Научная статья на тему 'Административно-правовой статус должностных лиц органов внутренних дел, наделенных правом назначения служебной проверки'

Административно-правовой статус должностных лиц органов внутренних дел, наделенных правом назначения служебной проверки Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
58
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
служебная дисциплина / законность / дисциплинарный проступок / служебная проверка / права / обязанности / запреты и ограничения уполномоченных начальников (руководителей) органах внутренних дел / official discipline / legality / disciplinary misconduct / official inspection / rights / duties / prohibitions and restrictions of authorized chiefs (managers) of internal affairs bodies

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Владимир Вячеславович Журавлев

Анализируются административно-правовой статус начальников (руководителей) органов внутренних дел, наделенных правом возбуждения дисциплинарного производства и назначения служебной проверки. Исследуются нормативно-правовые акты, закрепляющие отдельные элементы правового статуса, конкретизируются права, обязанности, запреты и ограничения уполномоченных начальников (руководителей) в их системной взаимосвязи. Изучаются проблемы, возникающие в рамках дисциплинарного производства, и предлагаются пути их преодоления при разрешении дисциплинарно-трудовых споров в системе органов внутренних дел.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Administrative and legal status of officials of internal affairs bodies entitled to appoint an internal audit

The article is devoted to the study of the administrative and legal status of the heads (heads) of internal affairs bodies who are entitled to initiate disciplinary proceedings and appoint an internal audit. The normative legal acts fixing separate elements of the legal status are analyzed, the rights, duties, prohibitions and restrictions of authorized chiefs (managers) in their systemic interrelation are specified. The problems arising in the framework of disciplinary proceedings are studied, and ways of overcoming them are proposed when resolving disciplinary and labor disputes in the system of internal affairs bodies.

Текст научной работы на тему «Административно-правовой статус должностных лиц органов внутренних дел, наделенных правом назначения служебной проверки»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Научная статья УДК 347.1

https://doi.org/10.24412/2073-0454-2022-4-94-98 NIION: 2003-0059-4/22-358 MOSURED: 77/27-003-2022-04-557

Владимир Вячеславович Журавлев

Рязанский филиал Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, Рязань, Россия,

vz15111982@gmail.com

Аннотация. Анализируются административно-правовй статус начальников (руководителей) органов внутренних дел, наделенных правом возбуждения дисциплинарного производства и назначения служебной проверки. Исследуются нормативно-правовые акты, закрепляющие отдельные элементы правового статуса, конкретизируются права, обязанности, запреты и ограничения уполномоченных начальников (руководителей) в их системной взаимосвязи. Изучаются проблемы, возникающие в рамках дисциплинарного производства, и предлагаются пути их преодоления при разрешении дисциплинарно-трудовых споров в системе органов внутренних дел.

Ключевые слова: служебная дисциплина, законность, дисциплинарный проступок, служебная проверка, права, обязанности, запреты и ограничения уполномоченных начальников (руководителей) органах внутренних дел

Для цитирования: Журавлев В. В. Административно-правовой статус должностных лиц органов внутренних дел, наделенных правом назначения служебной проверки // Вестник Московского университета МВД России. 2022. № 4. С. 94-98. https://doi.org/10.24412/2073-0454-2022-4-94-98.

Original article

Vladimir V. Zhuravlev

Ryazan Branch of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', vz15111982@gmail.com

Abstract. The article is devoted to the study of the administrative and legal status of the heads (heads) of internal affairs bodies who are entitled to initiate disciplinary proceedings and appoint an internal audit. The normative legal acts fixing separate elements of the legal status are analyzed, the rights, duties, prohibitions and restrictions of authorized chiefs (managers) in their systemic interrelation are specified. The problems arising in the framework of disciplinary proceedings are studied, and ways of overcoming them are proposed when resolving disciplinary and labor disputes in the system of internal affairs bodies.

Keywords: official discipline, legality, disciplinary misconduct, official inspection, rights, duties, prohibitions and restrictions of authorized chiefs (managers) of internal affairs bodies

For citation: Zhuravlev V. V. Administrative and legal status of officials of internal affairs bodies entitled to appoint an internal audit. Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2022;(4):94-98. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-0454-2022-4-94-98.

Административно-правовой статус должностных лиц органов внутренних дел, наделенных правом назначения служебной проверки

Administrative and legal status of officials of internal affairs bodies entitled to appoint an internal audit

© Журавлев В. В., 2022

Дисциплинарное производство, как часть адми-нистративно-юрисдикционной деятельности, представляет собой систему последовательных стадий, объединенных общей целью по установлению в деянии сотрудника органов внутренних дел состава проступка, связанного с нарушением служебной дисциплины и разрешения возникшего вследствие этого дисциплинарно-трудового спора в установленном законом порядке. Изучение совокупности процессуальных правоотношений, возникающих в этой связи, требует детального анализа административно-правового статуса его участников, то есть лиц, принимающих участие в дисциплинарном производстве, в целях определения и, при необходимости, нормативного закрепления его элементов: прав и обязанностей, запретов и ограничений, ответственности и гарантий.

Исчерпывающий перечень должностных лиц, наделенных властными полномочиями по возбуждению дисциплинарных дел и наложению дисциплинарных взысканий (далее — уполномоченный начальник (руководитель)) определен Приказом МВД России [1].

Помимо должностных лиц органов внутренних дел целесообразно упомянуть Президента Российской Федерации, который в рамках своего административно-правового статуса наделен полномочиями по освобождению (переводу на нижестоящую должность, увольнению) сотрудников органов внутренних дел, замещающих должности высшего начальствующего состава [2].

Основными правами уполномоченного начальника (руководителя) в рамках осуществления дисциплинарного производства являются:

1. Принимать решение о назначении служебной проверки либо ходатайствовать о ее назначении перед вышестоящим должностным лицом органов внутренних дел.

2. Принимать решение о привлечении подчиненного сотрудника органов внутренних дел к дисциплинарной ответственности без назначения служебной проверки.

3. Принимать решение об освобождении подчиненного сотрудника от дисциплинарной ответственности в силу малозначительности совершенного проступка.

4. Проводить служебную проверку самостоятельно либо делегировать право ее проведения подчиненному сотруднику (группе сотрудников) в рамках своего властного усмотрения.

5. Продлевать срок проведения служебной проверки.

6. Отстранять сотрудника от проведения служебной проверки по основаниям, указанным в части 2 статьи 52 Федерального закона [6].

7. Принимать решение о выделении материалов служебной проверки в отношении отдельных должностных лиц в случае невозможности ее завершения в силу объективных причин.

8. Принимать решение о проведении дополнительных мероприятий, необходимость в проведении которых возникла в конкретной ситуации при производстве по дисциплинарному делу.

9. Принимать решение о временном отстранении сотрудника от выполнения служебных обязанностей.

10. Утверждать заключение по материалам служебной проверки и подписывать приказ о наложении дисциплинарного взыскания.

11. Ходатайствовать перед вышестоящим руководителем о наложении на сотрудника дисциплинарного взыскания, которое не входит в его властные полномочия.

12. Отменять или изменять дисциплинарные взыскания, наложенные на сотрудника органов внутренних дел нижестоящими начальниками (руководителями), в случаях их несоответствия тяжести совершенного деяния.

Таким образом, анализ прав уполномоченных начальников (руководителей) в дисциплинарном производстве позволяет выделить их основные черты. Во-первых, они представляют собой совокупность властных полномочий, призванных решить вопросы возбуждения, продления и разрешения дисциплинарно-трудового спора. Во-вторых, уполномоченный начальник (руководитель) наделен обширным перечнем надзорных функций, реализация которых призвана обеспечить соблюдение прав и обязанностей участников дисциплинарного производства. В-третьих, он контролирует полноту и всесторонность проведенных в ходе служебной проверки мероприятий, оценивает объективность собранных материалов и выводов, содержащихся в заключении. Следует признать, что процессуальная составляющая принятия уполномоченным начальником (руководителем) властных решений в рамках дисциплинарного производства видится не проработанной, поскольку в большинстве случаев не имеет единообразных форм и утвержденных образцов бланков документов. Так, издание приказа, как правовой формы выражения решения, принятого уполномоченным начальником (руководителем), предусмотрено в ограниченном числе случаев: при необходимости

JURISPRUDENCE

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

наложения взыскания или его отмены (изменения), временного отстранения сотрудника, в отношении которого проводится служебная проверка либо отстранения члена комиссии при получении сведений о его возможной личной или косвенной заинтересованности в результатах ее проведения. Принятие большинства других властных решений уполномоченным начальником (руководителем) осуществляется в иных правовых формах, находящих свое фактическое выражение в отдании устных приказов (например, о виде дисциплинарного наказания, подлежащего включению в проект приказа) или наложении соответствующих резолюций на бланках внутренних служебных документов, подготавливаемых должностным лицом в рамках служебной проверки (например, рапортах о продлении сроков служебной проверки, выделении материалов в отношении отдельных сотрудников и т.д.). Полагаем, что существующее состояние порядка использования властных полномочий начальником (руководителем) при разрешении дисциплинарно-трудовых споров в органах внутренних дел не отвечает современным реалиям в административно-юрисдик-ционной деятельности. В этой связи, их реализация должна быть основана только на применении правовых форм, выражающихся в издании индивидуальных актов управления, либо совершении иных юридически значимых действий путем составления строго определенных процессуальных документов, имеющих установленную форму и внутреннее содержание. Так, принимать решение о возбуждении дела о дисциплинарном проступке целесообразно путем вынесения и утверждения уполномоченным начальником (руководителем) постановления, а продлевать сроки служебной проверки либо выделять отдельные ее материалы следует путем вынесения соответствующего определения.

Основными обязанностями уполномоченного начальника (руководителя) в рамках осуществления дисциплинарного производства являются:

1. Осуществление общего контроля за порядком проведения служебной проверки, соблюдением прав и обязанностей ее участников.

2. Организация служебной проверки по фактам разглашения или утраты сведений, составляющих государственную тайну в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации [3].

3. Согласование решения о проведении служебной проверки в отношении сотрудников подразделений собственной безопасности с упол-

номоченными должностными лицами органов внутренних дел.

4. Выделение и направление материалов, указывающих на наличие в деяниях сотрудника, в отношении которого проводится служебная проверка, признаков иного правонарушения (административного, уголовного) по подведомственности.

5. Отстранение сотрудника от проведения служебной проверки при наличии оснований, указанных в части 2 статьи 52 Федерального закона [6].

6. Незамедлительное информирование вышестоящего руководителя (начальника) о факте совершения дисциплинарного проступка сотрудниками нескольких органов (подразделений) внутренних дел для принятия решения о проведении служебной проверки, а также их прямых руководителей (начальников).

7. Принятие мер по оказанию сотруднику органов внутренних дел, в отношении которого проводится служебная проверка, необходимой помощи (социальной, психологической).

8. Принятие предусмотренного законом процессуального решения по результатам проведения служебной проверки и обеспечение его исполнения в установленные сроки.

9. Принятие решение о назначении расследования по иным фактам нарушения дисциплины, выявленным в ходе служебной проверки.

10. Рассмотрение в срок, не превышающий пяти дней, заявлений, ходатайств и жалоб, заявленных сотрудником органов внутренних дел, в отношении которого проводится служебная проверка [4].

11. Ознакомление сотрудника органов внутренних дел в установленный законом срок под расписку с приказом (актом) о наложении дисциплинарного взыскания.

12. Рассмотрение обращения сотрудника органов внутренних дел, обжалующего решение нижестоящего начальника (руководителя) о наложении дисциплинарного взыскания в срок, не превышающий одного месяца [5].

13. В обязанности Министра внутренних дел также входит уведомление Президента Российской Федерации о привлечении к дисциплинарной ответственности сотрудника, замещающего должность в органах внутренних дел, назначение на которую и освобождение

JURISPRUDENCE

от которой осуществляются Президентом Российской Федерации.

Обобщая перечень обязанностей в рамках дисциплинарного производства, выделим их основные черты. Во-первых, уполномоченный начальник (руководитель) отвечает за выполнения организационно-распорядительных функций, связанных с контролем за процедурным порядком возбуждения дисциплинарного производства в отношении отдельных должностных лиц. Во-вторых, принимает в установленные законом сроки процессуальные решения в рамках предоставленных полномочий по результатам рассмотрения обращений и ходатайств участников дисциплинарного производства, а также по иным фактам нарушений служебной дисциплины и законности, выявленным в ходе служебной проверки. В-третьих, организует исполнение решения, принятого по результатам дисциплинарного производства, и его доведение до сведения заинтересованных лиц. Обратим внимание, что ряд приведенных обязанностей либо не имеют четко определенного срока их выполнения, либо ограничиваются расплывчатыми формулировками, например, «незамедлительно», что является недопустимым в административно-юрис-дикционной деятельности и требует соответствующей конкретизации.

Запреты и ограничения, возникающие у уполномоченного начальника (руководителя) в рамках дисциплинарного производства:

1. Недопустимость наложение дисциплинарных взысканий, не предусмотренных Дисциплинарным уставом.

2. Запрет на разглашение информации, полученной в рамках проведения служебной проверки, которая прямо или косвенно относится к сотрудникам.

3. Запрет на привлечение к проведению служебной проверки должностных лиц, прямо или косвенно заинтересованных в ее результатах.

Обобщая административно-правовой статус должностных лиц органов внутренних дел, наделенных правом назначения служебной проверки, отметим, что он не имеет закрепления в едином нормативном первоисточнике и представляют собой совокупность разрозненных элементов, содержащихся в федеральных законах и подзаконных актах, регламентирующих вопросы разрешения дисциплинарно-трудовых споров в системе органов внутренних дел. Реализация отдельных прав и обязанностей уполномоченного начальника (руководителя), зачастую, затрудняется отсутстви-

ем четкого и последовательного алгоритма действий, унифицированного процессуального порядка и бланков документов, имеющих единообразную форму и содержание. И, наконец, нельзя не отметить необходимость реализация властных полномочий в дисциплинарном производстве путем использования правовых форм, выражающихся в издании письменных индивидуальных актов управления. Таким образом, полагаем, что административно-правовой статус должностных лиц органов внутренних дел, наделенных правом назначения служебной проверки, требует дальнейшей конкретизации, а административно-юрисдикционная деятельность — унификации.

Список источников

1. Приказ МВД России от 01 февраля 2018 г. N° 50 «Об утверждении порядка организации прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации» // [Электронный ресурс] СПС «КонсультантПлюс».

2. Указ Президента РФ от 21.12.2016 г. № 699 «Об утверждении Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации и Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации» // [Электронный ресурс] СПС «Консуль-тантПлюс».

3. Постановление Правительства Российской Федерации от 5 января 2004 г. № 3-1 «Об утверждении Инструкции по обеспечению режима секретности в Российской Федерации» // [Электронный ресурс] СПС «Консультант-Плюс».

4. Приказ МВД России от 26.03.2013 г. № 161 «Об утверждении Порядка проведения служебной проверки в органах, организациях и подразделениях Министерства внутренних дел Российской Федерации» // [Электронный ресурс] СПС «КонсультантПлюс».

5. Указ Президента РФ от 14.10.2012 г. № 1377 «О Дисциплинарном уставе органов внутренних дел Российской Федерации» // [Электронный ресурс] СПС «КонсультантПлюс».

6. Федеральный закон от 30.11.2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // [Электронный ресурс] СПС «КонсультантПлюс».

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

References

1. Order of the Ministry of Internal Affairs of Russia № 50 dated February 01, 2018 «On approval of the procedure for organizing service in the internal Affairs bodies of the Russian Federation» // [Electronic resource] SPS «ConsultantPlus».

2. Decree of the President of the Russian Federation № 699 dated December 21, 2016 «On approval of the Regulations on the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation and the Model Regulations on the Territorial Body of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation for the subject of the Russian Federation» // [Electronic resource] SPS «ConsultantPlus».

3. Resolution of the Government of the Russian Federation of January 5, 2004 № 3-1 «On approval of the Instructions for ensuring the secrecy regime

in the Russian Federation» // [Electronic resource] SPS «ConsultantPlus».

4. Order of the Ministry of Internal Affairs of Russia of26.03.2013 № 161 «On approval of the Procedure for conducting an internal audit in the bodies, organizations and subdivisions of the Ministry Internal Affairs of the Russian Federation».

5. Decree of the President of the Russian Federation № 1377 dated 14.10.2012 «On the Disciplinary Charter of the Internal Affairs Bodies of the Russian Federation» // [Electronic resource] SPS «ConsultantPlus».

6. Federal Law № 342-FZ dated 30.11.2011 «On Service in the Internal Affairs Bodies of the Russian Federation and Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation» // [Electronic resource] SPS «ConsultantPlus».

Информация об авторе

В. В. Журавлев — старший преподаватель кафедры административного права и административной деятельности Рязанского филиала Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат юридических наук.

Information about the author

V. V. Zhuravlev — Senior Lecturer of the Department of Administrative Law and Administrative Activities of the Ryazan Branch of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Candidate of Legal Sciences.

Статья поступила в редакцию 29.03.2022; одобрена после рецензирования 30.05.2022; принята к публикации 18.07.2022.

The article was submitted 29.03.2022; approved after reviewing 30.05.2022; accepted for publication 18.07.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.