Научная статья на тему 'РОЛЬ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА В ПОВЫШЕНИИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ'

РОЛЬ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА В ПОВЫШЕНИИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
13
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социальное партнерство / профессиональное образование / работодатели / педагоги / ижтимоий шериклик / касб-ҳунар таълими / иш берувчилар / ўқитувчилар

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Турсунходжаев Марат Лутфуллаевич

Формирование системы социального партнерства в современных социально-экономических условиях достаточно длительный и сложный процесс, зависящий от целого ряда субъективных и объективных причин: состояния экономики, социальной обстановки, готовности включиться в него со стороны республиканских, региональных и областных органов власти, а также воли, желания и возможностей руководителей учебных заведений

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF SOCIAL PARTNERSHIP IN IMPROVING THE QUALITY OF EDUCATION

Замонавий ижтимоий-иқтисодий шароитларда ижтимоий шериклик тизимини шакллантириш бир қатор субъектив ва объектив сабабларга боғлиқ бўлган анча узоқ ва мураккаб жараён: иқтисодиётнинг ҳолати, ижтимоий вазият, унга аралашишга тайёрлик. республика, вилоят ва вилоят ҳокимият органларининг бир қисми, шунингдек, таълим муассасалари раҳбарларининг хоҳиш-иродаси, хоҳиш ва имкониятлари.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА В ПОВЫШЕНИИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ»

Central Asian Research Journal For Interdisciplinary Studies (CARJIS)

ISSN (online): 2181-2454 Volume 3 | Issue 15 | June, 2023 | SJIF: 5,965 | UIF: 7,6 | ISRA: JIF 1.947 | Google Scholar |

www.carjis.org

Турсунходжаев Марат Лутфуллаевич

профессор кафедры «Экономика» ALFRAGANUS UNIVERSITY, д.э.н.

РОЛЬ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА В ПОВЫШЕНИИ КАЧЕСТВА

ОБРАЗОВАНИЯ

ТАЪЛИМ СИФАТИНИ ОШИРИШДА ИЖТИМОИЙ ^АМКОРЛИКНИНГ

УРНИ

THE ROLE OF SOCIAL PARTNERSHIP IN IMPROVING THE QUALITY OF

EDUCATION

Аннотация: Формирование системы социального партнерства в современных социально-экономических условиях - достаточно длительный и сложный процесс, зависящий от целого ряда субъективных и объективных причин: состояния экономики, социальной обстановки, готовности включиться в него со стороны республиканских, региональных и областных органов власти, а также воли, желания и возможностей руководителей учебных заведений.

Ключевые слова: социальное партнерство, профессиональное образование, работодатели, педагоги

Аннотация: Замонавий ижтимоий-и^тисодий шароитларда ижтимоий шериклик тизимини шакллантириш бир ^атор субъектив ва объектив сабабларга бо^и^ булган анча узо^ ва мураккаб жараён: и^тисодиётнинг холати, ижтимоий вазият, унга аралашишга тайёрлик. республика, вилоят ва вилоят хокимият органларининг бир ^исми, шунингдек, таълим муассасалари рахбарларининг хохиш-иродаси, хохиш ва имкониятлари.

Калит сузлар: ижтимоий шериклик, касб-хунар таълими, иш берувчилар,у^итувчилар

Abstract: The formation of a social partnership system in modern socio-economic conditions is a rather long and complex process, depending on a number of subjective and objective reasons: the state of the economy, the social situation, the willingness to join it on the part of republican, regional and provincial authorities, as well as the will, desire and capabilities of the heads of educational institutions.

Central Asian Research Journal For Interdisciplinary Studies (CARJIS)

ISSN (online): 2181-2454 Volume 3 | Issue 15 | June, 2023 | SJIF: 5,965 | UIF: 7,6 | ISRA: JIF 1.947 | Google Scholar |

www.carjis.org

Keywords: social partnership, professional education, employers, teachers

Социальное партнерство в профессиональном образовании - это особый тип взаимодействия образовательных учреждений с субъектами и институтами рынка труда, образовательных услуг, государственными и местными органами власти, общественными организациями, нацеленный на максимальное согласование и реализацию интересов всех участников этого процесса.

Формирование системы социального партнерства в современных социально-экономических условиях - достаточно длительный и сложный процесс, зависящий от целого ряда субъективных и объективных причин: состояния экономики, социальной обстановки, готовности включиться в него со стороны республиканских, региональных и областных органов власти, а также воли, желания и возможностей руководителей учебных заведений. Можно выделить основные этапы этого процесса.

На первом этапе важно осознать необходимость установления нового типа взаимодействия с рынком образовательных услуг и труда, оценить собственный потенциал, понять потребности региона в специалистах, что требует анализа реальных и потенциальных партнеров и их интересов. На этом этапе достигается мотивированность всего коллектива учебного заведения на необходимость выполнения сложной и трудоемкой работы по формированию устойчивой системы сотрудничества с различными категориями социальных партнеров.

На втором этапе осуществляется налаживание устойчивых связей с социальными партнерами. Формируются элементы системы социального партнерства: подготавливаются договоры о сотрудничестве; отрабатывается технология взаимодействия с различными категориями социальных партнеров; определяются формы социального партнерства; формируется база социальных партнеров учебного заведения; анализируется рынок труда.

Оценка рынка труда предусматривает следующий состав участников:

- работодатели - типичные представители предприятий отрасли (для выявления и описания перечня требующихся умений и навыков,

Central Asian Research Journal For Interdisciplinary Studies (CARJIS)

ISSN (online): 2181-2454 Volume 3 | Issue 15 | June, 2023 | SJIF: 5,965 | UIF: 7,6 | ISRA: JIF 1.947 | Google Scholar |

www.carjis.org

качеств личности, которыми должен обладать специалист);

- работодатели - работники предприятия, на которых проходят практику студенты (для оценки соответствия получаемых в учреждении знаний и навыков конкретным требованиям работодателей);

- студенты-практиканты (для выявления уровня подготовленности учащихся к выполнению трудовых функций (их самооценка), определению пробелов в их знаниях);

- выпускники образовательных учреждений (для уточнения качества профессиональной подготовки, его соответствия требованиям рынка труда);

- преподаватели (для дополнительной оценки уровня подготовки специалистов).

На третьем этапе объединяются в систему отдельные элементы социального партнерства. Формирование организационных структур социального партнерства - постоянно действующих Советов, подразделений, объединяющих всех участников этого процесса, регулирующих отношения между ними. Формируются технологии социального партнерства на уровне учебного заведения.

Подготовка качественных специалистов, удовлетворяющих потребности и ожидания работодателей становится важной проблемой профессиональной педагогики.

Рынок - это сложная система взаимоотношений между производителями и потребителями товаров и услуг. Рыночное пространство учебного заведения определяется рынком образовательных услуг и рынком труда.

Основными субъектами рыночного пространства образовательной сферы являются:

- конкретные потребители образовательных услуг, т. е. обучаемые, лично ориентированные на определенный вид будущей деятельности, обеспечивающей им собственную конкурентоспособность, как результат качественного образования;

- работодатели, заинтересованные в специалистах определенного профиля подготовки, имеющих качественное образование, удовлетворяющее их потребности и ожидания, соответствующий культурный и интеллектуальный уровень;

- непосредственно работники образовательных учреждений

Central Asian Research Journal For Interdisciplinary Studies (CARJIS)

ISSN (online): 2181-2454 Volume 3 | Issue 15 | June, 2023 | SJIF: 5,965 | UIF: 7,6 | ISRA: JIF 1.947 | Google Scholar |

www.carjis.org

(производители образовательных услуг) - педагоги, мотивированные на эффективное использование своего творческого и интеллектуального потенциала;

- государство и региональные органы управления образованием, создающие условия для развития системы образования в регионе или республике в соответствии с потребностями для его развития и общества в целом.

Задача профессионального образования определяется не только формированием знаний, умений и навыков, но и развитием способностей выпускника адаптироваться к изменениям социально-технологической среды. Анализ рынка образовательных услуг связан с исследованием потребностей и ожиданий потенциальных студентов или слушателей образовательной услуги. Главным инструментом, обеспечивающим положительное мнение об образовательном учреждении, является качество подготовки специалистов, так как именно этот фактор обеспечивает уровень конкурентоспособности выпускника на рынке труда.

Конкурентоспособность выпускника определяется знаниями, умениями и навыками, полученными в процессе обучения, в соответствии с требованиями и ожиданиями работодателей, которые они хотят видеть у специалиста.

Главная цель в ходе анализа рынка труда - комплексная оценка соответствия количественных и качественных параметров выпускаемых специалистов требованиям, предъявляемым работодателями. Учет этих требований может выражаться в корректировке планов приема и выпуска специалистов, корректировке спектра предоставляемых основных и дополнительных образовательных услуг, внесении изменений в учебные планы и программы, разработку авторских программ, выработке предложений по изменению стандартов на специальности и др., что определяет систему управления качеством образования.

Социальное партнерство призвано играть важную роль в обеспечении практического обучения студентов, особенно по техническим специальностям, с использованием современного оборудования и технологий. С этой целью необходимо осуществлять:

- организацию практического обучения студентов с

Central Asian Research Journal For Interdisciplinary Studies (CARJIS)

ISSN (online): 2181-2454 Volume 3 | Issue 15 | June, 2023 | SJIF: 5,965 | UIF: 7,6 | ISRA: JIF 1.947 | Google Scholar |

www.carjis.org

использованием современной технологической базы предприятий;

- расширение взаимодействия с социальными партнерами по развитию производственной деятельности учебных заведений;

- обеспечение контроля качества подготовки специалистов путем участия в работе государственных аттестационных комиссий при проведении итоговой государственной аттестации выпускников.

Результативность и эффективность работы учебного заведения с социальными партнерами определяется степенью реализации своих интересов, заключающихся, прежде всего, в подготовке высококвалифицированных специалистов.

Основной социальной задачей учебного заведения профессионального образования является подготовка выпускников, востребованных на рынке труда. Следовательно, эффективность работы учебного заведения в области социального партнерства оценивается по степени выполнения учебным заведением своей основной социальной функции - качества образования.

Индикаторами результативности и эффективности работы учебного заведения в области социального партнерства могут служить следующие показатели:

- востребованность выпускников на рынке труда;

- востребованность учебного заведения на рынке образовательных услуг;

- прирост внебюджетного финансирования за счет реализации различных видов образовательных услуг;

- наличие в отчетно-планирующей и нормативной документации мероприятий по социальному партнерству;

- реализация учебным заведением разнообразных форм сотрудничества с социальными партнерами.

Помимо перечисленных показателей важна неформальная оценка своей работы сотрудниками учебного заведения, работодателями и другими социальными партнерами. Уровень развития системы социального партнерства зависит от уровня социально-экономического развития региона, сектора экономики, взаимодействия с местными органами управления и т.д. Поэтому только общие усилия педагогического коллектива и всех сотрудников учебного заведения могут дать положительные результаты в создании устойчивой системы

Central Asian Research Journal For Interdisciplinary Studies (CARJIS)

ISSN (online): 2181-2454 Volume 3 | Issue 15 | June, 2023 | SJIF: 5,965 | UIF: 7,6 | ISRA: JIF 1.947 | Google Scholar |

www.carjis.org

социального партнерства.

Список литературы:

1. Муминов Н.Г., Хамраев О.Я. Концепция "нового государственного управления" и зарубежный опыт в сфере социального партнерства // Актуальные научные исследования в современном мире (Украина). №6 (38), часть 4. 2018. С. 119-123

2. Muminov N.G., Umidakhon R. INTERNATIONALIZATION OF HIGHER EDUCATION AS A FACTOR IN IMPROVING THE COMPETITIVENESS OF THE NATIONAL ECONOMY. Проблемы и пути трансформации национальных экономик: новые вызовы инвестиционно-инновационного прорыва. Тезисы докладов республиканской научно-практической электронной конференции. Ташкент, 2019. С. 97-100.

3. Muminov, N., Hoshimov, P., Kim, T., Zahirova, G., & Rakhmatov, K. (2020). Restructuring the system of higher education of Uzbekistan in the conditions of increasing the competitiveness of the economy. American Journal of Economics and Business Management, 3(1), 32-40. https://doi.org/https://doi.org/10.31150/ajebm.v3i1.112

4. Nozim Muminov. RISE AND DEVELOPMENT OF UNIVERSITY EDUCATION IN UZBEKISTAN. Тезисы докладов международной научно-практической электронной конференции «НОВАЯ АРХИТЕКТУРА ПОСТРОЕНИЯ ЭКОНОМИКИ В ПОСТПАНДЕМИЙНОМ МИРЕ». Ташкент, 2021. С. 329-3335. Муминов Н.Г., Захирова Г.М. НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

УЗБЕКИСТАНА - КОЛЫБЕЛЬ УНИВЕРСИТЕТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И АКАДЕМИЧЕСКОЙ НАУКИ В РЕГИОНЕ. В книге: Современные евразийские университеты: использование информационных технологий. монография. Сер. "Евразийские университеты XXI века" Москва, 2022. С. 290-304.

6. Муминов Н.Г. Таълим хизматларининг ижтимоий таркибини узгариб боришининг дастлабки натижалари // Современное образование, № 5 (126), 2023 й. 18-36 бетлар. DOI: 10.34920/SO/VOL_2023_ISSUE_5_3

7. Муминов Н.Г., Таfай А.А. Социально-экономические, финансовые и маркетинговые аспекты управления качеством в системе образования // Экономика и финансы, № 8 (168), 2023.- С.48-56. DOI: 10.34920/EIF/vOL 2023 ISSuE 9 8

Central Asian Research Journal For Interdisciplinary Studies (CARJIS)

ISSN (online): 2181-2454 Volume 3 | Issue 15 | June, 2023 | SJIF: 5,965 | UIF: 7,6 | ISRA: JIF 1.947 | Google Scholar |

www.carjis.org

8. А.Муминов. ЯНГИ УЗБЕКИСТОНДА ФУКАРОЛИК ЖАМИЯТИНИНГ ХУКУКИЙ АСОСЛАРИ ТАКОМИЛЛАШТИРИЛИШИ, 2022, Журнал Oriental renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences, Страницы 404-413, Издатель ООО «Oriental renessans»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.