Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ АДМИНИСТРИРОВАНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ'

ОСОБЕННОСТИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ АДМИНИСТРИРОВАНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
500
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Baikal Research Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АДМИНИСТРИРОВАНИЕ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / СБОР ПЛАТЕЖЕЙ / ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ / ЗАЩИТА ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИНТЕРЕСОВ ГОСУДАРСТВА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Завьялова Екатерина Олеговна, Сорокина Татьяна Владимировна, Орлова Елена Николаевна

Актуальность статьи обусловлена высокой значимостью деятельности таможенных органов, прежде всего, выполнением фискальной и контрольной функций, направленных на наполнение государственного бюджета. Целью данного исследования является анализ сущности эффективности администрирования таможенных платежей и выявление особенностей ее оценки. В качестве методов исследования использовались систематизация и обобщение научных концепций, раскрывающих различные аспекты эффективности таможенных органов, логический анализ ее особенностей, связанных со сбором таможенных платежей, влияющих на построение процесса оценки. В статье обоснована актуальность оценки эффективности таможенного администрирования на основе расчета системы комплексной системы индикаторов. Рассмотрены и проанализированы существующие подходы к оценке эффективности работы таможенных органов и идентифицированы ключевые проблемы в этой сфере. Обосновано, что в экономическом отношении эффективность администрирования таможенных платежей измеряется мерой расходования средств на ее функционирование и выполнение функций. При этом базовым показателем является эффективность сбора таможенных платежей, измеряемая долей их величины в затратах. На основе проведенного исследования сделан вывод о том, что постоянная оценка эффективности деятельности таможенных органов позволит существенно повысить результативность администрирования таможенных платежей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Завьялова Екатерина Олеговна, Сорокина Татьяна Владимировна, Орлова Елена Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF ASSESSING THE EFFICIENCY OF ADMINISTRATION OF CUSTOMS PAYMENTS

The relevance of the article is due to the high importance of the activities of the customs authorities, primarily the implementation of fiscal and control functions aimed at filling the state budget. The purpose of this study is to analyze the essence of the effectiveness of the administration of customs payments and identify the features of its assessment. As research methods, we used the systematization and generalization of scientific concepts that reveal various aspects of the effectiveness of customs authorities, a logical analysis of its features related to the collection of customs payments that affect the construction of the assessment process. The article substantiates the relevance of evaluating the effectiveness of customs administration based on the calculation of the system of an integrated system of indicators. Existing approaches to evaluating the effectiveness of the work of customs authorities are considered and analyzed, and key problems in this area are identified. It is substantiated that in economic terms, the effectiveness of the administration of customs payments is measured by the measure of expenditure of funds for its functioning and performance of functions. At the same time, the basic indicator is the efficiency of collecting customs payments, measured by the share of their value in costs. On the basis of the study, it was concluded that a constant assessment of the effectiveness of the customs authorities will significantly increase the effectiveness of the administration of customs payments.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ АДМИНИСТРИРОВАНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ»

Научная статья УДК 339.1 EDN NWRVFJ

DOI 10.17150/2411-6262.2022.13(2).8

Е.О. Завьялова1 © Т.В. Сорокина2, Е.Н. Орлова1

1 Байкальский государственный университет, г. Иркутск, Российская Федерация

2 Администрация г. Иркутска, г. Иркутск, Российская Федерация

Автор, ответственный за переписку: Е.О. Завьялова, nalog.audit@mail.ru

ОСОБЕННОСТИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ АДМИНИСТРИРОВАНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ

АННОТАЦИЯ. Актуальность статьи обусловлена высокой значимостью деятельности таможенных органов, прежде всего, выполнением фискальной и контрольной функций, направленных на наполнение государственного бюджета. Целью данного исследования является анализ сущности эффективности администрирования таможенных платежей и выявление особенностей ее оценки. В качестве методов исследования использовались систематизация и обобщение научных концепций, раскрывающих различные аспекты эффективности таможенных органов, логический анализ ее особенностей, связанных со сбором таможенных платежей, влияющих на построение процесса оценки. В статье обоснована актуальность оценки эффективности таможенного администрирования на основе расчета системы комплексной системы индикаторов. Рассмотрены и проанализированы существующие подходы к оценке эффективности работы таможенных органов и идентифицированы ключевые проблемы в этой сфере. Обосновано, что в экономическом отношении эффективность администрирования таможенных платежей измеряется мерой расходования средств на ее функционирование и выполнение функций. При этом базовым показателем является эффективность сбора таможенных платежей, измеряемая долей их величины в затратах. На основе проведенного исследования сделан вывод о том, что постоянная оценка эффективности деятельности таможенных органов позволит существенно повысить результативность администрирования таможенных платежей.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА. Администрирование таможенных платежей, эффективность, сбор платежей, таможенные органы, защита экономических интересов государства. ИНФОРМАЦИЯ О СТАТЬЕ. Дата поступления 29 апреля 2022 г.; дата принятия к печати 25 мая 2022 г.; дата онлайн-размещения 10 июня 2022 г.

Original article

ЕЮ. Zavyalova1 © T.V. Sorokina2, RN. Orlova1

1 Baikal State University, Irkutsk, Russian Federation

2 Administration of Irkutsk, Irkutsk, Russian Federation

Corresponding author: ЕЮ. Zavyalova, nalog.audit@mail.ru

FEATURES OF ASSESSING THE EFFICIENCY OF ADMINISTRATION

OF CUSTOMS PAYMENTS

ABSTRACT. The relevance of the article is due to the high importance of the activities of the customs authorities, primarily the implementation of fiscal and control functions aimed at filling the state budget. The purpose of this study is to analyze the essence of the effectiveness of the administration of customs payments and identify the features of its assessment. As research methods, we used the systematization and generalization of scientific concepts that reveal various aspects of the effectiveness of customs authorities, a logical analysis of its features related to the collection of

© Завьялова Е.О., Сорокина Т.В., Орлова Е.Н., 2022

customs payments that affect the construction of the assessment process. The article substantiates the relevance of evaluating the effectiveness of customs administration based on the calculation of the system of an integrated system of indicators. Existing approaches to evaluating the effectiveness of the work of customs authorities are considered and analyzed, and key problems in this area are identified. It is substantiated that in economic terms, the effectiveness of the administration of customs payments is measured by the measure of expenditure of funds for its functioning and performance of functions. At the same time, the basic indicator is the efficiency of collecting customs payments, measured by the share of their value in costs. On the basis of the study, it was concluded that a constant assessment of the effectiveness of the customs authorities will significantly increase the effectiveness of the administration of customs payments.

KEYWORDS. Administration of customs payments, efficiency, collection of payments, customs authorities, protection of the economic interests of the state. ARTICLE INFO. Received April 29, 2022; accepted May 25, 2022; available online June 10, 2022.

Введение

Таможенные органы при ведении своей деятельности выполняют определенные задачи регулятивного, контрольного, экономического и правоохранительного характера. Эти задачи напрямую связаны с назначением таможенных органов — формированием таможенной политики России и ее реализации. Главной целью деятельности таможенных органов, как и любых органов государственной исполнительной власти является наиболее полное удовлетворение всех потребностей общества через обеспечение приоритета прав человека в сфере таможенно— правового регулирования общественных отношений, а также выполнение ряда специфических задач, среди которых [1—2]: полное исполнение требований таможенного законодательства; обеспечение реализации прав и законных интересов граждан и субъектов внешнеэкономической деятельности, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу ЕАЭС; обеспечение максимально эффективной работы объектов, находящихся под управлением таможенных органов; администрирование таможенных платежей; обеспечение создания оптимальных условий функционирования таможенных органов и их собственной организации.

Согласно поставленным целям и задачам, сущность деятельности по администрированию таможенных платежей можно рассматривать по нескольким аспектам: общественно—политическому, социальному, экономическому, производственному, организационному, информационному. С общественно—политической точки зрения сущность деятельности по администрированию таможенных платежей проявляется во всеобъемлющем, комплексном, целостном, сбалансированном и качественном развитии общества. Принимая во внимание социальный аспект сущности деятельности по администрированию таможенных платежей, следует отметить, что она отражает влияние общественно—политических задач на социальную структуру общества, взаимоотношения между его элементами, а также состояние развития общества и уровень социальной жизни людей. Сущность деятельности по администрированию таможенных платежей как экономического элемента характеризует реализацию системы экономических отношений, обеспечивающих материальную основу реализации общественно—политических и социальных целей [3—4].

Производственный аспект подразумевает создание и поддержание активности объектов, находящихся под управлением таможенных органов, которые отвечают поставленным целям и задачам и способствуют их осуществлению. В организационном контексте сущность деятельности по администрированию таможенных

платежей проявляется в решении организационных проблем в субъекте и объекте, построении соответствующих функциональных и организационных структур. С организационной и информационной точки зрения сущность деятельности по администрированию таможенных платежей проявляется в обеспечении необходимой, достоверной и полной информацией, а также проработка информации, что будет способствовать практическому осуществлению цели деятельности и повышению эффективности.

Основная часть

Эффективное ведение деятельности по администрированию таможенных платежей подразумевает под собой решение проблем и задач в экономике за счет участия таможенных органов в защите экономических интересов государства в пределах своей компетенции, обеспечения полноты начисления и уплаты таможенных платежей, а также перечисления средств в сроки, указанные законодательством, в государственный бюджет России, предотвращение отмывания средств, проведение контрольных мероприятий в отношении субъектов ВЭД, проведение мероприятий по защите отечественного производителя и потребителя, недопущение ввоза некачественных, запрещенных и товаров, не отвечающих требованиям и стандартам России [5].

На сегодняшний день Федеральная таможенная служба России является одной из наиболее функционально развитых государственных ведомств, что не случайно, поскольку если провести анализ каждого из этапов ее деятельности, то можно прийти к выводу, что реформирование и совершенствование ФТС — это процесс, который происходит постоянно и находится в динамике. Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 г., утвержденная Распоряжением Правительства РФ от 23.05.2020 г. № 1388—р содержит стратегические цели, которые по содержанию и назначению условно можно разделить на следующие главные направления: технологические, правоохранительные, фискальные, организационные, кадровые [6]. К фискальному направлению, например, можно отнести такие цели, как усиление централизации, противодействие преднамеренной минимизации таможенных платежей, а также увеличение эффективности используемых при этом средств. Технологическим направлением считается деятельность по усовершенствованию имеющихся технических продуктов и электронных сервисов и внедрению инновационных технологий для улучшения обратной связи между представителями бизнеса и гражданами — с одной стороны и государством в лице таможенных органов и должностных лиц — с другой стороны.

Не менее важной задачей является развитие таможенной инфраструктуры и таможенной логистики, обеспечение создания комплексной автоматизации процессов разной степени тяжести на таможнях и таможенных постах, что позволит обеспечить высокий уровень производительности и надежности информационных систем. Справедливое и беспристрастное применение законодательства в сфере таможенного дела является основной целью в реформировании правоохранительного направления, а также [7]: повышение уровня эффективного применения процедур при осуществлении таможенного контроля; осуществление реформирования системы привлечения к ответственности за нарушение таможенных правил; повышение эффективности методов противодействия незаконному пересечению границы ЕАЭС товаров и транспортных средств; усиление функции оценки и управления рисками как основным средством контроля за администрированием таможенных платежей.

Организационными целями повышения эффективности деятельности таможенных органов являются: повышение уровня культуры уплаты таможенных

платежей, позиционирование ФТС как открытого и готового к диалогу с обществом органа, формирование информационной базы, разработка и имплемента-ция эффективного механизма предоставления услуг гражданам и представителям бизнеса, активное сотрудничество с таможенными службами других стран и международных организаций, оптимизация организационной структуры ФТС, проведение регулярных оценок эффективности работы структурных подразделений [8].

Как мы видим, эффективность деятельности по администрированию таможенных платежей является ориентиром и присутствует в каждом из направлений развития таможенных органов, что позволяет говорить об актуальности данной темы исследования, направленной на изучение особенностей оценки эффективности администрирования таможенных платежей [9—10]. Эффективность может быть оценена как качественно, так и количественно [11]. Первый аспект для администрирования таможенных платежей вместе с деятельностью таможенных органов анализируется с точки зрения «качества» таможенного законодательства, уровня удовлетворенности субъектов ВЭД обслуживанием и общением с должностными лицами или путем анализа как количества, так и содержания жалоб, апелляций и судебных дел между плательщиками таможенных платежей и таможенными органами. Вторая оценка, сделанная в количественном выражении, может быть результатом затрат на административные услуги, полученных поступлений таможенных платежей или анализа других числовых данных [12].

Неэффективное администрирование таможенных платежей отвечает за низкие доходы бюджета, а эффективные и отлаженные механизмы способствуют высокому уровню поступления таможенных платежей. Эффективность сбора таможенных платежей всегда строилась на основе критериев административных расходов, а также антистимулирующих эффектов. Чаще всего такие концепции с точки зрения эффективности их сбора анализировались по трем критериям: — потребность в справедливости таможенных платежей; — минимизация административных расходов; — минимизация антистимулирующих эффектов. При этом затраты должны снизиться как со стороны плательщиков таможенных платежей, так и со стороны таможенных органов.

Поскольку эффективность — важнейшее проявление рационального управления, являющееся одним из условий существования и выживания таможенных органов. Необходимо повысить эффективность администрирования таможенных платежей, особенно в сфере предоставляемых услуг, и адаптировать их к новым изменениям и социальным ожиданиям. Необходимо внедрить соответствующие инструменты, повышающие гибкость работы таможенных органов, чтобы повысить эффективность в сфере формирования таможенных платежей [там же].

Именно поэтому проблематика оценки эффективности функционирования таможенной системы в целом и ее структурных сфер в частности, качества реформирования и соответствия общепризнанным международным таможенным нормам вызывает все больший интерес как среди представителей научного сообщества, так и таможенных практиков.

Так, отдельные авторы рассматривают эффективность таможенных процедур в контексте активизации внешнеэкономической деятельности [10]. Отмечается также отсутствие на современном этапе действенного механизма диагностики работы таможенных органов и, в частности, таможенных процедур, который бы основывался на исчерпывающем перечне репрезентативных индикаторов и соответствующих им обоснованных критериев оптимальности. Отдельные авторы предлагают оценивать эффективность таможенных процедур, под которой понимают результат качества выполнения таможенными органами таможенных формальностей во время таможенного контроля по критерию соответствия прогрессивной мировой

практике. Поэтому при оценке таможенных процедур следует ориентироваться на таможенные интересы разных субъектов (прежде всего, государства, субъектов внешнеэкономической деятельности, торговых партнеров). Для оценки эффективности таможенных процедур предлагается рассчитывать группы показателей по обеспечению безопасности, фискальной результативности, информационно—техническому обеспечению, организации таможенного контроля, содействия бизнесу (коммуникативный аспект) и эффективности деятельности работников таможенных органов.

Зачастую методика диагностики эффективности деятельности таможенных органов основывается на использовании интегрального подхода, предусматривающего расчет каждого показателя в пределах групп в среднем для ФТС и каждого таможенного органа, в частности, а в дальнейшем осуществляется уни-фикационное сравнение полученных значений индикаторов между собой. На следующем этапе для каждой группы показателей вычисляется интегрированное значение как произведение унифицированных значений рассчитанных индикаторов. В дальнейшем происходит установление экспертами весовых коэффициентов для каждой группы показателей и расчет интегрального показателя эффективности реализации таможенных процедур по каждой таможне, что позволяет их прорейтинговать.

Такой подход к оценке эффективности является достаточно комплексным и обоснованным, поскольку охватывает ключевые диагностические сферы и значительное количество показателей, позволяет сформировать интегрированное видение уровня эффективности реализации таможенных процедур по каждой из таможен, учитывает таможенные интересы ключевых субъектов таможенных отношений и т.д. В то же время следует отметить, что предлагаемый перечень индикаторов обобщен и касается оценки базовых таможенных операций, реализуемых на таможнях, не учитывая при этом вид внешнеэкономической деятельности, особенности администрирования таможенных платежей и т.д. Поэтому такой подход целесообразно применять для диагностирования общего состояния и тенденций реализации таможенных процедур на разных таможнях с целью усовершенствования их работы.

На государственном уровне в качестве показателей эффективности часто используются показатели, характеризующие оптимизацию функций деятельности таможенных органов и должностных лиц. Следует отметить, что на сегодняшний день четких количественных таможенных норм и стандартов по качеству таможенного обслуживания не существует, в то же время для упрощения и унификации таможенных процедур в разных государствах мира Всемирной таможенной организацией сформированы ключевые принципы повышения качества таможенного обслуживания субъектов внешнеэкономической деятельности. В наибольшей степени такие принципы нашли отражение в Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур или Киотской конвенции. Так, в пересмотренной Киотской конвенции определены следующие принципы реализации таможенных процедур: прозрачность и предсказуемость таможенных процедур; унифицирование и упрощение декларирования товаров и сопроводительного документального обеспечения; упрощение таможенных процедур для уполномоченных операторов; максимально возможное использование информационных технологий; обоснована минимизация контрольных процедур при соблюдении таможенных правил; применение системы управления таможенными рисками и таможенного аудита внутри процедур таможенного контроля; сотрудничество с другими пограничными службами; взаимодействие с бизнес сектором [1].

Например, в России для оценки эффективности деятельности таможенных органов используют такой показатель, как снижение времени, затрачиваемого на реализацию таможенных операций (рис. 1—3).

CD ft И CD О К Л

ч

CD Ч CD ft К

1,0

0,8 0,6 0,4 0,2 0

2015

2016

2017

2018

2019

2020

—•— Фактическое —•- Планируемое

Рис. 1. Динамика показателя «Предельное время прохождения таможенных операций при помещении товаров под таможенную процедуру экспорта для товаров, которые не идентифицированы как рисковые поставки, требующие дополнительной проверки»

Составлен авторами по: Итоговый доклад о результатах и основных направлениях деятельности ФТС России в 2020 г. URL: https://customs.gov.ru/activity/results/itogovye-doklady-o-rezul-tatax-deyatel-nosti/document/268607.

CD ft

К 0 -1-1-1-1-1-

2015 2016 2017 2018 2019 2020

а Фактическое , Планируемое

Рис. 2. Динамика показателя «Предельное время прохождения таможенных

операций при помещении товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления для товаров, которые не идентифицированы как рисковые поставки, требующие дополнительной проверки»

Составлен авторами по: Итоговый доклад о результатах и основных направлениях деятельности ФТС России в 2020 г. URL: https://customs.gov.ru/activity/results/itogovye-doklady-o-rezul-tatax-deyatel-nosti/document/268607.

Как мы видим, указанные выше показатели демонстрируют позитивную тенденцию снижения, в то же время фактическое значение еще выше планового показателя. Еще одним показателем эффективности контрольной деятельности таможенных органов являются суммы доначисленных и довзысканных таможенных платежей (рис. 3).

Довзыскано таможенных платежей

Рис. 3. Показатели сумм доначисленных и довзысканных таможенных платежей

Составлен авторами по: Итоговый доклад о результатах и основных направлениях деятельности ФТС России в 2020 г. URL: https://customs.gov.ru/activity/results/itogovye-doklady-o-rezul-tatax-deyatel-nosti/document/268607.

Данные рисунка демонстрируют рост данных показателей, начиная с 2016 г., только довзысканные суммы таможенных платежей снизились в 2020 г. Все это говорит о необходимости более комплексной оценки и реализации точечных мер воздействия на проблемные элементы администрирования таможенных платежей.

Исходя из внутренней структуры системы оценки результативности таможенных органов, становится очевидным, что соответствующие индикаторы могут служить как для оценки деятельности таможенных органов в целом, так и для оценки результативности деятельности конкретных ее сотрудников. В схематическом виде иерархия уровней оценки результативности организации изображена на рис. 4.

Рис. 4. Уровни оценки эффективности деятельности таможенных органов

Составлен авторами.

Результативность каждой отдельной организации может быть измерена на трех отдельных уровнях: 1) на стратегическом: измерение общей эффективности в достижении ее миссии и стратегических целей; 2) на оперативном: измерение

эффективности функционирования отдельных структурных элементов; 3) на индивидуальном уровне: оценка эффективности функционирования единичных процессов, а также работников.

Выводы

Таким образом, показатели эффективности деятельности таможенных органов, как и других органов государственного управления, должны отвечать ряду признаков, при этом ключевыми направлениями оценки эффективности администрирования таможенных платежей являются: — проблемы работы таможенных органов относительно состояния таможенного законодательства, программно—технического обеспечения, определения таможенной стоимости товаров, уровня прозрачности и открытости работы таможенных органов, уровня коррупции и взяточничества на таможне, организационного устройства, уровня квалификации таможенных инспекторов; — влияние деятельности таможенных органов по взиманию таможенных платежей на социально-экономические показатели развития регионов;— временные и денежные расходы на прохождение процедур таможенного оформления товаров; — состояние использования механизма «единого окна» для прохождения процедур таможенного оформления товаров.

Учитывая все вышеизложенное, в контексте целевого оценивания важно рассматривать эффективность администрирования таможенных платежей как уровень своевременности выполнения таможенных процедур; уровень сравнительной оперативности сбора таможенных платежей; уровень предсказуемости временных затрат на таможенные процедуры; уровень сравнительной затратности времени выполнения таможенных процедур; уровень сравнительной расходности выполнения таможенных процедур; уровень инновационной деятельности таможенных органов. При этом постоянная оценка эффективности данных направлений деятельности таможенных органов позволит существенно повысить их результативность.

Список использованной литературы

1. Modern Trends of Customs Administrations Formation: Best European Practices and a Unified Structure / N. Shpak, O. Melnyk, M. Adamiv, W. Sroka. — DOI 10.2478/nis-pa-2020-0008. — EDN MJLLAK // The Nispacee Journal of Public Administration and Policy. — 2020. — Vol. 13, no. 1. — P. 189-211.

2. Лапина Д.В. Концептуальные положения по модернизации системы показателей эффективности и результативности таможенных органов / Д.В. Лапина, В.В. Макрусев. — EDN YROOZV // Стратегии бизнеса. — 2018. — № 12 (56). — С. 22-25.

3. Шарощенко И.В. Администрирование таможенных доходов: факторы эффективности и направления совершенствования / И.В. Шарощенко. — EDN VERQUE // Вестник Российской таможенной академии. — 2019. — № 4. — С. 48-56.

4. Гамидуллаев С.Н. Цифровые ориентиры федеральной таможенной службы как основной вектор таможенного администрирования / С.Н. Гамидуллаев, Ю.В. Малевич, А.А. Ворона. — EDN NRZTCO // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Боб-кова филиала Российской таможенной академии. — 2021. — № 1 (77). — С. 19-24.

5. Игнатьева Г.В. Перспективы и риски цифровых технологий в таможенном деле / Г.В. Игнатьева, О.В. Алёхина. — EDN YVESWK // Экономическая безопасность и качество. — 2018. — № 1 (30). — С. 41-48.

6. Довженко П.В. Цифровизация в реализации Стратегии развития таможенной службы до 2030 года / П.В. Довженко, В.А. Останин. — DOI 10.24412/1815-0683-2022-1-2329. — EDN AQYTWE // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. — 2022. — № 1 (98). — С. 23-29.

7. Кривопусков В.В. Таможенное администрирование в современной России: динамика изменений и барьеры на пути повышения эффективности (результаты социологического опроса) / В.В. Кривопусков, А.А. Курочка. — DOI 10.18522/2227-8656.2020.6.9. — EDN JYQBLR // Гуманитарий Юга России. — 2020. — № 6. — С. 119-130.

8. Звягинцева Н.А. Современные грани антикризисного регулирования денежно-кредитной сферы и финансового рынка / Н.А. Звягинцева. — DOI 10.17150/2500-2759.2020.31(1).000-000. — EDN DJSPKD // Известия Байкальского государственного университета. — 2021. — Т. 31, № 1. — С. 16-24.

9. Останин В.А. Таможенный контроль как инструмент снижения экологических рисков / В.А. Останин, Ю.В. Рожков. — DOI 10.17150/2500-2759.2020.30(3).472-478. — EDN UOWBQT // Известия Байкальского государственного университета. — 2020. — Т. 30, № 3. — С. 472-478.

10. Содномова С.К. Оценка развития таможенного администрирования в России / С.К. Содномова, С.Н. Короткова. — DOI 10.17150/2411-6262.2022.13(1).5. — EDN DLVTZQ // Baikal Research Journal. — 2022. — Т. 13, № 1. — URL: http://brj-bguep.ru/ classes/pdfDL.ashx?id=25020.

11. Кондрацкая Т.А. Эффективность управления: необходимость и возможность оценки процесса и результата / Т.А. Кондрацкая, Е.А. Дмитриенко. — DOI 10.17150/2500-2759.2021.31(3).330-334. — EDN CBFTHI // Известия Байкальского государственного университета. — 2021. — Т. 31, № 3. — С. 330-334.

12. Harkushenko O.N. Prospects of VAT Administration Improvement in Digitalized World: Analytical Review / O.N. Harkushenko. — DOI 10.15826/jtr.2022.8.1.105. — EDN LYTAYQ // Journal of Tax Reform. — 2022. — Vol. 8, no. 1. — Р. 6-24.

References

1. Shpak N., Melnyk O., Adamiv M., Sroka W. The Nispacee Journal of Public Administration and Policy, 2020, vol. 13, no. 1, pp. 189-211. EDN: MJLLAK. DOI: 10.2478/nispa-2020-0008.

2. Lapina D.V., Macroses V.V. Conceptual Provisions for the Modernization of the System of Indicators of Efficiency and Effectiveness of the Customs Authorities. Strategii biznesa = Strategies Business, 2018, no. 12, pp. 22-25. (In Russian). EDN: YROOZV.

3. Sharoschenko I.V. Administration of Customs Revenue: Efficiency Factors and Directions of its Improvement. Vestnik Rossiiskoi tamozhennoi akademii = Vestnik of Russian Customs Academy, 2019, no. 4, pp. 48-56. (In Russian). EDN: VERQUE.

4. Gamidullaev S.N., Malevich Yu.V., Vorona A.A. Digital Guidelines of the Federal Customs Service as the Main Vector of Customs Administration. Uchenye zapiski Sankt-Peter-burgskogo im. V.B. Bobkova — filiala Rossiiskoi tamozhennoi akademii = Scientific Letters of Russian customs academy St.-Petersburg branch named after Vladimir Bobkov, 2021, no. 1, pp. 19-24. (In Russian). EDN: NRZTCO.

5. Ignatyeva G.V., Alyokhina O.V. Prospects and Risks of Digital Technologies in Customs Management. Ekonomicheskaya bezopasnost' i kachestvo = Economic Security and Quality, 2018, no. 1, pp. 41-48. (In Russian). EDN: YVESWK.

6. Dovzhenko P.V., Ostanin V.A. Digitalization in the Implementation of the Customs Service Development Strategy until 2030. Tamozhennaja politika Rossii na Dal'nem Vostoke = The Customs Policy of Russia in the Far East, 2022, no. 1, pp. 23-29. (In Russian). EDN: AQYTWE. DOI: 10.24412/1815-0683-2022-1-23-29.

7. Krivopuskov V.V., Kurochka A.A. Customs Administration in Modern Russia: Dynamics of Changes and Barriers to Improving Efficiency (Results of a Sociological Survey). Gu-manitarii Yuga Rossii = Humanitarians of the South of Russia, 2020, no. 6, pp. 119-130. (In Russian). EDN: JYQBLR. DOI: 10.18522/2227-8656.2020.6.9.

8. Zvyagintseva N.A. Modern Facets of Anti-Crisis Regulation of Monetary Sector and Financial Market. Izvestiya Baikal'skogo gosudarstvennogo universiteta = Bulletin of Baikal State University, 2021, vol. 31, no. 1, pp. 16-24. (In Russian). EDN: DJSPKD. DOI: 10.17150/2500-2759.2021.31(1).16-24.

9. Ostanin V.A., Rozhkov Yu.V. Customs Control as a Tool for Reducing Environmental Risks. Izvestiya Baikal'skogo gosudarstvennogo universiteta = Bulletin of Baikal State University, 2020, vol. 30, no. 3, pp. 472-478. (In Russian). EDN: UOWBQT. DOI: 10.17150/2500-2759.2020.30(3).472-478.

10. Sodnomova S.K., Korotkova S.N. Assessment of the Development of Customs Administration in Russia. Baikal Research Journal, 2022, vol. 13, no. 1. (In Russian). EDN: DLVTZQ. DOI: 10.17150/2411-6262.2022.13(1).5.

11. Kondratskaya T.A., Dmitrienko E.A. Management Efficiency: Necessity and Possibility of Assessing the Process and Result. Izvestiya Baikal'skogo gosudarstvennogo universite-ta = Bulletin of Baikal State University, 2021, vol. 31, no. 3, pp. 330-334. (In Russian). EDN: CBFTHI. DOI: 10.17150/2500-2759.2021.31(3).330-334.

12. Harkushenko O.N. Prospects of VAT Administration Improvement in Digitalized World: Analytical Review. Journal of Tax Reform, 2022, vol. 8, no. 1, pp. 6-24. EDN: LYTAYQ. DOI: 10.15826/jtr.2022.8.1.105.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Информация об авторах

Завьялова Екатерина Олеговна — старший преподаватель, кафедра международных отношений и таможенного дела, Байкальский государственный университет, г. Иркутск, Российская Федерация, nalog.audit@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-7325-8278 SPIN-код: 7778-2160, AuthorID РИНЦ: 821998.

Сорокина Татьяна Владимировна — доктор экономических наук, доцент, начальник информационно-аналитического управления, Администрация г. Иркутска, г. Иркутск, Российская Федерация, natvros@mail.ru, SPIN-код: 9717-5792, AuthorID РИНЦ: 516761.

Орлова Елена Николаевна — кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой бухгалтерского учета и налогообложения, Байкальский государственный университет, г. Иркутск, Российская Федерация, OrlovaEN@bgu.ru, SPIN-код: 1452-7013, AuthorID РИНЦ: 401111.

Authors

Ekaterina O. Zavyalova — Senior Lecturer, Department of International Relations and Customs Affairs, Baikal State University, Irkutsk, Russian Federation, nalog.audit@mail.ru, © https://orcid.org/0000-0002-7325-8278, SPIN-Code: 7778-2160, AuthorID RSCI: 821998.

Tatyana V. Sorokina — D.Sc. in Economics, Associate Professor, Head of the Information and Analytical Department, Administration of Irkutsk, Irkutsk, Russian Federation, natv-ros@mail.ru, SPIN-Code: 9717-5792, AuthorID RSCI: 516761.

Elena N. Orlova — PhD in Economics, Associate Professor, Head of Department of Accounting and Taxation, Baikal State University, Irkutsk, Russian Federation, OrlovaEN@bgu. ru, SPIN-Code: 1452-7013, AuthorID RSCI: 401111.

Вклад авторов

Все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the Authors

The authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Для цитирования

Завьялова Е.О. Особенности оценки эффективности администрирования таможенных платежей / Е.О. Завьялова, Т.В. Сорокина, Е.Н. Орлова. — DOI 10.17150/2411-6262.2022.13(2).8. — EDN NWRVFJ // Baikal Research Journal. — 2022. — Т. 13, № 2.

For Citation

Zavyalova E.O., Sorokina T.V., Orlova E.N. Features of Assessing the Efficiency of Administration of Customs Payments. Baikal Research Journal, 2022, vol. 13, no. 2. (In Russian). EDN: NWRVFJ. DOI: 10.17150/2411-6262.2022.13(2).8.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.