Научная статья на тему 'К вопросу о современном состоянии административно-правового механизма обеспечения экономической безопасности Республики Беларусь'

К вопросу о современном состоянии административно-правового механизма обеспечения экономической безопасности Республики Беларусь Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
148
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / КОНЦЕПЦИЯ / АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ МЕХАНИЗМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / ECONOMIC SECURITY / THE CONCEPT OF ADMINISTRATIVE AND LEGAL MECHANISM TO ENSURE ECONOMIC SECURITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Вишневский А.А.

Рассматриваются вопросы современного состояния административно-правового механизма обеспечения экономической безопасности Республики Беларусь.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To a question about the current state of administrative and legal mechanism to ensure the economic security the Republic of Belarus

The article discusses the current state of administrative and legal mechanism to ensure the economic security of the Republic of Belarus.

Текст научной работы на тему «К вопросу о современном состоянии административно-правового механизма обеспечения экономической безопасности Республики Беларусь»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

^^ Актуальные проблемы административного права ^^

К ВОПРОСУ О СОВРЕМЕННОМ СОСТОЯНИИ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО МЕХАНИЗМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

А.А. ВИШНЕВСКИЙ

кандидат юридических наук, доцент, докторант Московского университета МВД России Научная специальность: 12.00.14 — Административное право; административный процесс Научный консультант: доктор юридических наук, профессор ЗыряновС.М.

E-mail: Avish@tut.by

Аннотация. Рассматриваются вопросы современного состояния административно-правового механизма обеспечения экономической безопасности Республики Беларусь.

Ключевые слова: экономическая безопасность, концепция, административно-правовой механизм обеспечения экономической безопасности.

TO A QUESTION ABOUT THE CURRENT STATE OF ADMINISTRATIVE AND LEGAL MECHANISM TO ENSURE THE ECONOMIC SECURITY

THE REPUBLIC OF BELARUS

A.A. VISHNEVSKY

candidate ofjurisprudence, associate professor, doctoral candidate of the Ministry of Internal Affairs Moscow university of Russia

Annotation. The article discusses the current state of administrative and legal mechanism to ensure the economic security of the Republic of Belarus.

Key words: Economic security, the concept of administrative and legal mechanism to ensure economic security.

Исследуя вопрос современного состояния административно-правового механизма обеспечения экономической безопасности Республики Беларусь следует отметить, что началом его формирования было принятие Верховным Советом Республики Беларусь Постановления № 1249-XII от 15 ноября 1991 г. «Об образовании Совета безопасности Республики Беларусь»1.

Характерной особенностью первого этапа формирования обозначенного механизма было то, что тогда законодатель исходил их традиционного подхода, характерного для понимания обеспечения безопасности в СССР, т.е. основной упор делался на обороноспособность страны.

Второй этап формирования административно-правового механизма обеспечения экономической безопасности Беларуси связан с подписанием Президентом Республики Беларусь таких нормативных правовых актов как Указ от 5 августа 1994 г. № 24

«О создании Совета безопасности Республики Беларусь»2, Указ от 10 июля 2002 г. № 371 «О Межведомственной комиссии по безопасности в экономической сфере при Совете Безопасности Республики Беларусь»3 и принятие двух концепций национальной безопасности: Концепции 1995 г.4 и Концепции 2001 г.5.

Современное состояние административно-правового обеспечения экономической безопасности Республики Беларусь связано с принятием в 2010 г. третьей Концепции национальной безопасности Республики Беларусь6.

Концепция 2010 г. состоит из пяти разделов и имеет следующую структуру: основные положения; современный мир и национальные интересы Республики Беларусь; состояние и угрозы национальной безопасности; обеспечение национальной безопасности Республики Беларусь; заключительные положения.

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы административного права

Концепция обеспечения национальной безопасности строится на следующих принципах: законности, соблюдения конституционных прав и свобод человека; гуманизма и социальной справедливости; гласности; соблюдения баланса интересов личности, общества и государства, их взаимной ответственности; комплексного подхода к решению задач обеспечения национальной безопасности; единства и взаимосвязи видов и направлений обеспечения национальной безопасности; участия в системах международной и региональной коллективной безопасности; разграничения сфер ответственности и полномочий государственных органов в решении задач обеспечения национальной безопасности; приоритетности правовых, политических, экономических и информационных мер обеспечения национальной безопасности; оперативности, своевременности, превентивности и соразмерности мер по нейтрализации источников внутренних угроз и защиты от внешних угроз.

Следует отметить, что в данном документе был расширен и конкретизирован понятийный аппарат, в частности дано легальное определение видам безопасности (в том числе и экономической), определены стратегические национальные интересы как в целом, так и по отдельным сферам жизнедеятельности. Например, в экономической сфере основными национальными интересами являются экономический рост и повышение конкурентоспособности белорусской экономики на основе ее структурной перестройки, устойчивого инновационного развития, инвестиций в человеческий капитал, модернизации экономических отношений, снижения себестоимости, импортоемкости и материалоемкости производимой продукции; сохранение устойчивости национальной финансовой и денежно-кредитной систем; обеспечение недискриминационного доступа на мировые рынки товаров и услуг, сырьевых и энергетических ресурсов; достижение уровня энергетической безопасности, достаточного для нейтрализации внешней зависимости от поступления энергоносителей; поддержание гарантированного уровня продовольственной безопасности; трансфер современных технологий в экономику страны преимущественно за счет прямых иностранных инвестиций, доступность зарубежных кредитных ресурсов.

Угрозы национальной безопасности разделены на реальные и потенциальные, источники угроз на внутренние и внешние.

Впервые в концепции закреплены основные индикаторы состояния национальной безопасности государства.

В разд. IV реализован новый подход к построению системы обеспечения национальной безопасности. Определены сущность, субъекты, объекты, цель, основные задачи и принципы обеспечения национальной безопасности. В п. 64 документа определено, что в интересах обеспечения национальной безопасности создается комплексная система стратегического планирования, основой которых являются рассматриваемая концепция и программы социально-экономического развития Республики Беларусь.

Исходя из норм, закрепленных в п.64 Концепции, к административно-правовому обеспечению экономической безопасности Республики Беларусь следует также отнести такие нормативные правовые акты как: Кодекс Республики Беларусь от 29 июня 2006 г. № 139-3 (ред. от 13 декабря 2011 г.) «О судоустройстве и статусе судей»7; Закон Республики Беларусь от 21 февраля 1995 г. № 3602-ХП (ред. от 6 октября 2006 г.) «О Президенте Республики Беларусь»8; Закон Республики Беларусь от 3 декабря 1997 г. № 102-3 (ред. от 15 июля 2010 г.) «Об органах государственной безопасности Республики Беларусь»9; Закон Республики Беларусь от 3 января 2002 г. № 74-3 (ред. от 6 января 2009 г.) «Об утверждении Военной доктрины Республики Беларусь»10 (гл. 3 «Основы экономического обеспечения военной безопасности»); Закон Республики Беларусь от 8 мая 2007 г. № 220-3 (ред. от 13 декабря 2011 г.) «О прокуратуре Республики Беларусь»11; Закон Республики Беларусь от 17 июля 2007 г. № 263-З (ред. от 13 декабря 2011 г.) «Об органах внутренних дел Республики Беларусь»12; Закон Республики Беларусь от 8 июля 2008 г. № 370-З (ред. от 13 декабря 2011 г.) «О Национальном собрании Республики Беларусь»13; Закон Республики Беларусь от 23 июля 2008 г. № 424-З (ред. от 31 декабря 2009 г.) «О Совете Министров Республики Беларусь»14; Закон Республики Беларусь от 16 июля 2008 г. № 414-З (ред. от 13 декабря 2011 г.) «Об органах финансовых расследований Комитета государственного

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы административного права

контроля Республики Беларусь»15; Закон Республики Беларусь от 11 ноября 2008 г. № 454-З «Об органах пограничной службы Республики Бела-русь»16; Закон Республики Беларусь от 1 июля 2010 г. № 142-З (ред. от 18 июля 2011 г.) «О Комитете государственного контроля Республики Беларусь и его территориальных органах»17; Директива Президента Республики Беларусь от 14 июня 2007 г. № 3 «Экономия и бережливость — главные факторы экономической безопасности государства»18; Указ Президента Республики Беларусь от 10 июля 2002 г. № 371 (ред. от 1 августа 2011 г.) «О Межведомственной комиссии по безопасности в экономической сфере при Совете Безопасности Республики Беларусь»19; Указ Президента Республики Беларусь от 11 апреля 2011 г. № 136 «Об утверждении Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011—2015 годы»20 (гл. 12 «Экономическая безопасность страны»); Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 4 ноября 2006 г. № 1475 (ред. от 16 мая 2008 г.) «Об утверждении Основных направлений социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006—2015 годы»21 (гл. 13 «Обеспечение экономической безопасности»); Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 22 февраля 2007 г. № 226 (ред. от 16 декабря 2008 г.) «Об организации мониторинга важнейших показателей экономической безопасности Республики Беларусь»22; Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 18 февраля 2011 г. № 216 «Об утверждении Программы деятельности Правительства Республики Беларусь на 2011—2015 годы» (гл. 4 «Ключевые направления деятельности правительства Республики Беларусь в области реализации приоритетов программы социально-экономического развития на 2011—2015 годы»)23; Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 8 февраля 2011 г. № 157 «Об утверждении мероприятий по реализации Директивы Президента Республики Беларусь от 14 июня 2007 г. № 3 «Экономия и бережливость — главные факторы экономической безопасности государства» на 2011—2015 годы»24 и ряд других нормативных правовых актов.

Оценивая в целом положительно созданный административно-правовой механизм обеспечения экономической безопасности Республики Беларусь

в условиях единого экономического пространства, необходимо отметить следующее.

Такой основополагающий документ как Концепция национальной безопасности должен утверждаться Законом, а не Указом Президента, что повысит его статус в иерархии нормативных правовых актов Республики Беларусь.

Учитывая значение экономической сферы в обеспечении национальной безопасности государства, целесообразна подготовка и принятие отдельного самостоятельного правового акта (Закона), который бы регламентировал отношения в сфере обеспечения экономической безопасности государства. При создании Концепции обеспечения экономической безопасности государства следует основываться на объективной оценке реального состояния экономики и прогнозе ее развития на ближайшую перспективу. Для этого необходимо наличие политической воли, так как всегда ряд управленцев не заинтересованы в выявлении реального состояния экономики.

Учитывая тот факт, что главной задачей в сфере обеспечения экономической безопасности в 2011— 2015 гг. является осуществление мер, направленных на мониторинг состояния и угроз экономической безопасности, выявление причин выхода показателей экономической безопасности за пределы коридора, принятие своевременных упреждающих и противодействующих мер по ограничению эскалации негативных явлений и процессов в социально-экономической сфере страны, вызванных внешними и внутренними угрозами25, на наш взгляд, абсолютно необходимо для эффективного функционирования системы обеспечения экономической безопасности создать орган мониторинга экономической безопасности государства. Альтернативой названого органа может быть автоматизированная система государственного оперативного управления экономической безопасностью на основе модели социально-экономического развития Беларуси как основной части системы обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь26.

1 Постановление Верховного Совета Республики Беларусь от 15 ноября 1991 г. № 1249-ХП (ред. от 11 декабря 1991 г.). «Об образовании Совета безопасности Республики Беларусь» Беларусь // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац.центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2013.

2 Указ Президента Республики Беларусь от 5 августа 1994 г. № 24 «О создании Совета безопасности Республики

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы административного права

Беларусь» // Электрон. ресурс. Режим доступа: levonevski.net/pravo/norm2009/num43/d43295.html. Дата доступа: 23 апреля 2013 г.

3 Указ Президента Республики Беларусь от 10 июля 2002 г. № 371 (ред. от 1 августа 2011 г.) О Межведомственной комиссии по безопасности в экономической сфере при Совете Безопасности Республики Беларусь // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац.центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2013.

4 Концепция национальной безопасности Республики Беларусь / Утверждена Советом безопасности Республики Беларусь 27 марта 1995г. Минск: СБ Республики Беларусь, 1995. 43 с.

5 Указ Президента Республики Беларусь от 17 июля 2001 г. № 390 «Об утверждении Концепции национальной безопасности Республики Беларусь» // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац.центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2013.

6 Указ Президента Республики Беларусь от 9 ноября 2010 г. № 575 (ред. от 30 декабря 2011 г.) «Об утверждении Концепции национальной безопасности Республики Беларусь» // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац.центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2013.

7 Кодекс Республики Беларусь от 29 июня 2006 г. № 139-3 (ред. от 13 декабря 2011 г.) «Кодекс Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей» // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац.центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2013.

8 Закон Республики Беларусь от 21 февраля 1995 г. № 3602-XII (ред. от 6 октября 2006 г.) «О Президенте Республики Беларусь» // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац.центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2013.

9 Закон Республики Беларусь от 3 декабря 1997 г. № 102-3 (ред. от 15 июля 2010 г.) «Об органах государственной безопасности Республики Беларусь» // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац.центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2013.

10 Закон Республики Беларусь от 3 января 2002 г. № 74-3 (ред. от 6 января 2009 г.) «Об утверждении Военной доктрины Республики Беларусь» // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац.центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2013.

11 Закон Республики Беларусь от 8 мая 2007 г. № 220-3 (ред. от 13 декабря 2011 г.) «О прокуратуре Республики Беларусь» // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац.центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2013.

12 Закон Республики Беларусь от 17 июля 2007 г. № 263-З (ред. от 13 декабря 2011 г.) «Об органах внутренних дел Республики Беларусь» // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2013.

13 Закон Республики Беларусь от 8 июля 2008 г. № 370-З (ред. от 13 декабря 2011 г.) «О Национальном собрании Республики Беларусь» // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2013.

14 Закон Республики Беларусь от 23 июля 2008 г. № 424-З (ред. от 31 декабря 2009 г.) «О Совете Министров Республики Беларусь» // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац.центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2013.

15 Закон Республики Беларусь от 16 июля 2008 г. № 414-З (ред. от 13 декабря 2011 г.) «Об органах финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь» // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000

[Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац.центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2013.

16 Закон Республики Беларусь от 11 ноября 2008 г. № 454-З «Об органах пограничной службы Республики Беларусь» // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац.центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2013.

17 Закон Республики Беларусь от 1 июля 2010 г. № 142-З (ред. от 18 июля 2011 г.) «О Комитете государственного контроля Республики Беларусь и его территориальных органах» // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац.центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2013.

18 Директива Президента Республики Беларусь от 14 июня 2007 г. № 3 «Экономия и бережливость — главные факторы экономической безопасности государства» // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац.центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2013.

19 Указ Президента Республики Беларусь от 10 июля 2002 г. № 371(ред. от 1 августа 2011 г.) «О Межведомственной комиссии по безопасности в экономической сфере при Совете Безопасности Республики Беларусь» // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац.центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2013.

20 Указ Президента Республики Беларусь от 11 апреля 2011 г. № 136 «Об утверждении Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011— 2015 гг.» // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац.центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2013.

21 Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 4 ноября 2006 г. № 1475 (ред. от 16 мая 2008 г.) «Об утверждении Основных направлений социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006—2015 гг.» // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац.центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2013.

22 Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 22 февраля 2007 г. № 226 (ред. от 16 декабря 2008 г.) «Об организации мониторинга важнейших показателей экономической безопасности Республики Беларусь» // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац.центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2013.

23 Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 18 февраля 2011 г. № 216 «Об утверждении Программы деятельности Правительства Республики Беларусь на 2011—2015 гг.» // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац.центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2013.

24 Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 8 февраля 2011 г. № 157 «Об утверждении мероприятий по реализации Директивы Президента Республики Беларусь от 14 июня 2007 г. № 3 «Экономия и бережливость — главные факторы экономической безопасности государства» на 2011—2015 годы» // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2013.

25 Указ Президента Республики Беларусь от 11 апреля 2011 г. № 136 «Об утверждении Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011—2015 годы» // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац.центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2013.

26 Национальная безопасность Республики Беларусь. Современное состояние и перспективы / Мясникович М.В., Ни-китенко П.Г., Мн.: ИООО «Право и экономика». 2003. С. 180.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.