Научная статья на тему 'АКАДЕМИЧЕСКАЯ КАФЕДРА КАК ЦЕНТР МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ: ОПЫТ САРАТОВСКОГО ФИЛИАЛА ИНСТИТУТА ГОСУДАРСТВА И ПРАВА РАН'

АКАДЕМИЧЕСКАЯ КАФЕДРА КАК ЦЕНТР МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ: ОПЫТ САРАТОВСКОГО ФИЛИАЛА ИНСТИТУТА ГОСУДАРСТВА И ПРАВА РАН Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
49
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
АКАДЕМИЧЕСКАЯ КАФЕДРА / ACADEMIC CHAIR / МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / METHODOLOGICAL RESEARCH / НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / SCIENTIFIC-EDUCATIONAL PROCESS / МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ СЕМИНАР / METHODOLOGICAL SEMINAR / ИНТЕГРАЦИЯ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ / INTEGRATION OF EDUCATION AND SCIENCE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Матузов Н.И.

Статья посвящена такой форме интеграции научного и образовательного процессов, как академическая кафедра. Автор анализирует опыт работы академической кафедры совместного Саратовского филиала Института государства и права Российской академии наук и Саратовской государственной академии права Научно-образовательного центра федеральных и региональных проблем правовой политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACADEMIC CHAIR AS THE CENTRE OF METHODOLOGICAL RESEARCH: SARATOV BRANCH OF THE INSTITUTE OF STATE AND LAW OF THE RUSSIAN ACADEMY OF SCIENCE'S EXPERIENCE

The article is devoted to such form of integration of scientific and educational processes as Academic chair. The author analyzed the experience of functioning of Academic chair of joint of Saratov branch of the Institute of state and law of the Russian academy of science and Saratov state academy of law Scientific-educational centre of federal and regional problems of legal policy.

Текст научной работы на тему «АКАДЕМИЧЕСКАЯ КАФЕДРА КАК ЦЕНТР МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ: ОПЫТ САРАТОВСКОГО ФИЛИАЛА ИНСТИТУТА ГОСУДАРСТВА И ПРАВА РАН»

юридических вузов России (г. Москва); аналитические материалы по основным вопросам правовой политики и структуре новой редакции Военной доктрины Российской Федерации для Института государства и права РАН. Филиал также принял участие в разработке проектов федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» и закона Саратовской области «О культуре».

Сегодня Саратовский филиал Института государства и права РАН отмечает свой первый юбилей. За десять лет он не просто сделал первые шаги, он «вырос», «окреп» и превратился в полноправного участника научной жизни. Он продолжает укреплять внешние контакты и внутренне самосовершенствоваться. Дальнейшая судьба филиала неразрывно связана с планомерным, эволюционным развитием российской науки.

Н.И. Матузов,

доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, заведующий академической кафедрой Научно-образовательного центра федеральных т и региональных проблем правовой политики

§ noc@sgap.ru

Академическая кафедра как центр

и; с ее О

<с методологических исследований:

с опыт Саратовского филиала

5 Института государства и права РАН

:: I-

^ Аннотация: статья посвящена такой форме интеграции научного и образовательного про-

О цессов, как академическая кафедра. Автор анализирует опыт работы академической кафедры совместного Саратовского филиала Института государства и права Российской академии наук

IZ

< и Саратовской государственной академии права Научно-образовательного центра федеральных и

региональных проблем правовой политики.

m

О

ш Ключевые слова: академическая кафедра, методологическое исследование, научно-

образовательный процесс, методологический семинар, интеграция науки и образования.

Summary: the article is devoted to such form of integration of scientific and educational processes as 10 Academic chair. The author analyzed the experience of functioning of Academic chair of joint of Saratov

- branch of the Institute of state and law of the Russian academy of science and Saratov state academy of

law Scientific-educational centre of federal and regional problems of legal policy. ° Key words: Academic chair, methodological research, scientific-educational process, methodological

О seminar, integration of education and science. СЧ

W

Как известно, в настоящее время на федеральном уровне сформирована стратегия модернизации Российского государства и общества. Не последняя роль в решении этой задачи отводится сфере науки и образования. Распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. утверждена Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской

Федерации на период до 2020 г.1 В ней большое внимание уделено социальным и институциональным проблемам, среди которых — недостаточный уровень развития национальной инновационной системы, координации образования, науки и бизнеса.

Современный юридический вуз как учебный и научный центр должен обеспечивать приток необходимых социальных инноваций. Задача их создания, аккумуляции и прикладной настройки в виде соответствующих правовых решений становится как никогда актуальной. Интеграция академической науки и образования — один из магистральных путей повышения инновационной активности. К сожалению, подобные ресурсы пока весьма ограничены по причине немногочисленности внеобразовательных научных подразделений правового профиля. |

В образовательной и научной среде ощущается отсутствие понимания необходимости концептуализации юридических знаний, которые передаются

зования путем использования новых знаний и достижений науки и тех ники.

Новые возможности вузов названный Закон связывает с такими правами и основанными на них видами организации научной деятельности,

1 С м.: О концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. : распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. 1662-р // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2008. 47, ст. 5489.

2 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2007. 49, ст. 6069.

£13 Ц Ё

51

о

®

в процессе обучения субъектам образовательных отношений. Нередко зна- ®

ния существуют в бессистемном виде, а научные достижения оперативно не ^ в

внедряются в учебный процесс. Один из путей преодоления этой инертное- о |

ти — концептуализация знания и своевременная передача его в рамках | Ё

всякого комплекса. Гуманитарное знание не должно превращаться в идео- ■©■ и

логическую догму и устаревать еще на стадии внедрения учебных и учебно- д О

методических разработок. Одна из главных причин того, что так происходит | л

— глубокая дезинтеграция юридической науки. К сожалению, системы и 5

предотвращения подобных негативных факторов, снижающих качество об- д 1 разования, пока не создано.

Необходимость интеграции академических и вузовских учреждений обу- ® о

словлена также тем, что в настоящее время начался процесс «ранжирования о д вузов» по принципу наличия в них «сильного фундаментального образования». Одним из самостоятельных направлений интеграции становится развитие законодательства о научно-исследовательских центрах, созданных на базе тех или иных вузов и академических учреждений.

Эта проблема неоднократно становилась предметом государственного ш ®

. 5 1 Ё о

3

I X

о га тз о

^ о

о о

"о го

внимания и обсуждения. Однако предпосылки для ее комплексного решения в и созданы относительно недавно. Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. 308- > :

ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам интеграции образования и науки»2 закрепил несколько важных нововведений, создал правовую основу интеграционных -

процессов. По мысли законодателя, интеграция высшего и послевузовского профессионального образования и науки имеет целью кадровое обеспечение ? научных исследований, а также развитие и совершенствование системы обра- '

о о

как проведение высшими учебными заведениями научных исследований и экспериментальных разработок за счет грантов или иных источников финансирования; привлечение высшими учебными заведениями сотрудников научных организаций и научными организациями работников высших учебных заведений на договорной основе для участия в образовательной и (и ли) научной деятельности; осуществление высшими учебными заведениями и научными организациями совместных научно-образовательных проектов, научных исследований и экспериментальных разработок, а также иных совместных мероприятий на договорной основе; реализация научными организациями образовательных программ послевузовского профессионального образования, а также образовательных программ дополнительного профессионального образования; создание на базе высших учебных заведений научными организациями лабораторий, осуществляющих научную и (или) научно-техническую деятельность, в порядке, установленном Правительством РФ; создание высшими учебными заведениями на базе научных организаций кафедр, осуществляющих образовательный процесс, в порядке, установленном Правительством РФ.

Интеграция науки и образования должна пониматься в контексте х объединения научного сообщества — академической и вузовской науки — ^ для решения крупных, фундаментальных проблем. Российское государство ^ нуждается в новейших юридических разработках, без которых невозможно оптимизировать и реформировать социальные технологии. Необходимы § разработки в области оптимизации конституционного регулирования, административной реформы, антикоррупционной политики, в сфере саморе-^ гулирования, развития партнерства исполнительной власти и гражданского < общества, в области местного самоуправления и другие. :: Уже сделаны определенные шаг и в этом направлении. Например, ^ Саратовский филиал Института государства и права РАН осуществляет ° исследовательскую программу в области проблем современной правовой к политики. В связи с этим инновационным проектом является рассмотрение т правовой политики в качестве концептуальной идеи, позволяющей прово-

ш дить комплексный и целенаправленный анализ и моделирование политико-

о

ее <

правовой системы. Подобные проекты важны не сами по себе, а в контексте включенности их в единую систему образования и науки. В условиях гибко-18 сти образовательных программ и х конфигурация может корректироваться в

- соответствии с потребностями юридической науки и практики. Так, опыт

работы учреждений РАН над проблемами правовой политики показателен ? и в этом плане. В частности, на основе научных разработок филиалом подготовлен инновационный курс лекций «Правовая политика современного Российского государства». Данная новая область юридической науки уже несколько лет представлена спецкурсом в рамках магистерской подготовки.

Разработана также Концепция правовой политики в современной России, которая при условии внедрения ее в учебный процесс будет способствовать формированию пол итико-правового мышления специалиста-юриста нового поколения. С этой целью сотрудниками кафедры был подготовлен и из-

о

со

С!

>

®

дан курс лекций под редакцией Н.И. Матузова, A.B. Малько «Российская правовая политика» (Москва, 2003 г.). Мы исходим из того, что любое новое достижение должно гарантированно внедряться в процесс обучения. Все сказанное в полной мере отвечает требованиям компетентного подхода к образованию, успешно реализуемого в европейском регионе.

В условиях недостаточной мобильности правовой науки, нередко отстающей от законотворчества и правоприменения, что неизбежно сказывается и на качестве образования, требуются дополнительные меры, суть которых сводится к приданию качеств системности всей сфере образования и науки. На первый план выходит решение такой задачи, как создание организационно -правовых, аналитических и прочих предпосылок для интеграции юридического образования и науки. 0 |

Новые структуры — это академические и вузовские научно-образовательные кафедры, центры, лаборатории, которые по своей сути выступают замещением q | кафедральных дисциплинарных схем организации научных исследований; Я Я они также выступают аналогом традиционных научных школ. Однако в от- ä * личие от научной школы, формирование которой, как правило, длится не 0-& один десяток лет, научно-образовательное подразделение позволяет в краткий 3 S срок оперативно создать научный коллектив, в том числе для одного проекта, f и и реализовать горизонтальный подход к организации научной деятельности. Я 3 В этом плане важно отметить, что академическая кафедра имеет широкие з ^ возможности для привлечения внешних исполнителей нау чных программ и ^Ц проектов, то есть для построения своей работы по модульному принципу. ! s Кроме того, ценность подобных структур заключается в возможности ^ 0

Я ш

проводить междисциплинарные исследования, иными словами, они наиболее ^ 0 важны как структуры, отвечающие за поисковый, аналитический компонент, ä которому придается принципиальное значение в свете требований образовательного стандарта. Именно этот компонент позволяет наполнить стандарт спецификой вузовского сегмента образовательной программы. Все это делает актуальной задачу создания и развития академических кафедр и подобных

оо а о f

Я 3 f

S о

Я ä

им интеграционных структур, связывает ее с потребностями юридического Я о

Я

образования сегодняшнего и завтрашнего дня.

Одна из миссий, которую призваны выполнять академические кафедры связана с принципиальным вниманием к вопросам методологии науки. Молодые ученые нередко вынуждены формировать свои научные знания, 1д особенно в гносеологическом аспекте, б ессистемно, на основе самообучения. — Поэтому необходимо заботиться о передаче научных тех нологий начинаю- ^ щим ученым: методики и методологии исследования, системы понятий и х категорий, основ научной картины мира как в разрезе конкретной правовой § науки, так и в контексте общей теории права. Это становится возможным за Ц счет организации научных школ для молодых ученых, передачи конкретного О опыта исследований, а также распространения знаний и рекомендаций в сфере использования информационных систем, формальных и неформальных правил и стандартов подготовки и оформления научных работ, периодических (журнальных) публикаций, обязательных требований к квалификационному научному исследованию.

Центральным аспектом подготовки молодых ученых и показателем уровня научной работы выступает, как отмечалось, методология. С целью привлечения внимания к этой проблеме Саратовским филиалом Института государства и права РАН предложена такая весьма ценная, на мой взгляд, форма кооперации методологического направления, как постоянно действующий научно-методологический семинар для обсуждения наиболее актуальных тем, как правило, докторского уровня, обмена опытом, проведения развернутых дискуссий, выражения плюрализма мнений, доводов, аргументов. Автор этих строк как бессменный руководитель названного семинара не раз убеждался в том, насколько полезна и продуктивна данная форма, насколько она помогает в самом исходном п ункте исследовательской программы сформировать правильное направление дальнейшей работы докторанта или иного докладчика, соответствующее современным научным критериям получения объективных результатов.

Важность методологи ческих исследований и повышения общего анал итического уровня научных работ подтверждается высокой востребованностью указанной организационной формы интеграционного типа. Создание в 2004 г. академической кафедры позвол ило сделать ^ регул ярной работу семинара. За прошедший период в работе этого не-^ большого, но ценного форума приняли участие не только сотрудники к филиала и академии права, но и других вузов Саратова (Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского, Поволжской ш академии государственной сл ужбы им. П.А. Столыпина, Саратовского юриди ческого института МВД РФ), а также ученые из других городов ^ (Пенза, Тамбов, Астрахань, Волгоград, Самара). По сути, семинар при-< обрел межвузовский и межрегиональный характер.

О значимости данной формы научной коммуникации красноречиво ^ говорит тематика семинаров: «Проблемы правовой политики государ-^ ства в области противодействия вывозу капиталов за границу» (24 июля к 2002 г.); «Юридический процесс: методология исследования» (18 июня т 2003 г.); «Кон цепция правовой политики в Российской Федерации» (17 деками бря 2003 г.); «Информационные средства модернизации российского права» с (29 сентября 2004 г.); «Совр еменное российское право: нравственное измерение» (16 февраля 2004 г.); «Коррупция: современные подходы к исследованию» 20 (30 ноября 2004 г.); «Сильное государство и активная личность как потреб— ность времени» (31 марта 2005 г.); «Льготно-правовая политика в современной России» (25 мая 2005 г.); «Роль информационных технологий в формировании ? и осуществлении правовой политики современной России» (27 июня 2005 г.); ° «Концепция антикоррупционной политики: необходимость формирования» N (15 декабря 2005 г.); «Новый методологический подход к идее "правовой жизни"» (1 июня 2006 г.); «Синергетика как перспективный методологический ресурс правоведения» (28 февраля 2007 г.); «Российское законодательство: состояние и тенденции развития» (22 марта 2007 г.); «Законные интересы: методология исследования» (26 ноября 2007 г.); «Методология исследования исключений в праве» (17 апреля 2008 г.); «Правообразование: методология

исследования» (25 ноября 2008 г.); «Правоохранительная политика современной России» (22 апреля 2010 г.).

Формой научно-издательского сопровождения семинара стал журнал «Правовая политика и правовая жизнь», в котором публикуются не только доклады участников семинара, но и выступления в рамках дискуссии. Читатель получает возможность сравнивать и сопоставлять различные точки зрения, избирать наиболее рациональные, на его взгляд, методологические приемы и методы, отстаивать различные мнения, концепции. Все это способствует выработке культуры методологического мышления, преодолению однополярности правовых воззрений.

Общие вопросы методологии юридической науки отражены в изданном под редакцией М.Н. Марченко сборнике научных трудов «Методология юридической науки: состояние, проблемы, перспективы» (Вып. 1, Москва, 2006 г.). Дальнейшая разработка указанной тематики нашла комплексное выражение в коллективной монографии «Современные методы исследования в правоведении» (под редакцией Н.И. Матузова и А.В. Малько, Саратов,

>

ц гага

£ га

0 га

II И

1 о

Изд-во СГАП, 2007 г.). Книга вызвала широкий отклик и интерес научного § Д юридического сообщества. 3 Ё

Признание также пол у ч и л и такие коллективные работы у ченых дди кафедры, как коллективная монография «Правовая жизнь в совре- д О

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

0)

менной России: теоретико-методологический аспект» (под редакцией Н.И. Матузова, А.В. Малько, Саратов, 2005 г.); «Правовая политика России: теория и практика» (под р едакцией Н.И. Матузова и А.В. Малько, Москва, 2006 г.); «Поощрительные санкции в праве. Реальность и юридическая конструкция» (под редакцией Н.И. Матузова и А.В. Малько, ® § Саратов, Изд-во СГАП, 2008 г.); книга В.В. Ныркова «Поощрение и на- °з казание как парные юридические категории» (под редакцией А.В. Малько, » о Саратов, 2006 г.) и другие издания.

Вопросы методологии стали предметом постоянного внимания в ходе работы Школы молодого ученого, которая проводится один раз в год под эгидой академической кафедры. Перед участниками школы выступают из- |§ вестные ученые филиала и академии права.

Таким образом, к методологической стороне юридической науки проявляется должное внимание на всех этапах высшего профессионального и послевузовского образования. Это позволяет постепенно наращивать 21 потенциал исследовательской работы, создавать дополнительные условия — для успешного научного поиска и апробации идей. Можно констатировать близкий к максимальному процент положительного исхода защит докторских ^ диссертаций, прошедших апробацию на упомянутом семинаре по методо- § логии, а также проверку различных теоретических концепций и ключевых Ц идей современной юридической науки. о

В заключение хотелось бы отметить, что инновационное развитие предполагает инновационный тип юридического образования и науки, их взаимосвязь, дополнительные каналы интеграции этих тесно взаимосвязанных подсистем. Приоритетность науки, внимание к ее развитию — основной

о

п

Ё 0)

"О ..

5 д

Цо "о га

|

ш

а

капитал любой модели образования. База для увеличения конкурентоспособности юридического вуза формируется в результате наращивания потенциала научно-преподавательских кадров. Достижению этих целей служит позитивный опыт интеграции, накопленный академической кафедрой Научно-образовательного центра федеральных и региональных проблем правовой политики, созданного совместно Саратовским филиалом Института государства и права РАН и Саратовской государственной академией права.

.о п:

A.B. Малько,

доктор юридических наук, профессор,

заслуженный деятель науки РФ,

директор Саратовского филиала

Института государства и права РАН

igp@sgap.ru

К.Е. Игнатенкова,

кандидат юридических наук,

ученый секретарь Саратовского филиала

Института государства и права РАН

¡5 igp@sgap.ru

Научно-образовательный центр федеральных и региональных проблем правовой политики:

и; <

CD

о

<С практика интеграции юридического

^ образования и академической науки*

s Аннотация: статья посвящена совместному Саратовского филиала Института государства

s и права Российской академии наук и Саратовской государственной академии права Научно-

О образовательному центру федеральных и региональных проблем правовой политики. Центр пред-

с ставляет собой эффективную форму интеграции юридического образования и юридической науки,

основная цель его создания — разработка крупных, фундаментальных научных проектов.

g Ключевые слова: наука, образование, фундаментальные исследования, правовая политика,

оз интеграция образования и науки.

□Е

Summary: The article is devoted to the joint of Saratov branch of the Institute of state and law of the Russian academy of science and Saratov state academy of law Scientific-educational centre offederal and 22 regional problems of legal policy. The Centre is the form of integration of legal education and academic

_ science, the main aim of its creation is the development of major, fundamental scientific projects.

Key words: science, fundamental research, legal policy, integration of education and science.

О

° В условиях современных российских р еалий традиционная схе-

сч ма взаимодействия образования и науки, обучения юридическим дисциплинам требует существенной модернизации, приведения в соответствие с вызовами времени. Одной из насущных потребностей, обусловленных ко-

* Исследование выполнено при финансовой поддержке Министерства образования и науки РФ в рамках аналитической ведомственной целевой программы &Развитие научного потенциала высшей школы (2009—2010 годы)», проект . 2.2.1.1/3152.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.