МВД России: сб. науч. ст. препод. каф. управления органами расследования преступлений. М.: Академия управления МВД России, 2009.
6. Шмонин А.В. Технологии в теории и практике криминалистики / А.В. Шмонин // Фундаментальные и прикладные проблемы управления расследованием преступлений: сб. науч. тр. Часть вторая. М.: Академия управления МВД России, 2005.
7. Словарь иностранных слов. М., 1989.
8. Советский энциклопедический словарь / гл. ред. А.М. Прохоров. 4е изд. М.: Сов. энциклопедия, 1989.
9. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов,
Н.Ю. Шведова. 4-е изд., доп. М.: Азбуковник, 1999.
10. Белкин Р.С. Криминалистика: проблемы сегодняшнего дня. Злободневные вопросы российской криминалистики / Р.С. Белкин. М., 2001.
11. Зотов Д.В. Уголовно-процессуальное доказывание и научнотехнические достижения: теоретические проблемы: монография /
Д.В. Зотов. Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2005.
Yu.L. Dyablova
The problem of using a term of technology in criminalistics
The scientifical bases of using the term of “technology ” in criminalistics are analyzed. The author’s concept of technology and a set of its elements are suggested.
УДК 351.745.7:331.442
Е.В. Камнева, канд. психол. наук, доц., (Россия, Фин. академия при Правительстве РФ),
О.Ю. Ващенко, соискатель, (Россия, Правовой департамент МВД РФ)
ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ АГРЕССИИ КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕФОРМАЦИИ СОТРУДНИКОВ КРИМИНАЛЬНОЙ МИЛИЦИИ
Рассматриваются вопросы негативного влияния профессии на личностные особенности сотрудников криминальной милиции, анализируется взаимосвязь агрессивности и тревожности как особенностей эмоциональной сферы с механизмами психологической защиты сотрудников криминальной милиции.
Ключевые слова: профессиональная деформация личности, агрессивность, адаптивная стратегия поведения, психологическая защита личности, личностная тревожность.
Служебная деятельность личного состава органов внутренних дел сопряжена с повышенной ответственностью, а следовательно, напряжен-
ностью, высокими психологическими и физическими перегрузками, работой в экстремальных условиях.
Служба в правоохранительных органах связана с необходимостью постоянно работать в режиме большого напряжения и самоотдачи. Эта деятельность требует соблюдения строгой иерархии, особого организационного построения и межличностного общения, дисциплины, приближающейся к военной, повышенной социальной и профессиональной ответственности и высокой степени риска потери здоровья, а иногда и жизни. Контакт с криминальным контингентом, конфликтные ситуации увеличивают психоэмоциональные нагрузки работников данной службы. Отрицательное воздействие профессии на личность может носить частичный или полный характер. Признаком негативного влияния профессии на личность является появление самых разных профессиональных деформаций или специфических состояний, в том числе агрессивности.
Чрезвычайная сложность и многообразие форм проявления агрессивности приводят к тому, что на сегодняшний день в науке отсутствует ее вполне однозначная трактовка и определение. Это позволяет различным авторам в зависимости от целей и задач исследований вкладывать в само понятие агрессивного поведения различное содержание.
Можно остановиться на следующем определении агрессии, принятом большинством исследователей: агрессия — целенаправленное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным или неодушевленным), причиняющее физический вред людям или вызывающее у них отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т. д. [1].
Следует также остановиться на соотношении понятий агрессии и агрессивности. Очень часто они употребляются как синонимы, но научная психология требует разграничивать эти понятия. Агрессия, как мы уже сказали, является формой поведения; понятие же агрессивности описывает свойство личности, заключающееся в готовности и предпочтении использования насильственных средств для реализации своих целей. Не менее существенно рассматривать агрессию не только как поведение, но и как психическое состояние, выделяя познавательный, эмоциональный и волевой компоненты.
Агрессивные проявления могут являться: 1) средством достижения определенной цели, 2) способом психологической разрядки, замещения блокированной потребности, 3) самоцелью, 4) способом удовлетворения потребности в самореализации и самоутверждении [2].
Факторами, усиливающими агрессивность, являются:
- наличие оружия. Враждебное психическое состояние, гнев человека, сочетаясь с восприятием оружия, приводят к «освобождению» агрессивных действий, к их развязыванию. Вид оружия усиливает «разруши-
тельную» мотивацию человека. Оружие оказывает подобное влияние на поведение человека, если воспринимается и интерпретируется адекватно, т. е. как средство причинения вреда другому человеку. Но если наличие оружия всегда усиливает агрессивность человека, то относительно агрессии как формы социального поведения отмечаются индивидуальные различия, которые обусловлены различными используемыми адаптивными стратегиями;
- общее возбуждение и психофизиологический фон для фрустрации и стресса. Если иметь в виду специфический вид возбуждения — озлобленность человека под влиянием фрустраторов и стрессоров, то вполне очевидно, что она является не просто фоном, но и одним из условий, даже причиной агрессивных действий. Озлобленность наряду с ненавистью и презрением является одним из мотивирующих истоков агрессивного поведения. Но существует также неспецифическое физиологическое возбуждение, например наступающее в результате физических упражнений, жары или сильного холода и т. п. Речь идет фактически о неспецифических стрессовых состояниях организма. Являются ли они условием (или благоприятствующим фактором) возникновения агрессивного поведения? Оказывается, могут быть таковыми. Состояния возбуждения переживаются различным образом в зависимости от того, с какими факторами их связывают переживающие их индивиды. Общее состояние психофизиологической возбужденности конкретизируется в форме той или иной эмоции в зависимости от того, с чем человек связывает ее, как объясняет ее для себя;
- агрессивные действия других людей. Агрессивность человека усиливается и в том случае, когда в окружающей ситуации совершаются события или налицо условия, вызывающие сильные сексуальные и враждебные эмоции, особенно когда сами эти события включают агрессивные акты других людей;
- дополнительная ситуативная фрустрация, стресс и агрессия. Каждая адаптивная стратегия — наступление, уход или дальнейшее пребывание в ситуации и приспособление к ней — сложное психологическое образование. Ее можно охарактеризовать в качестве сочетания комплекса адаптивных механизмов с установкой его использования в типичных проблемных ситуациях. Поэтому смена стратегий есть не просто переход от одних поведенческих реакций к другим, а, скорее всего, переход от одной сложной психологической системы к другой. Например, в агрессивную адаптивную стратегию входят не только насильственные физические действия, но и словесная агрессия, рационализации, атрибуции и другие защитные механизмы, действующие для обеспечения психологически комфортного состояния человека.
Можно выделить ряд факторов, от которых зависит сила агрессивных привычек: частота и интенсивность случаев, в которых человек был атакован, фрустрирован, раздражен; частое достижение успеха путем аг-
рессии приводит к закреплению агрессивных привычек; культурные и субкультурные нормы, усваиваемые человеком, могут облегчить развитие у него агрессивности; такие качества темперамента, как импульсивность, интенсивность реакций, уровень активности, провоцируют закрепление агрессивных форм поведения и формирования агрессивности как черты личности; стремление к самоуважению, к защите от группового давления, стремление к независимости вызывает первоначально тенденцию к непослушанию, а затем, встречая сопротивление окружающих, провоцирует человека к проявлению агрессивных форм поведения.
Личностная тревожность предрасполагает индивида к восприятию и оценке многих, объективно безопасных ситуаций как таких, которые несут в себе угрозу. Во-первых, тревожность, как и страх, является эмоциональной реакцией на опасность. В отличие от страха тревожность характеризуется, прежде всего, расплывчатостью и неопределенностью. Во-вторых, тревога вызывается такой опасностью, которая угрожает самой сущности или ядру личности. Так как различные индивиды считают своими жизненно важными ценностями совершенно разные вещи, можно обнаружить самые разнообразные вариации и в том, что они переживают как смертельную угрозу. В-третьих, как подчеркивал З. Фрейд, тревога в противоположность страху характеризуется чувством беспомощности перед надвигающейся опасностью [3]. Беспомощность может быть обусловлена внешними или внутренними факторами, такими, как слабость, трусость, безынициативность. Таким образом, одна и та же ситуация может вызывать либо страх, либо тревогу в зависимости от способности или готовности индивида бороться с опасностью. Личности, относимые к категории высокотревожных, склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать весьма напряженно, выраженным состоянием тревожности.
Основная психодинамическая функция тревоги — помогать человеку избегать осознанного выявления у себя неприемлемых инстинктивных импульсов и поощрять удовлетворение этих импульсов надлежащими способами в подходящее время. Защитные механизмы эго помогают осуществлению этих функций, а также охраняют человека от захлестывающей его тревоги. З. Фрейд определял защитные механизмы эго как сознательную стратегию, которую использует индивид для защиты от открытого выражения импульсов ид и встречного давления со стороны суперэго. Эго реагирует на угрозу прорыва импульсов ид двумя путями: 1) блокированием выражения импульсов в сознательном поведении или 2) искажением их до такой степени, чтобы изначальная их интенсивность заметно снизилась или отклонилась в сторону [4].
Все защитные механизмы обладают двумя общими характеристиками: 1) они действуют на неосознанном уровне, и поэтому являются средствами самообмана и 2) они искажают, отрицают или фальсифицируют вос-
приятие реальности, чтобы сделать тревогу менее угрожающей для индивидуума. Следует также заметить, что люди редко используют какой-либо единственный механизм защиты — обычно они применяют различные защитные механизмы для разрешения конфликта или ослабления тревоги
[5].
Целью исследования стало выявление взаимосвязи агрессивности и тревожности как особенностей эмоциональной сферы с механизмами психологической защиты сотрудников криминальной милиции.
Выборку составили 60 испытуемых, работающих в криминальной милиции. Средний возраст от 30 до 40 лет, среди которых только мужчины, стаж работы в правоохранительных органах от 10 до 15 лет.
Можно отметить, что у сотрудников криминальной милиции наблюдается умеренная личностная тревожность и умеренная ситуативная тревожность. В то же время высокая личностная тревожность отмечается у 23,3 % реципиентов
Максимально высокие оценки получены по шкалам «вербальная агрессия», «чувство вины» и «подозрительность». Следовательно, испытуемым характерны выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (угроза, проклятия, ругань). У респондентов присутствует возможное убеждение в том, что он плохой, поступает зло и свидетельствует о наличии у него угрызений совести. Выборку отличает недоверие и осторожность по отношению к людям, основанные на убеждении, что окружающие намерены причинить вред.
В целом для сотрудников криминальной милиции характерна большая напряженность по таким видам защитных механизмов, как: отрицание, рационализация, проекция и компенсация. Отрицание подразумевает инфантильную подмену приятия личности окружающими вниманием с их стороны. Респондент любые негативные аспекты этого внимания блокирует на стадии восприятия, а позитивные допускает в систему. В результате этого он получает возможность безболезненно переживать и выражать чувства приятия мира и себя самого, но для этого он должен постоянно привлекать к себе внимание окружающих доступными ему средствами, компенсируя качество общения его количеством.
Проекция снижает тревогу, заменяя большую опасность меньшей, и позволяет человеку выражать свои импульсы под видом защиты от врагов. Проекция — одна из конфликтогенных психологических защит, так как активное ее использование в качестве ведущей психологической защиты приводит к формированию таких черт личности, как самолюбие, гордость, мстительность, склонность к ревности. Проекция заставляет человека исполнять роль прокурора, обвиняющего окружающих в своих промахах и неудачах, приписывающего свои недостатки окружающим [6].
Рационализация — псевдоразумное объяснение своих поступков, желаний, комплексов и влечений. У личности этот защитный механизм обеспечивает маскировку, сокрытие от сознания истинных мыслей, чувств и мотивов действий и тем самым формулировку более приемлемых объяснений собственного поведения, обеспечение состояния внутреннего комфорта, связанного с желанием сохранить чувство собственного достоинства, самоуважение, предотвращение переживания вины и стыда. Рационализация направлена на блокирование осознания тех мотивов, что выступают как социально неприемлемые или неодобряемые или же индивидуально нежелательные — ввиду расхождения с Я-концепцией (несоответствия образу идеального Я), жизненными планами и конкретными целями деятельности.
Компенсация в случае профессионально значимых неудач выполняет роль своеобразного переключателя активности личности, который позволяет не фиксировать свое внимание на неудаче, а продолжать поиск выхода из сложной ситуации.
В результате проведенного корреляционного анализа выявлена прямая связь между личностной тревожностью и проекцией, т. е., чем больше сотрудник воспринимает и оценивает объективно безопасные ситуаций, тем активней используется механизм психологической защиты, который позволяет возлагать вину на кого-нибудь или что-нибудь за свои недостатки или промахи.
Имеется также обратная статистическая значимая корреляционная связь между личностной тревожностью и гиперкомпенсацией. Гиперкомпенсация проявляется в том, что человек старается развить те данные, которые у него слабо развиты. Чем менее выражено поведение, обусловленное установкой на серьезную работу над собой, нахождение и исправление своих недостатков, тем выше уровень личностной тревожности, порождаемой внутренними конфликтами преимущественно самооценочного характера и проявляющейся в снижении самооценки, решительности, уверенности в себе.
Существует прямая статистическая зависимость отрицания и косвенной агрессии. Таким образом, стремление избежать информации, несовместимой со сложившимися представлениями о себе, т. е. игнорирование потенциально тревожной информации, приводит к агрессии, которая окольным путем направлена на другое лицо (злобные сплетни, шутки), так и к агрессии, которая ни на кого не направлена (взрывы ярости, проявляющиеся в крике, топанье ногами, битье кулаками по столу и т. д., которые характеризуются отсутствием направленности и неупорядоченностью).
Имеется обратная связь между проекцией и физической агрессией. Чем менее свойственно реципиентам приписывание собственных вытесненных переживаний, потребностей, особенностей другим людям, тем ча-
ще использование физической силы против другого лица. Агрессивный человек и других людей воспринимает агрессивными, что может сдерживать проявление физической агрессии. Индивидуум может проектировать на других не только негативные аспекты своего реального «Я», но и подавлять в себе и проектировать на других свои позитивные особенности.
Выявлена прямая зависимость между компенсацией и вербальной агрессией. Компенсация предполагает попытку исправления или нахождения замены собственной неполноценности. И чем интенсивнее стремление испытуемого развивать тот признак, который у него и так хорошо развит, компенсируя тем самым свой недостаток, тем более ему свойственно выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (угроза, проклятия, ругань).
Таким образом, можно сделать выводы о наличии взаимосвязи агрессивности и тревожности сотрудников криминальной милиции с механизмами психологической защиты.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Бэрон Р. Агрессия / Р. Бэрон, Д. Ричардсон. СПб.: Питер, 2000.
336 с.
2. Зарубежная социальная психология XX столетия: теоретические подходы. М., 2002.
3. Личность. Теории, упражнения, эксперименты / Роберт Фрейджер, Джеймс Фейдимен; пер. с англ. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2006. 704 с.
4. Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции 1-15 / З. Фрейд. СПб.: Алетейя СПб, 1999.
5. Никольская И.М. Психологическая защита у детей / И.М. Никольская, Р.М. Грановская. СПб.: Речь, 2006. 352 с.
6. Теории личности: познание человека. 3-е изд. / С. Клонингер. СПб.: Питер, 2003. 720 с.
To the feature of display of aggression as professional deformation of employees of criminal militia
The questions of the negative influencing ofprofession are examined on the features of personalities of employees of criminal militia, intercommunication of aggressiveness and anxiety is analysed, as features of emotional sphere, with the mechanisms of psychological defence of employees of criminal militia.