при этом низкой внутренней удовлетворенностью и позитивным мировосприятием.
4. Самые низкие показатели самооценки успешности принадлежат младшим детям. Оценивая себя менее компетентным по сравнению со старшим братом или сестрой (не сознавая, что его незнание и неумение — просто следствие возраста), младший ребенок может пытаться выделиться в других областях, младшие дети могут чувствовать себя "догоняющими", а не лидирующими в чем-то, отсюда и менее успешными [2].
У младших детей в семье не обнаружено наличие высокой неадекватной самооценки, в отличие от других сиблингов. Они ставят для себя заниженные цели, которые могут с большой вероятностью достигнуть. Вместе с тем, позиция "догоняющих" заставляет их прилагать больше усилий и чаще вступать в состязание, чтобы "захватить власть".
Анализ восприятия младшими детьми структуры образа успешности, показал, что они оценивают профессионализм и наличие высшего образования как равноценные составляющие успешности и ставят их выше, чем старшие и единственные дети. Социальному статусу принадлежат более низкие позиции, так как младшие дети больше ценят практические составляющие успешности, которые приносят им конкретную пользу. У младших детей в семье при этом позитивное восприятие жизни и внутренняя удовлетворенность выше, чем у остальных сиб-лингов, но отмечено низкое восприятие собственной материальной состоятельности.
Литература
1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. - М.: Мысль, 1991. - 229
с.
2. Адлер А. Наука жить // Психология личности в трудах зарубежных психологов /Сост. и общ. ред. А.А. Реана. СПб.: Питер, 2000. - 288 с.
3. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность.- М.: Политиздат, 1977. - 208 с.
4. Петренко В.Ф. Психосемантика сознания. - М.: Изд- во Моск. ун-та, 1988. - 207с.
5. Toman W. Family constellation. 3"1 ed. - New York: Springer, 1976. УДК 159.9
ВЗАИМОСВЯЗЬ РЯДА ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК С КОНФЛИКТНЫМ ПОТЕНЦИАЛОМ ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГОВ
Рясова Гульнара Ленаровна, аспирант
Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола, Россия ryasova@list ru
Статья посвящена рассмотрению понятия «конфликтность», обобщению существующих теоретических умозаключений. А также изучению ряда психологических характеристик, таких как коммуникативный контроль и локус контроля, влияющих, на наш взгляд, на конфликтность личности. Кроме того, мы пред-
приняли попытку проследить временную динамику конфликтного потенциала личности в профессиональной деятельности педагогов.
Ключевые слова: конфликтность; конфликтный потенциал личности; психологические характеристики; коммуникативный контроль; локус контроля; временная динамика.
INTERRELATION BETWEEN A SERIES OF PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS AND TEACHERS' PERSONAL CONFLICT POTENTIAL
Ryasova Gulnara, post-graduate student Mari State University, Yoshkar-Ola, Russia ryasova@list. ru
The definition of the "proneness to conflict" notion as well as the generalization of existing theoretical conclusions are given in the article. A series of psychological characteristics, such as communicative control and control locus which are believed to affect the person's proneness to conflict are also examined here. The author makes an attempt to trace the dynamics ofpersonal conflict potential in the teachers' professional activity over the time period.
Keywords: proneness to conflict; personal conflict potential; psychological characteristics; communicative control; control locus; dynamics over time.
Проблема конфликтных взаимодействий привлекает пристальное внимание ученых и находит отражение в целом ряде работ отечественных и зарубежных психологов (Анцупов А. Я., Гришина Н. В., Донцов А. И., Ершов А. А., Здраво-мыслов А. Г., Петровская Л. А., Сулимова Т. С., К. Боулинг, М. Дейч, Л. Козер, К. Левин и др.).
Можно выделить конфликтный тип личности, который характеризуется отсутствием соответствия между естественными потребностями, импульсами и целями воли, завышенной самооценкой и страхом не оправдать ее, не достигнуть тех целей, которые намечены в соответствии с завышенной самооценкой. Кроме того, имеет место деформация личности, патология психики, стереотипность отношений, поведения, взаимные предубеждения, психический дискомфорт, наличие неуверенности в себе и т.д. Само понятие «конфликтность» означает состояние готовности личности к конфликтам, ее степень вовлеченности в развитие конфликтов [8].
Конфликтность определяется как перманентная черта личности, которая аккумулируется ее природными задатками и социальным опытом. Такое определение можно найти в работах В. И. Илийчука, Л. А. Петровской, В. И. Ващенко. Конфликтность предусматривает определенный уровень психической напряженности. Он может быть разным для разных людей, что связано с уровнем психологической устойчивости человека. Психически стойкие и психически нестойкие люди в сложных ситуациях ведут себя по-разному. У психически неустойчивых отсутствуют эффективные способы преодоления преград, поэтому иногда наблюдается явление самоиндукции негативного эмоционального напряжения: дезорганизованное поведение усиливает стрессовое состояние, которое еще больше дезорганизует поведение, что ведет к возникновению "волны дезорганизации" [13].
Черты, характерные для конфликтной личности можно найти в описаниях типов темперамента (Г. Айзенк, В. М. Русалов и др.). Анализ экспериментальных психологических исследований личности позволяет говорить о наличии множества разноуровневых характеристик конфликтной личности. Структурирование данного множества, выявление приоритетных характеристик и качеств позволит дать не только психологическое описание характеристик конфликтной личности, но и целенаправленно использовать метод наблюдения. Структуризация данного множества возможна с помощью метода экспертных оценок [14].
В ряде работ (например, М. А. Разумова) конфликтность определяется как свойство личности, проявляющееся в потребности поиска конфликтных ситуаций, которое характеризует личность как неспособную принять точку зрения оппонента и найти конструктивное решение для избегания перерастания конфликтной ситуации в инцидент. Каждая личность характеризуется определенным уровнем конфликтности, причем уровень конфликтности может повыситься под влиянием неблагоприятных обстоятельств.
По мнению Богданова Е. Н., конфликтная личность часто организует конфликт, имеющий эмоциональный и деструктивный характер, причем действует в нем весьма умело. Психологических причин конфликтного поведения много, но все они, образно говоря, «замыкаются» на специфическую систему внутренних условий конфликтной личности. Именно вследствие этого любые противоречия она воспринимает исключительно как представляющие для нее угрозу. Поэтому, рассматривая роль внутренних условий как детерминант конфликтности личности, нужно учитывать, что именно они существенно влияют на восприятие реальности и особенно наличествующих противоречий [15].
Кроме того, рассматривая структуру конфликтной личности, отметим ряд исследований характерологических особенностей (В.Г. Зазыкин, Е.В. Зайцева). В данном отношении конфликтные личности могут быть как дезадаптированными, так и цельными, с устойчивыми чертами характера. В ходе эксперимента были выявлены общие черты конфликтной личности: целеустремленность, настойчивость в достижении цели, внутренняя оранизованность, высокая напористость, независимость, самоуверенность, своенравность, нетерпимость, демонстративность, непостоянство, недоверчивость, завистливость, вспыльчивость, грубость, бесцеремонность [16]. Что касается акцентуаций характера, то с конфликтной личностью соотносятся психопатия, истероидность, паранойяльность, маниакальность и др. Не менее важная психологическая причина конфликтности связана с развитием психологических акцентуаций у многих педагогов. Как отмечают Е. Н. Богданов и В. Г. Зазыкин, многие акцентуированные личности весьма конфликтны. Все зависит от вида акцентуации, степени ее выраженности, способности сознательно осуществлять контроль над ней [15]. В работах Л. И. Ермаченко было показано, что профессиональная педагогическая деятельность способствует формированию у личности прежде всего сильной истероидной акцентуации [17]. Высокая истероидность отмечена примерно у каждого пятого учителя. Именно поэтому попав в такую проессиональную среду, в первые годы после окончания учебного заведения многие начинающие педагоги склонны менять свою профессию. Истероиды весьма конфликтны, но их конфликтность связана скорее слабо контролируемым эмоциональным реагированием, нежели с личной позицией. Их высокая эмоциональная заразительность, уверенность в своей правоте привлекают
сторонников, поэтому конфликты с ними часто охватывают весь коллектив, вследствие чего такие конфликты имеют негативные последствия. Другие акцентуации встречаются реже, и они скорее связаны не с профессиональной деятельностью, а с индивидуальными особенностями [15].
Наши исследовательские интересы направлены на изучение конфликтного потенциала личности. Опираясь на мнения ряда авторов (Гришина Н. В., Петровская Л. А. и др.), мы считаем, что конфликтный потенциал проявляется как реакция на поведение личности в совместной трудовой деятельности и приводит к конфликтным взаимодействиям.
Цель нашего исследования - изучение взаимосвязи психологических характеристик личности (локус контроля, коммуникативный контроль), конфликтного потенциала и его временной динамики в профессиональной деятельности.
Гипотезой исследования послужило предположение о том, что конфликтный потенциал личности, проявляясь в межличностных взаимодействиях, характеризуется временной динамикой на различных этапах профессиональной деятельности, а также взаимосвязан с такими структурными компонентами, как локус контроля, коммуникативный контроль.
В исследовании приняли участие 52 респондента — педагоги общеобразовательных школ. Из них стаж работы от 0 до 5 лет — 11 человек, от 6 до 10 лет — 28 человек, от 11 лет и более — 13 человек. В работы мы использовали методику рисуночной фрустрации С. Розенцвейга [18], тест-опросник коммуникативного контроля М. Шнайдера [19] и методику определения локуса контроля поведения [18].
С целью определения уровня конфликтности личности нами был использован "коэффициент групповой адаптации" (КГА), полученный по методике С. Розенцвейга. Количественная величина коэффициента групповой адаптации может рассматриваться в качестве меры индивидуальной адаптации субъекта к своему социальному окружению. Так, если испытуемый имеет низкий процент КГА (ниже 30 %), это означает тенденцию личности к конфликтному взаимодействию, недостаточную адаптированность к своему социальному окружению. Высокий уровень коэффициента групповой адаптации (выше 60 %) соответствует низкой конфликтности испытуемого, т.е. хорошей адаптации в группе.
В соответствии с полученными данными (Таблица 1) можно констатировать, что в группах респондентов с различным стажем профессиональной деятельности количество испытуемых с низким КГА различно, а в группе педагогов со стажем 11 и более лет оно наибольшее (38,5 %), что дает возможность сделать вывод о снижении адаптации к социальному окружению и возрастании конфликтности личности в данной группе. По нашему мнению, это может объясняться снижением мобильности, социальной пластичности личности, сформированно-стью определенных способов общения, которые не претерпевают изменении при изменении ситуации общения.
Таблица 1
Данные по коэффициенту групповой адаптации (КГА) респондентов с разным стажем профессиональной деятельности
Стаж 0 - 5 лет Стаж 6 - 10 лет Стаж 11 и более
высокий КГА (неконфликтные)
средний КГА
низкий КГА (конфликтные)
% кол-во % кол-во
27,3 7 25,0 2
54,5 18,2
19 2
67,9 7,1
%
15.4
46,1
38.5
кол-во
3
Уровень коммуникативного контроля (КК) мы измеряли с помощью Теста-опросника коммуникативного контроля М. Шнайдера (Таблица 2).
Таблица 2
Данные по уровню коммуникативного контроля (КК) респондентов с разным стажем профессиональной деятельности
Стаж 0 - 5 лет Стаж 6 - 10 лет Стаж 11 и более
кол-во % кол-во % кол-во %
низкий КК 2 18,2 3 10,7 4 30,8
средний КК 5 45,4 10 35,7 8 61,5
высокий КК 4 36,4 15 53,6 1 7,7
Значительное количество испытуемых с высоким уровнем КК среди педагогов со стажем работы от 0 до 5 лет (36,4 %) и со стажем от 6 до 10 лет (53,6 %), как мы полагаем, можно объяснить их направленностью на общение, как ведущую деятельность, потребность в самоутверждении в кругу значимых лиц и их действия отвечают социальным ожиданиям. Такие люди постоянно следят за своим поведением, управляют выражением своих эмоций, гибко реагируют на изменение ситуации в общении. Низким уровнем КК, характеризуемый импульсивностью в общении, открытостью и в то же время малой подверженностью изменениям поведения в зависимости от ситуации общения, по данным исследования, обладает почти каждый третий из группы педагогов со стажем работы от 11 года и более (30,8 %). В группах с меньшим стажем профессиональной деятельности подобные показатели значительно ниже (18,2 % и 10,7 %).
Среди испытуемых из группы респондентов со стажем 11 и более лет всего 7,7 % имеют высокий уровень КК, а большинство (61,5 %) - средний, что можно интерпретировать с одной стороны снижением значимости общения по сравнению с педагогами, имеющими меньший стаж работы, а с другой стороны
устойчивостью поведения, выработкой определенных приемов и навыков обще-
ния и отсюда слабой зависимостью собственных действий от поведения окружающих.
Локус контроля (ЛК) как стратегия взаимодействия с окружающей средой претерпевает изменения в течение жизни личности. Как показывает наше исследование (Таблица 3), период профессиональной деятельности педагогов от 6 до 10 лет отмечается большей склонностью к интернальному поведению. Так среди респондентов со стажем работы от 0 до 5 лет и со стажем от 6 до 10 лет процент испытуемых с интернальной локализацией 81,8 % и 89,3 % соответственно, в то же время среди педагогов со стажем 11 и более лет таких испытуемых 53,8 %. Испытуемые третьей группы, по сравнению с испытуемыми других групп, отличаются повышенной экстернальностью (46,2 %).
Таблица 3
Данные по уровню субъективного контроля (СК) респондентов с разным стажем профессиональной деятельности
Стаж 0 - 5 лет Стаж 6 - 10 лет Стаж 11 и более
кол-во % кол-во % кол-во %
интернальный ЛК 9 81,8 25 89,3 7 53,8 экстернальный ЛК 2 18,2 3 10,7 6 46,2
То есть, в данном случае очевидно, что в группе педагогов, чей стаж работы соответствует своему начальному уровню (0-10 лет) больше испытуемых, по сравнению с респондентами со стажем работы 11 лет и более, которые планируя свою деятельность, принимая определенные решения, оценивают насколько достижение поставленных ими целей зависит от них лично, от усилий и умений и являются закономерным результатом их собственной деятельности, и очень небольшой процент педагогов со стажем от 0 до 5 лет и от 6 до 10 лет (18,2 % и 10,7 % соответственно) и 46,2 % со стаже м свыше 11 лет убеждены, что их успехи и неудачи результат действия внешних сил (везение, случайность, другие люди и т.д.) то есть, неконтролируемые ими силы. Опираясь на результаты исследования, можно предположить, что с увеличением стажа профессиональной деятельности повышается экстернальность. Это можно объяснить, на наш взгляд, что такие испытуемые исходят из личного опыта - не всегда определяющее значение имеют способности, усилия человека, и иногда обстоятельства все меняют.
Корреляционный анализ полученных в ходе исследования данных осуществлялся с помощью метода ранговой корреляции Спирмена и коэффициента корреляции Пирсона. Коэффициент групповой адаптации (КГА) значимо коррелирует с коммуникативным контролем (КК). В группе педагогов со стажем профессиональной деятельности свыше 11 лет ^ = 0,78; р<0,01. Зависимость переменных - прямая. В данной группе испытуемые с высоким КГА демонстрируют высокий уровень КК. Эти данные подтверждают нашу гипотезу о наличии связей с конфликтным потенциалом такой личностной составляющей как коммуникативный контроль. Выявленные взаимосвязи можно интерпретировать следующим образом. Поскольку конфликтный потенциал личности нами взят как уровень групповой адаптации, то, как мы полагаем, конфликтный потенциал личности
зависит от того, насколько чутко реагирует испытуемый на действия и поведение окружающих, отвечая социальным ожиданиям группы. Если человек действует импульсивно, открыто, раскованно, что не всегда соответствует социальным ожиданиям, это способствует возникновению конфликтов. И, напротив, чем больше личность контролирует себя, свое поведение, выражение эмоций в социальной ситуации, тем ниже ее конфликтный потенциал, как показывают наши исследования. Следовательно уровень коммуникативного контроля и связанный с ним коэффициент групповой адаптации играют важную роль на этапе профессиональной адаптации личности, таким образом высокий коммуникативный контроль повышает уровень адаптации в группе и тем самым снижает конфликтный потенциал личности.
Корреляционные связи коэффициента групповой адаптации (КГА) и локу-са контроля (ЛК) показывают значимую корреляцию в группе респондентов со стажем работы свыше 11 лет (г = 0,8; р<0,01). Это говорит нам о том, что испытуемые с высоким уровнем самоконтроля (интернальность) имеют высокие показатели КГА, т.е. неконфликтны. В группе педагогов со стажем от 0 до 5 лет и от 6 до 10 лет эти связи трудно проследить из-за локализации данных (свыше 80 %) в области высоких значений по шкале интернальности (Таблица 3). Испытуемые с высоким уровнем КГА (низкий конфликтный потенциал), как правило, обнаруживают интернальный локус контроля. Это можно объяснить тем, что наряду с формирующимся в результате опыта человека определенной системы ожиданий подкрепления или реакции окружающих на его действия, параллельно складываются определенные принципы поведения в группе. Если индивид считает и получает подтверждение тому, что его действия влияют на события происходящие с ним, т.е. чувствует ответственность за все и ищет причины неудачи в себе, это ведет к чуткости по отношению к ситуации общения, снижению конфликтности. В противном случае, когда личность исходя из собственного опыта, не видит связи между собственными действиями и событиями жизни (формируется экстернальный локус контроля), полагается на случай или судьбу, то и не считает необходимым, возможно неосознанно, как-то следить за поведением и соотносить его с ожиданиями группы. Такие испытуемые с низким КГА, т.е. с высоким конфликтным потенциалом.
Анализ результатов показывает, что наличие интернального локуса контроля оказывает влияние на уровень групповой адаптации, снижая потенциальную конфликтность личности, но в процессе профессиональной деятельности локус контроля может обнаруживать тенденцию к изменению в сторону интернальности. Следовательно, временная динамика локуса контроля может служить индикатором конфликтного потенциала личности. Таким образом, мы можем говорить о подтверждении гипотезы нашей работы. В ходе исследования мы установили, что конфликтный потенциал личности, проявляясь в межличностных взаимодействиях, характеризуется временной динамикой на различных этапах профессиональной деятельности. Кроме того, корреляционный анализ результатов исследования показал зависимость между показателями конфликтности и психологическими характеристиками, такими как локус контроля и коммуникативный контроль.
Литература
1. Анцупов, А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология. - М.: ЮНИТИ, 1999. -
552 с.
2. Гришина Н. В. Я и другие: общение в трудовом коллективе. - Л.: Лениз-дат, 1990. - 174 с.
3. Гришина Н. В. К вопросу о предрасположенности к конфликтному поведению / Н. В. Гришина // Психические состояния (Экспериментальная и прикладная психология). - 1981. - Вып. 10. - С. 84-89.
4. Донцов А. И. Психология коллектива. - М.: Изд-во МГУ, 1984. - 204 с.
5. Ершов А. А. Личность и коллектив: межличностные конфликты в коллективе и их разрешение. - Л.: Знание, 1976. - 40 с.
6. Здравомыслов А. Г. Социология конфликта. - М.: Аспект-Пресс, 1996. -
317 с.
7. Петровская Л. А. К вопросу о природе конфликтной компетентности / Л.А. Петровская // Вестник Московского университета. - Серия 14, Психология. -1997. - № 4. - С. 41-45.
8. Сулимова Т. С. Социальная работа и конструктивное разрешение конфликтов. - М.: 1996.
9. Боулинг К. Конфликт и защита. Общая теория. - М.: 1998.
10. Дейч М. Конфликт: социально - психологическая перспектива / М. Дейч, С. Шикман // Социальный конфликт: современные исследования. Реферативный сборник. - М.: ИСАН, 1991. - С. 70-74.
11. Козер Льюис. Функции социального конфликта / пер. с англ. О. А. Назаровой. - М. : Идея-Пресс, Дом интеллектуальной книги, 2000. - 208 с.
12. Левин Курт. Разрешение социальных конфликтов / пер. с англ. И. Ю. Авидон. - СПб. : Речь, 2000. - 408 с.
13. Рояк А. А. Психологический конфликт и особенности индивидуального развития ребенка. - М. : Педагогика, 1988.
14. Рабочая книга по прогнозированию / под ред. Н. В. Бестужева - Лады. - М.: 1982.
15. Богданов Е. Н., Зазыкин В. Г. Психология личности в конфликте. 2-е изд. - СПб. : Питер, 2004.
16. Зазыкин В. Г., Е.В. Зайцева Е. В. Конфликтная личность в конфликтном противоборстве. - М. : 1998.
17. Ермаченко Л. И. Особенности профессиональной деятельности педагогов с чертами истероидности и специфика психологического влияния на них. - М. : 1997.
18. Рабочая книга практического психолога: пособие для специалистов, работающих с персоналом / под ред. А. А. Бодалева, А. А. Деркача, Л. Г. Лаптева. -М. : Изд-во Института Психотерапии, 2001. - 640 с. : ил.
19.Основы психологии: практикум / ред.-сост. Л. Д. Столяренко. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2002. - 704 с.