Научная статья на тему 'Уровень самообеспеченности продовольствием Якутии'

Уровень самообеспеченности продовольствием Якутии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
284
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ ПРОДОВОЛЬСТВИЕМ / РЕСПУБЛИКА САХА (ЯКУТИЯ) / СЕВЕРНЫЙ ЗАВОЗ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА / ПОВЫШЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ МЕСТНОЙ ПРОДУКЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сидорова Л. В.

Якутия по своим суровым природным условиям не имеет возможности производить необходимый объем продуктов питания для обеспечения своего населения. Продовольственный рынок республики формируется в значительной мере за счет завоза продовольствия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Уровень самообеспеченности продовольствием Якутии»

УРОВЕНЬ САМООБЕСПЕЧЕННОСТИ ПРОДОВОЛЬСТВИЕМ ЯКУТИИ

Л.В. СИДОРОВА,

аспирант, Якутская ГСХА, г. Якутск

Ключевые слова: обеспечение населения продовольствием, Республика Саха (Якутия), северный завоз, государственная поддержка сельского хозяйства, повышение конкурентоспособности местной продукции.

Существует мнение, что Якутия раньше сама себя обеспечивала продовольствием, а ныне при огромных вложениях в сельское хозяйство не уменьшается, а растет завоз продовольствия из других регионов; при этом не учитывается, что численность населения Якутии за прошедшие десятилетия выросла в четыре раза за счет несельскохозяйственного населения.

Если в первой трети нашего века на одного труженика сельского хозяйства приходилось один-два потребителя продовольствия, то ныне - около 20. Эта ситуация сохранится и в предстоящие годы, ибо республика не может заново возвратиться к своей прежней аграрной специализации. В ее экономике ведущее место будут продолжать занимать добывающие отрасли промышленности, имеющие стратегическое значение для экономики как Якутии, так и России.

Определяющим требованием продовольственного самообеспечения является стабильное обеспечение населения продуктами питания в нужном количестве и соответствующего качества за счет своих ресурсов. Однако недостаточно только обеспечить продовольствием, требуется создание таких экономических условий, достижение такого уровня доходов населения, формирования таких цен, при которых гарантировалась бы доступность и достаточность его для населения.

Республика Саха (Якутия) по своим суровым природным условиям не имеет возможности производить необходимый объем продуктов питания для обеспечения всего своего населения. Продовольственный рынок республики формируется в значительной мере за счет завоза продовольствия из других регионов России и импорта. Мясные продукты в республику поступают из Омской, Воронежской, Курганской областей и Алтайского края; молочные -из Омской, Новосибирской, Смоленской, Вологодской, Псковской областей, Алтайского и Красноярского краев, республики Башкортостан. Преобладающее количество мясных консервов поставляют Северо-Кавказский, Центральночерноземный, Поволжский и ЗападноСибирский районы. Молочные консервы, сухое молоко и масло животное заво-

зятся из Западно-Сибирского, Восточно-Сибирского, Уральского и СевероЗападного и Северо-Кавказского экономических районов, Амурской и Брянской областей, Среднеазиатских республик и Украины. Поставщики продовольствия характеризуются разбросанностью по территории всей России. В перспективе целесообразнее ввозить продукты питания из более близких к республике регионов. Такими регионами по поставке продуктов животноводства могут быть: Омская и Новосибирская области, Алтайский и Красноярский края, а также республика Башкортостан.

В дореформенное время мясные и молочные продукты завозились в Якутию из 32 регионов, картофель и овощи - из 10 регионов России и двух бывших союзных республик. Государственный завоз продовольствия в Северные регионы России осуществлялся централизованно из общесоюзного фонда по установленным планам поставок продукции, по фиксированным государственным ценам, а транспортные издержки компенсировались государством. В то время потребители общесоюзного фонда продовольствия находились в относительно более выгодном положении.

В настоящее время поставкой в республику продовольственных товаров занимаются не государственные органы власти, а частные коммерческие структуры. Практика показывает, что упорядочению рыночного товарооборота продовольствия способствует создание сети региональных и межрегиональных оптовых и оптово-розничных продовольственных рынков. В сложных условиях Севера они стали основными поставщиками продовольственных товаров.

Оптовые рынки организованы во всех городах республики, а также в крупных промышленных поселках, а их число постоянно растет. Коммерческие структуры сельских районов необходимое продовольствие приобретают на этих оптовых рынках. Впоследствии коммерсанты, исходя от транспортных и других издержек, сами устанавливают цены на товар, из-за чего наблюдается значительная дифференциация стоимости продовольствия (до 2-3 раз) между центральной

Экономика

частью республики и окраинными районами.

Механизм формирования республиканского продовольственного фонда и обеспечения населения продуктами питания характеризуется сложными социально-экономическими и природными особенностями местонахождения населенных пунктов и городов в республике. Более 85% территории республики отличаются сезонной транспортной доступностью. Основной объем грузов завозится в короткий навигационный период речным транспортом.

Наиболее серьезные проблемы сложились в транспортном обслуживании населения, проживающего в арктической зоне, где связь с отдаленными населенными пунктами осуществляется только воздушным транспортом. Высокая стоимость перевозок, критическое состояние парка малой авиации является реальным ограничивающим фактором в обеспечении продовольствием населения отдаленных населенных пунктов и решения жизненно важных социальных задач. В связи со сложившейся ситуацией на стратегически значимых рынках, по отдельным категориям товаров и продовольствия следует создавать интегрированные структуры, формирующие продовольственные резервы (таблица 1).

По данным Госкомстата республики, ввоз продуктов питания в республику извне, включая импорт, в общих объемах продовольственных ресурсов в последние годы снижается. Хотя за 2006 год наблюдается увеличение ввозимых мясных, молочных продуктов и картофеля. До 2004 года тенденция увеличения ввоза наблюдалась по яйцам, а до 2006 года - по овощам.

Насколько республика самообеспе-чена молоком и мясными продуктами, позволяет судить ряд показателей, рассчитанных на душу населения (таб-

Maintenance of the population with the foodstuffs, Republic Sakha (Yakutia), northern delivery, the state support of an agriculture, increase of competitiveness of local production.

Таблица 1

Завоз основных продовольственных товаров (тыс.тонн)

2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2005 г. в % к 2004 г. 2006 г. 2006 г. в % к 2005 г.

Мясные продукты 54,5 57,7 56,8 55,9 54,5 97,5 54,8 100,5

Молочные продукты 115,2 110,9 113,1 108,3 107,8 99,5 107,9 100,1

Яйца, млн шт. 80,3 80,5 87,4 78,7 76,2 96,8 74,3 97,5

Картофель 46,5 50,6 53,2 45,1 43,8 97,1 50,7 115,8

Овощи 33,2 38,8 39,9 42,6 44,1 103,5 41,8 94,8

Таблица 2

Самообеспеченность Республики Саха (Якутия) продукциями животноводства

2 О О 2 О О 2 2 О О СО 2 О О 2 О О СЛ 2 О О О)

Мясо и мясопрод укты

Ресурсы: 82,5 91,6 92,3 92,0 91,2 92,2

Запасы на начало года, тыс.т 7,5 10,6 12,7 12,6 12,9 13,1

Производство, тыс.т 20,5 23,3 22,8 23,5 23,8 24,3

Ввоз, включая импорт, тыс.т 54,5 57,7 56,8 55,9 54,5 54,8

Производственное потребление и потери, тыс.т 0,5 0,6 0,6 0,5 0,5 0,5

Личное потребление, тыс.т 71,4 78,3 79,1 78,6 77,6 78,8

Численность постоянного населения, тыс. чел. 957,5 951,5 948,6 949,0 950,7 949,9

Ресурсы продукции на душу населения, кг в год (за счет местного производства, без учета запасов и производственного потребления) 21,4 24,4 24,0 24,8 25,0 25,6

Потребление мяса и мясопродуктов на душу населения, кг 75 82 83 83 81 83

Доля предложения местного производства к потреблении населения республики, % 28,5 29,8 28,9 29,9 30,9 30,8

Молоко и молокопродукты

Ресурсы: 314,3 322,3 339,7 338,2 344,9 344,9

Запасы на начало года, тыс.т 29,5 32,5 38,0 38,6 40,1 42,0

Производство, тыс.т 169,6 178,9 188,6 191,3 197,0 194,4

Ввоз, включая импорт, тыс.т 115,2 110,9 113,1 108,3 107,8 107,9

Производственное потребление и потери, тыс.т 36,6 34,5 33,7 31,3 33,4 34,2

Личное потребление, тыс.т 245,2 249,8 267,4 266,8 269,5 269,2

Численность постоянного населения, тыс. чел. 957,5 951,5 948,6 949,0 950,7 949,9

Ресурсы продукции на душу населения, кг в год (за счет местного производства без производственного потребления) 177,1 188,0 198,8 201,6 207,2 204,7

Потребление молока и молоко-продуктов на душу населения, кг 257 263 282 281 284 283

Доля предложения местного производства к потреблении населения республики, % 68,9 71,5 70,5 71,7 72,9 72,3

Таблица 3

Минимальное количество скота (тыс.голов) и площадь посевов (тыс.га) для обеспечения экономической безопасности республики (все категории хозяйств) в 2006 г.

Показатель Фактические данные Требующееся количество

Крупный рогатый скот 267,8 464

В том числе: коров 106,7 181

Олени 153,7 390

Лошади 130,2 209

Свиньи 31,0 116

Птица 786,9 1545

Зерновые культуры 17,7 66

Картофель и овощи 9,7 14,7

лица 2).

По данным Госкомстата Якутии, из-за увеличения доли собственного производства мяса сокращается объем ввоза мясных продуктов. По молочным продуктам доля местного производства увеличивается, уменьшаются объемы ввоза молочных продуктов. В результате, резервный фонд мясных и молочных продуктов увеличился на начало года до 13,1 тыс. тонн и 42,0 тыс. тонн соответственно, что является результатом реальной государственной поддержки по выплатам субсидий за сданное цельное молоко в районах республики.

Мясом и мясопродуктами местно-

го производства население обеспечено лишь 30%. При изучении баланса по молоку можно констатировать, что ресурсов данной продукции достаточно, чтобы покрыть 71% внутренней потребности населения.

С учетом изложенных принципов решения продовольственной проблемы, в республике при существующей продуктивности земель и животных должно быть во всех категориях хозяйств достаточное количество скота, птицы и площадей сельхозугодий (таблица 3).

По данным таблицы 3, для достижения необходимого уровня самообеспеченности республике требуется

Экономика

иметь, примерно, вдвое больше скота и втрое больше сельхозугодий. Таким образом, самообеспечение представляет долгосрочную цель. Это, может быть, достигнуто только при условии принятия эффективных мер, направленных на повышение эффективности собственного агропромышленного производства. Создание племенных и товарных мясных ферм на базе сельскохозяйственных предприятий позволит стимулировать развитие отрасли.

В связи с суровыми природно-климатическими условиями республики, производство местной сельскохозяйственной продукции имеет ограниченный объем и ассортимент. В связи с этим, республика относится к регионам России, включенным в перечень Северного завоза. В Арктической зоне республики местные источники продовольствия представлены продукцией традиционного оленеводства, охотп-ромысловой деятельности, рыбной ловли и в отдельных районах коневодства. В центральной и южной части республики, кроме вышеперечисленных направлений хозяйственной деятельности, в отраслях животноводства наиболее развито производство продукции крупного рогатого скота, табунного коневодства, свиноводства, птицеводства, а в отраслях растениеводства - производство продукции картофелеводства, овощеводства, зерновых культур и т.д.

Завершение строительства железной дороги «Беркакит - Томмот -Якутск» окажет непосредственное положительное влияние на развитие хозяйственного комплекса республики и позволит наполовину снизить зависимость от сезонного завоза грузов, минимизировать затраты бюджетов, предприятий и населения. Схемой предусматривается также строительство железнодорожных линий, которые будут способствовать освоению перспективных месторождений Южной Якутии.

Из-за суровых природно-экономических условий издержки производства продуктов питания в республике в 1,2-1,5 раза выше, чем в других регионах. Поэтому, на первый взгляд, кажется, что выгоднее завозить продовольствие из других регионов страны. Но данное утверждение нарушает основной принцип продовольственной безопасности территории. Республика должна оказывать поддержку местному товаропроизводителю для повышения уровня конкурентоспособности местной продукции на региональном рынке сбыта.

Продукция местных сельхозтоваропроизводителей может на равных конкурировать по качеству (в республике используется меньше химических соединений, удобрений, биологических препаратов) и по эксклюзивным видам национальных блюд из таких продуктов, как конина, мясо жеребят и оле-

нина. В связи с этим, в условиях жесткой конкуренции, на предприятиях АПК необходимо внедрять систему менеджмента качества, соответствующую международным стандартам. Это позволит повысить конкурентоспособность продукции и улучшить финансовое состояние предприятий.

Анализ результатов президентской программы социально- экономического развития села Республики Саха (Яку-

тия) на 2002-2006 годы и по итогам 2007 года демонстрирует отставание от ряда намеченных показателей. К сожалению, эти показатели относятся к базовой части производственного потенциала, в частности, - невыполнение прогнозных показателей по поголовью домашних животных, а также по объему производства продукции растениеводства и животноводства.

Для достижения прогнозируемого

Экономика

уровня следует широко использовать прогрессивные технологии увеличения производства сельскохозяйственной продукции, повышения эффективности ее рационального использования (переработки); отрегулировать механизм завоза продовольственных товаров, а следовательно, повысить уровень самообеспеченности и устойчивости всей системы продовольственной безопасности.

Литература

1. Борисенко Е.Н. Продовольственная безопасность России: проблемы и перспективы / Науч. ред. В.С.Балабанов. - М.: ОАО Издательство «Экономика», 1997. - 349 с.

2. Дарбасов В.Р Региональные аспекты продовольственной безопасности / Сб. науч. тр. АН РС(Я), Институт региональной экономики «Вопросы региональной экономики». Выпуск 3. - Якутск: Якутский филиал «Изд-во СО РАН», 2002. - 65 с.

3. Матвеев И.А. Сельское хозяйство на рубеже веков: Проблемы, пути решения, международный опыт. - Новосибирск: Сиб.отделение Якутской НИИСХ, 2001. - 140 с.

4. Сельское хозяйство РС(Я): Статистический сборник/ Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по РС(Я). - Якутск: 2007. - 151 с.

5. Торговля в РС(Я): Статистический сборник / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по РС(Я). - Якутск: 2007. - 128 с.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА НА СРЕДНЕМ УРАЛЕ

Н.В. МАЛЬЦЕВ,

кандидат экономических наук, доцент, директор Центра стратегического планирования и управления в АПК, Уральская ГСХА, г. Екатеринбург

Ключевые слова: государственная поддержка, сельское хозяйство Свердловской области, механизм господдержки, производство зерна, селекционное дело, рынок зерна.

С момента начала реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК» в Свердловской области прошло три года. За этот период агропромышленный комплекс области достиг определенных успехов в развитии основных отраслей производства. Так, в настоящее время стабилизировались площади зерновых культур и поголовье дойного стада крупного рогатого скота. Именно в эти годы возросла урожайность зерновых культур и молочная продуктивность коров (таблица 1).

Несомненно, успехи были достиг-

нуты за счет возросшей поддержки сельского хозяйства из областного бюджета, которая увеличилась за годы реализации национального проекта с 738 тыс. руб. до 2 млрд руб., или более чем в 2,5 раза. Наряду с ростом объемов государственной поддержки росли и закупочные цены. Так, на молоко в последние три года они увеличились с 6,7-7,5 руб. до 8-9 руб. за 1 кг. На начало 2008 года они достигли 12,9 руб.

Однако проблемы остались. Урожайность зерновых культур, ставшая индикатором уровня развития расте-

ниеводства, остается низкой. Производство собственного молока на душу населения в области составляет 84 кг в год. Это почти в пять раз меньше оптимальной (408 кг) и 2,6 раза ниже минимальной нормы (221,6 кг). В целом, производство молока в Свердловской области к уровню 1990г. сократилось более чем в 2,5 раза. Значит, больше половины денежной массы потребителей уходит за пределы области.

Кроме того, по данным ученых Уральской государственной сельскохозяйственной академии, темпы роста размеров государственной поддержки сельского хозяйства в области значительно отстают от темпов роста инфляции. Так, например, динамика инфляции в 2006 г. к уровню 1999 г. составила 250%, а уровень господдержки возрос только на 190%. Для поддержания уровня простого воспроизводства материально-технических ресурсов в сельском хозяйстве области в 2006 г. государственная поддержка должна была соста-

The state support, agriculture of Sverdlovsk area, the mechanism of state support, manufacture of grain, selection business, the market of grain.

Таблица 1

Производство основных видов сельскохозяйственной продукции в Свердловской области

Показатель 1998-2002 гг. 2003-2008 гг.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Посевная площадь зерновых культур, тыс. га 537 445

Валовой сбор зерна, тыс. т 668 628

Урожайность зерновых и зернобобовых культур, т 1,24 1,41

Поголовье коров, тыс. гол. 125 98

Производство молока, тыс. т 385 378

Удой молока на 1 корову, л 3072 3867

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.