Научная статья на тему 'Возбуждение дела об административном правонарушении судебными приставами'

Возбуждение дела об административном правонарушении судебными приставами Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1259
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Возбуждение дела об административном правонарушении судебными приставами»

ВОЗБУЖДЕНИЕ ДЕЛА ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ СУДЕБНЫМИ ПРИСТАВАМИ

И.И. НАФИГОВ

В соответствии со ст. 4 ФЗ «О судебных приставах» в зависимости от исполняемых обязанностей судебные приставы подразделяются на судебных приставов, обеспечивающих установленный порядок деятельности судов, и судебных приставов, исполняющих судебные акты и акты других органов (судебный пристав — исполнитель).

Согласно названному закону судебные приставы, обеспечивая установленный порядок деятельности судов, осуществляют такие функции, как: обеспечение в судах безопасности судей, заседателей, участников судебного процесса и свидетелей; выполнение распоряжений судей, связанных с соблюдением порядка в суде; исполнение решения суда и судьи о применении мер процессуального принуждения; обеспечение охраны зданий судов и судебных помещений в рабочее время; обеспечение доставки вещественных доказательств и их сохранности; поддержание общественного порядка в судебных помещениях; осуществление привода лиц, уклоняющихся от явки в суд или к судебному приставу-исполнителю.

При таком подходе судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов согласно ст. 28.1, 28.3 КоАП РФ уполномочен возбуждать следующие дела об административных правонарушених, посягающих на установленный порядок деятельности судов:

1) дело о неисполнении законного распоряжения судьи о прекращении действий, нарушающих установленные в суде правила (ч. 1 ст. 17.3 КоАП РФ);

2) дело о неисполнении законного распоряжения судебного пристава о прекращении действий, нарушающих установленные в суде правила (ч. 2 ст. 17.3 КоАП РФ);

3) дело об оставлении должностным лицом без рассмотрения частного определения суда или представления судьи, либо непринятие мер по устранению указанных в определении или представлении нарушений закона (ст. 17.4 КоАП РФ);

4) дело о воспрепятствовании работодателем или лицом, его представляющим, явке в суд народного или присяжного заседателя для участия в судебном разбирательстве (ст. 17.5 КоАП РФ);

5) дело о непредставлении информации, необходимой районной, городской, краевой или областной администрации для составления списков присяжных заседателей, а равно представление заведомо неверной информации лицом, на которое возложена обязанность представлять такую информацию (ст. 17.6 КоАП РФ);

6) дело о неповиновении законному распоряжению или требованию судебного пристава при осуществлении им служебных обязанностей по обеспечению установленного порядка деятельности судов (ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ);

7) дело о невыполнении в установленный срок законного предписания (постановления, представления) об устранении нарушений законодательства, устанавливающего порядок деятельности судов (ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ);

8) дело о непринятии мер по представлению об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, посягающего на установленный порядок деятельности судов и судебных приставов (ст. 19.6 КоАП РФ).

Согласно ст. 12 ФЗ «О судебных приставах» судебный пристав-ис-полнитель осуществляет функции принудительного исполнения судебных актов и актов других ор-

ганов, предусмотренных законом об исполнительном производстве, а именно: принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов; представляет сторонам исполнительного производства или их представителям возможность знакомиться с материалами исполнительного производства; делать из них выписки, снимать с них копии; рассматривать заявления сторон по поводу исполнительного производства и их ходатайства; выносить соответствующие постановления.

По смыслу ст. 28.1,28.3 КоАП РФ судебный пристав-исполнитель в соответствии с определенными законом функциями уполномочен возбуждать дело об административном правонарушении, посягающем на установленный порядок принудительного производства. Это такие административные правонарушения, как:

1) воспрепятствование законной деятельности судебного пристава-исполнителя (ст. 17.8 КоАП РФ);

2) неповиновение законному распоряжению или требованию судебного пристава-исполнителя при осуществлении служебных обязанностей (ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ);

3) непринятие мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, посягающего на установленный порядок исполнительного производства (ст. 19.6 КоАП РФ);

4) непредставление или несвоевременное представление сведений в подразделения судебных приставов-исполнителей (судебному приставу-исполнителю) по вопросам исполнительного производства в случаях, установленных законом, о равном представлении в указанные органы (должност-

СОсХКХхХЮ

ным лицом) таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде (ст. 19.7 КоАП РФ).

Судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов и судебные при-ставы-исполнители имеют право и одновременно обязаны возбудить дела по указанным выше подведомственным административным правонарушениям при наличии повода к возбуждению дела и установлении обстоятельств, подлежащих выяснению по делу.

Согласно ст. 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению судебным приставом дела об административном правонарушении являются:

1) непосредственное обнаружение судебным приставом достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения;

2) поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;

3) сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.

При наличии хотя бы одного из указанных поводов к возбуждению дела по подведомственным административным правонарушениям судебный пристав проводит проверку по делу об административном правонарушении. В ходе указанной проверки судебному приставу необходимо установить (собрать и закрепить) обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении. Данные обстоятельства позволяют судебному приставу принять решение о возбуждении дела об административном правонарушении и передаче материалов дела на рассмотрение судьи либо принять решение о прекращении производства по делу об административном правонарушении до

передачи материалов дела на рассмотрение судьи.

Согласно ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежит установить:

1) наличие события административного правонарушения (т.е. установить объект и объективную сторону административного правонарушения);

2) лицо, совершившее противоправные действия (бездействия), за которые законом установлена административная ответственность (т.е. установить субъект административного правонарушения);

3) виновное лицо в совершении административного правонарушения (т.е. установить субъективную сторону административного правонарушения);

4) обстоятельства, смягчающие административную ответственность;

5) обстоятельства, отягчающие административную ответственность;

6) характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением;

7) обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении;

8) иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела;

9) причины и условия совершения административного правонарушения.

Перечисленные обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении, должны быть установлены судебным приставом в срок, определенный ст. 28.5 КоАП РФ для составления протокола об административном правонарушении.

Согласно ст. 28.5 КоАП РФ протокол об административном правонарушении должен быть составлен судебным приставом немедленно после выявления совершения административного правонарушения, если обстоятельства, подлежащие доказыванию, очевидны. Протокол об административном правонарушении может быть составлен судебным приста-

вом в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения, если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данные о физическом лице или сведения о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении.

В протоколе об административном правонарушении судебный пристав обязан зафиксировать три группы сведений.

Первую группу составляют сведения, связанные с закреплением обстоятельств совершения административного правонарушения. В протоколе указываются место, время совершения правонарушения, статья КоАП РФ или закона субъекта РФ, предусматривающая административную ответственность за совершение правонарушения; дается описание самого противоправного деяния (действия или бездействия), указываются, если имеются свидетели и потерпевшие, адрес места жительства свидетелей и потерпевших, объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

Вторую группу представляют сведения, характеризующие личность лица, в отношении которого возбуждено дело, позволяющие индивидуализировать применение мер административной ответственности к указанному лицу. В протоколе указываются сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело: фамилия, имя, отчество; возраст; семейное положение; род занятий; размер заработной платы; место работы и жительства, гражданство физического лица; фактический и юридический адрес организации.

К третьей группе сведений относятся: дата и место составления протокола, данные о его составителе, фамилии и адреса свидетелей и потерпевших (если они имеются).

При составлении протокола об административном правонарушении

физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также свидетелю и потерпевшему (если они имеются) разъясняются процессуальные права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ. Лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, объявляется право: знакомиться со всеми материалами дела; предоставлять доказательства, объяснения и замечания по содержанию протокола; заявлять ходатайства и отводы; пользоваться юридической помощью защитника.

После объявления процессуальных прав и обязанностей лицу, в отношении которого возбуждено дело, потерпевшему, свидетелю судебным приставом предъявляется для подписания протокол об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола судебным приставом делается в протоколе запись: «От подписи отказался».

Оформленный протокол об административном правонарушении подписывается судебным приставом — составителем протокола и регистрируется в подразделении Службы судебных приставов в «Журнале учета протоколов и материалов об административных правонарушениях». Одна копия оформленного протокола об административном правонарушении (по просьбе) вручается под роспись лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении; вторая копия остается для контроля в подразделении судебных приставов.

Не позднее чем через сутки со дня составления зарегистрированный протокол об административном правонарушении вместе с прилагаемыми объяснениями, замечаниями по содержанию протокола направляется старшим судебным приставом судье, уполномоченному рассмотреть дело об административном правонарушении.

Протокол об административном правонарушении и прилагаемые к

нему материалы могут быть возвращены судьей судебному приставу — составителю протокола для устранения недостатков.

В этом случае необходимые изменения и дополнения должны быть устранены судебным приставом, составившим протокол, в срок не более трех суток со дня поступления протокола и возвращены судье в течение суток со дня устранения соответствующих недостатков.

Дело об административном правонарушении судебным приставом не возбуждается (т.е. протокол об административном правонарушении не составляется), а возбужденное дело подлежит прекращению (т.е. вынесено постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении) при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств, установленных ст. 24.5 КоАП РФ:

1) отсутствие события административного правонарушения;

2) отсутствие состава административного правонарушения, в том числе недостижение физическим лицом, совершившим противоправное деяние, шестнадцатилетнего возраста или невменяемость физического лица, совершившего противоправное деяние;

3) действие лица в состоянии крайней необходимости;

4) издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания;

5) отмена закона, установившего административную ответственность;

6) истечение двух месяцев со дня совершения административного правонарушения, а в случае длящегося административного правонарушения — истечение двух месяцев со дня обнаружения;

7) наличие по одному и тому же факту совершения противоправного деяния лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления по делу об административном

правонарушении, либо постановления о возбуждении уголовного дела;

8) смерть физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

При наличии хотя бы одного из перечисленных обстоятельств судебный пристав, в производстве которого находятся материалы дела об административном правонарушении, выносит мотивированное постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении с соблюдением требований, предусмотренных ст. 29.10 КоАП РФ.

В постановлении о прекращении производства по делу об административном правонарушении должны быть решены вопросы об изъятых вещах и документах, а также о вещах, на которые наложен арест. Вещи и документы, не изъятые из оборота, подлежат возвращению законному владельцу, а при неустановлении его — передаются в собственность государства. Вещи, изъятые из оборота, подлежат уничтожению. Оформленное постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении подписывается судебным приставом, составившим его. В постановлении по делу указываются сведения о лице, вынесшем постановление, дата и место рассмотрения дела, сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело, обстоятельства, установленные по делу. Постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении объявляется судебным приставом, составившим постановление, лицу, в отношении которого проводилась проверка по делу об административном правонарушении, или его законному представителю. Копия постановления вручается судебным приставом под расписку лицу, в отношении которого вынесено постановление, а также потерпевшему по его просьбе либо копия постановления высылается указанным лицам в течение трех дней со дня вынесения постановления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.