УДК 338.436.33 Н.В. Роднина
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И МЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ АПК РЕСПУБЛИКИ
САХА (ЯКУТИЯ)
В статье рассмотрены вопросы состояния АПК Республики Саха (Якутия), а также его роль на влияние уровня продовольственного обеспечения населения. Раскрыты проблемы, пути дальнейшего развития, меры и механизмы государственного регулирования.
Ключевые слова: уровень продовольственного обеспечения, валовой региональный продукт, государственное регулирование, перспективы развития АПК.
N.V. Rodnina CURRENT STATUS AND STATE MEASURESFORAICIN REPUBLICOF SAKHA (YAKUTIA)
The issues of AIC condition in Republic of Sakha (Yakutia), and its role in the influence on the level of population food provision are considered in the article. Issues, ways for further development, statemeasures and mechanisms are determined.
Key words: food provisionlevel, total regional product, state regulation, prospects for AIC development.
Уровень продовольственной обеспеченности во многом зависит от потенциала агропромышленного комплекса (АПК), в связи с чем данный сектор определен стратегически важным в государстве, а индексы объемов производства его базовых отраслей являются индикаторами экономики любого региона России.
Экономические преобразования, осуществляемые Россией в 90-х годах прошлого столетия, внесли существенные изменения в сложившуюся политическую и экономическую систему государства. Разгосударствление и приватизация, либерализация цен и введение рыночных отношений привели к потере управляемости народным хозяйством и дестабилизации производственного процесса. Форсирование экономической реформы осуществлялось без учета специфики природных и социально-экономических условий регионов, их подготовленности к переходу на совершенно новые условия хозяйствования.
Период с 1990 по 2008 г. для АПК можно условно разделить на три этапа:
1-й этап (1990-1997) - начало реформ;
2-й этап (1998-2001) - период адаптации к новым условиям хозяйствования;
3-й этап (2002 г. - до настоящего времени) - период усиленного государственного регулирования АПК для повышения уровня продовольственного самообеспечения.
На первом, наиболее трудном, этапе в республике наблюдался самый низкий уровень валового сельскохозяйственного производства в Дальневосточном регионе, уменьшалось производство мяса (72,6 %), молока (92,6 %), снижалась продуктивность животноводства, рос падеж скота.
Ежегодное сокращение поголовья в регионе достигало в среднем по крупному рогатому скоту 5,4 %, лошадям - 5,5, свиньям - 16, оленям - 8,1 %. Почти в 2 раза сократилась промышленная переработка сельскохозяйственной продукции.
Таблица 1
Производство валового регионального продукта в Республике Саха (Якутия) в основных ценах
2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г.
Показатель лн б. лу мр В % к итогу лн б. лу мр В % к итогу лн б. лу мр В % к итогу лн б. лу мр В % к итогу лн б. лу мр В % к итогу
ВРП 153497 100 183027 100 205847 100 246469 100 296604 100
В % к предыдущему году 117,7 - 119,2 - 112,5 - 119,7 - 120,3 -
Сельское хозяйство 7168 4,7 7415 4,1 8284 4,0 9878 4,0 10803 3,6
В % к предыдущему году 103,5 - 103,4 - 111,7 - 119,2 - 109,4 -
Период с 2002 по 2008 г. характерен для аграрного сектора государственными мерами, направленными на улучшение социальных условий жизни и деятельности сельского населения, повышение уровня их занятости и доходов.
В результате на 1,4 % увеличен в 2008 году объем валовой продукции сельского хозяйства, на 2,9 % обеспечен прирост продукции животноводства. Наметилось сокращение удельного веса убыточных хозяйств. За счет мер государственной поддержки по обеспечению хозяйств горюче-смазочными материалами и семенами, техникой и оборудованием незначительно расширены посевные площади.
Так, посевы под картофелем в 2008 г. расширены на 9 % и доведены до 7,5 тыс га. Это способствовало его валовому сбору в объеме 75,2 тыс т с превышением показателя 2007 г. на 18,4 %, 2002 г. - на 4,5 %.
Но в то же время проблем не становится меньше: сохраняется выбытие из оборота пахотных земель и сокращаются посевы под зерновыми культурами (на 15,7 %), низок уровень эффективности в овощеводстве.
За счет снижения производства зерна в 2008 г. (в 2,3 раза к уровню 2007 года) и овощей (на 7 %) на 18,8 % сокращено по сравнению с предшествующим годом производство продукции растениеводства.
Таблица 2
Валовой сбор и урожайность сельскохозяйственных культур в Республике Саха (Якутия) по категориям хозяйств
Показатель 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г.
Зерно (в первоначально оприходованном весе)
Валовой сбор, тыс. т 21,2 24,4 17,9 15,7 14,1 13,6 6,3
Урожайность, ц с 1 га 8,8 10,6 11,7 11,5 10,6 12,2 8,1
Картофель
Валовой сбор, тыс. т 70,9 65,6 75,1 88,6 62,4 62,6 74,1
Урожайность, ц с 1 га 77,0 69,6 84,7 99,6 84,0 90,7 103,1
Овощи открытого грунта
Валовой сбор, тыс. т 25,7 25,2 21,4 24,0 21,7 22,5 22,8
Урожайность, ц с 1 га 120,7 119,4 113,2 130,3 135,8 136,8 136,0
Овощи закрытого грунта
Валовой сбор, тыс. т 11,4 12,3 9,8 12,8 8,3 8,4 8,0
Начиная с 2003 года, в среднем на 4,5 % ежегодно уменьшается численность крупного рогатого скота. При этом наибольшее сокращение произошло в хозяйствах населения (на 87,3 тыс. гол., или 38,6 %) и сельскохозяйственных предприятиях (на 9,8 тыс. гол., или 25 %). Ухудшаются качественные показатели.
В целом ситуацию с нестабильностью и сокращением скота можно охарактеризовать наличием комплекса причин, однако основные из них:
• низкий уровень заготовки и качества кормов из-за сложных природно-климатических условий последних лет;
• уменьшение количества личных подсобных хозяйств, имеющих какой-либо вид скота;
• сокращение маточного поголовья;
• уменьшение количества полученного и сохраненного приплода.
Поголовье сельскохозяйственных животных в Республике Саха (Якутия) за 2002-2009 годы
Из-за неэффективных организационно-технологических методов управления расширенным воспроизводством, использования кормовых угодий и ряда других проблем сдерживается производство в отраслях пищевой и перерабатывающей промышленности.
Таблица3
Производство отдельных видов пищевых продуктов в Республике Саха (Якутия)
Показатель 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г.
Мясо и субпродукты 1 категории, т 1906 2400 1751 1492 1145 1064 1186
Масло животное, т 2438 2617 2990 3134 2822 2941 3023
Цельномолочная продукция в пересчете на молоко, т 21095 27775 31580 32820 35764 36225 36159
Колбасные изделия, т 1838 3419 5386 8117 8489 8493 8156
Хлеб и хлебобулочные изделия, тыс. т 48,4 52,2 51,0 50,8 49,7 49,0 47,7
Мука, т 6868 3001 3165 4990 4950 3637 1575
Кондитерские изделия, т 1632 1556 1644 1745 2074 2348 2189
Макаронные изделия, т 432 244 159 200 718 827 962
Водка и ликеро-водочные изделия, тыс. дкл 708 576 479 506 281 42 192
Пиво, тыс. дкл 7 18 64 123 127 96 98
Безалкогольные напитки, тыс. дкл 1052 1162 987 898 893 858 889
Темпы развития аграрного сектора не сопоставимы с требуемыми параметрами продовольственного обеспечения.
Таблица 4
Ресурсы и использование молока и молокопродуктов, тыс. т
Показатель 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. Уровень производства в среднем за 2002-2008 гг, в % к
ресурсам по- треб- лению
Ресурсы 322,3 339,7 338,2 344,9 344,3 343,4 348,0 56,5
Запасы на начало года 32,5 38,0 38,6 40,1 42,0 40,9 39,8
Производство 178,9 188,6 191,3 197,0 194,4 193,9 200,8
Ввоз 110,9 113,1 108,3 107,8 107,9 108,6 107,4
Производственное потребление 32,9 32,3 30,0 32,2 32,9 31,8 34,3
Потери 1,6 1,4 1,3 1,2 1,3 1,2 1,2
Личное потребление 249,8 267,4 266,8 269,5 269,2 270,6 272,2 72,0
Запасы на конец года 38,0 38,6 40,1 42,0 40,9 39,8 40,3
Потребности населения Республики Саха (Якутия) в продовольствии от необходимого уровня обеспечиваются за счет ввоза из других регионов России. Рост доходов населения опережает уровень регионального производства продовольствия.
Таблица 5
Ресурсы и использование мяса и мясопродуктов, тыс. т
Показатель 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. Уровень производства в среднем за 20022008 гг, в % к
ресурсам потреб- лению
Ресурсы 91,6 92,3 92,0 91,2 92,2 93,2 93,1 25,3
Запасы на начало года 10,6 12,7 12,6 12,9 13,1 12,9 13,0
Производство 23,3 22,8 23,5 23,8 24,3 22,8 22,3
Ввоз 57,7 56,8 55,9 54,5 54,8 57,5 57,8
Производственное потребление 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1
Потери 0,5 0,5 0,4 0,4 0,4 0,4 0,4
Личное потребление 78,3 79,1 78,6 77,6 78,8 79,7 80,0 29,5
Запасы на конец года 12,7 12,6 12,9 13,1 12,9 13,0 12,6
Вместе с тем производство продуктов питания является основным обеспечивающим условием жизнедеятельности людей. Этим характеризуется жизненно важная роль, которую выполняет агропромышленный сектор экономики.
Поэтому создание динамично развивающегося, конкурентоспособного агропродовольственного сектора, обеспечивающего спрос населения в продуктах питания, - актуальные вопросы текущего периода.
Продовольственное обеспечение населения и повышение эффективности сельскохозяйственного производства республики должно осуществляться преимущественно экономическими методами, в том числе административного, финансового и хозяйственного характера.
По данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Саха (Якутия), на 1 января 2009 года производством сельскохозяйственной продукции занимались 374 сельскохозяйственных организации, 275 родовых общин, 170 подсобных хозяйств несельскохозяйственных организаций, 4280 крестьянских (фермерских) хозяйства и индивидуальных предпринимателей, 87,6 тыс. семей, имеющих какой-либо вид сельскохозяйственных животных.
На этот же период зарегистрированы 52 сельскохозяйственных потребительских кооператива и 171 сельскохозяйственный потребительский кредитный кооператив.
Таблица 6
Структура валовой продукции сельского хозяйства Республики Саха (Якутия) по категориям
хозяйств, %
Показатель 1995 г. 1998 г. 2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г.
Хозяйства всех категорий 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100
Сельхозпредприятия 50,2 41,8 19,2 18,3 17,1 17,5 17,2 19,8 19,1 18,7 18,1
Крестьянские (фермерские) хозяйства и инд. предприниматели 10,3 10,1 10,9 13,0 12,9 14,7 20,5 22,3 27,9 29,0 28,0
Хозяйства населения 39,5 48,1 69,9 68,7 70,0 67,8 62,3 57,9 53,0 52,3 53,9
Восстановление управляемости агропромышленным комплексом, как единым организационноправовым объектом, поддержание эффективного разделения производства между предприятиями и хозяйствами различных форм собственности на основе гибкого сочетания рыночных принципов с государственным воздействием, повышение уровня жизни селян - должны стать основными направлениями аграрной политики республики в предстоящем периоде.
Росту производства продовольствия препятствуют проблемы высокой степени физического и морального износа основных фондов, устаревших технологий производства и неэффективного менеджмента и маркетинга.
Дальнейшее функционирование АПК должно рассматриваться только с позиции инновационного варианта развития, который базируется на посылке динамичного осуществления всех структурных преобразований в АПК.
Для решения проблем продовольственного обеспечения Республики Саха (Якутия) требуется пересмотр существующих экономических и финансовых механизмов с целевыми ориентирами, направленными:
- на максимальное использование потенциала сельскохозяйственных земель и внедрение ресурсовлагосберегающих технологий;
- совершенствование системы кормопроизводства на новой технологической основе;
- создание условий для развития традиционных отраслей - северного оленеводства и табунного коневодства с учетом зональных особенностей;
- стимулирование интеграции товаропроизводителей;
- повышение квалификационного уровня кадрового обеспечения;
- информационно-консультационное обеспечение;
- развитие экспортоориентированных отраслей.
При разработке экономического механизма следует внимательно изучить опыт зарубежных стран и необходимость учета отличительных особенностей текущего и предстоящего периодов:
- соблюдение комплексности мероприятий, направленных на развитие отраслей агропромышленного комплекса с устойчивым развитием сельских территорий (охрана здоровья сельского населения, развитие системы образования, культуры и духовности, инженерного обустройства в сельских населенных пунктах);
- синхронность программных мероприятий социально-экономического развития села Республики Саха (Якутия) с Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, социального развития села Российской Федерации до 2012 г.;
- территориально-производственный принцип размещения отраслей агропромышленного комплекса в «точках» роста промышленного, транспортного и энергетического комплексов республики.
При переходе от директивного управления к государственному экономическому регулированию особое место необходимо уделить разработке стратегии развития агропродовольственного сектора. Реализация региональной продовольственной политики должна строиться на стратегическом планировании продовольственного обеспечения республики.
Планирование, как основная подсистема и центральная функция, должна стать в этот период основой стратегического управления АПК.
Система регулирования должна базироваться на следующих основных принципах:
• Рациональное применение механизма аграрного протекционизма, сущность которого заключается в поддержке надежности воспроизводства не только в сельском хозяйстве, но и в других сферах АПК.
• Совершенствование бюджетной политики и механизма государственного регулирования в аграрной сфере, эффективного использования средств государственной поддержки.
• Гибкое сочетание рыночных принципов с государственным воздействием на реализацию социальной направленности.
• Создание адаптированной к природно-климатическим условиям региона системы хозяйствования для эффективного использования имеющихся ресурсов и более полного использования потенциала биосистемы.
На создание правовых основ реализации государственной социально-экономической политики в сфере сельскохозяйственного производства, обеспечения населения российскими продовольственными товарами нацелены положения Федерального закона «О развитии сельского хозяйства». Однако методы и рычаги воздействия на производство, включая новый федеральный закон, не учитывают объективные особенности функционирования сельского хозяйства в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Кроме того, в законе неясно отражен механизм взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления, в связи с чем для улучшения управляемости сельскохозяйственным производством следует четко разделить сферу государственного и муниципального регулирования.
Инвестиционная политика в системе АПК должна быть соразмерна задачам структурной перестройки экономики и направлена на обеспечение сбалансированного развития всех его звеньев, на обновление производственного потенциала, повышение эффективности его использования, внедрения в практику достижений научно-технического прогресса, освоения ресурсосберегающих технологий, модернизации и реконструкции производства.
При этом государственное регулирование расширенного воспроизводства в АПК должно обеспечить:
• формирование эффективных квалифицированных субъектов рыночных отношений - реальных собственников, предпринимателей, менеджеров и т.д.;
• обеспечение условий для функционирования рынков земли, материально-технических ресурсов и капитала;
• создание условий для развития конкурентоспособных продовольственных товаров местного производства.
Сложившиеся экономические взаимоотношения сельхозтоваропроизводителей, перерабатывающих и обслуживающих предприятий не всегда обеспечивают им взаимовыгодное участие. Создание в Республике Саха (Якутия) интегрированных агроформирований по производству, переработке и реализации сельскохозяйственной (промысловой) продукции позволит увеличить выход продукции и повысить уровень рентабельности экономических субъектов. В связи с чем необходима целевая поддержка наиболее жизнеспособных субъектов АПК, вокруг которых могут успешно функционировать другие предприятия этой сферы.
Агропродовольственная политика и государственное регулирование должны быть направлены на формирование экономически активных субъектов хозяйствования, создание долгосрочных институциональных стимулов, благоприятной среды для расширения производства конкурентоспособной продукции.
Литература
1. О развитии сельского хозяйства: Федеральный закон от 29.12.2006 г. № 264-ФЗ // Информационнопоисковая система «Консультант-Плюс».
2. Президентская программа социально-экономического развития села Республики Саха (Якутия) (1 этап на 2002-2006 годы: утв. постановлением Государственного собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 17.10.2002 г. № 96-11; 2 этап на 2007-2011 годы: утв. постановлением Государственного собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 11.07.2007 г. № 992-111) // Информационнопоисковая система «Консультант-Плюс»).
3. Сельское хозяйство Республики Саха (Якутия)/ Федеральная служба государственной статистики. ТО ФС госстатистики по Республике Саха (Якутия). - Якутск, 2009.
УДК 657.01 (076) Н.Н. Данилова
ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ АМОРТИЗАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ ПРОМЫШЛЕННЫХ
ПРЕДПРИЯТИЙ
В современных экономических условиях промышленным предприятиям необходима продуманная стратегия развития, подкрепленная эффективной амортизационной политикой, способной мобилизовать внутренние финансовые ресурсы предприятия и активизировать его инвестиционную деятельность. В статье предлагаются направления совершенствования амортизационной политики предприятия и пути их реализации.
Ключевые слова: промышленные предприятия, амортизационная политика, финансовые ресурсы.
N.N. Danilova ISSUES AND WAYS FOR DEPRECIATION POLICY PERFECTION ON THE INDUSTRIAL ENTERPRISES
Under the modern economic conditions the industrial enterprises need smart development strategy supported by the effective depreciation policy capable to mobilize internal financial resources of the enterprise and to spur its investment activity. The directions for enterprise depreciation policy perfection and the ways for their realization are offered in the article.
Key words: industrial enterprises, depreciation policy, financial resources.
Основные производственные фонды (ОПФ) являются наиболее значимой составной частью имущества хозяйствующих субъектов. У большинства предприятий они составляют основную часть всех активов, поэтому от того, какими качественными характеристиками они обладают и насколько рационально используются, зависит как эффективность функционирования каждого отдельно взятого предприятия, так и благополучие общества в целом. Вследствие этого рациональное управление основными фондами является одной из важнейших задач как экономической, так и инвестиционной, и амортизационной политики промышленного предприятия.
Амортизация, как процесс постепенного возмещения ОПФ, в ходе их производственного функционирования создает возможность их замены. Однако, будучи возмещенными по стоимости, основные производственные фонды могут не возмещаться в натуральной форме, если накопленный амортизационный фонд будет использоваться для пополнения оборотного капитала, или обесцениваться в условиях резкого подорожания основных средств под влиянием инфляции. В этом случае воспроизводство основного капи-