Вафин Б.И.
aспuрант кафедры
«Математические методы в экономике»
ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный университет»,
Россия, г. Уфа
УДК 336.14
АГЕНТ-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ИС^ЕДОВАНИИ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ
В статье представлен обзор агент-ориентированных моделей, применяемых в сфере межбюджетных отношений. Агент-ориентированный подход - это новый подход, который получил свое развитие лишь в последнее десятилетие. Исследование межбюджетных отношений приобретает особую актуальность в настоящее время в связи с ухудшением экономической ситуации и усилением бюджетной напряженности федерального, региональных и местных бюджетов РФ. Взаимосвязи бюджетной системы регулируются через механизм межбюджетных, которые должны базироваться на принципах бюджетного федерализма. Обеспечение реальной финансовой стабилизации в России невозможно без решения проблем баланса бюджетов разных уровней, выравнивания межрегиональных различий бюджетной интеграции, улучшения регулирования региональных и местных бюджетов. Перспективным в исследовании этих проблем и развитии новых моделей межбюджетных отношений представляется агент-ориентированный подход, применение которого к этому кругу задач находится на начальной стадии. Анализ существующих агент-ориентированных моделей в области межбюджетных отношений, экономики регионов и государства в целом выявил их недостатки и преимущества. Квазирыночная модель государства рассматривается как основа для будущих исследований в области межбюджетных отношений. На основе данной модели ставится задача вертикальной конкуренции между уровнями бюджета, которая будет реализована с помощью агент-ориентированного подхода.
Ключевые слова: агент-ориентированное моделирование, межбюджетные отношения, распределение, оптимизация.
AGENT-BASED APPROACH TO THE STUDY OF INTERGOVERNMENTAL FISCAL RELATIONS
The article presents a survey of agent-based models used in the field of intergovernmental fiscal relations. The agent-based approach is a new approach that has been developed only in the last decade. The study of intergovernmental relations is particularly relevant in the coming years due to the deteriorating economic situation and increased budgetary tensions on federal, regional and local levels of the Russian Federation. The relationship of the budget system regulated through the mechanism of inter-budget, which must be in the principles of fiscal federalism. Ensuring effective financial stabilization in Russia is impossible without addressing the balance budgets of different levels, leveling regional differences fiscal integration, improve the management of regional and local budgets. Perspective in the study of these problems and the development of new models of intergovernmental relations seems agent-oriented approach, the application of which to this range of problems at an early stage. Analysis of the existing agent-based models in the field of inter-regional economy and the state as a whole revealed their advantages and disadvantages. Quasi-market model of the state is considered as a basis for future research in the field of intergovernmental relations. On the basis of this model, the task of vertical competition between the levels of the budget, which will be implemented with the help of an agent-oriented approach.
Key words: agent-based modeling, intergovernmental fiscal relations, equalization, optimization.
Проблематика межбюджетных отношений при- ходной базы бюджетов всех уровней. Важно отме-обретает особую актуальность в настоящее время в тить, что межбюджетные отношения можно рассма-связи с ростом напряженности в формировании до- тривать с двух сторон: во-первых, как инструмент
выравнивания бюджетной обеспеченности субнациональных территорий, а во-вторых, как инструмент стимулирования. Этой проблематике посвящено довольно много работ [см., например, 4, 8, 13]. А.М. Лавров [8] указывает на необходимость использования жестких бюджетных ограничений взамен так называемых «мягких». Б. Вейнгаст [13] развивает концепцию «федерализма, сохраняющего рынки», суть которой в том, что конкуренция территорий мотивирует их развивать экономику. Развивая эту концепцию, И.У. Зулькарнай [4] проводит анализ связи между степенью конкурентности федерализма и экономическим ростом в этих странах. Делается вывод, что степень конкурентных сил федерализма положительно коррелирована со средними темпами экономического роста. С точки зрения стратегической задачи достижения высоких темпов экономического роста Россия нуждается в такой модели федерализма, которая бы обеспечивала наиболее сильные стимулы для субнациональных правительств расширять налогооблагаемую базу на своих территориях (что означает всяческое содействие развитию экономики) и всемерно повышать эффективность предоставления бюджетных услуг.
Агент-ориентированные модели - это класс вычислительных моделей, в которых рассматривается совокупность обособленных агентов. Агент-ориентированные модели применяются как для имитирования общественных систем (исследования в области экономики, социологии), так и для моделирования физических систем. В частности, этот метод продуктивен в моделированиях оптимизации поставок ресурсов, потребительского поведения, распределенных вычислений, в оптимизации управления трудовыми ресурсами, моделировании пробок (транспортных). Очевидно, что агент-ориентированные модели видятся наиболее подходящим инструментом в моделировании межбюджетных отношений.
В данной статье рассматриваются взаимосвязи бюджетной системы, регулирующиеся через механизм межбюджетных отношений, на которых основана Федерация, базирующаяся на принципах бюджетного федерализма. Обеспечение реальной финансовой стабилизации в России невозможно без решения проблем баланса бюджетов разных уровней, выравнивания межрегиональных различий бюджетной интеграции, улучшения регулирования региональных и местных бюджетов, что определяет актуальность этого направления исследований. В этом направлении ряд отечественных исследователей разработали агент-ориентированные модели, обзору которых и посвящена данная работа.
Различные современные мультиагентные системы, разработанные для территориальных образований, были построены в работе В.Л. Макарова,
А.Р. Бахтизина, Е.Д. Сушко [9]. В модели муниципальных образований в составе региона агентами являются люди и организации, в которых они работают. Уделено пристальное внимание реалистичности имитации поведения всех агентов - участников производства, а также взаимосвязи агентов в условиях изменения различных факторов. Построена агент-ориентированная модель муниципального образования, с помощью процедур расчета доходных и расходных статей бюджетов двух уровней выстраивается модель влияния действий агентов на экономику муниципального образования. То есть модель наглядно продемонстрировала зависимость показателей региона от бюджетных расходов на социальную сферу как инвестиций в человеческий капитал.
Разработанная Е.Д. Сушко мультиагентная модель [11] представляет собой попытку создания инструмента для апробации механизмов регионального управления с учетом человеческого фактора. Вот те основные особенности модели, которые делают ее таким инструментом.
В первую очередь, это моделирование структуры региона как сложной иерархической системы, включающей самостоятельных экономических агентов разного уровня, где основой служат агенты - жители региона.
Во-вторых, это моделирование структуры личности и поведения агентов с учетом их дифференциации, что позволяет отследить различное влияние управленческих мер на отдельных агентов и группы таких агентов. Общество неоднородно, и это может оказаться существенным для прогнозирования его реакции на изменение экономической ситуации и/или правил игры, задаваемых сверху.
И в-третьих - это построение цепочек зависимостей, позволяющих смоделировать также и ответное влияние состояния и трудовой деятельности агентов-людей на показатели региона. В модели такое влияние учитывается с помощью различных процедур агрегирования характеристик агентов нижестоящих уровней для получения характеристик агентов следующих уровней.
Для большинства стран основные проблемы межгосударственных отношений, связанных с поиском ответов на три основных вопроса: 1) как распределить источники доходов между уровнями власти; 2) как распределить расходные обязательства; 3) какие формы финансовой помощи в связи с конкретными условиями национальной экономики, - являются наиболее эффективными. Несмотря на важные решения в области межбюджетных отношений в России, реформы не привели к желаемому результату. До сих пор обсуждаются вопросы, связанные с эффективной организацией межбюджетных отношений, с противоречивыми
экономическими и финансовыми интересами федеральных, региональных и местных органов власти, противоречивым взаимодействием между правительством, юридическими и физическими лицами. Очевидным проявлением несовершенства межбюджетных отношений является неоправданная фискальная асимметрия. Реальностью современной действительности является наличие высокодотационных регионов с низкой динамикой социально-экономических показателей, низким уровнем жизни, опережающим рост доходов федерального бюджета. Ключевым вопросом на региональном и местном уровнях остается недостаточная финансовая поддержка и, как следствие, дефицит их бюджетов. Существующий механизм бюджетной корректировки не решает проблему дисбаланса бюджетной системы, так как не стимулирует социально-экономическое развитие регионов. Рост межбюджетных трансфертов приводит к централизации контроля за движением денежных средств в стране. Вопросы эффективности использования межбюджетных трансфертов остаются вне поля зрения органов государственной власти. В финансовом механизме реализации политики бюджетных расходов преобладает экстенсивный подход к финансированию. Вопросы методологии и методов использования бюджетных средств по-прежнему работают плохо применительно к специфическим российским условиям. В этой связи возникает необходимость юридической и финансовой поддержки эффективного развития межбюджетных отношений в России.
Д.Г. Ахмадуллиным, Н.Р. Гизатовым [1] была разработана агент-ориентированная модель, позволяющая изучать влияние зарплаты предприятия на темпы развития экономики через внедрение инноваций. В результате исследования были получены следующие результаты: внедрение высокоэффективных технологий дает большой рост развития экономики даже при дороговизне технологии, а низкоэффективные не влияют на развитие экономики при любой цене.
И.У. Зулькарнай [7] построил модель из четырех регионов (Башкортостан, Татарстан, Оренбургская и Самарская области), для которых рассматривается пять различных стратегий. В качестве главных факторов выступают налоговая ставка и институциональные условия, также в модели участвуют такие показатели, как склонность к риску и повышению качества институтов, уровень информативности. В результате большое количество стратегий и их параметров порождает множество устойчивых и неустойчивых равновесий, некоторые из которых описывают реальные федерации.
И.У. Зулькарнай, Р.Х. Бахитова применили в своей работе к межбюджетным отношениям агент-ориентированный подход [7]. Основными агентами
являются индивид, предприятия и государство. Первая модель, рассматриваемая в статье, - это модель районирования, которая выполнена с помощью карты муниципальных районов. Во второй - рассматриваются Башкортостан и три ближайших с ним субъекта Федерации. Реализация этих моделей позволяет понять роль федерализма в многоуровневом государстве, а также в решении задач перехода государства на инновационное развитие.
В работе А.Р. Бахтизина описывается агент-ориентированная модель, имитирующая социально-экономическое состояние региона на основе реконструкции его внутренней структуры, а также структуры и поведения действующих на его территории самостоятельных экономических агентов. Основное внимание уделено структуре личности агентов-людей и обусловленному ей поведению таких агентов в качестве участников производства.
При рассмотрении различных аспектов трансформации межбюджетных отношений в Российской Федерации [10] Б.И. Соколов исходит из необходимости учета интересов всех членов межгосударственных отношений - федерального правительства, субъектов Федерации, органов местного самоуправления. Этот подход предполагает создание условий для территориального развития страны, роста налогового потенциала всех публично-правовых образований.
В исследовании Н.Р. Гизатова, И.У. Зулькар-ная [3] изучается проблема «ресурсного проклятия» методами агент-ориентированного моделирования. Суть в том, что страны, обеспеченные природными ресурсами, показывают низкий уровень развития экономики и высокую разницу в доходах населения. Автор предполагает, что главным для обеспечения экономического роста экономики является создание инновационных институтов. Для проверки предположения строится модель с двумя агентами: государство и ресурс. В результате проведенных эмуляций были сделаны выводы, что высокая обеспеченность ресурсами не дает стимулов для создания новых институтов, так как и предприниматели, и государство получают высокую прибыль от продажи ресурсов внутри страны и за рубежом, это в итоге является тормозящим фактором развития экономики в долгосрочной перспективе и в дальнейшем может очень сильно повлиять на развитие всего государства.
В своей работе С.В. Ткачук, Н.Р. Гизатов [12] рассматривают несовершенство законодательной базы и администрирования налоговой системы РФ. Наибольшей критике подвергается налог на добавленную стоимость, в качестве замены ему предлагается ввести налог с продаж. Многие эксперты считают, что в последние годы тормозящим фактором экономики являлся именно налог на добавленную стоимость, оппоненты же говорят, что его отмена приведет
к бюджетному дефициту. Выдвигается гипотеза о том, что налог на добавленную стоимость в долгосрочной перспективе будет эффективнее налога с продаж. Строится модель конкуренции этих двух видов налога. В результате исследования поставленная ранее гипотеза была подтверждена. Делается вывод, что необходимо поэтапно переходить с налога на добавленную стоимость на налог с продаж.
А.В. Асадуллина [2] в своем исследовании ставит задачу о вертикальной конкуренции правительств разных уровней. Рассматривается проблема эффективного управления на всех уровнях власти и делегирования полномочий между этими уровнями. Строится модель, агентами которой являются центр (федеральное правительство), регионы (власти субъектов Федерации) и индивиды (граждане). Выполняется распределение функций между агентами, с тем что вся система с минимальными издержками производит все существующие функции. Если индивидам выгоднее заплатить за выполнение услуги, чем сделать самим, то они передают эту функцию на исполнение регионам, тем же образом взаимодействуют между собой регион и центр. В данной статье лишь приводится постановка задачи и ставятся вопросы для дальнейшего исследования: 1) как распределить все функции предоставления услуг между уровнями власти; 2) что выгоднее - централизация или децентрализация; 3) сколько уровней власти необходимо для функционирования государства.
Проведение анализа научных работ других авторов показало их достаточное количество в таких аспектах, как социально-экономическое состояние региона, создание мультиагентной системы, разработанной для территориальных образований, трансформация межбюджетных отношений, проблема «ресурсного проклятия», вертикальная конкуренция правительств разных уровней. Однако в данных исследованиях не рассматриваются вопросы разграничения полномочий между уровнями бюджетной системы, конкуренции в вопросах оказания услуг и распределения налогов. Существует только квазирыночная модель, разработанная И.У. Зулькарнаем, описывающая на основе формул взамодействие разных уровней бюджета государства, что позволило автору получить интересные теоретические результаты [6]. Будет поставлена задача построения агент-ориентированной модели вертикальной конкуренции различных уровней бюджетной системы или правительств разного уровня в условиях высокой степени развития бюджетного федерализма. В этой модели агентами будут являться государство, регионы, муниципалитеты и индивиды. Основная проблема всей модели - это распределение услуг между уровнями бюджета и индивидом. Каждая услуга обладает полезностью и затратами на ее выполнение, и для каж-
дого вида агентов она различна. Цель работы - распределить все услуги между агентами таким образом, чтобы соотношение между затратами и полезностью было минимальным. В результате реализации этой модели можно ожидать, что удастся оптимизировать систему распределения государственных услуг и государственных налогов между уровнями бюджетной системы. Представляется, что реализация квазирыночной модели государства в виде агент-ориентированной модели позволит выявить новые закономерности и в развитии многоуровневых государств, и процессов движения общественных (государственных) финансов.
Статья подготовлена при финансовой поддержке РФФИ. Грант № 13-06-00309 а.
Список литературы:
1. Ахмадуллин Д.Г., Гизатов Н.Р. Агент-ориентированная модель влияния размера заработной платы на развитие экономики // Ежеквартальный интернет-журнал «Искусственные общества». - 2010. - Том 5.
- № 1-4. - С. 83-103.
2. Асадуллина А.В. Агент-ориентированное моделирование вертикальной конкуренции уровней бюджетной системы: постановка задачи // Ежеквартальный интернет-журнал «Искусственные общества». 2013. - Том 8. - № 1-4. - С. 70-93.
3. Гизатов Н.Р., Зулькарнай И.У. Агент-ориентированная модель «Влияние наличия природных ресурсов на инновационный характер экономики» // Ежеквартальный интернет-журнал «Искусственные общества». - 2010. - Том 5. - № 1-4. - С. 29-46.
4. Зулькарнай И.У. Конкурентный федерализм и экономический рост // Экономика и управление: научно-практический журнал. - 2009. - № 1. - С. 44-50.
5. Зулькарнай И.У., Гизатов Н.Р. Агент-ориентированная модель влияния размера заработной платы на мотивацию работодателей вводить инновации // Известия Уфимского научного центра РАН. - 2011. -№ 2. - С. 98-106.
6. Зулькарнай И.У. Квазирыночная модель государства. - Уфа: ИСЭИ УНЦ РА, 2005.
7. Зулькарнай И.У., Бахитова Р.Х. Агент-ориентированное моделирование в решении задач экономического федерализма // Ежеквартальный интернет-журнал «Искусственные общества». - 2013. - Том 8.
- № 1-4. - С. 13-33.
8. Лавров А., Сазерлэнд Д., Литвак Дж. Реформа межбюджетных отношений в России: «федерализм, создающий рынок» // Вопросы экономики. - 2001. -№ 4.- С. 32-51.
9. Макаров В.Л., Бахтизин А.Р., Сушко Е.Д. Компьютерное моделирование взаимодействия между муниципалитетами, регионами, органами государственного
управления // Проблемы управления. - 2013. - № 6.
- C. 31-40.
10. СоколовБ.И. Межбюджетные отношения в России: проблемы модернизации. - СПб., 2012. - С. 462-463.
11. Сушко Е.Д. Мультиагентная модель региона: концепция, конструкция и реализация / Препринт № WP/2012/292. - М.: ЦЭМИ РАН, 2012. - 54 с.
12. Ткачук С.В., ГизатовН.Р. Агент-ориентированная модель конкуренции налога на добавленную стоимость и налога с продаж // Ежеквартальный интернет-журнал «Искусственные общества». - 2011. - Т. 6. -№ 1-4.- С. 50-67.
13. Weingast B.R. The Economic Role of Political Institutions: Market-Preserving Federalism and Economic Development, Law, Economic and Organization, 1995.
- Vol. 11. - No.1. - P. 3-31.
List оf literature:
1. Ahmadullin D.G., Gizatov N.R. Agency-oriented model of the effect of wages on economic development // Quarterly Internet-journal «Artificial Societies». - 2010.
- Vol. 5. - № 1-4. - P. 83-103.
2. Gizatov N.R., Zulkarnay I.U. Agent-Based Model «Effect of natural resources to the innovative nature of the economy» Internet // Quarterly-journal «Artificial Soci-eties». - 2010. - Vol. 5. - № 1-4. - P. 29-46.
3. Zulkarnay I.U. Competitive federalism and economic growth // Economics and management: scientific and practical journal. - 2009. - № 1. - P. 44-50.
4. Competitive Federalism and Economic Growth // Economy and Management: Scientific and practical journal. - 2009. - № 1. - P. 44-50.
5. Zulkarnay I.U., Gizatov N.R. Agent-based model of the effect of wages on the motivation of employers to innovate // Proceedings of the Ufa Scientific Center, Russian Academy of Sciences. - 2011. - № 2. - P. 98-106.
6. Zulkarnay I.U. Model of quasi state. - Ufa: ISEI UC RA, 2005.
7. Zulkarnay I.U., Bahitova A.D. Agent-based modeling in solving the problems of economic federalism // Quarterly Online-Journal «Artificial Societies». - 2013.
- Vol. 8. - № 1-4. - P. 13-33.
8. Lavrov A., Sutherland D., Litvak J. The reform of intergovernmental fiscal relations in Russia: «Federalism, create a market» // Problems of Economics. - 2001. -№ 4. - P. 32-51.
9. Makarov V.L., Bakhtizin A.R., Sushko E.D. Computer simulation of the interaction between municipalities, regions, public authorities // Problems of Control. - 2013.
- № 6. - P. 31-40.
10. Sokolov B.I. Intergovernmental Relations in Russia: problems of modernization. - SPb., 2012. - P. 462-463.
11. Sushko E.D. A multi-agent model of the region: the concept, design and implementation / Working Paper # WP / 2012/292. - M.: CEMI, 2012. - P. 54.
12. Tkachuk S.V., Gizatov N.R. Agent-based model of competition of value added tax and sales tax // Quarterly Online-Journal «Artificial Societies». - 2011. - Vol. 6. -№ 1-4. - P. 50-67.
13. Weingast B.R. The Economic Role of Political Institutions: Market-Preserving Federalism and Economic Development, Law, Economic and Organization. - 1995. Vol. 11. - №. 1. - P. 3-31.
A
Шилова А.А.
^арший преподаватель
Института экономики, финансов и бизнеса
ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный университет»,
Россия, г. Уфа
УДК 330.341.42
ДИНАМИКА ЧИСЛЕННОСТИ СЕЛЬСКОГО НАСЕЛЕНИЯ РФ
Динамика экономического развития в целом зависит от развития сельского хозяйства посредством обеспечения трудовых ресурсов продовольствием. Незначительная доля вклада аграрного сектора в валовой внутренний продукт обусловлена занятостью населения. Для экономического развития необходимо увеличивать привлекательность труда аграриев. Увеличение уровня экономического развития страны взаимозависимо от уровня производительности труда в сельском хозяйстве. В настоящее время динамика численности населения, занятого в сельском хозяйстве, неблагоприятна для развития этого вида экономической