АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ, ПОСЯГАЮЩИЕ НА ИНСТИТУТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
М.В. ЦЫКУНОВ,
соискатель Московского университета МВД России
Научный руководитель доцент кафедры административного права
Московского университета МВД России
С.М. ЗЫРЯНОВ
Аннотация. В статье автором проводится систематизация статей Административного кодекса России, регулирующих общественные отношения, возникающие в сфере функционирования институтов государственной власти.
Ключевые слова: административное правонарушение, институты государственной власти, деяния, посягающие на интересы государства.
ADMINISTRATIVE INFRINGEMENTS ON THE INSTITUTIONS
OF THE STATE POWER
M.V. TSYKUNOV
Annotation. The author systemizes articles of the Russian Administrative code which regulate social relationships in the sphere of state power institutions functioning.
Key words, administrative infringement, state power institutions, infringements on state interests.
Совокупность деяний, посягающих на интересы государства, впервые объединена в одну главу Особенной части КоАП РФ. КоАП РСФСР такого целостного блока противоправных деяний не выделял. Чем же обусловлено такое объединение?
Как правило, объединение статей Особенной части КоАП РФ осуществляется по признаку родового объекта правонарушения, например гл. 12 описывает составы административных правонарушений, имеющих общий родовой объект — общественные отношения в области дорожного движения, обеспечения его безопасности.
Родовой объект правонарушений, предусмотренных гл. 17 КоАП РФ, — общественные отношения, возникающие в сфере функционирования институтов государственной власти. Законодатель объединил в этой главе 15 статей, содержащих в совокупности следующие 23 состава административных правонарушений:
• ст. 17.1 — невыполнение законных требований члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы;
• ст. 17.2 — воспрепятствование деятельности Уполномоченного по правам человека в РФ;
• ст. 17.3 — неисполнение распоряжения судьи или судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов;
• ст. 17.4 — непринятие мер по частному определению суда или по представлению судьи;
• ст. 17.5 — воспрепятствование явке в суд присяжного заседателя;
• ст. 17.6 — непредставление информации для составления списков присяжных заседателей;
• ст. 17.7 — невыполнение законных требований прокурора, следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении;
• ст. 17.8 — воспрепятствование законной деятельности судебного пристава;
• ст. 17.9 — заведомо ложные показание свидетеля, пояснение специалиста, заключение эксперта или заведомо неправильный перевод;
• ст. 17.10 — незаконные действия по отношению к государственным символам России;
• ст. 17.11 — незаконное ношение государственных наград;
• ст. 17.12 — незаконное ношение форменной одежды со знаками различия, с символикой государственных военизированных организаций, правоохранительных или контролирующих органов;
• ст. 17.13 — разглашение сведений о мерах безопасности;
• ст. 17.14 — нарушение законодательства об исполнительном производстве;
• ст. 17.15 — неисполнение содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера.
Административно-правовой охраной обеспечены следующие институты государственной власти:
• Совет Федерации и Государственная Дума — Федеральное Собрание РФ;
• Уполномоченный по правамчеловека в РФ;
• органы правосудия, предварительного следствия, дознания, административной юрисдикции и судебные приставы;
• государственные символы России (Государственный герб РФ, Государственный флаг РФ, государственные награды, форменная одежда, знаки различия и символика определенных органов государственной власти).
Этим перечнем не исчерпываются административные правонарушения, посягающие на институты государственной власти. Анализ статей других глав КоАП РФ свидетельствует о наличии множества составов административных правонарушений, объектом которых являются общественные отношения, возникающие в сфере функционирования институтов государственной власти. Так, избирательные комиссии (комиссии референдума) в совокупности образуют институт государственной власти, обеспечивающий проведение выборов и референдумов. Неисполнение решений избирательных комиссий, нарушение прав члена избирательной комиссии, нарушение порядка представления сведений об избирателях должно квалифицироваться как посягательство на институты государственной власти.
Посягательством на институты государственной власти следует считать не только деяния, препятствующие деятельности органов предварительного следствия, дознания, административной юрисдикции и судебных приставов, но и всех органов государственной (исполнительной) власти, особенно органов государственного контроля и надзора. Следовательно, к группе рассматриваемых правонарушений должны быть отнесены:
• неповиновение законному распоряжению или требованию военнослужащего в связи с исполнением им обязанностей по охране государственной границы РФ (ст. 18.7 КоАП РФ);
• неповиновение законному распоряжению сотрудника милиции, военнослужащего, сотрудника органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудника органов, уполномоченных на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, либо сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительной системы (ст. 19.3);
• неповиновение законному распоряжению должностного лица, осуществляющего государственный надзор (контроль) (ст. 19.4);
• невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль) (ст. 19.5);
• непринятие мер по устранению причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения (ст. 19.6);
• непредставление сведений (информации) (ст. 19.7, 19.71);
• нарушение порядка изготовления, использования, хранения или уничтожения бланков, печатей либо иных носителей изображения Государственного герба РФ (ст. 19.11);
• подделка документов, штампов, печатей или бланков, их использование или сбыт (ст. 19.23);
• невыполнение лицом, освобожденным из мест отбывания лишения свободы, обязанностей, связанных с соблюдением ограничений, установленных в отношении его судом в соответствии с федеральным законом (ст. 19.24);
• заведомо ложное заключение эксперта (ст. 19.26);
• неуплата административного штрафа либо самовольное оставление места отбывания административного ареста (ст. 20.25);
• нарушение правового режима контртеррористической операции (ст. 20.27);
• организация деятельности общественного или религиозного объединения, в отношении которого принято решение о приостановлении его деятельности (ст. 20.28);
• непредставление в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет, списков граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет (ст. 21.1);
• несообщение сведений о гражданах, состоящих или обязанных состоять на воинском учете (ст. 21.4).
Кроме того, нужно учитывать положения ч. 1 ст. 1.1 КоАП РФ о том, что законодатель-
ство об административных правонарушениях состоит из КоАП РФ и законов субъектов Федерации об административных правонарушениях. Во всех законах и кодексах субъектов Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за деяния, посягающие на институты государственной власти (соответствующих субъектов Федерации). Так, Кодекс Хабаровского края об административных правонарушениях 2004 г. предусматривает следующие составы административных правонарушений:
• отказ депутату Законодательной Думы края в первоочередном приеме, а также в беспрепятственном посещении органов государственной власти и местного самоуправления, объединений и организаций (ст. 3.1);
• недопущение депутата Законодательной Думы края на заседания органов, рассматривающих обращение или запрос депутата (группы депутатов) Законодательной Думы края (ст. 3.2);
• нарушение права депутата Законодательной Думы края на участие в работе органов государственной власти и местного самоуправления (ст. 3.2);
• нарушение сроков рассмотрения и дачи ответа на обращение депутата Законодательной Думы края (ст. 3.6);
• нарушение сроков рассмотрения и дачи ответа на запрос депутата (группы депутатов) Законодательной Думы края (ст. 3.7);
• непредставление главой муниципального образования депутату Законодательной Думы края в округе служебного помещения, оборудованного мебелью, средствами связи и оргтехникой, автотранспорта для выполнения депутатских обязанностей (ст. 3.8);
• отказ в освобождении депутата Законодательной Думы края от выполнения про-
изводственных или служебных обязанностей на время осуществления им депутатской деятельности (ст. 3.9);
• невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления) органа (должностного лица), осуществляющего муниципальный контроль (ст. 3.11);
• использование символики края или муниципального образования в нарушение установленных правил (ст. 3.12);
• нарушение порядка отчетности органов местного самоуправления об осуществлении ими переданных государственных полномочий (ст. 3.22);
• нарушение срока представления органами местного самоуправления информации, материалов и документов об осуществлении переданных им государственных полномочий (ст. 3.23).
Таким образом, круг административных правонарушений, посягающих на институты государственной власти, не исчерпывается гл. 17 КоАП РФ, а включает отдельные составы административных правонарушений, предусмотренных статьями других глав Кодекса, а также составы административных правонарушений, предусмотренных законами субъектов Федерации об административных правонарушениях. Все составы правонарушений объединяет общий объект — общественные отношения, возникающие в сфере функционирования институтов государственной власти: органов законодательной, судебной и исполнительной власти, а также органов государственной власти, не входящих в эти ветви власти (прокуратуры, Уполномоченного по правам человека в РФ, избирательных комиссий (комиссий референдума).