Роднина Н.В.
Современное состояние и меры государственного регулирования агропромышленного комплекса Республики Саха (Якутия)
Уровень продовольственной обеспеченности во многом зависит от потенциала агропромышленного комплекса (АПК), в связи с чем, данный сектор определен стратегически важным в государстве, а индексы объемов производства его базовых отраслей являются индикаторами экономики любого региона России.
Экономические преобразования, осуществляемые Россией в 90-х годах прошлого столетия, внесли существенные изменения в сложившуюся политическую и экономическую систему государства. Разгосударствление и приватизация,
либерализация цен и введение рыночных отношений привели к потере управляемости народным хозяйством и дестабилизации производственного процесса. Форсирование экономической реформы осуществлялось без учета специфики природных и социальноэкономических условий регионов, их подготовленности к переходу на совершенно новые условия хозяйствования.
Период с 1990 по 2008 гг. для АПК можно условно разделить на три этапа:
I этап (1990-1997) - начало реформ;
II этап (1998-2001) - период адаптации к новым условиям хозяйствования;
III этап (2002 г. - до настоящего времени) - период усиленного государственного регулирования АПК для повышения уровня продовольственного самообеспечения.
На первом и наиболее трудном этапе в республике наблюдался самый низкий уровень валового сельскохозяйственного производства в Дальневосточном регионе, уменьшалось производство мяса (72,6%), молока (92,6%), снижалась продуктивность животноводства, рос падеж скота.
Ежегодное сокращение поголовья достигало в среднем по крупному рогатому скоту на 5,4%; лошадям на 5,5%; свиньям на 16% и оленям на 8,1%. Почти в 2 раза сократилась промышленная переработка сельскохозяйственной продукции.
Табл. 1. Производство валового регионального продукта в Республике Саха (Якутия),
в основных ценах
2004 2005 2006 2007 2008
К Ю лу мр в % к итогу К Ю лу мр в % к итогу млн. руб. в % к итогу млн. руб. в % к итогу млн. руб. в % к итогу
ВРП 153497 100 183027 100 205847 100 246469 100 296604 100
в % к предыдуще му году 117,7 - 119,2 - 112,5 - 119,7 - 120,3 -
Сельское хозяйство 7168 4,7 7415 4,1 8284 4,0 9878 4,0 10803 3,6
в % к предыдуще му году 103,5 - 103,4 - 111,7 - 119,2 - 109,4 -
Период с 2002 по 2008 гг. характерен для аграрного сектора государственными мерами, направленными на улучшение социальных условий жизни и деятельности сельского населения, повышение уровня их занятости и доходов.
В результате на 1,4 % увеличен в 2008 году объем валовой продукции сельского хозяйства. на 2,9% обеспечен прирост продукции животноводства. Наметилось сокращение удельного веса убыточных хозяйств. За счет мер государственной поддержки по обеспечению хозяйств горюче-смазочными материалами и семенами, техникой и оборудованием, незначительно расширены посевные площади.
Так, посевы под картофелем в 2008 г. расширены на 9% и доведены до 7,5 тыс га. Это способствовало его валовому сбору в объеме 75,2 тыс т с превышением показателя 2007 г. на 18,4 % и 2002 г. на 4,5%.
Но в то же время проблем не становится меньше: сохраняется выбытие из оборота пахотных земель и сокращаются посевы под зерновыми культурами (на 15,7%), низок уровень эффективности в овощеводстве.
За счет снижения производства зерна в 2008 г. (в 2,3 раза к уровню 2007 года) и овощей (на 7%), на 18,8% сокращено по сравнению с предшествующим годом производство продукции растениеводства.
Табл. 2. Валовой сбор и урожайность сельскохозяйственных культур в Республике Саха
(Якутия) по категориям хозяйств
2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008
Зерно (в первоначально оприходованном весе)
Валовой сбор, тыс. тонн 21,2 24,4 17,9 15,7 14,1 13,6 6,3
Урожайность, цн с 1 га 8,8 10,6 11,7 11,5 10,6 12,2 8,1
Картофель
Валовой сбор, тыс. тонн 70,9 65,6 75,1 88,6 62,4 62,6 74,1
Урожайность, цн с 1 га 77,0 69,6 84,7 99,6 84,0 90,7 103,1
Овощи открытого грунта
Валовой сбор, тыс. тонн 25,7 25,2 21,4 24,0 21,7 22,5 22,8
Урожайность, цн с 1 га 120,7 119,4 113,2 130,3 135,8 136,8 136,0
Овощи закрытого грунта
Валовой сбор, тыс. тонн 11,4 12,3 9,8 12,8 8,3 8,4 8,0
Начиная с 2003 года в среднем на 4,5% ежегодно уменьшается численность крупного рогатого скота. При этом наибольшее сокращение произошло в хозяйствах населения (на 87,3 тыс.голов или 38,6%) и сельскохозяйственных предприятиях (на 9,8 тыс.голов или 25%). Ухудшаются качественные показатели.
В целом, ситуацию с нестабильностью и сокращением скота можно охарактеризовать наличием комплекса причин, однако основные из них:
• низкий уровень заготовки и качества кормов из-за сложных природноклиматических условий последних лет;
• уменьшение количества личных подсобных хозяйств, имеющих какой либо вид скота;
• сокращение маточного поголовья;
• уменьшение количества полученного и сохраненного приплода.
Рис. 1. Поголовье сельскохозяйственных животных в Республике Саха (Якутия) за 2002-2009 гг.
Из-за неэффективных организационно-технологических методов управления расширенным воспроизводством, использования кормовых угодий, и ряда других проблем сдерживается производство в отраслях пищевой и перерабатывающей промышленности.
Табл. 3. Производство отдельных видов пищевых продуктов в Республике Саха (Якутия)
2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008
Мясо и субпродукты 1 категории, тонн 1906 2400 1751 1492 1145 1064 1186
Масло животное, тонн 2438 2617 2990 3134 2822 2941 3023
Цельномолочная продукция в пересчете на молоко, тонн 21095 27775 31580 32820 35764 36225 36159
Колбасные изделия, тонн 1838 3419 5386 8117 8489 8493 8156
Хлеб и хлебобулочные изделия, тыс. тонн 48,4 52,2 51,0 50,8 49,7 49,0 47,7
Мука, тонн 6868 3001 3165 4990 4950 3637 1575
Кондитерские изделия, тонн 1632 1556 1644 1745 2074 2348 2189
Макаронные изделия, тонн 432 244 159 200 718 827 962
Водка и ликероводочные изделия, тыс. дкл. 708 576 479 506 281 42 192
Пиво, тыс. дкл. 7 18 64 123 127 96 98
Безалкогольные напитки, тыс. дкл. 1052 1162 987 898 893 858 889
Темпы развития аграрного сектора не сопоставимы с требуемыми параметрами продовольственного обеспечения.
Табл. 4. Ресурсы и использование молока и молокопродуктов, тыс. тонн
2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 Уровень произ-водства в среднем за 2002-2008 гг., в % к
ресурсам потреб- лению
Ресурсы 322,3 339,7 338,2 344,9 344,3 343,4 348,0 56,5
Запасы на начало года 32,5 38,0 38,6 40,1 42,0 40,9 39,8
Производство 178,9 188,6 191,3 197,0 194,4 193,9 200,8
Ввоз 110,9 113,1 108,3 107,8 107,9 108,6 107,4
Использование
Производственн ое потребление 32,9 32,3 30,0 32,2 32,9 31,8 34,3
Потери 1,6 1,4 1,3 1,2 1,3 1,2 1,2
Личное потребление 249,8 267,4 266,8 269,5 269,2 270,6 272,2 72,0
Запасы на конец года 38,0 38,6 40,1 42,0 40,9 39,8 40,3
Потребности населения Республики Саха (Якутия) в продовольствии от необходимого уровня обеспечиваются за счет ввоза из других регионов России. Рост доходов населения опережает уровень регионального производства продовольствия.
Табл. 5. Ресурсы и использование мяса и мясопродуктов, тыс. тонн
2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 Уровень производства в среднем за 2002-2008 гг., в % к
ресурсам потреб- лению
Ресурсы 91,6 92,3 92,0 91,2 92,2 93,2 93,1 25,3
Запасы на начало года 10,6 12,7 12,6 12,9 13,1 12,9 13,0
Производство 23,3 22,8 23,5 23,8 24,3 22,8 22,3
Ввоз 57,7 56,8 55,9 54,5 54,8 57,5 57,8
Использование
Производственн ое потребление 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1
Потери 0,5 0,5 0,4 0,4 0,4 0,4 0,4
Личное потребление 78,3 79,1 78,6 77,6 78,8 79,7 80,0 29,5
Запасы на конец года 12,7 12,6 12,9 13,1 12,9 13,0 12,6
Вместе с тем, производство продуктов питания является основным обеспечивающим условием жизнедеятельности людей. Этим характеризуется жизненно важная роль, которую выполняет агропромышленный сектор экономики.
Поэтому создание динамично развивающегося, конкурентоспособного агропродовольственного сектора, обеспечивающего спрос населения в продуктах питания - актуальные вопросы текущего периода.
Продовольственное обеспечение населения и повышение эффективности сельскохозяйственного производства республики должно осуществляться преимущественно экономическими методами, в том числе административного, финансового и хозяйственного характера.
По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Саха (Якутия) на 1 января 2009 года производством сельскохозяйственной продукции занимались 374 сельскохозяйственных организации, 275 родовых общин, 170 подсобных хозяйств несельскохозяйственных организаций, 4280 крестьянских (фермерских) хозяйства и индивидуальных предпринимателей, 87,6 тыс. семей, имеющих какой-либо вид сельскохозяйственных животных.
На этот же период зарегистрированы 52 сельскохозяйственных потребительских кооператива и 171 сельскохозяйственный потребительский кредитный кооператив.
Табл. 6. Структура валовой продукции сельского хозяйства Республики Саха (Якутия) по
категориям хозяйств, в процентах
1995 1998 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009
Хозяйства всех категорий 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100
Сельхозпредприятия 50,2 41,8 19,2 18,3 17,1 17,5 17,2 19,8 19,1 18,7 18,1
Крестьянские (фермерские) хозяйства и инд.предприним. 10,3 10,1 10,9 13,0 12,9 14,7 20,5 22,3 27,9 29,0 28,0
Хозяйства населения 39,5 48,1 69,9 68,7 70,0 67,8 62,3 57,9 53,0 52,3 53,9
Восстановление управляемости агропромышленным комплексом как единым организационно-правовым объектом, поддержание эффективного разделения производства между предприятиями и хозяйствами различных форм собственности на
основе гибкого сочетания рыночных принципов с государственным воздействием, повышение уровня жизни селян — должны стать основными направлениями аграрной политики республики в предстоящем периоде.
Росту производства продовольствия препятствуют проблемы высокой степени физического и морального износа основных фондов, устаревших технологий производства и неэффективного менеджмента и маркетинга.
Дальнейшее функционирование АПК должно рассматриваться только с позиции инновационного варианта развития, который базируется на посылке динамичного осуществления всех структурных преобразований в АПК.
Для решения проблем продовольственного обеспечения Республики Саха (Якутия) требуется пересмотр существующих экономических и финансовых механизмов с целевыми ориентирами, направленными на:
- максимальное использование потенциала сельскохозяйственных земель и внедрение ресурсовлагосберегающих технологий;
- совершенствование системы кормопроизводства на новой технологической основе;
- создание условий для развития традиционных отраслей - северного оленеводства и табунного коневодства с учетом зональных особенностей;
- стимулирование интеграции товаропроизводителей;
- повышение квалификационного уровня кадрового обеспечения;
- информационно-консультационное обеспечение;
- развитие экспортоориентированных отраслей.
При разработке экономического механизма следует внимательно изучить опыт зарубежных стран и необходимость учета отличительных особенностей текущего и предстоящего периодов:
- соблюдение комплексности мероприятий, направленных на развитие отраслей агропромышленного комплекса с устойчивым развитием сельских территорий (охрана здоровья сельского населения, развитие системы образования, культуры и духовности, инженерного обустройства в сельских населенных пунктах);
- синхронность программных мероприятий социально-экономического развития села Республики Саха (Якутия) с Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, социального развития села Российской Федерации до 2012 г.;
- территориально-производственный принцип размещения отраслей агропромышленного комплекса в «точках» роста промышленного, транспортного и энергетического комплексов республики.
При переходе от директивного управления к государственному экономическому регулированию особое место необходимо уделить разработке стратегии развития агропродовольственного сектора и реализация региональной продовольственной политики должна строиться на стратегическом планировании продовольственного обеспечения республики.
Планирование, как основная подсистема и центральная функция, должна стать в этот период основой стратегического управления АПК.
Система регулирования должна базироваться на следующих основных принципах.
- Рациональное применение механизма аграрного протекционизма, сущность которого заключается в поддержке надежности воспроизводства не только в сельском хозяйстве, но и в других сферах АПК
- Совершенствование бюджетной политики и механизма государственного регулирования в аграрной сфере, эффективного использования средств государственной поддержки.
- Гибкое сочетание рыночных принципов с государственным воздействием на реализацию социальной направленности.
- Создание адаптированной к природно-климатическим условиям региона системы хозяйствования для эффективного использования имеющихся ресурсов и более полного использования потенциала биосистемы.
На создание правовых основ реализации государственной социальноэкономической политики в сфере сельскохозяйственного производства, обеспечения населения российскими продовольственными товарами нацелены положения Федерального закона «О развитии сельского хозяйства». Однако методы и рычаги воздействия на производство, включая новый федеральный закон, не учитывают объективные особенности функционирования сельского хозяйства в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Кроме того, в законе неясно отражен механизм взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления, в связи с чем, для улучшения управляемости сельскохозяйственным производством следует четко разделить сферу государственного и муниципального регулирования.
Инвестиционная политика в системе АПК должна быть соразмерна задачам структурной перестройки экономики и направлена на обеспечение сбалансированного развития всех его звеньев, на обновление производственного потенциала, повышение эффективности его использования, внедрения в практику достижений научнотехнического прогресса, освоения ресурсосберегающих технологий, модернизации и реконструкции производства.
При этом государственное регулирование расширенного воспроизводства в АПК должно обеспечить:
- формирование эффективных квалифицированных субъектов рыночных отношений — реальных собственников, предпринимателей, менеджеров ит. д.
- обеспечение условий для функционирования рынков земли, материальнотехнических ресурсов и капитала.
- создание условий для развития конкурентоспособных продовольственных товаров местного производства.
Сложившиеся экономические взаимоотношения сельхозтоваропроизводителей, перерабатывающих и обслуживающих предприятий не всегда обеспечивают им взаимовыгодное участие. Создание в Республике Саха (Якутия) интегрированных агроформирований по производству, переработке и реализации сельскохозяйственной (промысловой) продукции позволит увеличить выход продукции и повысить уровень рентабельности экономических субъектов. В связи с чем, необходима целевая поддержка наиболее жизнеспособных субъектов АПК, вокруг которых могут успешно функционировать другие предприятия этой сферы.
Агропродовольственная политика и государственное регулирование должны быть направлены на формирование экономически активных субъектов хозяйствования, создание долгосрочных институциональных стимулов, благоприятной среды для расширения производства конкурентоспособной продукции.
Список литературы:
1. О развитии сельского хозяйства: Федеральный закон от 29.12.2006 г. № 264-ФЗ // Информационно-поисковая система «Консультант-Плюс».
2. Президентская программа социально-экономического развития села Республики Саха (Якутия) (1 этап на 2002-2006 гг.: утв. постановлением Государственного собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 17.10.2002 г. СЗ № 96-11. II этап на 2007-2011 гг.: утв. постановлением Государственного собрания (Ил Тумэн) Республики
Саха (Якутия) от 11.07.2007 г. СЗ № 992-Ш // Информационно-поисковая система «Консультант-Плюс».
3. Сельское хозяйство Республики Саха (Якутия) // Федеральная служба
государственной статистики. ТО ФС госстатистики по Республике Саха (Якутия). 2009.