ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Актуальные проблемы административного права ^^
ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО МЕХАНИЗМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ГОСУДАРСТВА
А.А. ВИШНЕВСКИЙ
кандидат юридических наук, доцент, докторант Московского университета МВД России Научная специальность: 12.00.14 — Административное право; административный процесс Научный консультант: доктор юридических наук, профессор Зырянов С.М.
E-mail: Avish@tut.by
Аннотация. Рассматриваются вопросы построения теоретической модели административно-правового механизма обеспечения экономической безопасности современного государства на примере Республики Беларусь.
Ключевые слова: экономическая безопасность, модель, механизм обеспечения экономической безопасности.
PROBLEMS OF FORMATION OF THEORETICAL MODEL OF THE ADMINISTRATIVE LEGAL MECHANISM OF ENSURING ECONOMIC SAFETY OF THE MODERN STATE
A.A. VISHNEVSKI
doctoral candidate the Moscow university of theMinistry of internal Affairs ofRussia,the candidate ofjurisprudence, docent
Annotation. In article questions of creation of theoretical model of an administrative legal mechanism of ensuring economic safety of the modern state on the example of Republic of Belarus are considered. Key words: economic safety, model, mechanism of ensuring economic safety.
Изучение специальной научной литературы дает основание утверждать, что экономическая безопасность государства представляет собой сложную, комплексной экономико-правовую категорию, структура которой на сегодняшний день определена законодателем не достаточно точно и ясно. С точки зрения экономики одним из элементов понятия «экономическая безопасность» является механизм ее обеспечения1. Именно на этом элементе структуры экономической безопасности, на наш взгляд, и следует заострить внимание при построении теоретической модели административно-правового механизма обеспечения экономической безопасности Республики Беларусь.
Сегодня и в нормативных правовых актах и в научной литературе выделяются несколько видов безопасности. Предметом нашего исследования является административно-правовое обеспечение именно экономической безопасности государства.
При этом необходимо исследовать такие элементы как: понятие, сущность и содержание административно-правового механизма обеспечения экономической безопасности государства; субъекты и объекты обозначенного вида деятельности; особенности их функционирования. И это тем более важно, потому что сегодня некоторые исследователи проблем обеспечения экономической безопасности ставят знак равенства между обеспечением экономической безопасности и борьбой с экономической преступностью2. Ни сколько не умаляя негативного воздействия экономической преступности на экономическую безопасность государства, мы придерживаемся мнения тех ученых, которые утверждают, что даже при успешной борьбе с преступностью в сфере экономики, экономическая безопасность государства улучшится лишь относительно, так как останутся не ликвидированными причины и условия для возникновения преступлений обозначенной категории3.
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Актуальные проблемы административного права
Обеспечение экономической безопасности государства должно представлять специально разработанную и целенаправленно осуществляемую государственную политику воздействия на все составляющие экономических отношений, т.е. необходимо наличие правового механизма воздействия на экономические отношения.
Следует отметить, что сегодня отсутствует единое понятие «механизма», несмотря на его достаточно широкое применение в различных отраслях знаний — технике, экономике, биологии, праве и т.д.4.
Под механизмом (греч. mechane — орудие, машина) понимается устройство для передачи, преобразования движений, представляющее собой систему тел (звеньев), в которой движение одного или нескольких тел (ведущих) вызывает вполне определенные движения остальных тел системы5. В тоже время, с точки зрения этимологического и семантического анализа, под механизмом понимается внутреннее устройство, система чего-либо6; устройство, определяющее порядок какого-нибудь вида деятельности, процесса7.
Таким образом, мы можем констатировать, что под механизмом понимается не только совокупность каких-либо тел, соединенных между собой и приводимых в движение посредством воздействия друг на друга, но и как устройство, структура, архитектоника определенной совокупности элементов. Таким образом, понятие «механизм» может быть использован не только в значении «способ функционирования» или «система средств взаимодействия», но и как «устройство», «структура»8.
В теории государства и права, отраслевых юридических науках, в частности науке административного права, активно применяется такое понятие, как «механизм правового регулирования»9. При этом механизм правового регулирования рассматривается как система взаимообусловленных и взаимосвязанных юридических средств, способов, посредством которых осуществляется правовое регулирование общественных отношений10. Как подчеркивает известный теоретик права А.Ф. Чер-данцев, механизм правового регулирования — это определенная идеальная модель, созданная в результате упрощения, огрубления процесса регулирования. Цель этой модели — с определенной
степенью наглядности представить в единстве и взаимодействии все правовые средства. Элементы (блоки) механизма правового регулирования можно «привязать» к соответствующим стадиям («этапам») процесса регулирования11.
В тоже время, некоторые ученые считают, что целесообразнее использовать, взамен понятия «механизм правового регулирования», или «механизм административно-правового регулирования», термин «система административно-правового регулирования». Данное утверждение обосновывается тем, что система административно-правового регулирования позволяет в комплексе увидеть материю административного права; она дает возможность понять логику административно-правового воздействия на общественные отношения, выделить главные элементы организационно-правового воздействия и регулирования этих отношений12.
Анализируя этимологию терминов «механизм» и «система» хотелось бы отметить, что, на наш взгляд, более корректным будет применение термина «механизм правового регулирования», так как понятия «механизм» и «система» соотносятся как общее и частное.
Механизм правового регулирования общественных отношений стал объектом пристального внимания исследователей в середине 60-х годов прошлого столетия. Идею механизма воздействия права на общественную жизнь выдвинул Н.Г. Александров13. Однако, наиболее значимой для разработки этой проблемы стала монография С.С. Алексеева «Механизм правового регулирования в социалистическом государстве», в которой подчеркивалось, что категория «механизм правового регулирования» выработана в теории для отображения момента движения, функционирования правовой формы14. Этой же проблеме позже посвятили свои работы А.В. Маль-ко, О.С. Родионов, Н.И. Матузов, Н.В. Сильченко и другие ученые15.
Структура механизма правового регулирования (МПР) тесно взаимосвязана со стадиями правового регулирования: правовая регламентация общественных отношений (издание нормативных правовых актов), возникновение субъективных прав и обязанностей у участников общественных отношений, реализация субъективных прав и обязанностей (в правоотношениях и вне их)16.
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Актуальные проблемы административного права
По мнению большинства теоретиков права, к элементам МПР относятся правовые нормы, юридические факты, субъективные права и обязанности, различные формы реализации права, меры правового воздействия на субъектов права, правосознание, режим законности. Элементы (блоки) механизма правового регулирования можно «привязать» к соответствующим стадиям процесса регулирования.
Экстраполируя основные общеправовые подходы к правовому регулированию и его механизму, теоретическую модель административно-правового регулирования обеспечения экономической безопасности государства в условиях формирования единого экономического пространства можно представить в следующем изложении.
Административно-правовое регулирование представляет собой механизм оперативно-нормативного упорядочения организации и деятельности субъектов и объектов управления и формирования устойчивого правового порядка их функционирова-
17
ния.
Каждый элемент механизма административно-правового регулирования выполняет свою специфическую роль в регулировании поведения людей и возникших на его основе общественных отношений. Следовательно, эти элементы механизма одновременно выступают в качестве юридических средств административно-правового регулирования.
Рассматривая основные элементы механизма правового регулирования обеспечения экономической безопасности государства следует учитывать, что он включает нормы различных отраслей права, в частности конституционного и административного.
Первую группу составляют конституционные нормы. В ст. 23 Конституции Республики Беларусь18 указывается, что ограничение прав и свобод личности допускается только в случаях, предусмотренных законом в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц.
Вторая группа содержит нормы законодательства, непосредственно закрепляющие правовые основы обеспечения экономической безопасности государства. В частности, к ним относятся такие нормативные правовые акты как: Указ Президента
Республики Беларусь от 9 ноября 2010 г. № 575 «Об утверждении Концепции национальной безопасности Республики Беларусь»19. В данном документе закрепляется совокупность официальных взглядов на сущность и содержание деятельности государства по обеспечению безопасности интересов личности, общества, государства и их защите от внутренних и внешних угроз; Закон Республики Беларусь от 3 января 2002 г. № 74-З «Об утверждении Военной доктрины Республики Беларусь»20 (гл. 3 «Основы экономического обеспечения военной безопасности»); Директива Президента Республики Беларусь от 14 июня 2007 г. № 3 «Экономия и бережливость — главные факторы экономической безопасности государства»21; Указ Президента Республики Беларусь от 10 июля 2002 г. № 371 «О Межведомственной комиссии по безопасности в экономической сфере при Совете Безопасности Республики Беларусь»22 и другие нормативные правовые акты, регламентирующие отношения в обозначенной сфере.
Третья группа правовых норм включает те, которые содержатся в актах Правительства и центральных органов государственного управления: постановлениях Совета Министров Республики Беларусь, актах министерств и иных республиканских органов государственного управления. К ним относятся: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 4 ноября 2006 г. № 1475 «Об утверждении Основных направлений социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006—2015 годы»23 (гл. 13 «Обеспечение экономической безопасности»); Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 22 февраля 2007 г. № 226 «Об организации мониторинга важнейших показателей экономической безопасности Республики Беларусь»24; Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 18 февраля 2011 г. № 216 «Об утверждении Программы деятельности Правительства Республики Беларусь на 2011— 2015 годы» (гл. 4 «Ключевые направления деятельности правительства Республики Беларусь в области реализации приоритетов программы социально-экономического развития на 2011—2015 годы»)25 и иные нормативные правовые акты.
Четвертая группа содержится в актах, принимаемых местными органами власти. Например, Решение Минского областного Совета депутатов от
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Актуальные проблемы административного права
10 июня 2011 г. № 90 «Об утверждении Программы социально-экономического развития Минской области на 2011—2015 годы»26 и ряд других нормативных правовых актов.
При этом следует отметить, что законодательство, регулирующее отношения в области обеспечения экономической безопасности государства, в настоящее время хотя и является в значительной мере разработанным, однако, отдельные его положения требуют дальнейшего совершенствования с учетом изменений, происходящих в обществе. Тем более, что анализ национальных законодательств стран СНГ дает основание утверждать, что в них, в отличие от Беларуси, вопросы обеспечения безопасности нашли свое законодательное закрепление. Такие законы приняты в Российской Федерации (Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности»)27, Республике Казахстан (Закон Республики Казахстан от 6 января 2012 г. № 527-ГУ «О национальной безопасности Республики Казах-стан»)28; Украине (Закон Украины от 19 июня 2003 г. № 964-^ «Об основах национальной безопасности Украины»)29 и ряде других государств СНГ. Сегодня в Беларуси отсутствует закон, регулирующий правовые отношения в области обеспечения безопасности. Данные вопросы до сих пор регулируются Указами Президента Беларуси.
Вторым элементом механизма правового регулирования являются юридические факты, без которых невозможно преобразование статутных правовых положений в субъективные права и обязанности. Совершенно объективна позиция Ю.М. Козлова в том, что административные правоотношения являются результатом регулирующего воздействия норм административного права на общественные отношения, поэтому могут быть определены как урегулированные нормами административного права общественные отношения30. Также административные правоотношения могут пониматься как урегулированные административно-правовыми нормами управленческие общественные отношения, в которых стороны выступают как носители взаимных прав и обязанностей, установленных и гарантированных административно-правовыми нормами31. Когда же речь заходит о структуре административно-правового отношения то, как в монографических изданиях, так и в учебной литературе, как правило,
указываются следующие элементы: субъекты, объекты и содержание правоотношения32. При этом, в качестве содержания правоотношения называются субъективные права и обязанности его участников. В этом случае реальное поведение сторон выносится за рамки правоотношения. Другие ученые предлагают различать юридическое и фактическое содержание правоотношений. Под первым они понимают возможность определенных действий управомоченного и необходимость определенных действий обязанного лица, т.е. субъективные права и обязанности, под вторым — сами эти действия, посредством которых реализуются субъективные права и обязанности сторон.
В результате приведенной конструкции у правоотношения обнаруживается сразу два содержания, но не предполагается наличие формы. И это при том, что содержание невозможно вне формы, как и форма невозможна без содержания. Поэтому анализ теории правоотношения, структурных элементов последнего позволяет прийти к выводу, что при определении его содержания следует руководствоваться не формальными, а реальными критериями.
Таким образом, структура правоотношений является в настоящее время дискуссионной проблемой не только в теоретическом аспекте, но и в отраслевых юридических науках. Как правило, исследователи отраслевых проблем права в структуру правоотношений включают субъекты правоотношений, объекты правоотношений и содержание правоотношений, которое образует субъективные права и юридические обязанности сторон. На наш взгляд, следует согласиться с той точкой зрения, согласно которой в структуру правоотношений, в том числе и административно-правовых, наряду с субъектом и объектом необходимо включать юридическою форму, выраженную в субъективных правах и обязанностях и содержание, которое составляет фактическое реальное поведение субъектов правоотношений. Полагаем, что вторая точка зрения предпочтительнее, поскольку в первой при наличии содержания не предполагается форма, а ведь содержание вне формы невозможно, как и форма невозможна без содержания.
Административные правоотношения обладают рядом специфических особенностей, отличающих их от правоотношений иных видов. Наличие этих
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Актуальные проблемы административного права
особенностей обусловлено, прежде всего, двумя основными факторами — спецификой сферы общественных отношений, в которой эти правовые отношения возникают и развиваются, и характером административно-правовых норм33.
Исследуя теоретическую модель административно-правового механизма обеспечения экономической безопасности государства, на наш взгляд, целесообразно выделить следующие правоотношения, возникающие в данной сфере.
Во-первых, это правовые отношения, складывающиеся в определении направленности и содержании правотворческой деятельности в области обеспечения экономической безопасности во всех сферах государственного управления так или иначе в этом задействованных.
Во-вторых, это правовые отношения, возникающие во внутренней и внешней политике государства и служащие основаниями для принятия решений высшими должностными лицами государства по обеспечению экономической безопасности в интересах личности, общества и государства.
В-третьих, это правовые отношения, возникающие и реализующиеся через систему функций государства, через политическую, правовую, нравственную и иную регуляцию различных сторон его деятельности; определяющие предназначение и особенности правового положения государственных органов, реализующих национальные экономические интересы или участвующих в их реализации; детерминирующие систему мер по их соблюдению, охране и защите, которая включает в том числе и меры государственного принуждения34.
Третьим элементом административно-правового механизма обеспечения экономической безопасности государства является реализация субъективных прав и обязанностей участниками правоотношений. Профессор Л.М. Рябцев под реализацией административно-правовых норм понимает практическое использование содержащихся в них правил поведения в интересах регулирования управленческих отношений35. Профессор Ю.Н. Старилов определяет реализацию административно-правовых норм как практическое проведение в жизнь содержащихся в них правовых предписаний и обеспечение должного поведения участников управленческих отношений36.
К формам реализации административно-правовых норм относятся: исполнение — точное следование участников управленческих отношений тем юридическим предписаниям, обязательным правилам поведения, запретам и ограничениям на те или иные действия, которые сдержатся в административно-правовых нормах; соблюдение — воздержание субъекта от совершения запрещенных действий; от исполнения оно отличается пассивным поведением субъекта управленческой деятель-ности37; использование — применение органом исполнительной власти, местной администрацией (должностными лицами) того или иного варианта исполнительной деятельности при наличии в административно-правовой норме альтернативы в принятии решений; применение — издание полномочным органом управления (должностным лицом) либо нормативных актов, предусматривающих механизм реализации соответствующего правового предписания, либо индивидуальных актов, определяющих применение административно-правовой нормы к конкретной практической ситуации.
Четвертым элементом механизма правового регулирования являются акты применения права.
Акты применения права представляют собой властные веления компетентных органов, которые обеспечивают возникновение правоотношений, проводят требования норм права в жизнь и т.д.38. Например, Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 22 февраля 2007 г. № 226 «Об организации мониторинга важнейших показателей экономической безопасности Республики Беларусь».
По мнению большинства теоретиков права, к элементам механизма правового регулирования относятся также правосознание и режим законности39.
Таким образом, на основании изложенного мы можем констатировать, что построение теоретической модели административно-правового механизма обеспечения экономической безопасности государства определяется рядом факторов.
Во-первых, классификация в теории экономической безопасности государств на большие и малые имеет не только теоретическое, но и сугубо практическое значение, так как позволяет сформировать оптимальную модель административно-правового
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Актуальные проблемы административного права
механизма обеспечения экономической безопасности конкретного государства.
Во-вторых, в структуре основных элементов понятия «экономическая безопасность» целесообразно выделять механизм обеспечения экономической безопасности государства, куда следует отнести специальные силы, средства, технологии, предназначенные для защиты национальных экономических интересов и оказания противодействия ее угрозам.
В третьих, проблема обеспечения экономической безопасности носит комплексный, многоаспектный характер. Одним из условий существования эффективной системы экономической безопасности личности, общества и государства является наличие эффективно действующего механизма правового регулирования данных отношений.
В четвертых, при построении теоретической модели административно-правового механизма обеспечения экономической безопасности государства подлежат исследованию такие элементы как: понятие, сущность и содержание; субъекты и объекты обозначенного вида деятельности; особенности их функционирования.
Таким образом, теоретическая модель административно-правового механизма обеспечения экономической безопасности государства может быть определена как система взаимообусловленных и взаимосвязанных юридических средств и способов, посредством которых осуществляется правовое регулирование общественных отношений в сфере обеспечения экономической безопасности государства. Данная модель состоит из ряда элементов, основными из которых являются: правовые нормы и юридические факты; субъективные права и обязанности участников правоотношений; непосредственные формы реализации права (соблюдение, исполнение, использование), особая форма реализации права (применение); акты применения, которые в сфере обеспечения экономической безопасности государства имеют свою специфику.
1 Моисеенко Е.Г. Экономическая безопасность государства (понятие, содержание, структура, система): Монография. Минск: ИНБ Республики Беларусь, 2001. С. 26—27.
2 Пузиков В.В. Экономическая безопасность и экономическая преступность / В.В. Пузиков, А.И. Громович. Минск: Армита-Маркетинг, Менеджмент. 2001. С. 4; Барышев С.Л. Криминализация экономики — одна из основных угроз эко-
номической безопасности России // Российское общество, государство и органы внутренних дел. Труды Академии управления МВД России. М.2002. С. 90; Белов О.С. Проблемы организации правоохранительной деятельности в сфере экономической безопасности. Лекция. М.: Академия управления МВД России, 2003. С. 4; Економiчна безпека: навч. поиб. / O.G. Користш, О.1. Барановський, Л.В. Герасименко та шш.; за ред. О.М. Джужг К.: Алерта; КНТ; Центр учбово! лггератури,.2010, С.207—208. и др.
3 Экономическая безопасность России: Общий курс: Учебник / Под ред. В.К. Сенчагова. 2-е изд. М.: Дело, 2005. С. 20.
4 Григорьев А.В. Механизм государства: основные концепции и подходы. Монография. Saarbrucken. 2012. С. 27—53.
5 Словарь иностранных слов. 16-е изд.. испр. М.: Рус. яз., 1988. С. 316.
6 Там же. С. 316.
7 Толковый словарь иноязычных слов. 2004.
8 Тропин С.А. Государственное управление в правоохранительной сфере в механизме обеспечения экономической безопасности России. Дисс. на соиск. уч. степени д.ю.н. 12 00 11. Рязань. 2004. С.129.
9 Лучков В.В. Юридическая ответственность в механизме правового регулирования: автереф. дисс. к.ю.н. 12 00 01. Казанский ун-т, Казань. 2004. 20 с.; Зиновенко В.В. Оценка правового механизма противодействия административным правонарушениям против безопасности дорожного движения в Республике Беларусь // Сацыяльна-эканамiчныя i пра-вавыя даследванш. 2012. № 4 (30). С. 128—141.
10 Вишневский А.Ф. Общая теория государства и права: учебник / А.Ф. Вишневский, Н.А. Горбаток, В.А. Кучинский: под общ. ред. В.А. Кучинского. Минск: Интегралполиграф, 2009. С. 461.
11 Черданцев А.Ф. Теория государства и права: Учебник для вузов. М.: Юрайт, 1999. С.350.
12 Административное право: учебник / Д.Н. Бахрах, Б.В. Россинский, Ю. Н. Старилов. 3-е изд., пересмотр. и доп. М. : Норма, 2008. С.101.
13 Александров Н.Г. Трудовое правоотношение. М., 1948; Александров Н.Г. Законность и правоотношение в советском обществе. М., Госюриздат, 1955. 176 с.
14 Алексеев С.С. Механизм правового регулирования в социалистическом государстве. М., 1966.
15 Малько А.В. Механизм правового регулирования // Правоведение. 1996. № 6; Малько А.В., Радионов О.С. Правовые режимы в российском законодательстве // Журнал российского права. 2001. № 9. С. 19—25; Сильченко Н.В. Границы деятельности законодателя // Советское государство и право. 1991. № 8.
16 Вишневский А.Ф. Общая теория государства и права:Учебник. 2-е изд. Под ред. А.В. Кучинского. М., из-во Деловой и учебной литетратуры. 2006. С. 647.
17 Тихомиров Ю.А. Курс административного права и процесса: Учеб. М.: Изд-во г-на С.Ю. Тихомирова, 1998. С. 379.
18 Конституция Республики Беларусь // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац.центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2013.
19 Указ Президента Республики Беларусь от 9 ноября 2010 г. № 575 (ред. от 30 декабря 2011 г.)» Об утверждении Концепции национальной безопасности Республики Беларусь» // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац.центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2013.
20 Закон Республики Беларусь от 3 января 2002 г. № 74-З (ред. от 6 января 2009 г.) «Об утверждении Военной доктрины Республики Беларусь» // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац.центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2013.
21 Директива Президента Республики Беларусь от 14.06.2007 № 3 «Экономия и бережливость — главные
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Актуальные проблемы административного права
факторы экономической безопасности государства» // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац.центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2013.
22 Указ Президента Республики Беларусь от 10 июля 2002 г. № 371(ред. от 1 августа 2011 г.) «О Межведомственной комиссии по безопасности в экономической сфере при Совете Безопасности Республики Беларусь» // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац.центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2013.
23 Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 4 ноября 2006 г. № 1475 (ред. от 16 мая 2008 г.) «Об утверждении Основных направлений социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006—2015 годы» // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац.центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2013.
24 Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 22.02.2007 № 226 (ред. от 16.12.2008) «Об организации мониторинга важнейших показателей экономической безопасности Республики Беларусь» // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац.центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2013.
25 Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 18 февраля 2011 г. № 216 «Об утверждении Программы деятельности Правительства Республики Беларусь на 2011—2015 годы» // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2013.
26 Решение Минского областного Совета депутатов от 10 июня 2011 г. № 90 «Об утверждении Программы социально-экономического развития Минской области на 2011— 2015 годы» // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2013.
27 Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности» // Консультант Плюс: Версия проф. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». Москва, 2013.
28 Закон Республики Казахстан от 6 января 2012 г. № 527-1У «О национальной безопасности Республики Казахстан» // Режим доступа: http://mod.gov.kz/mod-ru/index. php?option=com_content&view=article&id=263:-26-1998-233-i-&catid=39:2009-06-24-09-58-27. Дата доступа 11 апреля 2013 г..
29 Закон Украины от 19 июня 2003 г. № 964-гу «Об основах национальной безопасности Украины» // Режим доступа: http://base2.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=18045. Дата доступа 11 апреля 2013 г..
30 Козлов Ю.М. Административные правоотношения. М.: Юридическая литература, 1976. С. 59—60.
31 Административное право: учебник / Л.М. Рябцев [и др.]; под общ. ред. Л.М. Рябцева. Минск: Амалфея, 2011. С. 28.
32 Административное право: учебник / Д.Н. Бахрах, Б.В. Россинский, Ю.Н. Старилов. 3-е изд., пересмотр. и доп. М. : Норма, 2008. С. 110.
33 Шкляревский А.Н. Юридический журнал. № 2. 2006. С. 2.
34 Найденко В.Н., Редкоус В.М. Об административно-правовом содержании категории «национальные интересы» и «угрозы национальной безопасности» // Закон и право. 2011. № 8. С. 93.
35 Административное право: учебник / Л.М. Рябцев [и др.]; под общ. ред. Л.М. Рябцева. Минск: Амалфея, 2011. С. 27.
36 Административное право: учебник / Д.Н. Бахрах, Б.В. Россинский, Ю.Н. Старилов. 3-е изд., пересмотр. и доп. М. : Норма, 2008. С.108.
37 Там же. С. 108—109.
38 Абдулаев М.И., Комаров С.А. Проблемы теории государства и права / Учебник. СПб.: Питер, 2003. С. 503.
39 См.: ВишневскийА.Ф. Общая теория государства и права: учебник / А.Ф. Вишневский, Н.А. Горбаток, В.А. Кучинский; под обш. ред. В.А. Кучинского. Минск: Интегралполиграф, 2009. С. 462—463; Теория государства и права. Учебник для юридических вузов и факультетов. Под ред. В.М. Корель-ского и В.Д. Перевалова. М.: Издательская группа ИНФРА М — НОРМА, 1997. С. 270—271; Черданцев А.Ф. Теория государства и права: Учебник для вузов. М.: Юрайт, 1999. С. 350—351. и др.
Юриспруденция
для бакалавров
ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Прокурорский надзор Российской Федерации. Учебник. Гриф УМц «Профессиональный учебник». Гриф НИИ образования и науки. (Серия «Юриспруденция для бакалавров»). Под ред. А.В. Ендольцевой, О.В. Химичевой. Изд-во ЮНИТИ, 2013. 319 с.
В учебнике при рассмотрении прокуратуры использован функциональный подход: установлен исчерпывающий перечень функций прокуратуры, определено содержание каждой из них.
Учтены изменения в законодательстве, а также решения Конституционного Суда РФ и иных органов судебной власти по состоянию на 1 января 2013 г.
Учебник предназначен для студентов (курсантов, слушателей) высших учебных заведений, осуществляющих подготовку юристов (квалификация «бакалавр»), а также для преподавателей, аспирантов (адъюнктов), практических работников правоохранительных органов и всех интересующихся организацией и функционированием правоохранительных и правоприменительных органов.