Научная статья на тему 'ЦИФРОВАЯ ТАМОЖНЯ: ВЫЗОВЫ И УГРОЗЫ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ЭКОНОМИКИ'

ЦИФРОВАЯ ТАМОЖНЯ: ВЫЗОВЫ И УГРОЗЫ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ЭКОНОМИКИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1092
236
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Baikal Research Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЦИФРОВАЯ ТАМОЖНЯ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ТАМОЖНЯ / ЭЛЕКТРОННОЕ ТАМОЖЕННОЕ ДЕКЛАРИРОВАНИЕ / ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ВЫЗОВЫ И УГРОЗЫ ЦИФРОВОЙ ТАМОЖНИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Деревцова Ирина Валерьевна, Ключникова Любовь Николаевна, Кочетыгова Светлана Сергеевна, Осадчая Алёна Александровна

Процессы цифровизации к настоящему времени охватили все сферы экономики. Наибольшую значимость эти процессы приобрели при осуществлении внешнеэкономической деятельности и международной торговли, которые невозможны без привлечения таможенных органов разных стран. Проведение таможенного контроля и всех таможенных операций на сегодня сопровождается активным применением цифровых таможенных технологий и программных продуктов. При этом, указанные таможенные технологии предусматривают не просто автоматизацию документооборота между участниками внешнеэкономической деятельности и таможенными органами, но и использование цифровых блоков контроля при отслеживании перемещения товаров через таможенную границу. Действующая система таможенного администрирования и таможенного контроля играет огромное значение для обеспечения экономической безопасности Российской Федерации, особенно в условиях ужесточения экономических санкций со стороны западных стран и США. Цель исследования - выявить направления совершенствования деятельности таможенных органов России в условиях цифровой трансформации экономики. В этой связи, в статье рассмотрена сущность понятий «цифровая таможня», «электронная таможня», «интеллектуальная таможня». Авторами были сформулированы основные проблемы развития цифровой таможни, снижающие уровень экономической безопасности России, а также представлены предложения по предотвращению угроз экономической безопасности страны в процессе цифровизации таможенного администрирования и таможенного контроля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL CUSTOMS: CHALLENGES AND THREATS IN THE CONTEXT OF DIGITAL TRANSFORMATION OF THE ECONOMY

At present, all spheres of the economy have been covered by digitalization. These processes are of great importance when conducting foreign economic activity and international trade, which are impossible without customs authorities of different countries. Customs control and all customs operations are currently accompanied by the active use of digital customs technologies and software products. At the same time, these customs technologies provide not only workflow automation between the participants of foreign economic activity and customs authorities, but also the use of digital control units when tracking the movement of goods across the customs border. The current system of customs administration and customs control plays an important role in ensuring the economic security of the Russian Federation, especially in the context of tightening economic sanctions by Western governments and the United States. The purpose of the study is to identify the areas for improving the activities of the Russian Federation customs authorities in the context of digital transformation of the economy. In this regard, the article considers the essence of the concepts of "digital customs", "electronic customs", and "intelligent customs". The authors formulated the main problems of digital customs development that can reduce the level of economic security of Russia, and also presented proposals to prevent threats to the economic security of the country in the process of digitalization of customs administration and customs control.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВАЯ ТАМОЖНЯ: ВЫЗОВЫ И УГРОЗЫ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ЭКОНОМИКИ»

Научная статья УДК 339.543:004 EDN EJPOOL

DOI 10.17150/2411-6262.2022.13(4).2

И.В. Деревцова^ ©, Л.Н. Ключникова ©, С.С. Кочетыгова ©, А.А. Осадчая ©

Байкальский государственный университет, г. Иркутск, Российская Федерация

Автор, ответственный за переписку: И.В. Деревцова, derevczovai@mail.ru

ЦИФРОВАЯ ТАМОЖНЯ: ВЫЗОВЫ И УГРОЗЫ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ЭКОНОМИКИ

АННОТАЦИЯ. Процессы цифровизации к настоящему времени охватили все сферы экономики. Наибольшую значимость эти процессы приобрели при осуществлении внешнеэкономической деятельности и международной торговли, которые невозможны без привлечения таможенных органов разных стран. Проведение таможенного контроля и всех таможенных операций на сегодня сопровождается активным применением цифровых таможенных технологий и программных продуктов. При этом, указанные таможенные технологии предусматривают не просто автоматизацию документооборота между участниками внешнеэкономической деятельности и таможенными органами, но и использование цифровых блоков контроля при отслеживании перемещения товаров через таможенную границу. Действующая система таможенного администрирования и таможенного контроля играет огромное значение для обеспечения экономической безопасности Российской Федерации, особенно в условиях ужесточения экономических санкций со стороны западных стран и США. Цель исследования — выявить направления совершенствования деятельности таможенных органов России в условиях цифровой трансформации экономики. В этой связи, в статье рассмотрена сущность понятий «цифровая таможня», «электронная таможня», «интеллектуальная таможня». Авторами были сформулированы основные проблемы развития цифровой таможни, снижающие уровень экономической безопасности России, а также представлены предложения по предотвращению угроз экономической безопасности страны в процессе цифро-визации таможенного администрирования и таможенного контроля. КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА. Цифровая таможня, интеллектуальная таможня, электронное таможенное декларирование, внешнеэкономическая безопасность, вызовы и угрозы цифровой таможни.

ИНФОРМАЦИЯ О СТАТЬЕ. Дата поступления 14 сентября 2022 г.; дата принятия к печати 18 ноября 2022 г.; дата онлайн-размещения 22 декабря 2022 г.

Original article

I.V. Derevtsova^ ©, L.N. Klyuchnikova ©, S.S. Kochetygova ©, A.A. Osadchaya ©

Baikal State University, Irkutsk, Russian Federation

Corresponding author: I.V. Derevtsova, derevczovai@mail.ru

DIGITAL CUSTOMS: CHALLENGES AND THREATS IN THE CONTEXT OF DIGITAL TRANSFORMATION OF THE ECONOMY

ABSTRACT. At present, all spheres of the economy have been covered by digitalization. These processes are of great importance when conducting foreign economic activity and international trade, which are impossible without customs authorities of different countries. Customs control and all customs operations are currently accompanied by the active use of digital customs technologies and software products. At the same time,

© Деревцова И.В., Ключникова Л.Н., Кочетыгова С.С., Осадчая АА., 2022

these customs technologies provide not only workflow automation between the participants of foreign economic activity and customs authorities, but also the use of digital control units when tracking the movement of goods across the customs border. The current system of customs administration and customs control plays an important role in ensuring the economic security of the Russian Federation, especially in the context of tightening economic sanctions by Western governments and the United States. The purpose of the study is to identify the areas for improving the activities of the Russian Federation customs authorities in the context of digital transformation of the economy. In this regard, the article considers the essence of the concepts of "digital customs", "electronic customs", and "intelligent customs". The authors formulated the main problems of digital customs development that can reduce the level of economic security of Russia, and also presented proposals to prevent threats to the economic security of the country in the process of digitalization of customs administration and customs control. KEYWORDS. Digital customs, intelligent customs, electronic customs declaration, foreign economic security, challenges and threats of digital customs. ARTICLE INFO. Received September 14, 2022; accepted November 11, 2022; available online December 22, 2022.

В условиях глобализации мировых экономических процессов и цифровой трансформации экономики большинства государств, особую значимость приобретает контроль, осуществляемый таможенными органами разных стран за участниками внешнеэкономической деятельности в ходе трансграничной торговли [1].

Объектом исследования являются вызовы и угрозы обеспечения экономической безопасности Российской Федерации при осуществлении таможенного контроля и таможенного администрирования с применением цифровых технологий. Предметом исследования — комплекс мер, направленных на совершенствование деятельности таможенных органов в условиях цифровой трансформации их деятельности.

Материалами для написания статьи послужили данные с официальных сайтов Федеральной таможенной службы Российской Федерации, Федеральной службы по государственной статистики, статьи периодической печати. Существенный вклад в изучение рассматриваемой темы внесли такие авторы, как А.М. Кулик, В.В. Прозоров, Л.А. Коптева, Е.А. Прошукина, А.И. Краснова, А.О. Бондаренко и др.

В статье А.М. Кулик представлена общая характеристика понятия «цифровая таможня», рассмотрена необходимость модернизации деятельности таможенных органов в целях повышения экономической безопасности страны и территорий. В.В. Прозоров сформулировал основные проблемы внедрения цифровых таможенных технологий, среди которых особое внимание было уделено вопросам повышения эффективности межведомственного взаимодействия в ходе организации таможенного контроля. Проблемы и перспективы развития цифровой и интеллектуальной таможни также описаны в работе Л.А. Коптевой.

Некоторые авторы, такие как Е.А. Прошутина и А.И. Краснова, рассмотрели в своих исследованиях рекомендации Всемирной таможенной организации по переходу российских таможенных органов на технологию цифровой таможни и проанализировали степень реализации указанных рекомендаций на практике в настоящее время.

А.О. Бондаренко определены тенденции развития организационной структуры таможенных органов в условиях полномасштабной автоматизации большинства таможенных процессов и перехода к цифровой таможне.

В рамках своих функций и полномочий, закрепленных Таможенным кодексом ЕАЭС, таможенные органы Российской Федерации в пределах своей компетенции обеспечивают на таможенной территории ЕАЭС выполнение следующих задач:

— защита национальной (в том числе — экономической) безопасности государств-членов, жизни и здоровья человека, животного и растительного мира, окружающей среды [2];

— создание условий для ускорения и упрощения перемещения товаров через таможенную границу ЕАЭС;

— обеспечение исполнения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования, иных международных договоров и актов, составляющих право ЕАЭС, законодательства государств-членов о таможенном регулировании, а также законодательства государств-членов, контроль за соблюдением которого возложен на таможенные органы.

Выполнение вышеуказанных задач и функций приобретает особую актуальность в свете последних событий на Украине, в условиях существенных изменений логистических цепочек внешнеэкономического взаимодействия нашей страны с другими государствами, а также с учетом беспрецедентного ужесточения санкционного режима в отношении России. Применение эффективных цифровых и интеллектуальных технологий таможенного администрирования и таможенного контроля в этих условиях становится жизненной необходимостью.

Внедрение на современном этапе развития цифровых технологий в деятельность таможенных органов при проведении таможенного контроля и таможенного администрирования должно быть направлено как на обеспечение национальной и экономической безопасности российского государства [3], так и на формирование благоприятной среды для интернациональных бизнес-сообществ при осуществлении внешнеэкономической деятельности и международной торговли в рамках нового санкционного режима [4].

Применению новых цифровых методов таможенного администрирования и таможенного контроля предшествовал ряд нововведений, которые были введены в деятельность таможенных органов России за последнее десятилетие. Это, прежде всего, переход к безбумажной таможне, предусматривающей стопроцентное использование электронных таможенных деклараций вместо документов на бумажных носителях. Помимо таможенных деклараций значительная часть документооборота между участниками внешнеэкономической деятельности и таможенными органами также оформляется в автоматическом режиме. Повсеместно начинают использоваться инструменты высокоинтеллектуальной таможни [5].

Интеллектуально-коммуникативные технологии (далее — ИКТ) при проведении всех таможенных операций должны способствовать повышению прозрачности трансграничной торговли, а также ускорению процедур таможенного контроля и таможенного администрирования. Результатами внедрения ИКТ в таможенную деятельность должны стать:

1. Безопасный, ускоренный обмен электронными документами между участниками внешнеэкономической деятельности и таможенными органами на всех этапах таможенного администрирования и таможенного контроля.

2. Повышение эффективности таможенного осмотра груза без необходимости его вскрытия.

3. Увеличение прозрачности принимаемых решений по результатам таможенного контроля для всех участников внешнеэкономической деятельности.

Развитие цифровизации таможенных операций, использование в таможенной деятельности новых цифровых инструментов и цифровых платформ, а также других современных технологий должно быть направлено на увеличение экономического потенциала нашей страны и ее территорий, на решение различных социальных проблем, расширение потенциала высокотехнологичной сферы, в том числе создание новых рабочих мест [6].

Следующий шаг в применении достижений цифровой таможни — это использование облачных технологий для хранения данных. Целевым ориентиром этого процесса является повышение уровня скоординированности, эффективности и результативности взаимодействия российских таможен с таможенными органами других государств. При этом, создание и применение электронных продуктов в таможенной деятельности не должно противоречить нормам международного права [7].

Базовыми элементами «умной» цифровой таможни на современном этапе должны стать:

1. Создание, внедрение и использование цифровых технологий в строгом соответствии с разработанной и утвержденной ФТС России цифровой стратегии.

2. Эффективный и результативный контроль за процессами развития указанных цифровых технологий.

3. Повсеместное введение ИКТ при осуществлении «умного» таможенного декларирования и таможенного контроля.

4. Мониторинг и оценка результатов реализации управленческих решений по внедрению ИКТ в разрезе таможен.

Цифровизация деятельности таможенных органов находит свое прямое отражение в стратегии развития ФТС до 2030 г., где перечислены следующие целевые ориентиры:

— использование методов обработки больших объемов данных с применением искусственного интеллекта при осуществлении таможенного оформления и таможенного контроля товаров до и после их выпуска через таможенную границу [8];

— внедрение системы управления рисками, базирующейся на использовании искусственного интеллекта;

— применение в местах перемещения товаров через таможенную границу ЕАЭС новейших цифровых технологий, позволяющих осуществлять таможенные операции без участия должностных лиц. Такое нововведение позволит повысить прозрачность и объективность принятия управленческих решений со стороны таможенных органов для участников внешнеэкономической деятельности;

— создание архивов электронных таможенных документов, имеющих высокую значимость для участников внешнеэкономической деятельности, на длительный срок;

— цифровизация процедур контроля за законным и правильным применением кодов Товарной номенклатуры при оформлении таможенных документов;

— введение в практику таможенного контроля принципа «единого окна» при осуществлении взаимодействия с разными ведомствами других государств, который позволит обеспечить его сопряжение с системами «единого окна» зарубежных стран (по примеру Многофункциональных центров (МФЦ), действующих на территории России);

— профилактика и пресечение незаконного перемещения запрещенных и ограниченных к ввозу (вывозу) товаров через таможенную границу ЕАЭС с помощью высокоинтеллектуальных автоматизированных систем, позволяющих отслеживать указанные товары.

При строительстве, реконструкции и модернизации пунктов пропуска товаров, подлежащих таможенному контролю, целесообразно использовать такое нововведение как «модель интеллектуального пропуска». В таком пункте пропуска все операции осуществляются автоматически, поэтому перемещение «безрисковых» товаров через таможенную границу стран ЕАЭС происходит безостановочно.

Повышает эффективность таможенного администрирования и контроля также использование такого элемента цифровой таможни, как «личный кабинет участ-

ника внешнеэкономической деятельности». Персональный электронный кабинет на сайте ФТС предоставляет всем зарегистрированным участникам внешнеэкономической деятельности обширный спектр таможенных опций: открытие и ведение единого лицевого счета для зачисления и списания администрируемых таможенных платежей, осуществление государственных услуг по ведению реестра таможенных представителей, организация взаимодействия между работниками таможни и официальными участниками внешнеэкономической деятельности.

Переход на единый лицевой счет участника внешнеэкономической деятельности содействует усовершенствованию расчетной системы за соответствующие таможенные операции и в целом оптимизирует деятельность таможенной службы. Ресурс позволяет переходить в раздел Единого портала государственных и муниципальных услуг для подачи заявления на осуществление госуслуги по ведению реестра таможенных представителей. С его помощью можно просматривать сведения о наличии задолженности, штрафов по делам об административных правонарушениях.

Проанализируем действующую практику внедрения различных элементов цифровизации в деятельность таможенных органов Российской Федерации на современном этапе. Развитие таможенного администрирования в России сегодня направлено на достижение мировых стандартов электронного и цифрового таможенного обеспечения [9]. Для этого российские таможни активно создают и внедряют в свою повседневную деятельность различные элементы современной таможенной инфраструктуры.

Цифровая реформа деятельности таможенных органов в России началась с создания системы повсеместного электронного таможенного декларирования и электронных таможен, и постепенно привела к использованию «цифры». Первый этап внедрения электронного таможенного декларирования — 2020 г., к этому времени все оформление таможенных деклараций было скоординировано в 16 центров электронного декларирования (далее — ЦЭД), в которых оформлялось около 80 % таможенных деклараций.

Сейчас принята Стратегия развития ФТС России до 2030 г. Это новый вектор в развитии таможенных органов, который определяет четыре миссии Федеральной таможенной службы РФ на ближайшее будущее:

1. Модернизация таможенного контроля с учетом реалий развития электронной торговли.

2. Повсеместное использование средств ИКТ для передачи и хранения огромного массива данных.

3. Рост эффективности таможенных процессов и уровня конкурентоспособности российских таможен по сравнению с таможенными органами других стран.

4. Внедрение механизма «единого окна» при осуществлении взаимодействия таможенных органов России с различными министерствами и ведомствами зарубежных государств.

Анализ динамики показателей, характеризующих внедрение и использование электронного таможенного декларирования в деятельности российской таможни, свидетельствует о существенном росте процессов цифровизации за период с 2016 по 2020 гг. (табл.)1.

Значительное увеличение доли автоматически зарегистрированных деклараций на экспортируемые и импортируемые товары (почти до 100 %-го уровня) за рассматриваемый период свидетельствует о стремительном росте эффективности и результативности проводимых таможенных процедур (рис.).

1 Федеральная таможенная служба : офиц. сайт. иИЪ: http://www.customs.gov.ru.

Показатели внедрения и использования цифровых инструментов в таможенной деятельности РФ за 2016-2020 гг.

Показатели Годы

2016 2017 2018 2019 2020

Доля автоматически зарегистрированных деклараций на экспортируемые товары, % 30 54,8 82,8 87,6 91,3

Доля автоматически зарегистрированных деклараций на импортируемые товары, % - 11,2 36,2 69,2 73,9

В автоматическом режиме зарегистрировано деклараций, тыс. шт. 520 963 1800 2800 599

В автоматическом режиме выпущено деклараций, тыс. шт. 29 84 324 643 223

2016 2017 2018 2019 2020

___ Доля автоматически зарегистрированных деклараций на экспортируемые товары, %

___ Доля автоматически зарегистрированных деклараций на импортируемые товары, %

Динамика показателей автоматической регистрации и автоматического выпуска деклараций за 2016—2020 гг.

Актуальность и перспективность использования цифровых технологий в сфере таможни очевидны. Однако, в то же время, нельзя не отметить ряд возникших проблем в вопросе внедрения и использования таможенных технологий [10].

В настоящий момент такие термины как «электронная таможня», «цифровая таможня», «интеллектуальная таможня» широко используется в различных учебных изданиях, научных статьях и публикациях. Однако закрепленного в нормативно-правовых актах ни одного из приведенных определений нет, хотя правовое определение понятий важно для понимания общих целей и задач.

Рассмотрим в качестве примера термин «электронное декларирование». Несмотря на то, что на сегодняшний день понятие применяется повсеместно, правовое определение в законодательных документах отсутствует. На практике же под «электронным декларированием» понимают: оформление участниками внешнеэкономической деятельности таможенных деклараций в электронной форме и подачу их в таможенные органы, компьютерную регистрацию и проверку тамо-

женными органами всех поданных участниками внешнеэкономической деятельности сведений, оплату таможенных платежей через электронные платежные системы, автоматическое принятие решения о выпуске товаров и др.

Обратимся к Таможенному кодексу ЕАЭС (ТК ЕАЭС), где согласно ст. 2 под таможенным декларированием понимается: «заявление декларантом таможенному органу с использованием таможенной декларации сведений о товарах, об избранной таможенной процедуре и (или) иных сведений, необходимых для выпуска товаров». С 2002 г. в Российской Федерации стала действовать система электронного таможенного декларирования под названием ЭД-1.

Статья 104 ТК ЕАЭС предусматривает возможность электронного декларирования, однако никаких дополнительных пояснений дано не было, поэтому ЭД-1 предусматривает лишь предоставление участником внешнеэкономической деятельности сведений о декларируемом товаре в виде электронных документов, что соответствует установленному ТК ЕАЭС понятию «таможенное декларирование». Законодательное определение понятия «электронное декларирование» по-прежнему отсутствует.

Существует еще одна распространенная проблема, которая снижает эффективность и надежность функционирования информационных таможенных технологий. Каждый год таможенные органы выпускают огромное количество документов в виде постановлений, распоряжений, приказов и других нормативно-правовых актов, которые по большей мере предполагают внесение каких-либо изменений в базы данных, дополнения особенностей в процессы таможенного декларирования и контроля, оплаты таможенных платежей и т.д. Такие изменения предполагают корректировку программ и программной документации, что создает своего рода беспорядок и трудности при автоматизации.

Так, например, из-за проблем с программным обеспечением таможенных органов, тысячи посылок с онлайн-покупками задерживаются на таможне. Причиной оказались изменения в порядке оформления электронных деклараций, которыми пользуются не менее 17 курьерских компаний. В 2021 г. в силу вступил приказ ФТС, позволяющий декларировать 100 посылок, а не 500, как раньше. Это привело к тому, что программное обеспечение не смогло «увидеть» часть зарегистрированных деклараций, а таможенные представители не смогли вовремя получить информацию по выпуску товара и забрать его со склада.

Ситуацию иногда осложняет и некорректный информационный обмен данными между информационной системой ФТС и информационной базой МВД: из-за него растет количество запросов сканов паспортных данных, что также сказывается на сроках таможенного оформления.

Кроме того, на практике существует проблема информационного взаимодействия таможенных органов с базами данных других ведомств, несмотря на то что в России создана и функционирует система межведомственного электронного взаимодействия [11]. Особые сложности возникают у российских таможенных органов при взаимодействии с таможенными информационными системами других стран.

В 2010 г. было принято решение о создании Интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли стран ЕАЭС. Указанная системы предполагает функционирование в каждой стране-члене ЕАЭС автономной системы автоматизации таможенной деятельности. При этом взаимодействие между таможенными органами различных государств осуществляется через некий объединяющий центральный узел. Действующая практика проведения таможенных операций, связанная со взаимодействием таможен иностранных государств, показала, что автономность информационных таможенных систем разных стран создает ряд проблем [12].

Еще одна проблема связана с повышением требований к профессиональным компетенциям работников Федеральной таможенной службы, которое объясня-

ется повсеместным внедрением процессов цифровизации и высокоинтеллектуальных технологий в таможенную деятельность. В настоящее время от сотрудника таможенных органов требуется не только знание основ таможенного дела, но и наличие высокого уровня компетенций в 1Т-технологиях. При этом переквалификация работающих сотрудников, а также переформатирование действующей системы обучения новых кадров для таможенных органов, требует определенных временных и финансовых затрат.

Существует проблема и в системе администрирования лицевых счетов в личном кабинете участника внешнеэкономической деятельности, а также и в таможенных органах, заключающаяся в отсутствии обратной связи, что представляет собой так называемую одностороннюю цифровизацию. Это актуально, например, при возникновении задолженности в ходе декларировании товаров. Есть проблемы и с отражением в лицевом счете требований об уплате таможенных платежей.

Подведя итог можно выявить ряд несовершенств, которые характеризуют деятельность таможенных органов в целом:

— нестабильность программного и технологического обеспечения, следствием которого может быть нарушение режима бесперебойности деятельности электронной таможни;

— недостаточный уровень информационного взаимодействия таможенных органов Российской Федерации с таможенными органами зарубежных стран;

— нехватка квалифицированных кадров, способных в полном объеме использовать цифровые технологии;

— непроработанный теоретический и понятийный аппарат, характеризующий все аспекты функционирования современной электронной и цифровой таможни в Российской Федерации.

С учетом выявленных несовершенств дальнейшее развитие цифровой таможни должно происходить по следующим направлениям:

1. Нормативное закрепление базовых понятий, используемых при цифрови-зации таможенной деятельности, таких как «электронная таможня», «цифровая таможня», «интеллектуальная таможня».

2. Развитие сотрудничества с таможенными органами зарубежных стран в сфере применения цифровых и высокоинтеллектуальных технологий при проведении таможенных операций и таможенного контроля.

3. Совершенствование действующих и внедрение новых цифровых технологий, способствующих созданию современной ведомственной 1Т-инфраструктуры таможенных органов, позволяющих обрабатывать и хранить огромные массивы данных.

Только в таком случае, будучи обеспеченными техническими средствами таможенного контроля, современной телекоммуникацией и программным обеспечением, таможенные органы смогут четко и последовательно реализовывать таможенные процессы с учетом требований существующего законодательства.

Обобщая вышеизложенное, можно сказать, что деятельность таможенных органов в рамках цифровизации экономики направлена сегодня на обеспечение условий национальной и экономической безопасности, которые трансформируются под влиянием внутренних и внешних факторов. Соответственно работа должна модернизироваться в императиве возникающих угроз и поставленных целей.

Список использованной литературы

1. Балашова М.А. Роль внешней торговли в развитии современных наднациональных структур в условиях глобализации 4.0. / М.А. Балашова, И.В. Цвигун. — Б01 10.17150/2500-2759.2021.31(2).186-196 // Известия Байкальского государственного университета. — 2021. — Т. 31, № 2. — С. 186 — 196.

2. Останин В.А. Таможенный контроль как инструмент снижения экологических рисков / В.А. Останин, Ю.В. Рожков. — DOI 10.17150/2500-2759.2020.30(3).472-478 // Известия Байкальского государственного университета. — 2020. — Т. 30, № 3. — С. 472 — 478.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Кулик А.М. «Цифровая таможня» как фактор обеспечения экономической безопасности регионов / А.М. Кулик, Т.В. Бурчиц, А.Г. Маклаков. — EDN TMVBWW // Стратегия развития современной науки : сб. науч. ст. — Москва : Перо, 2019. — С. 222 — 225.

4. Эпова Н.Р. Внешняя торговля России и Иркутской области: общие тенденции и региональная специфика / Н.Р. Эпова. — DOI 10.17150/2500-2759.2020.30(1).59-70. — EDN VWDUWP // Известия Байкальского государственного университета. — 2020. — Т. 30, № 1. — С. 59 — 70.

5. Колодин В.С. Современная специфика и перспективы развития внешнеторгового сотрудничества Байкальского региона с Китайской Народной Республикой / В.С. Колодин, Я.А. Суходолов. — DOI 10.17150/2500-2759.2019.29(2).213-226. — EDN YQWEFC // Известия Байкальского государственного университета. — 2019. — Т. 29, № 2. — С. 213 — 226.

6. Бубнова Ю.Б. Трансформация бизнес — модели банка в условиях цифровой экономики / Ю.Б. Бубнова. — DOI 10.17150/2500-2759.2019.29(3).425-433. — EDN JUJRSB // Известия Байкальского государственного университета. — 2019. — Т. 29, № 3. — С. 425 — 433.

7. Прозоров В.В. Цифровая таможня / В.В. Прозоров. — EDN UJJDQR // Финансово-экономический журнал. — 2021. — № 4. — С. 23-30.

8. Прошукина Е.А. Перспективы применения таможенного контроля после выпуска товаров в условиях становления цифровой таможни / Е.А. Прошукина. — EDN AKKWIW // NOVAUM.RU. — 2020. — № 28. — С. 33-39.

9. Краснова А.И. Внедрение цифровой таможни в России: от теории к практике / А.И. Краснова, Р.А. Кузьмичева, А.Ю. Лебедеваю — EDN IRVQQU // Бюллетень инновационных технологий. — 2020. — Т. 4, № 1. — С. 36-40.

10. Коптева Л.А. Совершенствование и проблемы формирования института цифровой таможни в Российской Федерации / Л.А. Коптева, Е.М. Борисова. — DOI 10.24412/20716435-2021-5-89-100. — EDN IPQJSU // ЭТАП: экономическая теория, анализ, практика. — 2021. — № 5. — С. 89-100.

11. Бондаренко А.О. Тенденции развития организационной структуры таможенных органов в условиях перехода к цифровой таможне / А.О. Бондаренко. — EDN VSKWTG // Академический вестник Ростовского филиала Российской таможенной академии. — 2021. — № 3. — С. 18-25.

12. Краснова А.И. Цифровая таможня за рубежом: опыт развития и экспериментальные проекты / А.И. Краснова, А.А. Малышева. — EDN ZPGBKF // Бюллетень инновационных технологий. — 2020. — Т. 4, № 1. — С. 64 — 67.

References

1. Balashova M.A., Tsvigun V.I. The Role of the Foreign Trade in the Development of Contemporary Supernational Structures in the age of Globalization 4.0. Izvestiya Baikal'skogo gosudarstvennogo universiteta = Bulletin of Baikal State University, 2021, vol. 31, no. 2, pp. (In Russian). 186-196. DOI: 10.17150/2500-2759.2021.31(2).186-196.

2. Ostanin V.A., Rozhkov Yu.V. Customs Control as a Tool for Reducing Environmental Risks. Izvestiya Baikal'skogo gosudarstvennogo universiteta = Bulletin of Baikal State University, 2020, vol. 30, no. 3, pp. 472-478. (In Russian). DOI: 10.17150/2500-2759.2020.30(3).472-478.

3. Kulik A.M., Burchits T.V., Maklakov A.G. «Digital customs» as a Factor of Economic Security of the Regions. Strategiya razvitiya sovremennoi nauki = Development Strategy of Contemporary Science. Moscow, Pero Publ., 2019, pp. 222-225. (In Russian). EDN: TMVBWW.

4. Epova N.R. Foreign Trade of Russia and Irkutsk Region: General Trends and Regional Specifics. Izvestiya Baikal'skogo gosudarstvennogo universiteta = Bulletin of Baikal State University, 2020, vol. 30, no. 1, pp. 59-70. (In Russian). EDN: VWDUWP. DOI: 10.17150/2500-2759.2020.30(1).59-70.

5. Kolodin V.S., Sukhodolov Ya.A. The Contemporary Peculiarities and the Prospects of the Foreign Trade Cooperation Development of the Baikal Region and the People's Republic of China. Izvestiya Baikal'skogo gosudarstvennogo universiteta = Bulletin of Baikal State University, 2019, vol. 29, no. 2, pp. 213-226. (In Russian). EDN: YQWEFC. DOI: 10.17150/2500-2759.2019.29(2).213-226.

6. Bubnova Yu.B. Transformation of Bank's Business ModeL in Terms of Digital Economy. Izvestiya Baikal'skogo gosudarstvennogo universiteta = Bulletin of Baikal State University, 2019, vol. 29, no. 3, pp. 425-433. (In Russian). EDN: JUJRSB. DOI: 10.17150/2500-2759.2019.29(3).425-433.

7. Prozorov V.V. Digital Customs. Finansovo—ekonomicheskii zhurnal = Financial and Economic Journal, 2021, no. 4, pp. 23-30. (In Russian). EDN: UJJDQR.

8. Proshukina E.A. The Prospects of Customs Control after Goods Release under the Conditions of Digital Customs Transformation. Novaum.Ru = Novaum.Ru, 2020, no. 28, pp. 3339. (In Russian). EDN: AKKWIW.

9. Krasnova A.I., Kuz'micheva R.A., Lebedeva A.Yu. Introduction of Digital Customs in Russia: From Theory to Practice. Bulletin of innovative technologie = Bulletin of Innovative Technologies, 2020, vol. 4, no. 1, pp. 36-40. (In Russian). EDN: IRVQQU.

10. Kopteva L.A., Borisova E.M. Improvement and Problems of Formation of the Institute of Digital Customs in the Russian Federation. ETAP: ekonomicheskaya teoriya, analiz, praktika = ETAP: Economic Theory, Analysis, and Practice, 2021, no. 5. pp. 89-100. (In Russian). EDN: IPQJSU. DOI: 10.24412/2071-6435-2021-5-89-100.

11. Bondarenko A.O. Development Trends for the Customs Authorities Organizational Structures under the Conditions of Digital Transformation. Akademicheskii vestnik Rostovsko-go filiala Rossiiskoi tamozhennoi akademii = Academic bulletin of the Russian customs academy, Rostov branch, 2021, no. 3. pp. 18-25. (In Russian). EDN: VSKWTG.

12. Krasnova A.I., Malysheva A.A. Digital Customs Abroad: Development Experience and Pilot Projects. Byulleten innovatsionnykh tekhnologii = Bulletin of innovative technologies, 2020, vol. 4, no. 4, pp. 64-67. (In Russian). EDN: ZPGBKF.

Информация об авторах

Деревцова Ирина Валерьевна — кандидат экономических наук, доцент, кафедра мировой экономики и экономической безопасности, Байкальский государственный университет, г. Иркутск, Российская Федерация, derevczovai@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-8175-0721, SPIN-код: 5019-2563, AuthorID РИНЦ: 310461.

Ключникова Любовь Николаевна — студент, Байкальский государственный университет, г. Иркутск, Российская Федерация, klyuchnikowa.lyuba@yandex.ru, С https://orcid. org/0000-0002-7792-5509.

Кочетыгова Светлана Сергеевна — студент, Байкальский государственный университет, г. Иркутск, Российская Федерация, sveta.kochetygova@mail.ru, С https://orcid. org/0000-0003-3928-1746.

Осадчая Алёна Александровна — студент, Байкальский государственный университет, г. Иркутск, Российская Федерация, osadchaaya@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-5025-0521.

Authors

Irina V. Derevtsova — PhD in Economics, Associate Professor, Department of World Economy and Economic Security, Baikal State University, Irkutsk, Russian Federation, derevczovai@mail.ru, Э https://orcid.org/0000-0002-8175-0721, SPIN-Code: 5019-2563, AuthorID RSCI: 310461.

Lyubov N. Klyuchnikova — Student, Baikal State University, Irkutsk, Russian Federation, klyuchnikowa.lyuba@yandex.ru, О https://orcid.org/0000-0002-7792-5509.

Svetlana S. Kochetygova — Student, Baikal State University, Irkutsk, Russian Federation, sveta.kochetygova@mail.ru, С https://orcid.org/0000-0003-3928-1746.

Alyona A. Osadchaya — Student, Baikal State University, Irkutsk, Russian Federation, osadchaaya@yandex.ru, 8 https://orcid.org/0000-0002-5025-0521.

Вклад авторов

Все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the Authors

The authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Для цитирования

Деревцова И.В. Цифровая таможня: вызовы и угрозы в условиях цифровой трансформации экономики / И.В. Деревцова, Л.Н. Ключникова, С.С. Кочетыгова, А.А. Осадчая. — DOI 10.17150/2411-6262.2022.13(4).2. — EDN EJPOOL // Baikal Research Journal. — 2022. — Т. 13, № 4.

For Citation

Derevtsova I.V., Klyuchnikova L.N., Kochetygova S.S., Osadchaya A.A. Digital Customs: Challenges and Threats in the Context of Digital Transformation of the Economy. Baikal Research Journal, 2022, vol. 13, no. 4. (In Russian). EDN: EJPOOL. DOI: 10.17150/2411-6262.2022.13(4).2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.