Научная статья на тему 'Личные подсобные хозяйства населения в экономике Якутии'

Личные подсобные хозяйства населения в экономике Якутии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
154
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНЫЕ ПОДСОБНЫЕ ХОЗЯЙСТВА НАСЕЛЕНИЯ / КРЕСТЬЯНСКИЕ ХОЗЯЙСТВА / ИНТЕГРАЦИЯ / КООПЕРАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ноговицына А. Н.

Проанализировано состояние развития хозяйств населения Республики Саха (Якутия) за 1990-2006 гг. Приводится доля производства валовой сельскохозяйственной продукции в различных категориях хозяйств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Личные подсобные хозяйства населения в экономике Якутии»

ставляет 5,7% фонда финансовой взаимопомощи, что отражает низкий уровень самодостаточности данной региональной системы. Сельские кредитные кооперативы республики сильно зависят от внешних кредиторов, очень часто это влияние составляет до 70% общего объема фонда финансовой взаимопомощи.

Исследование сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативов показало, что динамичное расширение деятельности присуще не более чем 10-15% всех кооперативов. Значительная часть кооперативов не в состоянии обеспечить хотя бы умеренный рост активов и соответственно портфеля займов. Имеются и такие кооперативы, существование которых определяется, в основном, формальными признаками, в то время как при создании члены вынашивали серьезные планы. Основная причина медленного развития большинства кооперативов заключается в недостатке стартового капитала.

Вместе с тем, анализ сложившейся системы позволяет наметить ряд перспективных направлений развития сельской кредитной кооперации в республике:

- усиление влияния и более широ-

кое вовлечение сельского населения в кредитную кооперацию;

- максимальное приближение финансовых услуг к сельским жителям;

- совершенствование предоставляемых услуг с учетом потребностей сельского населения;

- увеличение фондов финансовой взаимопомощи за счет более широкого привлечения свободных средств сельских жителей.

Более рациональным подходом к реализации указанных направлений может быть не столько создание многочисленных мелких кооперативов в сельских населенных пунктах, сколько образование филиалов и представительств успешно действующих кредитных кооперативов в районных центрах. Опыт работы филиальной сети кредитных кооперативов показывает, что при такой схеме расширения территорий, на которых кредитными кооперативами могут предоставляться финансовые услуги населению, лучше решаются кадровые вопросы (подготовка вновь принятых работников и повышение квалификации работающего персонала). Кроме того, филиальная сеть позволяет более оперативно решать финансовые проблемы, на высоком уровне оказывать методические

Экономика

и правовые консультации членам кооперативов.

Среди необходимых условий расширения деятельности сельской кредитной кооперации следует выделить необходимость развития кооперативов второго уровня. Основная роль второго уровня системы кредитной кооперации заключается в защите интересов кооперативов первого уровня в их самом широком понимании. Имеются в виду оказание финансовой и информационно-консультативной помощи кооперативам первого уровня, организация, обучения и повышение квалификации специалистов, гарантийное обслуживание.

На практике квалификация работающих сотрудников не всегда отвечает возрастающим требованиям. Поэтому обучение специалистов основам права, экономики, анализу кредитно-кооперативной деятельности становится актуальной задачей.

В целом проводимые преобразования способствуют созданию единой эффективно действующей кредитнокооперативной сети, которая может предоставлять финансовые, консультационные, юридические услуги сельскохозяйственным товаропроизводителям и сельскому населению.

Литература

1. Закон Республики Саха (Якутия) «О поддержке сельскохозяйственных кооперативов в Республике Саха (Якутия)» от 11 октября 2006 г. № 381 -З.

2. Приказ Министерства сельского хозяйства Республики Саха (Якутия) «О пилотных проектах по организации в наслегах республики обслуживающих сельскохозяйственных потребительских кооперативов» от 21 ноября 2006 г. №646.

3. Распоряжение Правительства Республики Саха (Якутия) «О поддержке кредитной кооперации на селе в рамках реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК» в Республике Саха (Якутия) по направлению «Стимулирование малых форм хозяйствования» на 2006 год» от 3 апреля 2006г. № 382-р.

4. Указ Президента Республики Саха (Якутия) «О дальнейшем развитии системы потребительской кооперации и повышении ее социальной роли в преобразовании села в первой четверти XXI века» от 26.01.2001 г. №1334.

ЛИЧНЫЕ ПОДСОБНЫЕ ХОЗЯЙСТВА НАСЕЛЕНИЯ В ЭКОНОМИКЕ ЯКУТИИ

А.Н. НОГОВИЦЫНА,

аспирант, Якутская ГСХА

Ключевые слова: личные подсобные хозяйства населения, крестьянские хозяйства, интеграция, кооперация.

За годы аграрной реформы личные подсобные хозяйства населения стали экономически самостоятельной и наиболее устойчивой формой хозяйствования в системе аграрной экономики. В настоящее время хозяйствами населения производится более половины продукции сельского хозяйства.

В современных условиях личные подсобные хозяйства населения играют важную роль не только в удовлетворении собственных нужд в продуктах питания, но и являются основным источником обеспечения сельских жи-

телей всеми необходимыми средствами существования. По итогам 2006 года, в Республике Саха (Якутия) функционировало 463 предприятия АПК, в т.ч. 322 предприятия сельского хозяйства, 96 предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности, 45 предприятий отраслей, обслуживающих сельское хозяйство, среди которых преобладают акционерные общества, производственные кооперативы, товарищества всех типов; 4109 крестьянских (фермерских) хозяйств и около 100 тыс. семей, имеющих личные подсобные хозяйства.

Доля хозяйств населения в структуре продукции сельского хозяйства увеличилась с 22% в 1990 году до 53%

- в 2006 году. В то же время пиковый показатель приходится на 2002 год -70%. В последующие годы на фоне подъема производства в крестьянских (фермерских) хозяйствах и сель-

Personal part-time farms of the population, country facilities, integration, cooperation.

Таблица

Структура валовой продукции сельского хозяйства по категориям хозяйств (в % к итогу)

1990 1995 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006*

Хозяйства всех категорий 100 100 100 100 100 100 100 100 100

в том числе:

общественный сектор 78 50,2 19,2 18,3 17,1 17,5 17,2 19,8 19,1

крестьянские хозяйства - 10,3 10,9 13 12,9 14,7 20,5 22,3 27,9

хозяйства населения 22 39,5 69,9 68,7 70,0 67,8 62,3 57,9 53,0

* предварительные данные

год

|—♦—КРС —ш— Лошади —ь— Свиньи Олени —ж— Птицы |

Рисунок 1. Поголовье скота и птицы в хозяйствах населения (на конец

года), тыс. гол.

скохозяйственных организациях удельный вес ЛПХ в общем объеме производства сократился (таблица). Но, несмотря на это, хозяйства населения остаются основными производителями сельскохозяйственной продукции. На их долю в структуре всей валовой продукции животноводства Республики Саха (Якутия) приходится наибольший удельный вес. В 2006 году в хозяйствах населения республики произведено 64% мяса, 53,5% молока и 6,3% яиц.

По сравнению с 1990 г. структура производимой продукции заметно изменилась. Более чем в два раза увеличилась доля личных подсобных хозяйств в производстве мяса и молока. В то же время в 2006 г., по сравнению с 2003-2005 гг., производство мяса и молока уменьшилось, что связано с увеличением яловости коров, сокращением обеспеченности кормами, ухудшением их качества и уменьшением площадей, занятых под сенокосы и пастбища.

Эти и другие факторы привели к резкому падению продуктивности животных как в сельскохозяйственных предприятиях, так и в хозяйствах населения. Пи этом надой молока, среднесуточные приросты живой массы крупного рогатого скота, лошадей и свиней в хозяйствах населения в среднем на 10-20% выше, чем на сельско-

хозяйственных предприятиях. В настоящее время более половины поголовья содержится у населения республики. Так, удельный вес личных подсобных хозяйств в общем поголовье крупного рогатого скота составляет 57,8% от общего количества, 47% коров, 35,2% лошадей, 37,2% свиней, 14,6% оленей, 10,9% птиц содержатся в хозяйствах населения.

До 2002 года численность крупного рогатого скота в личных подсобных хозяйствах населения постоянно увеличивалась, затем в данной категории хозяйств четко проявилась тенденция сокращения поголовья (рисунок 1). За 2002-2006 гг. хозяйства населения сократили поголовье крупного рогатого скота на 85,3 тыс. гол., или на 37,7%. Однако уменьшение поголовья скота в хозяйствах населения происходило более медленными темпами, чем в сельскохозяйственных предприятиях, в результате чего в структуре поголовья скота по категориям хозяйств увеличилась доля хозяйств населения.

Наметившаяся в 2003 г. тенденция снижения численности крупного рогатого скота и лошадей в хозяйствах населения, прежде всего, связана с трудностями в приобретении кормов, сокращением помощи со стороны сельскохозяйственных предприятий, недостаточной государственной поддержкой этого сектора. При содержа-

Экономика

нии небольшого поголовья животных на личном подворье хозяин ориентирован на использование, в основном, кормов собственного производства, а также собственную рабочую силу при их заготовке.

В условиях Севера возможности развития ЛПХ населения ограничены. Это связано с суровыми природноклиматическими условиями региона. В ЛПХ, в основном, содержат крупный рогатый скот, лошадей, оленей на базе естественных кормовых угодий. Увеличение поголовья скота и повышение их продуктивности в ЛПХ прямо зависят от кормовой базы, основой которой являются естественные сенокосы и пастбища.

В связи с экономическими преобразованиями в обществе, разукрупнением сельскохозяйственных предприятий, перераспределением земель, дефицитом продовольствия в 90-х гг. началось активное выделение земельных участков собственникам личных хозяйств.

В личных подсобных хозяйствах населения посевы сельскохозяйственных культур значительно расширились (по сравнению с 1991 г. в 1,5 раз). Доля личных подсобных хозяйств населения во всей посевной площади республики выросла за эти годы с 3,6% до 13,8%. Всеобщее удорожание жизни, в т.ч. и продуктов питания, стремление разнообразить свой рацион побуждают население республики увеличивать посевы сельскохозяйственных культур.

Увеличение посевных площадей обусловило увеличение доли хозяйств населения в общем объеме производства основных видов продукции растениеводства. В хозяйствах населения республики в 2006 году выращено 71,5% всего картофеля и 62,2% овощей открытого и закрытого грунта. При этом урожайность картофеля в хозяйствах населения увеличилась с 70,0 ц/га в 1991 г. до 100,1 ц/га в 2006 г., в посевах овощей открытого и закрытого грунта - с 51,8 ц/га до 101,0 ц/га, соответственно. Личные подсобные хозяйства за счет своевременной уборки и подработки скоропортящейся продукции, организации хранения ее в специально оборудованных погребах небольшими партиями могут значительно увеличить выход валовой продукции. Всего выращиванием картофеля занимаются хозяйства населения 27 районов республики, овощей открытого грунта

- 19 районов, закрытого грунта - 28 районов. Основными производителями картофеля, овощей открытого и закрытого грунта являются Олекминский район (13,5%, 6,1%, 8,5% от общего объема производства, соответственно), пригородные хозяйства г. Якутска (13%, 24,1%, 25,2%), Хангаласский рай-

он (10%, 14,9%, 2%), Ленский район (8,5%, 10%, 6,8%), Мирнинский район (8,1%, 2,3%, 17,1%), Мегино-Канга-лаский район (7,3%, 6,4% 7,1%) и др.

Одной из основных проблем в развитии индивидуального сектора является сложность сбыта произведенной продукции. По итогам 2006 года, населением было реализовано по всем каналам сбыта 13,8 тыс. тонн картофеля (31,0% от объема произ-

водства), 6,1 тыс. тонн овощей (28,7%), 10,3 тыс. тонн скота и птицы в живой массе (44,1%), 67,0 тыс. тонн молока (64,5%) и 3785,6 тыс. шт. яиц.

Дальнейшее развитие личных подворий требует объединения хозяйств населения, создания собственных или в кооперации с сельхозорганизациями обслуживающих подразделений в форме потребительских кооперативов по различным видам деятельности. Необ-

Экономика

ходимо развивать кооперирование хозяйств населения с перерабатывающими предприятиями республики на основе взаимовыгодных условий. Целесообразно возродить потребительскую кооперацию на селе с тем, чтобы владельцы личных подворий имели возможность гарантированной реализации излишков сельскохозяйственной продукции.

Литература

1. Сельское хозяйство Республики Саха (Якутия): Статистический сборник / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Саха (Якутия). - Якутск, 2007.

2. Сельскохозяйственная деятельность хозяйств населения Республики Саха (Якутия): Статистический сборник / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Саха (Якутия). - Якутск, 2007.

ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА И ВОСПРОИЗВОДСТВО

ОСНОВНЫХ ФОНДОВ В АГРАРНОЙ ОТРАСЛИ

И.В. ЕВГРАФОВ,

ассистент, Пермская ГСХА им. Д.Н.Прянишникова, г. Пермь

Ключевые слова: инвестиционная политика, воспроизводство основных фондов, инвестиционные ресурсы, государственная поддержка.

За последнее десятилетие произошло значительное сокращение количества техники, обслуживающей агропромышленный комплекс. Большая часть основных фондов отрасли сельского хозяйства устарели не только столько физически, но и морально; средний возраст машин достигает 12-14 лет. Ежегодное выбытие техники в несколько раз превышает её поступление. Энергообеспеченность сельского хозяйства в России не превышает 199 кВт на 100 га посевов, что в 1,8 и 2,5 раза ниже, чем в США и Германии; если же учесть качественное состояние и предельный износ техники, то этот показатель ниже в 4-5 раз.

Снижение уровня механизации приводит к нарушению агротехнических сроков и технологий проведения сельскохозяйственных работ, вследствие чего хозяйства в среднем теряют до 30% урожая. Удлинение сроков уборки из-за недостатка техники приводит к тому, что выращенный урожай не могут собрать до осеннего ненастья. Большая часть уже собранного урожая портится при хранении, так как хранилища не оборудованы должным образом.

В результате отечественное сельское хозяйство нуждается в обновлении основных фондов, которые позволят повысить качество выпускаемой продукции, снизить её потери при выращивании и обработке, а также снизить затраты на производство, что повысит конкурентоспособность отечественной продукции.

Процесс воспроизводства основных фондов в сложившейся ситуации может эффективно протекать только на основе инвестирования в данный сектор экономики, а, следовательно, напрямую зависит от эффективности государственной инвестиционной политики -политики развития АПК.

Главной целью государственной инвестиционной политики в сфере аграрной отрасли является создание финансово-экономических условий для реализации проектов государственного значения - воспроизводства основных фондов.

Достижение поставленной цели должно осуществляться на основе интеграции усилий государства и предпринимательского сектора экономики, ускорения внедрения современных инвестиционно-финансовых механизмов привлечения негосударственного российского и иностранного капитала в аграрную сферу для воспроизводства основных фондов.

На современном этапе развития Российской Федерации инвестиционная деятельность может финансироваться за счет:

- собственных финансовых ресурсов (прибыль, амортизационные отчисления);

- заёмных финансовых средств инвесторов (банковские и бюджетные кредиты, облигационные займы и другие средства);

- привлеченных финансовых средств инвестора (средства, получа-

Т~ ~ г

емые от продажи акций);

- инвестиционных ассигнований из государственных и местных бюджетов, внебюджетных фондов.

Проанализировав представленные источники финансирования, можно сказать, что свободных собственных финансовых ресурсов в аграрной отрасли практически нет. Привлечение заемных финансовых средств инвесторов на основе банковского кредитования, лизинга, выпуска корпоративных облигационных займов аграрными предприятиями затруднительно в виду низкой кредитоспособности предприятий агропромышленного комплекса. Привлечение капитала инвесторов практически невозможно вследствие низкой рентабельности хозяйственной деятельности сельхозорганизаций. Использование же инвестиционных ассигнований государственных и местных бюджетов ограничено, в результате чего данный источник не может качественно повлиять на изменение ситуации в аграрной сфере.

В рамках осуществления государственной инвестиционной политики необходимо создать условия для эффективного использования рассмотренных выше источников.

Однако в данный период для развития сельского хозяйства необходимо использовать и другие методики привлечения инвестиций для воспроизводства основных фондов.

В сложившейся ситуации сельско-

The investment politics, reproduction of a fixed capital, investment resources, the state support.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.