Пространственная Экономика 2007. № 2. С. 157-165
Н. В. Роднина
АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ): ПРОГРАММНЫЕ НАМЕРЕНИЯ
Агропромышленный комплекс (АПК) — один из самых крупных народнохозяйственных комплексов республики, включающий отрасли, имеющие тесные экономические и производственные взаимосвязи, специализирующиеся на производстве сельскохозяйственной продукции, ее переработке и хранении. От устойчивого функционирования аграрного сектора в значительной степени зависит уровень жизни сельского населения.
Начиная с 1992 г. в аграрном секторе осуществляются институциональные преобразования, совершенствуются внутрихозяйственные отношения, зарождается межфермерская и потребительская кооперация.
Восстановление управляемости агропромышленным комплексом как единым организационно-правовым объектом, поддержание эффективного разделения производства между предприятиями и хозяйствами различных форм собственности на основе гибкого сочетания рыночных принципов с государственным воздействием, повышение уровня жизни селян — основные направления аграрной политики республики в истекший период.
Формирование эффективного и конкурентоспособного агропромышленного производства, способного обеспечить продовольственную безопасность, стабилизацию и укрепление аграрного сектора республики, повышение уровня социального и инженерного обустройства жизни поселений, намечалось осуществить за счет реализации мероприятий «Президентской программы социально-экономического развития села Республики Саха (Якутия) на 2002—2006 гг.» [3].
Главными задачами программы по развитию животноводства на 2002—
© Роднина Н. В., 2007
2006 гг. были определены: стабилизация численности и прирост поголовья сельскохозяйственных животных в хозяйствах всех категорий, увеличение объемов производства и улучшение качественных показателей за счет повышения продуктивности и снижения затрат на производство.
В числе основных мер в животноводстве намечалось воздействие на главные факторы — наследственные, породные особенности, через повышение уровня и полноценности кормления сельскохозяйственных животных, сокращение яловости, улучшение сервисных зоотехнических, ветеринарных работ и услуг.
Кроме этого, программой предусматривалось повышение концентрации производства продукции животноводства в тех районах, которые характеризуются высокой плотностью населения.
Улучшение социально-экономических условий жизни коренных народов, изменения в системе оплаты труда и проведение организационно-технических мероприятий должны были обеспечить стабилизацию и дальнейшее развитие домашнего северного оленеводства и табунного коневодства.
Развитие земледелия предлагалось за счет совместных с федеральной комплексной программой «Повышение плодородия почв России на 2002—
2005 годы» [2] мероприятий по регулированию физико-химических и агрохимических свойств почвы, повышению эффективности использования земель, предотвращению и устранению деградации почв, проведению водоводов.
На рост объемов продукции растениеводства, впрочем, как и всего сельскохозяйственного производства, должны были оказать позитивное влияние мероприятия по материально-техническому обеспечению, созданию системы последовательного обновления и укрепления производственной базы товаропроизводителей. Повышению производственного потенциала сельскохозяйственного производства, техническому и технологическому перевооружению способствовало развитие лизинговых отношений.
В результате реализации мероприятий программы в последние годы проявились некоторые положительные тенденции в развитии агропромышленного производства: достигнут по сравнению с 2001 г. прирост производства по отдельным видам сельскохозяйственной продукции и продовольственных товаров: мяса (в живом весе) на 16,2%, молока — на 14,5, яиц — на 61,6, масла животного — на 34,3, макаронных изделий — на 17,4, товарной пищевой рыбной продукции — на 85%, наметилось сокращение удельного веса убыточных хозяйств.
За счет реализации мероприятий программы объем валового производства сельского хозяйства в 2006 г. достиг 13 131,8 млн руб. с ежегодным реальным ростом в среднем 1,1% {рис. 1).
Млн руб. %
| I Валовая продукция сельского хозяйства, млн руб.
I I Продукция животноводства, млн руб.
I I Продукция растениеводства, млн руб.
—Л— Индекс физического объема валовой продукции сельского хозяйства, %
Рис. 1. Валовая продукция сельского хозяйства Республики Саха (Якутия)
за 2002—2006 гг.
Более эффективно стали действовать отдельные инструменты государственного регулирования, в том числе комплексные мероприятия по улучшению социально-экономических условий жизни коренных малочисленных народов Севера, стабилизации и дальнейшему развитию домашнего северного оленеводства, возмещению затрат на производство сельскохозяйственной продукции и вылов рыбы.
Выплаты заработной платы оленеводам и чумработникам за счет бюджета республики, субсидий на поддержку оленеводческих хозяйств, сохранность и увеличение поголовья, возмещение части компенсационных затрат на топливо и ГСМ обеспечили прирост поголовья оленей на 19,5%.
Субсидирование закупок промысловой пушнины, возмещение стоимости лицензий, обеспечение спецодеждой и табельным снаряжением увеличили объемы заготовок пушнины соболя на 27,7%, белки — на 118, ондатры — на 65,9%, белого песца почти в 5 раз и рыбы — почти в 2 раза.
За годы реализации программы численность экономически активного населения увеличилась по сравнению с 2001 г. на 4,8%, в том числе в городской местности на 2,9% и сельской — на 9,2 % (табл. 1).
За этот же период доля занятых в городской местности снизилась, а в сельской — возросла. Отмечается снижение показателя сельской безработицы (на 2,4 п. п. по сравнению с уровнем 2001 г.).
Для преодоления разрыва в уровне жизни и социального обеспечения между городом и селом за 2002—2005 гг. введено в действие дошкольных учреждений на 1047 мест, из них на 877 мест (83,8%) в сельской местности. Введены больничные учреждения на 1538 коек, в том числе в сельской местности —
пэ ____________________ Н. В. Роднина
№ 2 2007
на 450 коек, или 29,3%, амбулаторно-поликлинические учреждения — на 1874 посещения в смену, в том числе в сельской местности — на 434 посещения в смену, или 23,2%.
Таблица 1
Структура экономически активного населения Республики Саха (Якутия) за 2001—2006 гг., чел.
Экономически активное население 2001 2002 2003 2004 2005 Февраль — ноябрь 2006
Мужчины 243 591 245 645 251 304 252 114 246 550 251 991
Женщины 229 771 247 279 244 436 240 965 236 875 243 990
В городской местности 332 946 341 038 338 571 338 537 329 620 342 684
В сельской местности 140 417 151 886 157 169 154 542 153 804 153 296
Всего 473 362 492 924 495 740 493 079 483 425 495 981
Построено 1 326 км газопроводов, из них 315 км магистральных газопроводов, 191 км газопроводов-отводов, 820 км межпоселковых и внутри-поселковых газовых сетей, что позволило практически завершить работы по газификации всех сел, расположенных вдоль магистрального газопровода Кысыл-Сыр — Мастах — Берге — Якутск, газифицировать с. Кюль Верхневи-люйского улуса от магистрального газопровода Вилюйск — Верхневилюйск, приступить к строительству магистрального газопровода к с. Бердигестях, начать работы по газификации с. Бясь-Кюель Горного улуса.
За этот период переведены на газовое топливо 70 котельных и газифицирован 11421 жилойдом.
Для обеспечения электроснабжения сельскохозяйственного производства и социально-бытовой сферы села в 2002—2006 гг. введены в эксплуатацию 23 дизельные электростанции в сельских населенных пунктах, построены линии электропередачи в13 селах протяженностью 69,2 км.
Вместе с тем используемых мер для устойчивого и динамичного развития аграрного сектора, достижения реального экономического роста во всех отраслях сельскохозяйственного производства оказалось недостаточно {рис. 2).
При увеличении поголовья оленей по сравнению с 2001 г. на 8,6% в
2006 г. отмечается сокращение поголовья крупного рогатого скота на 8,4% (коров — на 3%), лошадей — на1%, свиней — на 37% и птицы — на 20,6%.
Общая посевная площадь в 2006 г. составила 45,5 тыс. га, что меньше уровня 2001 г. на 12,8 тыс. га (22%). Сокращение посевных площадей сель-160
скохозяйственных культур отмечено по зерновым на 45,8%, картофелю и овощам — на 20,7%. Ежегодное сокращение посевных площадей в среднем достигало 8,5%.
Рис. 2. Показатели производства основных видов продукции предприятий АПК Республики Саха (Якутия) за 2001—2006 гг., т
В результате в 2006 г. сбор урожая по всем видам продукции растениеводства ниже уровня 2001 и 2005 гг., в том числе: по зерновым культурам — соответственно на 23,2% и 10,7%; картофелю — на 5% и 29,6%; овощам открытого и закрытого грунта — на 4,8% и 18,6% {рис. 3).
Тыс. т Тыс. га
2002 2003 2004 2005 2006
I I Сбор зерновых
| I Сбор картофеля
| =| Сбор овощей открытого грунта -А— Посевная площадь зерновых Посевная площадь картофеля Посевная площадь овощей открытого грунта
Рис. 3. Посевная площадь и валовой сбор сельскохозяйственных культур в Республике Саха (Якутия) за 2002—2006 гг.
Дополнительными сдерживающими развитие земледелия факторами явились нехватка у предприятий и хозяйств оборотных средств на приобретение семенного материала, горюче-смазочных материалов, запасных частей на восстановление сельскохозяйственной техники, а также значительный износ тягловой техники и парка сельскохозяйственных машин.
Дополняется список невыполнением полного комплекса мероприятий по сохранению и повышению плодородия почв, переводом части посевов зерновых на кормовые в связи с запаздыванием созревания, неблагоприятными природно-климатическими и погодными условиями.
Анализ причин позволяет сделать вывод о том, что только на основе преобразования форм собственности, развития заготовительно-сбытовой деятельности и системы инфраструктурного обеспечения динамичного развития во всех отраслях агропромышленного производства обеспечить невозможно.
Достижение программных параметров развития АПК республики возможно только при мощной поддержке государства в виде системы рычагов и стимулов, с помощью которых государство участвует в рыночных процессах на правах субъекта рыночных отношений, обеспечивая устойчивое развитие агропромышленного производства, т. е. государственного регулирования.
Государственное регулирование в развитых странах базируется на применении преимущественно экономических методов: ценовой, налоговой, кредитной политики, бюджетных дотаций и субсидий. Различия определяются географическими, историческими, культурными особенностями стран, их предпочтениями.
Современную политику Российской Федерации в области агропромышленного производства можно охарактеризовать как политику свободного выбора путей, форм и способов регулирования развития и производственной деятельности.
Анализ применяемого экономического механизма регулирования аграрного сектора как в Российской Федерации, так и в республике показывает, что проведенные экономические преобразования оказались недостаточными для устойчивого и рентабельного ведения хозяйства.
Механизм регулирования аграрного производства должен представлять собой комплексную, взаимоувязанную и взаимообусловленную систему законодательно-правовых, экономических и организационно-административных мер. Государство должно создать правовую основу для стабилизационной работы АПК, поэтому решающая роль в регулировании аграрной сферы принадлежит законодательству, и прежде всего законам и нормативным актам федеральных органов власти и управления.
На создание правовых основ реализации государственной социально-экономической политики в сфере сельскохозяйственного производства, обеспечения населения российскими продовольственными товарами нацелены положения Федерального закона «О развитии сельского хозяйства» [1].
Методы и рычаги воздействия на производство, включая новый федеральный закон, не учитывают объективные особенности функционирования сельского хозяйства в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Кроме того, в законе неясно отражен механизм взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления. Ответы на вопросы о том, каков должен быть характер этих взаимоотношений, какова должна быть субординация и должна ли она быть вообще, степень вмешательства государственных органов в дела местного самоуправления и т. п., означают, сможет ли местное самоуправление реально исполнять свои функции в интересах аграрного сектора экономики и населения (домохозяйств), занимающегося личным подсобным хозяйством.
Остаются неучтенными особенности функционирования и возможного влияния закона на традиционные отрасли сельского хозяйства — северное оленеводство, табунное коневодство и промысловые направления (охота и рыболовство).
Сбалансированное развитие всех сфер АПК — необходимое условие решения проблемы обеспечения республики продовольствием и сельскохозяйственным сырьем, решение проблем занятости и доходности населения.
В настоящее время в республике разрабатывается второй этап целевой республиканской программы социально-экономического развития села на 2007—2011 гг., который должен обеспечить выработку и внедрение эффективного механизма государственного протекционизма, обуславливающего, в первую очередь, рост товарного производства в сельском хозяйстве и создание условий для ведения расширенного воспроизводства во всех сферах АПК, устранить просчеты и промахи предыдущего этапа, не обеспечившего воплощение задуманного.
Сущность государственного регулирования расширенного воспроизводства в АПК раскрывается через его функции.
• Формирование эффективных квалифицированных субъектов рыночных отношений — реальных собственников, предпринимателей, менеджеров ит.д.
• Обеспечение условий для функционирования рынков земли, материально-технических ресурсов и капитала.
• Создание условий для развития конкурентоспособных продовольственных товаров местного производства.
Система регулирования должна базироваться на следующих основных принципах.
• Рациональное применение механизма аграрного протекционизма, сущность которого заключается в поддержке надежности воспроизводства не только в сельском хозяйстве, ноив других сферах АПК; создание на инновационной основе системы организационно-экономических и нормативно-правовых механизмов по обеспечению благоприятных условий для развития АПК.
• Совершенствование бюджетной политики и механизма государственного регулирования в аграрной сфере, эффективного использования средств государственной поддержки.
• Гибкое сочетание рыночных принципов с государственным воздействием на реализацию социальной направленности.
• Создание адаптированной к природно-климатическим условиям региона системы хозяйствования для эффективного использования имеющихся ресурсов и более полного использования потенциала биосистемы.
Целесообразно осуществить переориентацию государственных функций от управления конкретными предприятиями, как это наблюдалось на протяжении последних 5 лет, к экономическому регулированию взаимодействия между субъектами рыночного хозяйства.
Формирование единого экономического пространства аграрного сектора экономики возможно обеспечить через тесное взаимодействие интересов государства и негосударственных формирований, к примеру, путем создания инновационно-инвестиционной финансовой структуры АПК, фонда ценовой поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей, развития интеграционных процессов с перерабатывающими предприятиями и создания интегрированных агроформирований.
При этом средства фонда направлять не только на поддержку гарантированных цен и проведение закупочных и товарных интервенций, но и залоговых операций за счет средств республиканского бюджета.
Указанные меры повысят эффективность аграрного сектора, создадут благоприятный климат для развития эффективных производителей, выведут с рынка несостоятельные предприятия и хозяйства, на поддержку которых в течение последних лет расходовались огромные государственные средства.
Зональная система развития агропромышленного комплекса обеспечит концентрацию сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий в точках роста промышленного, транспортного и энергетического комплексов республики.
При этом разработка региональных схем размещения производительных сил повысит экономический и социальный эффект от этих мер с общей увязкой с проблемами занятости населения.
Крупные сельскохозяйственные и перерабатывающие предприятия заслуживают проведения в отношении их избирательной политики. Они должны получать кредиты по строго целевому назначению, с обязательным контролем за использованием выделенных средств и исключением практики огульного списания полученных ссуд. При этом указанные средства предприятиям должны выделяться в рамках специальных программ на конкурсной основе.
Создание благоприятного инвестиционного климата для специализированных сельскохозяйственных предприятий по производству продукции животноводства, растениеводства и промыслового хозяйства, правильное определение стратегии их развития, включая укрепление материально-технической базы с соответствующей фондоотдачей, должны содействовать формированию конкурентоспособных товаропроизводителей.
В связи с изменениями социально-экономической структуры сельскохозяйственного производства, доли в валовой сельскохозяйственной продукции хозяйств населения требуется большее внимание уделить индивидуальному сектору аграрной экономики.
Основной задачей в отношении крестьянских (фермерских) хозяйств является не столько создание новых хозяйств, сколько повышение устойчивости и подготовка условий для их последующего роста и развития.
Агропродовольственная политика и государственное регулирование до 2011 г. должны быть направлены на формирование экономически активных субъектов хозяйствования, создание долгосрочных институциональных стимулов, благоприятной среды для расширения производства конкурентоспособной продукции.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. О развитии сельского хозяйства: Федеральный закон от 29.12.2006 г. № 264-ФЗ. Информационно-поисковая система «Консультант-Плюс».
2. Повышение плодородия почв России на 2002—2005 годы: федеральная целевая программа, http://www.programs-gov.ru/ext/103/content.htm.
3. Президентская программа социально-экономического развития села Республики Саха (Якутия) на 2002—2006 годы: утв. постановлением Государственного собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 17.10.2002 г. СЗ № 96-П. Информационно-поисковая система «Консультант-Плюс».