Central Asian Research Journal For Interdisciplinary Studies (CARJIS)
ISSN (online): 2181-2454 Volume 3 | Issue 15 | June, 2023 | SJIF: 5,965 | UIF: 7,6 | ISRA: JIF 1.947 | Google Scholar |
www.carjis.org
Нажмиддинова Мадина Музаффаровна
преподаватель кафедры русского языка и методики преподавания Узбекского государственного университета мировых языков
[email protected] ORCID ID: 0009-0007-5089-4240
АКАДЕМИЧЕСКИЙ ДИСКУРС: ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ПОНЯТИЯ В ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ
ACADEMIC DISCOURSE: INTERPRETATION OF THE CONCEPT IN
LINGUISTIC RESEARCH AKADEMIK NUTQ: LINGVISTIK TADQIQOTLARDA TUSHUNCHANING
TALQINI
Аннотация: в данной статье рассматривается понятие академического дискурса, его интерпретация и применение в лингвистических исследованиях. Анализируются различные подходы к определению академического дискурса, его подвиды и их функционирование в учебном процессе. Особое внимание уделяется междисциплинарной природе дискурса и его роли в образовательной среде. В статье также обсуждаются методы исследования академического дискурса и степень его изученности в современной лингвистике. Также представлена структура академического дискурса на примере учебного занятия, выявлены основные характеристики и взаимодействие различных подвидов дискурса.
Ключевые слова: академический дискурс, лингвистика, педагогический дискурс, научный дискурс, дидактический дискурс, образовательный процесс, научная коммуникация, интерпретация, методы исследования.
Abstract: this article examines the concept of academic discourse, its interpretation and application in linguistic research. Various approaches to the definition of academic discourse, its subspecies and their functioning in the educational process are analyzed. Special attention is paid to the interdisciplinary nature of discourse and its role in the educational
Central Asian Research Journal For Interdisciplinary Studies (CARJIS)
ISSN (online): 2181-2454 Volume 3 | Issue 15 | June, 2023 | SJIF: 5,965 | UIF: 7,6 | ISRA: JIF 1.947 | Google Scholar |
www.carjis.org
environment. The article also discusses the methods of academic discourse research and the degree of its study in modern linguistics. The structure of academic discourse is also presented on the example of an educational lesson, the main characteristics and interaction of various subspecies of discourse are revealed.
Keywords: academic discourse, linguistics, pedagogical discourse, scientific discourse, didactic discourse, educational process, scientific communication, interpretation, research methods.
Annotatsiya: ushbu maqolada akademik nutq tushunchasi, uning talqini va lingvistik tadqiqotlarda qo'llanilishi ko'rib chiqiladi. Akademik nutqni, uning kichik turlarini va o'quv jarayonida ularning ishlashini aniqlashga turli xil yondashuvlar tahlil qilinadi. Nutqning fanlararo tabiati va uning ta'lim muhitidagi roliga alohida e'tibor beriladi. Maqolada, shuningdek, akademik nutqni o'rganish usullari va uning zamonaviy tilshunoslikda qanchalik o'rganilganligi muhokama qilinadi. Shuningdek, o'quv darsi misolida akademik nutqning tuzilishi keltirilgan, nutqning turli kichik turlarining asosiy xususiyatlari va o'zaro ta'siri aniqlangan.
Kalit so'zlar: akademik nutq, tilshunoslik, pedagogik nutq, ilmiy nutq, didaktik nutq, o'quv jarayoni, ilmiy aloqa, talqin, tadqiqot usullari.
ВВЕДЕНИЕ
Академический дискурс является важным элементом научной коммуникации, играя ключевую роль в передаче и распространении знаний. В лингвистических исследованиях понятие академического дискурса рассматривается с различных точек зрения, что позволяет глубже понять его структуру и функции. Цель данной статьи -проанализировать интерпретацию понятия академического дискурса в лингвистических исследованиях и рассмотреть методы его изучения.
АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ И МЕТОДЫ
Для анализа понятия академического дискурса использовались методы контент-анализа, сравнительного анализа и интерпретации текстов. В исследовании были рассмотрены работы ученых, таких как А. А. Кибрик, Е. С. Кубрякова, Ю. Е. Прохоров, В. И. Карасик, Г. Н. Манаенко, Т. Я. Заглядкина, Я. В. Зубкова, F. Dervin, E. Suomela-Salmi,
Central Asian Research Journal For Interdisciplinary Studies (CARJIS)
ISSN (online): 2181-2454 Volume 3 | Issue 15 | June, 2023 | SJIF: 5,965 | UIF: 7,6 | ISRA: JIF 1.947 | Google Scholar |
www.carjis.org
K. Hyland и др [10; 13; 18; 9; 16; 6; 7; 23; 22].
Для изучения академического дискурса используются различные методы, включая дискурс-анализ, контент-анализ, а также методы корпусной лингвистики. Важным аспектом является изучение степени разработанности данной темы в научной литературе. На сегодняшний день существует множество исследований, посвященных различным аспектам академического дискурса, однако вопрос его интерпретации остается актуальным и требует дальнейшего изучения.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ
Современные лингвисты склонны считать, что «дискурс - более широкое понятие, чем текст» [10: 307], который, в свою очередь, является «детищем дискурса» [14: 77]. Тем не менее, некоторые ученые, в частности М. Я. Дымарский, придерживаются иной точки зрения, утверждая, что текст сложнее и понятийно шире дискурса, поскольку текст представляет собой «"упакованную" коммуникацию, включая в свернутом виде не только все элементы коммуникативного акта, но и сигналы их дешифровки» [4: 190].
Дж. Флауэодью предлагает дефиницию, в которой фигурирует идея «тематизированности» дискурса: термин «дискурс» может «соответствовать определенному набору идей, в таком случае понятие относится к совокупности специализированных знаний и специфическому языку, используемую определенной социальной группой» [21: 1].
Академический дискурс можно определить как совокупность текстов и речевых актов, используемых в научной среде для передачи знаний, аргументации и обсуждения научных проблем. Он включает в себя как письменные, так и устные формы коммуникации, такие как научные статьи, доклады, лекции и семинары.
В. И. Карасик определяет дискурс с позиции социолингвистики как «общение людей, рассматриваемое с позиций их принадлежности к той или иной социальной группе или применительно к той или иной типичной речеповеденческой ситуации» [9: 233]. Г. Н. Манаенко поддерживает предложенную точку зрения, считая, что дискурс - это «общепринятый тип речевого поведения субъекта в какой-либо сфере человеческой деятельности, детерминированный социально-
Central Asian Research Journal For Interdisciplinary Studies (CARJIS)
ISSN (online): 2181-2454 Volume 3 | Issue 15 | June, 2023 | SJIF: 5,965 | UIF: 7,6 | ISRA: JIF 1.947 | Google Scholar |
www.carjis.org
историческими условиями, а также утвердившимися стереотипами организации и интерпретации текстов как компонентов, составляющих и отображающих его специфику» [16: 108].
В лингвистических исследованиях выделяются несколько подходов к интерпретации академического дискурса:
1. Функциональный подход: рассматривает академический дискурс с точки зрения его функций в научной коммуникации, таких как информирование, аргументация и убеждение;
2. Жанровый подход: фокусируется на различных жанрах академического дискурса, их структуре и особенностях;
3. Социокультурный подход: анализирует академический дискурс в контексте социокультурных факторов, влияющих на его формирование и восприятие.
Для изучения академического дискурса используются различные методы:
1. Дискурс-анализ: позволяет выявить структурные и функциональные особенности академического дискурса.
2. Контент-анализ: используется для количественного и качественного анализа содержания академических текстов.
3. Корпусная лингвистика: предоставляет инструменты для анализа больших объемов текстов и выявления закономерностей в использовании языка.
Академический дискурс имеет следующие критерии: используется в рамках обучения и процесса обмена информацией в различных учебных заведениях. Понятие «академический дискурс» несет в себе определенную тематическую (наука и сфера образования) и целевую (передача информации) направленность.
В современной лингвистике различают подвиды академического дискурса. Так, педагогический дискурс исследуют Н.В. Гаврилова, Н.А. Антонова, Т.В. Ежова, Ю.В. Щербинина, О.В. Коротеева и др. [3; 1; 5; 20; 12]; учебный дискурс изучают В.Д. Калинина, Н.А. Комина и др. [8; 11]; А.В. Литвинов, Н.И. Смирнова [15; 19] в своих трудах описывают научный дискурс; М.Ю. Олешков, В.В. Ученова, С.А. Шомова особое внимание уделяют дидактическому дискурсу [17].
Научный и педагогический дискурсы не только представляют отношения между участниками общения, но и расширяют свои границы
Central Asian Research Journal For Interdisciplinary Studies (CARJIS)
ISSN (online): 2181-2454 Volume 3 | Issue 15 | June, 2023 | SJIF: 5,965 | UIF: 7,6 | ISRA: JIF 1.947 | Google Scholar |
www.carjis.org
до учебного материала. Если отношения «учитель - ученик» в школе и «преподаватель/исследователь - студент/реципиент» в высших учебных заведениях и в научно-исследовательской деятельности очевидны, то отношения «преподаватель/учитель/исследователь - учебный/научный материал - ученик/студент/реципиент» гораздо сложнее, поскольку они подразумевают разную степень осведомленности и понимания предоставляемого материала.
Мы можем выделить две позиции: академический дискурс в узком смысле и широком. Академический дискурс в узком понимании представляет собой научные письменные и устные тексты и взаимодействие в вузе в учебном процессе преподавателей и учащихся, учащихся и учащихся, преподавателей и преподавателей. Академический дискурс в широком понимании будет соответствовать любому употреблению научной терминологии в любых сферах человеческой жизни, а также речетворчеству, имеющему научную тематическую направленность, общению между преподавателем и учащимся в любом учебном заведении.
Академический дискурс играет ключевую роль в формировании и распространении научного знания. Он способствует обмену идеями, аргументации и критическому обсуждению научных проблем. Важным аспектом является также его роль в обучении и подготовке новых поколений ученых.
Академический дискурс также играет ключевую роль в образовательной среде, способствуя формированию и передаче знаний, развитию критического мышления и научного подхода у учащихся. Он также способствует развитию навыков аргументации, анализа и синтеза информации, что является важным для успешного обучения и профессиональной деятельности.
Академический дискурс имеет междисциплинарный характер, что позволяет ему интегрироваться в различные научные и образовательные области. Это способствует более глубокому пониманию и анализу сложных научных и образовательных проблем, а также развитию междисциплинарных исследований и проектов.
Напомним, что академическому дискурсу в широком понимании соответствует любое речетворчество на темы, связанные с наукой и процессом обучения, системой обучения, межличностным
Central Asian Research Journal For Interdisciplinary Studies (CARJIS)
ISSN (online): 2181-2454 Volume 3 | Issue 15 | June, 2023 | SJIF: 5,965 | UIF: 7,6 | ISRA: JIF 1.947 | Google Scholar |
www.carjis.org
взаимодействием внутри учебного заведения на всех уровнях. В данном случае можно встретить случаи употребления бытового дискурса. Он имеет непосредственную связь с академическим дискурсом, но в то же время располагает упрощенными, по сравнению с научным дискурсом, более разговорными средствами выражения (сниженная лексика, эллипсис, незаконченные предложения, междометия и т.д.). Ниже мы представляем схему взаимосвязи подвидов академического дискурса и других видов дискурса (рисунок 1).
Бытовой дискурс (общение с учеником вне класса на отвлеченную тему)
Воспитательно-педагогический дискурс
воспитательные внеурочные и внеклассные работы, направленные на улучшение климата внутри класса и повышение успеваемости и интереса к учебе со стороны учеников)
Дидактисеский дискурс (перекличка, коммуникация на темы, связанные с порядком на занятии
t
\
Педагогический лискурс (педагогические приемы: поощрения, оценка работы на занятии и т.п.)
Научный дискурс (знакомство с материалом через учебные ресурсы: учебники, пособия и т.п.)
Научно-педагогический дискурс (адаптация учебного материала учителем, выраженная в форме его объяснения на уроке) с педагогическими отступлениями в виде замечаний (одобрений) и приемов для повышения внимания и разнообразия в структуре урока
Рисунок 1 - Структура академического дискурса на примере
учебного занятия
Итак, изучив структуру академического дискурса в рамках учебного занятия, мы представили ее как синтез подвидов академического дискурса: дидактического, собственно педагогического, научного, научно-педагогического, воспитательно-педагогического и бытового дискурса. Также нами была выявлена их способность взаимодействовать друг с другом, дающая возможность преподавателю использовать данные виды дискурса в необходимой для конкретной ситуации последовательности.
В данной статье мы дали определение понятию «академический дискурс», выделив его основные характеристики. Нами были
Central Asian Research Journal For Interdisciplinary Studies (CARJIS)
ISSN (online): 2181-2454 Volume 3 | Issue 15 | June, 2023 | SJIF: 5,965 | UIF: 7,6 | ISRA: JIF 1.947 | Google Scholar |
www.carjis.org
рассмотрены подвиды академического дискурса и их функционирование в течение учебного занятия.
Несмотря на значительное количество исследований, посвященных академическому дискурсу, остаются нерешенные вопросы и проблемы, требующие дальнейшего изучения. Среди них можно выделить необходимость более глубокого анализа взаимодействия различных подвидов академического дискурса, исследование его влияния на образовательный процесс и развитие новых методов и подходов к его изучению.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Академический дискурс представляет собой сложное и многогранное явление, которое играет ключевую роль в образовательном процессе. Он включает в себя множество подвидов, таких как педагогический, научный, дидактический и воспитательно-педагогический дискурсы, каждый из которых имеет свои уникальные особенности и функции. Взаимодействие этих подвидов в рамках учебного занятия создает синергетический эффект, способствующий более эффективному обучению и воспитанию учащихся.
Академический дискурс характеризуется динамичностью, тематической и целевой направленностью, а также различными типами отношений между участниками коммуникации. Важной особенностью является связь между преподавателем, учащимся и учебным материалом, что позволяет создавать благоприятные условия для передачи знаний и формирования навыков.
Существует множество подходов к определению дискурса, что подчеркивает его междисциплинарную природу. В лингвистике дискурс рассматривается как более широкое понятие, чем текст, однако существуют и противоположные мнения. Академический дискурс можно рассматривать как в узком, так и в широком смысле. В узком понимании он включает взаимодействие в вузе между преподавателями и студентами, а в широком - любое употребление научной терминологии в различных сферах жизни.
Таким образом, академический дискурс является неотъемлемой частью образовательного процесса, и его изучение позволяет улучшить методы преподавания и взаимодействия в учебной среде. Понимание
Central Asian Research Journal For Interdisciplinary Studies (CARJIS)
ISSN (online): 2181-2454 Volume 3 | Issue 15 | June, 2023 | SJIF: 5,965 | UIF: 7,6 | ISRA: JIF 1.947 | Google Scholar |
www.carjis.org
структуры и характеристик академического дискурса способствует
созданию более эффективных образовательных программ и методик,
что в конечном итоге ведет к повышению качества образования и
подготовке высококвалифицированных специалистов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Антонова Н.А. Педагогический дискурс: речевое поведение учителя на уроке. Текст: дис. кан. филол. наук. Саратов. 2007. - 158 с.;
2. В.В. Ученова, С.А. Шомова. Полифония текстов в культуре. М.: Омега-Л. 2003. - 389 с.
3. Гаврилова Н. В. Лингвокультурный концепт «критика» и его функционирование в педагогическом дискурсе: дис. ... кандидата филологических наук: 10.02.19. Волгоград. 2007. - 263 с.;
4. Дымарский М.Я. Текст vs. дискурс: еще раз к определению понятий // Функциональная лингвистика: Научный журнал. - 2011. - № 2. - Т. 1.
- Симферополь, 2011. - С. 189- 192.
5. Ежова, Т.В. Сущностные характеристики педагогического дискурса // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2006. - №1.
- С. 135-139;
6. Заглядкина Т.Я. Академические концептосферы в немецкой и русской лингвокультурах: дис. ... канд. фил. наук: 10.02.20. Волгоград, 2009. 187 с.;
7. Зубкова Я.В. Конститутивные признаки академичсского дискурса / Изв. Волгогр. гос. пед. ун-тд. Сер.: Филодогические науки, 2009. № 5(39). C. 28-32.
8. Калинина В.Д. Учебный дискурс в речевой процессуальности учебной коммуникации: Психолингвистическая модель: диссертация ... кандидата филологических наук: 10.02.19. Ульяновск. 2002. - 162 с.;
9. Карасик В. И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. М: Гнозис, 2004. - 390 с.
10. Кибрик А. А., Плунгян В. А. Функционализм // Современная американская лингвистика: фундаментальные направления. Изд. 2-е, испр. и доп. М.: УРСС, 2002. С. 276-339.
11. Комина Н.А. Организационный дискурс в учебной ситуации: Семантический и прагматический аспекты: автореферат дис. ...
Central Asian Research Journal For Interdisciplinary Studies (CARJIS)
ISSN (online): 2181-2454 Volume 3 | Issue 15 | June, 2023 | SJIF: 5,965 | UIF: 7,6 | ISRA: JIF 1.947 | Google Scholar |
www.carjis.org
доктора филологических наук: 10.02.19. Краснодар. 2004. - 316 с.
12. Коротеева О.В. Дефиниция в педагогическом дискурсе: дис. ... канд. фил. наук. - Волгоград, 1999. - 208 с.;
13. Кубрякова Е. С. О понятии дискурса и дискурсивного анализа в современной лингвистике: обзор // Дискурс, речь, речевая деятельность. Функциональные и структурные аспекты: сборник обзоров. М.: ИНИОН РАН, 2000. С. 7-25.;
14. Кубрякова Е.С. О тексте и критериях его определения. Текст. Структура и семантика. - М.: 2001. - Т. 1. - С. 72 - 81;
15. Литвинов А.В. Научный дискурс в свете межкультурной коммуникации // Филология в системе современного университетского образования: Материалы научной конференции. Вып. 7. - М.: Изд-во УРАО, 2004. - С. 283-289;
16. Манаенко, Г.Н. Информационно-дискурсивный подход к анализу осложненного предложения Текст.: — дис. докт. филол. наук. Краснодар, 2004. - 401 с.
17. Олешков М.Ю. Системное моделирование институционального дискурса: на материале устных дидактических текстов: дис. ... доктора фил. наук: 10.02.19. Нижний Тагил. 2007. - 423 с.;
18. Прохоров Ю. Е. Действительность. Текст. Дискурс. - М.: Флинта; Наука, 2004. С. 44-48.
19. Смирнова Н.И. Академический язык как разновидность научного дискурса: Социопсихолингвистическая модель. дис. ... кан. фил. наук: 10.02.19. Ульяновск. 1999. - 105 с.
20. Щербинина, Ю.В. Педагогический дискурс: мыслить - говорить -действовать. - М.: Флинта: Наука, 2010. - 438 с.
21. Flowerdew, J. (2013). Discourse in English language education. Routledge. 2013. - 256 p.
22. Hyland K. Academic Discourse: English in a Global Context. London: Continuum. 2009. - 215 p;
23. Suomela-Salmi E., Dervin F. Cross-Linguistic and Cross-Cultural Perspectives on Academic Discourse. 2009. - 312 p.;