Научная статья на тему 'Агрессивность и тревожность как проявления профессиональной деформации личности сотрудников органов внутренних дел'

Агрессивность и тревожность как проявления профессиональной деформации личности сотрудников органов внутренних дел Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
318
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕФОРМАЦИЯ ЛИЧНОСТИ / АГРЕССИВНОСТЬ / ЛИЧНОСТНАЯ ТРЕВОЖНОСТЬ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАЩИТА ЛИЧНОСТИ / PERSONALITY PROFESSIONAL DEFORMATION / AGGRESSIVENESS / PERSONALITY ANXIETY / PSYCHOLOGICAL DEFENSE OF PERSONALITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Камнева Елена Владимировна

Рассматриваются психологические аспекты негативного влияния профессии на личностные особенности, анализируется взаимосвязь агрессивности и тревожности как проявлений профессио- нальной деформации личности с механизмами психологической защиты сотрудников органов внутрен- них дел.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Aggressiveness and anxiety as manifestations of police officers professional deformation

Psychological aspects of the profession negative impact on police officers personal traits are viewed. The interrelation of aggressiveness and anxiety as manifestations of personality professional deformation with the mechanisms of psychological defense inherent to police officers are analyzed.

Текст научной работы на тему «Агрессивность и тревожность как проявления профессиональной деформации личности сотрудников органов внутренних дел»

 ф ■

ВОПРОСЫ ПСИХОЛОГИИ

И ПЕДАГОГИКИ

ЕЛЕНА ВЛАДИМИРОВНА КАМНЕВА,

кандидат психологических наук, доцент, заместитель заведующего кафедрой «Прикладная психология» Финансового университета при Правительстве Российской Федерации

АГРЕССИВНОСТЬ И ТРЕВОЖНОСТЬ КАК ПРОЯВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕФОРМАЦИИ ЛИЧНОСТИ СОТРУДНИКОВ

ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Рассматриваются психологические аспекты негативного влияния профессии на личностные особенности, анализируется взаимосвязь агрессивности и тревожности как проявлений профессиональной деформации личности с механизмами психологической защиты сотрудников органов внутренних дел.

Ключевые слова: профессиональная деформация личности, агрессивность, личностная тревожность, психологическая защита личности.

E.V. Kamneva, PhD (Psychology), Assistant Professor, Deputy Head, Chair of Applied Psychology, Financial Academy attached to RF Government; e-mail: ekamneva@yandex.ru, tel.: 8(903) 697-70-95.

Aggressiveness and anxiety as manifestations of police officers' professional deformation.

Psychological aspects of the profession' negative impact on police officers' personal traits are viewed. The interrelation of aggressiveness and anxiety as manifestations of personality professional deformation with the mechanisms of psychological defense inherent to police officers are analyzed.

Key words: personality professional deformation, aggressiveness, personality anxiety, psychological defense of personality.

Профессиональная деятельность сотрудников органов внутренних дел (ОВД) характеризуется напряженностью, высокими психологическими и физическими перегрузками, работой в экстремальных условиях. В последние годы наблюдается тенденция повышения экстремальности деятельности сотрудников ОВД, оказывающая стрессогенное воздействие на их психику.

Особенности профессиональной деятельности сотрудника ОВД (регламентация деятельности нормами права и морали, необходимость принятия решения в условиях дефицита времени, повышенная ответственность за принятые решения, воздействие психических и физических перегрузок и т.п.) оказывают значительное влияние на личностные характеристики индивидов и могут приводить к развитию профессиональной деформации личности, под которой1 понимают всякое изменение, вызванное профессией,

наступающее в организме и приобретающее стойкий характер.

С.П. Безносов, Р.М. Грановская, Л.Н. Кор-неева, А.К. Маркова отмечают, что в наибольшей степени профессиональные деформации развиваются у представителей социономических профессий, к которым относятся и сотрудники органов внутренних дел.

Явления деформации личности заложены в любую профессиональную деятельность. Интенсивно подвергаются деформирующему воздействию сотрудники правоохранительных органов. Следствием негативного влияния профессии на личность является возникновение самых разных профессиональных деформаций или специфических состояний, в том числе агрессивности и тревожности.

Все вышесказанное приводит к тому, что в сфере профессиональных действий сотрудник

5 ай 5 и

О

и

$

И С

5 5 и

О

3

X 5 U С

2

и О а С О оз

113

5 ай 5 и

О

и

$

И С

5 5 и

О §

X 5 и С

и О а С О оз

теряет способность к самостоятельной постановке и решению профессиональных задач, профессионально оправданным действиям в стрессовых ситуациях и экстремальных условиях; развивается тяготение к шаблонным решениям и действиям, сужается сфера профессиональных умений и навыков; появляется тенденция снять с себя ответственность за собственные решения и действия, избегать профессиональной деятельности, подменяя ее различного рода «псевдодеятельностью» (или внешней атрибутикой деятельности); развивается потребность в мелочной регламентации своих профессиональных действий со стороны руководства; снижается способность к коллективной профессиональной деятельности.

У сотрудников органов внутренних дел, как и других представителей социономических профессий, профессиональные деформации могут проявляться на четырех уровнях:

1. Общепрофессиональные деформации, типичные для работников этой профессии. Эти инвариантные особенности личности и поведения профессионалов прослеживаются у большей части работников со стажем, хотя уровень выраженности данной группы деформаций различен. У работников ОВД развивается синдром «асоциальной перцепции», при котором каждый гражданин воспринимается как потенциальный нарушитель.

2. Специальные профессиональные деформации, возникающие в процессе специализации по профессии. Так, у следователя появляется правовая подозрительность, у оперативного работника - актуальная агрессивность.

3. Профессионально-типологические деформации, обусловленные наложением индивидуально-психологических особенностей личности (темперамента, способностей, характера) на психологическую структуру деятельности. В результате складываются профессионально и лич-ностно обусловленные комплексы:

деформации профессиональной направленности личности: искажение мотивации деятельности («сдвиг мотива на цель»), перестройка ценностных ориентаций, пессимизм, скептическое отношение к новичкам и нововведениям;

деформации, развивающиеся на основе каких-либо способностей: организаторских, коммуникативных, интеллектуальных и др. (комплекс превосходства, гипертрофированный уровень притязаний, завышенная самооценка, психологическая герметизация, нарциссизм и др.);

деформации, обусловленные чертами характера: ролевая экспансия, властолюбие, «должностная интервенция», доминантность, индифферентность и др.

4. Индивидуализированные деформации, обусловленные особенностями работников самых различных профессий. В процессе многолетнего выполнения профессиональной деятельности, психологического сращивания личности и профессии отдельные профессионально важные качества, как, впрочем, и профессионально нежелательные, чрезмерно развиваются, что приводит к возникновению сверхкачеств, или акцентуаций. Это могут быть сверхответственность, суперчестность, гиперактивность, трудовой фанатизм, профессиональный энтузиазм. Данные деформации можно назвать «профессиональным кретинизмом».

Следствиями всех этих деформаций являются психическая напряженность, конфликты, кризисы, снижение продуктивности профессиональной деятельности, неудовлетворенность жизнью и социальным окружением2.

Механизм возникновения профессиональной деформации имеет довольно сложную динамику. Первоначально неблагоприятные условия труда вызывают негативные изменения в профессиональной деятельности, в поведении. По мере повторения трудных ситуаций эти отрицательные изменения могут накапливаться и в личности, приводя ее к перестройке, что далее проявляется в повседневном поведении и общении. Установлено также, что сначала возникают временные негативные психические состояния и установки, затем начинают исчезать положительные качества. Позднее на месте положительных свойств возникают негативные психические качества, изменяющие личностный профиль работника3.

Профессиональная деформация может иметь довольно сложную динамику проявлений в трудовой деятельности человека и затрагивать различные стороны психики: мотивационную, когнитивную, сферу личностных качеств. Ее результатом могут быть специфические установки и представления, появление определенных черт личности4.

Большая объективная опасность профессиональной деформации существует для молодых сотрудников, начинающих службу или вступающих в новую, более ответственную, должность, особенно связанную с выполнением управленческих функций.

В современных социально-экономических условиях особое значение приобретает поиск и разработка адекватных специфике правоохранительной деятельности направлений и способов работы с личным составом по профилактике развития профессиональных деформаций.

Чрезвычайная сложность и многообразие форм проявления агрессивности приво-

114

ф ■

дят к тому, что на сегодняшний день в науке отсутствует ее вполне однозначная трактовка и определение. Это позволяет различным авторам в зависимости от целей и задач исследований вкладывать в само понятие агрессивного поведения различное содержание. Можно остановиться на следующем определении агрессии, принятом большинством исследователей: агрессия - целенаправленное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным или неодушевленным), причиняющее физический вред людям или вызывающее у них отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т.д.5

Агрессия является формой поведения; понятие же агрессивности описывает свойство личности, заключающееся в готовности и предпочтении использования насильственных средств для реализации своих целей. Не менее существенно рассматривать агрессию не только как поведение, но и как психическое состояние, выделяя познавательный, эмоциональный и волевой компоненты.

А. Басс указал на ряд факторов, от которых зависит сила агрессивных привычек6. Во-первых, это - частота и интенсивность случаев, в которых индивид был атакован, фрустрирован, раздражен. Индивиды, которые получали много гневных стимулов, будут более вероятно реагировать агрессивно, чем те, которые получали меньше таких стимулов. Во-вторых, частое достижение успеха путем агрессии, которое, по мнению А. Басса, приводит к сильным атакующим привычкам. Успех может быть внутренним (резкое ослабление гнева) и внешним (устранение препятствия или достижение вознаграждения). В-третьих, это - культурные и субкультурные нормы, усваиваемые человеком, которые могут облегчить развитие у него агрессивности.

Л. Берковиц и Мак-Нейл объясняют агрессию как результат действия фрустраторов, т.е. непреодолимых барьеров, стоящих на пути к достижению цели, вызывающих состояние растерянности, или фрустрации. По мнению Л. Бер-ковица, фрустрация не обязательно реализуется в агрессивных действиях, но она стимулирует готовность к ним; даже при готовности агрессия не возникает без надлежащих условий; выход из фрустрирующей ситуации с помощью агрессивных действий воспитывает у индивидуума привычку к подобным действиям7.

Представитель поведенческого подхода А. Бандура8 утверждает, что для возникновения агрессии недостаточно того, чтобы субъект был

фрустрирован и испытывал чувство неудовлетворенности. Он должен еще иметь перед собой некий агрессивный пример для обучения и подражания. Модель является одновременно как источником готовности к агрессивным действиям, так и стимулятором агрессивного поведения. Агрессивные реакции усваиваются и поддерживаются путем непосредственного участия в ситуациях проявления агрессии, а также в результате пассивного их наблюдения.

Проявления агрессии могут быть: средством достижения определенной цели; способом психологической разрядки, замещения блокированной потребности; самоцелью, способом удовлетворения потребности в самореализации и самоутверждении9.

Тревожность определяется как индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги, а также в низком пороге его возникновения. Термином же «тревога» обозначают переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, предчувствием грозящей опасности.

Тревожность проявляется в разнообразных формах. А.М. Прихожан выделяет две основные категории тревожности: открытую - сознательно переживаемую и проявляемую в поведении и деятельности в виде состояния тревоги и скрытую - в разной степени неосознаваемую, проявляющуюся либо в чрезмерном спокойствии, либо косвенным путем через специфические способы поведения. Внутри этих категорий А.М. Прихожан, в свою очередь, выделила различные формы тревожности10. К формам, например, открытой тревожности относится острая, нерегулируемая или слабо регулируемая тревожность - сильная, осознаваемая, проявляющаяся внешне через симптомы тревоги, самостоятельно справиться с ней индивид не может.

Второй формой открытой тревожности выступает регулируемая и компенсируемая тревожность, при которой человек самостоятельно вырабатывает достаточно эффективные способы, позволяющие справиться с ней. Такими способами могут быть как снижение уровня тревожности, так и использование тревожности для стимуляции собственной деятельности, повышения активности.

Третьей формой открытой тревожности является культивируемая тревожность. В этом случае она осознается и переживается как ценное для личности качество, позволяющее добиваться желаемого.

Личностная тревожность предрасполагает индивида к восприятию и оценке многих объек-

5 ай 5 и

О

и

$

И С

5 5 и

О §

X 5 и С

и О а С О оз

s ай S и

О

и

$

и с

s s

u

О

S

X s и с

2

и о

а С

О

03

тивно безопасных ситуаций как таких, которые несут в себе угрозу. Во-первых, тревожность является эмоциональной реакцией на опасность, которая характеризуется, прежде всего, расплывчатостью и неопределенностью. Во-вторых, тревога вызывается такой опасностью, которая угрожает самой сущности личности. Основная психодинамическая функция тревоги -помогать человеку избегать осознанного выявления у себя неприемлемых инстинктивных импульсов и поощрять удовлетворение этих импульсов надлежащими способами в подходящее время. Психологические защитные механизмы личности помогают осуществлению этих функций, а также охраняют человека от захлестывающей его тревоги.

Согласно мнениям всех ученых, использующих данное понятие, защита - это метод избежания тревоги, которая могла бы возникнуть, если бы мы осознали, что в нас присутствует какая-то мысль или поступок, которые могли бы привести к наказанию, чувству вины или ощущению собственной неполноценности. «Психологическая защита» - это термин психоанализа, обозначающий особую регулятивную систему, используемую личностью для устранения психологического дискомфорта, переживаний, угрожающих «образу Я», и сохранения его на уровне, желательном и возможном для данных обстоятельств. Важнейшие психологические защиты - вытеснение, проекция, формирование реакции, фиксация и регрессия (А. Freud, 1946). Все механизмы зашиты имеют две общие характеристики: 1) они отвергают, фальсифицируют или искажают реальность; 2) они действуют бессознательно, так что человек не подозревает об их существовании11.

По мнению Е.С. Романовой, защитные механизмы имеют следующие общие свойства: они действуют в подсознании, индивид не осознает, что с ним происходит, они отрицают, искажают или фальсифицируют действительность; они реализуются в ситуации конфликта, фрустрации, психотравмы, стресса12. Цель психологической защиты - снижение эмоциональной напряженности и предотвращение дезорганизации поведения, сознания и психики в целом.

Защитные механизмы наблюдаются в поведении как типичные формы реагирования. Они так глубоко проникают в нас, что мы уже не осознаем их, а берем на вооружение как глухую защиту своего неправильного поведения или бездействия, которые не позволяют нам увидеть и решить реально существующие проблемы13.

Наиболее приемлемыми и актуальными на сегодняшний день оказались теории, в основу которых легла психоаналитическая модель защи-

ты. Одна из таких «универсальных» концепций -теория психологической защиты (Р. Плутчик, 1974). Ее основная идея заключается в том, что механизмы психологической защиты являются производными эмоций, а эмоции определяются как базовые средства адаптации.

Многочисленные исследования позволили Р. Плутчику описать 16 защитных механизмов, составляющих сферу психологической защиты: двигательная активность, компенсация, отрицание, замещение, фантазия, идентификация, интеллектуализация, интроекция, изоляция, проекция, рационализация, образование реакции, регрессия, подавление, сублимация, аннулирование14. Кроме того, он отмечает, что защитные механизмы характеризуются биполярностью (противоположностью) в той мере, в какой по-лярны лежащие в основе восемь основных эмоций, присущих всем людям. Константное поведение в определенных социальных ситуациях с интенсивным использованием одной и той же психологической защиты приводит к искажению характера субъекта с формированием определенных устойчивых черт личности, лежащих в основе акцентуаций и при увеличении поведенческого консерватизма перерастающих уже в явные психопатологические варианты поведения15.

Следует также заметить, что люди редко используют какой-либо единственный механизм защиты - обычно они применяют различные защитные механизмы для разрешения конфликта или ослабления тревоги. Причем чем шире набор этих форм реагирования, тем более адаптивным будет стиль поведения личности в целом, тем более стрессоустойчивой будет такая личность и тем меньше она будет ограничена рамками ситуационной специфичности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

При проведении автором исследования выявлена взаимосвязь агрессивности и тревожности как проявления профессиональной деформации с механизмами психологической защиты сотрудников органов внутренних дел.

В ходе исследования применялись следующие методики: методика диагностики самооценки Ч.Д. Спилбергера, Л. Ханина (оценка ситуационной и личностной тревожности); методика «Диагностика показателей и форм агрессии» А. Басса и А. Дарки; опросник Плутчика-Келлермана-Конте «Индекс жизненного стиля» (Life Style Index, LSI).

Выборку составили 80 испытуемых, работающих в ОВД.

Можно отметить, что у большинства сотрудников органов внутренних дел отмечается умеренный уровень личностной и ситуативной тревожности. В то же время высокий уровень

116

ф ■

личностной тревожности отмечается у 27,5% испытуемых.

Максимально высокие оценки получены по шкалам «вербальная агрессия», «чувство вины» и «подозрительность».

Следовательно, испытуемым характерно выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (угроза, проклятия, ругань). Вербальная агрессия проявляется через многочисленные отпоры; отрицательные отзывы и критические замечания; выражение отрицательных эмоций, например, недовольства в виде брани, затаенной обиды, недоверия, ярости и ненависти; высказывание мыслей и желаний агрессивного содержания; оскорбления, угрозы, принуждения, вымогательства; упреки и обвинения16.

У значительной части респондентов присутствует возможное убеждение в том, что он -плохой, поступает зло. Высокие показатели по данной шкале свидетельствуют о наличии у испытуемых угрызений совести.

Выборка свидетельствует о том, что сотрудников ОВД отличают недоверие и осторожность по отношению к людям, основанные на убеждении, что окружающие намерены причинить вред. Испытуемым присущ высокий уровень враждебности, который выражается в чувстве возмущения, обиды и подозрительности.

В целом для сотрудников ОВД характерна большая напряженность по таким видам защитных механизмов, как отрицание, рационализация, проекция и компенсация. Отрицание подразумевает инфантильную подмену приятия окружающими, внимания с их стороны. Респондент любые негативные аспекты этого внимания блокирует на стадии восприятия, а позитивные - допускает в систему. В результате он получает возможность безболезненно переживать и выражать чувства приятия мира и себя самого, но для этого он должен постоянно привлекать к себе внимание окружающих доступными ему средствами, компенсируя качество общения его количеством.

Проекция снижает тревогу, заменяя большую опасность меньшей, и позволяет человеку выражать свои импульсы под видом защиты от врагов. Проекция - одна из конфликтогенных психологических защит, так как активное ее использование в качестве ведущей психологической защиты приводит к формированию таких черт личности, как самолюбие, гордость, мстительность, склонность к ревности. Проекция заставляет человека исполнять рол ь прокурора, обвиняющего окружающих в своих промахах и неудачах, приписывающего свои недостатки окружающим.

Рационализация - псевдоразумное объяснение своих поступков, желаний, комплексов и влечений. У личности этот защитный механизм направлен на маскировку, сокрытие от сознания истинных мыслей, чувств и мотивов действий и тем самым формулировку более приемлемых объяснений собственного поведения, обеспечение состояния внутреннего комфорта, связанного с желанием сохранить чувство собственного достоинства, самоуважение, предотвращение переживания вины и стыда. Рационализация направлена на блокирование осознания тех мотивов, что выступают как социально неприемлемые, или неодобряемые, или же индивидуально нежелательные, - ввиду расхождения с Я-концепцией (несоответствия образу идеального «Я»), жизненными планами и конкретными целями деятельности.

Компенсация в случае профессионально значимых неудач выполняет роль своеобразного переключателя активности личности, который позволяет не фиксировать свое внимание на неудаче, а продолжать поиск выхода из сложной ситуации.

В результате проведенного корреляционного анализа выявлена связь между личностной тревожностью и проекцией, т.е. чем чаще респондент воспринимает и оценивает объективно безопасные ситуации как такие, которые несут в себе угрозу, тем активней используется механизм психологической защиты, который позволяет возлагать вину на кого-нибудь или что-нибудь за свои недостатки или промахи. Проекции могут включать в себя не только других людей, но и социальные институты и учреждения, даже общество в целом или его часть, скажем, правительство, парламент, суд или школу, семью. Следовательно, если источник тревоги может быть приписан внешнему миру, а не собственным примитивным импульсам или угрозам со стороны совести, человек скорее достигнет облегчения тревожного состояния. Этот защитный механизм достаточно наивен, он оказывает значительное разрушающее воздействие, поскольку сильно искажает реальность.

Имеется также обратная статистическая значимая корреляционная связь между личностной тревожностью и гиперкомпенсацией. Гиперкомпенсация проявляется в том, что человек старается развить те данные, которые у него слабо развиты. Чем менее выражено поведение, обусловленное установкой на серьезную работу над собой, нахождение и исправление своих недостатков, тем выше уровень личностной тревожности, порождаемой внутренними конфликтами преимущественно самооценочного характера,

5 ай 5 и

О

и

$

И С

5 5 и

О §

X 5 и С

и О а С О оз

НАУЧНЫЙ ПОРТАЛ МВД РОССИИ

№ 2 2011

5 X

X и

Ы С

5

и

О §

X

к и с

и о

а С

О оа

проявляющейся в снижении самооценки, решительности, уверенности в себе.

Существует прямая статистическая зависимость отрицания и косвенной агрессии. Отрицание - это достаточно простой процесс, при котором не осознается присутствие во внешнем мире предметов, вещей и событий, способных вызвать тревогу, пробуждать эгоистические импульсы или сообщить о надвигающемся наказании. Любая информация, которая тревожит или может привести к внутреннему конфликту, просто не воспринимается, от нее как бы «отворачиваются», ей «не доверяют». Стремление избежать информации, несовместимой со сложившимися представлениями о себе, т.е. игнорирование потенциально тревожной информации, приводит как к агрессии, которая окольным путем направлена на другое лицо, так и к агрессии, которая характеризуется отсутствием направленности и неупорядоченностью.

Имеется обратная связь между проекцией и физической агрессией. Чем менее свойственно реципиентам приписывание собственных вытесненных переживаний, потребностей, особенностей другим людям, тем чаще использование физической силы против другого лица. Агрессивный человек и других людей воспринимает агрессивными, что может сдерживать проявление физической агрессии. Индивидуум может проектировать на других не только негативные аспекты своего реального «Я», но и подавлять в себе и проектировать на других свои позитивные особенности.

Выявлена прямая зависимость между компенсацией и вербальной агрессией. Компенсация предполагает попытку исправления или нахождения замены собственной неполноценности. И чем интенсивнее стремление испытуемого развивать тот признак, который у него и так хорошо развит, компенсируя тем самым свой недостаток, тем более ему свойственно выражение негативных чувств как через форму, так и через содержание словесных ответов.

Следовательно, хронически напряженная психоэмоциональная деятельность сотрудников правоохранительных органов приводит к профессиональной деформации личности, в частности,

к развитию таких неблагоприятных психических состояний, как тревожность и агрессия, проявление которых имеет взаимосвязь с психологической защитой. В соответствии с этим и должны, на наш взгляд, строиться системы профилактики и оказания практической помощи лицам, уже подверженным профессиональной деформации, что в свою очередь будет иметь положительный результат в профилактике нарушений закона, в профессиональной деятельности сотрудников ОВД. Полученные данные целесообразно использовать при определении профессиональной пригодности сотрудников ОВД и разработке реабилитационных программ по снятию у них симптомов профессионального стресса.

1 История советской психологии труда (20-30 гг. ХХ в.): Тексты / Под ред. В.П. Зинченко, В.М. Мунипова, О.Г. Носковой. - М.: МГУ, 1983.

2 Психология: Учебник для технических вузов / Под общ. ред. В.Н. Дружинина. - СПб.: Питер, 2000.

3 Маркова А.К. Психология профессионализма / А.К. Маркова. - М.: Междунар. гуманитар. фонд «Знание», 1996.

4 Орел В.Е. Психологическое изучение влияния профессии на личность: Реферативный сборник избранных работ по грантам в области гуманитарных наук / В.Е. Орел. - Екатеринбург, 1999.

5 Бэрон Р. Агрессия / Р. Бэрон, Д. Ричардсон. -СПб.: Питер, 2000.

6 Басс А. Психология агрессии / А. Басс // Вопросы психологии. 1967. № 3. С. 60-67.

7 Берковиц Л. Агрессия. Причины, последствия и контроль / Л. Берковиц. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2001.

8 Бандура А. Подростковая агрессия / А. Бандура, Р. Уол-терс. - М.: Владос, 2000.

9 Зарубежная социальная психология XX столетия: Теоретические подходы. - М., 2002.

10 Прихожан А.М. Психология тревожности. Дошкольный и школьный возраст / А.М. Прихожан. - СПб.: Питер, 2007.

11 Холл Кэлвин С. Теории личности / С. Холл Кэлвин, Линдсей Гарднер. - М.: КСП+, 1997.

12 Романова Е.С. Механизмы психологической защиты: генезис, функционирование, диагностика / Е.С. Романова, Л.Р. Гребенников. - Мытищи: Талант, 1996.

13 Романин А.Н. Основы психоанализа / А.Н. Романин. -Ростов н/Д.: Феникс, 2003.

14 Каменская В.Г. Социально-психологические основы управленческой деятельности: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.Г. Каменская. - М.: Издательский центр «Академия», 2002.

15 Каменская В.Г. Психологическая защита и мотивация в структуре конфликта / В.Г. Каменская. - СПб., 1999.

16 Колосова С.Л. Детская агрессия / С.Л. Колосова. -СПб.: Питер, 2004.

118

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.