[гиена и санитария 4/2012
По результатам медицинского осмотра 2005 г., мы провели комплексную оценку состояния здоровья взрослого населения по существующей и предложенной нами оценочной схеме, в которой меняется сущностное понятие здоровья индивидуума и в качестве критерия выступает не наличие той или иной патологии, а степень ее биологической компенсации.
Как видно из табл. 3, картина состояния здоровья населения существенно изменяется в сравнении с проведенной оценкой по существующей методике и уже не 43,3%, а 78,8% обследованных имеют нормальный уровень здоровья, позволяющий им в полном объеме выполнять необходимые биологические и социальные функции. Не будем при этом забывать, что 43,3% отражают лишь обследованных с отсутствием хронической патологии, а 78,8% - с достаточно высоким адаптационным потенциалом, что позволяет вести полноценный образ жизни и активно участвовать в жизни общества.
Различия в уровне здоровья закономерно изменяются с возрастом, а половые различия наиболее заметны лишь в пожилом и старческом возрасте (старше 60 лет) и фиксируют более низкий уровень здоровья у женщин по сравнению с таковым у мужчин.
Литер атура
1. Апанасенко Г. Л. Эволюция биоэнергетики и здоровье человека. - СПб., 1992.
2. Апанасенко Г. Л. // Гиг. и сан. - 2004. - № 1. - С. 60-62.
3. Баевский Р. М., Берсенева А. П. // Валеология: диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. - СПб., 1993. -
С. 33-48.
4. Баевский Р. М. и др. Оценка возможностей организма. - М., 1994.
5. Здоровье населения региона и приоритеты здравоохранения / Медик В. А., Швецов А. Г. и др. - М., 2010.
6. Казначеев В. П. Современные аспекты адаптации. - Новосибирск, 1985.
7. Макаренко Ю. А. // Онтогенетические особенности адаптации детей / Под ред. Ю. Е. Вельтищева, Р. Р Шиляева. - М., 1985. - С. 31-36.
8. Методические рекомендации по изучению физического здоровья населения. Утв. РАМН 01.03.2007 / Стародубов В. И., Медик В. А., Швецов А. Г и др. - М., 2007.
9. Швецов А. Г., Токмачёв М. С. // Здоровье населения и приоритеты здравоохранения: Сборник науч. трудов ННЦ СЗО РАМН. - М., 2005. - С. 162-168.
Поступила 03.03.11
Юбилейные даты
© Л. М. СУХАРЕВА, В. Р КУЧМА, 2012 УДК 613.95:92 Сердюковская
Л. М. Сухарева, В. Р. Кучма
академик г. н. сердюковская в гигиене детей и подростков (К 90-летию со дня рождения)
НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН, Москва
Сухарева Л. М. - д-р мед. наук, зам. дир. по науке; Кучма В. Р. - член-кор. РАМН, проф., д-р мед. наук, дир. НИИ ([email protected]).
Сегодня можно с уверенностью сказать, что деятельность Научно-исследовательского института гигиены детей и подростков под руководством Г. Н. Сердюковской сыграла огромную положительную научную и практическую роль в развитии гигиены детей и подростков. С момента организации (1959 г.) институт быстро стал центром и координатором проведения научных исследований в целом по Советскому Союзу и за рубежом, центром подготовки научных кадров высшей квалификации.
Этому во многом способствовало то, что в течение более четверти века становление и развитие института связано с именами талантливого организатора и талантливого идеолога научной дисциплины «гигиены детей и подростков» Галины Николаевны Сердюковской и Сергея Михайловича Громбаха.
Г. Н. Сердюковская родилась в 1921 г в простой семье, но именно от семьи ей достались прекрасные качества: необыкновенная работоспособность, умение справляться с трудностями и неудержимое стремление добиваться поставленной цели. Ее отличали большая воля, самообладание, необычайно острый ум и огромная житейская мудрость. В 1939 г она поступила в 1-й Московский медицинский институт, после окончания которого в 1946 г в течение двух лет работала в самой гуще практической медицины, занимая должность школьного государственного инспектора Молотовского района столицы.
94
С 1948 г. Г Н. Сердюковская - инспектор по школьной гигиене Главного санитарно-эпидемиологического управления Минздрава СССР, затем начальник отдела и, наконец, главный инспектор Главной государственной санитарной инспекции министерства, где она проработала почти 15 лет.
В 1960 г. Г. Н. Сердюковскую избирают секретарем парткома всего Министерства. В те годы это была очень важная должность. Наряду с другими руководителями Министерства она отвечала за такие вопросы, как рождаемость, смертность, заболеваемость всего населения страны, за стратегию и тактику министерской работы и, самое важное, за расстановку и использование управленческих кадров. Конечно, при решении этих вопросов нужно было обладать большой профессиональной компетентностью и эрудицией. Именно при работе в министерстве сформировался ее высокий профессионализм, широкий кругозор и огромный опыт организаторской работы, чему способствовали необходимость в короткие сроки принимать важные решения и умение руководить людьми.
Этот бесценный организаторский опыт был направлен на развитие Института гигиены детей и подростков. И если С. М. Громбах разрабатывал методологию и направления научных исследований, то Г. Н. Сердюковскую, прежде всего, интересовали результаты научных исследований, то, что получит практическое здравоохранение. Оценивая планируемые исследования, она всегда на первое место выдвигала связь науки с практическим здравоохранением, с самым гуманным его разделом - охраной здоровья подрастающего поколения.
На протяжении всей жизни Галина Николаевна уделяла большое внимание подбору, расстановке и воспитанию кадров, и в этом ей не было равных.
У Г. Н. Сердюковской и С. М. Громбаха было единое понимание целей, стоящих перед институтом, и единый подход к подбору кадров, что позволило им в короткий срок создать сплоченный коллектив научных работников, многие из которых посвятили свою жизнь гигиене детей и подростков, а Институт гигиены детей и подростков был и остается центром, формирующим политику научных исследований в области гигиены детства, разрабатывающим и координирующим основы укрепления здоровья детей в современных эколого-гигиенических и социально-экономических условиях. Подготовленные в стенах института кандидаты и доктора наук успешно работали и работают не только в институте, но и в других научных и учебных учреждениях России и за рубежом.
Г. Н. Сердюковскую всегда отличала активная научноорганизационная деятельность. Большое внимание она уделяла объединению ведущих специалистов страны по гигиене детства в рамках возглавляемой ею Всесоюзной проблемной комиссии, на которой обсуждались приоритетные проблемы гигиены детства. Работа Проблемной комиссии не только повышала творческий потенциал специалистов, но и формировала дружеские личностные взаимоотношения между учеными на многие годы. Проблемная комиссия объединяла не только гигиенистов, но и специалистов из системы народного образования, педиатров, антропологов, возрастных физиологов, архитекторов.
На заседаниях Проблемной комиссии, проводимых дважды в год, обсуждались научные проблемы планирования и отчетности тематики исследований, утверждение и издание на союзном уровне нормативно-методических материалов и многое другое. Была удивительно творческая атмосфера.
Традиционно без апробации на Проблемной комиссии докторские диссертации не представлялись к защите, что повышало уровень научных исследований и расширяло кругозор исследователей, исключало дублирование тематик. Именно Проблемная комиссия взяла на вооружение при планировании научной тематики принцип широкого органичного комплексирования научных учреждений при разработке
актуальных аспектов охраны здоровья подрастающего поколения страны.
Это была заслуга, прежде всего, Г Н. Сердюковской, которая понимала государственные задачи по охране здоровья детей и подростков, ставила их и умело координировала деятельность комиссии по их решению и внедрению полученных результатов в практику здравоохранения.
Личное общение с Г алиной Николаевной, ее советы, рекомендации помогали многим специалистам защитить кандидатские и докторские диссертации.
Много внимания Галина Николаевна уделяла организации выездных заседаний Проблемной комиссии, что давало возможность ознакомиться с деятельностью и достижениями научных коллективов учебных кафедр и НИИ в различных республиках и регионах страны, услышать о региональных научных проблемах и нуждах. Это были выездные заседания в города: Минск, Киев, Ереван, Тбилиси, Харьков, Ташкент, Ростов-на-Дону, Тернополь, Иркутск, Ангарск, Вильнюс и др. Вместе с продуктивными заседаниями организовывались знакомства с неповторимыми достопримечательностями нашей огромной страны. И всегда со всеми была Г. Н. Сердю-ковская - открытая, доступная и отзывчивая.
Г. Н. Сердюковской было очень много сделано для того, чтобы институт занял достойные позиции в развитии международных связей. 1970-1990-е годы стали временем активного сотрудничества с научными учреждениями практически всех социалистических стран (ГДР, ЧССР, ПНР, ВНР, БНР, СФРЮ), Республики Кубы и Монгольской Социалистической Республики. Сотрудники института много выезжали за рубеж, принимали активное участие в проведении совместных научных исследований в стране и за рубежом.
Высокий уровень исследований, проводимых сотрудниками института под руководством и при участии Г. Н. Сер-дюковской, позволил получить научные результаты, значение которых далеко шагнуло за рамки отечественной науки и нашло отражение в докладах на многочисленных международных конференциях, симпозиумах, а также в ее работе на посту члена Исполкома Международного и вице-президента Европейского союза школьной и университетской гигиены и медицины.
Г. Н. Сердюковской была проведена огромная организационная работа по проведению впервые в СССР Международного семинара специалистов по школьной и университетской медицине и гигиене (Таллин, 1981 г.). Это был большой шаг вперед к развитию нашей дисциплины.
Главным условием, выдвигаемым Г. Н. Сердюковской как председателем ученого совета при планировании и утверждении научной тематики и выборе проблем для научных исследований практически с самого начала существования института было обязательное сосредоточение внимания на актуальных проблемах охраны здоровья подрастающего поколения, которые всегда были связаны с теми изменениями, которые происходили в системе общего и профессионального образования и в жизнедеятельности детей и подростков. Большинство этих исследований проводилось в тесном сотрудничестве не только с Министерством здравоохранения, Академией медицинских наук и институтами медицинского профиля, но также с Министерством образования, Комитетом профтехобразования при Совмине СССР, научными институтами Академии педагогических наук. Целый ряд разработок как научного, так и методического характера выполнялся непосредственно по заказу Роспотребнадзора (ранее Департамента Госсанэпиднадзора), Министерства труда и социального развития, Министерства обороны, Министерства внутренних дел, Министерства спорта и других ведомств и организаций, заинтересованных в охране здоровья подрастающего поколения.
Начиная с 1963 г. Галина Николаевна принимала самое активное участие в осуществлении научной деятельности
95
[гиена и санитария 4/2012
Таблица 1
Комплексная оценка состояния здоровья первоклассников в 1960-2005 гг. (в %)
Группа здоровья Годы наблюдения
начало 60-х начало 70-х начало 80-х 1998-2000 2005
i 38,7 8,7 5,2 4,8 4,3
ii 21,9 49,8 40,2 49,8 44,4
III-IV 39,4 41,5 54,6 45,4 51,3
Таблица 2
Комплексная оценка состояния здоровья учащихся 9-11-х классов в 1960-2005 гг. (в %)
Группа здоровья Годы наблюдения
начало 60-х начало 70-х начало 80-х начало 90-х 1998- 2000 2001- 2005
I 36,5 21,8 22,6 10,6 2,3 2,1
ii 23,3 23,7 25,4 36,1 28,7 39,2
III-IV 40,2 44,5 52,0 53,3 69,0 58,7
института. После защиты кандидатской диссертации, посвященной деятельности известного гигиениста А. В. Молькова, в 1970 г. она защищает докторскую диссертацию «Проблема изучения состояния здоровья школьников в СССР». В основу диссертации были положены материалы комплексных исследований состояния здоровья детей, выполненных ее сотрудниками и учениками в различных климатогеографических зонах страны. Г. Н. Сердюковская организовала несколько экспедиций в районы Крайнего Севера (сама выезжала в Норильск в 1969 г.). Специалисты института осмотрели тысячи учащихся школ и под руководством Галины Николаевны этот материал был обобщен, проанализирован и представлен в виде докторской диссертации.
Вопросам состояния здоровья детей и подростков были посвящены многие работы, проводимые под руководством Г. Н. Сердюковской. При этом были получены новые научные данные об анатомо-физиологических особенностях подросткового возраста, гигиене и факторах риска развития наиболее распространенных заболеваний в подростковом возрасте, разрабатывались вопросы медицинской профессиональной консультации. Полученные данные легли в основу книг, написанных Галиной Николаевной в соавторстве с сотрудниками института: «Клиника заболеваний, физиология и гигиена в подростковом возрасте», 1971 г, в соавторстве с Л. Т. Антоновой и И. А. Арнольди; монография «Окружающая среда и здоровье подростков», Г Н. Сердюковская, Ю. Д. Жилов, 1977 г.; монография «Внутренние болезни и функциональные расстройства в подростковом возрасте, охрана здоровья подростков», 1993 г., написанная в соавторстве с Л. Т. Антоновой и др.; руководство для санитарных врачей «Гигиена детей и подростков», написанное в соавторстве с А. Г. Сухаревым и др., 1986 г. Эти монографии до сих пор высоко оцениваются врачами, так как они помогают комплексно оценивать состояние здоровья подростков, правильно анализировать результаты проводимых профилактических медицинских осмотров и диспансеризаций, осуществлять эффективные профилактические мероприятия.
На основе разработанной в институте под руководством и при участии Г. Н. Сердюковской программы антропологических исследований и анализа ретроспективных материалов была установлена цикличность изменений физического развития детей и подростков в XX столетии: ликвидация военных последствий отставания физического развития у детей в середине 50-х годов, факт акселерации их роста и развития с
60-х до середины 70-х годов, децелерация физического развития с конца 80-х годов прошлого века с явлениями «граци-лизации» телосложения вплоть до начала 2000-х годов.
В публикациях Г алины Николаевны, совместных с сотрудниками, были высказаны концепции причин возникновения акселерации, осуществлялся анализ ускоренного физического созревания, влияние его на гармоничность развития детей того временного интервала, анализировались особенности заболеваний акселерированных детей и подростков, а также пути решения медицинских и ряда педагогических проблем, связанных с этим явлением. Эти вопросы были освещены в монографии Г Н. Сердюковской и Р. А. Калюжной «Союз врача и педагога», 1972 г., а также в монографии Г Н. Сердю-ковской «Социальные условия и состояние здоровья школьников», 1979 г Данная монография в 1982 г. АМН СССР была удостоена премии Ф. Ф. Эрисмана.
Широкое и детальное изучение состояния здоровья детских и подростковых контингентов как интегрального индикатора влияния внешней среды на растущий организм потребовало разработки методики и критериев его оценки.
Критерии оценки здоровья детей и подростков, такие как отсутствие или наличие хронических заболеваний; уровень развития и характер реализации основных функциональных систем; степень резистентности организма; своевременность и гармоничность физического развития явились основой для группировки детей по пяти группам здоровья и разработки комплексной методики оценки состояния здоровья детей при профилактических осмотрах (Сердюковская Г. Н., Громбах С. М., 1982). Можно сказать, что данная методика стала универсальной, применяемой не только в научных целях, но и в практическом здравоохранении до сего времени. Методика легла в основу лонгитудинальных наблюдений за уровнем здоровья и развития детей, которые были начаты институтом еще при Г. Н. Сердюковской и продолжаются до настоящего времени (1960-2005).
В сравнительном аспекте от десятилетия к десятилетию прослежены закономерности и тенденции изменения состояния здоровья и физического развития детей различных детских коллективов. Применение единых методических подходов позволило не только проследить динамику состояния здоровья детско-подростковой популяции (30 тыс. детей 5-17 лет) и выдвинуть гипотезу о некоторых причинах его формирования, но и определить основные тенденции формирования здоровья подрастающего поколения в настоящее время и в ближайшем будущем.
Анализ результатов динамических наблюдений свидетельствует о ведущей особенности почти 50-летнего периода (1960-2005) - отчетливом снижении численности абсолютно здоровых школьников, т. е. детей и подростков I группы здоровья и увеличении численности учащихся, страдающих хроническими заболеваниями и функциональными отклонениями (табл. 1, 2).
Данные о состоянии здоровья детей и подростков и о наиболее значимых факторах, его формирующих, неоднократно отражались в ежегодных докладах Президенту РФ, многократно освещались в докладах Г. Н. Сердюковской на коллегиях Министерства здравоохранения РФ, на Президиуме РАМН, на российских и международных конгрессах, съездах, конференциях и международных форумах.
На протяжении 20 лет Галина Николаевна была одним из руководителей научной тематики, проводимой совместно с ГДР. В процессе этой работы изучалось состояние психического здоровья русских и немецких детей и подростков, развитие и формирование их личности, давалась оценка наследственным и средовым факторам, влияющим на нервнопсихическое здоровье в критические периоды детства и отрочества. Накопленный 20-летний материал изложен в книгах «Психогигиена детей и подростков» под редакцией Сердюковской Г Н., Гельцина Г, 1985 г. и «Здоровье, разви-
96