Keywords: adaptive cardiovascular response, diving reflex, swimming, free diving, synchronized swimming.
УДК 378.147
Бушма Т.В., Зуйкова Е.Г.
Bushma T. V., Zuikova E. G.
АЭРОБИКА И ШЕЙПИНГ КАК СОВРЕМЕННЫЕ СРЕДСТВА
АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ К ФИЗИЧЕСКИМ НАГРУЗКАМ3
Санкт-Петербургский государственный политехнический университет Петра Великого, [email protected]
Существует определенная связь между функциональными возможностями и показателями физического здоровья студентов. Поэтому, регулярные и систематические занятия физическими упражнениями положительно сказываются на ослаблении степени напряжения адаптивных механизмов студентов, способствуют развитию адаптационных резервов сердечно-сосудистой системы и физических возможностей организма [2].
Аэробика и шейпинг выгодно выделяются среди всех видов спорта. Танцевальные упражнения разных стилей, выполняемые под мотивы современной музыки, оказывают оздоровительный эффект на все системы организма, повышают настроение студентов, расширяют их двигательный и творческий диапазон, совершенствуют координацию и чувство ритма. Целенаправленное воздействие комплексов упражнений шейпинга способствуют снижению веса, приобретению идеальных пропорций тела, укреплению всех мышечных групп, повышают эластичность связок и подвижность суставов, развивают двигательные качества силу, гибкость, силовую выносливость, исправляют осанку, предупреждая развитие остеохондроза и т.д.
Аэробика и шейпинг привлекают не только своей доступностью, но и возможностью корректировать содержание учебных занятий, учитывая
3 Bushma T. V., Zuikova E. G., Bushma T. V., Zuikova E. G. Aerobics and shaping as a modern means of adaptation students to physical activity.
функциональное состояние и физическую подготовленность занимающихся [1]. Для того чтобы исключить негативное влияние физических нагрузок, преподавателю необходимы сведения об уровне адаптационных возможностей каждого студента и группы в целом. Эти данные можно рассматривать с одной стороны, как качественную оценку здоровья занимающихся на данном отрезке времени, с другой стороны, как информацию для студента о его индивидуальной мере физической нагрузки.
Важнейшей составляющей адаптационных возможностей организма являются функциональные резервы. Исследования уровня адаптационных резервов сердечно-сосудистой системы актуальны, так как позволяют подобрать рациональный, дозированный двигательный режим на занятиях аэробикой и шейпингом в течение всего семестра и обеспечат знаниями студента о своих индивидуальных адаптационных возможностях. Учет этих данных позволит с большим успехом нивелировать негативное влияние вузовского режима обучения и других отрицательно воздействующих факторов среды [3].
Цель исследования: изучение уровня адаптационных возможностей студентов, занимающихся аэробикой и шейпингом.
Полноценное освещение данной проблемы требует больших организационных и материально-технических ресурсов. Исходя из реальных возможностей и используя исследовательский резерв студентов, преподавателем регулярно проводятся методико-практические занятия по диагностике величины адаптационного потенциала занимающихся на специализации «Аэробика». Участие студентов в учебно-методической работе предполагает освоение методов исследования и использование их результатов с целью повышения эффективности учебного процесса.
Следует отметить ведущую роль преподавателей, которые формируют цели и задачи, помогают получить объективные данные, проводят полноценный анализ и квалифицированно делают выводы.
Пульс является одним из важнейших гемодинамических показателей, по характеристикам которого можно судить о состоянии сердечно-сосудистой системы, между изменениями пульса и физической нагрузкой существует прямая зависимость. Изменения ЧСС - это естественные адаптационные реакции на нагрузку. При использовании современных функциональных проб с физической нагрузкой ЧСС сохраняет свою значимость как показатель
адаптации сердца [2].
В данной работе анализируются результаты показателей студентов 1 и 2 курсов (82 и 32 человека соответственно) специализации «Аэробика» в осеннем семестре, полученные при тестировании одной из составляющих характеристик адаптационных показателей по индексу Руфье. Результаты изменений индекса Руфье наиболее точно отображают приспособляемость организма к физической нагрузки и являются объективными показателями работы сердца. Учитываются величины пульса в покое (Р1), после нагрузки (Р2) и в конце первой минуты восстановления (Р3). Индекс Руфье подсчитывается по формуле:
Индекс Руфье = [4(Р1+Р2+Р3)-200] / 10, где Р1, Р2, Р3 - ЧСС за 15 секунд, 4, 200 и 10 - коэффициенты. Для оценки состояния адаптации испытуемых к физическим упражнениям по индексу Руфье используем следующие данные (табл.1).
Таблица 1. Оценка состояния адаптации организма по индексу Руфье
Значение Менее 4 4 - 6,9 7 - 9,9 10 - 14,9 15 и более
Адаптаци я Отличн о Хорошо Удовлетворительно Плохо Неудовлетворительно
Полученные результаты в ходе методического занятия каждый студент заносит в таблицу и самостоятельно производит расчёты, определяя состояние своего физического здоровья и уровень адаптационных возможностей организма на данный момент времени.
Предложенная экспресс-диагностика является индикатором адаптивных реакций организма и отражает специфику тренирующих воздействий. На основании подсчёта средней арифметической индекса Руфье для каждой группы выбраны оптимальные по физическим нагрузкам учебные программы по аэробике и шейпингу в осеннем семестре, а также даны индивидуальные практические рекомендации по дозировке двигательного режима на учебных занятиях. На рисунке 1 представлен сравнительный анализ результатов тестирования студентов 1 и 2 курсов в осеннем семестре.
Низкие показатели в обеих группах (ни один из студентов не выполнил задание на «отлично») свидетельствуют о слабом уровне адаптации сердечнососудистой системы к физическим нагрузкам в начале учебного года. Оценку «неудовлетворительно» получили 26 % первокурсников и 13 % студентов
второго курса. Большое количество студентов выполнили задание на оценку «удовлетворительно» и «плохо» - 68 % на первом курсе и 81 % на втором, что можно объяснить длительным отсутствием регулярных физических нагрузок в летний период. Диапазон разброса оценок у студентов 1 курса значительно больше, чем у студентов 2 курса.
а»
^
I-
о
0 со
1
ш о
53
-Д7
-26-
13
28
21
—6—6— ш
неудовл.
плохо
удовл.
хорошо
0 0
отлично
□ 1
курс
□ 2
курс
Рис.1. Результаты тестирования в осеннем семестре студенток 1 и 2 курса, занимающихся на специализации «Аэробика»
Выявленные различия, необходимо учитывать при выборе учебных программ для студентов специализации «Аэробика» на 1 и 2 курсах. Можно предположить, что неадекватная реакция сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку в большей степени возможны для студентов 1 курса, следовательно, акцентировать внимание необходимо на дифференцированный подбор средств и методов, применяемых на учебных занятиях, а также на особый учёт индивидуальных физиологических особенностей и функциональную подготовку каждого студента.
Для адаптации организма рекомендовать использование заранее разработанных стандартных программ, в которых предлагается оптимальная нагрузка с постоянной интенсивностью упражнений длительное время, сдвиг ЧСС поддерживается на уровне 60-70 % максимально допустимого.
Рекомендовать на 1 курсе с осторожностью относится к увеличению компонентов тренировочного режима (частоты, объёма, интенсивности) нагрузки. При увеличении одного из компонентов на учебном занятии, временно корректировать остальные. Следует в первую очередь постепенно
увеличивать продолжительность занятий, а потом их интенсивность.
Результаты, показанные студентами 2 курса, менее вариативны, что позволяет предположить наличие у большей части группы адаптационных перестроек в организме, которые сформировались в течение первого года обучения, однако длительное отсутствие занятий привело к быстрой утрате тренированности. В данном случае цель учебных программ направлена на рациональное сочетание средств тренировки и восстановления. Это предполагает развить адаптационные резервы организма, устойчивость к физическим нагрузкам и сохранить тренированность в течение длительного времени.
Групповые занятия на 2-ом курсе различаются большим разнообразием за счёт приёмов их проведения, Деятельность студентов организована так, что каждый, выступая в роли ведущего одной из танцевальных композиций или блока упражнений шейпинга, планирует обучение группы и регулирует физическую нагрузку как на конкретном уроке, так и в системе длительных занятий.
Таким образом, своевременная оценка текущего состояния, индивидуального здоровья студента и его контроль на учебных занятиях аэробикой и шейпингом имеют значение.
1. Для преподавателя при разработке долговременных программ физических нагрузок, в основу которых положены особенности становления и сохранения резервов адаптации студентов, в дифференцированном подборе средств, методов и приёмов, используемых на учебных группах разного уровня подготовки.
2. Для студентов как возможность избежать отрицательного воздействия физических упражнений, которые могут привести к нарушениям в работе важнейших систем организма и хронической перетренированности.
3. Предложенную систему экспресс-диагностики довольно легко внести в компьютерную программу и осуществлять прогноз состояния адаптации к физической нагрузке индивидуально для каждого студента в течение всего обучения на специализации.
Литература
1. Журавлева, Ю. С. Особенности изменения функционального состояния организма студенток, занимающихся оздоровительной аэробикой / Ю. С. Журавлева, И. В. Радыш // Экология человека. - 2009. - № 10. - С . 30-35.
2. Соловьев, В. Н. Физическое здоровье как интегральный показатель уровня адаптации организма студентов к учебному процессу / В. Н. Соловьев // Фундаментальные исследования - 2005. - № 6. - С. 61-66.
3. Соломонов А.Г. Отсчёт времени и адаптация к учебным нагрузкам студентов ЯГПУ.// Тезисы докладов 5-й конференции молодых учёных. - Ярославль: изд. ЯГПУ, 1997. - с.189-191.
Ключевые слова: адаптация, аэробика, студентки, тестирование, учебно-тренировочный процесс, физические нагрузки.
Key words: adaptation, aerobics, students, testing, educational-training process. physical exercise.
УДК 612:159.9
Р.Я. Власенко, А.П. Антипов, В.С. Шабаев
ОЦЕНКА ВЕГЕТАТИВНОГО СТАТУСА СПОРТСМЕНОВ ЛЫЖНИКОВ С РАЗЛИЧНОЙ ГЕНДЕРНОЙ ПРИНАДЛЕЖНОСТЬЮ И ЛИЧНОСТНОЙ ДИСПОЗИЦИЕЙ - ГОТОВНОСТЬ К РИСКУ4
Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого, кафедра нормальной физиологии института медицинского образования,
Великий Новгород, [email protected]
Готовность субъекта к риску в качестве мотивационного компонента целенаправленной активности — одна из личностных диспозиций, определяющих результативность целенаправленного поведения человека [1]. Ключевую роль риск играет в тех видах экстремальной деятельности (спортивной, правоохранительной, финансовой и др.), где необходимо в конфликтных ситуациях или в условиях дефицита времени принимать оперативные решения, нацеленные на избегание опасности в отношении конкретного субъекта или социальной группы лиц [2].
Целенаправленная активность человека формируется и реализуется на базе доминирующей мотивации. Системообразующим фактором такой деятельной является полезный приспособительный результат [3]. Именно в спорте одним
4 R.Ya. Vlasenko, A.P. Antipov, V.S. Shabaev Evaluation of the vegetative status of professional skiers of different gender and with the personal disposition - readiness for risk.