судебных следователей. 6-е изд. СПб., 1907.
10. Рыжаков А.П. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации. Система ГАРАНТ, 2009.
11. Лодкин А.Е. Дознание: история развития, проблемы, перспективы // Закон и право. 2007. № 6.
12. Уголовный процесс: Учеб. пособие для вузов / под ред. А.В. Ендольцевой, О.А. Галустьяна. М.: ЮНИТИ-ДА-НА: Закон и право, 2008.
13. Хисматуллин И.Г. Проблемные вопросы полномочий дознавателя и начальника подразделения дознания // Следователь. 2008. № 2.
14. КругликовА.П. Следователь и начальник органа дознания: проблемы правового положения и взаимодействия // Российская юстиция. 2006. № 6.
15. http://www.consultant.rU/popular/upkrf/11_7. Мт!#р791 © КонсультантПлюс, 1992—2014.
1 СЗ РФ от 24 декабря 2001 г. № 52 (ч. I) ст. 4921 (с изменениями от 21 декабря 2013 г.) Далее — УПК РФ.
2 В соответствии ст. 13 ФЗ от 12 августа 1995 г. № 144 (ред. от 21 декабря 2013 г.) «Об оперативно-розыскной деятельности» на февраль 2014 г. правом заниматься ОРД обладают: ОВД РФ, ФСБ, ФСО, ФТС, СВР, ФСНК, оперативное подразделение органа внешней разведки Минобороны России
проводит оперативно-розыскные мероприятия (ОРМ) только в целях обеспечения безопасности указанного органа внешней разведки и в случае, если проведение этих мероприятий не затрагивает полномочий органов, указанных в п. 1, 2, 4, 6—9 ч. 1 ст. 13 ФЗ об оперативной розыскной деятельности. При этом перечень органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, может быть изменен или дополнен только ФЗ. Руководители указанных органов определяют перечень оперативных подразделений, правомочных осуществлять оперативно-розыскную деятельность, их полномочия, структуру и организацию работы. А органы, осуществляющие ОРД, решают определенные названным ФЗ задачи исключительно в пределах своих полномочий, установленных соответствующими ФЗ РФ. Или оперативные подразделения органов, осуществляющих ОРД, вправе проводить совместно с работниками УИС оперативно-розыскные мероприятия в следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы.
3 См. Черечукина Л.В. Организация досудебного расследования: Учебное пособие / МВД Украины, Луган. гос. ун-т внутр. дел. Луганск: РИО ЛГУВД, 2005. 536 с.
4 СЗ РФ от 24 декабря 2001 г. № 52 (ч. I) ст. 4921 (с изменениями от 21 декабря 2013 г.) Далее — УПК РФ.
5 Далее — Инструкция.
6 См.: Научно-практический комментарий к УПК РФ / Под ред. В.М. Лебедева, В.П. Божьева. М. 2007.
7 См. Арестова Е.Н. К вопросу о понятии «орган дознания» // Российский следователь. 2009. № 3.
8 Балакшин В. Неполное определение органов дознания // Законность. 2004. № 2. С. 13.
9 Гирько С.И. Деятельность милиции в уголовном процессе. М., 2006. С. 149.
10 Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ (ред. от 3 ноября 2009 г.) // СЗ РФ. 2001. № 52 (ч. I). Ст. 4921.
АДМИНИСТРАТИВНО-ЮРИСДИКЦИОННЫЕ МЕТОДЫ В СИСТЕМЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
А.А. ВИШНЕВСКИЙ
кандидат юридических наук, доцент, докторант Московского университета МВД России Научная специальность 12.00.14 — административное право; административный процесс Научный консультант: доктор юридических наук, профессор Зырянов С.М.
E-mail: [email protected]
Аннотация. Рассматриваются вопросы применения административно-юрисдикционных методов в процессе формирования административно-правового механизма обеспечения экономической безопасности Республики Беларусь в условиях единого экономического пространства.
Ключевые слова: экономическая безопасность, механизм формирования экономической безопасности государства, метод административно-правового регулирования, юрисдикционные методы административно-правового регулирования.
ADMINISTRATIVE-JURISDICTIONAL METHODS IN SYSTEM OF ECONOMIC SECURITY OF BELARUS
A.A. VISHNEVSKY
candidate of jurisprudence, associate professor, doctoral candidate of the Ministry of Internal Affairs Moscow university of Russia
Annotation. The article examines the use of administrative and jurisdictional practices in the form of administrative and legal mechanism to ensure the economic security of the Republic of Belarus in the conditions of a single economic
Keywords. Economic security, the mechanism of economic security, the method of administrative and legal regulation, jurisdictional methods of administrative and legal regulation.
На рубеже столетий Республика Беларусь остро столкнулась с проблемой обеспечения своей экономической безопасности. Последнее во многом связано и с геополитическим положением государства, его нахождением между так называемой Западной и Восточной цивилизациями. Не случайно эта проблема приобрела особую актуальность в связи с заключением между Республикой Беларусь, Российской Федерацией и Республикой Казахстан договора о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве1.
Результаты социально-экономического развития Беларуси в последние годы дают основание сделать вывод о необходимости разработки и осуществления целого комплекса административно-правовых мер, направленных на обеспечение ее экономической безопасности. Поэтому, наряду с разрешительными и контрольно-надзорными, значительная роль в обеспечении экономической безопасности государства принадлежит административно-юрисдик-ционным методами.
Как справедливо отметил А.И. Сапожников, для механизма административно-правового регулирования наиболее характерны правовые средства распорядительного типа, поскольку оно рассчитано преимущественно на такие общественные отношения, в которых исключается юридическое равенство их участников. Данная особенность, в частности, свидетельствует о том, что административно-правовое регулирование исходит из наличия официальной государственной инстанции, полномочной решать в одностороннем порядке, но в соответствии с требованиями законов и административно-правовых норм, возникающие в рамках регулируемых управленческих отношений вопросы, независимо от того, по чьей инициативе они возникают2.
Под административной юрисдикцией понимается: 1) круг дел, подлежащих ведению административных учреждений; 2) деятельность органов
государственного управления по разбирательству административных дел и применению соответствующих юридических санкций в административном порядке (без обращения в суд)3. При этом метод административной юрисдикции представляет собой способ охраны социальных благ ... путем осуществления властными органами (органами комитета государственного контроля, финансовыми органами, налоговыми и др.) юрисдикционной деятельности в связи с совершенным административным правонарушением, в процессе которого данные органы производят расследование, обвиняют виновное лицо в совершенном правонарушении, рассматривают дело об административном правонарушении, выносят по нему решение о применении к правонарушителю административного взыскания, исполняют принятое решение4.
В теории административного права существует несколько классификаций административно-юрис-дикционных методов.
Например, известный ученый А.Н. Крамник дает следующую классификацию их видов: административно-предупредительные меры; меры пресечения; меры принудительного лечения; процессуальные меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях; меры административной ответственности; административно-восстановительные меры5.
А.И. Стахов подразделяет административно-юрисдикционные меры на административно-предупредительные меры; административно-пресека-тельные меры; меры административно-процессуального обеспечения; меры административной ответственности и административно-восстановительные меры6.
Профессор Д.Н. Бахрах считает, что меры административного принуждения по целевому назначению можно разделить на три группы: административно-предупредительные меры, меры административного пресечения и меры админи-
стративной ответственности7. Этой же точки зрения придерживается и белорусский административист И.И. Мах8.
С точки зрения обеспечения экономической безопасности государства, под которой мы понимаем состояние защищенности экономической системы государства (союза государств), обладающее внутренним правовым механизмом поддержания устойчивого и сбалансированного развития экономики, воспроизводства ее основных параметров, а также ориентированное не только на противостояние, но и на предупреждение возникновения как внутренних, так и внешних угроз наиболее приемлемой, является трехвидовая классификация административно-юрисдикционных методов. Имеются ввиду административно-предупредительные методы, методы административного пресечения и методы административной ответственности.
По нашему мнению, исходя из объекта и предмета исследования, к числу административно-предупредительных методов, направленных на обеспечение экономической безопасности государства, следует отнести:
V- проверку достоверности представленной информации в процессе регистрации субъекта хозяйствования;
проверку в процессе осуществления деятельности субъектом хозяйствования обязательных нормативов, установленных для его безопасного функционирования;
проверку наличия и результатов функционирования системы внутреннего контроля у субъекта хозяйствования; ф проведение финансового мониторинга9;
создание и обеспечение функционирования автоматизированной системы учета, обработки и анализа информации о финансовых операциях, подлежащих особому контролю10; проведение аудиторских проверок деятельности субъектов хозяйствования;
проведение досмотра и осуществление учета товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Республики Бе-ларусь11;
учет плательщиков (иных обязанных лиц), проверки, опросы плательщиков и других лиц, про-
верки данных учета и отчетности, анализ информации об использовании электронных денег в качестве оплаты за товары (работы, услуги), имущественные права, осмотр движимого и недвижимого имущества, помещений и территорий, где могут находиться объекты, подлежащие налогообложению или используемые для извлечения дохода (прибыли)12.
Ко второй группе административно-юрисдик-ционных методов обеспечения экономической безопасности государства относятся методы административного пресечения. «Суть их выражается в принудительном прекращении противоправных деяний, совершаемых как физическими, так и юридическими лицами, и предотвращение их вредных последствий»13. Основной целью пресечения является прекращение противоправных деяний и недопущение новых14. Одной из характерных особенностей административного пресечения является то, что оно применяется оперативно, вовремя, в период совершения правонарушения, покушения на его со-вершение15.
На наш взгляд, методы административного пресечения, направленные на обеспечение экономической безопасности государства, следует подразделить на две группы — меры, выражающиеся в принудительных действиях в отношении нарушителя и меры, заключающиеся в вынесении специальных правовых актов (предписаний).
К первой группе следует отнести такие меры административного пресечения как: V- выдвижение требования о подтверждении профессиональной пригодности руководителей субъектов хозяйствования16; отстранение от работы руководителя субъекта хозяйствования;
назначение временной администрации в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь;
передача субъекта хозяйствования во временное управление государственному органу. Ко второй группе относятся методы включающие в себя:
введение запретов на открытие обособленных подразделений юридических лиц (филиалов (отделений) и представительств) на определенный срок либо до устранения нарушений;
Ф изменение перечня операций, разрешенных к совершению в соответствии с ранее выданной лицензией;
ф приостановление действия лицензии на осуществление определенной деятельности, или на осуществление отдельных операций на срок, необходимый для устранения выявленных нарушений;
V отзыв лицензии на осуществление определенной деятельности;
V- приостановление финансирования либо кредитования. Так, в соответствии с п. 7.2. Постановления Совета Министров Республики Беларусь от 31 октября 2001 г. № 1585, Министерство финансов имеет право ограничивать и приостанавливать финансирование расходов за счет государственных средств в случаях несоблюдения их получателями законодательства, незаконного получения либо использования указанных средств не по целевому назначению, непредставления в установленные сроки бухгалтерской отчетности и иных сведений об использовании бюджетных средств, информации о движении бюджетных средств по их счетам, а также в случаях временных кассовых разрывов17;
приостановление операции плательщиков (иных обязанных лиц) по их счетам в банках. При этом приостановлением операций плательщика по счетам в банке является прекращение банком всех расходных операций по данному счету по решению налогового или таможенного органа. Следует отметить, что банк, в котором плательщику открыт счет, операции по которому приостановлены, не вправе открывать ему иные счета при наличии в решения о приостановлении операций по счетам или информации о приостановлении операций по счетам, полученной из автоматизированной информационной системы, используемой при взаимодействии регистрирующих органов с уполномоченными органами и организациями, в том числе налоговыми и таможенными органами, банками (АИС «Взаимодействие»). Также иные банки не вправе открывать плательщику счета при наличии у них полученной из АИС «Взаимодействие» информации о приостановле-
нии операций плательщика по счетам в других банках18.
Третьей группой административно-юрисдикци-онных методов (мер) является административная ответственность.
Любой вид юридической ответственности имеет три основания: а) нормативное (систему регулирующих ее правовых норм); б) фактическое (неправомерные деяния субъектов права); в) процессуальное (акты субъектов власти о применении санкций правовых норм к конкретным субъектам).
Наличие нормы, устанавливающей ответственность, и деяния, названного в этой норме, — это только нормативная и фактическая предпосылки юридической ответственности. Многие правонарушения не обнаруживаются, часто не находят виновных и т.д. Если по факту правонарушения на основе нормы права вынесен акт о привлечении лица к ответственности, то только после вступления его в силу наступает реальная ответственность19.
Административная ответственность, как и любой иной вид административного принуждения, выражается в государственном принудительном воздействии на лицо. Ее мера является разновидностью мер административного при-нуждения20. Административная ответственность выражается в применении административного взыскания к физическому лицу, совершившему административное правонарушение, а также к юридическому лицу, признанному виновным и подлежащему административной ответственности в соответствии с Кодексом об административный нарушениях21 .
Особенностью административной ответственности является то, что она применяется специально уполномоченными государственными органами с преобладанием органов государственного управления. К числу государственных органов, уполномоченных применять меры административной ответственности за нарушения в области обеспечения экономической безопасности Республики Беларусь, следует отнести такие как: органы Комитета государственного контроля Республики Беларусь; органы внутренних дел; таможенные органы; налоговые органы; департамент ценовой политики Министерства экономики Республики Беларусь; органы Министерства финансов Республики Бела-
русь и финансовые управления (отделы) местных исполнительных и распорядительных органов; органы Национального банка Республики Беларусь и департамент по ценным бумагам Министерства финансов Республики Беларусь.
Исходя их предмета нашего исследования, мы не ставим целью анализ составов административных правонарушений в области обеспечения экономической безопасности государства, а лишь ограничимся их перечислением. К таковым, на наш взгляд, относятся правонарушения, ответственность за которые установлена гл. 11 КоАП «Административные правонарушения в области финансов, рынка ценных бумаг и банковской деятельности», гл. 12 «Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности», гл. 13 «Административные правонарушения против порядка налогообложения», гл. 14 «Административные правонарушения против порядка таможенного регулирования (административные таможенные правонарушения) и др.
Подводя итог рассмотрению данного вопроса хотелось бы отметить, что под административно-юрисдикционными методами обеспечения экономической безопасности государства, на наш взгляд, следует понимать нормативно закрепленные приёмы и способы воздействия государства в лице уполномоченных органов на поведение физических лиц и организаций в целях охраны и защиты конституционных и иных законных интересов личности, общества и государства в экономической сфере от административных правонарушений. При этом перечень административных взысканий за правонарушения в сфере обеспечения экономической безопасности государства необходимо дополнить таким видом взыскания, как «лишение предоставленной государственной поддержки».
1 Договор о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве (Подписан в г. Москве 26 февраля 1999 г.) // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац.центр правовой ин-форм. Респ. Беларусь. Минск, 2014.
2 Сапожников А.И. Административно-правовой режим общественной безопасности: дисс. ... канд. юрид. наук: 12.00.14 / А.И. Сапожников. М., 2005. С. 101—102.
3 Большой юридический словарь / Под ред. А.Я. Сухарева,
B.Е. Крутских. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2002.
C. 16.
4 Сапожников А.И. Административно-правовой режим
общественной безопасности: дисс. ... канд. юрид. наук: 12.00.14 / А.И. Сапожников. М., 2005. С. 151.
5 Административное право. В 2 ч. Ч. 1. Управленческое право: учебник / А.Н. Крамник, О.И. Чуприс. Минск: Изд. центр БГУ, 2013. С. 18—19.
6 Стахов А.И. Административно-публичное обеспечение безопасности в Российской Федерации: монография / А.И. Стахов; науч. ред. Б.В. Россинский. М.: ЮНИТИ-ДА-НА: Закон и право, 2006. С. 145.
7 Административное право: учебник / Д.Н. Бахрах, Б.В. Россинский, Ю.Н. Старилов. 3-е изд., пересмотр. и доп. М. : Норма, 2008. С. 520.
8 Мах И.И. Административное право Республики Беларусь: курс лекций. Минск: Амалфея, 2008. С. 358.
9 Указ Президента Республики Беларусь от 14 сентября 2003 г. № 408 (ред. от 9 ноября 2010 г.) «Об образовании Департамента финансового мониторинга Комитета государственного контроля Республики Беларусь» // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац.центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2014.
10 Там же.
11 Договор о Таможенном кодексе таможенного союза (вместе с «Таможенным кодексом таможенного союза») (Подписан в г. Минске 27 ноября 2009 г.) (ред. от 16 апреля 2010 г.) // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац.центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2014.
12 Кодекс Республики Беларусь от 19 декабря 2002 г. № 166-З (ред. от 30 декабря 2011 г.) «Налоговый кодекс Республики Беларусь (Общая часть)» // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац.центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2014.
13 Административное право. В 2 ч. Ч. 1. Управленческое право: учебник / А.Н. Крамник, О.И. Чуприс. Минск: Изд. центр БГУ, 2013. С. 49.
14 Мах И.И. Административное право Республики Беларусь: курс лекций. Минск: Амалфея, 2008. С. 360.
15 Административное право. В 2 ч. Ч. 1. Управленческое право: учебник / А.Н. Крамник, О.И. Чуприс. Минск: Изд. центр БГУ, 2013. С. 52.
16 Кодекс Республики Беларусь от 25 октября 2000 г. № 441-З (ред. от 14 июня 2010 г.) «Банковский кодекс Республики Беларусь») // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац.центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2014.
17 Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31 октября 2001 г. № 1585 (ред. от 23 ноября 2011 г.) «Вопросы Министерства финансов Республики Беларусь» // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац.центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2014.
18 Кодекс Республики Беларусь от 19 декабря 2002 г. № 166-З (ред. от 30 декабря 2011 г.) «Налоговый кодекс Республики Беларусь (Общая часть)» // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац.центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2014.
19 Административное право: учебник / Д.Н. Бахрах, Б.В. Россинский, Ю.Н. Старилов. 3-е изд., пересмотр. и доп. М.: Норма, 2008. С. 539.
20 Административное право. В 2 ч. Ч. 1. Управленческое право: учебник / А.Н. Крамник, О.И. Чуприс. Минск: Изд. центр БГУ, 2013. С. 133.
21 Кодекс Республики Беларусь от 21 апреля 2003 г. № 194-З (ред. от 12 июля 2013 г.) «Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях» // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац.центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2014.