250-летию Научного центра
здоровья детей
©л. м. СУХАРЕВА, в. р. КУЧМА, 2012 УДК 613.95:92 Сердюковская
Л. М. Сухарева, В. Р. Кучма
АКАДЕМИК г. Н. СЕРДюКОВСКАя И гИгИЕНА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
Научный центр здоровья детей РАМН, 119991, Москва, Ломоносовский просп., 2/62
Исполнилось 90 лет со дня рождения Галины Николаевны Сердюковской - академика РАМН, доктора медицинских наук, профессора, директора единственного в мире научно-исследовательского Института гигиены детей и подростков в течение более тридцати лет с 1963 по 1996 г. Описаны основные этапы ее профессиональной деятельности и личный вклад в развитие теории и практики гигиены детей и подростков, подготовку кадров.
Ключевые слова: Сердюковская, теория и практика гигиены детей
L. M. Sukhareva, V. R. Kuchma
ACADEMICIAN G. N. SERDYUKOVSKAYA AND HYGIENE OF CHILDREN AND ADOLESCENTS (TO THE 90TH ANNIVERSARY)
Federal State budgetary Institution "Scientific Centre of Child Healthcare" of the Russian Academy of Medical Sciences, №2/62 Lomonosov avenue, Moscow, 119991, Russia
Galina Nikolaevna Serdyukovskaya- academician of RAMS, MD, professor, director of the standing alone in the world Research institute of hygiene of children and adolescents for more than thirty years, from 1963 to 1996, reached the age of ninety on 6 November, 2011. The main stages of her career and her personal contribution to the development of the theory and practice of hygiene of children and young people, training staff are described.
Key words: Serdyukovskaya, theory and practice of hygiene
Г. Н. Сердюковская родилась в 1921 г в простой семье, но именно от семьи ей достались прекрасные качества: необыкновенная работоспособность, умение справляться с трудностями и неудержимое стремление добиваться поставленной цели. Ее отличали большая воля, самообладание, необычайно острый ум и огромная житейская мудрость. В 1939 г. она поступила в 1-й Московский медицинский институт, после окончания которого в 1946 г. в течение двух лет работала в самой гуще практической медицины, занимая должность школьного государственного инспектора Молотовского района столицы.
С 1948 г. Г. Н. Сердюковская - инспектор по школьной гигиене Главного санитарно-эпидемиологического управления Минздрава СССР, затем начальник отдела и, наконец, главный инспектор Главной государственной санитарной инспекции министерства, где она проработала почти 15 лет.
В 1960 г. Г. Н. Сердюковскую избирают секретарем парткома всего Министерства. в те годы это была очень важная должность. Наряду с другими руководителями министерства она отвечала за такие во-
Для корреспонденции: Кучма Владислав Ремирович, проф., чл.-корр. РАМН, зам. дир. НЦЗД РАМН по научной работе, дир. НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН, е-mailivrkuchma@mtu-net.ru
просы, как рождаемость, смертность, заболеваемость всего населения страны, за стратегию и тактику министерской работы и, самое важное, за расстановку и использование управленческих кадров. Конечно, при решении этих вопросов нужно было обладать большой профессиональной компетентностью и эрудицией. Именно при работе в министерстве сформировался ее высокий профессионализм, широкий кругозор и огромный опыт организаторской работы, чему способствовала необходимость в короткие сроки принимать важные решения и умение руководить людьми.
Этот бесценный организаторский опыт был направлен на развитие Института гигиены детей и подростков. И если С. М. Громбах разрабатывал методологию и направления научных исследований, то Г. Н. Сердюков-скую, прежде всего, интересовали результаты научных исследований, то, что получит практическое здравоохранение. Оценивая планируемые исследования, она всегда на первое место выдвигала связь науки с практическим здравоохранением с самым гуманным ее разделом - охраной здоровья подрастающего поколения.
На протяжении всей жизни Галина Николаевна уделяла большое внимание подбору, расстановке и воспитанию кадров, и в этом ей не было равных.
У Г. Н. Сердюковской было единое понимание целей, стоящих перед институтом, и единый подход к подбору кадров, что позволило им в короткий срок
Л . М . Сухарева, В . Р Кучма
создать сплоченный коллектив научных работников, многие из которых посвятили свою жизнь гигиене детей и подростков, а Институт гигиены детей и подростков был и остается центром, формирующим политику научных исследований в области гигиены детства, разрабатывающим и координирующим основы укрепления здоровья детей в современных эколого-гигиенических и социально-экономических условиях. Подготовленные в стенах института кандидаты и доктора наук успешно работали и работают не только в институте, но и в других научных и учебных учреждениях России и за рубежом.
Г. Н. Сердюковскую всегда отличала большая научно-организационная деятельность. Большое внимание она уделяла объединению ведущих специалистов страны по гигиене детства в рамках возглавляемой ею Всесоюзной проблемной комиссии, на которой обсуждались приоритетные проблемы гигиены детства. работа проблемной комиссии не только повышала творческий потенциал специалистов, но и сформировала дружеские личностные взаимоотношения между учеными на многие годы. Проблемная комиссия объединяла не только гигиенистов, но и специалистов из народного образования, педиатров, антропологов, возрастных физиологов, архитекторов.
На заседаниях Проблемной комиссии, проводимых дважды в год, обсуждались научные проблемы планирования и отчетности тематики исследований, утверждение и издание на союзном уровне нормативно-методических материалов и многое другое. Была удивительно творческая атмосфера.
Это была заслуга, прежде всего, Г. Н. Сердю-ковской, которая понимала государственные задачи по охране здоровья детей и подростков, ставила их и умело координировала деятельность комиссии по их решению и внедрению полученных результатов в практику здравоохранения.
Много внимания Галина Николаевна уделяла организации выездных заседаний Проблемной комиссии, что давало возможность ознакомиться с деятельностью и достижениями научных коллективов учебных кафедр и Нии в различных республиках и регионах страны, услышать о региональных научных проблемах и нуждах.
Г. Н. сердюковской было очень много сделано для того, чтобы институт занял достойные позиции в развитии международных связей. 1970-1990-е годы стали годами активного сотрудничества с научными учреждениями практически всех социалистических стран. сотрудники института много выезжали за рубеж, принимали активное участие в проведении совместных научных исследований в стране и за рубежом.
высокий уровень исследований, проводимых сотрудниками института под руководством и при участии Г. Н. сердюковской, позволил получить научные результаты, значение которых далеко шагнуло за рамки отечественной науки и нашло отражение в докладах на многочисленных международных конференциях, симпозиумах, а также в ее работе на посту члена исполкома международного и вице-президента Европейского союза школьной и университетской гигиены и медицины.
Ею была проведена огромная организационная работа по проведению впервые в ссср международного семинара специалистов по школьной и университетской медицине и гигиене (Таллин, 1981). Это был большой шаг вперед к развитию нашей дисциплины.
Главным условием, выдвигаемым Г. Н. сердюков-ской как председателем ученого совета при планировании и утверждении научной тематики и выборе проблем для научных исследований практически с самого начала существования института было обязательное сосредоточение внимания на актуальных проблемах охраны здоровья подрастающего поколения, которые всегда были связаны с теми изменениями, которые происходили в системе общего и профессионального образования и в жизнедеятельности детей и подростков.
Начиная с 1963 г., Галина Николаевна принимала самое активное участие в осуществлении научной деятельности института. После защиты кандидатской диссертации, посвященной творчеству известного гигиениста А. В. Молькова, в 1970 г. она защищает докторскую диссертацию «Проблема изучения состояния здоровья школьников в СССР». В основу диссертации были положены материалы комплексных исследований состояния здоровья детей, выполненных ее сотрудниками и учениками в различных климатогеографических зонах страны. Г. Н. Сердю-ковская организовала несколько экспедиций в районы Крайнего Севера (сама выезжала в Норильск в 1969 г.). Специалисты института осмотрели тысячи учащихся школ и под руководством Галины Николаевны этот материал был обобщен, проанализирован и представлен в виде докторской диссертации.
Вопросам состояния здоровья детей и подростков были посвящены многие работы, проводимые под руководством Г. Н. Сердюковской. При этом были получены новые научные данные об анатомо-физиологических особенностях подросткового возраста, гигиене и факторах риска развития наиболее распространенных заболеваний в подростковом возрасте, разрабатывались вопросы медицинской профессиональной консультации. Полученные данные легли в основу книг, написанных Галиной Николаевной в соавторстве с сотрудниками института: «Клиника заболеваний, физиология и гигиена в подростковом возрасте», 1971, в соавторстве с Л. Т. Антоновой и И. А. Арнольди; монография «Окружающая среда и здоровье подростков» Г. Н. Сердюковская, Ю. Д. Жи-лов, 1977, монография «Внутренние болезни и функциональные расстройства в подростковом возрасте, охрана здоровья подростков», 1993, написанная в соавторстве с Л. Т. Антоновой и др.; руководство для санитарных врачей «Гигиена детей и подростков», написанное в соавторстве с А. Г. Сухаревым и др., 1986. Эти монографии до сих пор высоко оцениваются врачами, так как они помогают комплексно оценивать состояние здоровья подростков, правильно анализировать результаты проводимых профилактических медицинских осмотров и диспансеризаций, осуществлять эффективные профилактические мероприятия.
Таблица 1 Комплексная оценка состояния здоровья первоклассников в 1960-2005 гг., %
Группа здоровья Годы наблюдения
Начало 60-х Начало 70-х Начало 80-х 19982000 2005
I 38,7 8,7 5,2 4,8 4,3
II 21,9 49,8 40,2 49,8 44,4
Ш-ГУ 39,4 41,5 54,6 45,4 51,3
На основе разработанной в институте под руководством и при участии Г. Н. Сердюковской программы антропологических исследований и анализа ретроспективных материалов была установлена цикличность изменений физического развития детей и подростков в XX столетии: ликвидация военных последствий отставания физического развития у детей в середине 50-х годов, факт акселерации их роста и развития с 60-х до середины 70-х годов, децелерация физического развития с конца 80-х годов прошлого века с явлениями «грацилизации» телосложения вплоть до начала 2000-х годов.
В публикациях Галины Николаевны совместных с сотрудниками были высказаны концепции причин возникновения акселерации, осуществлялся анализ ускоренного физического созревания, влияние его на гармоничность развития детей того временного интервала, анализировались особенности заболеваний акселерированных детей и подростков, а также пути решения медицинских и ряда педагогических проблем, связанных с этим явлением. Эти вопросы были освещены в монографии Г. Н. Сердюковской и Р. А. Калюжной «Союз врача и педагога», 1972, а также в монографии Г. Н. Сердюковской «Социальные условия и состояние здоровья школьников», 1979. Данная монография в 1982 г. была удостоена АМН СССР премии Ф. Ф. Эрисмана.
Широкое и детальное изучение состояния здоровья детских и подростковых контингентов как интегрального индикатора влияния внешней среды на растущий организм потребовало разработки методики и критериев его оценки.
критерии оценки здоровья детей и подростков, такие как отсутствие или наличие хронических заболеваний, уровень развития и характер реализации основных функциональных систем, степень резистентности организма, своевременность и гармоничность физического развития, явились основой для группировки детей по пяти группам здоровья и разработки комплексной методики оценки состояния здоровья детей при профилактических осмотрах (Сердюковская Г. Н., Громбах С. М., 1982). Можно сказать, что данная методика стала универсальной, применяемой не только в научных целях, но и в практическом здравоохранении до настоящего времени. Методика легла в основу лонгитудинальных наблюдений за уровнем здоровья и развития детей, которые были начаты институтом еще при Г. Н. Сер-дюковской и продолжаются до настоящего времени (1960-2005).
в сравнительном аспекте от десятилетия к десятилетию прослежены закономерности и тенденции изменения состояния здоровья и физического развития детей различных детских коллективов. Применение единых методических подходов позволило не только проследить динамику состояния здоровья детско-подростковой популяции (30 тыс. детей 5-17 лет) и выдвинуть гипотезу о некоторых причинах его формирования, но также определить основные тенденции формирования здоровья подрастающего поколения в настоящее время и в ближайшем будущем.
Анализ результатов динамических наблюдений свидетельствует о ведущей особенности почти 50-летнего периода (1960-2005) - отчетливом снижении численности абсолютно здоровых школьников, т. е. детей и подростков I группы здоровья и увеличении численности учащихся, страдающих хроническими заболеваниями и функциональными отклонениями (табл. 1, 2).
Данные о состоянии здоровья детей и подростков и о наиболее значимых факторах, его формирующих, неоднократно отражались в ежегодных докладах Президенту РФ, многократно освещались в докладах Г. Н. Сердюковской на коллегиях Минздрава России, на Президиуме РАМН, на Российских и международных конгрессах, съездах, конференциях и международных форумах.
На протяжении 20 лет Галина Николаевна была одним из руководителей научной тематики, проводимой совместно с ГДР. в процессе этой работы изучалось состояние психического здоровья русских и немецких детей и подростков, развитие и формирование их личности, давалась оценка наследственным и средовым факторам, влияющим на нервно-психическое здоровье в критические периоды детства и отрочества. Накопленный 20-летний материал изложен в книгах «Психогигиена детей и подростков» под редакцией Сердюков-ской Г. Н., Гельцина Г., 1985 и «Здоровье, развитие, личность» под редакцией Сердюковской Г. Н., Крылова Д. Н., Кляйнпетер У, 1990.
Для осуществления глубоких научных исследований по изучению нервно-психического здоровья детей и подростков была разработана
Таблица 2
Комплексная оценка состояния здоровья учащихся 9-11-х классов в 1960-2005 гг., %
Группа здоровья Годы наблюдения
Начало 60-х Начало 70-х Начало 80-х Начало 90-х 19982000 20012005
I 36,5 21,8 22,6 10,6 2,3 2,1
II 23,3 23,7 25,4 36,1 28,7 39,2
Ш-ГУ 40,2 44,5 52,0 53,3 69,0 58,7
Л М Сухарева, В Р Кучма
методология и методы оценки нервно-психического здоровья и психофизиологического статуса при профилактических осмотрах, которые ориентированы на выявление донозологических нервно-психических нарушений. Создана и апробирована модель психогигиенической службы в образовательных учреждениях, которая была внедрена на базе одной из школ Москвы, и доказана ее эффективность.
Г. Н. Сердюковская стояла у истоков и была одним из руководителей широкомасштабного комплексного исследования, выполняемого в рамках возглавляемой ею Проблемной комиссии, посвященного подготовке молодых рабочих кадров в новых для того времени (начало 70-х годов) профессиональных училищах со средним образованием. Это был период реформирования профтехобразования в стране в связи с увеличением потребности в рабочих кадрах. Это, в свою очередь, потребовало решения научных задач, таких как гигиеническое обоснование условий, режимов обучения и влияние увеличенной суммарной учебной и производственной нагрузки на организм и здоровье учащихся.
Результаты исследования позволили разработать методические документы и пособия для практических врачей и педагогов. Эта работа была поистине союзом врачей и педагогов по охране здоровья подростков и учащихся профессиональных училищ.
Г. Н. Сердюковская обладала даром видеть перспективу развития научных исследований, их роль и место в развитии науки и практики. Она как директор и председатель ученого совета умела почувствовать важность многих из них и своевременно поддержать их развитие. В институте один из первых был создан отдел инженерного и математического обеспечения и моделирования научных исследований, вычислительный научный центр с автоматизацией многих научных лабораторий (микроклиматическая лаборатория, лаборатория шума, психофизиологическая лаборатория, лаборатория умственного труда). Были созданы, автоматизированы и успешно функционировали 5 электроэнцефалографических кабинетов; лаборатория функциональной диагностики; лаборатория оптико-физиологических методов коррекции и восстановления зрения и др. Недаром Институт гигиены детей и подростков стал в то время одним из лучших исследовательских центров страны по охране здоровья детей. К голосу ученых института прислушивались в мире, знали ученых института. Ни одно из решений Министерства здравоохранения СССР в области охраны здоровья подрастающего поколения не принималось без серьезной экспертизы Г. Н. Сердюковской и ее сотрудников.
Результаты многолетних научных исследований института под руководством Г. Н. Сердюковской послужили основанием для разработки многих законодательных и нормативно-методических документов, направленных на охрану здоровья подрастающего поколения.
За годы руководства Г. Н. Сердюковской институтом разработано 29 СанПиНов и СП, 30 методических указаний, 90 методических рекомендаций, 35 ГОСТов (Медицинские противопоказания к обучению подростков в ПТУ, техникумах, вузах); защи-
щено 26 докторских диссертаций, 177 кандидатских диссертаций; опубликовано 202 монографии, сборников, руководств, пособий, более 500 статей и тезисов.
Галина Николаевна была прекрасным организатором науки, «ученым-менеджером» в самом высоком смысле этого слова, человеком, которого отличало высокое чувство ответственности перед обществом.
Г. Н. Сердюковская проводила большую научно-организационную работу, но не только на посту председателя Проблемной комиссии. В разные годы она возглавляла Совет научных медицинских обществ Минздрава СССР, Всесоюзное общество гигиенистов и санитарных врачей, была сопредседателем Объединенного совета АМН СССР и АПН СССР «Здоровье, обучение и воспитание детей и подростков», заместителем академика-секретаря ОГМиЭ АМН СССР (ныне Бюро профилактической медицины РАМН). Была депутатом Верховного Совета СССР последнего созыва.
За заслуги в организации и проведении приоритетных научных исследований в области гигиены детей и подростков и внедрении их результатов в практику 21 декабря 1975 г. профессор Г. Н. Сердюковская была избрана членом-корреспондентом Академии медицинских наук СССР, а 14 февраля 1980 г. она стала академиком АМН СССР.
Научная и организационная деятельность Галины Николаевны Сердюковской была отмечена рядом наград и премий. Она удостоена высоких Правительственных наград: ордена Трудового Красного Знамени, двух орденов «Знак почета», «За доблестный труд», отличника здравоохранения, премии мэра Москвы и многих других.
Г. Н. Сердюковской опубликовано значительное количество (244) научных работ как в отечественных журналах, так и за рубежом. Она автор и соавтор 11 монографий (издательство «Медицина»), 44 отредактированных научных сборников, учебников, пособий для санитарных врачей, методических сборников и других публикаций.
Невозможно в рамках одной статьи осветить всю научную и научно-организационную деятельность Г. Н. Сердюковской и ее вклад в развитие института и научной дисциплины гигиены детей и подростков.
Академик РАМН Г. Н. Сердюковская была личностью в истории нашей дисциплины и роль ее в ней велика. Она пользовалась большим авторитетом у ученых гигиенистов, санитарных врачей и всей медицинской общественности.
Хотелось бы отметить, что Галина Николаевна была удивительно красивой женщиной. Небольшого роста, стройная, с красивыми, лучистыми глазами и приятным голосом, всегда скромно, но элегантно одетая. Галина Николаевна Сердюковская всегда завоевывала симпатию и внимание окружающих.
Такой она навсегда останется в нашей памяти!
Поступила 16.01.12
Сведения об авторах:
Сухарева Людмила Михайловна, доктор мед. наук, проф., зам. дир. по науч. работе НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН, e-mail:niigd-nczd@mail.ru