женщины (11,9%).

Анализ данных показывает, что молодые государственные служащие стремятся в основном к получению профессионального опыта (52,3%) и к саморазвитию в профессиональной деятельности (23,8%), а государственные служащие старшего возраста помимо саморазвития ориентированы и на интересы других людей, интересы общества и государства (37,5%). Следовательно, актуальность приобретает задача ориентации государственных служащих, особенно молодых, на реализацию своих профессиональных качеств как в интересах собственного развития, так и в интересах общества.

В зависимости от стажа работы задачи, которые стремится решить государственный служащий в процессе профессиональной деятельности, распределены следующим образом. У государственных служащих со стажем до 5 лет доминируют задачи получения, профессионального опыта (27,2%) и самосовершенствования (21,2%). У государственных служащих со стажем свыше 5 лет на первые места выходят получение гарантий постоянной работы (82,6%), получение профессионального опыта (37,9%), достижение материального благополучия (28,6%). На задачу "приносить пользу людям" указало приблизительно одинаковое число респондентов обеих групп (33,3% и 34,7% соответственно).

Исходя из представленных данных, хотелось бы отметить, что каждый государственный служащий должен иметь четкое представление о главной цели его профессиональной деятельности, коей является реализация функций государства при соблюдении интересов граждан. Достижение материального благополучия и накопление профессиональных знаний и опыта, а также продвижение по служебной лестнице являются следствиями добросовестного решения поставленных перед государственными служащим задач, а не целью его профессиональной деятельности. Эта идея должна представлять собой основу организационной культуры, базовый принцип государственной службы.

Нами выделено три уровня сформированности духовного компонента профессиональной культуры государственных служащих: оптимальный (государственный служащий ориентирован в деятельности на такие ценности, как служение государству, отстаивание интересов населения, высокий профессионализм, "здоровое" стремление к карьерному росту, постоянное саморазвитие и самосовершенствование); средний (государственный служащий в профессиональной деятельности ориентирован в основном на стабильность положения, и для достижения этой стабильности он занимается образованием и самообразованием); низкий (государственный служащий ориентирован на личные и

корпоративные интересы, систему льгот, карьеризм, при этом у него отсутствует стремление служить обществу и ориентация на самосовершенствование).

По результатам эмпирического исследования можно сделать вывод, что большая часть государственных служащих (65,5%) обладает средним уровнем развития профессиональной культуры, который характеризуется направленностью личности на саморазвитие, самосовершенствование, получение профессионального опыта, стабильное положение, но отличается недостаточной сформированностью потребностей в духовном развитии и стремлении работать для достижения социально значимых целей

Безусловно, оптимизация процесса развития духовного основания профессиональной культуры государственных служащих зависит не только от изменения приоритета существующих на данный момент ценностей. Помимо учета субъективных факторов (возрастные особенности, стаж работы, ценностные ориентации, потребность в духовном и профессиональном развитии), необходимо обратить внимание на ряд так называемых объективных условий, влияющих на данный процесс. Это и процессы воспитания и взаимовоспитания в трудовых коллективах, и морально-психологический климат коллектива, и ценностно-ориентационное единство организации, и нормативно-правовое закрепление нравственных и профессиональных требований к государственным служащим и многое другое.

Необходимо учитывать весь комплекс объективных и субъективных факторов, способствующих формированию духовности личности и ее профессиональной культуры в интересах совершенствования профессиональной подготовки кадров государственной службы.

Проведение мониторинговых исследований системы ценностных ориентации позволит целенаправленно организовать процесс психолого-акмеологического воздействия на духовный компонент профессиональной культуры государственных служащих в целях его развития. Необходимо актуализировать потребности государственных служащих в духовном развитии, в постоянном духовном и профессиональном самосовершенствовании. При проведении отбора и подбора кадров государственной службы необходимо учитывать не только профессиональные, но и духовно-нравственные качества претендентов.

В заключение хотелось бы еще раз подчеркнуть важность поставленной проблемы и недопустимость декларативного подхода к ее решению.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Братусь Б.С. К изучению смысловой сферы личности // Вестник МГУ. Сер. 14, Психология. 1981. № 2.

СО £

Я

о ч о №

Т.А. Полозова

ДУХОВНО-ЛИЧНОСТНОЕ ВОСПРИЯТИЕ ИСКУССТВА -- ВЕЧНЫЙ ИСТОЧНИК И ПРЕДПОСЫЛКА ДВИЖЕНИЯ К ВЕРШИНЕ

ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

В искусстве Земля подражает небу.

А. Блок

Рембрандт говорил Г.В. Лейбницу, что эмоции автора сконцентрированы на поверхности картины, излучаются на зрителя и заставляют сопереживать творческое состояние художника. Зрители, слушатели, читатели, которые испытывали эти космические по многообразию и безграничности, вулканические по силе, родниковые по чистоте чувства, общаясь с великими произведениями искусства, переживали чудесные эманации, исходящие от них, знают удивительную мощь воздействия искусства на жизнь человека ^ его развитие. Они чувствуют, духовно видят и осознают волшебство и жизненные реалии чувств, мыслей, желаний и устремлений великих творцов искусства, плененные в их художественных произведениях. Чувства, излучающиеся на слушателей, зрителей, читателей, вызывают у них не только сходные ответные отношения к миру, к жизненным реалиям, к другим людям и к самому себе, но и отношения эстетически переосмысленные, сотворчески прочувствованные, пропущенные через духовную ткань внутреннего мира каждого конкретного человека. Искусство как провозвестник и отражение естественного эволюционного потока жизни выявляет и материализует в своей эстетико-художественной ткани более совершенные формы и сочетания цвета, звука, слов, энергии. Так оно открывает путь к развитию и самосовершенствованию каждого, кто творчески воспринимает искусство. Позволяет человеку духовно прозревать, слышать, познавать будущее через весть Красоты.

А.А. Бодалев в книге "Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения" справедливо подчеркивает, что развитие у человека высокого профессионализма, специфических профессиональных способностей, конкретных знаний и умений в значительной мере зависит от развития у него общих способностей и превращения общечеловеческих ценностей в его собственные ценности, что означает нравственную воспитанность личности [2]. Добавим к этому, необходимы для высшего профессионализма, для акмеологического развития человека и общеэстетическая воспитанность, общая культура

- культура творческой мысли, культура чувств, культура потребностей. Необходимо целостное, гармоническое развитие человека: единство чувств, мыслей, потребностей и действий. Пробуждается и формируется эта гармония в человеке и человеческом обществе в значительной мере и главным образом под влиянием искусства, творческого духовно-личностного общения с ним.

Эмоционально-эстетическое освоение произведений искусства открывает возможность избегать ограниченности частичного функционального воспитания: отдельно трудового, отдельно экологического, экономического, правового... Нравственное, правовое, эстетическое, экологическое... воспитание и развитие выступают не как стороны комплекса (что подразумевает механическую модель многосторонней личности), не как самостоятельные направления, способные осуществляться изолированно, а как грани единого системного целого

- гармонии чувств, мыслей, потребностей и мотиваций определенной деятельности, как грани, отдельно друг от друга не существующие. Идеал универсальной целостной личности должен быть представлен в каждой из этих граней.

Эстетическая природа искусства предопределяет его возможность целостно воздействовать на человека, развивать в единстве его мысли, чувства, волю к действию: "Способность художника видеть мир означает бесконечное расширение обычной способности всех людей к родственному вниманию. Пределы этого родственного внимания бесконечно расширяются посредством искусства - этой способности особо одаренных людей, художников видеть мир и лица" [ 15, с. 352]. Новые образования в психике в процессе творческого общения с искусством

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.