Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ РАЗНОВИДНОСТИ МЕТАКОММУНИКАЦИИ В АКАДЕМИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ'

ОСНОВНЫЕ РАЗНОВИДНОСТИ МЕТАКОММУНИКАЦИИ В АКАДЕМИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
метакоммуникация / академический дискурс / педагогический дискурс / коммуникация / метаязыковая деятельность / учебный процесс. / metakommunikatsiya / akademik nutq / pedagogik nutq / aloqa / meta-til faoliyati / o'quv jarayoni.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Нажмиддинова Мадина Музаффаровна

данной статье проводится анализ основных типов метакоммуникативных высказываний в академическом дискурсе. Рассматриваются различные подходы к определению метакоммуникации и её роль в педагогическом процессе. Особое внимание уделяется метакоммуникации как метаязыковой деятельности, направленной на осмысление и регулирование коммуникативного процесса. Анализируются функции метакоммуникации в академическом дискурсе, её влияние на качество восприятия учебного материала и стабилизацию учебного процесса

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MAIN TYPES OF METACOMMUNICATION IN ACADEMIC DISCOURSE

ushbu maqola akademik diskursda metakommunikativ bayonotlarning asosiy turlarini tahlil qiladi. Ta'rifga turli xil yondashuvlar ko'rib chiqiladi metakommunikatsiya va uning pedagogik jarayondagi roli. Metakommunikatsiyaga kommunikativ jarayonni tushunish va tartibga solishga qaratilgan meta-lingvistik faoliyat sifatida alohida e'tibor beriladi. Akademik nutqda metakommunikatsiya funktsiyalari, uning o'quv materialini idrok etish sifatiga ta'siri va o'quv jarayonini barqarorlashtirish tahlil qilinadi

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ РАЗНОВИДНОСТИ МЕТАКОММУНИКАЦИИ В АКАДЕМИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ»

Central Asian Research Journal For Interdisciplinary Studies (CARJIS)

ISSN (online): 2181-2454 Volume 3 | Issue 18 | December, 2023 | SJIF: 5,965 | UIF: 7,6 | ISRA: JIF 1.947 | Google Scholar |

www.carjis.org

Нажмиддинова Мадина Музаффаровна

преподаватель кафедры русского языка и методики преподавания Узбекского государственного университета мировых языков m.nazhmiddinova@mail.ru +998914098688 ORCID ID: 0009-0007-5089-4240

ОСНОВНЫЕ РАЗНОВИДНОСТИ МЕТАКОММУНИКАЦИИ В

АКАДЕМИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ THE MAIN TYPES OF METACOMMUNICATION IN ACADEMIC

DISCOURSE

AKADEMIK DISKURSDA METAKOMMUNIKATSIYANING ASOSIY

TURLARI

Аннотация: данной статье проводится анализ основных типов метакоммуникативных высказываний в академическом дискурсе. Рассматриваются различные подходы к определению метакоммуникации и её роль в педагогическом процессе. Особое внимание уделяется метакоммуникации как метаязыковой деятельности, направленной на осмысление и регулирование коммуникативного процесса. Анализируются функции метакоммуникации в академическом дискурсе, её влияние на качество восприятия учебного материала и стабилизацию учебного процесса.

Ключевые слова: метакоммуникация, академический дискурс, педагогический дискурс, коммуникация, метаязыковая деятельность, учебный процесс.

Abstract: This article analyzes the main types of metacommunicative statements in academic discourse. Various approaches to the definition of metacommunication and its role in the pedagogical process are considered. Special attention is paid to metacommunication as a metalanguage activity aimed at understanding and regulating the communicative process. The functions of metacommunication in academic discourse, its impact on the

Central Asian Research Journal For Interdisciplinary Studies (CARJIS)

ISSN (online): 2181-2454 Volume 3 | Issue 18 | December, 2023 | SJIF: 5,965 | UIF: 7,6 | ISRA: JIF 1.947 | Google Scholar |

www.carjis.org

quality of perception of educational material and stabilization of the educational process are analyzed.

Keywords: metacommunication, academic discourse, pedagogical discourse, communication, metalanguage activity, educational process.

Annotatsiya: ushbu maqola akademik diskursda metakommunikativ bayonotlarning asosiy turlarini tahlil qiladi. Ta'rifga turli xil yondashuvlar ko'rib chiqiladi metakommunikatsiya va uning pedagogik jarayondagi roli. Metakommunikatsiyaga kommunikativ jarayonni tushunish va tartibga solishga qaratilgan meta-lingvistik faoliyat sifatida alohida e'tibor beriladi. Akademik nutqda metakommunikatsiya funktsiyalari, uning o'quv materialini idrok etish sifatiga ta'siri va o'quv jarayonini barqarorlashtirish tahlil qilinadi.

Kalit so'zlar: metakommunikatsiya, akademik nutq, pedagogik nutq, aloqa, meta-til faoliyati, o'quv jarayoni.

ВВЕДЕНИЕ

В настоящей статье делается попытка проанализировать основные типы метакоммуникативных высказываний в академическом дискурсе. Прежде чем приступить к анализу метакоммуникации в академическом дискурсе, необходимо отметить многозначность основных понятий: метакоммуникация и педагогический дискурс.

Академический дискурс можно рассматривать в двух аспектах: узком и широком. В узком смысле академический дискурс охватывает научные письменные и устные тексты, а также взаимодействие в рамках учебного процесса в высших учебных заведениях, включая коммуникацию между преподавателями и студентами, студентами между собой, а также между преподавателями. В широком смысле академический дискурс включает любое использование научной терминологии в различных сферах человеческой деятельности, а также речевую деятельность, направленную на научную тематику, и взаимодействие между преподавателями и учащимися в любых образовательных учреждениях.

В данном исследовании мы будем рассматривать академический дискурс в широком смысле, что позволит учесть разнообразие контекстов и форм научной коммуникации, включая междисциплинарные взаимодействия, публичные лекции, научные конференции, а также использование научного языка в медиа и повседневной жизни. Такой

Central Asian Research Journal For Interdisciplinary Studies (CARJIS)

ISSN (online): 2181-2454 Volume 3 | Issue 18 | December, 2023 | SJIF: 5,965 | UIF: 7,6 | ISRA: JIF 1.947 | Google Scholar |

www.carjis.org

подход способствует более полному пониманию роли и функций академического дискурса в современном обществе.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Термин «метакоммуникация» в различных исследованиях трактуется по-разному. Условно можно выделить три подхода к его толкованию термина «метакоммуникация».

В рамках первого подхода, приверженцем которого является автор научного издания «Pragmatics of Human Communication» П. Вацлавик [4], метакоммуникация определяется как коммуникация о коммуникации между двумя говорящими или группой.

Исследователь отмечает, что метакоммуникация - «это то, как я вижу себя, то, как я вижу тебя и то, как, по моему мнению, ты видишь меня» («this is how I see myself, this is how I see you, this is how I see you seeing me...») [4: 165].

Второй подход к трактовке метакоммуникации предусматривает более узкое понимание рассматриваемого явления, отождествляющее его невербальным поведением человека. Метакоммуникация - это сообщение (сообщения, складывающееся из невербальных сигналов), которые получатель: слышит, видит, понимает и которые помогают получателю понять, что отправитель информации имеет в виду.

Третий подход к определению метакоммуникации базируется на отождествлении метакоммуникативной и фатической функций речи. По мнению Р. Якобсона, метакоммуникативная функция заключается установлении, продолжении или прерывании коммуникации, проверке канала связи, привлечении внимания партнера по общению, а также стремлении убедиться в том, что он внимательно слушает [2: 210].

Придерживаясь толкования метакоммуникации как коммуникации о коммуникации, отметим, что данное явление можно рассматривать как особый тип общения, который как бы «накладывается на коммуникацию, «поднимается» над ней и передает информацию не об окружающих предметах и явлениях, а о самой коммуникации: описывает коммуникативный процесс, выявляет и характеризует особенности хода интеракции.

В результате нашего анализа мы пришли к выводу, что будем рассматривать метакоммуникацию как метаязыковую деятельность,

Central Asian Research Journal For Interdisciplinary Studies (CARJIS)

ISSN (online): 2181-2454 Volume 3 | Issue 18 | December, 2023 | SJIF: 5,965 | UIF: 7,6 | ISRA: JIF 1.947 | Google Scholar |

www.carjis.org

направленную на осмысление и регулирование коммуникативного процесса. Такой подход позволяет учитывать как когнитивные, так и прагматические аспекты взаимодействия, что способствует более глубокому пониманию механизмов передачи и восприятия информации в различных контекстах.

Из данного определения следует особое представление о мотиве, объекте и предмете метакоммуникации. Мотивом метакоммуникации является стремление упорядочить коммуникативный процесс, осуществить его без сбоев и с наибольшей степенью эффективности. Объектом метакоммуникации является сам коммуникативный процесс. Анализ процесса общения выступает в роли предмета метакоммуникации.

Как отмечают К. Диндиа и Л. Бахтер, потребность в метакоммуникации возникает в различных социальных контекстах. Это могут быть официальные мероприятия, личные взаимодействия с близкими друзьями или родственниками, случайные встречи со знакомыми, формальные контакты в магазинах и на работе, асимметричные взаимодействия, связанные с социальными навыками (обучение, руководство, интервьюирование), а также конфликты, переговоры, групповые дискуссии и т.д. [3:45].

Объектом исследования в данном исследовании является академический дискурс, под которым понимается устная форма коммуникации между преподавателем и обучающимися, обучающимся и обучающимся, преподавателем и преподавателем в процессе обучения, на занятии и др.

Особое внимание анализу метакоммуникации в академическом дискурсе, позволяет выявить специфические особенности и функции данного феномена в научной и педагогической коммуникациях.

Коммуникация является неотъемлемой частью взаимодействия людей в социуме. Для академического дискурса языковая коммуникация и ее качество очень важны, от них зависит атмосфера в классе, аудитории, научном институте и др. В последние десятилетия исследование академического дискурса и метакоммуникации привлекает внимание многих ученых.

Метакоммуникация в академическом дискурсе представляет собой двусторонний процесс, который осуществляется как со стороны

Central Asian Research Journal For Interdisciplinary Studies (CARJIS)

ISSN (online): 2181-2454 Volume 3 | Issue 18 | December, 2023 | SJIF: 5,965 | UIF: 7,6 | ISRA: JIF 1.947 | Google Scholar |

www.carjis.org

«преподаватель-коммуникатор - студент-реципиент», так и со стороны «студент-коммуникатор - преподаватель-реципиент». Языковое воздействие, исходящее от преподавателя-коммуникатора, часто является положительным фактором, способствующим улучшению восприятия учебного материала, стабилизации учебного процесса, корректировке поведения, а также совершенствованию личностных качеств и развитию способностей.

Термин «метакоммуникация» широко используется в академическом дискурсе. Для достижения педагогической цели и выполнения педагогических задач необходима позитивная интеракция. Метакоммуникация выступает в качестве стабилизатора отношений между преподавателем и учащимися. Эти отношения всегда асимметричны по уровню знаний: преподаватель, обладает знаниями, которых нет у студентов/учеников и которые им необходимо получить для сдачи зачетов или экзаменов.

Частотность метакоммуникативных высказывания зависит от степени асимметричности отношений между отправителем и получателем информации. В асимметричных коммуникативных актах частотность метакоммуникативных высказываний выше, чем в симметричных коммуинкативных актах. Чем больше равновесие, тем меньше метакоммуникативных высказываний.

Метакоммуникация в акадесическом дискурсе нацелена на поддержание у студентов/учеников интереса к предмету и создание непринужденной обстановки, которая облегчает процесс обучения, внося элементы развлечения и разнообразия. Учебники выступают как механизм «моделирования» педагогического процесса. Следовательно, в них обычно встречается много метасообщений. В данной ситуации метакоммуникация выступает в качестве подфункции фатической функции, которая нацелена на установление, поддержание и завершение контакта между отправителем и получателем, определяя их статус и существующие между ними отношения.

Нам представляется, что роль метакоммуникации в академическом дискурсе не ограничивается поддержанием интереса к обучаемому предмету у учащихся и созданием непринужденной атмосферы на занятии. Мы считаем, что без метакоммуникации вообще невозможно осуществление педагогического процесса, поскольку она организует

Central Asian Research Journal For Interdisciplinary Studies (CARJIS)

ISSN (online): 2181-2454 Volume 3 | Issue 18 | December, 2023 | SJIF: 5,965 | UIF: 7,6 | ISRA: JIF 1.947 | Google Scholar |

www.carjis.org

данный вид деятельности.

Учитель осуществляет метакоммуникацию с самого начала урока. На этапе приветствия метакоммуникация проявляется в высказываниях типа: «Всем доброе утро! Я очень рада вас видеть! Присаживайтесь, пожалуйста». Приведенный пример демонстрирует фатическую -контактоустанавливающую - функцию коммуникации («Всем доброе утро!»), и метакоммуникативную — выражение готовности и желания к предстоящему общению («Я очень рад вас видеть!»).

Следующий этап - введение темы урока также осуществляется при помощи метасообщений: «Тема нашего урока такова...», «Сегодня мы поговорим об...». Сообщение учащимся о видах деятельности, установление порядка выполнения заданий также производится посредством метакоммуникации: «Сейчас Вы послушаете диалог о...»,

«Отрывок из пьесы Вы прочитаете по ролям. Роль... читает..., роль... читает... » и т. п.

При проведении контроля в устной форме учитель при помощи мета-сообщений характеризует следующие параметры ответа ученика:

• манеру произнесения речи:

- громкость «Говорите громче...»;

- внятность «Ваша мысль непонятна, сформулируйте еще раз»;

- скорость «Не говори слишком быстро. Я не слышу окончаний глаголов»;

• содержание:

- тематику «Вы говорите не по теме», «Не отклоняйтесь от темы»;

- объемные характеристики «Сформулируйте основные тезисы»,

«Это

неполный ответ на мой вопрос».

Контроль неразрывно связан с исправлением ошибок учащихся. Коррекция неточностей в ответе производится следующими метасообщеннями:

«Произносите слово правильно, ударение здесь должно быть на первом слоге»;

«Слово... не сочетается с.....».

Е.Е. Ефимова, анализируя лингвистические характеристики конфликтного поведения в педагогическом контексте, утверждает, что способность учителя урегулировать конфликты заключается в умении

Central Asian Research Journal For Interdisciplinary Studies (CARJIS)

ISSN (online): 2181-2454 Volume 3 | Issue 18 | December, 2023 | SJIF: 5,965 | UIF: 7,6 | ISRA: JIF 1.947 | Google Scholar |

www.carjis.org

учитывать неконтролируемое конфликтное поведение учащихся и направлять его в конструктивное русло, а также в организации учебно-воспитательного взаимодействия с элементами контролируемого конфликтного поведения учащихся, чтобы они могли получить опыт конструктивного решения конфликтов [1: 83-84]. Важным аспектом конфликтной компетентности педагога, по мнению исследователя, является умение адекватно оценивать языковые средства поддержания и погашения конфликта, которые включают в себя метакоммуникацию.

Метакоммуникация, в данном контексте, понимается как использование языковых средств для управления и регулирования конфликтных ситуаций, что способствует созданию конструктивного диалога и разрешению конфликтов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, метакоммуникация играет важную роль в академическом дискурсе, выполняя функции установления и поддержания контакта, регулирования учебного процесса, коррекции поведения и развития личностных качеств учащихся. Без метакоммуникации невозможно осуществление педагогического процесса, поскольку она организует данный вид деятельности. Преподаватель использует метакоммуникацию с самого начала урока, что способствует созданию благоприятной атмосферы для обучения и улучшению качества восприятия учебного материала.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ефимова Е. Е. Формирование конфликтной компетентности будущего учителя: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Волгоград, 2001. С. 83-84 (199 с.)

2. Якобсон Р. О. Лингвистика и поэтика // Структурализм «за» и «против». М., 1975. C. 210 (193-230).

3. Dindia K., Baxter L.A. Strategies for Maintaining and Repairing Marital Relationships. Journal of Social and Personal Relationships. 1987. P. 145. (143-158 pp.)

4. Warelavick P. Pragmatics of Human Communication / P. Watzlawick. Villach, 1967. 304 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.