Central Asian Research Journal For Interdisciplinary Studies (CARJIS)
ISSN (online): 2181-2454 Volume 3 | Issue 13 | February, 2023 | SJIF: 5,965 | UIF: 7,6 | ISRA: JIF 1.947 | Google Scholar |
www.carjis.org
Азизова Сайера Хамидуллаевна
старший преподаватель кафедры «Экономика» ALFRAGANUS UNIVERSITY
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЭКСПОРТНОГО ПОТЕНЦИАЛА МАЛОГО
БИЗНЕСА
КИЧИК БИЗНЕСНИ ЭКСПОРТ САЛО^ИЯТИНИ РИВОЖЛАНТИРИШ
ХУСУСИЯТЛАРИ FEATURES OF DEVELOPING THE EXPORT POTENTIAL OF SMALL
BUSINESSES
Аннотация: Малый бизнес и частное предпринимательство становятся гарантом и опорой социальной и политической стабильности в обществе и активной движущей силой на пути прогресса страны. Сегодня малый бизнес и частное предпринимательство занимает особое место в развитии государства и общества.
Ключевые слова: малый бизнес, экспорт, конкурентоспособность, увеличения доходов
Аннотация: Кичик бизнес ва хусусий тадбиркорлик жамиятдаги ижтимоий-сиёсий бар^арорликнинг кафолати ва таянчига, мамлакатимиз тараэдиёти йулида фаол х,аракатлантирувчи кучга айланди. Бугунги кунда давлат ва жамият тараэдиётида кичик бизнес ва хусусий тадбиркорлик алох,ида урин тутади.
Калит сузлар: кичик бизнес, экспорт, ра^обатбардошлик, даромадни ошириш
Abstract: Small business and private entrepreneurship are becoming a guarantor and support for social and political stability in society and an active driving force on the path of the country's progress. Today, small business and private entrepreneurship occupy a special place in the development of the state and society.
Keywords: small business, export, competitiveness, income increase
Важнейшим приоритетом на протяжении всего периода независимого развития является создание максимума благоприятных условий, льгот и преференций, оказание всесторонней поддержки для
Central Asian Research Journal For Interdisciplinary Studies (CARJIS)
ISSN (online): 2181-2454 Volume 3 | Issue 13 | February, 2023 | SJIF: 5,965 | UIF: 7,6 | ISRA: JIF 1.947 | Google Scholar |
www.carjis.org
ускоренного развития малого бизнеса и частного предпринимательства, без которого невозможно обеспечить будущее нашей экономики.
Развивая малый бизнес и предпринимательство, реализуется фундаментальная задача, во многом определяющая суть и содержание проводимых реформ - формирование среднего класса собственников как основы демократического общества. Средний класс наиболее заинтересован в дальнейшем углублении проводимых в стране реформ, стабильном и устойчивом развитии.
В целях повышения на новый социально-экономический уровень развития страны 2011 год объявлен: «Годом малого бизнеса и частного предпринимательства».1
Развитие ускоренными темпами данной сферы является важным фактором:
• наполнения внутреннего рынка конкурентоспособной и качественной продукцией
• создания новых рабочих мест, прежде всего для молодежи
• обеспечения увеличения доходов
• повышения благосостояния народа
Малый бизнес и частное предпринимательство становятся гарантом и опорой социальной и политической стабильности в обществе и активной движущей силой на пути прогресса страны.
Сегодня малый бизнес и частное предпринимательство занимает особое место в развитии государства и общества.
Большим достижением экономических реформ стало повышение доли малого бизнеса и частного предпринимательства в ВВП и его роли в развитии экономики страны.
1 Постановление Президента Республики Узбекистан «О государственной программе «Год малого бизнеса и частного предпринимательства» ПП-1474 от 7 февраля 2011 года
Central Asian Research Journal For Interdisciplinary Studies (CARJIS)
ISSN (online): 2181-2454 Volume 3 | Issue 13 | February, 2023 | SJIF: 5,965 | UIF: 7,6 | ISRA: JIF 1.947 | Google Scholar |
www.carjis.org
Рисунок 1. Доля малого бизнеса и частного предпринимательства в
ВВП
Малый бизнес и частное предпринимательство должны стать прочной опорой общества, его благосостояния и будущего развития страны.
Малый бизнес и частное предпринимательство становятся важным фактором по обеспечению занятости. В настоящее время в этой сфере трудятся 77 % от общей численности занятого населения страны. В 2015 году за счет развития малого бизнеса и частного предпринимательства создано 660 тысяч новых рабочих мест.
Благодаря внедрению электронных форм взаимоотношений между государственными органами и субъектами предпринимательства в 2015 году 42,8 тысячи субъектов предпринимательства зарегистрированы через сеть Интернет на Едином портале интерактивных государственных услуг, обеспечивающем доступ к 260 различным видам интерактивных услуг. Если в 2013-2014 годах предпринимателям и гражданам было оказано чуть более 102 тысяч услуг, то только за 2015 год их количество превысило 420 тысяч.
Приоритетными направлениями развития малого бизнеса и частного предпринимательства является, во-первых, создание максимально благоприятной деловой среды, во-вторых, критический анализ законодательства, регулирующий данную сферу, в-третьих, расширение доступа малого бизнеса и частного предпринимательства к
Central Asian Research Journal For Interdisciplinary Studies (CARJIS)
ISSN (online): 2181-2454 Volume 3 | Issue 13 | February, 2023 | SJIF: 5,965 | UIF: 7,6 | ISRA: JIF 1.947 | Google Scholar |
www.carjis.org
системе государственных закупок, в-четвертых, создание необходимых организационных, правовых и финансовых механизмов и условий для развития экспортного потенциала малого бизнеса.
Государственная программа «Год малого бизнеса и частного предпринимательства» утверждена Постановлением Президента «О государственной программе «Год малого бизнеса и частного предпринимательства» от 07.02.2011 г. № ПП-1474. Данная программа направлена на создание благоприятной бизнес - среды; сокращение вмешательства государственных и контролирующих органов в финансово-хозяйственную деятельность субъектов
предпринимательства; упрощение процедур создания и регистрации малых предприятий и предпринимателей; создание благоприятных условий, льгот и преференций по налоговым и другим платежам; дальнейшее совершенствование механизма и увеличение объемов кредитования; широкое привлечение и направление на развитие малого бизнеса иностранных инвестиций; стимулирование внедрения в производство субъектами малого бизнеса и частного предпринимательства инновационных технологий; расширение участия субъектов малого бизнеса и частного предпринимательства во внешнеэкономической деятельности; развитие системы информационного обеспечения и консультативной помощи субъектам малого бизнеса и частного предпринимательства.
Следующим этапом государственной поддержки развития малого бизнеса и частного предпринимательства было принятие Постановления Президента2, касающегося усовершенствования привлечения субъектов малого бизнеса и частного предпринимательства к системе государственных закупок. Согласно постановлению и в целях обеспечения эффективного использования средств государственного бюджета, расширения доступа малого бизнеса к получению государственных заказов на поставку товаров (работ, услуг), дальнейшего развития конкуренции и обеспечения прозрачности в осуществлении государственных закупок были созданы благоприятные условия для активного и масштабного вовлечения субъектов малого бизнеса в процесс государственных закупок.
2 Постановление Президента Республики Узбекистан «Об оптимизации системы государственных закупок и расширении привлечения к ним субъектов малого бизнеса» №ПП-1475, от 7 февраля 2011 г.
Central Asian Research Journal For Interdisciplinary Studies (CARJIS)
ISSN (online): 2181-2454 Volume 3 | Issue 13 | February, 2023 | SJIF: 5,965 | UIF: 7,6 | ISRA: JIF 1.947 | Google Scholar |
www.carjis.org
В целях дальнейшего расширения экспортного потенциала субъектов малого бизнеса и частного предпринимательства, оказания им необходимого правового, финансового и организационного содействия в увеличении производства современной, конкурентоспособной на зарубежных рынках продукции и продвижении ее на экспорт, обеспечения надежной защиты отечественных предпринимателей-экспортеров от рисков изменений конъюнктуры внешнего рынка в августе 2013 года было принято Постановление Президента Республики Узбекистан3. Согласно данному постановлению при Национальном банке внешнеэкономической деятельности был создан Фонд поддержки экспорта субъектов малого бизнеса и частного предпринимательства с территориальными филиалами в регионах республики. Основными задачами и направлениями деятельности Фонда поддержки экспорта субъектов малого бизнеса и частного предпринимательства являются:
• проведение глубоких маркетинговых исследований внешних рынков по изучению текущей и перспективной конъюнктуры спроса на них и выявление потенциальных возможностей для экспорта продукции, производимой отечественными субъектами малого бизнеса и частного предпринимательства;
• осуществление на системной основе анализа ассортимента и номенклатуры продукции, производимой субъектами малого бизнеса и частного предпринимательства, определение уровня ее конкурентоспособности на внешних рынках, формирование соответствующих баз данных, выработка на этой основе предложений, направленных на обеспечение соответствия выпускаемой экспортной продукции спросу на мировом и региональных рынках;
• оказание юридических, финансовых и организационных услуг по продвижению на внешние рынки продукции субъектов малого бизнеса и частного предпринимательства, поиску потенциальных покупателей, подготовке и заключению контрактов, сопровождению экспортных операций, надежной защите экспортеров от возможных рисков, а также в получении и оплате необходимых лицензий,
постановление Президента Республики Узбекистан «О дополнительных мерах по поддержке экспорта субъектов малого бизнеса и частного предпринимательства» ПП-2022 от 8 августа 2013 года
Central Asian Research Journal For Interdisciplinary Studies (CARJIS)
ISSN (online): 2181-2454 Volume 3 | Issue 13 | February, 2023 | SJIF: 5,965 | UIF: 7,6 | ISRA: JIF 1.947 | Google Scholar |
www.carjis.org
сертификатов, других разрешений и сборов, требуемых по законодательству зарубежных стран;
• оказание содействия в расширении участия субъектов малого бизнеса и частного предпринимательства в зарубежных тендерных торгах, а также организации контактов отечественных производителей и иностранных покупателей путем организации ярмарок, «круглых столов» и др.
Первоначальный размер Фонда составляет 5,0 миллиардов сумов, из которых 2,5 миллиарда сумов формируются за счет единовременного взноса из средств государственного бюджета. Оставшаяся часть за счет добровольных взносов учредителей — субъектов малого бизнеса и частного предпринимательства, Национального банка внешнеэкономической деятельности, Торгово-промышленной палаты Республики Узбекистан, а также других коммерческих банков, финансовых институтов и доноров4. Источниками средств Фонда являются доходы, получаемые от оказания субъектам малого бизнеса и частного предпринимательства юридических, финансовых и организационных услуг, связанных с осуществлением внешнеэкономических операций, в виде комиссионных отчислений в размерах, общепринятых в международной практике — до 3 процентов от стоимости контракта, а также другие источники, не запрещенные законодательством.
Субъектам малого бизнеса и частного предпринимательства, фермерским хозяйствам Фондом безвозмездное финансовое содействие предоставляется для:
• развития отечественных брендов экспортоориентированной продукции, продвижения экспортных поставок, включая оплату необходимых лицензий, разрешений, сертификатов в соответствии с законодательством зарубежных стран, а также регистрационных сборов и других платежей, связанных с участием субъектов малого бизнеса и частного предпринимательства в международных тендерных торгах;
• участия в зарубежных выставках и ярмарках с заключением экспортных контрактов, обеспечением выхода на новые рынки и экспорта новых видов продукции.
4Там же
Central Asian Research Journal For Interdisciplinary Studies (CARJIS)
ISSN (online): 2181-2454 Volume 3 | Issue 13 | February, 2023 | SJIF: 5,965 | UIF: 7,6 | ISRA: JIF 1.947 | Google Scholar |
www.carjis.org
В целях дальнейшего расширения деятельности Фонда поддержки экспорта субъектов малого бизнеса и частного предпринимательства, улучшения условий по продвижению на внешние рынки продукции отечественных производителей, предоставления пред-экспортного финансирования и участия в уставном капитале экспортоориентированных хозяйствующих субъектов в марте 2016 года было принято Постановление Президента Республики Узбекистан5. Согласно данного постановления уставной капитал Фонда поддержки экспорта субъектов малого бизнеса и частного предпринимательства должна будет увеличена в 3,0 раза, с доведением его общего размера с 5,3 млрд. сум до 10,3 млрд. сум и 2,0 млн. долларов США за счет добровольных взносов учредителей (см. таблицу 1).
Таблица 1. Перечень учредителей Фонда поддержки субъектов малого бизнеса и частного предпринимательства, вносящих дополнительные взносы для увеличения размера уставного
капитала Фонда6
Наименование Размер дополнительного
учредителей Фонда, вносящих взноса
дополнительные взносы для увеличения размера уставного капитала Фонда Млн. сум Млн. долларов США
1. Национальный банк ВЭД РУз 2 300,0 2,0
2. АКБ «Асака» 700,0 -
3. АКБ «Узпромстройбанк» 700,0 -
4. Ассоциация банков Узбекистана 700,0 -
5. АО «Узтадбиркорэкспорт» 50,0 -
6. АО «Узсаноатэкспорт» 50,0 -
5 Постановление Президента Республики Узбекистан «О мерах по дальнейшему совершенствованию деятельности Фонда поддержки экспорта субъектов малого бизнеса и частного предпринимательства» ПП-2507 от 16 марта 2016 года
6 Приложение № 1 к постановлению Президента Республики Узбекистан «О мерах по дальнейшему совершенствованию деятельности Фонда поддержки экспорта субъектов малого бизнеса и частного предпринимательства» ПП-2507 от 16 марта 2016 года
Central Asian Research Journal For Interdisciplinary Studies (CARJIS)
ISSN (online): 2181-2454 Volume 3 | Issue 13 | February, 2023 | SJIF: 5,965 | UIF: 7,6 | ISRA: JIF 1.947 | Google Scholar |
www.carjis.org
7. Субъекты малого бизнеса, частного предпринимательства и фермерские хозяйства 500,0
Всего 5 000,0 2,0
Также расширяется перечень финансовых услуг, оказываемых
Фондом поддержки экспорта субъектов малого бизнеса и частного предпринимательства, предусматривающий - участие Фонда, в соответствии с законодательством, в уставном капитале субъектов малого бизнеса и частного предпринимательства, не имеющих достаточного собственного капитала для организации производства экспортоориентированной продукции, с последующей реализацией в установленном законодательством порядке доли Фонда по рыночной стоимости в течение двух лет с начала производства и поставки продукции на экспорт; оказание финансовой поддержки субъектам малого бизнеса, частного предпринимательства и фермерским хозяйствам путем возмещения им части затрат, связанных с модернизацией и расширением производства, привлечением зарубежных специалистов в целях доведения уровня дизайна продукции до международных стандартов и вывода отечественной продукции на внешние рынки, с учетом её востребованности, с последующим возвратом затраченных средств Фонду со стороны субъектов малого бизнеса, частного предпринимательства и фермерских хозяйств.
Постановлением был уменьшен размер комиссионных отчислений в Фонд за оказанные им юридические, финансовые и организационные услуги, связанные с осуществлением внешнеэкономических операций, с 3 до 1 процента от стоимости контракта, но не менее 100,0 тыс. сум.
Постановлением было разрешено использования средств Фонда на следующие цели:
• развитие экспорта продукции (товаров, работ, услуг) субъектов малого предпринимательства и фермерских хозяйств путем пред-экспортного финансирования и участия Фонда в уставных капиталах субъектов малого предпринимательства, с использованием вкладываемых средств на приобретение технологического оборудования для производства экспортоориентированной
Central Asian Research Journal For Interdisciplinary Studies (CARJIS)
ISSN (online): 2181-2454 Volume 3 | Issue 13 | February, 2023 | SJIF: 5,965 | UIF: 7,6 | ISRA: JIF 1.947 | Google Scholar |
www.carjis.org
продукции;
• оплату необходимых лицензий, разрешений, сертификатов в соответствии с законодательством зарубежных стран, рекламу производимой продукции за рубежом;
• участие в зарубежных выставках и ярмарках с оказанием консультаций по заключению экспортных контрактов;
• оплату других расходов, связанных с продвижением экспорта продукции отечественных производителей.
Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод что поэтапные меры по целенаправленному развитию малого бизнеса и частного предпринимательства приводят сразу к взаимосвязанным положительным результатам: повышение занятости населения; формирования и увеличения среднего класса; насыщение рынка товарами и услугами и т.д. Вывод субъектов малого бизнеса на мировой рынок приведет к повышению качества производимой продукции и оказываемых услуг, доходов субъектов малого бизнеса, интеграции страны в мировую экономику.
Список литературы:
1. Постановление Президента Республики Узбекистан «О государственной программе «Год малого бизнеса и частного предпринимательства» ПП-1474 от 7 февраля 2011 года
2. Постановление Президента Республики Узбекистан «Об оптимизации системы государственных закупок и расширении привлечения к ним субъектов малого бизнеса» №ПП-1475, от 7 февраля 2011 г.
3. Постановление Президента Республики Узбекистан «О дополнительных мерах по поддержке экспорта субъектов малого бизнеса и частного предпринимательства» ПП-2022 от 8 августа 2013 года
4. Постановление Президента Республики Узбекистан «О мерах по дальнейшему совершенствованию деятельности Фонда поддержки экспорта субъектов малого бизнеса и частного предпринимательства» ПП-2507 от 16 марта 2016 года
5. N.G. Muminov, F.T. Egamberdiyev, B. Elmonov, T.V. Kim (2018). NONSTANDARD SOURCES OF BUSINESS FINANCING: THE EAST ASIAN APPROACH. Scientific Journal "National Academy of Managerial Staff of
Central Asian Research Journal For Interdisciplinary Studies (CARJIS)
ISSN (online): 2181-2454 Volume 3 | Issue 13 | February, 2023 | SJIF: 5,965 | UIF: 7,6 | ISRA: JIF 1.947 | Google Scholar |
www.carjis.org
Culture and Arts Herald", No 3 ISSN 2226-3209, ISSN 2409-0506. DOI: 10.32461/2226-3209.3.2018.173580
6. Муминов Н.Г., Хамидова Н.М.К. Хуацяо как специфическая форма развития предпринимательства в Восточной Азии. Вопросы экономики и управления. 2018. № 3 (14). С. 4-7.
7. Регулирование деятельности субъектов малого предпринимательства в начале XXI века: мировой опыт : Абулкосимов Х.П., Бегжанов Э.О., Богомазова И.В., Бондарева Я.Ю., Вдовиченко Л.Ю., Владыка М.В., Волосюк М.В., Гумилевский А.Б., Ефимова А.В., Жанназарова Г.К., Ильина Т.Г., Каз Е.М., Каз М.С., Кашпур В.В., Климова Т.Б., Куклина Т.В., Кулик А.М., Монакова Е.А., Маковеева В.В., Макушина А.Ю. и др.- Томск : Издательский Дом Томского государственного университета, 2020. - 332 с.
8. Nozim Muminov, Gulnora Rakhimova. (2020). THE WAYS OF IMPROVEMENT OF BUSINESS ENVIRONMENT BY ORGANIZING PUBLIC PROCUREMENT SYSTEM IN UZBEKISTAN. International Journal of Advanced Science and Technology, 29(7s), 607 - 614. Retrieved from http://sersc.org/journals/index.php/IJAST/article/view/9907
9. Хайдаров М.Т., Муминов Н.Г. Тадбиркорлик фаолиятининг назарий асослари ва вазифалари // Экономика и финансы (Узбекистан), 2022. № 10. Б. 10-18. DOI: 10.34920/EIF/VOL_2022_ISSUE_10_2
10. Хайдаров М.Т., Муминов Н.Г. Замонавий во^елик шароитида тадбиркорлик даромади функциялари // Экономика и финансы (Узбекистан), 2022. № 11. Б. 2-7. DOI: 10.34920/EIF/VOL_2022_ISSUE_11_1
11. Бровко Н.А., Муминов Н.Г. Коммерциализация как основной фактор конкурентоспособности инновационных систем. Новое качество и новые возможности экономического роста: инновации, активное предпринимательство и поддержка прогрессивных технологий. Международная электронная конференция. Алматы - Бишкек -Екатеринбург - Харьков - Ташкент. Май 2018 года. С.7-10.