Научная статья на тему 'Развитие профессиональных акцентуаций личности в сфере государственной службы'

Развитие профессиональных акцентуаций личности в сфере государственной службы Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
699
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Акмеология

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Фантина С. Г.

Исследуются взаимовлияния акцентуаций личности и особенностей деятельности в профессиях стрессогенного характера, в частности, в таможенной службе. Показано, что на развитие профессиональных акцентуаций личности в сфере таможенной службы влияют возраст и стаж, а сами акцентуации неоднозначно влияют на эффективность деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Фантина С. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие профессиональных акцентуаций личности в сфере государственной службы»

Какие рекомендации вы могли бы сформулировать по поводу изученных случаев? И главное: что из опыта других вы могли бы применить к себе? Помните: изучая других, мы все лучше узнаем самих себя.

Выполнение этого упражнения улучшит вашу человековедческую зоркость, пытливость. Это будет вклад в развитие вашего профессионализма в том деле, которым вы заняты или предполагаете заняться.

Пусть вас не смущает неполнота собранных данных. Со временем материал можно будет пополнить. Никто вас здесь не торопит.

Вопросы и темы для размышления, разработки, дискуссий'

1. Для чего наука, если надо самостоятельно выдвигать предположения (гипотезы) и проигрывать, проверять их в дальнейшей работе?

2. Как вы думаете (в тексте об этом речи не было): можно ли все важное заранее знать о человеке, прежде чем его принимают на работу?

3. Что, по вашему мнению, важно знать об индивидуальности человека для помощи ему в профессиональном росте?

4. Чем отличается лично ваш стиль работы от такового у ваших знакомых, занятых сходным делом?

5. Индивидуально своеобразные люди могут быть равноценными?

6. Индивидуальное своеобразие людей - это ценность или помеха?

7. В каких случаях, по вашему мнению, необходим отбор людей для профессии, т. е. целесообразно отказывать кому-то в приеме на работу, учебу (для его же блага) и рекомендовать другую деятельность?

8. Какой смысл (ради чего) стремиться к мастерству?

Тема 1. Стиль деятельности в работе (по вашей специальности).

Тема 2. Пути согласования требований деятельности и личных качеств работника (по вашей специальности).

со

ЛИТЕРАТУРА

1. Азгальдов Г.Г., Азгальдова Л.А. Количественная оценка качества (квалиметрия): Библиография. М., 1971.

2. Акмеология //Под ред. A.A. Деркача. М., 2002.

3. Бодалев A.A. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения. М., 1998.

4. Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности. М., 2001.

5. Деркач A.A., Зазыкин В.Г., Маркова А.К. Психология развития профессионала. М., 2000.

6. Деркач A.A., Кузьмина Н.В. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма. М„ 1993.

7. Зеер Э.Ф. Психология профессий. Екатеринбург, 1999.

8. Корнилов Ю.К. Психология практического мышления. Ярославль, 2000.

9. Леонтьев Д.А. Психология смысла. Природа, структура и динамика смысловой реальности. М., 1999.

«£! 10. Маркова А.К. Психология профессионализма. М., 1996.

11. Поддьяков Н.Н. Закономерности психического развития ребенка. Краснодар, 1997.

12. Самоненко Ю.А. Психология и педагогика. М., 2001.

13. Формирование системного мышления в обучении / Под ред. З.А. Решетовой. М., 2002.

14. Эсаулов А.Ф. Проблемы решения задач в науке и технике. Л., 1979.

О

q Продолжение следует

И

1 Вопросы и темы, обычно приводимые в конце разделов книги, даются, строго говоря, не для ^ кон-троля усвоения, а для содействия профессиональному развитию читателя. Правда, и контроль ^ усвоения может рассматриваться как вид такого содействия. Но оно далеко не сводится к контролю. Поэтому вопро-сы и темы иногда построены на идеях мобилизации опыта читателя, важности его озадаченности, опере-жающей чтение, на идее ценности самостоятельного поиска истины в условиях неопределенности (а не просто "всасывания" готовых сведений).

fl' ГГС ■ ■ Х0-л О Г И Я Л И Ч H D CT и

'.лв^,« <,-„ - - ■ ч. .

С.Г. Фантина

РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ АКЦЕНТУАЦИЙ ЛИЧНОСТИ В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

Одной из важнейших проблем современной психологической науки является проблема развития акцентуаций личности.

Проблемы выраженности характерологических черт личности были предметом интереса еше Платона, а затем И. Канта, Н. Лосского, А.Ф. Лазурского. А. Кардинера, Д. Хонигмана, Н.Д. Левнтова. Э. Фромма, Э. Кречмера, К. Юнга и др. Проблема акцентуаций личности начинала развиваться в аспекте изучения дисгармоничности развития личности, гипертрофированное™ отдельных ее черт, обладающих тенденцией к переходу в патологическое состояние (К Леонгард, П.Б. Ганнушкин, А.Е. Личко). Психоаналитические теории (3. Фрейд, А Лоуэн) уделяли внимание исследованию детерминированности развития акцентуации характера различными социальными причинами. Психоанал тики подробно изучают акцентуации, дошедшие до уровня неврозов, психозов.

В современной психологии психологические акцентуации рассматривают как субъективно-личностные факторы формирования и развития профессионализма, представляя уровень развития некоторых психологических акцентуаций как проявление профессионально важных качеств. Значительное место занимают исследования типов акцентуаций, обусловленности их связи с видами профессиональной деятельности (Л.Н. Собчик, Ф.Б. Березин. A.A. Реан).

Исследование личностей с чертами акцентуации дает возможность получить ценные данные для прогнозирования их успешности в профессиональной деятельности, позволяет выделить группы повьш.енно-о риска с нежелательным уровнем акцентуаций, характеризующиеся высокой вероятностью возникновения адаптационных нарушений в профессиональной сфере, которые способствуют развитию или усилению интрапсихического конфликта, фрустрационной и эмоциональной напряженности, психического стресса.

Особый интерес представляет исследование взаимовлияний акцентуаций личности и особенностей деятельности в профессиях стрессогенного характера, в частности в таможенной службе.

Стрессогенный характер таможенной службы обусловлен требованиями профессиональной среды, работы в особых условиях, отличающихся высокой динамичностью, реальной или предполагаемой угрозой, необходимостью принимать решения и определять оптимальную стратегию поведения при дефиците времени, при неполной или противоречивой информации, ролевой неопределенности. Такие условия предъявляют особые требования к адаптационным ресурсам индивидуума. Сотрудники таможенной службы работают в условиях повышенного правового, социального контроля и требовательности со стороны общества, социопрофессиональной изоляции. В то же время недостаточно разрабо аны общие механизмы и основы практической реализации их правовоГ. социальной, профессионально-психологической защищенности.

Необходимое для эффективной деятетьности таможенной службы движение кадров от профессиональной адаптации через личностное развитие к мастерству - это сложный и напряженный процесс, который может приводить к расстройству здоровья, профессиональной деформации личности. В связи с этим обстоятельством чрезвычайно важным представляется изучение устойчивых индивидуально-типологических характеристик

личности, имеющих прогностическое значение в отношении профессиональной деятельности и представляющих собой те опорные данные, с учетом которых возможно предсказание дальнейшего развития состояния личности и пути его коррекции.

Одной из таких характеристик личности является ее акцентуация, которая означает усиление, яркую выраженность определенной черты. Знание условий и факторов развития профессиональных акцентуаций, их влияния на достижение вершин профессионализма крайне важно для определения профессиональных противопоказаний и, напротив, показаний в отношении ряда личностных характеристик для оптимальных кадровых решений.

В наиболее распространенных определениях "акцентуация" сводится к дисгармоничности развития личности, гипертрофированное™ выраженности отдельных ее черт, что обусловливает уязвимость личности в отношении определенного вида воздействий и затрудняет ее адаптацию в некоторых специфических ситуациях, ей присуща тенденция к особенному социально-положительному или социально-отрицательному развитию [1, 2, 6, 7].

Н.И. Конюхов в словаре-справочнике по психологии определяет акцентуированную личность как "личность с характерологическими отклонениями от нормы, выраженными в чрезмерном усилении отдельных черт характера; им присуща тенденция к особенному социально-положительному или социально-отрицательному развитию. Акцентуации характера граничат с психопатиями. Личностям с акцентуациями характера свойственны так называемые "места наименьшего сопротивления", особая уязвимость по отношению к некоторым факторам, которые являются для данных личностей психотравмирующими" [5, с. 5].

В данных определениях априори присутствует отрицательная оценка. Однако если исходить из этимологии слова "акцептуация" (акцент - ударение; ударение - выделение, например, важнейшего), то на основе обобщения существенных признаков (т. е. свойств и отношений) можно дать иное определение. В связи с тем что логическая характеристика данного понятия является положительной (характеризующей наличие того или иного свойства или отношения, а не его отсутствие), акцентуации можно определить как заметно выраженные черты или группы черт личности, имеющие тенденцию к развитию под воздействием определенных социально значимых причин.

Одной из основных причин развития акцентуаций является воздействие на заметно выраженные черты личности профессиональной деятельности. Есть основания говорить о наличии профессиональных акцентуаций. Термин "профессиональные акцентуации" уже использовался в диссертации Г.П. Филипповой (1998), исследовавшей проблему совершенствования профессионализма социальных работников с учетом их личных особенностей. Исследователь отметил, что далеко не все лица с негативными профессиональными акцентуациями переживают профессиональную деформацию личности. В некоторых случаях акцентуации, которые могут затруднить профессиональную адаптацию в одних профессиях, в других профессиональных видах деятельности как бы нейтрализуются, более того, порой проявляются в индивидуальном стиле профессиональной деятельности далеко не с худшей стороны.

Еще одной терминологической проблемой является использование терминов "акцентуированная личность" и/или "акцентуация характера". В отечественной психологии сложилась традиция четко, а иногда и резко подчеркивать различие в понятиях "личность" и "характер". При этом имеется в виду, что понятие "личность" более широкое, включающее в себя направленность, мотивы, установки, интеллект, способности и т. д. Между тем в западной психологии часто под личностью подразумевают ее характерологию. К этому есть определенные основания, потому что характер - это не только базис личности. В характере находят свое выражение и система отношений личности, ее установки, ориентации и т. д. В данных подходах важно замечание В. Г. Зазыкина: "Характер является как бы более конкретным проявлением личностных черт и особенностей. Категория "личность" является более общей по отношению к категории

"характер". Таким образом, когда речь идет о психологических характеристиках личности, под ними подразумеваются сведения о психологических особенностях личности, характере, доминантных формах поведения" [4, с. 13]. Если же обратиться именно к описаниям различных акцентуаций (все равно в какой типологии - К. Леонгарда или А. Личко), то легко увидеть, что многое в них характеризует именно личность в различных ее аспектах. Поэтому мы считаем правомерным в дальнейшем в равной степени и в равном значении использовать оба термина - "акцентуированная личность" и "акцентуация характера".

Различия между нормой и акцентуацией, с одной стороны, и между акцентуациями и психопатическими чертами - с другой, а также различия между патологическими проявлениями психиатрического регистра и вариантами субнормальной личности весьма зыбки и нечетки. При попытке определить границы между этими категориями дискретный подход к решению этой проблемы значительно уступает принципу континуальности.

Во всех описанных вариантах характеров, относимых к норме, а также акцентуаций и психопатий речь идет лишь о различной степени выраженности все тех же типологических свойств. Если акцент в характере человека выражен как ведущая тенденция, но свойства личности поддаются контролю интеллекта (по крайней мере, в социально значимых ситуациях), то здесь в равной мере мы можем говорить о четко очерченном, выраженном характере. Акцентуанты, эмоционально-личностные характеристики которых хуже контролируются, выходят за рамки успешно адаптирующейся к любым условиям нормы, требуют к себе более дифференцированного подхода. Таким образом, не только по качественным, но и по количественным показателям можно судить, насколько каждый конкретный человек способен к самореализации и к самоконтролю, в каком направлении преимущественно проявляются его склонности и как следует индивидуализировать процесс формирования его профессионализма, чтобы он был наиболее эффективен.

В акцентуированных личностях потенциально заложены как возможности социально-положительных достижений, так и социально-отрицательный заряд.

Исследование личностей с чертами акцентуации дает возможность получить ценные данные для прогнозирования успешности, позволяет выделить группы повышенного риска, характеризующиеся высокой вероятностью возникновения адаптационных нарушений в профессиональной сфере, которые способствуют развитию или усилению интрапсихического конфликта, фрустрационной и эмоциональной напряженности, психического стресса. Выделение таких групп риска, по сути дела, означает получение с помощью исследований данных об особенностях личности и актуального психического состояния, которые имеют значение для решения вопроса о соответствии адаптационных возможностей индивидуума тем требованиям, которые ему предъявляются или могут быть предъявлены в дальнейшем в процессе реализации профессиональной деятельности. Такая оценка существенна для прогноза успешности и профилактики неблагоприятных последствий психических нагрузок, превышающих адаптационные возможности лиц с акцентуациями характера.

Анализ результатов эмпирических исследований, направленных на выявление процессов развития профессиональных акцентуаций в сфере таможенной службы, позволил нам сделать некоторые теоретические и практические выводы.

Основными видами профессиональных акцентуаций сотрудников таможенной службы, связанных с особым видом деятельности, являются дистимная (депрессивная) и гипертимная (гипоманиакальная). Развитость иных видов профессиональных акцентуаций зависит от характера служебных обязанностей: таможенники, осуществляющие деятельность в стабильных условиях, имеют выраженность других акцентуированных черт личности, однако у всех профессиональных групп, связанных с основной спецификой службы - таможенным оформлением и таможенным контролем, - отмечается дистимная (депрессивная) акцентуация.

В профиле таможенников с экономической специализацией имеется умеренно выраженный пик по 6-й шкале ММР1 (Ра), что подтверждает описание типа личности

экономических специальностей, других видов профессиональной деятельности, где требуется точность, расчет, системный подход [1, 9]. Такие сотрудники настойчивы, немного недоверчивы, упорны, умеют добиваться поставленной цели, несколько ригидны и консервативны. Эти качества обеспечивают организованность, принципиальность и твердость профессиональных позиций, в частности, в деле организации "таможенного аудита" подконтрольных лиц и организаций.

Сотрудники, занимающиеся таможенным оформлением и осуществляющие алгоритмичную проверку таможенных документов, характеризуются умеренной выраженностью двух шкал ММР1: 2-й (О) - депрессивность и 8-й (Бс) - шизоидность Таким образом, сотрудники данной профессиональной группы достаточно адаптированы в среде, отличающейся монотонностью, где имеют возможность выполнять свои обязанности в несколько произвольном темпе, с определенным четким кругом обязанностей, с установленными симбиотическими связями с другими участниками деятельности. В связи с тем что деятельность таких сотрудников определяется жесткой системой правил, своеобразие восприятия не препятствует их успешности, более того, их склонность к нетривиальным подходам и оригинальным решениям при проверке таможенных документов могут обеспечивать высокую профессиональную эффективность.

Наше исследование показало, что предрасполагающими условиями формирования профессиональных акцентуаций являются, с одной стороны, стрессогенные условия профессиональной деятельности, а с другой стороны - особенности типологического склада личности (тревожность, ригидность, склонность к пессимистичности, завышенная директивность, повышенная чувствительность к социальным критериям, недостаточная способность организовать межличностные отношения) При этом женщины, выбравшие особые условия службы, менее подвержены влиянию профессиональных стресс-факторов, чем мужчины.

Успешные таможенные служащие характеризуются умеренной выраженностью гипоманиакальных акцентуированных черт, что обеспечивает высокий уровень активности, энергичность, уверенность в себе, позитивную самооценку, легкость в поддержании необходимых контактов. При этом для них характерна тенденция к таким видам деятельности, где можно реализовать физическую и социальную активность, тягу к общению, доминирование, стремление быть на виду, самому принимать решение: в частности, выполнять деятельность сотрудника таможенных органов.

У "неуспешных" сотрудников таможенной службы выделяется пик по шкале депрессии на уровне акцентуации (превышает 70 Т-баллов), что может дезорганизовать их деятельность при неожиданных событиях, связанных с угрозой, необходимостью принимать экстренные решения, особенно если невозможно учесть все факторы, от которых могут зависеть последствия таких решений. Однако за счет умеренного повышения дистимных акцентуированных черт таможенники в целом обеспечивают личную дисциплину, строгую отчетность, отличаются проявлением профессионального долга. Депрессионные акцентуанты успешно справляются с повседневными обязанностями и остаются адаптированными в привычной среде (при этом характерный для них пик профиля на второй шкале остается умеренным), они могут быть достаточно эффективными благодаря тактичности, серьезному отношению к деятельности и окружению, обычно хорошей интериоризации социальной нормы, развитым этическим ценностям, блокаде эгоистических тенденций. В то же время, когда необходимо поддерживать широкий круг контактов, выполнять работу в высоком темпе и в ограниченные сроки, играть роль лидера, они не могут соперничать с окружающими, выполняя работу на уровне своего высокого внутреннего стандарта. Это может приводить к развитию интрапсихического конфликта и декомпенсации состояния, выражающегося в углублении депрессивных тенденций.

В целом профессиональный тип таможенного служащего, осуществляющего свою деятельность в особых условиях, характеризуется развитой силой Я (фактор С Кеттелла), которая оценивает его как эмоционально зрелую и хорошо адаптированную личность;

высокой силой Сверх-.? (фактор G): такая личность обладает развитым чувством ответственности, хорошим самоконтролем, обязательна и добросовестна, точна и аккуратна в делах, любит порядок.

Специалисты таможенной службы смелы, решительны, имеют тягу к риску, не теряются при столкновении с неожиданными ситуациями и быстро забывают о неудачах (высокая оценка по фактору Н). Им присуще умение противостоять усталости и выдерживать эмоциональные нагрузки при работе с людьми, что чрезвычайно важно для специалистов особого вида деятельности, испытывающего огромные психофизические нагрузки.

Достаточно высок уровень фактора Q3 - фактора регуляции поведения. Это свидетельствует об организованности таможенников, умении хорошо контролировать свои эмоции и поведение, хорошо осознавать социальные требования и заботиться о своей общественной репутации. Они способны придать своей энергии конструктивное направление, умеют организовать свое время и порядок выполнения дел. Такие люди, как правило, достигают высокого мастерства и идентифицируются с работой, в частности, с таможенной службой. Данное качество помогает адаптироваться в большой корпоративной или управленческой иерархии, что чрезвычайно важно для государственных служащих.

В структуре деятельности сотрудника таможенной службы, равно как любого государственного служащего, а также специалиста профессии типа "человек - человек", чрезвычайно важна способность правильно понимать поведение других людей. Эта способность необходима для эффективного межличностного взаимодействия и успешной социальной адаптации. По итогам исследования социального интеллекта (когнитивной составляющей коммуникативных способностей личности и профессионально важного качества в профессиях типа "человек - человек") с помощью методики Дж. Гилфорда и М. Салливена определен достаточно высокий уровень социального интеллекта, высокие частные способности к пониманию поведения (способности предвидеть последствия поведения, адекватно отражать вербальную и невербальную экспрессию поведения, понимать логику развития сложных ситуаций межличностного взаимодействия).

Вместе с тем для выборки сотрудников таможенных органов, осуществляющих свою деятельность в особых условиях, наиболее высок процент ответов по категории "директивность (Dir)" - 25,4 процента (методика "Hand-тест" - тест руки Вагнера). Таким образом, рассматриваемый профессиональный тип характеризуется как претворяющий в жизнь руководящие, направляющие, управляющие функции, активно влияющие на другого человека, имеющий намерение активно влиять на поведение другого человека, в нашем случае - на участника внешнеэкономической деятельности, подконтрольное лицо. В качестве профессиональных деформаций могут возникать отсутствие стремления "считаться" с другими людьми, учитывать чувства, права и намерения других в своем поведении. Тенденции к действию в категориях "агрессия" и "директивность" отражают готовность к открытому агрессивному поведению, нежелание приспосабливаться к социальному окружению, что также представляется возможным проявлением профессиональной деформации.

Как показало наше исследование, на развитие профессиональных акцентуаций личности влияют возраст и стаж.

Нами выявлено появление ипохондрической симптоматики (первая шкала MMPI выше 70 Т-баллов) у таможенных служащих в возрасте старше 45 лет и общее усиление соматизации тревоги после 40 лет. Такие результаты мы объясняем, с одной стороны, действительно некоторым ухудшением здоровья и снижением работоспособности. Однако с другой стороны, у таможенных служащих в данном возрасте возникает тревога, подсознательное беспокойство, связанное с возможным негативным прогнозом оказаться негодным по состоянию здоровья и лишиться работы: ведь для заключения нового контракта через 3 - 5 лет необходимо иметь заключение военно-врачебной комиссии о профессиональной пригодности к службе. В связи с этим есть необходимость социально-

медицинских исследований о реальных противопоказаниях в связи с состоянием здоровья по категориям таможенных служащих, зависящих от характера выполняемой деятельности.

Развитие дистимных (депрессивных) акцентуированных черт личности у таможенных служащих выражено уже в возрасте 35 лет, достигает своего пика на уровне выраженной акцентуации нежелательного уровня (выше 70 Т-баллов) в возрасте 40 - 45 лет. Таким образом, особые условия службы сотрудников "детонируют" возникновение депрессионных тенденций. Дистимные акцентуации достигают пика у таможенных сотрудников, совпадая с кризисом коррекции перспектив профессиональной карьеры.

С периодом кризиса середины жизни, кризиса перспектив профессиональной карьеры у сотрудников таможенной службы связано:

- появление истероидных черт личности (в районе 60 Т-баллов). Именно в этот период сотрудники требуют к себе особого внимания со стороны коллег, повышается уровень притязаний, стремление нравиться окружающим. Сотрудников с такими личностными особенностями необходимо использовать в роли наставников, активнее привлекать к проведению занятий по профессиональной подготовке, к работе общественных формирований таможенных органов: собрания сотрудников (суды чести); ветеранских организаций, профсоюзов и т. д.;

- появление высокой потребности в актуализации своей индивидуальности (8-я шкала ММР1), определенного стремления к творчеству, реализации внутреннего потенциала, позитивного личностного статуса. У таких личностей имеется потребность в повышении своего престижа, значимости;

- развитие черт паранойяльной акцентуации (в районе 60 Т-баллов ММР1). Сорокалетние концентрированы на достижение успеха, упорны, настойчивы, целеустремленны. Имеются данные раскрывающие ценность определенного уровня развитости этих качеств для эффективной управленческой деятельности, в зависимости от ситуаций и условий, в которых протекает эта деятельность [3]. Паранойяльно акцентуированные черты еще большую выраженность имеют у 23 - 25-

летних таможенных служащих. Это необходимо учитывать при выдвижении их в резерв на руководящие должности (с учетом образования, деловых и иных качеств).

Установлено, что развитие негативного уровня некоторых акцентуаций связано с возрастом 45 лет и старше. В этом возрасте могут появляться беспричинные агрессивные реакции на предъявляемые требования, служащие могут неожиданно становиться конфликтными, способными к нарушениям некоторых норм и стандартов, у них отсутствует тревога перед потенциальным наказанием, снижается способность к четкому планированию. Нами установлено, что уволенные из таможенных органов по причине совершения асоциальных действий сотрудники имели личностные особенности с резко выраженной, на уровне противопоказаний, 4-й шкалой методики многостороннего исследования личности. В связи с тем что по отношению к таким личностям психотерапевтические мероприятия не дают высокой эффективности, необходима четко организованная система индивидуально-воспитательной работы с опорой на референтные для данного сотрудника группы.

У некоторых сотрудников в возрасте после 45 лет может возникать гиперкомпенсаторная реакция псевдоманиакального типа с тенденцией к отрицанию проблем в ситуации объективно сложной, угрожающей тяжелыми последствиями. Коррекция поведения в данном случае возможна через авторитетного лидера или мнение референтной группы.

В этом же возрасте (после 45 лет) достаточно резко возрастают тревожные психастенические тенденции. Такая умеренно выраженная тревожность может затруднять деятельность, связанную с необходимостью выбора решений в условиях недостаточной информации, с широкими и многообразными контактами, с неопределенным исходом. В связи с этим, с целью сохранения высококвалифицированных профессионалов указанного возраста, исходя из индивидуального подхода, рекомендуется использовать механизмы ротации кадров.

С увеличением стажа службы в таможенных органах неуклонно растет уровень дистимных (депрессивных) тенденций: с акцентуированных черт при стаже свыше 5 лет (65 Т-баллов Б) до выраженных акцентуаций при стаже свыше 8 лет (70 Т-баллов Б) и далее до явно выраженных противопоказаний и уровне Э-шкалы выше 75 и 80 Т-баллдв,

В отличие от дистимных, гипертимные акцентуации при общем выраженном влиянии стажа на их развитие не показывают однозначной от него зависимости. В нашей выборке таможенных служащих такие черты наиболее выражены у имеющих стаж свыше 5 лет. К этому времени специалист освоил и продуктивно выполняет служебную деятельность, определил свой социально-профессиональный статус в иерархии служебных отношений.

При стаже 10 - 15 лет у таможенных служащих проявляются истероидные черты личности, акцентуированные психопатические черты, шизоидные черты, наличие тревожных психастенических тенденций. При стаже свыше 15 лет эти все качества нивелируются, компенсируются. Последний факт мы объясняем спецификой нашей выборки: большинство обследуемых служат на Севере (где стаж исчисляется в льготном размере) и уже к этому периоду имеют право на пенсию.

Проанализировав связь успешности деятельности, уровня профессионализма и профессиональных акцентуаций сотрудников таможенной службы, мы выделили 3 уровня акцентуации: фоновый, средний и уровень противопоказаний для данной работы.

По дистимным акцентуациям фоновый уровень - в районе 55 - 65 Т-баллов по 2-й шкале ММР1. Такие сотрудники наиболее успешны в особых условиях деятельности за счет развитых ответственности, добросовестности, развитого чувства долга, совестливости, тщательности в выполнении работы. Средний уровень акцентуации составляет 65 - 69 Т-баллов; уровень противопоказаний - 70 Т-баллов и выше. Таможенные служащие, у которых по акцентуациям выявляется уровень противопоказаний, неуспешны, так как их деятельность в особых условиях затрудняется за счет выраженной тревожности, пессимистичности, ригидности, при этом отмечается недостаточная гибкость и стереотипный стиль поведения. Добросовестность и педантичность начинают выступать как стремление избежать ошибок и чувства вины. Подобный характер эмоциональности -ее выраженность и ригидность - предлагается для выделения типа личностной структуры, предрасполагающей к развитию выраженной соматизации расстройств. Имеется явное несоответствие предъявляемых характером деятельности требований и индивидуальных особенностей субъекта,

По гипоманиакальным акцентуациям: фоновый уровень - 60 - 65 Т-баллов по 9-й шкале. Эти таможенники успешны за счет выраженной решительности, уверенности в принятии решений и других уже описанных нами факторов. Средний уровень составляет 65 - 69 Т-баллов; уровень противопоказаний - выше 70 Т-баллов и ниже 55 Т-баллов.

У успешных таможенников несколько выражены истероидные черты личности и имеются выраженные черты возбудимой акцентуации (в районе Рс1 65 Т-баллов), выявляющие активную личностную позицию, высокую поисковую активность, преобладание мотивации достижения, уверенности и быстроты в принятии решений.

Сотрудники с умеренно развитыми чертами психастенических акцентуаций (в районе 60 - 65 Т-баллов по 7-й шкале ММР1) успешны в особых условиях деятельности за счет развитых ответственности, добросовестности, развитого чувства долга, тщательности в выполнении работы.

Для таможенной деятельности, как для деятельности, связанной с общением, развитость 0-й шкалы интроверсии ММР1 выше 55 Т-баллов отрицательно влияет на показатели успешности.

При этом техническое образование (в сравнении с гуманитарным) оказывает влияние на развитие у сотрудников таможенной службы негативного уровня дистимных тенденций. Это связано с тем, что специалисты таможенной службы относятся к категории "профессиональных коммуникаторов", и гуманитарии чувствуют себя в данной профессиональной среде увереннее, легче адаптируются к требованиям организации

активной деловой коммуникации, постоянному изменению ситуаций общения и т. д. Однако характер образования не влияет на развитие гипоманиакальных акцентуаций (9-я шкала ММР1).

Профилактическая и коррекционная работа в рамках системы психолого-акмеологического сопровождения служебной деятельности таможенных служащих позволяет компенсировать и нивелировать нежелательный уровень профессиональных акцентуаций, существенно улучшает объективные показатели профессиональной деятельности, оптимизирует субъективное состояние и повышает удовлетворенность работой. Наиболее эффективными методами являются мониторинговые исследования в рамках системы аттестации и профессиональный тренинг.

В ходе профессионального тренинга значительно возрастает когнитивный компонент коммуникативных способностей, являющийся необходимым условием достижения акме таможенного служащего, снижается уровень напряженности, нервно-психического напряжения и проблемности, возрастают тенденции, связанные с социальной кооперацией, адаптивностью к социальному окружению, коммуникативный потенциал.

Предпринятое нами исследование устойчивых индивидуально-типологических характеристик личности, процессов развития профессиональных акцентуаций имеет прогностическое значение в отношении профессиональной деятельности сотрудников таможенной службы.

Безусловно, раскрытие сущности развития профессиональных акцентуаций как психологического феномена достаточно сложная проблема. Вместе с тем продвижение в направлении решений этой общей проблемы, в частности, через призму таможенной деятельности, профессионализма таможенных служащих, открывает возможности для решения задач дальнейшего совершенствования акмеологических исследований.

ЛИТЕРАТУРА

1. Березин Ф.Б., Мирошников М.П., Соколова Е.Д. Методика многостороннего исследования личности. М., 1994.

2. Ганнушкин П.Б. Клиника психопатий, их статистика, динамика, систематика. М., 2000.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Епифанцев С.Н. Психологические особенности руководителей с чертами паранойяльной акцентуации. М., 1996.

4. Зазыкин В.Г. Основы психологии проницательности. М., 1997.

5. Конюхов Н.И. Словарь-справочник по психологии, М., 1996.

6. ЛеонгардК. Акцентуированные личности. Ростов-н/Д., 1997.

7. ЛичкоА.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Л., 1983.

^ 8. Реан А.А., Лукин С.Е. Методическое руководство по исследованию типов ^ акцентуаций. СПб., 1993.

9. Собчик Л.Н. Введение в психологию индивидуальности: Теория и практика Й5Н психодиагностики М., 1998.

Д Ю. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов-н/Д., 1996. (-ц

Ч О И

М

<

О.Ю. Скуднова

ИССЛЕДОВАНИЕ ДУХОВНОСТИ В АСПЕКТЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ

туальность исследования проблем духовного развития личности, духовных

спектов профессиональной деятельности государственных служащих обусловлена,

одной стороны, потребностями развития общества, в котором государственная служба выступает в качестве посредника между государством и его гражданами, а с другой стороны - потребностями развития самой государственной службы, нуждающейся в высоконравственных и высокопрофессиональных кадрах.

В то же время указанные проблемы достаточно сложны и неоднозначны, не имеют точных алгоритмов решения, а анализ проблемы духовности как важного компонента системы профессиональной культуры государственных служащих сопряжен с определенными трудностями.

Речь идет о духовной культуре такой профессиональной страты, которая в общественном сознании зачастую представлена как бездуховная, коррумпированная, работающая на собственное благополучие и нередко представляющая интересы криминальных структур.

Человеческий фактор на государственной службе важен как нигде, так как именно здерь профессионализм и духовно-нравственные позиции являются основой и гарантией честного служения государству и отражаются на жизни регионов и страны в целом.

В данной статье представлены некоторые результаты проведенного нами исследования, отражающие проявление духовных качеств государственных служащих в процессе их профессиональной деятельности. Критерием для решения столь непростой задачи мы посчитали меру реализации духовности в профессиональной деятельности.

В качестве показателей выступили проявление духовности в процессе профессиональной деятельности (на какие ценности опирается государственный служащий), а также отражение духовности в результате профессиональной деятельности (на достижение каких целей ориентирован государственный служащий).

Любая деятельность может оцениваться и регулироваться двояко: со стороны ее успешности в достижении тех или иных целей и со стороны ее нравственной оценки. Последняя не может быть осуществлена "изнутри" самой текущей деятельности. Нравственная оценка подразумевает иную, надситуативную опору. Этой опорой становятся личностные ценности, задающие плоскость отношений между конкретными мотивами и целями деятельности, общие принципы их соотнесения. На основе этих принципов появляется возможность оценки и регуляции деятельности не только с ее целесообразной стороны (успешности или неуспешности, полноты достигнутых результатов и т. п.), но и стороны нравственной, смысловой, т. е. со стороны того, насколько правомерны с точки зрения этих принципов реально сложившиеся в данной деятельности отношения между мотивами и целями, целями и средствами их достижения.

Как отмечает Б.С. Братусь, "в самых общих словах специфика этой формы регуляции такова: если в плане достижения успеха цели определяют и диктуют подбор соответствующих средств и, по сути, все средства хороши, лишь бы вели к успеху, то в плане нравственном главным становятся не цели, а нравственная оценка этих целей, не успехи, а средства, которые были выбраны для их достижения. Говоря образно, если в первом случае

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.