РАЗВИТИЕ МАЛЫХ ФОРМ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ В АГРАРНОМ СЕКТОРЕ: ВЫГОДА КРЕСТЬЯНИНУ, РАЙОНУ, РОССИИ
Н. П. Сидорова, доцент кафедры «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» НГИЭИ
Аннотация. Малые формы хозяйствования на селе являются неотъемлемой частью многоукладной сельской экономики. Крестьянские (фермерские) хозяйства, индивидуальные предприниматели, хозяйства населения вносят существенный вклад в продовольственное обеспечение населения своих регионов и страны в целом.
Ключевые слова: малые формы хозяйствования; крестьянские (фермерские) хозяйства, индивидуальные предприниматели, личные подсобные хозяйства.
Реформы и преобразования в аграрном секторе экономики привели к образованию многоукладности в сельском хозяйстве. Помимо коллективных и кооперативных форм собственности и хозяйствования были образованы крестьянские (фермерские) хозяйства. На селе стало развиваться индивидуальное предпринимательство, активизировалась работа граждан, ведущих личные подсобные хозяйства. Все они относятся к малым формам хозяйствования в аграрном секторе.
Малый бизнес в сельском хозяйстве осуществляет производство продукции для личного потребления и продажи, участвует в процессе воспроизводства рабочей силы, содействует сельской занято -сти, создает рабочие места сельскому населению, способствует сохранению сельского образа жизни и профессиональной ориентации сельской молодежи и прочие функции.
В связи с этим исследование развития этих форм хозяйствования является актуальной темой, поскольку оценка места и роли малых форм хозяйствования в аграрном секторе неоднозначны и противоречивы.
По данным Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2006 г, было переписано: 253,3 тыс. крестьянских (фермерских) хозяйств, 32,0 тыс. индивидуальных предпринимателей, 22,8 млн. личных подсобных и других индивидуальных хозяйств граждан, 80,3 тыс. некоммерческих объединений граждан [4].
Сферу малого предпринимательства в Приволжском Федеральном округе (ПФО) по этим же данным составили организации: крестьянские (фермерские) хозяйства - 41,3 тыс., индивидуальные предприниматели - 3,8 тыс., личные подсобные и другие индивидуальные хозяйства граждан - 5,3 млн., некоммерческие объединения граждан - 18,5 тыс. [4].
В Нижегородской области также развивается многоукладное сельское хозяйство, хотя область относится к индустриальным районам России.
Удельный вес малого предпринимательства в производстве продукции сельского хозяйства в фактически действовавших ценах, на фоне снижения доли крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей, составляет более половины всей произведенной продукции в целом по Российской Федерации. При этом заметно стала возрастать доля хозяйств населения (табл. 1) [7].
Таблица 1
Структура продукции сельского хозяйства по категориям хозяйств в РФ (в фактически действовавших ценах; _________________в процентах к итогу)________________
Показатели 2005 2006 2007 2008 2009
Хозяйства всех категорий, в том числе: 100 100 100 100 100
сельскохозяйственные организации 41,2 41,2 47,6 48,1 45,9
хозяйства населения 53,2 52,3 44,3 43,4 46,4
крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели 5,6 6,5 8,1 8,5 7,7
Анализируя в динамике структуру продукции сельского хозяйства по категориям хозяйств в Нижегородской области, наблюдается близкая к общероссийской картина. Доля продукции, производимая малыми формами хозяйствования, приближается к половине. Но при этом снижается доля всей произведенной продукции хозяйств населения и растет доля К(Ф)Х и индивидуальных предпринимателей (табл. 2) [5].
Личные подсобные хозяйства (ЛПХ) являются одной из самых распространенных форм экономической активности населения России. Прежде всего, это относится к населению сельской местности. Как самостоятельная форма хозяйствования они существовали до возникновения товарно-денежных отношений. Понятие личного подсоб-
ного хозяйства как формы непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции дано в ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» от 7 июля 2003 г. [2].
Таблица 2
Структура продукции сельского хозяйства по категориям хозяйств в Нижегородской области (в фактически действовавших
ценах;
_______________________в процентах к итогу)_______________________
Показатели 2005 2006 2007 2008 2009
Хозяйства всех категорий в том числе: 100 100 100 100 100
сельскохозяйственные организации 51,6 52,9 55,0 52,3 54,8
хозяйства населения 47,0 45,2 42,6 45,0 42,1
крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели 1,3 1,9 2,4 2,8 3,1
Данный закон раскрывает основные положения по ведению ЛПХ, регулирует взаимоотношения граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, с органами государственной власти и органами местного самоуправления.
Развитие личных подсобных хозяйств находится в непосредственной связи не только с природно-климатическими факторами данной местности, но и числом лиц в семье, занятыми выполнением сельскохозяйственных работ, материальным достатком на 1 человека, размером приусадебного участка и полевого надела, доступа к сельскохозяйственной технике, экономического состояния сельскохозяйственных организаций региона, цен на сельскохозяйственную продукцию, социальных, бытовых и других условий.
Личные подсобные хозяйства функционировали и продолжают функционировать при любых экономических ситуациях в стране. Они обладают высокой устойчивостью и выживаемостью. Для части населения ЛПХ являются единственным источником средств существования.
На сегодняшний момент личные подсобные хозяйства производят сельскохозяйственную продукцию не только для личного потребления, но и для продажи. То есть реализованная продукция является источником дополнительных средств в бюджет сельских жителей.
Особенность ситуации, складывающейся в ЛПХ, прежде всего в том, что они производят более 81,1 % выращиваемого в стане кар-
тофеля, 71,3 % овощей, 41,9 % скота и птицы на убой (в живом весе),
51,2 % молока, 23,4 % яиц [7].
Агропромышленный комплекс Нижегородской области обеспечивает полностью потребительский спрос населения по картофелю и более чем на 80 % по овощам. Выращивание картофеля в пригородной и центральной зоне области стало выгодным для сельскохозяйственных организаций, фермерских хозяйств и индивидуальных предпринимателей. Личными подсобными хозяйствами картофеля производится - 54,9 %.
Кроме этого, ЛПХ Нижегородской области выращивают: овощей - 89,4 %, скот и птицы на убой (в живом весе) - 28,0 %, молока - 29,9 %, шерсть - 80,4 %, меда - 95,9 % [5].
Эти показатели производства продукции как в целом по России, так и по Нижегородской области, в частности, особенны тем, что земельная площадь, находящаяся в распоряжении ЛПХ, чуть более 5,8 % по России и 5,2 % по Нижегородской области.
Очень сложной остается ситуация в личных подсобных хозяйствах населения с выращиванием скота. Такая обстановка связана, в первую очередь, с большой трудоемкостью животноводства. Заготовка кормов для животных вызывает необходимость в средствах механизации, либо льготного доступа к ним. Животноводством занимаются те подсобные хозяйства, которые хотят иметь в своем рационе экологически чистую продукцию. Другие семьи отказываются от выращивания скота, так как на рынке можно найти более дешевую продукцию, зачастую импортную.
В хозяйствах населения Российской Федерации на конец 2009 года находилось 47,2 % крупного рогатого скота от поголовья скота в хозяйствах всех категорий. Это на 1 % больше, чем в сельскохозяйственных организациях за тот же период. За последние годы наблюдается незначительный рост к.р.с. в хозяйствах населения, но снижается численность поголовья свиней, овец, коз.
За 5 предшествующих лет (2005-2009) поголовье коров в хозяйствах населения Нижегородской области сократилось на 19,6 тыс. голов, или на 21,4 %. На конец 2009 г. на 100 дворов населения сельской местности в Нижегородской области приходилось: 18 голов крупного рогатого скота, в том числе 8 коров, 17 голов овец и коз. Это самые низкие показатели среди регионов ПФО.
Немаловажную роль в сфере малого бизнеса в сельском хозяйстве играют крестьянские (фермерские) хозяйства.
Крестьянское (фермерское) хозяйство (К(Ф)Х) в соответствии с ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» от 11 июня 2003 г. № 74-ФЗ, представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии [1].
Развитие фермерства - важная составная часть многоукладной экономики аграрного сектора страны. Фермера можно уверенно назвать хозяйственником-собственником, ответственным за эффективное использование земли и других средств производства. Фермерские хозяйства - это важный источник увеличения доходов сельского населения через создание рабочих мест на селе.
В структуре производства основных видов сельскохозяйственной продукции по категориям хозяйств в Российской Федерации крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и индивидуальными предпринимателями производилось 20,9 % зерновых (после доработки), 28,9 % семян подсолнечника, сахарной свеклы - 9,8 %, картофеля и овощей - 16,1 %, молока - 4,4 %, скота и птицы на убой (в живом весе) - 3,3 %. При чем производство первых трех видов продукции в К(Ф)Х превышает аналогичные показатели производства в хозяйствах населения в десятки раз.
В крестьянских (фермерских) хозяйствах, включая индивидуальных предпринимателей РФ, на конец 2009 г. находилось 6,6 % крупного рогатого скота, в том числе коров - 7 % от поголовья скота в хозяйствах всех категорий. Удельные веса этих групп животных неуклонно растут, в то время как численность и удельный вес поголовья свиней, овец и коз снижается с каждым годом.
По регионам ПФО наиболее высокий удельный вес К(Ф)Х и индивидуальных предпринимателей в производстве продукции сельского хозяйства в 2009 г. зафиксирован в республике Татарстан (18,1 %), республике Башкортостан (15,3 %) и Саратовской (11,1 %) области. Доля фермеров Нижегородской области - 6,1 %, год назад -
3,1 %.
На конец 2009 г. в области зарегистрировано 3365 крестьянских (фермерских) хозяйств, из них 458 индивидуальных предпринимателей, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность. В области количество индивидуальных предпринимателей по сравнению с предыдущим годом увеличилось в 3,1 раза за счет перерегистрации из
фермеров и вновь зарегистрированных. Для ведения сельскохозяйственной деятельности этой категории сельхозпроизводителей отведены большие земельные массивы - 99,3 тыс. гектаров, в том числе 85,3 тыс. гектаров пашни. В 2009 г. в среднем на одно хозяйство приходилось по 29,5 га общей площади. За счет перераспределения скота из сельскохозяйственных организаций фермеры и индивидуальные предприниматели увеличили поголовье крупного рогатого скота в 1,6 раза.
В 2009 г. доля крестьянских (фермерских) хозяйств, индивидуальных предпринимателей Нижегородской области в общей посевной площади региона составила 6,1 %. Вся посевная площадь у этой категории сельхозпроизводителей за минувший год увеличилась на
11,3 тыс. га (на 18,1 %).
63,1 % всей посевной площади использовали под зерновые культуры, 7, 0 % - под картофель и овощи, 28,4 % - под кормовые
культуры, оставшиеся площади под технические культуры.
Крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели, как правило, занимаются производством той продукции, которая экономически выгодна, т.е. требует меньше трудовых и материальных затрат и более прибыльна. В Нижегородской области фермерские хозяйства и хозяйства, занимающиеся предпринимательской сельскохозяйственной деятельностью, проявили интерес к возделыванию зерновых культур, разведению овец, других мелких животных и пчел. В целом по области крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, включая индивидуальных предпринимателей, в 2009 г. было произведено в структуре производства основных видов сельскохозяйственной продукции по категориям хозяйств зерновых (в весе после доработки) - 7,7 %, овощей и картофеля - 12,6 %, шерсть (в физическом весе) - 17,9 %, сахарной свеклы, скота и птицы на убой (в убойном весе) - по 2,0 %.
В структуре реализации сельскохозяйственной продукции в разрезе категорий хозяйств населением и фермерскими хозяйствами в 2009 г. реализовано по сравнению с 2008 г. больше на 33,9 % зерна, на 37,5 % картофеля, скота и птицы на убой (в живом весе) на 13,0 %, молочной продукции на 27,9 %.
Совместная деятельность малых форм хозяйствования может быть выражена в виде сельскохозяйственной кооперации. К началу 2009 г. в Нижегородской области создано 56 сельскохозяйственных потребительских кооперативов. Из общего количества организовано 23 кредитных, 23 снабженческо-сбытовых и 10 перерабатывающих кооперативов. Ими получено более 66 млн. рублей льготных кредитов.
Кроме того, на развитие кредитных кооперативов направлено 60 млн. рублей из средств областного бюджета. В трех кредитных кооперативах ассоциированным членом выступил Нижегородский филиал ОАО «Россельхозбанк».
По состоянию на 1 января 2009 г. субсидируются кредитные ресурсы на сумму более 3 млрд. рублей, полученные малыми формами хозяйствования в период с 2006 по 2008 гг. За 3 года кредиты выданы более 19 тыс. личным подсобным и 560 крестьянским (фермерским) хозяйствам. В 2008 г. объем кредитных ресурсов по малым формам хозяйствования составил более 1 млрд. рублей.
Министерством сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Нижегородской области с 2006 г. проводится активная работа по увеличению доли присутствия нижегородских сельхозтоваропроизводителей на продовольственном рынке области:
- были открыты 13 торговых площадок во всех районах г. Н. Новгород;
- два раза в месяц проводятся ярмарки «выходного дня» в
Москве;
- выделено и установлено 146 мест по г. Н.Новгород для торговли молоком;
- проводится активная работа с участием администрации г. Н. Новгород и директоров рынков города по решению проблем, возникающих перед нижегородскими производителями.
Для модернизации и дальнейшего роста мелкотоварного производства, по мнению С. В . Аглотковой, равно как и создания устойчивой и конкурентоспособной среды на селе, требуется постоянная поддержка данной категории сельскохозяйственных товаропроизводителей со стороны государства [6].
В пользу этого выразилась и министр сельского хозяйства Российской Федерации Е. Б. Скрынник [7].
Она определила основные цели и направления государственной политики в сфере развития малых форм хозяйствования на селе. К целям можно отнести рост производства и объема реализации сельскохозяйственной продукции, производимой крестьянскими (фермерскими) и личными хозяйствами, и повышение доходов сельского населения.
В числе важных для развития малого бизнеса направлений министр выделила:
1) доступность кредитных ресурсов;
2) повышение уровня технической оснащенности хозяйств и улучшения породного состава сельскохозяйственных животных;
3) сельскохозяйственная кооперация;
4) обеспечение доступа на рынке сельскохозяйственной продукции.
Малый бизнес на селе базируется, прежде всего, на экономике личных подсобных хозяйств. Низкая стоимость располагаемых сельской семьей активов не позволяет быстро и надолго привлечь банковские кредиты. Кроме того, зачастую банкам не выгодна работа с микрозаемщиками, поэтому в качестве первого важного для развития малого бизнеса направления следует выделить доступность кредитных ресурсов.
С точки зрения Е. Б. Скрынник, это направление может быть реализовано посредством:
- снижения бюрократических процедур при оформлении
кредита;
- снижения процентных ставок за пользование финансовыми ресурсами;
- формирования региональных залоговых фондов;
- развития страхования кредитных рисков;
- совершенствования оценки залогового обеспечения и др.
По повышению уровня технической оснащенности специально для фермерских хозяйств установлена льготная система гарантийного обеспечения лизинга: залог или поручительство теперь требуется предоставлять только на сумму одного годового платежа по договору.
На поддержку малых форм хозяйствования нацелен ряд реализуемых Министерством сельского хозяйства России отраслевых целевых программ.
Так Минсельхоз России, ОАО «Росагролизинг» и ОАО «Россельхозбанк» совместно с рядом российских регионов приступили к выполнению отраслевой целевой программы ведомства «Развитие пилотных семейных молочных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств на 2009 - 2011 годы».
Развитие сельскохозяйственной кооперации - третье важнейшее направление, обеспечивающее гармоничное развитие малого бизнеса на селе. Сельскохозяйственные производственные и потребительские кооперативы имеют возможность получить поддержку государства и другие права. Следует отметить, что форма потребительской кооперации, по мнению министра сельского хозяйства Е. Б. Скрынник,
является наиболее эффективной формой совместной деятельности малых форм хозяйствования, так как реализация переработанной продукции значительно повышает доходы членов кооперативов. Через кооперативы малые сельхозтоваропроизводители получают возможность использовать преимущество крупных предприятий, быть конкурентоспособными на рынке. В лице кооператива у государства появляется профессиональный партнер, с которым можно решить стратегические задачи развития экономики аграрного сектора.
Четвертым направлением развития малых форм хозяйствования является обеспечение доступности для них рынков сельскохозяйственной продукции.
Для обеспечения реализации произведенной сельскохозяйственными товаропроизводителями продукции развивается сеть сельскохозяйственных кооперативных рынков. Минсельхоз России последовательно выступает с предложениями по расширению доступа сельхозтоваропроизводителей так же и в розничную торговую сеть. Это особенно актуально для личных подсобных и крестьянский (фермерских) хозяйств.
В то же время для решения вопроса сбыта продукции, произведенной в личных подсобных хозяйствах, необходимо активное участие органов управления АПК в регионах, следует шире развивать ярмарочные формы торговли в виде сезонных ярмарок, ярмарок выходного дня, выставочных ярмарок и т.д.
В Российской Федерации в соответствии с общемировыми тенденциями проводится активная и системная государственная политика в отношении малых форм хозяйствования. Крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства, индивидуальные предприниматели являются неотъемлемой частью многоукладной сельской экономики и народного хозяйства в целом. Поэтому развитие сектора малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе признано одним из приоритетных направлений развития аграрного сектора экономики.
ЛИТЕРАТУРА
1. Федеральный закон от 11 июня 2003 г. № 74-ФЗ «О
крестьянском (фермерском) хозяйстве».
2. Федеральный закон от 7 июля 2003 г. № 112-ФЗ «О
личном подсобном хозяйстве».
3. Аглоткова, С. В. Создание организационно-
экономических условий для развития малых форм хозяйствования на
селе: из опыта АПК Среднего Урала // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий - 2010. - №11. - 44 с.
4. Сельскохозяйственные переписи в России./ Рос-стат./М.: ИИЦ «Статистика России», 2007. - 304 с.
5. Сельское хозяйство Нижегородской области (2005 -2009 гг.)// Комплексный статистический сборник. - Нижний Новгород.
- 2010. - 103 с.
6. Скрынник, Е. Б. Повышение производительности и финансовой устойчивости малых форм хозяйствования на селе// Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий -2010. - №2. - с. 1 - 6.
7. http://www.gks.ru. Основные показатели сельского хозяйства в России в 2009 году// Статистический бюллетень. - Москва. -2010.
DEVELOPMENT OF SMALL FORMS OF MANAGEMENT IS IN AGRARIAN SECTOR: BENEFIT TO PEASANT, DISTRICT, RUSSIA
N. P. Sidorova, graduate student of the chair «Economics and sta-tistician»,Nizhniy Noogoord state engineeeing-eeconmic institute.
Annotation. Small forms of management on a mud flow are inalienable part of многоукладной rural economy. Peasant (farmer) economies, individual businessmen, the economies of population bring in a substantial contribution to the food providing of population of the regions and country on the whole.
The keywords: small forms of management; peasant (farmer) economies, individual businessmen, personal subsidiary
ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ ПЛЕМЕННЫХ ЗАВОДОВ И ПЛЕМЕННЫХ РЕПРОДУКТОРОВ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Н. В. Денисова, ст. преподаватель кафедры «Экономика и статистика» НГИЭИ
Аннотация. Представлена характеристика динамики развития племенных хозяйств и племенных репродукторов Нижегородской