Научная статья на тему 'Развитие профессиональных акцентуаций личности учителя общеобразовательной школы'

Развитие профессиональных акцентуаций личности учителя общеобразовательной школы Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
249
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Глушкова Нина Ильинична

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие профессиональных акцентуаций личности учителя общеобразовательной школы»

1 1 ■

\ —

Психология

РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ АКЦЕНТУАЦИЙ ЛИЧНОСТИ УЧИТЕЛЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Н.И. Глушкова

Современный этап общественного развития в стране и в мире характеризуется высокой социокультурной динамикой. Меняются цели и ценности общественного развития, мирохозяйственные связи и социальные институты. Крупные перемены происходят и в образовательной среде. Все более значимые достижения современной эпохи связаны с социальным, научным и техническим прогрессом. Тем не менее нельзя не признать, что при бесспорном достижении в развитии школы, качество обучения и развития школьников оставляет желать лучшего. Центральной фигурой в общеобразовательной школе остается учитель. Именно педагог формирует тип интеллекта, мышления, отношения к быстро меняющимся социальным, информационным, техническим реалиям.

Педагогическая деятельность в социальной жизни общества стоит в особом ряду. Социальный и гуманистический смысл учительской профессии в том, что, передавая от поколения к поколению достижения человеческой культуры, учитель в буквальном смысле творит личность. От эффективности труда педагога во многом зависит будущее общества. Разрабатывая содержание и формы организации учебной и внеучебной деятельности, учителю необходимо решать массу разнообразных задач. В среднем на учителя возлагается более ста функциональных обязанностей. Такая профессиональная загруженность

требует достаточного ресурсообеспечения реализации педагогической деятельности.

В 20-ые годы Шафранова А.С. опубликовала свой труд «Из опыта изучения труда работников просвещения», в котором статистически подтвердила существование латентных периодов и индивидуальных особенностей и факторов, предрасполагающих к возникновению психической напряженности и усталости у работающих учителей.

В настоящее время практически мало что изменилось в лучшую сторону. Процесс обучения и воспитания протекает в условиях видоизменения социальных и педагогических целей, возникновения новых задач в области обучения и воспитания, образующихся по мере развития общества, постоянного обновления научной информации в условиях усовершенствования старых и создания новых форм и методов педагогического труда. Особое внимание в ресурсообеспечении труда учителя необходимо уделять его психологическому здоровью, личностным структурам и компонентам деятельности. Личность учителя, как системное социальное качество, является исходной базой, главным средством и основной целью профессиональной деятельности - выполнения социального заказа - активно самореализующегося человека. Понятно, что дезадаптация личности учителя, возникающая в его профессиональной деятельности, приводит не только к патологической деформации и разрушению его индивиду-

з2/2ооз лш

Вестник Ставропольского государственного университета |йЦН|

альности, но и наносит существенный вред самой профессиональной деятельности. Среди учителей можно выделить группу повышенного риска, которую составляют педагоги с нежелательным уровнем развития акцентуаций личности, характеризующиеся высокой вероятностью возникновения адаптационных нарушений в профессиональной сфере. Эти нарушения способствуют развитию или усилению интрапсихического конфликта, фрустрационной и эмоциональной напряженности, психического стресса. Есть основания говорить о неоднозначности влияния акцентуированных черт на достижение личностью профессионализма. Проявление акцентуаций, связанных с особым характером деятельности учителя, носящей стрессогенный характер, теоретически недостаточно проработана и имеет большое практическое значение. Работа учителя осуществляется в условиях повышенного правового, социального контроля и требовательности со стороны общества, необходимости осуществлять выбор решения и стратегию поведения при дефиците времени, необходимости качественно выполнять свои обязанности. Профессиональная адаптация учителя -сложный, напряженный процесс, который может привести к расстройству здоровья, профессиональной деформации личности. В связи с этим чрезвычайно важно психологическое изучение устойчивых индивидуально-типологических характеристик личности, имеющих прогностическое значение в отношении профессиональной деятельности и представляющих собой те опорные данные, с учетом которых возможно предсказание дальнейшего развития состояния личности учителя и пути его коррекции. Одной из таких характеристик личности является ее акцентуация, которая означает усиление, яркую выраженность определенной черты. Знание условий и факторов развития профессиональных акцентуаций, их влияние на достижение вершин профессионализма крайне важно для определения профессиональных показателей к учительскому труду.

Социальные, экологические факторы вступают в активное взаимодействие с той или иной выраженностью психопатологии личностной неполноценности.

Профессионалы психиатры и психологи стали охотно пользоваться термином - акцентуации для обозначения психологических, психических и личностных особенностей лиц, поведение которых даже в небольшой степени отличалось от принятых социальных стандартов в конкретном обществе. Это понятие определило личностные, психологические, характерологические особенности человека, отличающие его, с одной стороны, от средней полосы нормы, а с другой, - от психопатии. Акцентуации характера не используются в качестве диагноза психических расстройств, поскольку речь идет о крайних вариантах, но нормы.

Проблема акцентуаций личности начала развиваться в аспекте изучения дисгармоничности развития личности, гипертрофированности отдельных ее черт, обладающих тенденцией к переходу в патологические состояния (К. Леонгард, П.Б. Ганушкин, А.Е. Личко).

В работах специалистов, изучающих личность профессионалов, значительное место отведено исследованию типов акцентуаций, обусловленности их связи с видами профессиональной деятельности (Л.Н. Собчик, Ф.Б. Березин, А.А. Реан).

В современной психологии разрабатывается новый подход, рассматривающий психологические акцентуации как субъективно-личностные факторы формирования и развития профессионализма, представляя уровень развития некоторых психологических акцентуаций как проявление профессионально важных качеств. Этот подход обращается к изучению многомерности аспектов личностных особенностей государственных служащих и некоторых других категорий, их взаимовлияния на профессиональную деятельность (С.Н. Епифанцев, В.И. Виноградов, А.А. Волович, Л.И. Ермаченко, В.А. Пы-зин, Г.Н. Филиппова).

Анализ постановки и решения проблем выраженности характерологических черт личности в философии и структуре

1 1 ■

\ —

научного знания был проведен еще Платоном, а затем Кантом, Н. Лосским, А.Ф. Лазурским, А. Кардинером,

Д. Хонигманом, Н.Д. Левитовым, Э. Фроммом, Э. Кречмером, К. Юнгом и др. Психоаналитические теории (3. Фрейд, А. Лоуэн) уделяли внимание исследованию личности, детерминируя развитие акцентуаций различными социальными причинами. У психоаналитиков подробно изучаются акцентуации, дошедшие до уровня неврозов, психозов.

В рамках нашего исследования особую значимость представляют исследования формирования оптимальной модели профессионально важных качеств личности государственного служащего (О.С. Анисимов, А.А. Бодалев, Л.И. Катаев, Н.И. Конюхов, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова и др.), психологического сопровождения кадров государственной службы (С.А. Анисимов, А.А. Деркач, В.Г. Зазы-кин, С.В. Кирнарская, Е.А. Яблокова и др.), профессионализма в различных областях педагогической деятельности (В.Г. Зазыкин, Е.А. Климов, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, Л.Г. Лаптев, В.Г. Михайловский, А.Ю. Панасюк, С.И. Съедин и

др.).

Одна из наиболее распространенных точек зрения в определении акцентуации личности сводит «акцентуацию» к дисгармоничности развития личности, гипер-трофированности выраженности отдельных ее черт, что обусловливает уязвимость личности в отношении определенного вида воздействий и затрудняет ее адаптацию в некоторых специфических ситуациях. Акцентуации характера составляют группу «повышенного риска», связанную с возможной социальной дезадаптацией, проявляющихся под воздействием определенных ситуаций. В данных определениях априори введена отрицательная оценка личности.

Различия между нормой и акцентуациями - с одной стороны, и между акцентуациями и психопатическими чертами, с другой, а также различия между патологическими проявлениями психиатрического регистра и вариантами субнормальной личности - весьма зыбки и не-

четки. При попытке определить границы между этими категориями дискретный подход к решению этой проблемы значительно уступает принципу континуальности. В свою очередь систематика рассматриваемой проблемы у многих авторов грешит отсутствием категориальной четкости, так как критерии выделения разных типов не всегда обоснованы единым ключевым подходом.

Есть основания утверждать о наличии профессиональных акцентуаций. И хотя в качестве значимых причин их развития выделяется положительный аспект - сама профессия, не все акцентуации, связанные с профессией, положительные, некоторые имеют негативный характер. Необходимо отметить, что термин «профессиональные акцентуации» уже использовался в научном исследовании Филипповой Г.П., где поднималась проблема совершенствования профессионализма социальных работников с учетом их личностных особенностей: «Характерно отметить, что далеко все лица с негативными профессиональными акцентуациями переживают профессиональную деформацию личности. В некоторых случаях акцентуации, которые могут затруднить профессиональную адаптацию в одних профессиях, в других профессиональных видах деятельности как бы нейтрализуют, более того, порой проявляются в индивидуальном стиле профессиональной деятельности далеко не с худшей стороны.

В концептуальном плане крайне важным являются психолого-

акмеологический подход к профессиональной деятельности. Проведенный Дер-качемА.А., Зазыкиным В.Г. анализ проблемы профессионализма деятельности в особых и экстремальных условиях свидетельствует, что в настоящее время существенно расширился класс различных видов профессиональной деятельности, осуществляемых в особых и экстремальных условиях. К профессиональной деятельности, осуществляемой в особых условиях, относится и педагогическая деятельность. Конкретные виды экстремальных факторов, создающие особые условия деятельности, были структурированы для от-

32/2003 лш

Вестник Ставропольского государственного университета |йЦН|

дельных классов деятельности. Это было сделано А.К. Марковой для классов деятельности, характерной особенностью которых является переработка информации и принятие решений. Остановимся на некоторых:

1. Неопределенность информации (в том числе и противоречивость). Это провоцирует возникновение высокой психической напряженности, настроения неуверенности, боязни совершить ошибку.

2. Неполная информация о возможном значимом событии. Такая ситуация существенно затрудняет возможность прогнозирования, планирования и принятия решений, что так же вызывает сильный стресс.

3. Ситуация поддержания готовности к экстренным действиям. В таких случаях известно, что экстремальная ситуация может возникнуть обязательно, но время его наступления и характер предстоящей оперативной деятельности не определены. Поддержание такой высокой функциональной готовности требует от субъекта труда мобилизации внутренних резервов, что связано с высокими психоэнергетическими затратами.

4. Ситуация риска. Риск обусловливает высокую психофизиологическую цену принятия соответственного решения, риск еще и сопряжен с боязнью совершить ошибку. Это приводит к появлению сильных стрессов.

5. Ситуации со снижением или утратой социального статуса, отражающие идентификацию с властью над детьми, силой, особой значимостью в системе социальных отношений. В этом случае возникают сильная тревога, эмоциональный дискомфорт, снижается самооценка, уверенность в себе, что приводит к сильным длящимся стрессам.

6. Ситуация конфликтов в профессиональной среде. Конфликты возникают прежде всего на уровне учение - учитель. Для большинства людей конфликты имеют высокую «психофизиологическую цену» и сопровождаются сильными стрессами. В переходные периоды число конфликтов существенно повышается, они,

как правило, имеют разрушительный характер.

7. Ситуации изменения менталитета в профессии. Они возникают вследствие перемен в обществе, для многих сопровождаются серьезными внутренними кризисами.

В целом педагогическая деятельность осуществляется в особых условиях, отличается стрессогенностью, что связано с профессиональными требованиями, высокой динамичностью, реальной или предполагаемой угрозой самооценки, необходимостью осуществлять выбор решения и определять оптимальную стратегию поведения при дефиците времени, неполной и противоречивой информации, работой в условиях повышенного социального контроля и требовательности со стороны общества, социо-профессиональной изоляции.

Нам чрезвычайно важны методологические подходы к оценке профессионализма субъектов труда в особых условиях. Исследования, проведенные в акмеологии в последние годы, показали, что целесообразно рассмотрение профессионализма не только в деятельностном контексте, а в неразрывной связи и с личностным, что согласуется с важнейшими методологическим принципом единства деятельности и личности (Ананьев Б.Г., Бодалев A.A., Ломов Б.Ф.). Поэтому возникла настоятельная необходимость рассматривать категорию профессионализма в более широком контексте, в деятельностном и личностном проявлениях.

Действительно, в процессе становления профессионализма деятельности личность обязательно развивается. При этом речь может идти как минимум о четырех направлениях данного развития -личностно-профессиональном, профес-сионально-квалифиционном, профессионально-должностном и нравственном (Богданов Е.Н., Гусев A.C., Деркач A.A., Дъячков В.М., Зазыкин В.Г., Омаров A.M., Шепель В.М. и др.).

Результаты обследования учителей общеобразовательных школ г. Ставрополя, Ставропольского края, г. Элисты, Карачаево-Черкесской республики, выявил

1 1 ■

\ —

устойчивый кластер профессиональных и характерологических акцентуаций. В совокупной выборке испытуемых проявились практически все акцентуации, предлагаемые по типологии К. Леонгард.

Остановимся на наиболее часто встречающихся в учительской среде: 38 % - с истероидными чертами личности, 27 % - с депрессионными или дистимными акцентуациями, 28 % - гипертимных или гипоманиакальных типов.

В рамках нашей статьи дадим более подробную характеристику учителей с истероидными чертами.

Истероидные черты личности, несмотря на историческую, функциональную связь с истерией, не есть невроз или какое-то отклонение от нормы с потерей чувства реальности, полной дезадаптацией. Истероидные черты личности - это группа черт, которые косвенно или прямо обеспечивают занятие личностью значимого статуса в системе межличностных отношений, обращение во что бы то ни стало на себя внимание, достижение признания себя, в том числе, и путем использования защитных механизмов, реакции вытеснения при адаптации к конкретным, значимым для себя ситуациям. И если в каких-то видах деятельности признание следует за социально положительными, общественно значимыми поступками, то истероиды будут их активно совершать. Именно такие условия для проявления истероидности обычно создаются в среде просвещения, на поприще педагогической деятельности. Однако истероидные личности в некоторых ситуациях, в определенных условиях способны и на социально не благожелательные действия, особенно если это позволяет привлечь к себе внимание окружающих. Поэтому в зависимости от складывающихся ситуаций, истероидные черты личности продуцируют как отрицательные, так и положительные моменты в профессиональной деятельности учителя.

Истероидные личности неплохо чувствуют и понимают окружающих. Они могут улавливать моменты, когда им доверяют, когда можно подыграть ситуацию под конкретного человека. Наличие

среди педагогов достаточно высокого процента лиц с чертами истероидности -не случайность, а является отражением влияния профессиональной предрасположенности людей на выбор ими профессии.

Решающее влияние на формирование истероидных черт личности оказывают социальные, психобиографические факторы. Среди них особое место занимают факты жизненного пути, связанные с неудовлетворенной потребностью в признании.

Наиболее сильно на формирование истероидных черт личности чаще оказывают особенности семейного воспитания.

Типичные условия формирования истероидных черт личности являются:

• наличие на жизненном пути ситуаций неудовлетворенной потребности во внимании, любви;

• более пристальное внимание к данной личности. Чаще эти факторы срабатывают в сторону формирования истероидных черт личности, когда они проявляются в детские годы, в сензитивные периоды развития личности;

• ситуация ожидания от референтных лиц особых достижений, поступков конкретного человека.

Главной психологической особенностью формирования профессионализма у педагогов с чертами истероидности заключается в том, что их мотивация на педагогическую деятельность, профессиональные успехи существенно зависит от принятия их как личности, от нахождения себя как в коллективе учителей, в системе отношений руководством (завучем, директором и др.), так и в коллективе учащихся, во взаимоотношениях с родителями.

От возможности реализовать свои эмоциональные, социальные притязания зависит тот факт, к какой группе педагогов будет относится данный учитель - передовым, работающим на износ, активно помогающим руководству школы, внедряющим новые методы обучения, активно совершенствующим свое «акме» или к группе явных или неявных созерцателей,

32/2003 лв

Вестник Ставропольского государственного университета |йЦН|

критикантов, лиц, эмоционально противопоставляющих себя коллективному мнению, руководству учебным заведением.

Истероидные личности обладают способностью вызывать по отношению к себе положительные чувства у противоположных людей, которые порой находятся в конфликтных отношениях. Истероидные личности быстро находят себе эмоциональное окружение. Они стремятся к вниманию, и ради внимания окружающих, друзей они готовы им услужить, быть для них полезными, нужными. Нередко это происходит и путем материальных жертв, искренней помощи по работе. Так, истероидная личность может многое дать (отдать) окружающим (тепло чувств, свой опыт, профессионализм и др.), используя это для эмоционального сближения, эмоциональной идентификации, признания, внимания, для самоутверждения в системе иных межличностных отношений путем своей искренности, бескорыстности, самопожертвования.

Однако, самоутверждение истероид-ных личностей может происходить и не на поприще профессионализма, а в системе межличностных отношений как таковых, они стремятся завоевать внимание окружающих словом. Внешне их рассказы нередко не несут на себе оттенок наигранно-сти, неискренности, так как истероидные личности могут быть в подобных ситуациях в высшей степени естественными, артистичными. Эти психологические особенности истероидных личностей в полной мере проявляются и в процессе их педагогической деятельности.

Анализ влияния истероидных черт личности на профессионализм педагога -это исследование определенного психологического типа личности. Именно такой типологический подход позволяет перейти от анализа личности педагога вообще к анализу конкретных, реально функционирующих в педагогической деятельности учителей.

Профессионализм учителя не только индивидуален, но и типологичен. В этом смысле можно говорить об особенностях

формирования профессионализма у истероидных личностей.

Психодиагностический профиль личности учителей существенно зависит от вида учебного заведения, от преподаваемого предмета, от их возраста и от ряда других факторов.

Однако, наряду с этим, в педагогической деятельности некоторые лица с чертами истероидности удовлетворяют свои потребности в доминировании (над детьми), в самоутверждении и т.д. Деятельность школьного учителя дает некоторые возможности для проявления истероидных черт личности. При этом статистически чаще черты истероидности проявляются у учителей иностранного языка, музыки, нематематических предметов. Реже данные черты характерны для учителей математики, физики.

Истероидные личности обладают повышенными адаптивными способностями к быстроменяющимся ситуациям, условиям, если при этом удовлетворяются их потребности в признании, внимании, особом отношении. В то же время способности их адаптации к профессиональному виду деятельности могут быть деформированы отсутствием такого внимания, отсутствием благоприятных условий для позитивного проявления истероидных черт личности.

Лучшие педагоги обладают в своем большинстве оптимально выраженными истероидными чертами личности.

Профессиональный стиль деятельности каждого учителя уникален, индивидуален, как уникальна и индивидуальна каждая личность. Выраженные истероидные черты личности оказывают непосредственное влияние на профессионализм учителя, его профессиональный стиль деятельности. Это влияние идет на все функции, которые выполняет учитель, особенно на функцию обучения и воспитания.

Эффективность влияния на учителей с чертами истероидности в решающей степени зависит от их психологических, личностных особенностей. Пожалуй, учителя с данным типом акцентуации в большей степени, чем другие своим успе-

1 1 ■

\ —

хам могут быть обязаны умному, грамотному стимулированию их труда, мудрому руководству.

У педагогов со стажем черты исте-роидности становятся более замаскированными, скрытыми. Знание таких педагогов дает дополнительные рычаги, стимулы для влияния на них, для совершенствования их профессионального самоопределения.

Важность данного исследования определяется не только распространенностью в учительской среде лиц с чертами истероидности, но и тем, что у любого человека ситуативно может актуализироваться потребность в проявлении себя по типу истероида. Поэтому выявленные особенности формирования и проявления профессионализма у лиц с чертами истероидности могут быть использованы и при руководстве, понимании обычных людей. Однако приложение выявленных особенностей в этом случае будет более ситуативным.

Мы показали влияние акцентуации истероидных личностей на профессионализм учителя. В нашем исследовании проведен анализ других акцентуированных личностей, которых в силу небольшого объема публикации не смогли описать в данной статье.

В заключение хотелось бы отметить несколько практических рекомендаций, которые помогут решить проблемы образования:

1. При прибытии учителей в школы считать целесообразным их тестирование, углубленное изучение с целью учета их индивдуально-психологических особенностей в процессе формирования профессионализма.

2. Провести для руководителей учебных заведений семинар «Психологические особенности акцентуированных учителей и работа с ними».

3. При формировании педколлективов проводить их психодиагностику. При наличии в коллективе большого количества акцентуированных учителей блокировать их прием в педагогические коллективы.

Об авторе

Глушкова Нина Ильинична, кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии. Автор 42 научных работ, 2 учебно-методических пособий. Сфера научных интересов - изучение деструктивных воздействий на психолого-типологические характеристики личности педагога, психодиагностические и психокоррекционные технологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.