УДК 340
Андрей Петрович Мазуренко, руководитель департамента государственно-правовых исследований Северо-Кавказского научного центра, доктор юридических наук, доцент E-mail: [email protected]
Andrey Petrovich Mazurenko, Head of the Department of Public Law Research of the North Caucasus Scientific Center, Doctor of Law, Associate Professor
ПРАВОТВОРЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА КАК НОВЫЙ ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОЙ ФЕНОМЕН
Статья посвящена анализу становления и развития такого нового государственно-правового феномена, как правотворческая политика. Обосновывается необходимость специальных научных исследований в данной области общей теории государства и права. Утверждается, что правотворческая политика есть путь к усовершенствованию и обновлению правотворчества, повышению его эффективности. Подобный вид политики требуется для выстраивания непротиворечивого, внутренне единого, согласованного, последовательного правотворческого процесса, для внесения в него системности и юридической точности. Приводятся точки зрения различных ученых относительно целей такой политики, раскрываются результаты работы Научно-образовательного центра правотворческой политики в современной России. Делаются авторские выводы о возможных путях дальнейшего развития данного государственно-правового явления. По мнению автора, в контексте происходящих в стране и мире изменений дальнейшего углубленного анализа требуют вопросы о сущности и средствах правотворческой политики, ее социально-нравственных началах, влиянии на процессы гуманизации права, укрепления законности и правопорядка, обеспечения прав и законных интересов личности, строительства демократического правового государства и т. д.
Ключевые слова: государственно-правовой феномен, правотворческая политика, правотворчество, цели, средства, процесс, законодательство.
LAW-MAKING POLICY AS A NEW STATE-LEGAL PHENOMENON
The article is devoted to the analysis of the formation and development of such a new state-legal phenomenon as law-making policy. The necessity of special scientific research in this area of he general theory of state and law is substantiated. It is argued that lawmaking policy is the way to improve and update lawmaking, increase its effectiveness. This kind of policy is required to build a consistent, internally unified, coordinated, consistent law-making process, to introduce systematic and legal accuracy into it. The points of view of various scholars are given regarding the goals of such a policy, the results of the work of the Scientific and Educational Center for Law-Making Policy in modern Russia are revealed. The author draws conclusions about the possible ways of further development of this state-legal phenomenon. According to the author, in the context of changes taking place in the country and the world, further in-depth analysis requires questions about the nature and means of law-making policy, its social and moral principles, the impact on the humanization of law, strengthening the rule of law and order, ensuring the rights and legitimate interests of individuals, building democratic state of law, etc.
Keywords: state-legal phenomenon, law-making policy, law-making, goals, means, process, legislation.
Вот уже четверть века наша страна находится в состоянии перманентной модернизации различных сфер социальной жизни. При этом все годы отечественных реформ сопровождаются коренными изменениями в праве. Практически заново сформированы основные отрасли российского законодательства. На значительно более высокий уровень возведена роль закона как главного средства регулирования общественных отношений. Свое важное место
в механизме государства заняла представительная власть. Правотворчество в стране развивается невиданными темпами. Но, несмотря на эти весьма позитивные перемены, все явственнее заявляют о себе те проблемы отечественного правотворчества, которые настоятельно требуют его системной оптимизации, выработки научно обоснованной стратегии и тактики в правотворческой сфере, использования новых инструментов для устранения многочисленных недостатков правотворческой деятельности.
Типичность таких правотворческих ошибок как бессистемность правовых актов, их внутренняя противоречивость и излишняя многочисленность, обилие в законодательстве декларативных норм, не снабженных механизмом реализации, а также повторяемость подобных ошибок на протяжении многих лет говорят об их системном характере. Кроме того, субъекты правотворчества так и не могут в полной мере синхронизировать федеральный, региональный и муниципальный уровни правотворческого процесса.
Все это говорит о пока еще низком качестве правотворческой работы, ее значительном отставании от экономических, социальных, политических и иных потребностей общества, о большом количестве правотворческих ошибок и иных просчетов в правовом регулировании. Справиться с названными проблемами одноразовыми, эпизодическими действиями невозможно. Требуется соответствующее системное реагирование - правотворческая политика, которая отличается системным характером, соединяющим многие инструменты правотворческого процесса во взаимосвязанный механизм.
Правотворческая политика есть путь к усовершенствованию и обновлению правотворчества, повышению его эффективности. Подобный вид политики требуется для выстраивания непротиворечивого, внутренне единого, согласованного, последовательного правотворческого процесса, для внесения в него системности и юридической точности. В данном контексте весьма наглядно проявляет себя необходимость изучения особенностей, выявления сущности и разработки теоретических основ правотворческой политики как важного фактора оптимизации правотворчества в Российской Федерации.
Современная правотворческая политика призвана воздействовать на базовые сферы общественных отношений путем постоянного обновления правотворчества, предупреждать негативные явления и тенденции, не забегая вместе с тем вперед там, где условия для правового вмешательства не созрели. В такой политике, как нигде, важен прогноз, предвидение. Она должна обладать способностью диагностировать болевые точки жизни общества1 и своевременно на них реагировать.
Опыт ведущих стран показывает, что создание жизнеспособной правовой системы невозможно без опоры на социально ориентированную и сбалансированную правотворческую деятельность, в основе осуществления которой лежит научно обоснованная правотворческая политика. В этой связи следует признать, что исследуемая в настоящей работе проблема самым непосредственным образом сопряжена с одним из магистральных направлений политико-правовой практики, без глубокой доктринальной разработки которой ожидать каких-либо позитивных результатов в названной области не представляется возможным.
Несмотря на то, что проблемы правотворческой политики совсем недавно стали предметом глубоких научных изысканий, новизна и актуальность исследования указанных проблем налицо. Весомым вкладом в развитие ее доктрины стало издание материалов всероссийских круглых столов и конференций, проводимых на базе Научно-образовательного центра правотворческой политики в современной России, созданного Саратовским филиалом Института государства и права РАН и Северо-Кавказским филиалом Московского гуманитарно-экономического института. В нормативных документах, закрепивших статус научно-образовательного центра, сказано, что он создан для достижения общих научно-исследовательских, образовательных, информационных целей, повышения качества высшего и по-
1 См.: Матузов Н.И. Российская правовая политика: вызовы и угрозы ХХ1 века // Правовая политика России: теория и практика. Монография / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М., 2006. С. 33.
слевузовского профессионального образования, организации проведения учеными высшей школы и Российской Академии Наук фундаментальных научных исследований, а также обеспечения глубокой специализации аспирантов, магистрантов и студентов в области современных проблем правотворческой политики и развития новых, междисциплинарных научных направлений благодаря интеграции высшего образования и фундаментальной науки.
Основная тема научных разработок Центра - наиболее актуальные проблемы правотворческой политики на современном этапе развития Российского государства. Данную тему, так или иначе, анализируют многие исследователи (как теоретики, так и отраслевики), представляющие различные научные школы в нашей стране. Научно-образовательный центр был создан для оперативного реагирования на новейшие научные достижения, аккумулирования последних разработок в этой сфере и выработки в рамках общей теоретической концепции правотворческой политики некоего конечного, целостного научного «продукта».
Одним из первых таких «продуктов», отличающихся научной новизной и практической значимостью, стал сборник научных трудов по материалам Всероссийского научно-практического круглого стола на тему: «Правотворческая политика в современной России» под общей редакцией А.В. Малько (Саратов - Минеральные Воды, 2009). Книга явилась первым междисциплинарным исследованием, созданным совместными усилиями представителей науки и образования, призванным сформировать у будущих ученых-правоведов и юристов-практиков представление об одном из важнейших феноменов современной юридической жизни - правотворческой политике. В сборнике нашли отражение актуальные теоретические и прикладные вопросы такой политики, возникающие в свете происходящих в России и мире процессов и перемен, новейших реалий и тенденций. В подготовке сборника приняли участие многие ведущие ученые страны и начинающие исследователи проблем правотворческой политики, среди которых можно выделить имена таких известных правоведов, как С.В. По-ленина, А.В. Малько, Ю.Г. Арзамасов, И. А. Иванников, Н.В. Исаков, А.И. Овчинников, Л.В. Голоскоков, А.Ю. Мордовцев, В.В. Трофимов и др.
Продолжением этой многоплановой исследовательской работы стал выход в Москве монографии «Российская правотворческая политика: концепция и реальность»1, в которой были детально освещены теоретические первоосновы данного государственно-правового феномена: сущность, понятие, цели, средства, формы реализации и т. д. В 2011 году, опять же в Москве, увидел свет проект Концепции правотворческой политики, который представил собой отражение ее доктринальных основ как системы теоретических взглядов относительно содержания, принципов, задач данной политики на современном этапе развития Российской Федерации, а также конкретных мер, определяющих пути ее реализации на практике. Буквально через год коллективом авторов было подготовлено и опубликовано первое учебное пособие с названием «Российская правотворческая политика» (Пятигорск, 2012), вслед за которым издательством Саратовской государственной юридической академии выпущен курс лекций «Правотворческая политика в современной России» (Саратов, 2013). Авторский коллектив данных учебных изданий, включающий ученых Саратовского филиала ИГП РАН и Северо-Кавказского филиала МГЭИ, был расширен за счет представительства научных школ других российских городов: Москвы, Волгограда, Ростова-на-Дону, Астрахани, Тамбова, Пензы, Пятигорска и др., что, безусловно, повысило научную и дидактическую значимость результатов, проводимых Центром исследований.
Научно-исследовательская работа в данном направлении носит регулярный характер и находит отражение в активной монографической деятельности участников НОЦ. Так, в 2013 году в столичном издательстве «Юрлитинформ» вышла в свет совместная монография А.В. Малько и А.П. Мазуренко на тему «Правотворческая политика России: история и современность». В следующем году в издательстве «РИА-КМВ» издана монография В.Р. Ка-
1 См.: Мазуренко А.П. Российская правотворческая политика: концепция и реальность. М., 2010.
лайчева под названием «Правотворческая политика исполнительных органов власти». В том же 2014 году в Москве под редакцией А.В. Малько и Н.В. Исакова вышел русско-английский юридический словарь «Правотворческая политика». В 2015 году в США на английском языке была опубликована монография «Law-making policy in the context of globalization» [Правотворческая политика в условиях глобализации]1. В 2017 году в немецком издательстве LAP LAMBERT Academic Publishing Gmb H&Co увидела свет еще одна совместная монография участников Научно-образовательного центра А.П. Мазуренко и А.П. Лиманской под названием «Специальные правовые режимы как средство правотворческой политики». В 2018 году данная монография была признана лауреатом Всероссийского конкурса на лучшую научную книгу в номинации «Юриспруденция», проводимого Фондом развития отечественного образования.
Но наиболее знаковым событием в деятельности Научно-образовательного центра стало издание ежегодника «Правотворческая политика», первый номер которого увидел свет в апреле 2013 года. На его страницах нашли отражение не только общетеоретические проблемы правотворческой политики, но и конкретные вопросы ее реализации в практике государственного и правового строительства современной России. Отдельная рубрика журнала посвящена обзору результатов исследований молодых ученых, аспирантов и магистрантов российских вузов. На страницах этого периодического научного издания рассматриваются вопросы развития правотворческой политики и модернизации различных сторон политико-правовой жизни страны, институтов демократии, а также структур власти федерального и регионального уровней.
Таким образом, Научно-образовательный центр правотворческой политики достиг значительных результатов в рамках своей главной стратегической цели - объединения усилий академической и вузовской науки для реализации фундаментальных научных проектов, крупных дидактических разработок и имеет несомненный потенциал для дальнейшего научного развития2.
Однако, несмотря на большие усилия отдельных исследователей, объединенных под эгидой упомянутого выше научно-образовательного центра, в сфере отечественной правотворческой политики остается еще много проблем, как доктринального, так и прикладного характера, ждущих своего решения. К сожалению, преимущественное внимание большинства российских ученых сосредоточено на анализе отдельных проблем правотворчества, законодательной техники, генезиса российского парламентаризма и т. п. Вопросы непосредственно правотворческой политики, главным образом, рассматриваются в контексте исследования проблем современной российской правовой политики. Результаты этих исследований выявили целый ряд дискуссионных моментов, а порой и просто новых, еще не освоенных граней данного сложного феномена политико-правовой действительности. В контексте происходящих в стране и мире изменений, дальнейшего углубленного анализа требуют вопросы о сущности и целях правотворческой политики, ее социально-нравственных началах, влиянии на процессы гуманизации права, укрепления законности и правопорядка, обеспечения прав и законных интересов личности, строительства демократического правового государства и т. д.
Список литературы
1. Mazurenko A. Law-making policy in the context of globalization Raleigh. - North Carolina (США): Lulu Press, 2015.
1 См.: Mazurenko A.Law-making policy in the context of globalization Raleigh. - North Carolina (США): Lulu Press, 2015.
2 Подробнее о деятельности НОЦ см.: Мазуренко А.П., Колесник С. А. Научно-образовательный центр правотворческой политики в современной России: практический опыт интеграции юридического образования и академической науки // Образование. Наука. Научные кадры. М., 2014. № 4. С. 11-13.
2. Мазуренко А.П., Колесник С.А. Научно-образовательный центр правотворческой политики в современной России: практический опыт интеграции юридического образования и академической науки // Образование. Наука. Научные кадры. - М., 2014. - № 4. - С. 11-13.
3. Матузов Н.И. Российская правовая политика: вызовы и угрозы ХХ1 века // Правовая политика России: теория и практика. - Монография / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. - М.: Проспект, 2006. -С. 6-53.
List of references
1. Mazurenko A.P. Law-making policy in the context of globalization Raleigh. - North Carolina (США): Lulu Press, 2015.
2. Mazurenko A.P., Kolesnik S.A. Nauchno-obrazovatel'nyy tsentr pravotvorcheskoy politiki v sovremennoy Rossii: prakticheskiy opyt integratsii yuridicheskogo obrazovaniya i akademicheskoy nauki // Obrazovaniye. Nauka. Nauchnyye kadry [Scientific and educational center of law-making policy in modern Russia: practical experience of integration of legal education and academic science // Education. The science. Scientific staff]. - M., 2014. - № 4. -Pp. 11-13.
3. Matuzov N.I. Rossiyskaya pravovaya politika: vyzovy i ugrozy XXI veka //Pravovaya politika Rossii: teoriya i praktika. - Monografiya [Russian legal policy: challenges and threats of the XXI century // Legal policy of Russia: theory and practice. - Monograph] / Ed. N.I. Matuzova and A.V. Malko. - M.: Prospect, 2006. - Pp. 6-53.