Научная статья на тему 'АДМИНИСТРАТИВНО-ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ В СИСТЕМЕ ДИСЦИПЛИНАРНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ: ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ'

АДМИНИСТРАТИВНО-ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ В СИСТЕМЕ ДИСЦИПЛИНАРНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ: ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
75
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЛУЖЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА / ЗАКОННОСТЬ / АДМИНИСТРАТИВНО-ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ / ДИСЦИПЛИНАРНОЕ ПРИНУЖДЕНИЕ / ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Журавлев Владимир Вячеславович

Анализируются административно-предупредительные меры, применяемые во внутриорганизационной деятельности органов внутренних дел. Исследуется природа административно-предупредительных мер и их место в системе дисциплинарного принуждения как метода государственного управления. На основании характерных черт предупредительных мер нарушения служебной дисциплины предлагается их авторское понятие и классификация с учетом специфики дисциплинарных правоотношений в системе органов внутренних дел.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADMINISTRATIVE PREVENTIVE MEASURES IN THE SYSTEM OF DISCIPLINARY ENFORCEMENT: CONCEPT AND CLASSIFICATION

Administrative and preventive measures applied in the internal organizational activities of internal affairs bodies are analyzed. The nature of administrative and preventive measures and their place in the system of disciplinary coercion as a method of public administration are investigated. Based on the characteristic features of preventive measures of violation of official discipline, their author's concept and classification are proposed, taking into account the specifics of disciplinary legal relations in the system of internal affairs bodies.

Текст научной работы на тему «АДМИНИСТРАТИВНО-ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ В СИСТЕМЕ ДИСЦИПЛИНАРНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ: ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Научная статья УДК 347.1

https://doi.org/10.24412/2073-0454-2022-5-128-131 NIION: 2003-0059-5/22-430 MOSURED: 77/27-003-2022-05-629

Административно-предупредительные меры в системе дисциплинарного принуждения: понятие и классификация

Владимир Вячеславович Журавлев

Рязанский филиал Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, Рязань, Россия,

vz15111982@gmail.com

Аннотация. Анализируются административно-предупредительные меры, применяемые во внутриорганизационной деятельности органов внутренних дел. Исследуется природа административно-предупредительных мер и их место в системе дисциплинарного принуждения как метода государственного управления. На основании характерных черт предупредительных мер нарушения служебной дисциплины предлагается их авторское понятие и классификация с учетом специфики дисциплинарных правоотношений в системе органов внутренних дел.

Ключевые слова: служебная дисциплина, законность, административно-предупредительные меры, дисциплинарное принуждение, органы внутренних дел

Для цитирования: Журавлев В. В. Административно-предупредительные меры в системе дисциплинарного принуждения: понятие и классификация // Вестник Московского университета МВД России. 2022. № 5. С. 128-131. https://doi.org/10.24412/ 2073-0454-2022-5-128-131.

Original article

Administrative preventive measures in the system of disciplinary enforcement: concept and classification

Vladimir V. Zhuravlev

Ryazan Branch of Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot',

Ryazan', Russia, vz15111982@gmail.com

Abstract. Administrative and preventive measures applied in the internal organizational activities of internal affairs bodies are analyzed. The nature of administrative and preventive measures and their place in the system of disciplinary coercion as a method of public administration are investigated. Based on the characteristic features of preventive measures of violation of official discipline, their author's concept and classification are proposed, taking into account the specifics of disciplinary legal relations in the system of internal affairs bodies.

Keywords: service discipline, legality, administrative and preventive measures, disciplinary coercion, internal affairs bodies

For citation: Zhuravlev V. V. Administrative preventive measures in the system of disciplinary enforcement: concept and classification. Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2022;(5): 128-131. (In Russ.). https:// doi.org/10.24412/2073-0454-2022-5-128-131.

Реформирование органов внутренних дел, продолжающееся в настоящее время, представляет собой достаточно сложный процесс поиска оптимального построения их организационно-штатной структуры и совершенствования управленческой деятельности, основанной на трансформации административного законодательства в целях повышения общей эффективности деятельности полиции, неотъемлемой частью которой является служебная дисциплина. В основе ее поддержания лежит механизм правового регулирования, основанный на балансе государственно-публичных интересов МВД России и

© Журавлев В. В., 2022

частных интересов сотрудников органов внутренних дел, реализуемом посредством сочетания методов государственного управления: убеждения и принуждения. Отдельные ученые, отчасти справедливо, отмечают, что «административное принуждение должно иметь только вспомогательный характер и применяться лишь в случаях, когда в рамках позитивного правового регулирования исчерпаны иные способы регулирующего воздействия» [1, с. 17]. Вместе с тем, нельзя не признать, что использование лишь только мер, направленных на становление и развитие позитивной ответственности, в отрыве от прину-

JURISPRUDENCE

дательных мер, к сожалению, не позволяет в полной мере добиться желаемого результата. Пожалуй, ключевым элементом дисциплинарного принуждения следует считать предупредительные меры, призванные оказать превентивное воздействие, минимизировать возможность нарушения установленных запретов и ограничений. Как отмечает А. А. Бере-зин, «их властно-принудительная сущность обусловлена тем, что властвующий субъект способен на оказание определяющего воздействие на поведение и деятельность подвластных объектов вопреки их воле, что является характерной чертой любого вида социальных связей с принудительным содержанием» [2, с. 90]. Характерной особенностью предупредительных мер является их универсальность [3, с. 103], которая предоставляет возможность своевременного воздействия на причины и условия, способствующие нарушению социальных норм, запретов и ограничений, требований к служебному поведению, а также на сознание и поведение сотрудников органов внутренних дел.

Административно-правовые меры, направленные на предупреждение (профилактику) нарушений служебной дисциплины являются одним из средств поддержания в системе органов и подразделений внутренних дел установленного порядка и общепринятых правил поведения путем выработки и реализации управленческих решений уполномоченными должностными лицами, направленных на минимизацию или исключение возникновения обстоятельств, служащих основанием к возбуждению дисциплинарного производства. Ученые-административисты отмечают, что административно-предупредительные меры по своей природе носят ярко выраженный профилактический характер [4, с. 219; 5, с. 215], однако реализуются в принудительном порядке, т. е. путем принятия руководителем единоличного властного решения в отношении подчиненного ему сотрудника полиции в целях соблюдения им конкретно определенных в нормативных правовых актах правил, запретов и ограничений. Таким образом, основанием для применения административно-предупредительных мер является не сам факт совершения дисциплинарного проступка, а наступление определенных обстоятельств, которые могут быть как связаны, так и не связаны с действиями сотрудника полиции [5, с. 215].

Государство, закрепляя перечень мер рассматриваемой категории, пытается защитить охраняемые

правоотношения от возможных нарушений, игнорирование которых, в свою очередь, может привести к действительному совершению дисциплинарного проступка и повлечь наступление неблагоприятных последствий для органов внутренних дел. Так, непринятие должных предупредительных мер, направленных на повышение дорожно-транспортной дисциплины, может привести к совершению дорожно-транспортного происшествия. Его итогом, при наличии в действиях сотрудника полиции вины, например, в управлении автомобилем в состоянии опьянения, могут стать негативные последствия для правоохранительных органов в целом в виде снижения уровня одобрения и поддержки их деятельности со стороны простых граждан.

Вместе с тем, следует отметить, что применение рассматриваемой группы мер может быть вызвано необходимостью предупреждения возникновения иных вредных последствий, вызванных невиновными действиями сотрудников органов внутренних дел. Так, в условиях распространения новой коро-навирусной инфекции активно используется предупредительные меры в виде измерения температуры тела и дезинфекции рук лиц, проходящих на территорию административных зданий и помещений органов внутренних дел, как средство, направленное на недопущение распространения болезни и соблюдения прав других сотрудников на санитарно-эпидемиологическое благополучие.

Для определения сущности предупредительных мер, входящих в систему дисциплинарного принуждения, необходимо остановиться на их классификации. Ученые-административисты, занимавшиеся изучением мер предупредительного характера по-разному подходят к их делению. Так, А. В. Равнюшин предлагает классифицировать административно-предупредительные меры исходя из объекта регулирующего воздействия, методов правового воздействия (стимулирующие, обязывающие, дозволительные, запрещающие), сферы воздействия (общие и специальные), территориального признака (федеральные, региональные, местные), целевого предназначения (выявление причин и условий совершения правонарушений, предупреждение противоправного поведения лиц и пр.), субъектов применения (органы внутренних дел, иные органы государственной власти) [6, с. 9].

В. В. Барашев, в свою очередь, полагает возможным разделить рассматриваемую категорию мер ис-

№ 5 / 2022 - Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia - 129

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

ходя из причин их применения (человеческий фактор, явления природного или техногенного характера), источника нормативно-правового регулирования (федеральные конституционные законы, федеральные законы, указы Президента РФ и т. д.), по целевому признаку (имеющие предупредительный характер или смешанный (предупредительно-пресе-кательный характер)) [7, с. 6].

По мнению А. А. Березина, в основе классификации административно-предупредительных мер лежит их целевое предназначение (необходимость предупреждения правонарушений, необходимость предупреждения вредных последствий, вызванных их совершением), субъекты правоприменения (Президент РФ; должностные лица органов государственной власти и пр.), период их реализации [2, с. 92-109]. Обобщая совокупность представленных мнений, и принимая во внимание специфику дисциплинарных правоотношений в системе органов внутренних дел, предлагаем следующую классификацию административно-предупредительных мер нарушений служебной дисциплины.

1. По целевому предназначению:

♦ общие;

♦ специальные.

2. По кругу действия:

♦ унифицированные;

♦ персонифицированные.

3. По источнику нормативного регулирования, предусмотренные:

♦ федеральными конституционными законами и федеральными законами;

♦ подзаконными актами;

♦ локальными актами органов и подразделений внутренних дел.

4. По субъектам применения, реализуемые:

♦ прямым (непосредственным) начальником (руководителем);

♦ иными должностными лицами, наделенными властными полномочиями в соответствии с замещаемой должностью;

5. По объектам применения:

♦ постоянный состав;

♦ переменный состав.

6. По направлениям деятельности в сфере:

♦ учетно-регистрационной и исполнительской дисциплины (в том числе пропускного режима);

♦ дорожно-транспортной дисциплины;

♦ служебной (правовой, боевой, физической) подготовки.

7. Исходя из причинно-следственной связи, вызванные:

♦ деяниями сотрудников органов внутренних

дел;

♦ обстоятельствами непреодолимой силы, явлениями природного и техногенного характера.

На основании анализа элементов системы средств предупреждения нарушений служебной дисциплины в органах внутренних дел, предлагаем дать им авторское определение.

Дисциплинарно-предупредительные меры представляют собой систему инструментов принуждения, реализуемых в отношении постоянного и переменного состава органов внутренних дел в целях профилактики нарушений дисциплины и наступления иных вредных последствий в случаях, когда имеются достаточные оснований предполагать наличие потенциальной или реальной опасности нарушения установленного внутреннего служебного распорядка, запретов, ограничений и иных требований, установленных нормативными актами, приказами и распоряжениями уполномоченных начальников (руководителей), как совокупность средств поддержания правового режима в системе дисциплинарно-трудовых отношений.

Список источников

1. Овчарова Е. В. Дисциплинарное принуждение за нарушение налогового законодательства в Российской Федерации как элемент правового регулирования в области налогов и сборов: автореф. дисс. ... д-ра юрид. наук. М., 2021.

2. Березин А. А. Административно-правовое противодействие нарушениям, посягающим на общественный порядок и общественную безопасность при проведении публичных мероприятий: дисс. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2015.

3. Гайдуков А. А. Административно-правовое регулирование деятельности полиции по предупреждению и пресечению правонарушений в сфере семейно-бытовых отношений: дисс. ... канд. юрид. наук. Омск, 2018.

4. Алехин А. П., Козлов Ю. М. Административное право Российской Федерации: учебник. Ч. 1. Сущность и основные институты административного права. М. : Теис, 1995.

JURISPRUDENCE

5. Административное право: учебник / под ред. Л. Л. Попова, М. С. Студеникиной. 2-е изд., пере-раб. и доп. М. : Норма : Инфра-М, 2017.

6. Равнюшин А. В. Административно-правовые средства предупреждения и пресечения органами внутренних дел правонарушений в сфере семейно-бытовых отношений: автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. М., 2015.

7. Барашев В. В. Институт административного принуждения: соотношение материального и процессуального права: автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. Ростов н/Д., 2007.

References

1. Ovcharova E. V. Disciplinary enforcement for violation of tax legislation in the Russian Federation as an element of legal regulation in the field of taxes and fees: Author. diss. ... Dr. jurid. Sciences. M., 2021.

2. Berezin A. A. Administrative and legal counteraction to violations that encroach on public order and

public safety during public events: diss. ... cand. legal Sciences. Saratov, 2015.

3. Gaidukov A. A. Administrative and legal regulation of police activities to prevent and suppress offenses in the sphere of family and domestic relations: diss. ... cand. legal Sciences. Omsk, 2018.

4. Alekhin A. P., Kozlov Yu. M. Administrative law of the Russian Federation: textbook. Part 1. Essence and main institutions of administrative law. M. : Teis, 1995.

5. Administrative law: textbook / ed. L. L. Popova, M. S. Studenikina. 2nd ed., revised. and additional M. : Norma : Infra-M, 2017.

6. Ravnyushin A. V. Administrative and legal means of preventing and suppressing offenses in the sphere of family and domestic relations by internal affairs bodies: author. diss. ... cand. legal Sciences. M., 2015.

7. Barashev VV Institute of administrative coercion: correlation of substantive and procedural law: author. diss. ... cand. legal Sciences. Rostov n / D., 2007.

Информация об авторе

В. В. Журавлев — старший преподаватель кафедры административного права и административной деятельности Рязанского филиала Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат юридических наук.

Information about the author

V. V. Zhuravlev— Senior Lecturer of the Department of Administrative Law and Administrative Activity of the Ryazan Branch of Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Candidate of Legal Sciences.

Статья поступила в редакцию 19.04.2022; одобрена после рецензирования 10.06.2022; принята к публикации 08.08.2022.

The article was submitted 19.04.2022; approved after reviewing 10.06.2022; accepted for publication 08.08.2022.

№ 5/2022

Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia

131

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.