Научная статья на тему 'Агрессивность и враждебность как проявление защитных механизмов психики'

Агрессивность и враждебность как проявление защитных механизмов психики Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2401
358
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРЕССИВНОСТЬ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАЩИТНЫЕ МЕХАНИЗМЫ / AGGRESSION / PSYCHOLOGICAL DEFENSE MECHANISMS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Чухрова М. Г., Сиволапов А. Ф., Сафин Д. И.

В экспериментальном исследовании показана взаимосвязь между психологическими защитными механизмами личности и агрессивностью на примере военных курсантов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AGGRESSIVE AND HOSTILE AS A MANIFESTATION OF PROTECTIVE GEAR PSYCHE

the relationship between psychological defense mechanisms of the individual and aggressiveness on the example of military cadets.

Текст научной работы на тему «Агрессивность и враждебность как проявление защитных механизмов психики»

Пытались совершить суицид

Среднестатистические подростки

Готы

1% 14%

0% 2% 4% 6% 8% 10% 12% 14% 16%

Рис. 5. Склонность к суициду среди представителей субкультур

Библиографический список

1. Осипова, О.С. Девиантное поведение: благо или зло? // Социс. - 1998. - № 9.

2. Косарецкий, С.Г. Современные молодежные субкультуры (молодежные субкультуры как фактор наркотизации) / С.Г. Косарецкий, С.В. Егорышева // Информационно-методические материалы для специалистов по профилактике ПАВ. - М., 2002.

Bibliography

1. Osipova, O.S. Deviantnoe povedenie: blago ili zlo? // Socis. - 1998. - № 9.

2. Kosareckiyj, S.G. Sovremennihe molodezhnihe subkuljturih (molodezhnihe subkuljturih kak faktor narkotizacii) / S.G. Kosareckiyj, S.V. Egorihsheva // Informacionno-metodicheskie materialih dlya specialistov po profilaktike PAV. - M., 2002.

Статья поступила в редакцию 16.11.11

УДК 159.923

Chukhrova M.G., Sivolapov A.F., Safin D.I. AGGRESSIVE AND HOSTILE AS A MANIFESTATION OF PROTECTIVE

GEAR PSYCHE. In a pilot study shows the relationship between psychological defense mechanisms of the individual and aggressiveness on the example of military cadets.

Key words: aggression, psychological defense mechanisms.

М.Г. Чухрова, д-р мед. наук, проф. НГПУ; А.Ф Сиволапов, доц. НФА сухопутных войск; Д.И. Сафин, канд. филос. наук, доц. СНИ, г. Новосибирск, Е-mail: [email protected]

АГРЕССИВНОСТЬ И ВРАЖДЕБНОСТЬ КАК ПРОЯВЛЕНИЕ ЗАЩИТНЫХ МЕХАНИЗМОВ ПСИХИКИ

В экспериментальном исследовании показана взаимосвязь между психологическими защитными механизмами личности и агрессивностью на примере военных курсантов.

Ключевые слова: агрессивность, психологические защитные механизмы.

Нормальный уровень агрессивности, под которым понимается не делинквентность с причинением реального вреда окружающим, а стремление к независимости, энергичное отстаивание своего мнения, активное и решительное поведение, является необходимым проявлением индивидуальности и способствует адаптации в обществе [1]. Агрессивность является нормальным проявлением личности, направленным на выживание. Однако в ряде случаев агрессивное поведение, которое вначале несет адаптивную функцию, становится личностным отклонением и приводит к нарушению социальной адаптации. Психологические защитные механизмы, как и агрессивность, носят адаптивную функцию, и их избыточное проявление может также свидетельствовать о дезадаптации личности. В военной среде проблема агрессивности имеет особенно важное значение в связи со

спецификой воинской службы и привлекает внимание исследователей [2, 3]. С одной стороны, воинская служба предполагает определенный уровень общей агрессивности, однако в мирное время желательно снизить ее проявления. Знание того, какие именно структурные компоненты личности коррелируют с агрессивностью, может помочь пониманию агрессивного поведения в целом и иметь большое практическое значение для выработки конструктивных мер с целью предотвращения или контроля агрессии в воинской среде.

Основной целью экспериментального исследования являлось изучение взаимосвязи между психологическими защитными механизмами личности и агрессивностью на примере военных курсантов.

Исследование проходило на выборке, которая составила 60 курсантов младших курсов Военного училища города Новосибирска. Средний возраст испытуемых курсантов 17-19 лет. Исходя из цели исследования, был сформирован следующий банк диагностических методик: диагностика состояния агрессии (опросник Басса-Дарки), личностный опросник Плутчика Келлермана Конте (Life Style Index, LSY), диагностика агрессивности (тест руки Вагнера).

Получены следующие результаты. При исследовании уровня проявления и основных видов агрессии и враждебности по методике Басса-Дарки после качественной и количественной обработки теста установлено, что на 1 -м месте по уровню проявления находится физическая агрессия. Последовательность уровня проявления и основных видов агрессии и враждебности следующая: физическая агрессия, вербальная агрессия, косвенная, подозрительность, раздражение, негативизм, чувство вины, обида. В результате количественной обработки методики, выявлена степень проявления агрессивности и враждебности во всей выборке курсантов (Табл.1).

Таблица 1

Степень проявления агрессивности и враждебности

Степень проявления в % Агрессивность Враждебность

Ниже нормы 18,3 3,3

Норма 53,3 70

Выше нормы 28,3 26,7

Из распределения показателей видно, что курсанты, у которых степень проявления агрессивности находится в норме, больше половины - 32 человека (53,3%), выше нормы - 17 человек (28,3%), ниже нормы - 11 человек (18,3%). Курсанты, у которых

степень проявления враждебности находится в норме, преобладают - 42 человека (70%), выше нормы - 16 человек (26,7%), ниже нормы - 2 человека (3,3%). По-видимому, это нормальное распределение в группе здоровых, активных, занятых делом и находящихся в одинаковых стандартных условиях молодых людей. Каждая личность должна обладать определенной степенью агрессивности. Отсутствие ее приводит к пассивности, ведомости, конформности и т.д. Чрезмерное развитие ее начинает определять весь облик личности, которая может стать конфликтной, неспособной на сознательную кооперацию и т.д. В любом сообществе определенное соотношение агрессивных/неагрессивных особей обеспечивает стабильность и конструктивность сообщества.

В психологической литературе дискутируется вопрос о взаимосвязи агрессивности и психологических защитных механизмов [4, 5]. Эти механизмы как бы предохраняют осознание личностью различного рода отрицательных эмоциональных переживаний и перцепций, способствуют сохранению психологического гомео-стаза, стабильности, разрешению внутриличностных конфликтов и протекают на бессознательном и подсознательном психологических уровнях. Результаты опросника Плутчика Келлермана Конте показали, что психологическая защита у всех обследованных сформирована (Рисунок 1).

Анализ качественной и количественной обработки теста позволил установить, что наиболее часто используемым, доминирующим у всех обследованных является механизм «проекция», самые низкие показатели - по использованию механизма «замещение».

Так, у обследованных курсантов последовательность защитных механизмов следующая: проекция, рационализация, отрицание, компенсация, гиперкомпенсация, регрессия, вытеснение, замещение.

4000 3500 3000 2500 2000 1500 1000 500 0

<е>

<г>

к<г>

¿г

„с?

У У

СГ

<г>

Ж

й»

/V

Рис. 1. Распределение защитных механизмов у курсантов в результате использования опросника Плутчика-Келлермана-Конте

Проекция упрощает поведение, исключает необходимость в повседневной жизни оценивать свои поступки, следовательно, бессознательный перенос неприемлемых собственных чувств, желаний и стремлений на других способствует перекладыванию ответственности за то, что происходит внутри Я на окружающий мир. Перекладыванием ответственности снимается внутреннее напряжение, то есть происходит «освобождение» себя от травмирующей ситуации за счет переноса ответственности на других людей, либо обстоятельства. Таким образом, действуя на уровне неосознаваемой установки, этот защитный механизм освобождает наших испытуемых от тревоги, чувства вины, ответственности и, соответственно, приносит облегчение, то есть цель психологической защиты на какой-то промежуток времени достигнута. По отношению к курсантам доминирование этого защитного механизма и превышение его нормативного показателя, может характеризовать наличие такой особенности, как безответственность, так как перекладывание или проецирование ответственности на другое лицо способствует формированию сниженного уровня собственной критичности, желания уходить от конструктивного разрешения собственных проблем, чаще «плыть по течению», обви-

няя то людей, то обстоятельства в сложившейся ситуации. Этот психологический защитный механизм можно охарактеризовать словами поэта В.Высоцкого: «Не надо думать, с нами тот, кто все за нас решит». Возникает вопрос: формирует ли армия этот защитный механизм?

Вторым по частоте использования у курсантов выявлен механизм «рационализация», следовательно, у обследуемых неосознаваемый контроль над эмоциями и импульсами обнаруживает выраженную зависимость любой ситуации от ее рациональной интерпретации. Это уже зрелая форма психологической защиты.

На третьем месте стоит механизм «отрицание». Предполагаем, что для курсантов действительность, в сложившейся ситуации, не совсем приятна, и отрицая существование неприятностей, связанных с невозможностью осуществить собственные желания, побуждения, намерения, испытумые стараются снизить степень угрозы путем бессознательного отрицания их существования, поэтому прибегают к отрицанию достаточно часто.

Популярность такого способа защиты, как отрицание, возможно, отражается в проявлении таких особенностей как макси-

мализм, храбрость, бесстрашие, которые присущи воинской профессии.

Наименьшая представленность у наших испытуемых принадлежит механизмам «вытеснение» и «замещение». При вытеснении защита проявляется в блокировании неприятной, нежелательной информации, которое осуществляется при переводе из воспринимающей системы в память, либо при выводе ее из памяти в сознание. В данном случае вытеснение выступает как форма переживания несоответствия своих ожиданий и действительности.

Так как условием вытеснения обычно выступает результат сравнения новой информации с идеалом Я, происходит конфликт, в результате которого обследуемые вытесняют неприятную для них информацию, тем самым снимают напряжение и разрешают возникший конфликт.

Анализируя ответы испытуемых в результате проведения диагностики агрессивности (тест руки Вагнера - Hand test), можно отметить отсутствие прямой агрессивности, т.к. насыщенность данной категории мала.

Так, у обследованных курсантов последовательность показателей насыщенности категорий следующая: коммуникативность, активность, директивность, эмоциональность, демонстративность, агрессивность, пассивность, зависимость, страх, описание, ущербность.

Рассмотрим показатели насыщенности категорий ответов испытуемых более подробно (табл. 2). Три наиболее насыщенные категории выделены в таблице жирным шрифтом.

Таблица 2

Показатели насыщенности категорий ответов испытуемых по результатам проведения диагностики агрессивности (тест руки Вагнера)

Как видно из результатов таблицы 2, наиболее насыщенными категориями ответов являются: Коммуникативность (23,9%), Активность (17,6%), Директивность (14,7%).

Ответы, относящиеся к категории «Агрессивность», рассматриваются: как связанные с готовностью обследуемого к высшему проявлению агрессивности, нежеланием приспособиться к окружению. По результатам проведенной методики, агрессивность обследованных находится в пределах нормы - 6,5% и занимает по значимости лишь 6-е место. Это не согласуется с данными методики Баса-Дарки, по данным которой выявлено 28,3% лиц с агрессивностью выше нормы. Объяснить этот факт можно таким образом. По-видимому, самооценка агрессивности курсантов, измеренная по методике Баса-Дарки, имеет преувеличенный характер. Т.е. курсанты считают себя более агрессивными, чем являются на самом деле.

Библиографический список

Категории ответов: «Страх», «Эмоциональность», «Коммуникация» и «Зависимость» отражают тенденцию к действию, направленную на приспособление к социальной среде; при этом вероятность агрессивного поведения незначительна. Нельзя не отметить, что «Коммуникация» по насыщенности ответом находится на первом месте (23,9%), следовательно, вероятность агрессивного поведения снижена.

Ответы, относящиеся к категориям «Демонстративность» и «Ущербность» (которая вообще в исследованной группе отсутствует), при оценке вероятности агрессивных проявлений не учитываются, т.к. их роль в данной области поведения непостоянна. Эти ответы могут лишь уточнять мотивы агрессивного поведения.

Категории «Активная безличность» и «Пассивная безличность» в анализе также не участвуют, так как их влияние на агрессивность поведения не однозначно.

Статистический анализ данных осуществлялся методом корреляции Спирмена на основе использования программы SPSS.

Данные корреляции показывают, что между показателями по шкале «чувство вины» и по шкале «отрицание» получена статистически достоверная отрицательная связь r = - 0,547, для р=0,03. Мы можем предположить, что чем выше психологическая защита «отрицание», тем ниже чувство вины. По шкале «отрицание» и «негативизм» получена статистически достоверная связь r = + 0,511, для р=0,02. Связь положительная, дающая возможность предположить, что чем выше «негативизм», тем выше «отрицание». По шкале «директивность» и по шкале «отрицание» получена статистически достоверная связь r = + 0,488, для р=0,037. Связь положительная, прямо пропорциональная. Мы можем предположить, что чем выше «директивность», тем выше «отрицание». По шкале «проекция» и «обида» получена статистически достоверная связь r = + 0,436, для р=0,019. Связь положительная, прямо пропорциональная. Мы можем предположить, что чем выше «обида», тем выше «проекция». Между показателями по шкале «страх» и по шкале «проекция» получена статистически достоверная связь r = + 0,463, для р=0,023. Связь положительная, прямо пропорциональная. Можно предположить, что чем выше «страх», тем выше «проекция».

Заметим, что ряд показателей агрессивности опосредованно ведут к возникновению определенного механизма психологической защиты. Так, косвенная агрессия, через актуализацию обиды, ведет к возникновению механизма защиты по типу проекции. С ростом агрессивности снижается директивная позиция, и, тем самым, актуализируется механизм психологической защиты по типу отрицания.

В целом можно отметить, что наибольшую связь с показателями агрессивности у курсантов имеют такие типы защит, как «проекция» и «отрицание». Вероятно, возникновение других механизмов психологической защиты у курсантов детерминировано не агрессивностью, а иными условиями.

Таким образом, между психологическими защитными механизмами личности и агрессивностью существует определенная взаимосвязь. Определенные проявления агрессивности связаны с определенным набором психологических защит. Наибольшую связь с показателями агрессивности у курсантов имеют такие типы защит, как проекция и отрицание, что объясняется сублимацией косвенной агрессии через актуализацию обиды что указывает на личностную незрелость. Можно предположить, что усиление страха как психологического состояния будет усиливать психологические защиты типа проекции или отрицания, вызывая через них усиление косвенной агрессивности, что дает направления для психокоррекционной работы. Психокоррекция должна быть направлена на формирование самообладания, контроля над эмоциями, тренировки выдержки и рационального разрешения конфликтов, убеждения в недопустимости агрессивных проявлений.

Категории Кол-во ответов %

Агрессивность 156 6,5

Директивность 352 14,7

Страх 120 5

Эмоциональность 235 9.8

Коммуникативность 574 23,9

Зависимость 126 5,25

Демонстративность 168 7

Активность 423 17,6

Пассивность 151 6,3

Описание 95 3,95

Ущербность - -

1. Берковиц, Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. - СПб., 2002.

2. Сыромятников, И.В. Психология девиантного поведения военнослужащих и его профилактика / И.В. Сыромятников, В.Г. Чайка.

- М., 2000.

3. Караяни, А.Г. Прикладная военная психология / А.Г. Караяни, , И.В. Сыромятников. - СПб., 2006.

4. Грановская, Р.М. Защита личности: психологические механизмы / Р.М. Грановская, И.М. Никольская. - СПб., 1999.

5. Демина Л.Д.. Психологическое здоровье и защитные механизмы личности / Л.Д. Демина, И.А. Ральникова. - Барнаул, 2000.

Bibliography

1. Berkovic, L. Agressiya: prichinih, posledstviya i kontrolj. - SPb., 2002.

2. Sihromyatnikov, I.V. Psikhologiya deviantnogo povedeniya voennosluzhathikh i ego profilaktika / I.V. Sihromyatnikov, V.G. Chayjka.

- M., 2000.

3. Karayani, A.G. Prikladnaya voennaya psikhologiya / A.G. Karayani, , I.V. Sihromyatnikov. - SPb., 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.