Научная статья на тему 'АДМИНИСТРИРОВАНИЕ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ КАК ПРИОРИТЕТНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

АДМИНИСТРИРОВАНИЕ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ КАК ПРИОРИТЕТНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Baikal Research Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
Налоговая политика / таможенные платежи / администрирование / бюджет / таможня / эффективность / стратегия / Tax policy / customs payments / administration / budget / customs / efficiency / strategy

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рубцова Наталья Владимировна, Содномова Светлана Константиновна

Значительный научный интерес к таможенному администрированию обусловлен развитием цифровых технологий, что непосредственно проявляется в создании и активном использовании новых информационных налоговых и таможенных технологий и сервисов, единой цифровой платформы для контролирующих ведомств, а также поиске новых подходов к эффективному администрированию в сфере внешнеэкономической деятельности. Цель исследования заключалась в демонстрации роли таможенного администрирования в аспекте эффективной реализации налоговой политики в Российской Федерации. При проведении исследования были использованы как общелогические методы (анализ публикаций, сравнение, обобщение), так и методы эмпирического исследования: описание, измерение, анализ статистических данных. На основе анализа современных тенденций таможенного администрирования авторами обосновано, что государство уделяет достаточное внимание развитию таможенного администрирования и выделяет большие объемы денежных ассигнований для этих целей. На основе проведенного анализа в статье высказывается точка зрения о необходимости выработки «обновленных» подходов к развитию таможенного администрирования с целью повышения его эффективности. Авторы приходят к выводу, что интеграция информационных ресурсов в единую платформу позволит обеспечить собираемость таможенных платежей, повысить эффективность таможенного контроля, снизить административную нагрузку на добросовестных участников внешнеэкономической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Рубцова Наталья Владимировна, Содномова Светлана Константиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADMINISTRATION OF CUSTOMS PAYMENTS AS A PRIORITY AREA OF TAX POLICY IN RUSSIA

The active scientific interest in customs administration is due to the development of digital technologies, which is directly manifested in the emergence of new information tax and customs technologies and services, the desire to create a single digital platform for regulatory agencies, as well as the search for new approaches to effective administration in the field of foreign economic activity. The purpose of the study was to demonstrate the role of customs administration in terms of the effective implementation of tax policy in the Russian Federation. During the study, both general logical methods (analysis of publications, comparison, generalization) and methods of empirical research were used: description, measurement, analysis of statistical data. Based on the analysis of current trends in customs administration, the authors justified that the state pays sufficient attention to the development of customs administration and allocates large amounts of funds for these purposes. Based on the analysis, the article expresses a point of view on the need to develop "updated" approaches to the development of customs administration in order to increase its efficiency. The authors come to the conclusion that the integration of information resources into a single platform will ensure the collection of customs payments, improve the efficiency of customs control, and reduce the administrative burden on conscientious participants in foreign economic activity.

Текст научной работы на тему «АДМИНИСТРИРОВАНИЕ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ КАК ПРИОРИТЕТНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Научная статья УДК 336.5 EDN TESUKR

Б01 10.17150/2411-6262.2023.14(2).397-406 ¡д

Н.В. Рубцова10©, С.К. Содномова2©

1 Байкальский государственный университет, г. Иркутск, Российская Федерация 1 Иркутский государственный университет путей сообщения, г. Иркутск, Российская Федерация

Автор, ответственный за переписку: Н.В. Рубцова, runatasha21@yandex.ru

АДМИНИСТРИРОВАНИЕ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ КАК ПРИОРИТЕТНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

АННОТАЦИЯ. Значительный научный интерес к таможенному администрированию обусловлен развитием цифровых технологий, что непосредственно проявляется в создании и активном использовании новых информационных налоговых и таможенных технологий и сервисов, единой цифровой платформы для контролирующих ведомств, а также поиске новых подходов к эффективному администрированию в сфере внешнеэкономической деятельности.

Цель исследования заключалась в демонстрации роли таможенного администрирования в аспекте эффективной реализации налоговой политики в Российской Федерации. При проведении исследования были использованы как общелогические методы (анализ публикаций, сравнение, обобщение), так и методы эмпирического исследования: описание, измерение, анализ статистических данных. На основе анализа современных тенденций таможенного администрирования авторами обосновано, что государство уделяет достаточное внимание развитию таможенного администрирования и выделяет большие объемы денежных ассигнований для этих целей. На основе проведенного анализа в статье высказывается точка зрения о необходимости выработки «обновленных» подходов к развитию таможенного администрирования с целью повышения его эффективности. Авторы приходят к выводу, что интеграция информационных ресурсов в единую платформу позволит обеспечить собираемость таможенных платежей, повысить эффективность таможенного контроля, снизить административную нагрузку на добросовестных участников внешнеэкономической деятельности.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА. Налоговая политика, таможенные платежи, администрирование, бюджет, таможня, эффективность, стратегия.

ИНФОРМАЦИЯ О СТАТЬЕ. Дата поступления 22 февраля 2023 г.; дата принятия к печати 11 мая 2023 г.; дата онлайн-размещения 5 июня 2023 г.

Original article

N.V. Rubtsova10©, S.K. Sodnomova2 ©

1 Baikal State University, Irkutsk, Russian Federation

2 Irkutsk State Transport University, Irkutsk, Russian Federation

Corresponding author: N.V. Rubtsova, runatasha21@yandex.ru

ADMINISTRATION OF CUSTOMS PAYMENTS AS A PRIORITY AREA

ABSTRACT. The active scientific interest in customs administration is due to the development of digital technologies, which is directly manifested in the emergence of new information tax and customs technologies and services, the desire to create a single digital platform for regulatory agencies, as well as the search for new approaches to effective administration in the field of foreign economic activity.

© Рубцова Н.В., Содномова С.К., 2023

OF TAX POLICY IN RUSSIA

The purpose of the study was to demonstrate the role of customs administration in terms of the effective implementation of tax policy in the Russian Federation. During the study, both general logical methods (analysis of publications, comparison, generalization) and methods of empirical research were used: description, measurement, analysis of statistical data. Based on the analysis of current trends in customs administration, the authors justified that the state pays sufficient attention to the development of customs administration and allocates large amounts of funds for these purposes. Based on the analysis, the article expresses a point of view on the need to develop "updated" approaches to the development of customs administration in order to increase its efficiency. The authors come to the conclusion that the integration of information resources into a single platform will ensure the collection of customs payments, improve the efficiency of customs control, and reduce the administrative burden on conscientious participants in foreign economic activity. KEYWORDS. Tax policy, customs payments, administration, budget, customs, efficiency, strategy.

ARTICLE INFO. Received February 22, 2023; accepted May 11, 2023; available online June 05, 2023.

Введение

Налоговая политика в настоящее время выступает одним из важнейших инструментов регулирования национальной экономики. Представляя собой совокупность экономических, правовых, финансовых методов и мер, способствующих формированию системы налогообложения для удовлетворения финансовых потребностей государства, налоговая политика направлена на достижение ряда важнейших государственных целей, приоритетными из которых можно назвать рост национального дохода, снижение уровня инфляции, регулирование экономических колебаний, борьбу с безработицей.

Основной целью государственного налогового регулирования является «формирование условий для увеличения налоговых поступлений в бюджетную систему государства на основе увеличения производства, продаж и доходов экономики путем воздействия на различные стороны хозяйственной жизни и экономику в целом. Налоговое урегулирование призвано активно воздействовать на структуру общественного воспроизводства» [1].

Среди источников государственных доходов, формирующихся посредством реализации налоговой политики, по своей величине и значимости для формирования доходов всех видов бюджетов РФ, ключевыми определяют НДС, налог на прибыль, акцизы, пошлины за пользование природными ресурсами, таможенные платежи. Следует отметить, что доля поступлений в бюджетную систему РФ, осуществляемых за счет таможенных платежей, в последние годы сокращается. Так, если в 2016 г. доля таких поступлений равнялась 32,7 %, то в 2021 г. данный показатель составлял уже 28,9 %1 (рис. 1).

Действенными источниками роста государственных доходов за счет налоговых поступлений в бюджетную систему страны являются, прежде всего, увеличение ставок налогов и платежей, изменение правил их исчисления и уплаты, применение мер в области администрирования. Таким образом, администрирование таможенных платежей выступает сегодня одним из приоритетных направлений налоговой политики, требующим детального рассмотрения и совершенствования.

Методы

Изучению вопросов администрирования таможенных платежей в аспекте реализации налоговой политики в Российской Федерации посвящены работы ряда

1 Источник данных: ЕМИС — единая межведомственная статистическая система. URL: https:// www.fedstat.ru/indicator/42547.

Рис. 1. Доля доходов Федерального бюджета РФ, формируемых за счет таможенных платежей в период 2016—2020 гг., %*

* Составлен авторами по данным: Федеральная таможенная служба. URL: http://customs.ru.

российских исследователей, в числе которых Г.В. Баландина, Ю.Ю. Пономарев [2], Р.Р. Ахмедзянов, А.Д. Зубарев [3], Е.Э. Толикова, Е.А. Зубавленко [4], А.В. Кудашкина, О.М. Петрушина [5], Ю.Г. Тюрина [6], М.Р. Пинская, С.Д. Шаталов, К.А. Пономарева [7], Е.С. Вылкова [8] и другие авторы. Вместе с тем, в настоящее время увеличивается интерес к изучению вопросов взаимодействия таможенных и налоговых органов, что во-многом обусловлено «стремительным развитием информационных налоговых и таможенных технологий, появлением новых сервисов, стремлением к созданию единой цифровой платформы для контролирующих ведомств, поиском новых подходов к эффективному администрированию в сфере внешнеэкономической деятельности» [9].

Цель исследования заключалась в демонстрации роли таможенного администрирования в аспекте эффективной реализации налоговой политики в Российской Федерации. Методами исследования были выбраны как общелогические методы (анализ публикаций, сравнение, обобщение), так и эмпирические методы: описание, измерение, анализ статистических данных.

Результаты

Таможенное администрирование в России, на современном этапе развития таможенных органов, направлено на формирование федерального бюджета, посредством взимания таможенных платежей, содействия развитию внешнеторговой деятельности и пресечению правонарушений в сфере таможенного дела. Большое внимание уделяется автоматизации и цифровизации, так как сокращение сроков проведения таможенных операций выступает одним из значимых показателей эффективной работы таможенных органов. Осуществляется создание электронных таможен, реализуется передача компетенций по таможенному оформлению товаров центрам электронного декларирования.

В настоящее время широкую востребованность, в том числе и в таможенном администрировании, получил принцип «единого окна». Он представляет собой такой способ взаимодействия между государственными органами, который допускает однократное предоставление документов. В России данный механизм су-

ществует в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и способствует упрощению международной торговли и сокращению издержек.

На данном этапе в системе таможенного администрирования Российской Федерации сделаны следующие шаги на пути к улучшению и усовершенствованию:

1. На международном и национальном уровнях сформирована нормативно-правовая база, направленная на реализацию положений ТК ЕАЭС и Федерального закона от 03.08.2018 г. № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в российской федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

2. Обеспечено перераспределение таможенных операций между таможенными органами внутри страны и в приграничных субъектах Российской Федерации с учетом развития транспортно-логистической инфраструктуры.

3. Произведено реформирование системы таможенных органов с концентрацией декларирования товаров в центрах электронного декларирования.

4. Повышен уровень автоматизации таможенных операций.

5. Введено обязательное предварительное информирование для ввозимых товаров независимо от способа перемещения.

6. Внедряется единый механизм таможенного и налогового администрирования с применением информационных технологий.

7. Созданы условия для полного перехода на электронный документооборот.

Также создаются и реализуются Стратегии развития таможенной службы,

определяющие цели, приоритетные направления и задачи таможенной службы на долгосрочный период, в числе которых «Стратегия развития таможенной службы до 2030 года», утвержденная Распоряжением Правительства от 23.05.2020 г. № 1388-р (далее Стратегия).

В табл. 1 представлены некоторые стратегические направления развития таможенной службы Российской Федерации, отметим, что в общей сложности Стратегия содержит 15 основных направлений.

Таблица 1

Стратегические направления таможенной службы РФ до 2030 г.*

Направление Основная цель

Совершенствование таможенного администрирования Создание условий перемещения товаров через таможенную границу за счет автоматизации операций с использованием технологий, применением искусственного интеллекта, оптимизации деятельности контрольных органов

Совершенствование реализации фискальной функции Изменение основных принципов администрирования таможенных платежей и упрощении таможенных операций, в целях соблюдения баланса интересов государства в части полноты формирования бюджета и участников внешнеэкономической деятельности в снижении финансовых издержек и административной нагрузки

Развитие системы управления рисками Создание «умной», гибкой, информационно-насыщенной, самонастраивающейся системы управления рисками. Мероприятия, направленные на совершение всего цикла управления рисками

Подходы к организации и проведению таможенного контроля после выпуска товаров Организация и проведение контроля с акцентом на минимизацию рисков нарушения законодательства с применением автоматизированных технологий для автоматического выбора объектов контроля. Мониторинг, позволяющий комплексно оценить деятельность лиц на предмет идентификации таможенных рисков и определение их уровня

Международное сотрудничество в таможенной сфере Продвижение экономических интересов РФ, закреплению лидирующих позиций на международном уровне, создание благоприятных условий для бизнеса

Окончание табл. 1

Направление Основная цель

Совершенствование информационно-технического обеспечения Трансформация информационно-технического обеспечения таможенных органов. Внедрение передовых технологий, совершенствование информационно-программных средств, расширение информационного взаимодействия

* Составлена авторами по данным: Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года : Распоряжение Правительства РФ от 23 апр. 2020 г. № 1388-р // СПС «Консуль-тантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/ document/cons doc LAW 353557.

Развитие таможенного администрирования, согласно положениям Стратегии, необходимо осуществлять, опираясь на лучшую мировую практику, и с учетом рекомендаций и стандартов ВТО, применяя передовые технологии. Развивать таможенное администрирование, согласно рассмотренной ранее Стратегии, необходимо для ускорения и упрощения перемещения товаров через таможенную границу, а также для развития внешнеэкономической и внешнеторговой деятельности.

«Для успешной реализации мероприятий Стратегии создаются Государственные программы, состоящие из подпрограмм, каждая из которых посвящена конкретной области государственной деятельности. Рассмотрим эффективность реализации стратегии на примере подпрограммы № 5 Государственной Программы развития ВЭД, под названием «Совершенствование таможенной деятельности», утвержденной Постановлением Правительства от 15.04.2014 г. № 330. В данную подпрограмму входят такие направления совершенствования, как развитие административной и социальной инфраструктуры таможенных органов, совершенствование деятельности в области таможенного дела, обеспечение сотрудников таможенных органов РФ» [10].

В табл. 2 представлены суммы, выделяемые для реализации данной подпрограммы, и данные о фактически израсходованных средствах за период 2016—2020 гг.» [10]. Несоответствия между выделенными ассигнованиями и суммами, фактически потраченными на реализацию подпрограммы 5, продемонстрированы на рис. 2.

Исходя из динамики бюджетных ассигнований, представленной на рис. 2, следует вывод, что государство уделяет достаточное внимание развитию таможенного администрирования и выделяет большие объемы денежных ассигнований для этих целей. Также можно отметить некоторую тенденцию к избытку выделенных средств, по отношению к реализованным в ходе выполнения подпрограммы развития.

Таблица 2

Размер бюджетных ассигнований, выделенных для совершенствования таможенной деятельности в рамках подпрограммы развития, в период 2016-2020 гг., млн. р.*

Год Размер выделенных средств Размер использованных средств

2016 58293,94 57222,62

2017 60492,4 57303,6

2018 62870,0 61047,68

2019 68834,62 67095,7

2020 70886,46 69441,9

* Источник: Итоговые доклады о результатах и основных направлениях деятельности ФТС России за 2016-2020 гг. // Федеральная таможенная служба. URL: https://customs.gov.ru/activity/re-sults/itogovye-doklady-o-rezul-tatax-deyatel-nosti.

Для развития таможенного администрирования осуществляется активное введение информационных технологий, а в последующем планируется создание «умной», оснащенной интеллектом таможни. Система продолжает развиваться и со-

—•— Размер выделенных средств —•— Размер использованных средств

Рис. 2. Размер бюджетных ассигнований, выделенных в рамках подпрограммы развития № 5, в период 2016—2020 гг., млн р. [10]

вершенствоваться, создаются планы по развитию, как на ближайшее время, так и на плановый период, что в будущем позволит отследить тенденции, направления и перспективы его дальнейшего развития. Государство активно участвует в данном процессе, выделяя Федеральной таможенной службе необходимые средства на реализацию запланированных мероприятий.

Вместе с тем, одним из значимых механизмов таможенного администрирования в настоящее время выступает взаимодействие налоговой и таможенной служб Российской Федерации. Указанное взаимодействие может поспособствовать повышению результативности фискальной функции упомянутых ведомств. Необходимой основой эффективного и качественного взаимодействия налоговой и таможенных служб РФ является обмен информацией и проведение совместных контрольных мероприятий в сфере внешнеэкономической деятельности в аспекте повышения эффективности администрирования. Ранее отмечалось (рис. 1), что доля поступлений в бюджетную систему РФ, осуществляемых за счет таможенных платежей, составляет примерно одну треть всех доходов. Для сравнения, доля поступлений в бюджет РФ, администрируемых Федеральной налоговой службой составляет примерно половину всех доходов [9]. Таким образом, эффективное администрирование на основе кооперации налоговой и таможенной служб позволит обеспечить до 80% доходов федерального бюджета.

Оперативные данные о результатах взаимодействия подразделений Федеральной налоговой службы и Федеральной таможенной службы Российской Федерации, а также о результатах скоординированных контрольных мероприятий за

январь 2021 г. и аналогичный период 2022 г. приведены в табл. 3. Представленные результаты позволяют утверждать, что в январе 2022 г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года количество совместных и скоординированных проверочных мероприятий двух ведомств увеличилось.

Таблица 3

Результаты взаимодействия подразделений ФНС и ФТС Российской Федерации и результатов скоординированных контрольных мероприятий (2021—2022 гг.)*

Результат 2021 г. 2022 г. Изменение (+ / -)

Количество совместных проверочных мероприятий, ед. 17 29 +12

Сумма дополнительно начисленных таможенных платежей, пеней и штрафов, млн р. 498 392,65 - 105,35

Сумма взысканных платежей, млн р. 217 411,291 + 194,291

Количество возбужденных дел об административных правонарушениях, ед. 110 45 -65

Количество возбужденных уголовных дел, ед. 4 8 +4

В том числе в результате скоординированных мероприятий:

Количество скоординированных контрольных мероприятий, ед. 3 8 +5

Сумма дополнительно начисленных таможенных платежей, пеней и штрафов, млн р. 12 86,987 +74,987

Сумма взысканных платежей, млн р. 8 10,73 +2,73

Количество возбужденных дел об административных правонарушениях, ед. 28 20 -8

Количество возбужденных уголовных дел, ед. - 1 +1

* Составлена авторами по данным: Данные в обоих рассматриваемых периодах представлены за январь месяц. Источник: Федеральная таможенная служба. URL: https://customs.gov.ru/.

Вместе с тем, необходимо отметить снижение результативности совместных действий ФНС и ФТС по таким параметрам как сумма дополнительно начисленных таможенных платежей, пеней и штрафов и количество возбужденных дел об административных правонарушениях, причем последний показатель в анализируемом периоде снизился и в результате скоординированных мероприятий двух ведомств. Полученные данные свидетельствую о необходимости дальнейшего развития сотрудничества налоговых и таможенных служб.

Выводы

На основании изложенного можно резюмировать, что в целом таможенное администрирование как направление налоговой политики, проводимой в Российской Федерации, активно развивается. Внедрение цифровых и электронных технологий, безусловно, повысило эффективность таможенного администрирования, однако некоторые проблемы остались не решены [11; 12]. Процесс таможенного администрирования нуждается в дальнейшем совершенствовании. Развитие цифровых технологий обусловливает необходимость перехода на новый уровень использования механизма взаимодействия таможенных и налоговых органов. Необходима «интеграция информационных ресурсов в единую платформу (с дальнейшим расширением взаимодействия государственных органов), позволяющая синхронизировать, актуализировать и повысить качество обмена информации, оптимизировать расходы на содержание; стремление к созданию единого механизма администрирования» [9].

В частности, перспективными направлениями дальнейшего научного поиска можно назвать разработку единообразных подходов к развитию механизмов межведомственного взаимодействия (между Федеральной налоговой службой и Федеральной таможенной службой) с целью повышения эффективного администрирования, включающего в себя, «расширение сервисов для участников внешнеэкономической деятельности; создание комфортных условий для уплаты таможенных платежей (повышение качества предоставления услуг); развитие досудебных способов урегулирования споров и др.» [9].

Список использованной литературы

1. Комлева А.С. Роль налоговой политики в государственном регулировании и пути совершенствования налоговой политики / А.С. Комлева. — EDN XGZVSW // Fundamental and applied approaches to solving scientific problems : сб. науч. ст. по материалам IV Меж-дунар. науч.-практ. конф., Уфа, 1 дек. 2020 г. — Уфа, 2020. — С. 127-130.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Баландина Г.В. Таможенное администрирование в России: какими должны быть современные процедуры / Г.В. Баландина, Ю.Ю. Пономарев, С.Г. Синельников-Муры-лев. — DOI 10.18288/1994-5124-2020-1-108-135. — EDN QXWCRA // Экономическая политика. — 2020. — Т. 15, № 1. — С. 108-135.

3. Ахмедзянов Р.Р. Состояние и перспективы взаимодействия таможенных и налоговых органов при администрировании таможенных платежей и внутренних налогов / Р.Р. Ахмедзянов, А.Д. Зубарев. — DOI 10.24411/2413-046X-2020-10358. — EDN KXJSEK // Московский экономический журнал. — 2020. — № 5. — С. 26.

4. Толикова Е.Э. Зарубежные методики оценки эффективности деятельности таможенных органов в контексте институционального развития таможенного администрирования / Е.Э. Толикова, Е.А. Зубавленко. — DOI 10.24412/2411-0450-2021-3-2-175-179. — EDN PJIIKM // Экономика и бизнес: теория и практика. — 2021. — № 3-2 (73). — С. 175-179.

5. Кудашкина А.В. Взаимодействие таможенных и налоговых органов при администрировании таможенных платежей и внутренних налогов / А.В. Кудашкина, О.М. Пе-трушина. — EDN YWOHBA // Современное научное знание: приоритеты и тенденции : междунар. науч. практ конф., Оренбург, 17 апр. 2018. — Западный, 2018. — С. 216-222.

6. Тюрина Ю.Г. Инструменты налоговой политики в системе управления экономикой региона / Ю.Г. Тюрина. — DOI 10.17150/1993-3541.2015.25(4).665-671. — EDN UHBPXN // Известия Байкальского государственного университета. — 2015. — Т. 25, № 4. — С. 665-671.

7. Пинская М.Р. Лучшие практики сокращения неформального сектора экономики налоговыми мерами / М.Р. Пинская, С.Д. Шаталов, К.А. Пономарева. — DOI 10.17150/2500-2759.2022.32(3).447-458. — EDN DMZWOM // Известия Байкальского государственного университета. — 2022. — Т. 32, № 3. — С. 447-458.

8. Вылкова Е.С. Передовой опыт налогового администрирования в различных странах / Е.С. Вылкова. — EDN SUCLBR // Известия Иркутской государственной экономической академии. — 2014. — № 5 (97). — С. 13-22.

9. Никулкина И.В. Развитие механизмов взаимодействия таможенных и налоговых органов по администрированию таможенных платежей / И.В. Никулкина, А.С. Колядко. — DOI 10.18334/epp.12.4.114549. — EDN HCMJSS // Экономика, предпринимательство и право. — 2022. — Т. 12, № 4. — С. 1417-1434.

10. Содномова С.К. Оценка развития таможенного администрирования в России / С.К. Содномова, С.Н. Короткова. — DOI 10.17150/2411-6262.2022.13(1).5. — EDN DLVTZQ // Baikal Research Journal. — 2022. — Т. 13, № 1. — C. 5. — URL: http://br.j-bguep.ru/reader/article.aspx?id=25020.

11. Жеребен Е.В. Применение цифровых технологий во взаимодействии таможенных и налоговых органов при проведении таможенного контроля после выпуска товаров / Е.В. Жеребен, Н.Г. Липатова. — DOI 10.26163/GIEF.2019.28.57.025. — EDN YNSMJD // Журнал правовых и экономических исследований. — 2019. — № 4. — С. 158-167.

12. Костин А.А. Перспективы взаимодействия налоговой и таможенной служб в целях формирования единой системы контроля / А.А. Костин. — EDN LDXPCT // Таможенные чтения — 2019. Наука и образование в условиях становления инновационной экономики : междунар. науч.-практ. конф., Санкт-Петербург, 18-22 нояб. 2019. — Санкт-Петербург, 2019. — T. 1. — С. 133-139.

References

1. Komleva A.S. The Role of Tax Policy in State Regulation and Ways of Improving Tax Administration. Fundamental and Applied Approaches to Solving Scientific Problems. Collection of Scientific Articles Based on the Materials of the IV International Scientific and Practical Conference, Ufa, December 1, 2020. Ufa, 2020, pp. 127-130. (In Russian). EDN: XGZVSW.

2. Balandina G.V., Ponomarev Yu.Yu., Sinelnikov-Murylev S.G. Customs Administration in Russia: State-of-the-Art Procedures to be Followed. Ekonomicheskaya politika = Economic Policy, 2020, vol. 15, no. 1, pp. 108-135. (In Russian). EDN: QXWCRA. DOI: 10.18288/19945124-2020-1-108-135.

3. Akhmedzyanov R.R., Zubarev A.D. State and Prospects of Interaction Between Customs and Tax Authorities in the Administration of Customs Payments and Internal Taxes. Moskovskii ekonomicheskii zhurnal = Moscow Economic Journal, 2020, no. 5, pp. 26. (In Russian). EDN: KXJSEK. DOI: 10.24411/2413-046X-2020-10358.

4. Tolikova E.E., Zubavlenko E.A. Foreign Methods for Assessing the Effectiveness of Customs Authorities in the Context of Institutional Development of Customs Administration. Ekonomika i biznes: teoriya i praktika = Economics and Business: Theory and Practice, 2021, no. 3-2, pp. 175-179. (In Russian). EDN: PJIIKM. DOI: 10.24412/2411-0450-20213-2-175-179.

5. Kudashkina A.B., PetrushiHa O.M. Interaction Between Customs and Tax Authorities in the Administration of Customs Payments and Internal Taxes. Modern Scientific Knowledge: Priorities and Trends. International Scientific and Practical conference, Orenburg, 17 April. 2018. Zapadnyj, 2018, pp. 216-22. (In Russian). EDN: YWOHBA.

6. Turina Yu.G. Tax Policy Tools in Economic Management in the Region. Izvesti-ya Baikal'skogo gosudarstvennogo universiteta = Bulletin of Baikal State University, 2015, vol. 25, no. 4, pp. 665-671. (In Russian). EDN: UHBPXN. DOI: 10.17150/1993-3541.2015.25(4).665-671.

7. Pinskaya M.R., Shatalov S.D., Ponomareva K.A. Best Practices for Reducing the Informal Sector of the Economy Through Tax Measures. Izvestiya Baikal'skogo gosudarstvennogo universiteta = Bulletin of Baikal State University, 2022, vol. 32, no. 3, pp. 447-458. (In Russian). EDN: DMZWOM. DOI: 10.17150/2500-2759.2022.32(3).447-458.

8. Vylkova E.S. Best Practices of Tax Administration in Different Countries. Izvestiya Irkutskoy gosudarstvennoy ekonomicheskoy akademii = Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, 2014, no. 5, pp. 13-22. (In Russian). EDN: SUCLBR.

9. Nikulkina I.V., Kolyadko A.S. Development of Interaction Mechanisms Between Customs and Tax Authorities for the Administration of Customs Payments. Ekonomika, predprin-imatel'stvo i pravo = Journal of Economics, Entrepreneurship and Law, 2022, vol. 12, no. 4, pp. 1417-1434. (In Russian). EDN: HCMJSS. DOI: 10.18334/epp.12.4.114549.

10. Sodnomova S.K., Korotkova S.N. Assessment of the Development of Customs Administration in Russia. Baikal Research Journal, 2022, vol. 13, no. 1, pp. 5. (In Russian). EDN: DLVTZQ. DOI: 10.17150/2411-6262.2022.13(1).5.

11. Zhereben E.V., Lipatova N.G. Digital Technologies Application in Collaboration of Customs and Taxation Bodies during Customs Control after Release of Goods. Zhurnal pravovykh i ekonomicheskikh issledovanii = Journal of Legal and Economic Studies, 2019, no. 4, pp. 158167. (In Russian). EDN: YNSMJD. DOI: 10.26163/GIEF.2019.28.57.025.

12. Kostin A.A. Prospects of Interaction Between Tax and Customs Services for the Purpose to Form a Unified Control System. Customs Readings — 2019. Science and Education in the Conditions of the Formation of an Innovative Economy. International Scientific and Practical Conference, Saint Petersburg, November 18—22, 2019. Saint Petersburg, 2019, vol. 1, pp. 133-139. (In Russian). EDN: LDXPCT.

Информация об авторах

Рубцова Наталья Владимировна — доктор экономических наук, доцент, доцент кафедры журналистики и маркетинговых технологий, Байкальский государственный университет, г. Иркутск, Российская Федерация, runatasha21@yandex.ru, https://orcid. org/0000-0002-1400-0509, SPIN-код: 4173-4660, AutorID РИНЦ: 491913.

Содномова Светлана Константиновна — кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры таможенного дела и правоведения, Иркутский государственный университет путей сообщения, г. Иркутск, Российская Федерация, sodnomovask@mail.ru, https:// orcid.org/0000-0002-5898-0537, SPIN-код: 8392-1960, AuthorID РИНЦ: 439479.

Authors

Natalia V. Rubtsova — D.Sc. in Economics, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Journalism and Marketing Technologies, Baikal State University, Irkutsk, Russian Federation, runatasha21@yandex.ru, ® https://orcid.org/0000-0002-1400-0509, SPINCode: 4173-4660, AuthorID RSCI: 491913.

Svetlana К. Sodnomova — PhD in Economics, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Customs and Law, Irkutsk State Transport University, Irkutsk, Russian Federation, sodnomovask@mail.ru, О https://orcid.org/0000-0002-5898-0537, SPIN-Code 8392-1960, AuthorID RSCI: 439479.

Вклад авторов

Все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the Authors

The authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Для цитирования

Рубцова Н.В. Администрирование таможенных платежей как приоритетное направление налоговой политики в Российской Федерации / Н.В. Рубцова, С.К. Содномова. — DOI 10.17150/2411-6262.2023.14(2).397-406. — EDN TESUKR // Baikal Research Journal. — 2023. — Т. 14, № 2. — С. 397-406.

For Citation

Rubtsova N.V., Sodnomova S.K. Administration of Customs Payments as a Priority Area of Tax Policy in Russia. Baikal Research Journal, 2023, vol. 14, no. 2, pp. 397-406. (In Russian). EDN: TESUKR. DOI: 10.17150/2411-6262.2023.14(2).397-406.

Baikal Research Journal

электронный научный журнал Байкальского государственного университета

2023. Т. 14, № 2 ISSN 2411-6262 2 0 2 3, vol. 14, no. 2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.