♦-♦
УДК: 75. 057 (575.3)
АХМАД МАХДУМ ДОНИШ - ОДИН ИЗ ПОСЛЕДНИХ ОСНОВАТЕЛЕЙ КЛАССИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ КАЛЛИГРАФИИ МАВЕРАННАХРА1
РАДЖАБОВ А., Институт истории, археологии и этнографии им. А. Дониша
Книжная культура таджиков, как и их литература, имеет многовековую историю. Будучи одним из древнейших этносов Центральной Азии, таджики проживали в южных оазисах этого региона, в таких известных крупнейших городах, как Бухара, Самарканд, Мерв, Балх, Герат и другие. Сведения о богатом письменном наследии таджикского народа, отражены в многочисленных письменных историко-литературных памятниках, начиная с древней Авесты до известных трудов, написанных на пехлевийском и персидском языках. В них имеются обширные сведения об истории народа, о государствах, династиях, культурных центрах, научных школах и художественных ремеслах, а также о классических книжных традициях таджикского народа [8,31-33].
Поскольку таджикско-персидская литература имеет с древних времен письменную основу, то это позволяет дополнить арабские средневековые источники по музыке новыми данными по истории каллиграфии народов восточных областей мусульманского мира. Изучение источников, которые хранятся в письменных хранилищах современного Таджикистана и Узбекистана и за ее пределами, дает возможность узнать о высокой культуре иранских народов (таджиков), как в древности, так и в средневековье - вплоть до конца XIX века. Особенно ценной является имеющаяся в них информация о многих выдающихся личностях, проживавших в городских центрах Центральной Азии (особенно Мавераннахра и Хорасана) [1,45-46].
В настоящей статье предлагается знакомство с еще одним выдающимся представителем таджикской интеллигенции конца XIX века Ахмадом Махдумом Дони-шем (1827-1897 гг.). Он выделялся своей многогранной деятельностью в качестве таджикоязычного (сам Дониш упоминает А. Р.) писателя (navisanda), поэта (shoir), музыканта (musigidon, mutrib) и ученого (olim), а также каллиграфа (xattot, xushnavis), книгосоздателя (kitoboro) и архитектора (me'mor, muhandis), художника (musavvir). Ахмад Махдум Дониш оставил неизгладимый след в культуре не только таджиков, но и всех среднеазиатских(мавераннахрских) народов [11, 26-27].
Фундаментальное изучение жизни и творчества Ахмада Махдума Дониша и подготовка к изданию его наследия имеют целью еще раз ознакомить широкий круг почитателей его таланта, как яркого представителя таджикской (сам Ахмад Махдум Дониш пишет об этом в своей автобиографии А. Р.) культуры в Бухарском эмирате. Его творчество давно уже привлекает к себе внимание отечественных и западноевропейских исследователей. И это неслучайно, поскольку Ахмад Махдум Дониш является одним из последних основателей классической школы каллиграфии в Бухаре
1 Макола дар асоси лоихаи «Таърих ва назарияи санъати халки точик» раками кайди давлати 0121TJ 1221 навишта шудааст.
(Мавераннахре). На протяжении всей своей жизни он активно участвовал в культурной и общественной жизни Мавераннахра. Так, Ахмад Махдум Дониш не только оформлял книги, но и писал стихи (мы впервые подготовили его диван и опубликовали, Ах,мади Дониш, Девон, Душанбе: Дониш, 2020 А. Р.) он написал более 20 книг, посвященные самым различным областям истории, науки и культуры. Его роль в культурной жизни Бухары (Мавераннахра) была значительна, поскольку им было сформировано в Бухаре собственное научно-литературное общество (мщфили Аумад Махдум). Вклад Ахмада Махдума Дониша в развитие научной, художественной и музыкально-литературной жизни города признается всеми, кто изучал культуру и историю Бухары [5,31].
Среди ученых, которые обращались к личности Ахмада Махдума Дониша и изучали его богатое и разнообразное наследие, были не только таджикские, но и русские и зарубежные исследователи (С. Айни, Е. Бертельс, А. Мирзоев, С. Улугзаде, З. Ра-джабов, Р. Хадизаде, Башири и др.). Но без сомнения наиболее значительный вклад в изучение жизни и творчества Ахмада Махдума Дониша как писателя, поэта (shoir, navisanda), историка (тиатх, ta'rixdon) и общественного, государственного деятеля (maxdum, urog), ученного (olim), астронома (sitorashinos), мастера-художника (musavvir), архитектора (me'mor, muhandis), каллиграфа (xattot, xushnavis), книгосо-здателя (kitoboro) внес выдающий таджикский писатель и ученый Садриддин Айни (1878-1954 гг.). Можно сказать, что Садриддин Айни является основоположником данной темы, которую он начал освещать в 30-40-е годы ХХ века) [2,12].
Мысль о необходимости заново воскресить имя Ахмада Махдума Дониша и его вклада в культуру, приобщив, таким образом, его наследие к числу сокровищниц классической таджикской культуры и сделав наследие великого ученого и творца доступным для широкого круга его почитателей, была основной идеей, которую ставил перед собой устод Садриддин Айни. Он воссоздал поэтапно биографию Ахмада Махдума Дониша, осветил его многогранную деятельность и установил его последователей - учеников. Кроме того, Садриддина Айни дал высокую оценку творчеству Ахмада Махдума Дониша, как одного из ярчайших представителей таджикской культуры XIX века, подчеркивая, что Ахмад Махдум Дониш явился реальным свидетелем той эпохи, в котором жил и творил мыслитель. Опубликованные на таджикском языке работы Садриддин Айни в значительной мере построены на цитировании исторических оригиналов - различных письменных источников, в том числе и произведений самого Ахмада Махдума Дониша. Эти сведения имеют первостепенную важность для наших и будущих исследований) [7,58].
Профессиональный уровень и объем знаний Ахмада Махдума Дониша Бухорои (1827-1897 гг.) позволяет смело отнести его к последним выдающимся таджикским энциклопедистам Мавераннахра. По своему происхождению и воспитанию он принадлежал к среднему сословию городских жителей, то есть к слою просвещенных ремесленников и высокообразованных людей Бухары. В этом великом старинном городе Ахмад Махдум Дониш рос и воспитывался. Из его биографии известно, что он учился в медресе, изучая все науки и традиционные, по тем временам, ремесла [каллиграфию (xatu xushnavisi), книгасоздание (kitoboroi), архитектуру (me'mori, muhandisi), музыку (musigi, mutribi)].
Здесь он также овладел в совершенстве арабским языком, и он пишет: «Я приобрел все эти познания, которых лишена значительная часть людей, не из книга, в результате долгих размышлений над каждым явлением, путем доискивания причин происхождения этих явлений. Вы знаете, что в нашей библиотеке было лишь несколько взятых на прокат книжечек по астрологии, на арабском языке и на фарси, а книг по лексике, искусству и богословию не было. Когда же мне захотелось овладеть официальными науками, которые в наше время состояли из хутбы и начальных глав других дисциплин, я обратился к частным и вакфным библиотекам, но не успевал я приступить к повторному чтению книги, как владельцы отбирали ее у меня...» [4,507-508].
В Бухаре Ахмад Махдум Дониш сформировался и как литератор (adib), и как художник-каллиграф (xattot-musavvir), и как поэт и писатель (shoir, navisanda), музыкант, знаток музыки (mutrib, musigidon), как ученый (olim) высокого уровня. Наряду с увлечением историей и литературой, он особенно прославился в качестве каллиграфа (xatot, kitoboro) и художника (musavvir). Ахмад Махдум Дониш приобрел известность виднейшего создателя книг (kitaboro) своего времени, а также проявил себя как архитектор (me'mor-muhandis). В своем труде «Наводир ал-вакое' (Редкостные события)» пишет: И вот как-то он назвал мое имя (эмир Насрулла А.Р.) и сказал: «Нет равных ему в искусстве рисования. Его волшебный калам соперничает с кистью Мони и Бехзада. Он также в совершенстве составляет письма, как официальные, так неофициальные». Эмир назвал меня и велел переписывать простым почерком книги по медицине и истории и определил за каждую рукопись десять дирхемов. Когда мой учитель - да простит его Аллах- покинул этот мир, эмир назначил меня на его должность и установил мне жалование в тысячу дирхемов. С раннего утра до вечера эмир заставлял меня просиживать во дворце и советовался со мной покойный учитель. Зодчие и художники приступали к работам лишь по моим указаниям» [8,33-36] он отмечает, что искусству письма - каллиграфии Ахмад Махдум Дониш сперва учился у отца и матери (padar, modar - оба были грамотными людьми) («Перед тем, как поступить в школу, я, благодаря своим способностям, научился дома, вместе с другими детьми, у своей матери азбуке, чтению и письму и даже рифмовал стихи, хотя в них и не было смысла. Я хорошо помню, как я писал и чертил каламом или карандашом геометрические фигуры на обмазанных глиной стенах»).
Впоследствии он самостоятельно расширил свои навыки в совершенствовании искусства каллиграфии, рисования. «Я жил у отца и был вынужден заниматься изучением арабского языка и единственным способ зарабатывать деньги была переписка книг. Я начал с переписки дивана Бедиля, так как к этому времени у меня уже неожиданно обнаружился красивый почерк, хотя я ни у кого не учился и не занимался самостоятельно. Я не располагал и не мог обратиться к другому занятию и зарабатывать деньги на базаре или в торговых рядах...». Ахмад Махдум Дониш не брал уроки у реальных мастеров каллиграфии, но он самостоятельно изучал работы предшествовавших мастеров, представителей разных школ Мавераннахра и Хорасана. Так он стал незаменимым мастером-ремесленником по искусству рисования и чертежам - цадвалкашй (jadvalkashi) и мастером, овладевшим навыком «золото-
бита и волочильщика золотой нити» zarku, zarkash). Особенно ценились работы Ахмада Махдума в искусстве создания книги. «Я после школы занимался перепиской и переписывал в месяц одну рукопись Бедиля из двадцати четырех- тридцати частей. За такую рукопись платили от двадцати до тридцати танга. Большую часть я откладывал про запас, а меньшую - тратил на себя». В это время он стал непревзойденным мастером каллиграфии, работающим в таких известных почерках, как сулс, наста'лик, зулф и тугро (suis, nasta'lig, zulf, tugro).
Согласно источникам и автобиографическим работам самого Ахмада Махдума Дониша, после завершения медресе, он работал в канцелярии бухарского эмира Насруллы (1826-1860 гг.). Ахмад Махдум Дониш пишет: «Я начал заниматься этим ремеслом и всеми правдами, и неправдами в течение одного года изучил целиком это искусство. Я научился каламамом и циркулем выделывать все, на что были способны искусные мастера, и даже выработал свои правила и внес новшества в это искусство. Я хорошо чертил поля и заставки, красиво рисовал небо, дома, сады, животных, людей, птиц, рыб, степи и поля, горы, и реки в самых различных видах и положениях, умел высекать надписи на стенах домов разными почерками, как-то: сулс, райхан, зулф.
Целью всех моих стараний было то, чтобы превзойти других на тот случай, если бы эмиру захотелось построить медресе или ханаку и возникла бы необходимость в людях, искусных в названных ремёслах. Или же в случае, если эмиру захотелось бы заказать разукрашенную рукопись, чтобы исполнителем оказался я, и тем самым получил бы свою долю богатства...».
И в это время, наряду с выполнением разных работ в исполнительском аппарате эмира, по поручению и заказу правителя Ахмад Махдум Дониш оформил ряд произведений классиков таджикско-персидской литературы (Хафиза, Саади, Джалалат-дин Балхи, Бедиля, Назима Хирати и других). Ахмад Махдум Дониш оставил после себя великолепные образцы работ в разных художественных стилях каллиграфии. Его письмо отличалось разнообразием цветовой гаммы, различными цветовыми сочетаниями и обильным применением золота (halkori, zarkubi, jadvalkashi). Все это придает его работам необычный сверкающий колорит. И он пишет: «Я умел прекрасно писать всеми почерками, но в последствии перестал ими пользоваться, ограничившись самым простым почерком, применяемым при письме, ибо цель в совершенствовании почерка -это или обучение других этому ремеслу или желание стать каллиграфом правителя. И то и другое было противно моей натуре, так как я не желал ссориться с глупцами или за кусок хлеба служить подлецам» [8,31].
Неслучайно устод Садриддин Айни в своих литературных и научных работах преподносит Ахмада Махдума Дониша как самого яркого представителя бухарской школы каллиграфии и книжной миниатюры XIX века. Писатель характеризует также в целом культуру оформления книги в Бухаре, как наиболее развитое искусство. Большинство людей той эпохи, как и Ахмад Махдум Дониш, считали себя образованными, если они владели искусством красивого письма. И каллиграфия была одним из излюбленных занятий интеллектуалов того времени.
Искусство художественной каллиграфии было связано с почитанием таджиками книги, как источника знания, а написание текста стало ее украшением. Еще на рубеже X - XI веков появилась пословица, которая воспроизводилась в письменных
текстах: «Письмо - это половина знания» («xatt nisfi donish ast»). Поэтому Ахмада Махдума Дониша стали окружать ученики, и он обрел не только известность, но и последователей [3,278-279].
Высоко ценил мастерство Дониша в качестве каллиграфа его современник - поэт и литературовед Афзал Махдум Пирмасти в своем труде «Антология поэтов» (Tazkirat-ush-shu'ro), когда писал: «Он /Дониш/ - из числа добродетельнейших и почтенных учёных мужей, с ранних дней детства и с началом юношеского взросления постоянно направлял свои мысли на высокие помыслы, на постижение различных наук посредством разума и созерцательного опыта. Он также чрезвычайно был сведущ в ремесле золотобита (zarkubi) и волочильщика золотой нити (zarkashi), каллиграфии (khatoroi), став художником высокого уровня (tasvirgari, musavviri). В наши дни по уровню мастерства в стилях «зулф», «настаълик» и «сулс», а также в рисовании, ему нет равных. Представляется, что в Бухаре, где работал Ахмад Махдум, он являлся единственным мастером художественного письма в стилях «наста'лик», «зулф», «рейхан» и «сулс», что не было мастера наподобие ему, который исполнял бы столь орнаментальные почерки письма» [6,18-19].
Ахмад Махдум Дониш собрал и оформил художественно ряд поэтических сборников (диванов) классиков таджикско-персидской литературы. А свой трактат по музыке «Рисолаи Шашмацом» (1847) он написал, оформив текст в стиле каллиграфии насталиk [nasta'lig] [9,82].
Ахмад Махдум Дониш не только в каллиграфии, но в изобразительной миниатюре раскрывался как незаурядный, выдающийся живописеца XIX века. Например, его миниатюры к поэме Назима Хирати «Юсуф и Зулейха», как и в портрете прославленного таджикско-персоязычного поэта Бедила, и в сатирическом портрете миршаб [mirshab-надзиратель, градоначальник Бухары Мирза Анвара Кукнари] исчезла статика, появилось внутреннее движение, которое усиливалось живым и динамичным изображением персонажей. Художник (поэма «Юсуф и Зулейха» Назима Хирати, Диван Мирза Бедила) книги в самых разных жанрах: историческом, лирическом, бытовом. Поэтому для своей эпохи, по выражению устода Садриддина Айни, Ахмад Махдум Дониш «не только совершенствовал, наполнял новой жизнью старые темы, персонажи, но и создавал много новых своих высоко оригинальных тем, когда не находил их в прошлой традиции, но когда они были ему необходимы». Так, Ахмад Махдум Дониш обогатил таджикскую книгу новыми конкретными темами, ввел в нее эпизоды из повседневной жизни Бухары.
Хотя Ахмад Махдум Дониш был непревзойденным мастером искусства каллиграфии в Мавераннахре, еще не все его работы в этой области изучены и опубликованы. До сих пор не опубликованы его работы, выполненные в стилях каллиграфии «насх», «таъ'лик», «зулф», «настаъ'лик».
Ахмад Махдум Дониш, будучи творческим лицом проявлял новаторство и в сфере развития техники письма при оформлении книг (китеба-kiteba), что рассматривается в работе Мирмухаммада Идрисходжа Роджи-и Бухорои (1880-1920 гг.) (Tazkirat-ut- xatanin- Тезкире о каллиграфии). Это имело большое практическое значение для развития книжной культуры Бухары Х1Х - начала ХХ вв. Ахмад Махдум Дониш создал свою школу каллиграфии, и в ней воспитывалсья ряд мастеров высокого класса такие, как Махдуми Абдулкарим, Махдуми Фатхи, Махдуми Мухаммад
и др. Ученики Ахмада Махдума Дониша тоже оставили яркий след в истории развития каллиграфии XIX - начало ХХ вв. О роли и вкладе Ахмада Махдума Дониша в своем тезкире Идрисходжа Роджии Бухорои так пишет:
Зи мирони бузургу мирзода, Зи махдумони содибистифода. Вале дар зайл устодони котиб, Набошад номашон бурдан муносиб. Вадиди комилон Махдуми Адмад, Ки давлат дар камолаш буд сармад. Хаташ бар сафдаи силки лолй, Найи килкаш зи шакки на(у)кс холй. Зи тиббу дандаса шеъру нучумаш, Мусаххар бар сари мулки улумаш. Дар ин фандост зи тасниф машдур, Ки чашми нотавонбинон аз у дур. Ба сурат чун каландар лоуболест, Ба сират лек Афлотунмисолест. Кашид охир зи девони казо по, Ба боге сарвосо дошт маъво. Дил осояд зи Ибродиму Исдок, Вале Исдок дар ин фан бувад ток. Ду дар хатти чалй ачливу хаффо, Ба дар як бедтар аз дигар тавоно. Чу буданд низ адли шеъру такрир, Рабуданд имтиёз аз килки тадрир. Ба шеър аввал вале машдури даврон, Ба хат сонй зи шеър афзун зи Куръон. Бувад аз хатти куръонии Исдок, Мушаккар табъи хатбозони офок. Зи хайли котибони дадр мумтоз, Надидам дар китобат боди анбоз.
Поскольку Ахмад Махдум Дониш был незаменимым мастером своего дела, то его работы пользовались большим спросом. Их приобретали за высокие цены большое число покупателей из числа правителей, элиты, интеллектуалы из Бухары, Мерва, Чарджуйя, Ташкента, Самарканда, Хивы, Маргилана и т.д.). О его мастерстве очень высоко отзывались его современники - поэты, литературоведы: Афзал Махдум Пирмасти, Иса Махдум, Мухаммадсиддик Хашмат (сын эмира Музаффар), Махдум Садр Сарир, Хамидходжа Савти и др.
Следует отметить, что в эпоху Ахмада Махдума Дониша трактатов по истории и теории каллиграфии было написано немного. Известно, что в XV - XVII вв. был написан ряд трактатов по истории и теории каллиграфии, таких авторов, как Низам ад-Дин Султани (более известный, как Султан Али Машхади, 1433-1520 - «Risala-i khattoti» - «Трактата о каллиграфии»), а также Сиддикхан Хашмат, Садри Зийа. И еще несколько трактатов анонимных авторов. Судя по сведениям из письменных источников, то такие почерки, как tavgi, tugro. rogo', kiteba, получили дальнейшее развитие в XV - XVII веках, но в XIX веке Ахмад Махдум и его ученики применяли их
в новом формате. Так, Ахмад Махдум в период своей работы в канцелярии эмира Насруллаха, широко применял эти почерки в административной переписке, для приписок в приказах, корреспонденциях и прежде всего, для создания монарших грамот tavginavisi (Roji-i Buxoroi, Tazkirat-ut-xatatin).
Однако основное развитие искусства каллиграфии в Маверннахре этого периода связывают с почерками насталик и зулф (nasta'lig, zulf), которые связывают с творчеством Ахмада Махдума и его учеников.
Подводя итог, можно сделать вывод, что Ахмад Махдум Дониш и его школа внесли весомый вклад в развитие науки, литературы, изящных искусств (каллиграфии, создания книг) в Бухаре и Мавераннахре в XIX веке. Творческий путь этого выдающегося представителя бухарских интеллектуалов можно разделить на два периода. Первый (1848-1860) — это его служба при эмире Насруллахе, когда Ахмад Махдум Дониш интенсивно работал и в науке, и в литературе, и в музыке, и в каллиграфии. Второй период в жизни Ахмада Махдума Дониша (1860-1885) выделяется после прихода к власти эмира Музаффара (1850-1885 гг.). В это время в деятельности Ахмада Махдума Дониша усиливаются европейские вкусы и веяния, которые не могли не оказать влияния на его научно-литературную деятельность. Начиная со второй половины XIX в. кардинально изменяется его мировоззрение. Ахмад Махдум Дониш становится беспощадным критиком системы правления мангытских эмиров и все больше уделяет внимания вопросам религии. Именно в этот период в его миниатюрах, особенно в портретах начали проявляться черты реализма, даже натурализма (ряд портретов с изображением местных чиновников-миршаба и казия, носит явно сатирическиий характер).
Что касается искусства каллиграфии, то Ахмад Махдум Дониш продолжал демонстрировать высокое мастерство в оформлении книг красивыми почерками. Ахмад Махдум Дониш и его ученики по праву могут быть причислены к бухарской школе каллиграфии. Они освоили много стилей каллиграфии и внесли весомый вклад в развитие этого искусства в Средней Азии в XIX веке [10,53].
Активная деятельность Ахмада Махдума Дониша в качестве основателя классической каллиграфической школы XIX в. в Бухаре говорит не только о масштабе его личности, но и открывает для исследователей новые данные о культурной жизни Мавераннахра при мангытских правителях. Память о выдающемся деятеле культуры Бухары, Ахмаде Махдуме Донише, сохраняется сегодня в Таджикистане. Так, именем Дониша в советское время в республике было названо ведущее академическое исследовательское учреждение, школы, улицы, скверы, книжное издательство. В 2017 г. в г. Душанбе была проведена международная научная конференция, посвященная 190-летию великого ученого, литератора, энциклопедиста, каллиграфа и художника.
ЛИТЕРАТУРА
1. Айнй С. Ёддоштхо. Ч..-4. -Сталинобод: Нашриёти давлатии Точикистон, 1954. -211 с.
2. Ахмад Махдуми Дониш ва хорицаи таърихии фарханги точикон (мачмуаи илмй). Мухар-рири масъул А. Рачабов. - Душанбе: Дониш, 2017. -555 с.
3. Додхудоева Лариса. Художественное творчество Ахмада Дониша в контексте ориентализма и оксидентализма//Ахмад Махдуми Дониш ва хорицаи таърихии фарханги точик. - Душанбе: Дониш, 2017. - 555 с.
4. А. М. Дониш. Наводир-ул-вакоеъ. Китоби 2. - Душанбе: Дониш, 2017. - 953 с.
5. Мирзоев А. Адмади Дониш. - Душанбе: Дониш, 2017. -115 с.
6. Мирмудаммад Идрисхоча Рочии Бухорой, Тазкират-ут-хатотин, Бухоро,1889 (нусхаи шах-сии А. Рачабов). - 46 с.
7. Пирмастй Афзал Махдум, Тазкират-уш-шуаро,1336 д. [чопи сангй]. -187 с.
8. А. Рачабов. А.М. Дониш - хаторо, китоборо ва мусаввир. -Д., Дониш, 2020. -162 с.
9. Рачабов А. Назаре ба сарчашмадои хаттии мусикии замони Адмад Махдуми Дониш. - Душанбе: Дониш, 2017. -180 с.
10. Рачабов А. Адмад Махдуми Дониш ва фарданги мусикии замони у (нигоди таърихй, сар-чашмашиносй ва назарй). - Душанбе: Дониш, 2022. - 301 с.
11. С. Улугзода. Адмади Дониш. - Сталинобод: Нашриёти давлатии Точикистон, 1946. -88 с.
АХ.МАД МАХДУМИ ДОНИШ - ЯКЕ АЗ ОХИРИН АСОСГУЗОРОНИ МАКТАБИ КЛАССИКИИ ХАТТОТИИ МОВАРОУННАХР
Фарданги китобии точикон мисли адабиёти он таърихи бостонй дорад. Точикон аз кадимта-рин кавмдои бумии Осиёи Марказй буда, дар марказдои бузурги фардангии шадрдои Бухоро, Самарканд, Марв, Балх, Х,ирот ва гайрадо зиндагй мекарданд. Аз чумла, забон, адабиёти точику форс заминаи устувори хаттй доранд, ин имкон медидад, ки маъхаздои асримиёнагии доир ба таърихи хатту хушнависй - китоборой амиктар омухта шаванд.
Омузиши сарчашмадое, ки дар захирадои хаттии Точикистону Узбекистон ва берун аз марзи он мадфузанд, гуводй медиданд, ки фарданги бойи хатту китобороии точикон чи дар асрдои миёна (аз он чумла, то охири асри XIX) нисбатан кам тадкик шудаанд.
Дар маколаи мазкур садму чойгоди намояндаи барчастаи точик, алломаи Машрикзамин Адмад Махдуми Дониш (1827 - 1897) на факат дамчун нависанда, шоир, мусикидон, энсиклопе-дист, олим, инчунин хаттот, китоборо, меъмору рассоми камназир дар таърихи фарданги точикон - Мовароуннадр бар пояи сарчашмадои хаттй ба риштаи тадкик кашида шудааст.
Калидвожадо: Адмади Дониш, энсиклопедист, шоир, нависанда, муаррих, мусицидон, мак-таб, Мовароуннаур, хаттот, хушнавис, классик, китоборо.
АХМАД МАХДУМ ДОНИШ - ОДИН ИЗ ПОСЛЕДНИХ ОСНОВАТЕЛЕЙ КЛАССИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ КАЛЛИГРАФИИ МАВЕРАННАХРА
Книжная культура таджиков, как и их литература, имеет многовековую историю. Будучи одним из древнейших этносов Центральной Азии, таджики проживали в южных оазисах этого региона, в таких известных крупнейших городах, как Бухара, Самарканд, Мерв, Балх, Герат и другие. Поскольку таджикско-персидская литература имеет с древних времен письменную основу, то это позволяет дополнить арабские средневековые источники по музыке новыми данными по истории каллиграфии народов восточных областей мусульманского мира.
Изучение источников, которые хранятся в письменных хранилищах современного Таджикистана и Узбекистана и за ее пределами, дает возможность узнать о высокой культуре иранских народов (таджиков), как в древности, так и в средневековье - вплоть до конца XIX века.
В настоящей статье рассматривается роль и место Ахмада Махдума Дониша (1827-1897 гг.), как одного из последних основателей классической школы каллиграфии Мавераннахра.
Ключевые слова: Ахмади Дониш, энциклопедист, поэт, писатель, историк, знаток музыки, Мавераннахр, каллиграфия, каллиграф, книгосоздатель.
-МУАРРИХ - ИСТОРИК - HISTORIAN-
AHMAD MAKHDUM DONISH - ONE OF THE LAST FOUNDERS OF THE CLASSICAL SCHOOL OF CALLIGRAPHY OF MAVERANNAHR
The book culture of Tajiks, like their literature, has a long history. Being one of the oldest ethnic groups in Central Asia, the Tajiks lived in the southern oases of this region, in such well-known major cities as Bukhara, Samarkand, Merv, Balkh, Herat and others. Since the Tajik-Persian literature has had a written basis since ancient times, this makes it possible to supplement the Arabic medieval sources on music with new data on the history of calligraphy of the peoples of the eastern regions of the Muslim world.
The study of sources that are stored in the written repositories of modern Tajikistan and Uzbekistan and beyond, makes it possible to learn about the high culture of the Iranian peoples (Tajiks), both in antiquity and in the Middle Ages - up to the end of the 19th century.
This article discusses the role and place of Ahmad Makhdum Donish (1827-1897) as one of the last founders of the classical school of calligraphy of Maverannahr.
Key words: Ahmadi Donish, encyclopedist, poet, writer, historian, music connoisseur, Maveran-nahr, calligraphy, calligrapher, book creator.
Маълумот дар бораи муаллиф: Аскаралй Рачабов - доктори илмхои таърих, профессор, мудири Шуъбаи таърихи санъати Институти таърих, бостоншиносй ва мардумшиносии ба номи Ахмади Дониш. Сурога: 734025, Ч,умхурии Точикистон, шахри Душанбе, хиёбони Рудакй, 33. Тел. (+ 992) -93- 988-64-88; (+3772) 221-28-06 (корй). E- mail: askarali.44@mail.ru
Information about the author: Askarali Radzhabov - doctor of historical sciences, professor, head of the art history department of the Institute of history, archeology and ethnology named after Ahmadi Donish, address: 734025, Dushanbe city, Rudaki avenue, 33. Tel. (+992) -93-988-64-88; (+3772) 221-28-06 (work). E-mail: askarali.44@mail.ru