Научная статья на тему 'Обеспечение экономической безопасности — важнейший приоритет политики государства'

Обеспечение экономической безопасности — важнейший приоритет политики государства Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1663
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВО / STATE / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / NATIONAL SECURITY / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ECONOMIC SAFETY / КОНЦЕПЦИЯ / CONCEPT / СТРАТЕГИЯ / STRATEGY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Вишневский А. А.

В статье рассматриваются вопросы соотношения понятий национальная и экономическая безопасность. Определяется роль экономической безопасности в осуществлении функций государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ensuring economic safety — the most important priority of policy of the state

In article questions of a ratio of concepts national and economic security are considered. The role of economic safety in implementation of functions of the state is defined.

Текст научной работы на тему «Обеспечение экономической безопасности — важнейший приоритет политики государства»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы административного права

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ — ВАЖНЕЙШИЙ ПРИОРИТЕТ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА

А.А. Вишневский,

кандидат юридических наук, доцент, докторант Московского университета МВД России Научная специальность: 12.00.14 — административное право;

административный процесс Научный консультант: доктор юридических наук, профессор Зырянов С.М. E-mail: Avish@tut.by

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы соотношения понятий национальная и экономическая безопасность. Определяется роль экономической безопасности в осуществлении функций государства.

Ключевые слова. Государство, национальная безопасность, экономическая безопасность, концепция, стратегия

ENSURING ECONOMIC SAFETY — THE MOST IMPORTANT PRIORITY OF POLICY OF THE STATE

A.A. Vishnevski,

doctoral candidate the Moscow university of theMinistry of internal Affairs ofRussia,the candidate of jurisprudence, docent

Annotation. In article questions of a ratio of concepts national and economic security are considered. The role of economic safety in implementation of functions of the state is defined. Keywords. State, national security, economic safety, concept, strategy

В третьем тысячелетии понятие «национальная безопасность» прочно вошло в жизнь современного общества во многих странах мира. Если в недавнем прошлом смысл этого понятия сводился к обороне страны от военных угроз, то развитие системы интересов государства привело к усложнению проблемы. Всё более отчётливо стала проявляться потребность в разработке стратегии национальной безопасности, которая включает в себя политическую, экономическую, военную, экологическую, информационную, гуманитарную и другие виды безопасности.

Следует отметить, что на безопасность как важнейшую жизненную потребность человека, общества и государства мыслители обращали внимание в различные исторические эпохи. Особое место проблеме безопасности жизнедеятельности человека, собственности, мирного существования уделяется в теории общественного договора, разработанной классиками буржуазной политико-правовой мысли

Г. Гроцием, Т. Гоббсом, Дж. Локком, Ж.Ж. Руссо, доктором права, профессором Виленского университета А. Олизаровским и др. в XVП-XVШ веках.1

На рубеже XX-XXI веков в системе приоритетов политики любого государства интересы безопасности занимают ведущее место, что находит отражение в Основном Законе практически каждого государства2. В предисловии к Стратегии национальной безопасности США (1994) указывается, что «защита национальной безопасности — народа, территории и образа жизни — является главной задачей, конституционной обязанностью администрации Президента»3.

В строго научном, политико-правовом смысле термин «национальная безопасность» стал широко распространяется в политической, в том числе юридической науке, а также практике международных отношений сразу же после окончания второй мировой войны.

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы административного права

С принятием в 1947 году конгрессом США первого в мире закона «О национальной безопасности» этот термин приобрёл не только общегосударственное, но и международно-правовое значение. Впоследствии 35-й Президент США Джон Фицджеральд Кеннеди заявил, что «в политике Соединённых штатов нет отдельно взятой политики ни в обороне, ни в дипломатии — все они сведены в единую политику национальной безопасности».4

Наибольший вклад в теоретическую разработку понятия «национальная безопасность» внёс патриарх американской политологии, основоположник школы «политического реализма» профессор Чикагского университета Ганс Моргентау. Он предложил исследовать проблему жизнедеятельности государства сквозь призму его национальных интересов, что позволило соединить национальную безопасность с политикой государства в самом широком смысле этого слова.5

Что же касается понятия «экономическая безопасность», то оно также впервые появилось в США в период «великой депрессии» 30-х годов прошлого столетия. В «новом курсе» экономической политики 32-го президента Франклина Делано Рузвельта упор был сделан на «экономическую безопасность индивидуума как основу обеспечения экономической безопасности государства и общества в целом».6 Не случайно, в работе «Великая шахматная доска» З.Бжезинский в главе «Гегемония нового типа» делает следующий вывод: безопасность США зависит не только от военной мощи, но и от могущества в экономической, технологической, культурной и других областях7.

В новом варианте «Стратегии национальной безопасности США» - так называемой «стратегии Буша», содержится обширная глава «Открытие новой эры мирового экономического роста посредством свободных рынков и свободной торговли», в которой чётко определены экономические интересы США. В этой главе подчёркивается, что «свободные рынки и свободная торговля являются ключевыми приоритетами американской стратегии национальной безопасности»8.

Обозначенные установки Стратегии национальной безопасности США дают возможность усмотреть экономические корни всех политических и военных ходов. Отсюда понятно, почему практически во всех докладах президентов США о стратегии национальной безопасности постоянно употребляется формула: «Национальная безопасность и экономическая мощь не отделимы друг от друга».9 «Наша стратегия признаёт простую истину: мы должны господствовать, если мы хотим быть в безопасности у себя дома. Но мы не можем обеспечить себе мировое лидерство, если будем слабыми у себя дома. Национальная безопасность и экономическая мощь не разделимы. Динамично развивающаяся экономика обеспечивает достижение поставленных во всех

сферах безопасности задач».10

Вслед за США разработку стратегии своей национальной безопасности начали осуществлять страны Западной Европы и Япония. В перспективе проблема безопасности (с акцентом на её экономическую составляющую) стала предметом широкого обсуждения как на внутри государственном и международном уровнях, так и среди ученых, а также среди неправительственных организаций.

Однако вопреки общемировой тенденции, в СССР длительное время не спешили разделять новые взгляды на безопасность страны. В системе безопасности СССР центральное место продолжали занимать системы оборонной и государственной безопасности.

Впервые упоминание об экономической составляющей в системе безопасности страны и вообще такое понятие как «экономическая безопасность» прозвучало в 1986 году на XXVII съезде КПСС, но суть экономической безопасности была рассмотрена всё в том же контексте — в рамках создания всеобъемлющей системы международной безопас-ности11.

С распадом СССР внимание к вопросам национальной и в том числе экономической безопасности стало более интенсивным. Для всех стал очевиден тот факт, что казалось незыблемый ранее социально-политический строй и достаточно мощная экономика страны была разрушена не военным, а мирным путём.

В ходе междисциплинарных исследований уже в 90-е годы ХХ века был выработан ряд положений и теоретических решений, которые легли в основу официальных концепций национальной безопасности Республики Беларусь и Российской Федерации, других нормативных правовых актов, регулировавших данную сферу общественных отношений. В основу этих решений был положен основной методологический подход: когда идёт речь о национальной безопасности страны, то следует иметь ввиду её способность противостоять негативным, разрушительным воздействиям, откуда бы они не исходили, направленным на ущемление интересов, состоящих, прежде всего, в стабильном функционировании и развитии общества в целом. Исходя из этого, под национальной безопасностью стали понимать состояние защищённости жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. В качестве методологического ориентира эти наработки, например, были взяты творческой группой при подготовке Концепции национальной безопасности Республики Беларусь, утверждённой Советом безопасности 27 марта 1995 года. И поэтому определение национальной безопасности было сформулировано как защищённость жизненно важных интересов личности, общества и государства во всех сферах их жизнедеятельности: политической, экономической, военной,

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы административного права

экологической, гуманитарной, информационной и т.д.12 Одновременно с этим учеными-правоведами безопасность трактуется как свойство, атрибут социальной системы, выражающейся в целостности, относительной самостоятельности и устойчивости, либо как надёжность существования любых предметов социальной природы, а также особый вид деятельности, системы мер, направленных на предот-

13

вращение опасности и т.д.13

Что же касается политологов, то среди них сформировалось мнение, что безопасность выступает как политическое явление, обслуживающее определённые социально-политические потребности и интересы, что, по нашему мнению, является сужением содержания безопасности, потому что последняя не ограничивается политическими процессами, а включает в себя вопросы экономики, экологии, нравственности, личной жизни и т.д.

Вышеизложенное свидетельствует о том, что процесс формирования концепций безопасности Беларуси и России не завершён, он продолжается, причём следует констатировать, что экстенсивный его этап закончился к 2000 году и сегодня идёт качественно новое осмысление того материала и опыта (в частности западноевропейского и североамериканского), который был некритически воспринят в Беларуси и России в последнем десятилетии ХХ века. Имеется ввиду то, что, несмотря на активное исследование данной проблемы, в последнем десятилетии XX века ни в Беларуси, ни в России нет разработок концепции обеспечения безопасности, авторы которых исходили бы из главной методологической позиции — в основу этих документов должны быть положены (учитываться) исторически сложившиеся особенности выживания государственно-организованного социума, свойственные восточноевропейскому геополитическому пространству, а не опирались только на опыт западной цивилизации. Нет, по сути, и разработок, которые бы содержали в качестве необходимого элемента систему критериев оценки эффективности деятельности государственных и негосударственных структур по её обеспечению.

К концу ХХ века в социальной в целом и правовой мысли в частности сложились вполне определённые представления об условиях создания эффективной системы национальной безопасности. В демократических социальных правовых государствах основными из них можно назвать следующие:

- конституционное закрепление и практическая реализация принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную при условии, что все эти власти уравновешивают и сдерживают друг друга;

- наличие специальных социальных институтов по обеспечению национальной безопасности, с дифференциацией их деятельности по обеспечению внутренней и внешней безопасности; взаимосогласован-

ность и чёткое распределение функций между ними;

- высокий уровень общественного и прежде всего правового сознания в сфере национальной безопасности, усиление нравственной регуляции;

- целенаправленная работа по формированию высокого морального состояния субъектов деятельности по обеспечению национальной безопасности и необходимое их материальное обеспечение;

- оптимальное сочетание интересов национальной безопасности каждого государства с интересами безопасности международного сообщества. В связи с чем возникает необходимость взаимодействия структур национальной безопасности с международными структурами безопасности — Таможенного союза, СНГ, ОБСЕ, ООН и др.;

- наличие эффективных форм общественного и государственного контроля и надзора за соответствием законам всех других нормативных актов, регулирующих общественные отношения, складывающиеся во всех сферах национальной безопасности, за реализацией действующего законодательства;

- установление в праве и последовательное обеспечение государством юридической ответственности за правонарушения в области национальной безопасности (неотвратимость наказания за совершенное противоправное деяние при соблюдении принципа взаимной ответственности государства и личности).

В научной литературе и прежде всего в юридической называют и ряд других критериев создания эффективной системы национальной безопасности: тесное взаимодействие личности, общества и государства; создание антимонопольных механизмов, препятствующих сосредоточению властных полномочий в каком-либо одном звене или институте; верховенство и прямое действие конституционного закона; соответствие внутреннего законодательства общепризнанным нормам и принципам международного права и др. Эти критерии в той или иной мере конкретизируют или дополняют приведенные выше.14

Несмотря на то, что под национальной безопасностью понимается совокупность безопасности личности, общества и государства, в теории безопасности, в имеющихся в Беларуси и в России концепциях национальной безопасности к видам безопасности чаще всего относят не перечисленную триаду, а совсем иные категории, которые будет точнее обозначить как сферы безопасности или направления обеспечения безопасности.

Так, в Концепции национальной безопасности Республики Беларусь зафиксированы следующие виды национальной безопасности: политическая, экономическая, военная, экологическая, информационная, гуманитарная и т.д.

Отсюда следует, что виды безопасности на практике определяются разработчиками, исходя из сфер деятельности человека, общества и государства. В

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы административного права

этой связи у нас есть основания подвергнуть критике тех авторов, которые исходя из избранного ими подхода в методологии безопасности, к видам безопасности относят личность, общество и государство. Полагаем, что в данном случае речь должна идти не о видах, а об объектах безопасности. Имеются ввиду права и свободы личности, материальные и духовные ценности общества, конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность государства.

Основным же субъектом обеспечения безопасности является государство, осуществляющее функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной властей. Безопасность достигается проведением единой государственной политики в области её обеспечения, системой мер экономического, политического, организационного и иного характера, адекватных угрозам жизненно важным интересам личности, общества и государства.

Для создания и поддержания необходимого уровня защищённости объектов безопасности в Республике Беларусь разрабатывается система правовых норм, регулирующих отношения в сфере безопасности, определены основные направления деятельности органов государственной власти и управления в данной области, сформированы органы обеспечения безопасности и механизмы контроля и надзора за их деятельностью.

Среди основных видов безопасности (политической, военной, социальной, демографической, научно-технологической и др.) особое место занимает экономическая безопасность. Не случайно различные аспекты экономической безопасности становятся предметом исследования не только правоведов, экономистов, но и учёных многих смежных отраслей знаний.

Анализ научной литературы даёт основание утверждать, что до настоящего времени, не существует общепринятого понятия экономической безопасности, хотя она, несомненно, является материальной основой как национальной безопасности в целом, так и всех её составляющих. Без обеспечения экономической безопасности невозможно решить ни одну из задач, стоящих перед страной, как во внутригосударственном, так и в международном плане.

В последние десятилетия существования СССР, годы глобального военно-стратегического противостояния «двух систем» экономическая безопасность в прямом смысле понималась как обеспечение жизнеспособности экономики страны в условиях военных действий различных масштабов. Применительно к мирному периоду развития понимание экономической безопасности определялось как обеспечение выживаемости страны в случае стихийных бедствий или экономических катастроф или «как обеспечение живучести национальных экономик в условиях мировых экономических кризисов».15 Более широкий смысл понятие экономической без-

опасности приобрело, получив такие признаки, как обеспечение конкурентоспособности национальной экономики или ее ведущих отраслей на мировой арене. Финансовый кризис начала XXI века, вызвавший необходимость глубоких структурных преобразований в экономиках развитых стран мира укрепил точку зрения тех ученых, которые полагают, что именно конкурентоспособность является наиболее объективным критерием жизнеспособности рыночной экономики в условиях мирного развития.

В Концепции национальной безопасности Республики Беларусь экономическая безопасность определяется как «состояние экономики, при котором гарантированно обеспечивается защищенность национальных интересов Республики Беларусь от внутренних и внешних угроз» 16.

Относительно стран СНГ данное понятие используется в следующем варианте: «безопасность экономическая — состояние защищенности экономической системы государства, обеспечивающее достаточный уровень социального, политического и оборонного существования, прогрессивного развития государства (объединения государств), неуязвимость его (их общих) экономических интересов по отношению к возможным внешним и внутренним угрозам»17.

В научном арсенале имеются попытки и более развернутого определения понятия экономической безопасности. В. Сенчагов определяет экономическую безопасность как такое состояние экономики и институтов власти, при котором обеспечивается гарантированная защита национальных интересов, социально направленное развитие страны в целом, достаточный оборонный потенциал даже при наиболее неблагоприятных условиях развития внутренних и внешних процессов.18

В. Ващекин, М. Дзлиев и А. Урсул, основываясь на определении, данном в государственной стратегии экономической безопасности России, рассматривают спектр приоритетов и определяют экономическую безопасность как «такое состояние экономики, при котором она способна обеспечить:

- эффективное удовлетворение общественных потребностей при условии поддержания на достаточном уровне социально-политической и военной стабильности государства;

- технико-экономическую и технологическую независимость, а также неуязвимость страны от внешних и внутренних угроз и влияний;

- защиту экономических интересов России на внутреннем и внешнем рынках вне зависимости от изменения тактических целей государства и соответствующей им трансформации внутренних и

19

внешних угроз и влияний».19

Белорусский исследователь В.В. Пузиков полагает, что экономическая безопасность — это состояние системы экономических отношений между субъектами хозяйствования (производителями и потребите-

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы административного права

лями), индивидами, государственными институтами как в рамках национальной экономики, так и в сфере внешнеэкономической деятельности, обеспечивающее возможность полной реализации и защищенность жизненно важных экономических интересов от внешних и внутренних угроз через достижение сбалансированности интересов каждого из участников отношений в оптимальном соотношении с интересами других субъектов хозяйствования.20

В.Г. Гавриленко определяет экономическую безопасность как «состояние экономики, обеспечивающее достаточный уровень социального, политического, финансового, оборонного существования и прогрессивного развития Республики Беларусь, неуязвимость и независимость ее экономических

интересов по отношению к возможным внешним и

21

внутренним угрозам и воздействиям».21

В современном научном арсенале имеются и иные определения экономической безопасности. В монографических исследованиях, особенно экономической направленности, встречаются и другие, не совпадающие с выше приведенными и даже противоположные определения понятия «экономическая безопасность»22.

Не вдаваясь в более подробный анализ различных точек зрения на понятие «экономическая безопасность» на наш взгляд неоспоримо одно -отсутствие общепринятых методологических подходов к определению понятия «экономическая безопасность» на практике приводит к затруднениям и противоречиям в подходах властных структур при формировании системы органов, организаций и учреждений, обеспечивающих экономическую безопасность, правовом разграничении компетенции между ними.

Рассматривая экономическую безопасность через призму современных классификационных моделей функций государства, следует учитывать то, что она включает в себя характеристику внутренних и внешних угроз как совокупности условий и факторов, создающих опасность жизненно важным экономическим интересам личности, общества и государства. Практическая же реализация государственной стратегии в области экономической безопасности в условиях глобализации экономик должна осуществляться через систему конкретных мер на основе рыночных показателей (макроэкономических, демографических, внешнеэкономических, технологических, экологических и др.).

В контексте сказанного следует отметить, что глобализация представляет собой многогранный процесс, охватывающий различные стороны жизни общества. По своей сути, это процесс усиления взаимозависимости стран и народов.

На протяжении ряда лет среди учёных и практиков преобладало мнение, что рынок — сфера, свободная от вмешательства государства. На наш взгляд, подобные высказывания далеки от действи-

тельности. На всех этапах исторического развития общества государство в той либо иной мере оказывало влияние на рынок. И это подтверждается опытом таких развитых стран, как Великобритания, Канада, Франция и др. Государственное воздействие на рыночные отношения выражается в правовом установлении контроля за деятельностью их участников — физических и юридических лиц.

Поэтому, говоря о роли государства в условиях перехода общества к рыночным отношениям, важно определить пределы государственно-правового вмешательства в экономику.23 Это объясняется тем, что угроза существованию общества и государства может возникать в результате действия как внешних, так и внутренних фактов, включая неспособность органов власти обеспечить внутреннюю стабильность, в том числе в области обеспечения экономической безопасности.

Таким образом, полагаем, что экономическая безопасность и ее обеспечение во многом будет зависеть от способности современного государства с помощью права, прежде всего, правовых средств — регулятивных (дозволения) и охранительных (меры защиты) развязывать и как можно безболезненнее разрешать возникающие экономические узлы противоречий и конфликтов.

На наш взгляд, и это подтверждает практика, система национальной безопасности в целом и экономической в частности не должна носить оборонительный характер. Такой подход представляется заведомо неэффективным, поскольку он, образно говоря, сводится к «латанию дыр». Поэтому система обеспечения экономической безопасности концептуально должна быть ориентирована не на противостояние угрозам, а на предупреждение их возникновения, на формирование среды безопасности. Речь должна идти не только о защите, а, прежде всего, о запасе прочности, о внутренних механизмах поддержания устойчивого, сбалансированного развития экономики, воспроизводства её основных параметров. Эта сложная и весьма важная задача должна осуществляться в правовых и организационных формах.

Таким образом, доверие к государству, государственной власти, степень их поддержки населением находятся в тесной связи с демократическим содержанием функций государства, его умением и желанием учитывать в своей деятельности многообразные классовые, групповые, национальные и другие социальные интересы. Как справедливо указывает правовед Л.А. Морозова, «государство, откровенно попирающее права человека, игнорирующее его неотъемлемые, естественные права и свободы, осуществляющее репрессии против своего народа или отдельных национальных групп, препятствующее контактам между людьми и организациями разных стран, не может считаться цивилизованным. Оно не вправе рассчитывать на нормальное сотрудничество

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы административного права

с другими государствами, на благоприятное общественное мнение мирового сообщества»24.

Следует отметить, что научное познание государства любого исторического типа обязательно предполагает рассмотрение его функций, представляющих собой важнейшие качественные характеристики и ориентиры не только собственно государства как особой организации публичной власти, но и общества в целом.25 И нормы административного права здесь занимают важнейшее, можно сказать определяющее место.

Исходя из изложенного, нам представляется возможным дать следующее определение экономической безопасности - экономическая безопасность — это состояние защищенности экономической системы государства (союза государств), обладающее внутренним механизмом поддержания устойчивого и сбалансированного развития экономики, воспроизводства её основных параметров, а также ориентированное не только на противостояние, но и на предупреждение возникновения как внутренних, так и внешних угроз.

Таким образом, исследование понятий «национальная безопасность», «экономическая безопасность» как структурно обособленный элемент первой связано с большими трудностями не только ввиду чрезвычайной сложности предмета, обилия разных точек зрения, господства некоторых стереотипов, но также вследствие неразрывной связи их. Невозможно говорить о национальной безопасности полностью отвлекаясь от безопасности экономической и наоборот. Однако логическая последовательность изложения вынудила нас сначала показать процесс познания сути (определения понятия) национальной безопасности, а затем экономической с одной лишь целью: более чётко оттенить особенности каждого явления в отдельности. Понять сущность и природу экономической безопасности — значит понять сущность и природу национальной безопасности и наоборот.

1 Липень С.В. Теоретические проблемы государственности и права в политико-правовых учениях XVII- начала XX в. Монография. Минск. Академия МВД Респ. Беларусь. 2011. С.41-49.; Вшнеуская 1.У. Палтганая i прававая думка Беларус на мяжы еурапейсгах цывшзацый (IX- пачатак XXI ст.ст.): Манаграфiя. Мшск, Тэсей. 2008. С.74-76.

2 Конституция Республики Беларусь от 15.03.1994 (ред. от 17.11.2004) // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац.центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2012;

3 A National security strategy of engagement and enlargement. The White house. February 1995. // Режим доступа: http://www. globalsecurity.org/military/library/policy/national/nss-9502.pdf. Дата доступа: 28.02.2013.

4 Проскурин С.А. Национальная безопасность страны: сущность, структура, пути укрепления. -М.: Знание, 1991. С.5.

5 Национальная безопасность Республики Беларусь. Современное состояние и перспективы / Мясникович М.В., Никитенко П.Г., Пузиков В.В. и др. Минск. ИООО «Право и экономика». 2003. С.18.

6 Пороховский А.А. Вектор экономического развития. М.: Смена, 2002. С.116.

7 Бжезинский З. Великая шахматная доска. Государство Америки и его геостратегические императивы. М.: Международ. отношения. 2000.С.32-36.

8 Федосова С.П. Экономическая безопасность России в условиях глобализации экономики. Дис. на соиск. уч степени д.э.н. Специальность 08.00.01 — Экономическая теория. Санкт-Петербург. 2006. С.20.

9 Рубанов В. Безопасность — лозунги, теория и политическая практика. // Свободная мысль, 1991, №17. С.37.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10 A National Security Strategy for A New Century. May 1997. P.3.

11 Материалы XXVII съезда КПСС. Доклад Генерального секретаря КПСС тов. М.С. Горбачёва (25 февраля 1986 года). -М.: Политиздат, 1989. С.20.

12 Концепция национальной безопасности Республики Беларусь. Минск, 1995. С.4.

13 Государственное управление: от философских оснований до созидания сильного и процветающего государства: Монография. Под ред. проф. С.Н. Князева. Минск: Академия управления при Президенте Респ. Беларусь. 2007. С.235.

14 Левин И.Б. Гражданское общество на Западе и в России // Полис. 1996. №5. С.118; Медушевский А.Н. Гражданское общество и правовое государство в политической мысли Германии // Вестник МГУ Серия 12. Социально-политические исследования. 1992. №5. С.43; Тихиня В.Г. Глобализация и тенденции развития правовой системы Республики Беларусь: методологические ориентиры юридической науки // Сацыяльна-эканамiчныя i прававыя даследванш. 2008. №1 (11). С.6.

15 Пурс Г.А. Экономическая безопасность Республики Беларусь: проблемы, оценка и пути обеспечения // Национальная безопасность: управленческие и информационные технологии обеспечения: Матер. межведом. научн.-практ. конф. (10-11 июня 1999 года) . Минск: Ин-т нац. безоп. Респ. Беларусь. 2000. С.72.

16 Об утверждении Концепции национальной безопасности Республики Беларусь: Указ Президента Респ. Беларусь, 9 нояб. 2010 г., № 575 (ред. от 30.12.2011) // Консультант Плюс : Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2013.

17 Сборник основных понятий и терминов, используемых при взаимодействии в рамках Совета руководителей органов безопасности и специальных служб СНГ. М., 1999. С.5.

18 Экономическая безопасность России. Под ред. В.К. Сенчаго-ва. -М.: Дело, 2005. С.72.

19 Ващекин Н.П., Дзлиев М.И., Урсул А.Д. Безопасность и устойчивое развитие России. -М.: РАН. 1998. С.177.

20 Пузиков В.В., Громович А.И. Экономическая безопасность и экономическая преступность. Минск. 2001. С.43.

21 В.Г.Гавриленко. Капитал. Энциклопедический словарь («Право и экономика», 2009) // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2013.

22 Мау В. Экономическая реформа: сквозь призму конституции и политики. М., 1999. С.20-23.

23 А.Ф. Вишневский, А.А. Вишневский. Воздействие государства на рыночные отношения — благо или вред? Организационно-правовые аспекты реформирования АПК. Выпуск IV: Сборник научных трудов, посвященный 165 — летию БГСХА. -Горки: Белорусская государственная сельскохозяйственная академия, 2006. С.147-152.

24 Морозова, Л.А. Функции Российского государства на современном этапе // Государство и право. 1993. №2 (6). С. 100.

25 Вишневский, А.Ф. Общая теория государства и права: курс лекций / А.Ф. Вишневский.- Мн.: Тесей, 2005. С.88-90.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.